Войти
Логопедический портал
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Какие гласные мягкие. Шипящие буквы

    Какие гласные мягкие. Шипящие буквы

    Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч"]и [Щ"].

    Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.

    Задачи урока:

    • создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);
    • содействовать формированию навыков грамотного письма;
    • развивать у учащихся связную устную и письменную речь.
    • привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Весёлый прозвенел звонок,
    Мы начинаем свой урок.
    Мы с русским языком идём в дорогу.
    А настроение хорошее берём в подмогу.
    Настроение каково?
    - ВО-О-О!

    II. Чистописание (Работа в парах постоянного состава)

    А теперь ребятки, отгадайте-ка мои загадки, а отгадки в этих загадках буквы нашего родного Алфавита. Ваша задача: вместе с соседом по парте отыскать эти буквы у себя на листочках и их зачеркнуть.

    1. Эта буква широка
    И похожа на жука
    И при этом, словно жук,
    Издает жужжащий звук.

    2. Буква эта велика:
    Буква очень хороша,
    Потому что из нее
    Можно сделать Е и Ё .

    3. Да! Вы правильно решили:
    Буква тапохожа на четыре.
    Только с цифрами, друзья,
    Буквы путать нам нельзя.

    4. На расческу такпохожа:
    Три зубца всего. Ну что же?

    А какие звуки обозначают эти буквы?

    Это вам задание для чистописания,

    III. Актуализация знаний.

    Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слова. Подберите устно проверочные слова.

    1. За тобой плетётся, хоть на месте остаётся. (след)
    2. Рос сперва на воле в поле, летом цвёл и колосился, а когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, в магазине занял место. (хлеб)
    3. Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (шарф)
    4. Бьют Ермилку по затылку, ну а он не плачет, только носик прячет. (гвоздь)

    Как проверить написание слов с парными согласными на конце слова? (Чтобы проверить парный согласный на конце слова нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

    IV. Самоопределение к деятельности.

    (на доске записаны буквы.)

    М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б.

    Какая буква здесь лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ь – не означает звука. Букву убирают.)

    А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ч – обозначает шипящий согласный звук.)

    Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? (Ж, Щ, Ш.)

    Что вы о них знаете?

    Назовите тему урока. (Шипящие согласные звуки.)

    V. Работа по теме урока.

    1. Работа по учебнику.

      Упр. 1 (с. 104)

    Прочитайте.

    Найдите слова, в которых есть шипящие звуки. Произнесите каждый шипящий звук. Назовите букву, которой он обозначен на письме.

    Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.

    Упр. 2 (с. 104)

    Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

    Послушайте звучание шипящего согласного в каждом из слов.

    Какие из шипящих согласных в этих словах твёрдые, а какие мягкие?

    Прочитайте информацию на страничке для любознательных.

    Что вы узнали?

    Упр. 3(с. 104)

    ([Ж])

    А во второй? ([Ш])

    Оба звука произносятся твёрдо.)

    Спишите любую скороговорку, подчеркнув буквы, которыми обозначены непарные твёрдые шипящие звуки.

    VI. Физкультминутка.

    (Музыкальная физкультминутка)

    VII. Продолжение работы по теме урока.

    1. Работа по учебнику.

      Упр. 4 (с. 106)

    Прочитайте скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп до быстрого.

    Какой шипящий звук повторяется в первой скороговорке? ([Щ"].)

    А во второй? ([Ч"])

    Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся мягко.)

    Прочитайте сведения о языке на стр.106.

    Дайте характеристику этим звукам.

    1. Работа в Рабочей тетради.

    Упр. 59 (с. 53)

      Назовите буквы. Произнесите звук, который обозначает каждая буква. Запиши звуковые обозначения букв.

    Упр. 60 (с. 53)

      Рассмотри рисунки, впиши нужную букву в название каждого рисунка.

      Подчеркни буквы, которыми обозначены твёрдые шипящие согласные звуки.

    VIII. Словарная работа. (Работа с ЭОР)

    1. Знакомство с новым словом.

      Откройте электронное приложение к учебнику “Русский язык”.

      Найдите тему сегодняшнего урока.

      Зайдите в раздел словарная работа.

      С каким словом мы сегодня познакомимся?

      Послушайте информацию об этом слове.

      Сколько в слове слогов?

      Какой ударный?

      Какую безударную гласную нам нужно запомнить?

      Разделите слова для переноса.

      Запишите слово в тетрадь с переносом и без переноса. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву А.

    2. Работа по развитию речи.

      Выполните задание №1. Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения.

    3. Повторение ранее изученного материала.

      Выполните задание №2. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

    IX. Рефлексия. (Работа с ЭОР)

      Выполните, работая в парах, проверочную работу в электронном приложении к учебнику.

      Как вы справились с заданием?

    X. Подведение итогов урока.

      Какие согласные звуки называются шипящими?

    Конспект урока по теме "Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими"

    Тип урока: Сообщение нового материала.

    Цель : познакомить учащихся с произношением и написанием шипящих согласных звуков.

    Задачи урока.

    1.Образовательные.

    2. Воспитательные.

    3. Коррекционно-развивающие:

    Оборудование. Учебник, презентация, индивидуальные карточки с упражнениями, таблица правописания.

    Ход урока

    I . Организация начала урока.

    Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.

    Учащиеся хором произносят правила в стихотворной форме.

    Я тетрадочку открою.

    И как надо положу.

    Я от вас друзья не скрою,

    Ручку я вот так держу.

    Сяду прямо не согнусь,

    За работу я возьмусь.

    II .Минутка чистописания. Жертвин А. Жертвин В. (карточки)

    Подготовка руки к письму (Массаж для пальцев)

    1,2,3,4,5.

    Вышли пальцы погулять.

    Этот пальчик самый сильный,

    Самый толстый и большой.

    Этот пальчик, для того,

    Чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный

    И стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный,

    Он избалованный самый.

    А мизинчик хоть и мал,

    Очень ловок и удал.

    Как обычно наш урок мы начинаем с минутки чистописания.

    Сегодня мы будем писать буквы, звуки которых спрятались в чистоговорках.

    Ученик читает чистоговорку.

    Ша-ша-ша мама моет малыша. Сизоненко Денис

    Какой буквой обозначается?(ша)

    Жи-жи-жи – здесь живут ежи. Тарнакин Артём

    Какой звук повторялся чаще всего?

    Какой буквой обозначается? (же)

    Что общего у этих букв?(шипящие, твёрдые, согласные)

    Сегодня мы повторим написание этих букв.

    Посмотрите на узор из них. Какая закономерность?

    Жшжш шжшж

    Письмо букв учащимися в воздухе, в тетради.

    III . Повторение раннее изученного.

    Какая бывает речь?

    Из чего состоит речь?

    Из чего состоят предложения?

    Из чего состоят слова?

    А слоги?

    Какие бывают буквы?

    Чем гласные звуки отличаются от согласных?

    Сколько букв в русском языке?

    Сколько гласных? Назовите их.

    Сколько согласных?

    Какие буквы особенные?

    Какие гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного звука?

    А ещё какая буква?

    Что знаете о согласных звуках?

    IV . Работа по теме урока

      Беседа

    Сказка про согласные шипящие.

    Жили-были шипящие согласные Ж, Ш, а неподалеку жили Ы, И. Однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом - нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало,смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие - с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе!

    Подумайте, почему шипящие согласные звуки так назвали.

    Произнесите эти звуки, послушайте себя.

    С чем их можно сравнить?

    Какие из них всегда твердые?

    Какие всегда мягкие?

    Что вы узнали из сказки о написании буквосочетаний жи и ши?

    А сейчас послушайте стихотворение, которое будет нам помогать правильно писать буквосочетания.

    В сочетаниях ЖИ-ШИ (Бусько Владимир)

    Только И всегда пиши!

    Жи и ши, жи и ши с буквой и всегда пиши. (Викторов Виталий)

    Мыши, ёжики, ужи, лыжи, лужи, камыши.

    Какие вы знаете шипящие согласные?

    Как пишутся сочетания жи-ши?

    V .Закрепление материала.

    1. Работа по учебнику.(с. 98)

    А).-Работа с правилом. С. 98

    Б).Упражнение в нахождении буквососетаний жи-ши.Упр. 1

    В).Проверка работы.

    Г). Работа с правилом с. 98.

    Д). Работа с пословицами с. 98. Упр. 2

    Как понимаете значение пословиц?

    Спишите пословицы, подчеркните жи, ши.

    2.Физминутка «Две руки»

    3. Игра"Доскажи словечко"

    Кот живёт у нас на крыше,

    А в чулане живут (мыши)

    Не поедет без бензина

    Ни автобус, ни (машина)

    По полям бегут ручьи

    На дорогах (лужи)

    Скоро выйдут муравьи

    После зимней (стужи)

    Выпиши слова со слогом жи и ши. Подчеркни жи и ши.

    У учащихся уточнить – какие слова нужно выписать.

    Живёт,мыши, машина, лужи, стужи.

    4.Работа с деформированным предложением.

    Прочитайте слова на слайде.

    Можно назвать их предложениями?

    Что нужно сделать, чтобы получились предложения?

    Коллективное составление предложений.

    Запись предложений.

    1. Кот, у, Тишка, жил, Миши.

    2. груши, малыши, Сочные, ели.

    Подчеркни слоги жи и ши.

    VI . Итог урока

    Продолжить предложения:

    - Сегодня на уроке я узнал…

    -На уроке я научился…

    -Эти знания мне нужны для того, чтобы…

    VII . Домашнее задание: всем -с.99, упр 3.правило с. 98

    Жертвин А. Жертвин В. – индив. карточки

    Самоанализ урока русского языка

    Т ема "Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими» , является 35 уроком; по разделу "Звуки и буквы" – 20; 1 –й урок по счету данной темы.

    Тип урока : Сообщение нового материала.

    Цель: познакомить учащихся с произношением и написанием шипящих согласных звуков.

    Задачи урока.

    1.Образовательные.

    Познакомить учащихся с шипящими согласными звуками;

    обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих;

    формировать навыки правописания и самоконтроля;

    расширять словарный запас учащихся;

    2. Воспитательные.

    развиватьумения обосновывать правильность написания;

    прививать любовь к русскому языку;

    воспитывать любовь к чтению, аккуратность;

    3. Коррекционно-развивающие:

    корригировать и развивать связную устную речь учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы;

    корректировать внимание, наблюдательность;

    развивать познавательную активность учащихся.

    1.Краткая характеристика класса

    При выборе метода учебной деятельности и планировании урока были учтены следующие особенности учащихся 3 класса «в»:

    В классе 13 учеников, из них -11 мальчиков и 2 девочки.

    Уровень развития учащихся разный:

    4ученика имеет средний уровень работоспособности и активности учебной деятельности

    Запоминают и воспроизводят с незначительной направляющей и организующей помощью педагога; отмечается невнимательность, рассеянность, необходим контроль и руководство деятельности.

    4 ученика имеют ниже среднего уровень работоспособности и активности учебной деятельности: Преобладают процессы торможения. Объём, концентрация и устойчивость внимания ниже среднего уровня. При утомлении проявляются: отказ от деятельности, замыкается при собственных неудачах или удачах других учащихся. Запоминает и воспроизводит с трудом. Темп деятельности ниже среднего.

    2. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов.

    При изучении нового материала использовались:

    Приемы общей (внешней) организации учебной деятельности : приемы слушания, рассматривания, списывания, планирования работы с учебником, работа по карточкам –зачитать чистоговорки, самоконтроля.

    Приемы познавательной (внутренней) деятельности: приемы внимания, запоминания, объяснения.

    Средства обучения:

    технические – рабочее место учителя, оснащённое ПК;

    информационные - мультимедийная презентация "Правописание гласных после шипящих"

    I Организация начала урока осуществлялась через настрой учащихся на работу, проверки готовности к уроку, наличие школьных принадлежностей, предварительнойбеседы.

    II Изучение нового материала через:

    1. Актуализацию знаний учащихся с помощью сказки

    2. Введение в новую тему через использование чистоговорки.

    Жжжу-жжжу я жук и жужжу

    Шшшу-шшшу – я мышка, шуршу.

    Для лучшего усвоения изучаемого материала использовалось сначала прослушивание, затем проговаривание чистоговорки по образцу педагога. Удалось донести до понимания учащихся как необходимо проговаривать чистоговорку, учащиеся все проговорили верно, удалось донести и необходимость проговаривания чистоговорки, так как именно в ее понимании заключается введение в новую тему: услышать и произнести согласные ж и ш, Ш и Ж – шипящие соглассные.

    Рассматривание картинок и прочтения рядом с ними слов, принадлежащих к изображению, приблизило понимание учащихся к усвоению изучаемого правила и сообщению изучения новой темы: Ежи, ножи, карандаши, мыши – после шипящи ж и ш пишется буква и. ЖИ ШИ – пиши с буквой И.

    Сообщение темы урока: «Гласные после шипящих ж и ш»

    3. Работа над темой урока

    1.Вставь пропущенный слог жи или ши в словосочетания; 2. Работа с учебником.

    Закрепление знаний учащихся пройденного материала осущесвлялось с помощью игры "Доскажи словечко" Составь и запиши из слов предложения".

    Подведен итог урока, в результате которого учащиеся отметили, что им понравилось на уроке. Учителем подведен итог

    В структуре урока осуществленн совместный разбор домашнего задания, учащиеся получили оценку за работу на уроке и за работу в тетради.

    4. Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).

    Цели и задачи поставленные в начале урока полноценно достигнуты. Перегрузки учащихся как физической, так и психической, не было благодаря смене видов деятельности и форм работы. Задания были подобраны в соответсвии с уровнем развития каждого учащегося класса, осуществлялась непринужденная помощь. Сама тема в изучении не составляла сложности. Учащиеся освоили новую тему полноценно. Доска оформлена: правило по изучаемой орфограмме, шипящие буквы – чистописаниею На уроке использовались здоровьесберегающие технологии: предварительное проветривание помещения, физминутка

    Учет особенностей проведений урока и выводов на будущее .

    В виду психофизических особенностей учащихся, темпа работоспособности, были несколько затянуты письменные и устные виды работы. В результате чего не выполненно одно запланированное задание, направленных на самостоятельное закрепление изучаемой темы . Данное было учтено: 1. увеличить темп деятельности; 2. учитывать колличество заданий исходя из типологических особенностей учащихся класса.

    Инструкция

    Шипящими правильнее было бы назвать звуки, а не буквы. Но поскольку буквы используются для записи звуков, то и их называют шипящими. В русском языке таких букв четыре. Это «ж», «ш», «ч», «щ».

    Иногда к шипящим относят и букву «ц». Но звук [ц] шипящим не является. Хотя если посмотреть правила русской орфографии, то буква «ц» требует к себе столь же внимания, как и вышеупомянутые.

    Вспомните самые первые правила правописания, которые изучали еще в первом классе. Да, именно с «жи-ши» и «ча-ща» обычно начинается обучение русской грамоте. В последующих классах на уроках русского языка учащимся приходится изучать много правил, в том числе и касающихся правописания слов с шипящими.

    Одно из таких правил – написание мягкого знака («ь») после шипящих. Так в именах существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящий, мягкий знак «ь» не пишется («шалаш», «мяч», «плащ»), а в существительных женского рода – обязательно присутствует («ложь», «мышь», «ночь»). Наречия, оканчивающиеся на шипящий обязательно имеют на конце «ь», кроме слов «уж», «замуж», «невтерпеж». Глаголы во II лице также пишутся с «ь» («читаешь», «умываешься»).

    Еще одно правило касается выбора букв «о» или «е» («ё»). В окончаниях имен существительных и имен прилагательных после шипящих и «ц» под ударением пишется «о», а в безударной позиции – «е». Например: «плющом», но «овощем»; «крыльцо», но «на крыльце», «большого», но «хорошего». В таких словах, как «пастушок», «зайчонок», «книжонка», обязательно после шипящего пишется «о».

    А вот в глагольных окончаниях и суффиксах хотя и слышится «о», пишется «е» («ё»): «печет», «выкорчевывать».

    Будьте всегда внимательны, когда встречаете на письме буквы «ж», «ш», «ч», «щ» и отчасти «ц». Помните о тех правилах, которые говорят о выборе следующих за шипящими букв.

    Период, в который дети учатся говорить, очень важен как для них самих, так и для родителей, от которых во многом зависит, насколько правильно ребенок будет выговаривать буквы и звуки. Нередко с некоторыми буквами у детей возникают проблемы – например, многие малыши не выговаривают букву Р, а также испытывают трудности с свистящими и шипящими буквами. Вы можете помочь ребенку в понимании правильного произношения трудных букв.

    Инструкция

    Занимайтесь с малышом – давайте ему задания на правильность произношения тех или иных букв, а также на развитие мышц артикуляции и языка . Проводите занятия в игровой форме, так, чтобы ребенку было интересно.

    Жили-были почти в самом конце Азбуки четыре шипящие буквы: Ч, Ц, Ш и Щ. Самая старшая среди них была буква Ш . Она была вся ш ероховатая, немного ш епелявила, чаще всего разговаривала ш епотом и любила одеваться в ш ерстяные вещи.

    У нее была сестра - буква Щ - жуткая щ еголиха и модница. Браслеты она носила не только на обеих руках, но и на щ иколотках ног. Брови она щ ипцами выщипывала в тоненькую ниточку, а для щ ек не жалела румян. Она часто щ урилась, потому что у нее было слабое зрение, а очки носить она стеснялась. Она была очень веселой и озорной: постоянно щ ебетала да щ ипалась. Буква Щ не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щ екотать букву Ш , а та ш арахалась от нее и сердито ш ипела, закутываясь в ш аль:

    Ну, хватит уже ш утить и ш алить, а то заставлю тебя платить ш траф!

    Буква Щ щ урилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щ адила ее, целовала в щ ечку и сердечно желала ей «щ астья».

    Еще были у буквы Ш свои причуды и пристрастия, например, она почему-то очень не любила букву Ы :

    Что это за буква такая? - ш епталась она с другими буквами. - Всегда она только маленькая, заглавной никогда не бывает, с неприятным толстым брюшком, да еще на палочку опирается! Нет, я лично никогда не стану с ней рядом, мне это просто неприятно!

    Но как же быть? - пытались уговорить ее другие буквы. - Мало ли, как мы к кому относимся, но в разных словах нам приходится стоять рядом друг с другом. Это же наша работа! Мы для того и
    существуем, чтобы составлять различные слова. Например, в слове ШЫШКА тебе придется стоять рядом с Ы.

    Ни за что! - упрямилась буква Ш . - Пусть со мной лучше буква И стоит. Вот она мне нравится, на меня немного похожа, только у нее две ножки, а у меня три… С буквой И я согласна стоять рядом в любых словах!

    Но так нельзя! - стали возмущаться другие буквы! - Ведь в этом слове, да и в других, например: Шырь, Шына, Шыфр ясно слышится буква Ы , значит, она должна стоять рядом с тобой.

    А я не хочу и всё! - упорствовала буква Ш.

    Как ни уговаривали ее другие буквы - ничего не помогало. Мало того - буква Ж стала ее поддерживать:

    Мне тоже буква Ы не нравится! - заявила она. - И я, как и Ш буду стоять рядом только с буквой И во всех словах, где должна быть Ы , например: Жызнь, Жыр, Жывопись…

    А поскольку буква Ж стояла в первой десятке букв Алфавита и голос ее был гораздо звонче, чем у Ш , им вдвоем удалось настоять на своем. Тогда пришлось придумать для всех пишущих специальное правило:

    «Во всех словах слоги ЖИ и ШИ пишутся только с буквой И!»

    Вот так две упрямые буквы добились своего.

    А у буквы Щ была дочка - буква Ц . Внешне она очень походила на маму: точно такой же хвостик, только не три ножки, а две, но характер был совсем другой: она считала себя ц ентром мира и очень ц енной. В этом виновата была ее мама, которая постоянно ц ацкалась с ней и называла
    доченьку «Ц аревной». Как же потом раскаивалась в этом буква Щ , потому что подросшая дочь стала для нее ц елойпроблемой: она была непослушной, капризной и своенравной.

    Буква Ц была ярко оранжевого ц вета, очень любила ц веты и танц ы. Еще она любила своим хвостиком ц епляться за соседние гласные буквы.

    Была у нее ц ель в жизни - понравиться молодому и стройному Г . Увидев его в соседнем слове, она просто ц епенела.

    Мой Ц езарь! - шептала она, а Г не обращал на нее никакого внимания, и никогда не вставал рядом.

    Услышав, что буквы Ш и Ж отказались стоять рядом с буквой Ы , буква Ц заявила:

    Я тоже не люблю букву Ы и в словах ЦЫРК , ЦЫЛИНДР , ЦЫНОВКА буду стоять только
    с буквой И!

    Мама щ елкнула ее хвостиком по затылку:

    - Щ ас! Ты сначала подрасти, а потом уже свои требования выставляй! И вообщ е, нельзя быть такой щ епетильной. Нужно быть щ едрее, дружить со всеми буквами: мало ли в каких словах придется встать рядом!

    Что ж мне теперь, ц еловаться с ней? - возмущалась Ц . - Вот тетка моя - буква Ш - сумела настоять на своем, а чем я хуже ее? Я, может быть, вообще ц елебная!..

    Да что в тебе особенного? - щ урила глаза мама. - Худая, как щ епка! Тебе только щ ипцами
    работать!

    А ты хочешь, чтобы у меня ц еллюлит был как у тебя? - огрызалась на мать буква Ц, и ц елеустремленно продолжала настаивать на своем.

    На общем собрании букв Азбуки пришлось всем обсуждать этот вопрос и, в конце концов, решили немного уступить букве Ц. Пришлось принять новое правило:

    В начале слова после буквы Ц всегда писать букву И, кроме нескольких слов, которые нужно запомнить, а в конце слова после буквы Ц всегда пишется буква Ы.

    Значит, если хотите, чтобы вас считали грамотным человеком, нужно писать ЦИ РК, ЦИ ЛИНДР и ЦИ ФРА, но ЩИПЦЫ и КУРИЦЫ.

    А из слов, которые нужно запомнить, составили забавную фразу:

    «ЦЫ ган вошел на ЦЫ почках, сказал ЦЫ пленку: ЦЫ ц ! »

    У каждой буквы свой характер, свои привычки, свои друзья… У буквы Щ была закадычная подружка - буква Ч. Среди друзей, как правило, один бывает заводилой, а второй подчиняется ему или пытается подражать. Точно так было и с буквами Ч и Щ: у Ч был более сильный характер, вот она и командовала буквой Щ , которая была более мягкой, но хотела выглядеть модной и
    пользоваться уважением среди других букв, хотя это ей не очень удавалось. А буква Ч и в Азбуке пыталась свои порядки устанавливать. Вот невзлюбила она буквы Я и Ю , не захотела, чтобы в
    словах они после нее стояли, и, глядя на нее, и буква Щ стала требовать, чтобы после нее стояли только А или У . Так и появилось правило:

    Слоги ЧА и ЩА всегда пишутся с буквой А.

    Слоги ЧУ и ЩУ всегда пишутся с буквой У.

    Буква Ч былаочень ч увствительной, и ей н равились сразу два к авалера: к расивый и к ультурный к авалер буква К и н ежный и н емного н еземной - Н. Стоя рядом с ними в каком-нибудь слове, буква Ч ч увствовала в себе такую н ежность, к ротость и мягкость, что к атегорически отказывалась от смягчающего их союз мягкого знака.

    - Н ам так хорошо вдвоем, - говорила она, - ч то любой, увидев нас, почувствует н ашу мягкость, н ежность и любовь.

    Бедная буква Щ всегда с завистью поглядывала на свою близкую соседку и с щ емящей болью в
    сердце думала, что у кого-то два кавалера, а кто-то всю жизнь становится со случайными буквами. Она даже как-то раз попросила букву Ч сделать ей щ едрый подарок: отдать любого из двух кавалеров. Ч ч истосердечно призналась, ч то она никак не может огорч ить любого из ч удесных друзей.

    - Ч то за ч удовищное предложение! - ч асто хлопая ресницами восклицала она. - Ч то ты мне предлагаешь?!

    Буква Щ понимала всю щ екотливость этой ситуации, но ей так хотелось тоже прижаться спинкой к н адежной спине друга, не оставляя ни щ елочки для других букв.

    Ну, пожалуйста! - ласково щ урилась буква Щ. - А то я начну тебя щ ипать!

    Ну, не знаю… - колебалась буква Ч. - К я к репко люблю, н о и Н такой н астойчивый, н емного даже н ахальный… Ну, если хочешь, вставай с ним рядом.

    Щ сразу же радостно защ ебетала и счастливо прижалась к н емного н едоумевающему Н. Она
    тут же объявила всем буквам, что у нее с Н - любовь, и просит посторонних букв, в том числе и мягкий знак, н е мешать им.

    И теперь всем пишущим пришлось запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, ЩН и НЩ в таких словах, например, как «дочк а», «личн ый», «блинч ик» «каменщ ик», «помощн ик» хоть и слышится мягкий знак, но писать его не нужно !

    Ни в чем не хотела буква Щ отставать от своей подруги Ч , во всем пыталась ей подражать, поэтому, узнав, что буква Ч часто стоит в суффиксе - чик , буква Щ стала проситься у нее иногда заменять ее. Буква Ч подумала немного и решила:

    Хорошо, я буду стоять после буквы Д , потому что он мне нравится - он добрый. Потом еще после буквы Т - потому что он - племянник буквы Д. Еще после букв З и С - потому что их не разберешь, когда кто из них стоит в слове, ведь буква З постоянно просит безотказную С заменять ее в различных словах. Ну, и пожалуй, после буквы Ж , потому что с ней лучше не связываться… Ну, а в остальных случаях, так и быть, становись ты. Ведь мы же подруги! Мне для тебя ничего не жалко!

    Вот и приходится всем пишущим запомнить еще одно правило правописания:

    в суффиксах - чик - и - щик - имен существительных

    ик - пишется после Д, Т, З, С, Ж:

    например: перевоДЧ ик, реЗЧ ик, перебеЖЧ ик.

    -щ ик - после всех остальных согласных: камеНЩ ик, пиЛЬЩ ик.

    Оказывается, правила грамматики в русском языке зависят от характера букв и их настроения.

    Конспект урока русского языка

    «Шипящие согласные звуки» (1 класс)

    (здоровьесберегающие технологии)

    Цели урока:

    Обучающие:

    · формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах;

    · дать представление о твёрдых звуках [Ж], [Ш] и мягких звуках[Ч"] и [Щ"].

    Развивающие:

    · развитие навыков грамотного письма;

    · развитие у учащихся связной устной и письменной речи.

    Воспитательные:

    · научить участвовать в общем диалоге;

    · прививать интерес к урокам русского языка.

    Планируемые результаты:

    · учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки;

    · учащиеся научатся различать шипящие согласные звуки в словах.

    Оборудование:

    1. Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)

    2. Рабочая тетрадь, учебник

    3. Рисунки.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Прозвенел звонок для нас,

    Все зашли спокойно в класс

    Встали все у парт красиво,

    Поздоровались учтиво,

    Тихо сели, спинки прямо.

    Вижу, класс наш хоть куда!

    Мы начнем урок, друзья.

    2. Актуализация знаний.

    Ребята, отгадайте мои загадки. Слова-отгадки запишите в тетрадь, подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слова. Подберите к ним проверочные слова. (слайд 1,2,3,4)

    За тобою он плетётся,

    Хоть на месте остаётся. (След)

    Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый.
    Он и черный, и белый,
    А бывает подгорелый. (Хлеб)

    Не галстук он, не воротник,
    А шею обнимать привык.
    Он помогает нам всегда,
    Когда приходят холода. (Шарф)

    Из металла острый нос,
    На него в хозяйстве спрос.
    Может брюки рвать и тапки.
    Бьют его по круглой шляпке.
    Он в дощечках частый гость,
    Любопытный, тонкий … (Гвоздь)

    − Как проверить написание слов с парными согласными на конце? (Ответы учащихся).

    3. Самоопределение к деятельности.

    (На доске записаны буквы (слайд 5 ).

    М, К, Н, Р, Ч, Ц, Ь, Б

    − Какая буква лишняя? Объясните ваш выбор. (Буква Ь не обозначает звука).

    (Слайд 6 презентации - те же буквы, но без мягкого знака.)

    М, К, Н, Р, Ч, Ц, Б

    − Какую из этих букв вы бы исключили? Почему? (Буква Ч - обозначает шипящий согласный звук).

    Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? (Ш, Щ, Ж).

    Итак, тема нашего урока - шипящие согласные звуки. (слайд 7)

    4. Зрительная гимнастика.

    Чтобы глазки зорче были,
    Чтоб с очками не ходить,
    Эти лёгкие движенья
    Предлагаю повторить.
    Вдаль посмотрим и под ноги,
    Вправо, влево побыстрей.
    Удивимся - что такое?
    И закроем их скорей.
    А теперь по кругу быстро,
    Словно стрелочка часов,
    Проведём глазами дружно −
    Ну, а дальше - БУДЬ ЗДОРОВ!

    5. Работа по теме урока.

    а) Работа по учебнику.

    1. Упражнение 1 (с.104)

    − Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Каким автор назвал дождик? Объясните значение этого слова.

    − Произнесите все звуки в слове шальной.

    − Какой звук обозначен буквой Ш? (Шипящий согласный)

    Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.

    2. Упражнение 2 (с.104)

    − Рассмотрите рисунки и назовите предметы, изображённые на них. Произнесите все звуки в словах. Назовите твёрдые шипящие согласные звуки. [Ж], [Ш]. А мягкие шипящие? [Ч"], [Щ"].

    3. Упражнение 3 (с.105)

    − Прочитайте скороговорки. Какой шипящий звук повторяется много раз в первой скороговорке? [Ж]. А во второй? [Ш].

    − Оба эти звука произносятся твёрдо.

    − Дайте характеристику звукам [Ж], [Ш].

    6. Физкультминутка.

    Утром бабочка проснулась −

    Потянулась, улыбнулась.

    Раз − росой она умылась,

    Два - изящно покружилась.

    Три - нагнулась и присела.

    На четыре − полетела.

    7. Продолжение работы по теме урока.

    1. − Ребята, предлагаю вам выполнить задание. Необходимо закончить слово нужным звуком [Ч"] — [Щ"], составить с каждым словом предложения:

    товари..., кле..., труба..., обру..., клю..., ово..., мя... (слайд 8)

    − Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся мягко).

    Дайте характеристику звукам [Ч"], [Щ"].

    2. Словарная работа.

    − Ребята, на прошлом занятии мы изучали правописание безударной гласной в корне слова. Во всех ли словах можно проверить безударную гласную? (Нет, есть слова с непроверяемой безударной гласной, правописание которых надо запомнить).

    − В записи сегодняшней даты также есть словарное слово декабрь . Как вы его написали? Какую букву вставили?

    − Что вы можете сказать об этом месяце? А какой месяц предшествовал ему? (Ноябрь - последний осенний месяц).

    − С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов).

    − Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. Поэтому можно употреблять в пищу витамины с огорода - овощи.

    (В классе на стенах, шкафах, висят листочки, на которых записаны словарные слова:)

    Ка ртофель, о гурец, ябло ко, мо рковь, ка пуста, го рох, по мидор.