Войти
Логопедический портал
  • На уроках физической культуры Правила поведения на уроке по физкультуре
  • Царская охота Как все начиналось
  • Общая характеристика элементов IV группы, главной подгруппы периодической системы Д
  • Петр иванович бекетов что открыл
  • Взаимное расположение предметов в пространстве»
  • Решение простых линейных уравнений
  • Практическая работа. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. Выявление зависимости между компонентами природы Практическая работа выявление зависимости между компонентами природы

    Практическая работа. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. Выявление зависимости между компонентами природы Практическая работа выявление зависимости между компонентами природы

    Тема 7 Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон

    Цель работы: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными ком­понентами в природной зоне.

    Данная практическая работа может быть проведена в форме анализа профиля, показывающего изменение почвенно-расти-тельного покрова при движении с севера на юг.

    1. Задание:

    а) Подготовить письменный анализ профиля через Восточно-Европейскую равнину (можно взять и другие территории). При выполнении задания придерживаться плана:

    1. Как изменяются основные виды почв с севера на юг Вос­точно-Европейской равнины?

    2. Как изменяется плодородность почв и от чего она зависит?

    3. Как и почему изменяется характер растительности?

    б) Сравнить видовой состав животных, населяющих тайгу и смешанные леса, с видовым составом животных пустынь и полу­пустынь. Объяснить причины различия. Сделать вывод.

    2. Задание:

    а) Используя карты атласа, заполнить таблицу.

    Территория

    Природная зона

    Растительность

    Животный мир

    Полуостров Ямал

    Сибирские Увалы

    Кулундинская степь

    б) Дать письменную характеристику одной из природных зон по плану:

    1. Географическое положение.

    2. Особенности климата.

    4. Растительность и животный мир.

    Тема 8Определение учащимися по статистическим источникам плотности населения и доли городского и сельского населения в своей местности. Сопоставление со средними показателями по стране

    Цель работы: формирование умений работать с демографиче­скими показателями и картой плотности населения, сравнивать показатели и делать выводы.

    1. Задание: сравнить основные демографические показатели, характерные для России, своей республики, края, области, для своего района. Занести данные в таблицу.

    Показатели (статистические данные)

    Своя респуб­лика, край, область

    Свой район

    Свой населенный пункт

    Население

    Плотность населения

    Численность городского населения

    Доля городского насе­ления

    Численность сельского населения

    Доля сельского населения

    Тема 9Определение по статистическим материалам тенденций изменения числа занятых в сфере хозяйства

    Цель работы: развитие знаний о населении России, формиро­вание умений работать со статистическими материалами, характеризующими занятость в различных сферах хозяйства, делать выводы на основе их анализа.

    Задание: заполнить таблицу и сделать вывод о тенденциях ^ости населения России.

    Сфера хозяйства

    Тенден­ция

    Промышленность и строительство

    Торговля, связь, транспорт

    Сельское и лесное хозяйство

    Общий вывод:

    2. Задание: привести примеры отраслей, входящих в различ­ные сферы производства, отметить положение с занятостью в конкретных отраслях. Заполнить таблицу. Сделать вывод.

    Занятость

    Тенденция в изме­нении занятости

    1. Производственная

    2. Непроизводственная

    Вывод: какие изменения в занятости насе­ления происходят и чем они вызваны?

    ГЕОГРАФИЯ 9

    Тема 1 Обозначение на контурной карте всех республик^ входящих в состав Российской Федераций

    Цель работы: формирование умений работать с картой адми­нистративно-территориального деления России.

    1. Задание: на контурную карту нанести республики, входя­щие в состав Российской Федерации.

    2. Задание: заполнить таблицу.

    Определение расстояний и направлений на плане ... относительная погрешность (М). Решение задач расчетных и экспериментальных задач по теме ...
  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    ... картинке . Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу , составлять план и последовательность действий. Познавательные: использовать общие приемы решения задач ...

  • Проект основной образовательной программы мкоу бутурлиновская сош №1 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области на 2012-2017гг

    ... плана . Легенда карты , градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте . Чтение карты , определение местоположения географических объектов, абсолютных высот ... статистической информации. Решение простейших логических задач . Круговые...

  • Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7»

    Основная образовательная программа

    ... темы – 13 ч. Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее ... схемами и диаграммами, цепочками и совокупностями, представлять и интерпретировать данные. Решению названных задач способствует особое структурирование определенного ...

  • Название республики РФ

    Татарстан

    Столица республики

    Итоговая практическая работа

    Итоговая практическая работа

    1. Тема: Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки.

    2. Образовательные задачи:

    1. Углубление и расширение знаний о взаимосвязи компонентов природного комплекса на примере влажных экваториальных лесов и саван Южной Америки.

    2. Формирование умений комплексного использования различных карт атласа.

    3. Сделать вывод не только о наличии взаимосвязи между компонентами внутри комплекса, но также и о их зависимости от географического положения той территории, на которой расположен комплекс.

    Провести сравнение природных комплексов двух различных природных зон Южной Америки (влажных экваториальных лесов и саван) и сделать вывод о зависимости между компонентами внутри комплекса и географического положения на которой расположена данная природная зона. Результаты работы учащиеся оформляют в виде таблицы.

    4. Источники знаний, на основе которых выполняется работа:

    Учащиеся анализируют карты атласа: физическая карта Южной Америки, климатическая, природные зоны, почвенная карта и текст учебника « География материков и океанов»- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв № 40 – 44.

    5. Способы познавательной деятельности учащихся:

    Предлагаю выполнить данную работу на основе анализа карт атласа и текста учебника в форме сравнения двух природных комплексов Южной Америки. Результаты работы и полученные выводы учащиеся оформляют в виде таблицы. Анализ таблицы даёт возможность показать учащимся различие между природными компонентами и природными условиями (рельеф, климат), оказывающим влияние на качественное содержание компонентов в зависимости от географического положения той территории, на которой формировался рассматриваемый комплекс.

    6. Задание учащимся:

    1. Ознакомить с приложением учебника « География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев на стр. 313 « Как правильно сравнивать»

    2. Сравнить природные зоны Южной Америки: влажные экваториальные леса и саванны по следующему плану:

    а. Географическое положение.

    б. Природные условия: а) рельеф б) климат.

    в. Природные компоненты: а) почва б) внутренние воды в) растительность животный мир.

    г. Сделать вывод о взаимосвязях компонентов в комплексе и об их зависимости от географического положения.

    7. Планируемый результат выполнения работы учащимися.

    Природные условия и природные компоненты комплекса

    Влажные экваториальные леса

    Саванны

    1. Географическое положение

    Расположена на Амазонской низменности и на прилегающих к ней восточных склонах Анд, а также в северной части Тихоокеанского побережья в области экваториального климатического пояса.

    Занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского нагорий.

    2. Природные условия

    А) рельеф

    Амазонская низменность

    Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье, Гвианское нагорье.

    Б) климат

    Экваториальный, жарко и влажно круглый год.

    Субэкваториальный, четко выражены сухой и влажный (декабрь- май) периоды, частично в тропическом.

    3. Природные компоненты

    А) почва

    Красно- желтые ферраллитные

    Красные ферраллитные

    Б) внутренние воды

    Река Амазонка и её притоки

    Реки Ориноко, Парана, вдп. Анхель, вдп. Игуасу.

    В) растительность

    Сейба, дынное дерево, шоколадное дерево, пальмы, фикусы,гевея

    Злаковые и бобовые травы, пальмы, мимозы, бутылочное дерево, кебрачо.

    Г) животный мир

    Ягуар, капибара, анаконда, колибри, туканы, попугаи

    Олень, свиньи- пикари, броненосец, крокодилы, ягуар, пума, страус- нанду

    Вывод – Зона влажных экваториальных лесов занимает большую территорию в Южной Америке в следствие наличия обширных низменных равнин. Из–за влажного климата и богатым соединением железа почвы приобретают красноватый оттенок. Отсюда и название почвы – красные ферраллитные. Поступающие в большом количестве органические вещества разлагаются до конца, а не накапливаются в ней, а также обилие влаги приводит к непрерывному промыванию почвы на большую глубину. Рельеф равнинный и поскольку в этой природной зоне очень влажно, неудивительно, что здесь протекает самая полноводная река в мире – Амазонка. Характерные черты влажных экваториальных лесов Южной Америки (в сельвасе): они вечнозеленые, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветение и плодоношение круглогодичное. Местами лесные чащи непроходимы и солнечный свет едва проникает сквозь густую листву. В таком лесу даже днём сумрачно. Поэтому многие животные живут на деревьях или ночуют на деревьях.

    Саванны в Южной Америки занимают меньшую площадь. Из–за двух сезонов сухого и влажного климата почвы также легко промываемые, но здесь растительный покров состоит из различных и бобовых растений. В сухой период из–за недостатка влаги жизнедеятельность микроорганизмов замедляется и растительный опад разлагается не полностью и поэтому накапливается перегной. В период обильных дождей природа оживает. Животные, как и растения приспосабливаются к сухому и влажному периоду. Реки также имеют сезонный характер режима, или полноводны и затапливают окружающие плоские пространства, или в сухой период сильно милеют. Реки стекают с плоскогорий (Гвианского, Бразильского) и поэтому здесь много порогов и водопадов – Игуасу, Анхель. Таким образом это очень разные, уникальные природные зоны расположенные в Южной Америке.


    Практические работы к курсу «География» 8 класс

    Практическая работа №1

    Географическое положение России

    Цель работы: формирование знаний об особенностях географического положения РФ

    Ход работы

    Используя текст учебник, план а и карты атласа дайте характеристику ГП России

    На контурной карте России:

    Красным цветом обозначьте государственную границу России;

    Определите протяжённость России с севера на юг по 100 о в.д. и с запада на восток по 60 о с.ш. (до залива Шелихова);

    Подпишите названия приграничных с Россией государств;

    Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);

    Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.

    Практическая работа №2

    Решение задач на определение поясного времени

    Цель работы: формирование умений определять поясное время

    Ход работы

    1 вариант.

    1.Определить местное время вЯкутске, если в Мурманске полдень.

    2.Опрелить поясное время в Анадыре, если в Санкт - Петербурге 10 часов утра.

    3.Местное время населенного пункта отличается от московского на 6 часов.В каком часовом поясе находится этот пункт?

    4. На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Якутска в Москву?

    5. Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве (2 пояс) самолет, вылетевший из Новосибирска (5 пояс) в 11 часов по местному времени и находившийся в полете 5 часов.

    2 вариант.

    1.Определить местное время Верхоянска, если в Новосибирске полночь.

    2. Определить поясное время в Якутске, если в Москве 15 часов.

    3. Местное время населенного пункта отличается от московского на 5 часов. В каком часовом поясе находится этот пункт?

    4. На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Анадыря в Якутск?

    5. Самолет вылетел в 9 часов по местному времени из Якутска (8 пояс) в Москву (2 пояс). Когда по московскому времени совершит посадку в Москве самолет, находившийся в полете 5 часов.

    Практическая работа №3

    Обозначение на контурной карте основных форм рельефа

    Цель работы: познакомиться с основными формами рельефа России

    Ход работы

    Используя текст учебника и карты атласа, отметить на контурной карте основные формы рельефа России, выделенные курсивом в тексте параграфа

    Практическая работа №4

    Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых

    Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезным ископаемыми

    Ход работы

    Территория

    Тектоническая структура

    Соответствующая ей форма рельефа

    Полезные ископаемые

    Западно-Сибирская равнина

    Сделайте вывод о существовании взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми

    Практическая работа №5

    Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных географических объектов

    Цель работы: формирование умений работать с различными типами климатических карт и с синоптической картой

    Ход работы

    Используя карты атласа, текст и карты учебника, заполните таблицу:

    Суммарная

    солнечная радиация (ккал.см2/год)

    Средняя температура января

    Средняя температура июля

    Годовое количест-

    во осадков

    Коэффициент увлажнения

    Мурманск

    Астрахань

    Сделайте вывод о закономерностях распределения суммарной солнечной радиации, температуры воздуха, осадков и испаряемости

    Практическая работа №6

    Характеристика реки по плану

    Цель работы: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации

    Ход работы:

    Используя текст учебника, физическую, климатическую карты, карту водных ресурсов и климатограммы атласа, карту экологических проблем, дайте описание одной из рек России по типовому плану:

    Вариант 1 - Лена

    Вариант 2 - Амур

    Географическое положение реки на территории России (в какой части России протекает река);

    Местонахождение истока реки, направление течения, устье;

    К бассейну какого океана или внутреннего стока относится река;

    Источники питания реки

    Тип водного режима

    Падение и уклон реки

    Характеристика течения

    Хозяйственное использование реки

    Вывод: Отчего зависит падение реки, питание и ее режим?

    Практическая работа №7

    Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон

    Цель работы: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными компонентами в природной зоне

    Ход работы

    Используя текст учебника, карты атласа, дополнительную литературу, опишите природную зону степей.

    Географическое положение

    Климат (температура января, июля, количество осадков, увлажнение)

    Типичные растения (черты приспособленности к условиям жизни)

    Типичные животные и их приспособленность к условиям обитания

    Экологические проблемы

    Практическая работа №8

    Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов

    Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и деятельности человека в любом их природных районов.

    Ход работы

    Особенности географического положения

    Особенности климата

    Особенности внутренних вод

    Особенности почв

    Особенности растительного и животного мира

    Природная зона, в которую входит район

    Сделайте вывод об условиях жизни и деятельности человека, о приспособлении человека к жизни в экстремальных условиях.

    Практическая работа №9

    Географическое положение Ивановской области

    Цель работы: сформировать умение оценки географического положения своей местности, используя карты атласа и дополнительную литературу

    Ход работы

    По карте на стр. 4 определите, в каком природном районе находится Ивановская область.

    По карте на стр. 5 выясните, с какими областями и где граничит Ивановская область.

    Определите протяженность области с севера на юг и с запада на восток.

    Чему равна площадь нашей области?

    Сколько административных районов выделяется на территории нашей области?

    Определите географические координаты Иванова и Приволжска.

    Практическая работа №10

    Оценка природных условий Ивановской области .

    Ход работы

    1.Какова высота местности в Ивановской области?

    2.В какой части области встречается наименьшая высота? Чему она равна?

    3. Какие полезные ископаемые есть в Ивановской области?

    4.В каком климатическом поясе находится Ивановская область?

    5. Чему равна средняя температура января и июля? (Указать где)

    6.Чему равно наибольшее количество осадков?

    7. Где на территории области наблюдалась самая низкая и самая высокая температуры? Какие?

    8. К бассейнам каких рек относятся все реки Ивановской области?

    9. Назовите 2 самых крупных озера области

    10. Охарактеризуйте почвы Приволжского района

    Практическая работа №11

    Оценка природных ресурсов Ивановской области

    Цель работы: сформировать умение оценки природных ресурсов своей местности, используя карты атласа и дополнительную литературу

    Ход работы

    1. Используя карты атласа ивановской области и дополнительную литературу, дайте характеристику:

    А) агроклиматическим ресурсам

    Б) минеральным (количественная и качественная оценка)

    В) почвенных ресурсов

    Г) водных ресурсов

    Д) биологических ресурсов

    2. Вывод: дайте оценку природных ресурсов для развития хозяйства Ивановской области


    Тип урока: Урок формирования умений
    Дидактическая цель: закрепить знания об особенностях природных зон, продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи.
    Задачи:
    1. Образовательная задача: закрепить полученные знания об особенностях природных зон России и выявить взаимосвязи между компонентами природного комплекса на примере природных зон.
    2.Развивающая задача: продолжить формирование умений описывать и объяснять особенности природной зоны, находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса, анализировать и сопоставлять тематические карты.
    3.Воспитательная задача: формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в природе.
    Ход урока:
    Организационный момент: Приветствие.
    Побудительная мотивация: На протяжении нескольких уроков мы с вами путешествовали по нашей России. Перед нашими глазами предстали во всем своем величии и красоте разные природные зоны нашей Родины. От ледяной, безмолвной Арктики до влажных субтропиков города Сочи. Каждый природный ландшафт поражал нас чем-то особенным.
    Актуализация: Давайте вспомним
    Показывается природная зона, а ученики ее называют.
    1.С какими природными зонами мы познакомились на территории России? (ученик показывает по карте на доске)
    2.Как располагаются природные зоны на территории России? Каким законам они подчиняются?
    3. Можем ли мы назвать природную зону – природным комплексом? Почему?
    4. Какие компоненты есть в природном комплексе? Назовите их?
    5. Эти компоненты взаимосвязаны между собой? Приведите примеры?
    6. Приведите ПК различного масштаба?
    7. Можно ли выделить наиболее главные компоненты ПК? (климат, горные породы, почвы)
    8. Может ли человек оказывать влияние на природные зоны, изменять их? Приведите примеры отрицательного воздействия и положительного воздействия?
    9. Какие меры может принять каждый из вас по сохранению природных зон России?

    А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы, где каждый из вас сможет показать, насколько у вас сформированы умения выявлять причинно-следственные связи и умение работать с тематическими картами.

    Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
    Цель работы: научиться устанавливать взаимосвязь между компонентами природы на примере природных зон.
    Ход работы.

    Территория
    Климат

    Природные
    зоны

    Почва
    Растительность
    Животный
    мир

    Полуостров
    Ямал

    Астраханская область

    Остров Врангеля


    Закрепление и подведение итогов:
    1.Существует ли взаимосвязь между климатом и типом почвы?
    2. Между растительностью и почвой? Пример
    3. Между растительностью и животным миром? Пример
    4. Между климатом и растительностью? Пример
    5. Между климатом и животным миром? Пример
    Ребята! Какой вывод сегодняшнего урока мы можем сделать?
    В любом природном комплексе существует очень тесная взаимосвязь между компонентами природы. Если изменить один природный компонент, то произойдет изменение всего природного комплекса.
    Задание: Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если не согласны с утверждением.
    1. Климат является одним из главных компонентов природного комплекса.
    2. В зоне тундры дерново-подзолистые почвы.
    3. Верблюжья колючка - типичное растение степей.
    4. В зоне арктической пустыни могут расти только накипные лишайники.
    5.В природной зоне прослеживается тесная взаимосвязь между компонентами природы.
    Итог урока: Компоненты природной зоны тесно взаимосвязаны друг с другом, человек планируя хозяйственную деятельность должен всегда учитывать эти взаимосвязи.
    Рефлексия: Какие трудности вызвала у вас практическая работа? Что было для вас наиболее сложным? Что понравилось в этой работе?
    Выставление оценок

    Дидактический материал для урока
    Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
    Цель работы:
    Ход работы.
    Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.

    Территория
    Климат

    Природные
    зоны

    Почва
    Растительность
    Животный
    мир

    Полуостров
    Ямал

    Астраханская область

    Остров Врангеля

    Вывод: Сформулируйте вывод о зависимости между компонентами природы на основе анализа данных таблицы.
    Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
    Цель работы:
    Ход работы.
    Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.

    Территория
    Климат

    Природные
    зоны

    Почва
    Растительность
    Животный
    мир

    Полуостров
    Ямал

    Астраханская область

    Остров Врангеля

    Вывод: Сформулируйте вывод о зависимости между компонентами природы на основе анализа данных таблицы.