Войти
Логопедический портал
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Международные правоохранительные организации. Взаимодействие российских и иностранных правоохранительных органов Международные правоохранительные органы и организации

    Международные правоохранительные организации. Взаимодействие российских и иностранных правоохранительных органов Международные правоохранительные органы и организации

    С учетом приведенных критериев и данного выше определения, в зависимости от их компетенции, международные правоохранительные организациям могут быть классифицированы на:

    • - международные организации и их органы, участвующие в международном сотрудничестве, связанном непосредственно с пресечением готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий, а так же с оказанием правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства, или, иными словами, международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами;
    • - международные организации и их органы, отправляющие правосудие по делам о международных преступлениях, осуществляющие уголовное преследование и наказание лиц, виновных в их совершении - органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции).

    К международным организациям по сотрудничеству между правоохранительными органами относятся:

    • - Международная организация уголовной полиции (Интерпол);
    • - Европейская полицейская организация (ЕВРОПОЛ) и некоторые иные органы Европейского Союза, реализующие полномочия по борьбе с преступностью в рамках этого интеграционного образования (Евроюст, ОЛАФ).

    Базовым признаком этих организаций является то, что они призваны обеспечить широкое и всестороннее сотрудничество правоохранительных органов стран-участников в борьбе с преступностью.

    Органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции) представляют собой суды, учрежденные на основании или во исполнение между-народных договоров международным сообществом при участии Организации Объединенных Наций, которые в составе международных судей, с участием международных обвинителей и защитников, в процессуальном порядке, предусмотренном международно-правовыми документами, осуществляют уголовное преследование, рассмотрение и разрешение по существу уголовных дел в отношении лиц, виновных в совершении наиболее тяжких преступлений, вызывающих озабоченность международного сообщества (между-народных преступлений), а также по делам об иных преступлениях, отнесенным к их юрисдикции при учреждении, осуществляют наказание таких лиц, а равно реализуют иные функции, необходимые для отправления правосудия.

    Специфика деятельности органов международного уголовного правосудия определяется целями их создания и деятельности, к которым относятся:

    • (1) привлечение к ответственности и наказание лиц, виновных в совершении международных преступлений,
    • (2) защита от международных преступлений международного сообщества в целом, каждого его члена и всех людей,
    • (3) предупреждение международных преступлений, восстановление и поддержание на этой основе мира и безопасности.

    На сегодняшний день известны следующие институциональные модели органов международного уголовного правосудия:

    • 1. Международные уголовные трибуналы ad hoc, создаваемые Советом Безопасности ООН в качестве его вспомогательных органов.
    • 2. Смешанные (гибридные) трибуналы (суды):
      • - создаваемые в соответствии или на основе договоров государств с ООН, и
      • - формируемые временными администрациями ООН на территориях государств, где проводятся миротворческие операции.
    • 3. Национальные суды, к юрисдикции которых отнесено рассмотрение дел о международных преступлениях с участием международных судей и иных участников уголовного судопроизводства.
    • 4. Международный уголовный суд.

    Последний «является основным элементом формирующейся системы международного уголовного правосудия, которая включает национальные суды, международные суды и гибридные суды, в которых имеются как национальный, так и международный компоненты. Эти органы международного правосудия тесно связаны с усилиями по установлению и поддержанию международного мира и безопасности» См.: Доклад Международного уголовного суда. - Документ ООН A/60/177, 1 August 2005; Доклад Между-народного уголовного суда. - Документ ООН A/62/314, 31 August 2007..

    Органы международного уголовного правосудия наделены уголовной юрисдикцией, т.е. они рассматривают и разрешают по существу дела о международных преступлениях, осуществляют уголовное преследование и наказание лиц, их совершивших. Эта особенность отличает их от иных международных судебных органов (органов международной юстиции), учреждаемых и действующих в иной юрисдикционной сфере. Именно в силу отсутствия компетенции в сфере международной уголовной юрисдикции не относятся к органам международного уголовного правосудия:

    • - международные суды т.н. общей юрисдикции, учрежденные для разрешения международных споров между субъектами международного права, такие как Международный суд Организации Объединенных Наций и Европейский суд по примирению и арбитражу в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе;
    • - специализированные международные суды для разрешения международных споров, связанных с отдельными направлениями международного сотрудничества или урегулированных нормами отдельных отраслей международного права или отдельными международными договорами, каковыми являются Международный трибунал по морскому праву, Европейский суд по правам человека, Экономический суд Содружества Независимых Государств, Суд БЕНИЛЮКС и другие;
    • - международные трибуналы ограниченной юрисдикции для разрешения споров между международными организациями и их работниками, такие как Международный административный трибунал ООН и Международный административный трибунал Международной организации труда;
    • - международные неправительственные организации - арбитражные, третейские и иные суды - осуществляющие рассмотрение споров в сфере регулирования международного частного права и отдельных отраслей международного права.

    Несомненно, что названные судебные органы отправляют правосудие, выносят решения и дают консультативные заключения, которые являются обязательными для сторон. В силу этого они являются участниками международной правоохранительной деятельности по защите и обеспечению верховенства права и международного права в международных отношениях, осуществляя ее в форме международного правосудия (юстиции). Однако, поскольку эти международные суды не наделены компетенцией в сфере уголовной юрисдикции и не участвуют в борьбе с преступлениями на международном уровне, постольку они не относятся к органам международной уголовной юстиции, как к одной из категорий международных правоохранительных организаций.

    Международные правоохранительные организации играют различную роль в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью. Вместе с тем, одной из особенностей их правового статуса является то, что они выступают как равноправные субъекты в конкретных международно-правовых отношениях, когда заключают договоры между собой или с отдельными государствами.

    Международные правоохранительные организации не подчинены друг другу. Они не могут диктовать, навязывать волю друг другу. Отношения между международными правоохранительными организациями, а также между международными правоохранительными организациями и отдельными государствами-участниками, как правило, строятся на координационной, а не на субординационной основе. В этом смысле международные организации и государства-участники, как субъекты конкретных международно-правовых отношений, равноправны.

    Однако равноправие международных правоохранительных организаций ввиду наличия у них разного объема полномочий носит ограниченный и относительный характер. Эта ограниченность и относительность означает, что такие организации не могут быть приравнены к государствам - основным суверенным участникам международных отношений и субъектам международного права, между которыми действует принцип суверенного равенства. Этот принцип не распространяется на международные правоохранительные организации, т.к. они суверенитетом не обладают.

    Различные международные правоохранительные организации не наделены одинаковыми правами и обязанностями для осуществления международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Именно в силу этого их роль в системе этого сотрудничества не характеризуется равноправием с иными его участниками - государствами и национальными правоохранительными органами, действующими от имени государств.

    Последнее обстоятельство важно учитывать для сбалансированного подхода к правовому регулированию и организации взаимодействия национальных правоохранительных органов и международных правоохранительных организаций.

    И, наконец, в своей совокупности международные правоохранительные организации не образует строгую систему, подобно тому, как организованы в систему национальные правоохранительные органы и суды. Международным сообществом не установлена иерархия международных правоохранительных организаций, отсутствует их организационное, административное и финансовое подчинение друг другу.

    международный розыск уголовный преследование

    Во многих ситуациях успех расследования без тесного взаимодействия следственных органов двух или более стран весьма сомнителен. Оно особенно необходимо: при выезде иностранного гражданина с территории РФ до окончания предварительного расследования; при совершении преступных действий в двух или более странах (например, контрабанды, хищений грузов на железнодорожном или морском транспорте, наркотрафика).

    Розыск скрывшегося преступника, его выдача, пересылка похищенных вещей, решение ряда процессуальных вопросов, связанных с допросом иностранного гражданина, находящегося в стране своего постоянного жительства, - все это предполагает согласованные усилия, сотрудничество правоохранительных органов двух или более государств, что неосуществимо без взаимопомощи последних на основе норм международного права, предполагающих суверенное равенство сторон.

    В соответствии с договорами о правовой помощи, заключенными между государствами, стороны - участники договоров оказывают правовую помощь при расследовании преступлений через свои центральные органы. В России таким центральным органом по вопросам расследования преступлений является Генеральная прокуратура РФ в лице ее Следственного комитета.

    Органы прокуратуры, юстиции и МВД ряда стран (особенно членов СНГ) нередко выполняют по поручениям из России не отдельные следственные действия, а их комплексы. При этом весьма полезна специализация следователей. Такие следователи должны: быть сведущими не только в криминалистике, но и в уголовном процессе стран, с которыми имеются договоры о правовой помощи; знать основы дипломатического и консульского права; уметь хорошо ориентироваться в сложных ситуациях, учитывая, что многие вопросы, важные для расследования, не регламентированы либо отдельные нормы, регулирующие сходные отношения, в УПК разных стран не совпадают. Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник / Под. ред. Е.П. Ищенко. - "Проспект", 2011. - С.174.

    После вступления Российской Федерации в Международную организацию уголовной полиции проведена большая работа по укреплению организационно-правовой базы взаимодействия с другими государствами в рамках Интерпола. Тенденция к расширению транснациональной преступности, значительная активизация связей преступников с представителями уголовного мира за рубежом побуждает к этому как Россию, так и другие страны. Использование опыта и возможностей международного сообщества, активное взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных государств являются важными предпосылками эффективного расследования преступлений, совершенных в России иностранными гражданами.

    Активное взаимодействие Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола в России налажено с Генеральным секретариатом Интерпола, а также с соответствующими службами многих государств - членов этой международной организации. Согласно Положению о НЦБ Интерпола в России оно, наряду с другими функциями, решает задачи, важные для расследования преступлений иностранных граждан:

    Направляет в Генеральный секретариат и НЦБ государств - членов Интерпола просьбы правоохранительных органов РФ о предоставлении данных о преступлениях и преступниках, о розыске лиц, предметов и документов, осуществлении наблюдения за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, а также другой информации в целях раскрытия и предупреждения преступлений;

    Принимает к исполнению аналогичные просьбы и извещения Генерального секретариата и НЦБ государств - членов Интерпола, обеспечивает перевод, организует мероприятия по обнаружению лиц, предметов и документов, разыскиваемых по их просьбам, информирует об этом правоохранительные органы РФ;

    При необходимости направляет в Генеральный секретариат и НЦБ заинтересованных государств сведения о преступлениях, совершенных в России иностранными гражданами, а также об иностранных гражданах, задержанных в РФ по подозрению в совершении преступлений, привлеченных к уголовной ответственности и осужденных.

    Кроме того, НЦБ Интерпола в России ведет и использует учеты: событий преступлений; лиц, проходящих по запросам и сообщениям; предметов преступного посягательства; похищенных произведений искусства и антиквариата; похищенных и обнаруженных автомобилей и др. Поэтому без тесного взаимодействия с отечественным НЦБ Интерпола раскрытие и расследование преступлений, связанных с иностранными гражданами, очень трудноосуществимо.

    Поводами к возбуждению дел о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или против них, чаще всего бывают заявления граждан России либо самих иностранцев (обычно потерпевших от преступления), а также сообщения государственных учреждений и частных фирм: органов МИДа, внешнеторговых и туристических фирм, медицинских, учебных учреждений, совместных предприятий. Поводом к возбуждению уголовного дела нередко становится и непосредственное обнаружение преступления органом дознания (ДТП с участием транспортного средства под управлением иностранного гражданина; хулиганства; контрабанды).

    Заявление или сообщение о преступлении может быть, как письменным, так и устным. Если заявление сделано на иностранном языке в письменном виде, должен быть срочно обеспечен перевод заявления на русский язык. Если иностранец обратился с устным заявлением, необходимо пригласить переводчика, чтобы получить более подробную информацию о случившемся и составить протокол. Безотлагательно надо выяснить, не пользуется ли заявитель дипломатическим иммунитетом, исключающим ответственность за ложный донос. При отсутствии такового его следует предупредить об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

    Наличие дипломатического иммунитета можно установить, выяснив должностное положение иностранного гражданина, изучив предъявленные им документы, побеседовав с представителями МИДа и его органов на местах, другого ведомства, куда прибыл иностранный гражданин, или иной принимающей его организации. Выяснение вопроса об иммунитете необходимо для принятия решения о возбуждении уголовного дела, а также и на всех последующих стадиях следственного производства.

    В ряде российских органов внутренних дел протоколирование устных заявлений иностранцев осуществляются на бланках заявлений, выполненных на наиболее распространенных иностранных языках. Их заполнение заявителем на языке, которым он хорошо владеет, обеспечивает точность и полноту ответов на поставленные в бланке вопросы, даже если в момент обращения с заявлением о случившемся нет переводчика.

    Допрос иностранного гражданина должен проводиться в отдельном кабинете, оборудованном аппаратурой для видеозаписи хода и результатов допроса, с участием квалифицированного переводчика. Следователю необходимо точно определить предмет допроса, проанализировать обстоятельства, относящиеся к личности допрашиваемого, при необходимости перевести отдельные документы на понятный ему язык.

    Сведения, характеризующие личность допрашиваемого, можно почерпнуть из его личных документов, материалов уголовного дела, из допросов переводчиков, гидов туристических групп (если проходящее по делу лицо - иностранный турист), преподавателей и соседей по общежитию (в отношении иностранных студентов). Иногда подготовка к допросу должна включать ознакомление следователя с правовыми принципами страны, историей, географическим положением, гражданином (подданным) которой является допрашиваемый. Незнание вещей, близких и понятных допрашиваемому, может затруднить установление психологического контакта, что и без того бывает не просто сделать.

    Время и место допроса выбираются с учетом срока пребывания иностранного гражданина в РФ, его маршрута и других обстоятельств. Здесь часто возникает необходимость выезда следователя в командировку, направления срочных отдельных поручений о допросе, если подлежащий допросу иностранец уже находится в другом городе.

    Согласие лица, пользующегося дипломатическим иммунитетом, на производство его допроса должно быть получено через МИД или его представителей на местах. Вызывать на допрос иностранного гражданина, не обладающего дипломатическим иммунитетом, лучше не повесткой, а через администраторов фирм, руководителей делегаций, капитанов иностранных судов (в отношении моряков и пассажиров). Учащихся и студентов целесообразно вызывать через администрацию учебных заведений или через руководство землячеств иностранных студентов. На практике нередко просят переводчика или представителя администрации проводить вызываемого в здание следственного органа, где будет проходить допрос. Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник / Под. ред. Е.П. Ищенко. - "Проспект", 2011. - С.184.

    Особенно сложно бывает установить психологический контакт и получить правдивые показания при допросе в качестве подозреваемого иностранного гражданина, выражающего подчеркнуто недоброжелательное отношение к российскому правопорядку. В таких случаях следователю нужно вести себя сугубо официально, проводить беседу с позиции: "Я расследую преступление, за которое по российским законам предусмотрена уголовная ответственность, поэтому вам следует отвечать на все вопросы".

    Следственный осмотр чаще всего проводится по уголовным делам об автотранспортных происшествиях и кражах чужого имущества, а также по некоторым иным составам. Присутствуя при осмотре, иностранный гражданин может убедиться в объективности действий следователя, в его непредвзятости, что в дальнейшем облегчает установление с ним психологического контакта. На месте он лично воспринимает последствия происшествия, уличающие его обстоятельства, а также факты, опровергающие или подтверждающие его доводы.

    Для правильного определения размера причиненного материального ущерба и обеспечения его возмещения целесообразно выяснить, сколько денег (и в какой валюте), других ценностей имел при въезде в Россию иностранный гражданин, какие средства есть на его банковских счетах в стране пребывания. В этих целях может быть произведен осмотр документов, в частности таможенных деклараций. Копии документов могут быть приобщены к уголовному делу. Стоимость иностранных товаров, вещей, ставших предметом преступного посягательства, нужно выяснить (путем допросов и назначения товароведческих экспертиз) как в иностранной валюте, так и в ценах, действующих в РФ на момент расследования.

    Органы государственной власти и органы государственного управления руководствуются не только отечественным законодательством, но и международными договорами РФ. Конституция РФ (ст.15 ч.3) и Федеральный закон (ст.5 ч.4) «О международных договорах РФ» закрепили положение о том, что принятые Россией международно-правовые нормы являются составной частью её правовой системы. Правоохранительные органы (суды, прокуратура, МВД, органы юстиции, таможенные органы и другие правоохранительные органы, например Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных средств (федеральная служба) уполномочены применять «Международный пакт о гражданских и политических правах»; «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», различные универсальные и региональные конвенции по вопросам гуманитарного права, уголовного права (например, Конвенцию о борьбе с международными преступлениями). В рамках гражданско-правовых отношений, включая отрасль экономического права, применяются- Конвенции (соглашения) по вопросам международной купли-продажи товаров, поставок товаров, международных перевозок пассажиров, грузов и багажа, банковских контрактов, налогообложения, таможенного дела, интеллектуальной собственности и др. Получили также распространение международные акты узковедомственного характера (например, Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 г. в ГИБДД МВД РФ). Международно-правовая ответственность и санкции в международном праве подробно рассматриваются в разделе 11.

    Международные договоры РФ – как ранее отмечено, составная часть правовой системы. Это предусмотрено в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ (ст.11); статье 10 ГПК РФ; ст.3 Федерального закона «О прокуратуре РФ»; ст.4 ФЗ «О Федеральной службе безопасности»; п.3 положения «О Министерстве внутренних дел РФ»; п.3 положения «О Министерстве юстиции РФ»; Федерального закона РФ «О военно-техническом сотрудничестве» и т.д.; ст.3 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и других законах и подзаконных актах РФ.

    Именно для суда и прокуратуры – статья 7 и 2 Гражданского кодекса РФ гласят о непосредственном применении к гражданско-правовым отношениям международные договоры РФ.

    Кроме того устанавливаются на базе универсальных актов акты регионального характера на двусторонней основе.

    Так действует «Договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам РФ и КНР». Со стороны РФ – Минюст РФ и Генеральная прокуратура РФ, со стороны КНР – Минюст КНР и Верховная народная прокуратура КНР (ст.2). Такой же договор принят между РФ и Финляндией. Однако круг сотрудничества намного шире в том числе на уровне ведомств – это ФСБ РФ, МВД РФ, Генпрокуратура РФ и Федеральная таможенная служба (ранее Таможенный комитет), а для Финляндии – это Полицейская служба, Ведомство пограничной охраны и Таможенное ведомство.


    В обобщенном виде можно сказать, что правоохранительные органы осуществляют:

    1.применение принципов и норм общепризнанных в международном праве на основе норм международных договоров РФ, как юридическое основание принимаемых решений (самостоятельно или совместно, приоритетное применение международных норм; ссылки, аргументы).

    2. вступают в деловые контакты (по своим направлениям) и прежде всего в форме правового сотрудничества (например, контрольные функции механизма по защите прав и свобод, взаимоотношение с Европейским судом по правам человека в рамках Совета Европы).

    3. заключают договора межведомственного характера (от имени федеральных органов исполнительной власти на основе ст.3 и 2 ФЗ «О международных договорах РФ»). Это - самостоятельная функция компетентных органов, определяемая их правовым статусом и назначением (соглашения, заключаемые Конституционным судом РФ, Верховным судом РФ, Высшим арбитражным судом РФ, Минюстом РФ, МВД РФ, ФТС РФ (ГТК РФ) , ФСБ (например, по вопросам охраны госграницы, а равно как и другие ведомства (Минобразования и науки РФ, Минкультуры и массовых коммуникаций РФ, Минобороны РФ и т.д.). К примеру, согласно, федеральным конституционным законам Верховный суд (ВС РФ), Высший арбитражный суд (ВАС РФ) и Генеральная прокуратура (ГП) РФ могут предоставлять на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ рекомендации о заключении международных договоров РФ.

    Конституционный суд РФ осуществляет конституционное судопроизводство и, наряду с гражданским, уголовным и административным, являются средством осуществления судебной власти, однако он имеет свою особенность по сравнению с судами общей юрисдикции.

    Суд ведет судопроизводство и дает толкование норм конституции, международных актов; соответствие принимаемых актов органами власти и управления, -конституции (законов, подзаконных актов).

    Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ международных договоров России, «не вступивших в силу» (ст.125 ч.2 п.«Г»).

    Согласно Венской конвенции «О праве международных договоров» 1969 г. «не вступившие в силу договоры» означают, что государство согласилось на обязательность договора не зависимо вступил ли он в силу или нет, т.е. «договорившееся государство». Обязательность договора не означает его вступление в силу автоматически. Конституция предоставляет суду право разрешать дела о конституционности только определенных международных договоров РФ, в отношении которых она (Россия) выступает как «договорившееся государство», соглашаясь на их обязательность, но еще для нее не действующих. Имеются ввиду следующие условия:

    Ст.89 Федерального конституционного закона (ФКЗ) «О конституционном суде» предписывает запрос о проверке конституционности, если акт подлежит ратификации, а заявитель считает не подлежащим введение его в действие из-за несоответствия его конституции. Проверке подлежат содержание норм, форма договора, порядок подписания, заключения, принятия, опубликования, вступление в действие, соответствию конституции, разграничение предметов ведения, национальные интересы, выгода). Ратификация - согласие государства на обязательность договора. Осуществляется высшим органом- парламентом или президентом. В РФ - прерогатива Федерального собрания –Советом Федерации, после этого он направляется на подписание Президенту РФ или утверждается, Ратификация осуществляется в форме федерального закона (ст.4 ФЗ «О праве международных договорах»). О ратификации договора составляется ратификационная грамота, которая сдаётся депозитарию (депозитарий - хранитель подлинного текста; это государства, несколько государств или международная организация). Постановление суда о несоответствии конституции акта либо его отдельных норм (положений), в силу чего он не может быть ратифицирован или утвержден и т.о. не может вступить в силу для РФ. Именно конституционности, а не международному праву. И потому он не может стать частью правовой системы РФ (в силу ст.15 ч. 4 Конституции).

    Правомочие суда по разрешению дел, касающихся прав и свобод человека. Суд исходит из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод, как высшей ценности, признаются и гарантируются согласно общепризнанным нормам и принципам международного права, являются конституционной обязанностью государства, являются составной частью основ конституционного строя РФ (суд ссылается на международный пакт «О гражданских и политических правах; экономических, социальных и культурных правах). Например, из положение международного пакта «об экономических, социальных и культурных правах. было принято постановление от 01.05.95г. по делу о проверке конституционности ст.12 закона «О порядке разрешения коллективных споров (конфликтов)» в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации.

    В конституции РФ нашли отражение такие нормы международного права как: «о равенстве всех перед законом и судом», о праве на судебную защиту прав и свобод», «об обязанности государства обеспечить потерпевшим доступ к правосудию и компенсации причиненного ущерба», «о праве каждого на жизнь», «о праве законно находясь на территории РФ, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» , (например отсутствие регистрации не является основанием в отказе в приёме на работу), «о неотчуждаемости основных прав и свобод человека, принадлежащих каждому от рождения» и др.

    Конституционный суд в своих решениях ссылается на международные стандарты, Всеобщую декларацию прав человека (10.12.48); Международный пакт «О гражданских и политических правах». Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и их равных неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира (Международный пакт о гражданских и политических правах). В субъектах РФ, где приняты конституции РФ (уставы) (Адыгея, Дагестан, Башкортостан, Коми, Карелия, Марий Эл, Якутия и др.) действуют Конституционные (Уставные суды), которые так же применяют нормы международного права или ссылаются на решение Конституционного суда РФ. Так, Уставной суд Свердловской области в постановлении от 22.12.2000г. ссылаясь на постановление Конституционного суда РФ, давшего освобождение от уплаты налоговых платежей общественных организаций инвалидов как разновидности социальной поддержки, адресованной инвалидам и не зависящей от статуса общественной организации, подчеркнул, что этот вывод согласуется с п.10 Декларации «О правах инвалидов», принятой ГА ООН 09.12.75 г. (инвалиды должны быть защищены от любых видов регламентации, носящих дискриминационных характер).

    Верховный суд. Верховные суды республик и других субъектов федерации общей юрисдикции разрешают гражданские, уголовные, трудовые дела и определенную категорию административных дел, в необходимых случаях применяют нормы международного права. Значительная часть их рассмотрения касаются прав и свобод человека. В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 31.10.95г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» подчеркивается важность обеспечение прав и свобод человека от любых нарушений путем прямого применения Конституции РФ и обеспечения ими верховенства международных договоров над внутренним законодательством РФ (через положение гл.2 Конституции РФ).

    Здесь речь идет о реализации договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Пленум ВС СССР от 19.06.59г. и Пленум ВС СССР от 11.07. 72г. «О вопросах, связанных с выполнением судами договоров с иностранными государствами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам». Пленум дал разъяснения и указания судам по порядку конкретных действий, основанных на договорах при приеме заявлений и рассмотрении исков граждан, юридических лиц соответствующих государств; при обращении судов с поручениями; при признании и исполнении судебных решений.

    Важное место в практике Верховного суда заняли проблемы юридической квалификации:

    Международных перевозок багажа на основе Соглашения «О международном железнодорожном сообщении» (1996);

    В соответствии с ГК РФ и международным договором судам подведомственны дела по спорам перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении между государственными предприятиями и учреждениями. Спор рассматривается между этими предприятиями и органами железнодорожного и воздушного транспорта.

    Следует иметь в виду, что правовая помощь оказывается тем государствам, с которыми имеются договоры (соглашения): т.е. «на основании закона и международного договора».

    Так, лицо, являясь гражданином РФ совершило преступление на территории Узбекистана и было выделено в отдельное производство Узбекским судом. Определение городского суда РФ было отложено судебной коллегией ВС РФ по уголовным делам на основании ст.1 закона РФ «О гражданстве РФ» и ст. 61 Конституции РФ («гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора»). Такого договора не было.

    Другой пример когда отсутствует договор о правовой помощи.

    Граждане РФ (четверо) совершили нападение на один из центральных банков Таиланда, убив сержанта-охранника, похитили примерно 60 тыс. долларов (больше не было). Трое были задержаны и осуждены судом Таиланда. Так как с ним у РФ нет договора о правовой помощи. Трое были приговорены к длительным срокам заключения (один – 37 лет и 3 месяца): один к расстрелу (высшая мера в Таиланде - пулеметом или инъекция). Однако он может быть помилован на пожизненное заключение. МИД РФ направил письмо с просьбой о снисхождении и экстрадиции в РФ (5.11.2003).

    Судья районного суда отказал гражданину ФРГ в приеме искового заявления о возмещении ему принесенного вреда, сославшись на то, что с ФРГ нет договора о правовой помощи. Судебная коллегия по гражданским делам удовлетворила протест Председателя ВС РФ, отменила определение суда, а материал отправила в тот же суд. Отсутствие договора значения не имел, поскольку Гражданский Кодекс РФ предусматривает право иностранных граждан обращаться в суды РФ наравне с гражданами РФ.

    Между ВС РФ и Верховными судами СНГ подписано соглашение (01.07.92г.) «О сотрудничестве в сфере правосудия» . А статья 28 Конвенции СНГ «О правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам»,-говорит о применение дел о расторжении брака подлежит законодательством государства, гражданами которого являются супруги. Так, расторжение брака граждан Украины, но проживающих: она – в Нефтеюганске (РФ), а он – в Ивано-Франковске(Украина), было поручено Нефтеюганскому городскому суду, который применил нормы законодательства Украины, сославшись на Конвенцию СНГ и семейное законодательство Украины.

    Высший Арбитражный суд РФ и другие арбитражные суды РФ являются частью судебной системой РФ, руководствуются федеральными конституционными законами «О судебной системе РФ»(ст.3) и федеральным конституционным законом от 28.4.95 «Об арбитражных судах в РФ» относительно норм конституционного права. А Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ст.11 ч 1), характеризуя подведомственность дел, относит к своей компетенции хозяйственные споры не только организаций и граждан РФ, но и иностранные организации, международные организации иностранных граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором (ст.22 ч.6). В большей степени применяются положения Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (11.04.80г.)

    Президиум ВАС РФ (из обзора практики ) сформулировал , что арбитражный суд вправе принимать официальные иностранные документы без консульской легализации, если это предусмотрено двусторонним международным договором. В деятельности ВАС РФ обусловлено применение договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;(Конвенция по вопросам гражданского процесса; Гаагская конвенция, отменяющей требование легализации официальных иностранных документов; Нью-Йоркская конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», соглашения СНГ).

    В другом случае суд установил статус международной межправительственной организации, обладающей правосубъектностью, имеется ввиду Объединенного института ядерных испытаний, возражая против налоговых органов за взыскание по налоговому законодательству. Этот Институт (штаб-квартира в РФ) в соответствии со своим Уставом (утверждён в 1956г. с изменениями в 1992г.) пользуется привилегиями и иммунитетом в том числе от налогов и сборов, как международная межправительственная научно-исследовательская организация. (Здесь ссылка была на Конвенцию «О правовом статусе, привилегиях и иммунитетах международных экономических организаций (05.12.80г. ст.7)).

    В деятельности суда применяются информационные письма . Так, Информационное письмо от 16.08.95г. содержит перечень международных договоров и соглашений, в исполнении которых участвуют арбитражные суды РФ, согласно ст.11 АПК РФ и ст.22 Кодекса относительно подведомственности дел.

    Информационное письмо от 01.03.96г. «О применении международных договоров и исполнении арбитражных решений других государств» (имеется ввиду выбор договорных норм при решении вопроса об исполнении решений арбитражных судов на территории другого государства –(ссылка на Нью-Йоркскую Конвенцию «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958г.»).

    Информационные письма, специальные обзоры из судебной практики рекомендуются для судов и публикуются в «Вестнике ВАС РФ». Одной из форм работы суда является сотрудничество с другими арбитражными (хозяйственными) судами иностранных государств (выполнение отдельных поручений, процессуальных действий (ст.215 АПК РФ). В рамках СНГ - это совместное участие в работе Пленума Экономического суда СНГ).

    Генеральная ПрокуратураРФ. Федеральный закон от 17.11.95г. (изм.1999г., 2001г.) «О прокуратуре РФ» относит к правовым основам международные договоры РФ (ст.3). В структуре ГП имеется международно-правовой департамент, включающий отделы: договорно-правовой, протокольный и экстрадиции (выдачи).

    Функции ГП РФ заключаются :

    В надзоре за реальной связью законов и международных договоров;

    Надзор за соблюдением прав человека, уголовного преследования, координации деятельности правоохранительных органов;

    Организационно-правовая помощь по уголовным делам, выдача лиц, совершивших преступления (ссылка на договоры о правовой помощи).

    Необходимо иметь ввиду, что договоры не предписывают конкретно функции прокуратуры, а называют «учреждения юстиции», под которыми понимаются суды, прокуратура, нотариат и другие органы, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела.

    Так, гражданин Литвы совершил преступление в Башкортостане, а находится на территории Литвы. Генеральная прокуратура РФ вышла с ходатайством (на основе ст.59 и Договора «О правовой помощи») и направила дело для окончания предварительного следствия в Литовскую Республику.

    В отдельных случаях ходатайство не удовлетворяются по причине того, что в законодательстве отдельных государств деяние не квалифицируются как преступления (или отнесены к административному законодательству).

    Заключенные с прокуратурами ряда стран (Армения, Монголия, Грузия, Украина, Туркменистан, КНР и др.) двусторонние соглашения затрагивают вопросы правовой помощи и сотрудничества. Заключены даже четырехсторонние соглашения (Беларусь, РФ, Казахстан, Киргизстан).

    Особо можно отметить Соглашение между ГП РФ и Верховной народной прокуратурой КНР 29.03.97г. (информация, дополнительные сведения по расследуемым делам, обмен опытом, совместные научные исследования и др.).

    В практике ГП РФ применяются Приказы «Об объявлении соглашения о правовом сотрудничестве и проведении работ по правовым вопросам (ГП РФ, прокурором субъектов РФ, начальником управлений и отделов, военным и транспортным прокурором). Двусторонние соглашения могут касаться и специальных вопросов. Например, соглашение МНР (ст.4) с КНР (ст.9) предусматривает сотрудничество приграничных районов. На основе Соглашения с КНР (15.10.97г.) в Хабаровске подписан Протокол встречи руководителей прокуратур приграничных регионов РФ и КНР.

    Министерство юстиций РФ (Минюст) . Согласно «Положению о Министерстве юстиций РФ» (утв. Указом Президента), Минюст представляет предложения о подготовке, заключении и исполнении международных договоров РФ; правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам; договоров в области охраны интеллектуальной собственности. Согласно (ст.32 ч.2) закона «О международных договорах РФ», федеральные органы исполнительной власти (в компетенции которых входят вопросы, регулируемые договорами), обеспечивают выполнение обязательств и наблюдают за выполнением обязательств другими участниками.

    В структуре министерства имеются Международно-правовой департамент и Департамент судебных приставов .

    Россия имеет договора о правовой помощи;- более 40 двусторонних соглашений, охватывающих более 100 государств (на 2004г.). Это, стадия подготовки судебного рассмотрения гражданских дел; исполнения судебных решений; выполнения обязательств; направления заграницу судебных поручений; обобщения судебной практики; выявления характерных ошибок; информации о новых соглашениях; подготовки сборников договоров и т.д.

    Министерство принимает и реализует инструкции, разъяснения, обзорные письма, практику, методическую литературу. Так, продолжает действовать Инструкция Минюста СССР «О порядке оказания судами и органами нотариата правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям» от 28.02.72г. Совместная Инструкция Прокуратуры, Верховного суда, МВД от 25.10.79г. по применению Указа 1979 г. во исполнение Конвенции 1978г. «О передаче осужденных лиц» или обзор работы органов юстиции и судов по исполнению нарушений и обязательств, вытекающих из договоров о правовой помощи по гражданским и уголовным делам за 2000г. Так же могут быть обзоры «о недостатках в работе», «о совершенствовании работы», «об объеме правовой помощи», которая постоянно растет (для сравнения,1998г. – 21879, а за 2000г. – 39166 документов).

    Рекомендации могут носить такой характер как, изучать регулярно правила исполнения обязательств по договору; ознакомится с информацией в сфере международно-правовых отношений. Министерство непосредственно участвует в выполнении международных договоров; поручает вопросы судам зарубежных стран; проверяет условия договоров; проверяет правильность оформления документов и др. Огромная роль принадлежит территориальным органам Минюста РФ. Так, Главное управление Минюста РФ по Свердловской области возвратило документы из управления юстиций г. Ташкента (Узбекистан) так, как правовая помощь по административным делам не предусмотрена договором.

    Одной из новых функций Министерства является представление по поручению Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека материалов и заключений в связи с поступившими обращениями о нарушении РФ положений Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод».

    Кроме того, предложение любых ведомств о заключении договоров для представления Президенту РФ в Правительство РФ согласуется с Минюстом, которое дает заключение по вопросам соответствия положений договора законодательству РФ их юридической силе; вступление в силу, выполнение такого договора.

    Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ) в своей деятельности охвачено многими международно-правовыми нормами – «О правовом положении иностранных граждан в РФ»; «О порядке въезда и выезда из РФ»; «Об оперативно-розыскной деятельности»; «О содержании под стражей»; положения уголовного и административного кодексов РФ. Например, ФЗ от 06.02.1997г. «О внутренних войсках МВД РФ» предусматривает выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов; а закон РФ от 22.01.93г. «О статусе военнослужащего» предусматривает соблюдать нормы международного права в военной области. Ссылка на международные договоры включена и в закон РФ «О милиции» (ст.4 в редакции 31.03.99г.) и Положении «О МВД» (утв. Указом 2004г.), т.е. МВД РФ руководствуется не только внутригосударственными актами, но и общепризнанными нормами и принципами международного права и договорами.

    Учитывая специфику задач, выполняемых МВД РФ, деятельность министерства связана с правами и свободами человека. Поэтому основу составляют пакты и конвенции «О правах человека и гражданина». Например, «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в соответствии с нормами и принципами международного права). Запрещаются пытки, применение противозаконного ущерба; жестокое обращение, унижение человеческого достоинства и т.д. (закон о милиции, закон о внутренних войсках МВД РФ).

    Представляется интересным применение ст.23 закона РФ «О гражданстве » - ходатайство о выходе из гражданства РФ- может быть отклонено , если государство, в котором проживает или хочет поселиться гражданин,1.- не связанное с РФ договорными обязательствами о правовой помощи либо; 2.- имеет имущественные обязательства перед физическими и юридическими лицами РФ,3.- либо неисполнением обязательств перед государством, вытекающие из оснований закона.

    Инструкция МВД РФ (утв. Приказом от 30.06.94г.) предусматривает информацию о стране проживания за пределами РФ и об имущественных обязательствах (неисполненных обязательствах); при этом к ней приложен список стран, с которой у РФ действуют договоры о правовой помощи. В соответствующих ситуациях и для дипломатических и консульских учреждений действует данная инструкция.

    Реализация правовой помощи затрагивает визовый и безвизовый въезд в РФ и пребывание на ее территории. Регистрация иностранных гражда н производится на основании паспортов и иммиграционных или неиммиграционных виз, если иной порядок не установлен договорами. Под иным порядком понимаются правила двусторонних отношений об отмене виз, т.е. безвизовый проезд и пребывание на территории государства (Например с Украиной заполняется только таможенная декларация, а с Белоруссией действует безвизовый проезд и др.).

    Особое место занимает статус Национального центрального бюро – Интерпола (положение утв. Постан. Правительства РФ от 14.10.96г.), которое является подразделением криминальной полиции и входит в состав центрального аппарата МВД РФ и взаимодействует с Международной организацией уголовной полиции (Интерполом); с правоохранительными органами иностранных государств – членом Интерпола и Генеральным секретарем Интерпола.

    Действует (НЦБ) на основе федерального законодательства; норм и принципов МП; устава Интерпола; решений ГА Интерпола. Штаб – Лион (Франция).

    МВД РФ вправе заключать международные договоры межведомственного характера , а также выполняет обязательства в пределах полномочий по международным обязательствам в т.ч. Главные управления (управления) внутренних дел в субъектах федерации.

    В настоящее время заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве с МВД Польши, Болгарии, Македонии, Турции, Литвы, МОБ КНР, Федеральным Департаментом юстиции и полиции Швейцарской конфедерации, Главным полицейским управлением Швеции.

    Заслуживает внимание соглашение о взаимодействии министров внутренних дел СНГ в сфере борьбы с преступностью от 24.04.93г., специальные соглашения . Например, соглашение «О порядке передачи и транзитной перевозке лиц, взятых под стражу». Соглашение «О борьбе с преступностью на транспорте». Для взаимодействия и координации в борьбе с преступностью создан Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ (1996г.).

    Федеральная таможенная служба РФ (ранее Государственный таможенный комитет РФ) – в своей деятельности руководствуется Таможенным кодексом РФ и Положением «О Федеральной таможенной службе РФ» (утв. Указом 2004г.) Так, ТС РФ определяет участие в международном сотрудничестве в области таможенного дела в направлении гармонизации и унификации норм с общепринятыми международными нормами и практикой на основе таможенной политики (подготовка проектов международных договоров, работа в международных организациях, исполнение обязательств, сотрудничество в борьбе с преступностью).

    Одной из функций ФТС РФ является регулирование взаимоотношений с иностранными государствами и международными организациями, а так же с физическими и юридическими лицами. ФТС РФ участвует в разработке и подписании договоров (от имени Правительства РФ) по таможенным вопросам. Например, соглашение «О сотрудничестве в таможенных делах» между РФ и КНР от 03.09.94г; соглашение между ГТК РФ и Таможенным департаментом Эстонии «О борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 07.05.94г.

    В структуре ФТС РФ имеется Департамент внешних связей . Открываются загранпредставительства ФТС РФ- в соответствии с Положением «О представителях ФТС России в зарубежных странах» (Утв. Постановлением Правительства РФ от 4.12.1995г)).

    Россия имеет статус постоянного члена (далее Политической комиссии Совета таможенного сотрудничества) Всемирной таможенной организации (вошла в финансовый комитет этой организации).

    Применение норм имеет исполнительное практическое значение. Так, ФТС РФ предусматривает ограничение или запрещение ввоза или вывоза с территории РФ товаров и транспортных средств, которые регулируются как внутренним правом, так и международными договорами, т.е. если есть противоречия правил, установленных законодательством РФ, применяются правила международного договора.

    Однако международный договор может не только расширить, но и ограничить полномочия таможенных органов. Например, в соответствии с договором, лица могут быть освобождены от определенных форм таможенного контроля (ст.188 ТК РФ); льготы (ст.211 ТК РФ).

    Другим примером может служить Правило определения страны происхождения товаров, утвержденные Советом глав правительств СНГ (24.09.93г.).

    Ряд документов требуется привести в соответствие с нормами международного права (таможенного права). Например, введение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), в основе которой лежит гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (ст.216 обязывает таможенные органы следить за изменениями и дополнениями). Правовой основой сотрудничества (рекомендации, разъяснения, нормативные положения) является так же договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность (ОРД); оперативно-следственные мероприятия (метод контролируемой поставки) взаимодействует с правоохранительными органами, Всемирной таможенной организации, Интерполом.

    В рамках СНГ от 23.12.93г. решением Совета глав правительств государств СНГ одобрено Положение «О Совете руководителей таможенных служб стран СНГ ».

    Выходя за рамки данной темы надо отметить, что подобную деятельность международного характера осуществляют и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством и договорами международного характера (например, Минобразования и науки РФ, Минобороны РФ, Минкультуры и массовых коммуникациях РФ, Внешэкономбанк, Центральный Банк России, .Министерство финансов РФ Федеральное агентство по физической культуре и спорту и туризму и др.).

    В законодательстве, научной и учебной литературе последних лет, посвященных международному сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью, все чаще используются такие понятия, как «международная правоохранительная деятельность» и «международные правоохранительные организации». При этом отсутствует понятийный аппарат и единство подходов и мнений на этот счёт. . Для современности характерно расширение международного сотрудничества в различных сферах, так называемый процесс глобализации. Особенно быстро в последнее время развивается сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, так как это одна из самых масштабных проблем на международной арене. Преступность далеко уже не ограничивается национальными границами и является международной проблемой. Учитывая все вышесказанное, обратимся к международной правоохранительной деятельности, как средству обеспечения законности и правопорядка в мировом масштабе.

    Международная правоохранительная деятельность - практическая деятельность по защите и обеспечению верховенства права и международного права в международных отношениях, в широком значении этого понятия, которое носит не правовой характер, а является производным от функций, присущих международным отношениям и международному праву . Из данного понятия можно сделать вывод о том, что международная правоохранительная деятельность не носит характер действий по установлению правопорядка, а обеспечивает исполнение, в первую очередь, норм международного права и является неким плацдармом для построения системы правоохранительных органов в каждом конкретном государстве.

    Международная правоохранительная деятельность в своей основе похожа на правоохранительную деятельность как общее понятие. Она имеет своей целью охрану правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина и охрану конституционного строя государства. Тем не менее, международная правоохранительная деятельность обладает рядом отличий. Во первых, она обладает меньшей организованностью. Нет чёткой структурированной системы надгосударственных органов обеспечивающих правосудие, правопорядок . Во вторых, работа данных органов распространяется исключительно на государства-члены определенной организации, что мешает полному обеспечению законности и правопорядка. В третьих, передавая свои функции по охране правопорядка и соблюдению законности государство в какой-то степени теряет свой суверенитет. В четвертых, международная правоохранительная деятельность функционирует на началах международного права, что ограничивает сферу влиянии международных правоохранительных организаций.

    На международном уровне борьба с преступностью представляет собой одно их направлений международного сотрудничества.

    В таком сотрудничестве участвуют: государства, как основные субъекты международных отношений и права; международные организации, являющиеся производными, специальными субъектами международного права.

    Для большинства международных организаций сотрудничество в борьбе с преступностью не является целью создания и деятельности. Они участвуют в нем лишь в связи с осуществлением своей основной деятельности.

    Так, например, Организация Объединенных Наций, согласно п. 3 и 4 ст. 1 Устава ООН, уполномочена «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей».

    Наряду с этим, среди широкого круга международных организаций можно выделить те, для которых международное сотрудничество в борьбе с преступностью или отдельные его направления являются целью создания и основным видом деятельности.

    Кроме того, известны случаи, когда компетенцией по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью наделяются органы международных организаций, которые являются их составной частью или структурным звеном.

    Совокупность международных организаций и их органов, наделенных специальной компетенцией в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью, может быть определена понятием «международные правоохранительные организации».

    В отечественном законодательстве и международном праве отсутствуют нормы, содержащие определение данного понятия. Однако само это словосочетание ныне используется как на внутригосударственном, так и на международном уровне .

    Это является одной из проблем юридической науки. Данный пробел в праве является актуальным и по сей день. По моему мнению, необходимо внести понятие «международная правоохранительная организация» в национальное законодательство каждого государства. И его содержание должно быть следующим: Международная правоохранительная организация – объединение государств-членов, состоящая из определенной иерархии органов, наделенных специальной компетенцией и созданных для обеспечения прав человека, общества и государств, в целях борьбы с терроризмом, экстремизмом и преступностью на международном уровне. Международная правоохранительная организация должна своей главной целью ставить, прежде всего, борьбу с преступностью на международном уровне, а не создавать конгломерат органов, уполномоченных решать иные проблемы международного характера.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная сфера правовых отношений не является полностью урегулированной. Отсутствует точное определение понятию «международные правоохранительные организации». Также, нет системы законодательных актов, договоров между государствами, которые должны регулировать отношения в сфере международной борьбы с преступностью. В то же время следует рассмотреть вопрос об актуальности создания таких органов, ведь их деятельность невозможно осуществлять отдельно от внутригосударственных органов защиты правопорядка. Международные правоохранительные организации обладают разной правосубъектностью, которая провозглашается договором о создании определенной международной организации и определяется лишь «субъективным» мнением государств-участников, ограничивается им, что также является проблемой на пути создания единой системы международных правоохранительных органов .

    Тем не менее, обеспечение участия государства в обеспечении международной правоохранительной деятельности является гарантом защиты прав человека и гражданина, так называемым «звеном» между отдельным государством и мировым сообществом. Создание международных организаций призванных осуществлять борьбу с преступностью одно из главных направлений процессов глобализации, обеспечение сотрудничества и взаимопонимания между государствами – членами организации.

    Главная цель создания единой системы международных правоохранительных организаций – образование единой четкой иерархии органов на территории всего земного шара, с участием всех государств.

    На данный момент общественные отношения далеки от осуществления данной цели, и фактического объединения всего мира против широкой проблемы развития преступности.

    Список литературы:

    1. Волеводз А.Г. Международная правоохранительная деятельность и международные правоохранительные организации: определение понятий / А.Г. Волеводз // Евразийский юридический журнал. - 2010. - № 11. – С. 128-134.
    2. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. - 2000. - С. 12–14.
    3. Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. - 2000. - С. 121–125;
    4. Нигматуллин Р.В. Борьба с международной преступностью в глобализирующемся мире/Р.В. Нигматуллин //Российская юстиция.-2009.-N 11.
    5. Эгамбердиев А. Международные правоохранительные организации/ А. Эгамбердиев, Ш. Мирзаев, З.Борсиева, У.Закирова//Общество и право.– 2011. №2.- С.124-126.

    шшяяш^ш

    ШЯШЁЁЯШшттвштв

    Волеводз А.Г.

    МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

    В последние годы в законодательстве, научной и учебной литературе, посвященной международному сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью, все чаще используются такие понятия, как «международная правоохранительная деятельность» и «международные правоохранительные организации». При этом отсутствует единство подходов в их понимании и описании. В формировании системы научного знания о праве значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностями правовой доктрины и практики, состоянием научных исследований и обучения. Именно в силу этого положение названных понятий в системе юридической науки не является однозначным. Возникнув на стыке нескольких правовых систем - международного и внутригосударственного права, а также нескольких наук - международного, уголовного, уголовно-процессуального права, эти понятия до сих пор сохраняют свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает их отдельные элементы в себя в качестве составной части, не признавая вместе с тем за ними самостоятельности, не рассматривая и не исследуя эти правовые явления системно и в полном объеме. Чтобы исследовать и изучать данные понятия системно, представляется необходимым описать их признаки, содержание и сущность.

    Ключевые слова: правоохранительная деятельность, борьба с преступностью, международный правопорядок, международное сотрудничество в борьбе с преступностью, международная правоохранительная деятельность, международные правоохранительные организации, международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами, органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции).

    INTERNATIONAL LAW ENFORCEMENT ACTIVITY

    AND INSTITUTIONS OF INTERNATIONAL LAW ENFORCEMENT: NOTIONS

    Волеводз А.Г.

    Notions "international law enforcement activity" and "international law enforcement institutions" are often mentioned in recent law, scientific and educational literature covering international cooperation on combating crime. Nevertheless no unity of views on these notions and their characteristics exists. Subjective factor plays an important role in forming of the system of science of law. This subjective factor is conditioned by the necessities of doctrine and practice, level of education and scientific research. That is why these notions in the system of jurisprudence are not unique. /As far as they appeared at the joint of several legal systems such as international and internal law and at the joint of several sciences such as international law, criminal law, law of criminal procedure, these notions still keep their particular status. This is the reason why each of such parental science tries to include as its own part their different elements without recognizing their independence and without any attempts to explore and analyze these law phenomena in full. To explore these notions in full it is considered to be necessary to describe their characters, content and essence and such attempt was made in the presented article.

    Keywords: law enforcement activity, combating crime, international law and order, international cooperation on combating crime, international law enforcement activity, international law enforcement institutions, international law enforcement cooperation bodies, institutions of international criminal justice.

    Постановка проблемы

    Борьба с преступностью внутри государства как отраслевое направление правоохранительной деятельности имеет своей целью, прежде всего, охрану и защиту от преступлений личности, общества и государства. Она осуществляется в рамках властной деятельности государства, его правоохранительных органов и их должностных лиц.

    В теории права и отраслевой правовой науке правоохранительную деятельность рассматривают:

    В широком смысле - как деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок;

    В узком смысле - как деятельность специально уполномоченных (компетентных, правоохранительных) органов

    обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только и главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания).

    Правоохранительная деятельность (в широком смысле), с одной стороны, направлена на установление и укрепление правопорядка, предупреждение, выявление и устранение нарушений законов различных отраслей права (конституционного, административного, трудового, уголовного и др.), а с другой - реализуется в единых формах правотворчества, правоприменения и правосудия.

    При классификации по отраслевому признаку правоохранительная деятельность, направленная на предупреждение, выявление и устранение преступлений как наиболее

    общественно-опасных правонарушений, именуется борьбой с преступностью.

    Среди субъектов правоохранительной деятельности (в узком смысле этого понятия) выделяются специализированные государственные органы, осуществляющие борьбу с преступностью и наделенные законом определенными полномочиями, включая применение государственного принуждения, - правоохранительные органы.

    В соответствии с принципами и нормами международного права на международном уровне в борьбе с преступностью осуществляют сотрудничество:

    Государства как основные субъекты международных отношений и права;

    Международные организации, являющиеся производными, специальными субъектами международного права.

    Они являются носителями международной правосубъектности, а их отношения регулируются принципами и нормами международного права.

    Для большинства международных организаций сотрудничество в борьбе с преступностью не является целью создания и деятельности. Они участвуют в нем лишь в связи с осуществлением своей основной деятельности.

    Так, к примеру, Организация Объединенных Наций, согласно п. 3 и 4 ст. 1 ее Устава, уполномочена «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей». Понятно, что разрешение таких проблем зачастую невозможно без международного сотрудничества в борьбе с преступлениями, посягающими на права и основные свободы человека. Это обстоятельство предопределило разработку и заключение под эгидой ООН широкого круга международных договоров, которые сформировали правовую основу международного сотрудничества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера.

    Не только ООН, но и другие международные организации в связи с осуществлением своей деятельности при-частны к формированию правовых основ и к отдельным практическим аспектам международного сотрудничества в борьбе с преступностью, которое не является для них основной деятельностью.

    Из широкого круга международных организаций можно выделить те, для которых международное сотрудничество в борьбе с преступностью или отдельные его направления являются целью создания и основным видом деятельности. В ряде отечественных нормативных правовых актов они обобщенно обозначаются термином «международные правоохранительные организации» (МПО).

    Согласно ст. 14 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1 при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств. Статьей 7 этого же закона к основаниям для проведения оперативно-розыскных мероприятий отнесены запросы международных правоохранительных

    организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 09.09.2000,2 предусмотрено, что одним из основных направлений международного сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности является предотвращение несанкционированного доступа к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, распространением наркотиков и психотропных веществ, незаконной торговлей оружием и расщепляющимися материалами, а также торговлей людьми.

    В таком же контексте данное словосочетание используется и в других нормативных правовых актах и официальных документах, а также на международном уровне. Например, в ряде Резолюций Совета Безопасности и других документах ООН используются понятия: международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами (international law enforcement cooperation bodies),3 международные правоохранительные организации (international law enforcement community),4 международные правоохранительные органы (international law enforcement authorities),5 межправительственные организации по вопросам сотрудничества в правоохранительной области (intergovernmental organizations in the area of law enforcement cooperation).6