Войти
Логопедический портал
  • Поступить в мгимо вполне реально
  • История корабля Бизань мачта парусника сан джованни баттиста
  • Буква М, м. Согласный звук и. Буква М, м Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  • Самые известные бытовые сказки
  • Картотека логопеда: задания по лексическим темам воспитателям подготовительной к школе группы
  • Архимандрит Келопа (Илие)
  • Извечный вопрос: что дарить человеку, которому невозможно угодить. Не зная веры нельзя угодить богу — Как, разве всё тут? шутите

    Извечный вопрос: что дарить человеку, которому невозможно угодить. Не зная веры нельзя угодить богу — Как, разве всё тут? шутите

    Священник Иоанн Павлов

    94. Без жертвы невозможно угодить Богу

    «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода», - говорит Христос в Евангелии. Эти слова означают, что Господь пришел в наш мир для того, чтобы принести Себя в жертву ради спасения людей. Без жертвы это спасение было бы невозможным. Зерно, брошенное в землю, разлагается и умирает, но из него рождается новая жизнь, множество новых зерен. А если зерно не умрет и сохранит себя, то новой жизни оно не даст и никакого плода от него не будет.

    Христос прошел в этом мире путем жертвы, и всех нас Он призывает следовать за Ним - путем самоотречения и жертвы. «Кто мне служит, Мне да последует», - говорит Он. И еще: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную». Все служение Богу и благоугождение Ему основано на жертве, и без жертвы оно невозможно. Если мы посмотрим на любую христианскую добродетель, на любое христианское делание, то увидим, что все это есть не что иное, как жертва. Пост, молитва, послушание, монашеская жизнь, хождение в храм, милостыня и благотворение - все это наша жертва Богу.

    Например, когда мы во время поста ограничиваем себя в еде, то мы отказываемся от пищи, которая стала бы нашим телом, и таким образом приносим в жертву некоторую часть самих себя. То же самое происходит, когда мы творим дела милосердия, например, даем деньги нуждающемуся человеку - ведь при этом мы отбираем у себя часть наших благ, то есть приносим жертву. И в этом случае более важным бывает даже не то, сколько человек раздал денег, а сколько после этого у него самого осталось, то есть важным является, какую часть, какой процент, какую долю он оторвал от себя ради другого человека. Почему и оказались более угодны Господу две лепты бедной вдовы, чем крупные жертвы богатых, - ведь вдова, как сказано в Евангелии, положила все, что у нее было, тогда как богатые пожертвовали лишь очень малую часть своего богатства.

    Когда мы молимся или ходим в храм, то мы тоже приносим жертву - наше время и силы, которые мы могли бы потратить на самих себя. Когда мы исполняем добродетель послушания, то приносим в жертву свою волю, всегда склонную к самолюбию и самоугождению.

    Таким образом, христианская жизнь требует от нас постоянной жертвы и самоотречения. Один известный подвижник даже говорил, что на земле по-христиански нельзя жить, но по-христиански можно только умирать, в полном соответствии со словами Христа: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно… Известны также мысли об этом святителя Григория Богослова. «Самая лучшая польза от жизни, - говорит он, - умирать ежедневно».

    Жертвовать собой ради Бога есть великое дело и великая тайна, такая жертва имеет великую силу. Если кто-то жертвует собой ради Бога или посвящает Богу свою жизнь, то, подобно брошенному в землю зерну, он приобретает неизмеримо большие блага и плоды. Из истории Церкви можно привести множество примеров, подтверждающих эту истину. Так, мы знаем, что мученики приносили себя в жертву Богу, умирали ради Христа, и из этой жертвы родилась вселенская Христова Церковь, распространившаяся по лицу всей земли. Ведь именно мученическая кровь явилась тем основанием, на котором утвердилась христианская эра нашей планеты, совершенно ее перевернувшая и преобразившая.

    Или еще пример: жизнь многих подвижников, всецело посвященная Богу, явилась тем семенем, из которого выросли известные христианские монастыри, эти духовные твердыни, светившие миру на протяжении веков, явившие целые сонмы святых и праведников и сделавшиеся причиной спасения бесчисленных людских душ. Монастырь преподобного Саввы Освященного, Киево-Печерская Лавра, Соловецкий монастырь, Валаам, Троице-Сергиева Лавра и все прочие великие обители возникли и утвердились не чем иным, как подвигом и жертвой своих святых первооснователей, ставших тем самым умершим и принесшим обильный плод Евангельским зерном. Преподобный Антоний Печерский похоронил себя под землей в Киевских пещерах, и эта жертва стала причиной рождения великой лавры, в которой просияли целые сонмы святых и вокруг которой спаслось на протяжении тысячи лет бесчисленное множество людей. Преподобный Сергий умер для мира, подвизаясь в радонежских лесах, но из зерна его жертвы произошли такие плоды, какие ни оценить, ни измерить никаким способом невозможно.

    Жертва, которую подвижники приносили Богу своей жизнью, имела столь великую силу, что могла изменять даже сам ход мировой истории. Так, например, преподобный Варсонофий Великий говорил, что в его время молитва и святая жизнь всего лишь трех людей удерживали мир от катастрофы. А угодная Богу жизнь пророка Моисея явилась причиной освобождения евреев из Египта - события, самым радикальным образом повлиявшего на весь ход не только священной, но и общемировой истории.

    Закон жертвы действует и в обычной человеческой жизни, например на войне. Герои проливают свою кровь, жертвуют своей жизнью и погибают, но ценой этой жертвы приобретаются неизмеримо большие блага: долгая, свободная и благополучная жизнь целого народа. И Богу бывает угодна такая жертва, угодна геройская смерть. Кроме прочего, такая смерть приносит великие блага и самому герою, пожертвовавшему собой. Старец Паисий Афонский говорил, что жертва на войне способна очень умилостивить Бога, что герои не умирают, что их боится сама смерть. А прозорливая Параскева Дивеевская, когда началась Первая мировая война, часто повторяла: «Бог-то, Бог-то милостив как! - разбойнички в Царство Небесное так и идут, так и идут!» То есть даже люди, не отличавшиеся особым благочестием и бывшие христианами не столько по жизни, сколько по имени, - даже эти «разбойнички», умерев геройски, принеся себя в жертву на войне, были оправданы Божиим судом и приобрели себе вечную жизнь.

    Без жертвы невозможно угодить Богу и спастись, и, может быть, еще и по этой причине Бог попускает на земле войны, болезни и прочие испытания. Ведь на войне люди поставлены в такие условия, что часто бывают вынуждены жертвовать собой ради других, тогда как в мирное время они ничего такого никогда бы не сделали.

    Также и болезни, и скорби есть как бы невольная жертва с нашей стороны, раз мы не приносим жертвы добровольной. И это особенно важно для христиан нашей эпохи, потому что, по словам святых отцов, скорби и болезни есть удел нашего времени, которому не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг истинного монашества. Святые приносили себя в жертву Богу и людям добровольно - или мученичеством, или суровым подвижничеством: постом, непрестанными трудами, ночными молитвами. А раз мы такой жертвы не приносим, то и попускаются нам скорби и болезни, чтобы мы хотя бы невольно ее принесли.

    Впрочем, нужно сказать, что скорби и болезни могут становиться и добровольной жертвой - в том случае, если мы переносим их по-христиански: с доверием Богу, мужественно и без ропота. У святителя Игнатия Брянчанинова в письме к одному из духовных чад, подвергшемуся тяжкому недугу, есть такие слова: болезнь, постигшую вас невольно, сделайте посредством благодарения Бога добровольной жертвой, чтобы принял ее Бог, как кадило, исполненное самого благовонного фимиама…

    Жертва рождает в душе человека небесную радость, ибо, жертвуя собой, он получает милость и Благодать от Бога. Так происходит потому, что, принося себя в жертву, человек подражает Христу и вместе с Ним побеждает мир, выходит за пределы земного тяготения самости, поднимается над болотом эгоизма, становится выше самого себя. Таким образом, жертвуя земным, человек получает небесное, отказываясь от человеческого, получает Божественное, живет уже не естественной, но вышеестественной жизнью. Старец Паисий рассказывал случай, происшедший с ним в молодости, когда он был на войне. Во время одного из сражений он лежал в окопе, вырытом им для себя по причине сильного обстрела этой территории. Неожиданно рядом оказался насмерть перепуганный солдат, не имевший где укрыться, и стал просить отца Паисия (которого до монашества звали Арсений) впустить его к себе в окоп. Так как места для двоих в окопе не было, то Арсений, не задумываясь, уступил его солдату, а сам, подвергаясь смертельной опасности, вышел на открытое место. По нему стали стрелять, но Бог сохранил его, пули сыпались мимо, а одна «причесала» его по голове, сбрив большой кусок волос, но не причинив вреда. Отец Паисий говорил, что рассуждал тогда так: лучше пусть меня убьют один раз, чем потом всю жизнь меня будет убивать совесть. И конечно, жертвуя собой, он испытывал небесную радость, как подражатель Самого Христа, принесшего Себя в жертву ради спасения людей.

    Когда человек жертвует собой ради других, то он приближается к Богу и становится подражателем Его совершенства, Его любви. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный, заповедует нам Евангелие… Итак, будем, братия и сестры, учиться жертвовать собой, побеждать самих себя, будем бороться с глубоко укоренившимися в нас себялюбием, саможалением и эгоизмом. Ибо, только жертвуя собой, человек может стать богоподобным, стать тем Евангельским зерном, которое приносит плод жизни вечной. Аминь.

    В настоящее время мы много читаем околодуховной литературы. Мы тратим столько времени на чтение художественных православных книг или книг написанных современниками, что совсем оставляем чтение св. Отцов, а ведь следует помнить, что только через истинное предание можно узнать и сохранить чистоту православия, без которой невозможно угодить Богу. Святые отцы учат, что даже малейшее отступление от догматов церкви ведет человека в погибель, но к сожалению многие из нас не знают даже как они звучат. Страшно не знать своей веры. Незнание простительно маленькому ребенку, но не простительно взрослому имеющему возможность узнать свою веру.

    Игнатий Брянчанинов так пишет —

    Желающий приступить к Богу и усвоиться Ему постоянным пребыванием в молитве, осмотрись! Исследуй тщательно твой образ мыслей: не заражен ли ты каким-либо лжеучением? В точности ли и без исключений последуешь учению Восточной Церкви, единой истинной, святой, апостольской? Если кто Церковь преслушает, сказал Господь ученику Своему, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18:17), чуждые Бога, враги Божии. Какое же может иметь значение молитва того, кто находится в состоянии вражды к Богу, в состоянии отчуждения от Бога?

    Аскетические опыты. том II (О молитве. Статья II)

    Внимая словам святого Игнатия стоит задуматься — может моя молитва не услышана именно потому, что я верю не в Бога в свое представление о Нем, общаюсь не с Библией, а со своим о ней представлением?

    Что же делать в таком случае? Ответ очевиден — изучать свою веру.

    Так же многие без разбора молятся молитвами которые сочинили еретики протестанты или еретики баптисты. Мне за последнее время прислали очень много картинок и текстов с такими молитвами. На это так же хотелось бы процитировать владыку Игнатия —

    Молитвы, сочиненные еретиками, весьма сходствуют с молитвами язычников: в них многоглаголание; в них земная красота слова; в них разгорячение крови; в них недостаток покаяния; в них стремление на брак Сына Божия прямо из блудилища страстей; в них самообольщение. Чужды они Духа Святого: веет из них смертоносная зараза духа темного, духа лукавого, духа лжи и погибели.

    Аскетические опыты т.II

    Мы часто изумляемся и говорим — «Сколько же всего нужно знать в православии, сколько соблюдать!» — Но если посмотреть на все со стороны, то такое смущение происходит от недостатка любви к Богу. Женщина, когда становится матерью, то не смущается, когда понимает, что для ухода и воспитания ребенка нужно знать очень много вещей, не смущается, потому что любит свое чадо.

    Так давайте же ответим любовью на любовь Божию, будем хранить в чистоте и неповрежденности православную веру, но прежде чем сохранить, проявим стремление узнать ее и реализовывать в своей жизни.

    Анатолий Баданов
    администратор миссионерского
    проекта «Дышу Православием»

    1. Братья мои и сёстры, прежде всего мне хотелось бы выразить нашему Богу огромную благодарность . Он нас сотворил, вложил в нас Свою Сущность, Свой образ и подобие. Даровал нам в управление землю, вложил в нас дары и таланты для управления землей.

    Окружил нас различными благами земли. Солнце светит, жизнь в нас идёт, все полезное для нас растёт на земле. Нам каждый день подается кислород для дыхания. В нас и для нас, каждую секунду, работают миллиарды клеток и молекул, и все это для того, чтобы мы жили и славили нашего Творца.

    Более того, мы не достойны, мы грешны, мы отвратились от Него

    "4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас." (Ис.53:4-6)

    1. И поэтому нам, людям, ничего не остается, как только Славить Его и жить жизнью, которая угодна Ему . Каждый день думая, как угодить Ему.

    Но как мы можем угодить Ему?

    Многие, пытаясь угодить Богу, совершают какие-то религиозные дела, тем самым пытаясь понравиться Ему, но нравится ли Ему это?

    Ждёт ли Он от нас просто религиозных дел?

    Да, если наши дела, которые мы делаем для Бога, есть плод нашей веры , то мы. тем самым, угождаем Ему. А если мы их делаем как-то иначе, то - нет.

    1. Посмотрите на Авеля и Каина, оба делали дела для Бога, но Бог принял только дела Авеля. Почему? Потому что Он в них узрел веру. Много существует толкований на эту тему, но ясно одно, что жертва Авеля исходила из его веры и доверия Богу.

    "4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его." (Быт.4:4,5)

    Посмотрите, Бог сначала призрел на Авеля , а потом на дар его. Бог сердцеведец. И Он, прежде всего, смотрит на сердце, а не на внешние действия. И в глазах Бога Авель выглядел праведным, то есть Бог у него увидел веру, то есть доверие Ему.

    Точно мы не можем сказать, как именно Авель проявил веру, но он её проявил, принеся жертву Богу.

    Жертву лучшую... - отличнейшую, достойнейшую. Он сделал,- говорит Златоуст,- праведное дело, не видя примера ни в ком. В самом деле, на кого взирая, он так почтил Бога? На отца и мать? Но они оскорбили Бога за Его благодеяния . На брата? Но и он не почтил Его.

    Возможно у него были сомнения, трудности во взаимоотношениях с Богом. Имя Авель – Суета .

    И это понятно, пример ему не с кого было брать, так как его родители, оступились, предали Бога, были изгнаны из рая и вокруг началась суета. Но он, несмотря на это, сумел как-то проявить веру. Сумел пройти трудности верой, и как плод этого – принёс правильный дар Богу, и Бог отметил это.

    1. Ещё сложнее было довериться Богу Еноху , так как он, во-первых, жил среди развращенного рода, так как грех уже множился, а во-вторых:

    Хотя он жил и после Авеля, но случившееся с Авелем могло отвратить его от добродетели... Авель почитал Бога, и Бог не избавил его.

    Наверно у Еноха много было вопросов - «почему». Почему, Бог, Ты так поступил, почему хорошие люди так рано умирают, а злодеи живут долго? Почему в мире так много зла, а Ты ничего не делаешь? - мог рассуждать он.

    1. В принципе, такие же вопросы сегодня задаем и мы Богу, и у нас есть тысячи «почему» к Нему. На некоторые вопросы Бог ответит позже, но на некоторые мы получим ответы только на Небесах. И нам нужно, несмотря ни на что, продолжать доверять Ему свою жизнь, как этот делал Енох.

    И Енох, несмотря ни на что, несмотря ни на кого, все равно жил каждый день верой в Бога, верой в Его благость, полностью доверяясь Ему во всём. И поэтому про него написано:

    "22 И ходил Енох пред Богом , по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей.23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.24 И ходил Енох пред Богом ; и не стало его, потому что Бог взял его." (Быт.5:22-24)

    Все триста лет Енох жил, доверяя Богу каждый миг своей жизни. Несмотря на трудности, разочарование и проблемы, он сумел сохранить веру

    Енох ходил перед Богом в эпоху разврата и греха. Именно потому, что он ходил перед Богом, в то время как другие люди удалялись от Него,


    Енох с каждым днем приближался к Нему, и восхищение было шагом, приведшим его в непосредственное присутствие того Бога, пред Которым он все время ходил
    .

    И он, не видев смерти попал к Богу, это и есть его награда!

    " Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу ." (Евр.11:5)

    Для верующего угодить Богу - это и есть высшее счастье. Но угодить Богу мы можем только верой , которая была и у Авеля, и у Еноха, и у других героев веры, о которых написано в этом послании.

    И поэтому следующий стих говорит:

    "А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает." (Евр.11:6)

    Ведь вера в существование Бога подразумевает не просто знание о том, что Он есть, но посвященность Ему всей жизни, каждую минуту ожидая от Него благодати.

    Многие люди, даже те, которые говорят, что они верующие, живут так, как будто Бога нет в их жизни. Пока у них все хорошо, они говорят:" Бог есть, Слава Богу."

    Но с того момента, как в их жизнь приходят небольшие трудности, они начинают роптать, переживать, суетиться, вместо того чтобы довериться Ему.

    Ведь истинная вера в Бога, проявляется и растёт именно тогда, когда в нашу жизнь приходят трудности. И именно в них мы можем угодить Богу, проявляя своё доверие Ему.

    На самом деле, чем больше трудностей в нашей жизни, чем больше страданий и разочарований, тем больше у нас есть возможность угодить Богу верой , доверив Ему свою жизнь и веря в Его воздаяние.

    Об этом и пишет вся эта глава, описывая людей, которые были поставлены в очень затруднительные обстоятельства, но которые в этих обстоятельствах продолжали доверять Богу.

    1. Посмотрите на Ноя, он строил ковчег именно тогда, когда вообще ничто не говорило о потопе. Многие его считали сумасшедшим, а он строил.

    Многие в это время «занимались бизнесом», строили свои дома, жили в своё удовольствие, а он день и ночь строил ковчег .

    Были ли у него сомнения и трудности? Хотел ли он все это бросить? Были ли сомнения у его семьи по отношению ко всему процессу строительства?

    Я думаю были. Я думаю и сыновья, не раз к нему подходили и говорили: папа, наши друзья смеются над нами, можем ли мы жить, как все нормальные люди.


    Может и жена ему не раз говорила: "Ной, все отдыхают, ходят по «салонам красоты», ездят на курорты, а мы с тобой строим непонятно что , и не понятно зачем." Но Ной продолжал строить, и поэтому получил в конце воздаяние от Бога .

    Благодаря его послушанию, весь дом был спасен, а остальные погибли. Его соседи считали глупостью то, что он делал, но он своей верой доказал неправоту всего мира.

    1. И далее речь пойдет об, которому ради Бога пришлось оставить свою привычную культуру, свой бизнес, и своё насиженное место. И для чего?

    Он даже не знал куда идёт. И обетование от Бога Он получил немного странное: что он будет благословением для других.

    Представьте, Бог вам говорит: " Иди, Я тебя кое-куда поведу, брось свой быт и бизнес, и культуру, а взамен этого, Я через тебя буду других благословлять, то есть благодаря тебе все остальные будут жить хорошо и богато, а ты в своей жизни даже этого возможно и не увидишь."

    Трудно повиноваться этому повелению

    Поэтому вполне заслуженно Авраам занимает самое почетное место в иудейской традиции, как отец нации , но не менее почетное место он занимает также и в новозаветном учении, как отец всех верующих .

    Но несмотря на это, она осталась верна, она продолжала доверять Богу в этом вопросе, и поэтому она угодила Ему и получила награду – долгожданного сына.

    Но на этом испытание в их семье не закончились, они вместе с Авраамом пережили огромнейший стресс, когда услышали от Бога повеление, принести Ему в жертву своего сына: родного, дорогого, единственного.

    Как такое может быть? Бог, почему Ты это сделал в моей жизни? Как нам жить дальше без него? Я думаю у них, в те минуты были сотни вопросов негодования к Нему. Но преодолев все, они и в этом вопросе доверились Богу.

    И вот что об этих людях говорит Библия

    " 13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества . 16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному ; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город."(Евр.11:13-16)

    Братья мои и сёстры, но мы, христиане этого века, в своей жизни увидели самое большое обетование Бога к нам, это Иисуса Христа, умершего за нас, и давшего нам будущее.

    И поэтому у нас есть гораздо больше причин угождать Богу верой в этой жизни:

    Верой, вопреки всему мирскому.

    Верой, вопреки своим чувствам, обстоятельствам и проблемам.

    Верой в будущее, вопреки настоящему.

    Вопросы

    1. Почему мы, христиане, должны жить жизнью, угодной Богу?
    2. Как угодил Богу Авель?
    3. Почему угодил Богу Енох?
    4. Без чего невозможно угодить Богу и почему?
    5. Каким образом Ной проявил свою веру, угождая Богу?
    6. Почему жизнь Авраама и его семьи была угодной Богу?
    7. Как должны жить мы, чтобы угодить Богу?

    Проявляй уважение к достойному уважения, потому что он того заслуживает. Проявляй уважение к жаждущему уважения, потому что это совсем не сложно. Проявляй уважение к недостойному уважения, потому что в каждом есть что-то достойное уважения.

    Шоу-Дао

    В отношении к другим людям, особенно к тем, с кем нас не связывают родственные или дружественные узы, проявляется наша духовная суть. Особым индикатором зрелости является наше поведение в ситуации, когда нас кто-то обидел, сделал нам плохо. В этом случае, как правило, сразу проявляется наше недовольство и желание ответить обидчику. Однако мы можем занимать и другую, более мудрую позицию. Она основывается на осознании того, что никто не в силах оскорбить и расстроить нас, если мы сами этого не захотим. «Страшно не то, что вас обманул и или обокрали, - говорил Конфуций, - страшно, если вы постоянно помните об этом».

    Быть терпимым к другому в любых ситуациях, сохраняя внутреннее спокойствие, находясь в гармонии с самим собой и окружающим миром - вот та основа, то главное правило, которое подсказывает нам жизненный опыт. Так, В. Шекспир писал: «Не растапливайте печь для своих недругов слишком сильно, иначе вы сгорите в ней сами». И в одной из практических рекомендаций также выражена эта идея: «Если эгоистичные люди хотят воспользоваться вами, вычеркните их из своей жизни, но не пытайтесь расквитаться с ними. желая отомстить кому-либо, вы, прежде всего, наносите вред себе, а не своему врагу».

    Не «запускать» в действие негативные отношения к другому человеку помогает позиция заинтересованного исследователя. Благодаря этому, можно прийти к выводу, что «ни одного человека не следует хвалить или осуждать за совершенные им поступки, потому что все мы, так или иначе, подвержены влиянию условий, обстоятельств, окружающей среды, образования, усвоенных привычек и наследственных черт. Именно эти факторы формируют человека и делают его таким, какой он есть..." (Линкольн.) Такой подход позволяет быть не осуждающим, а понимающим.


    СЕМЯ И ПЛОД

    Крестьянин сажает два семени в одну и ту же почву. Одно семя - семя сахарного тростника, другое - семя нима, тропического дерева с древесиной и листьями очень горького вкуса. Два семени в одной и той же почве получают одну и ту же воду, тот же солнечный свет, тот же воздух; природа дает им одно и то же питание. Два крошечных ростка выходят наружу и начинают расти. В конечном итоге семя нима развилось в растение с горечью в каждой жилке, тогда как каждая жилка сахарного тростника оказывается сладкой.

    Какова причина, таков результат. Каково семя, таков будет и плод. Каков поступок, таков будет итог.

    Нельзя сказать, что природа добра к одному растению и сурова к другому. Она только помогает проявлению заложенных в различные семена качеств. Семя сахарного тростника обладает качеством сладости, поэтому растение не будет обладать ничем иным, кроме сладости. Семя нима обладает качеством горечи, и растение не будет обладать иными свойствами. Каково семя, таков будет и плод.

    Часто наши трудности в жизни состоят в том, что мы остаемся невнимательными и в гневе или злобе сажаем семена нима. А когда наступает время сбора плодов, мы вдруг спохватываемся, что нам хочется сладких плодов манго. К сожалению, не помогут никакие слезы и молитвы. Если хотите получать добро - сейте добро.


    Притча от С. Шепеля

    Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что тот пасет животных в отдаленном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим и выкопать ему глубокую яму, чтобы тот упал в нее. Поздней ночью он начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадет в нее и, может быть, что-нибудь сломает себе или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца, или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, что не заметил, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. И каково было его удивление, когда он увидел, что за это время он выкопал такую глубокую яму, что сам уже не сможет вылезти из нее.

    Поэтому прежде чем даже мысленно рыть яму другому, вспомни: для того чтобы вырыть ее, тебе самому придется в ней оказаться, ибо первым в ней оказывается тот, кто ее роет. И прежде чем запачкать кого-то грязью, сначала тебе придется выпачкать свои руки.


    ДЕРЕВЯННАЯ КОРМУШКА

    Христианская притча

    Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из нее.

    Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошел их четырехлетний сын с куском дерева в руках.

    Что ты хочешь сделать? - спросил отец.

    Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из нее папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.


    ФОНАРЬ ДЛЯ СЛЕПОГО

    Дзенская притча

    В давние времена в Японии пользовались фонарями из бамбука и бумаги со свечой внутри. Как-то слепому, побывавшему в гостях у друга, предложили такой фонарь, чтобы он шел с ним домой.

    Мне фонарь не нужен, - сказал слепой, - свет и темнота для меня равны.

    Я знаю, что тебе не нужен фонарь, чтобы различать дорогу, - ответил ему друг. - Но если ты пойдешь без фонаря, то кто-то другой может на тебя налететь. Так что возьми его. Позаботившись о других, ты позаботишься и о себе.


    О ГВОЗДЯХ

    Восточная притча

    Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.

    В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился одерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

    Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

    Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

    Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.


    НАСТОЯЩИЙ РАЙ

    Притча от П. Коэльо

    Как-то раз шли по дороге человек, конь и собака. Когда проходили они мимо огромного дерева, попала в него молния и испепелила всех троих. Однако человек не сразу понял, что уже покинул этот мир, и продолжал путь вместе с конем и собакой.

    Путь был долог и шел в гору, солнце пекло нещадно, и все трое измучились от жары и жажды. И вот за поворотом открылся им величественный мраморный портал, а за ним - площадь, вымощенная чистым золотом. Посередине бил фонтан холодной и чистой воды. Путник направился к стражу, охранявшему вход.

    Здравствуй.

    Здравствуй.

    Как называется это прекрасное место?

    Это - рай.

    Как славно, что мы добрались до рая, нам очень хочется пить.

    Можешь войти и пить, сколько захочешь.

    Но мои конь и собака тоже страдают от жажды.

    Очень сожалею, - ответил страж. - Но животным сюда нельзя. Путник огорчился, потому что жажда мучила его нестерпимо,

    но в одиночку пить не стал, а поблагодарил стража и пошел дальше. Долго шагали они вверх по склону, но вот, наконец, увидели поселение, обнесенное ветхой деревянной оградой. В тени стоял какой-то человек.

    Здравствуй, - поздоровался путник.- Я, мой конь и моя собака умираем от жажды - Вон за теми камнями есть источник.

    Путник, конь и собака пошли к источнику и утолили жажду. Потом путник вернулся, чтобы поблагодарить.

    Приходите, всегда будем вам рады, - отвечал тот.

    А не скажешь ли, как называется это место?

    Рай? А страж у мраморного портала сказал нам, что рай там.

    Нет, там не рай. Там - ад.

    Отчего же вы не запретите им называться чужим именем? - растерялся от неожиданности путник. - Эти ложные сведения могут вызвать страшную путаницу!

    Ничуть не бывало. У них остаются все те, кто оказывается способен предать лучших друзей.


    ВОР, СТАВШИЙ УЧЕНИКОМ

    Японская притча

    Однажды вечером, когда Ситиро Кодзюн читал сутры, вошел вор с острым мечом и стал требовать или деньги, или жизнь.

    Не мешай мне, можешь взять немного денег в этом ящике, - сказал Ситиро и продолжил свое чтение. Через некоторое время он остановился и сказал:

    Не забирай все. Мне нужно немного денег, чтобы заплатить завтра налоги.

    Незваный гость забрал большую часть денег и собрался уходить.

    Когда тебе делают подарок, надо благодарить, - добавил Ситиро. Человек поблагодарил и ушел. Однако через несколько дней его поймали, и среди прочих он сознался в преступлении против Ситиро. Когда Ситиро позвали как свидетеля, он сказал:

    Этот человек не вор, по крайней мере, в отношении меня. Я дал ему денег, и он поблагодарил меня за них.

    После того как закончился тюремный срок, человек пришел к Ситиро и стал его учеником.


    Притча от П. Коэльо

    Один из монахов монастыря в Сиете совершил серьезную ошибку, и для суда над ним братья позвали самого мудрого отшельника.

    Мудрый отшельник не хотел приходить, но братья были такими настойчивым, что он согласился. Но все же прежде, чем отправиться, он взял ведро и сделал в его днище несколько дырок. Затем он наполнил ведро песком и пошел в монастырь.

    Отец-настоятель, обратив внимание на ведро, спросил, для чего это было сделано.

    Я пришел судить другого, - сказал отшельник. - Мои грехи бегут за мной, как и этот песок в ведре. Но поскольку я не смотрю назад, и не могу видеть свои собственные грехи, то я не способен судить и других.

    Монахи решили немедленно отменить суд.


    ЛЮБОВЬ И СОСТРАДАНИЕ

    Однажды человек пришел к Будде и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил:

    Это все или ты хочешь чего-нибудь еще:

    Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:

    Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!

    Ананда, ты стал саньясином, но постоянно забываешь об этом, ответил Будда. - Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня - это исход этого безумия и его жизни. Но может стать и освобождением. Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!

    Человек слушал этот диалог. Он был смущен и озадачен. Он хотел оскорбить и унизить Будду, но почему-то униженным почувствовал себя. Любовь и сострадание, проявленные Буддой, были для него полной неожиданностью.

    Пойди домой и отдохни, - сказал Будда. - Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии и не беспокойся, оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли и рано или поздно вновь превратиться в пыль, и по нему будут ходить люди.

    Человек устало поднялся и ушел, скрывая слезы. Вечером он пришел обратно и припал к ногам Будды и сказал:

    Прости меня!

    Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был Рассержен, - ответил Будда. - Я тебя не осудил. Но я счастлив видеть, что ты пришел в себя и что для тебя прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!

    НЕВОЗМОЖНО УГОДИТЬ ВСЕМ

    Есть мнение, что жить в обществе и быть независимым от общества нельзя. Действительно, мы живем в мире среди других людей, и потому мы зависим друг от друга. Поэтому мы должны учитывать те нравственные нормы, которые помогают людям успешно сосуществовать. Однако в этом деле важно не дойти до крайности. Многие из нас, движимые страхом оказаться в одиночестве, потерять одобрение, любовь близких, стремятся, во что бы то ни стало им соответствовать. На первый взгляд - благородное стремление, но за него человек часто платит высокую цену. Ориентируясь на других людей, стремясь заслужить их одобрение, человек привыкает недоверчиво относиться к собственным ощущениям, желаниям и чувствам, «предавая мудрость своего организма» (К. Роджерс). Чем дальше, тем больше человек удаляется от своего собственного «Я», своего истинного предназначения. В результате - неудовлетворенность жизнью, депрессия, апатия и т. д. Мам представляется оптимальной позиция, когда человек в своих действиях прислушивается, в первую очередь, к своему сердцу, реализует свои ценности, но учитывает интересы других людей, не нанося им никакого ущерба.


    ОСЛИК

    Восточная притча

    Как-то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовали по пыльным улицам города. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку.

    Бедный мальчик, - сказал прохожий, - его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?

    Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него.

    Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал:

    Как не стыдно! Малый сидит верхом на ослике, как султан, а его бедный старый отец бежит следом.

    Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на ослика позади него.

    Люди добрые, видали вы где-либо подобное? - заголосила женщина под чадрой. - Так мучить животное! У бедного ослика уже повис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, о несчастное существо!

    Не говоря ни слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла, Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:

    Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой

    пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?

    Отец сунул ослику полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына.

    Что бы мы ни делали, - сказал он, - обязательно найдется

    Кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать.


    ВОЛК И ОВЦА

    Греческая притча

    Овца, спасаясь от волка, вбежала в ограду храма.

    Если ты не выйдешь, - сказал волк, - жрец тебя схватит и зарежет в жертву.

    Мне все равно, - сказала овца, - жрец ли меня зарежет или ты меня съешь.

    Друг мой, - отвечал волк, - мне горько слышать, как ты рассматриваешь такой важный вопрос с такой узко личной точки зрения. Мне это не все равно!

    ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ...

    Мы, как со странами,

    встречаемся с людьми.

    Обычаи иные и законы,

    Иные восприятья и каноны,

    Иные представленья о любви.

    Мы, как со странами,

    встречаемся с людьми,

    Вступая в эти страны с изумлением,

    Мешаясь, поколенье с поколеньем

    Срастаемся в одно - мы и они...

    А. Богословский

    Изучая природу человека, мыслители часто объединяют людей в какие-то группы по определенному признаку. Так появились теории темперамента, акцентуаций характера и др. В какой-то мере это оправдано и объяснимо: отождествление себя с какой-то группой позволяет нам понять некоторые особенности своего внутреннего мира. Но человек - одновременно частица всеобъемлющего мира, и в то же время он сам является отдельным миром. Поэтому правы те, кто считает, что знакомство с теми или иными теориями - весьма полезное занятие, однако, встретив конкретного человека, надо забыть их и общаться с ним как с уникальной и неповторимой личностью. Все попытки подвести человека к каким-то параметрам, нормам, стандартам суживает наше сознание, делает нас ограниченными и не позволяет понять, увидеть богатство и многогранность внутреннего мира ДРУГОГО.


    ПРОБЛЕМА СРАВНЕНИЯ

    Однажды ученик спросил у Ле-цзы:

    Почему одни люди красивы, а другие безобразны, одни умны, а другие глупы? Почему существует такое противоречие? И не говорите мне о кармах, сансаре и о том, что все это из-за прошлых жизней. Как появилась разница с самого начала, когда прошлого еще не было?

    Мастер повел его в сад и сказал:

    Бот это дерево большое, а это - маленькое. Я часто раньше сидел под этими деревьями и думал, почему так? Но когда я отбросил ум, то исчез и сам вопрос. Сейчас я просто знаю, что это дерево большое, а это - маленькое. Нет никакой проблемы!


    СРАВНЕНИЕ

    Один самурай, очень гордый воин, пришел однажды к дзэнскому мастеру. Это был очень знаменитый самурай, но, посмотрев на мастера, увидев его красоту, ощутив благодать момента, он внезапно почувствовал себя ничтожным.

    Почему я чувствую себя ничтожным? - спросил самурай Мастера. - Всего лишь миг назад все было в порядке. Но как только я вошел в твой двор, я почувствовал себя ничтожеством. Такого раньше никогда не было. Я много раз встречался со смертью и ни разу не чувствовал страха. Почему я беспокоюсь сейчас?

    Подожди, - сказал Мастер. - Когда все уйдут, я отвечу. Весь день к Мастеру постоянно приходили люди, и самурай все

    больше уставал ждать. К вечеру комната опустела, и самурай спросил: «Сейчас ты можешь мне ответить?

    Мастер предложил выйти наружу. Была лунная ночь, луна только что взошла. И он сказал:

    Посмотри на те деревья: вон то, поднявшееся высоко в небо, и то, маленькое, рядом с ним. Вот уже много лет они растут у меня под окном, и никогда не было никаких проблем. Маленькое дерево ни разу не сказало большому: «Почему я чувствую себя ничтожным рядом с тобой?»

    Это дерево маленькое, а то - большое, почему я никогда не слышал ни звука об этом? - спросил Мастер.

    Потому что они не умеют сравнивать, - ответил самурай.

    В таком случае у тебя нет нужды спрашивать меня, - сказал Мастер. - Ты знаешь ответ.


    ОБЕЗЬЯНА И РЫБА

    Притча от Д. Адамса

    Случилось как-то раз большое наводнение, и застигло оно обезьяну и рыбу.

    Обезьяна, создание проворное и опытное, ухитрилась вскарабкаться на дерево и ускользнула от бушующих вод. Посмотрев со своего безопасного места вниз, она увидела, как отчаянно несчастная рыба борется со стремительным потоком.

    С самыми добрыми намерениями обезьяна наклонилась и вынула рыбу из воды. Результат был печален.


    КРАШЕ ТА, КОТОРАЯ НРАВИТСЯ

    Аварская притча

    Давным-давно страшный, огромный дракон-аждаха захватил единственный в Аварии источник. Люди остались без воды. Женщины плакали, дети стонали от жажды. Самые смелые и сильные джигиты набрасывались на чудовище с саблями в руках, но он всех сметал ударами длинного хвоста. Аждаха построил у источника громадный красивый дворец. Огородил его частоколом и насаживал на него головы убитых.

    Люди были в отчаянии. Кто же победит страшного дракона?

    В то время родился у бедной вдовы сын. Он ходил пить воду из источника по ночам. И набирался небывалой силы, смелости и удали. Видел он, как безобразничал у источника аждаха, и возненавидел его. И поклялся перед всем народом освободить от чудовища страну.

    Мать, родственники, соседи и друзья долго отговаривали его:

    Ты только вырос. Еще молод. Погибнешь во цвете лет. Пожалей себя!

    Но юноша сел на коня и отправился сразиться с чудовищем. Аждаха уже издали почуял его и заревел страшным голосом:

    Это кто осмелился приблизиться к источнику?!

    Я хочу сразиться с тобой, чудовище окаянное! - гордо ответил юноша.

    Аждаха загоготал:

    Безумный! Разве тебе не известно, что я не сражаюсь оружием? Ты должен знать, что нет в мире никого, равного мне по силе. Всем своим противникам я задаю только один вопрос. Если он не сможет ответить на него правильно, то я убиваю его одним ударом своего огромного хвоста! А если ты ответишь правильно, то я тут же сам и погибну!

    Хорошо! Я согласен! - отвечает юноша. - Задавай вопрос!

    Аждаха громко зарычал, и в окне его дворца показались две женщины. Одна - невероятно ослепительная красавица, другая - обыкновенная простая женщина.

    Которая из них краше? - спросил аждаха. Юноша посмотрел на женщин и ответил:

    Краше та, которая тебе больше нравится!

    Ты прав! - прохрипел аждаха и испустил дух. Так Авария была избавлена от чудовища.


    СКОЛЬКО МУДРЕЦОВ - СТОЛЬКО И МНЕНИЙ

    Шесть слепых индийских мудрецов пытались определить, что есть слон. Каждый из них предварительно ощупал слона. Один ощупывал его бок и решил, что слон - это что-то вроде огромной стены. Другому достался бивень, после чего он заключил, что слон - это что-то вроде копья. Третий слепой старец, держа в руках хобот слона, сказал, что слон похож на змею. Четвертый, ощупывая ногу, предположил, что слон очень похож на дерево. Пятый мудрец, которому досталось ухо, утверждал, что слон похож на веер. Шестой, ощупав хвост, считал, что слон - это что-то вроде веревки.


    ШКОЛА 3ВЕРЕЙ

    Притча в изложении Ошо

    Однажды звери в лесу собрались и решили открыть школу. Среди них были кролик, птица, белка, рыба и угорь, и они сформировали совет директоров. Кролик настаивал, чтобы в программу занятий вошел бег. Птица настаивала, чтобы в программу занятий вошло летание. Рыба настаивала, чтобы в программу входило плавание, а белка говорила, что абсолютно необходимо внести вертикальное лазанье по деревьям. Они объединили все эти вещи и составили расписание занятий. Потом они решили, что все животные должны изучать предметы, введенные ими в программу занятий.

    Хотя кролик и получал пятерки по бегу, с вертикальным лазаньем по деревьям у него были трудности. Он постоянно падал на спину. Довольно скоро он получил серьезную травму и бегать больше не мог. Оказалось, что вместо пятерки по бегу, он получает тройку, а по вертикальному лазанью, конечно, - всегда единицу.

    Птица очень хорошо летала, но когда ей пришлось рыть норы в земле, она не могла делать этого хорошо. Она постоянно ломала клюв и крылья. Очень скоро она стала получать тройки по летанию, единицы по норокопанию и испытывала адские трудности в вертикальном лазанье.

    В конце концов, первым по успеваемости животным в классе оказался умственно отсталый угорь, который делал все наполовину. Но учредители были довольны, потому что каждый изучал все предметы, и это называлось «широким общим образованием».

    ЖИТЬ ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ - ВОВСЕ НЕ ЖИТЬ

    Настоящее счастье невозможно, если ты замыкаешься в узком мирке личного благополучия.

    Б. И . Додонов

    Ради чего человек что-либо делает и вообще живет? Ответ на этот вопрос должен найти каждый из нас сам, исходя из своих ценностных ориентиров. Но опыт многих людей убедительно показывает, что полноценная жизнь и самореализация невозможна без выхода за пределы своего «эго», без созидания и служения другим людям. Психолог С. Л. Рубинштейн в своей работе «Человек и мир» написал: «Смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь».


    ДЕРЕВО, ВИШЕНКА И ВОРОНА

    Притча от Е. Виноградова

    У дороги стояло Дерево. Каждый год, когда наступала пора, оно зеленело, потом одевалось белым цветом и благоухало, и, наконец, приносило плоды. Отяжелевшие ветви свешивались через забор почти до самой земли, и люди, идущие мимо, с удовольствием угощались его вишнями. Особенно этому радовались дети. Старый Хозяин был совсем не против, - он, как и Дерево, давно понял, что самое главное в жизни - это научиться отдавать, и отдавать радостно. А люди, проходя, обрывали вишни, даже не совсем спелые, кто-то благодарно и восхищенно, а кто-то бездумно и равнодушно, но вишни, умирая, были счастливы тем, что в них нуждаются и радуются их сочному вкусу.

    Наверху, в самой гуще ветвей и листьев, росла Вишенка. Она первой встречала лучи восходящего солнца, и последней провожала их. Наверное, поэтому она была намного крупнее и привлекательнее своих нижних собратьев. Иногда она любила помечтать и думала: «Если уж тем, которые внизу, так радуются люди, то как же я смогу осчастливить того, кто заметит и выберет меня!» Так она ждала и размышляла о своем высоком предназначении.

    Но время шло, а все оставалось по-прежнему. Из нижних давно уже никого не осталось, уже и листья начали опадать. Вишенку теперь можно было легко заметить, но люди перестали всматриваться вверх, отыскивая спелые вишни, ведь пора плодоношения давно миновала. Даже птицы, пролетая, не задерживались. И они знали, что время плодов прошло. Когда-то нежная и тонкая кожица Вишенки стала морщинистой и дряблой, мякоть высохла, а сама Вишенка съежилась, почернела и ни о чем больше не мечтала.

    Но вот однажды, морозным, зимним утром на ветку, где была вишенка, села Черная Ворона. Она давно жила на свете и хорошо знала и Дерево, и Хозяина, и то, что когда голодно и холодно, на деревьях в саду можно найти старые вишни, высохшие от своего высокого одиночества. Заметив Вишенку и нацеливаясь клювом, Мерная Ворона удовлетворенно воскликнула: «Кар-р!» Но Вишенка ничего уже не почувствовала.


    ДВЕ СВЕЧИ

    Притча Н. Спириной

    «Жаль мне тебя, - сказала незажженная свеча своей зажженной подруге. - Короток твой век. Ты все время горишь и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены".

    Отвечала горящая свеча: «Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю, и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой - душа свечи - соединится с огнем пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаз ребенка на праздничной елке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажженная моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя - огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость и польза от тебя?

    Право, "лучше гореть, нежели почивать", потому что в горении жизнь, а в спячке - смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты в твоем сохранном бездействии и не начинала существовать и так и умрешь, не начав. А жизнь пройдет мимо».

    Так говорили две свечи.


    ЧТОБЫ ПЛОДЫ МОГЛИ ПОЖИНАТЬ НАШИ ВНУКИ

    Индийская притча

    Царь Ановширван, которого народ называл также Справедливым, однажды отправился в паломничество по стране. На освещенном солнцем склоне горы он увидел сгорбившегося над работой почтенного старого человека. В сопровождении своих придворных царь подошел к нему и увидел, что старик сажает маленькие, не больше года, саженцы. «Что же ты делаешь?» - спросил царь. «Я сажаю ореховые деревья», - ответил старик. Царь удивился: "Ведь ты уже так стар. Зачем тебе саженцы, листву которых ты не увидишь, в тени которых не будешь отдыхать и не вкусишь их плодов?» Старик взглянул на него и ответил: «Те, кто был до нас, сажали, а мы пожинали плоды. Теперь мы сажаем, чтобы те, кто будет после нас, тоже могли бы пожинать плоды».


    ЗАВЕЩАНИЕ

    Восточная притча

    Один старик был при смерти. Он подозвал своего сына и сказал ему:

    Теперь я должен открыть тебе свой секрет, ибо смерть моя уже близка. Всегда помни две веши - благодаря им, я добился успеха. Во-первых, когда бы ты что-то ни пообещал, сдержи данное слово. Чего бы это ни стоило, будь честен и выполни обещание. Это было моим принципом, на этом я основывал все свои дела, и поэтому я добился успеха. И второе - никогда никому ничего не обещай.


    ЗИМНЯЯ ПРИТЧА

    Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа - аккуратно утоптанная дорожка.

    На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит - а у соседа уже дорожка проложена.

    На третий день снегу намело - по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок... А у соседа - дорожка уже ровная, прямая - просто загляденье!

    В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

    Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

    Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

    Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!


    НЕСИТЕ МОЮ ЛЮБОВЬ

    Ученик Будды собрался идти распространять учение в очень беспокойное место, куда никто еще не ходил. Узнав об этом, Будда спросил его:

    Перед тем как решить окончательно, ответь мне на три вопроса. Ты знаешь, что люди той области очень жестоки и легко раздражаются. Поэтому никто из моих учеников туда не ходил. Первый вопрос: если тебя оскорбят, а они это сделают, что случится в твоем сердце, и как ты отреагируешь?

    Ученик ответил:

    Ты знаешь совершенно ясно, что случится в моем сердце, потому что ты знаешь мое сердце! Но я отвечу: если они оскорбят меня, то глубоко в моем сердце я все равно буду чувствовать благодарность к ним за то, что они лишь оскорбили меня, а могли бы и побить.

    Будда сказал:

    Хорошо. Теперь второй вопрос. Если они изобьют тебя, что ты будешь чувствовать к ним?

    Ты знаешь совершенно ясно, что я буду благодарен им, потому что они только избили меня, а могли бы и убить.

    Теперь третий вопрос, - сказал Будда. - А если они решат тебя убить, что тогда?..

    Ты знаешь совершенно ясно. Но раз ты спрашиваешь, я отвечу тебе. Если даже они решат убить меня, я буду благодарен им, потому что, возможно, они освободят меня, а возможно, это изменит и их.

    Теперь ты можешь идти, - сказал Будда. - Я за тебя спокоен. Куда бы ты ни пошел, я буду с тобой. Ты будешь излучать мою энергию, нести людям мою любовь и сострадание.


    ВЕТЕР И ЦВЕТОК

    Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате.

    Но Ветру показалось мало этого, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим» И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался.

    Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:

    Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!

    Но Цветок ничего не ответил. Он умер.

    Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют Любовь, а нежностью и трепетным отношением. Лучше десять раз сдержаться, чем один раз сломать.


    ЩЕДРОЕ ДЕРЕВО

    Притча от Ш. Сильверстейна

    Жила в лесу дикая яблоня. И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с нее листья, плел из них венок, надевал его, как корону, и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на ее ветках. А потом они играли в прятки, и когда мальчик уставал, он засыпал в тени ее ветвей. И яблоня была счастлива.

    Но шло время, и мальчик подрастал, и все чаще яблоня коротала дни в одиночестве.

    Как-то раз пришел мальчик к яблоне. И яблоня сказала:

    Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!

    Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, - ответил мальчик. - Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их?

    Я бы рада, - вздохнула яблоня, - но у меня нет денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки и продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты будешь счастлив!

    И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унес их с собой. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. А когда однажды мальчик пришел, яблоня так и задрожала от радости.

    Иди скорей сюда, малыш! - воскликнула она. - Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!

    - У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, - ответил мальчик. - Мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?

    Я бы рада, - вздохнула яблоня, - но у меня нет дома. Мой дом - мой лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь счастлив.

    И мальчик срубил ее ветки и унес их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.

    Иди сюда, мальчик, - прошептала она, - поиграй со мной.

    Л уже слишком стар, мне грустно и не до игр, - ответил мальчик. - Я хотел бы построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь мне дать лодку?

    Спили мой ствол и сделай себе лодку, - сказала яблоня, - и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И ты будешь счастливым.

    И тогда мальчик спилил ствол и сделал из него лодку. И уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива. ...Хоть в это и нелегко поверить. Прошло много времени. И мальчик снова пришел к яблоне.

    Прости, мальчик, - вздохнула яблоня, - но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок.

    На что мне яблоки? - ответил мальчик. - У меня почти не осталось зубов.

    У меня не осталось ветвей, - сказала яблоня. - Ты не сможешь посидеть на них.

    Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, - ответил мальчик.

    У меня не осталось ствола, - сказала яблоня. - И тебе не по чему больше взбираться вверх.

    Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, - ответил мальчик.

    Прости, - вздохнула яблоня, - мне бы очень хотелось дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости.

    А мне теперь много и не нужно, - ответил мальчик. - Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.

    Ну что ж, - сказала яблоня, - старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай. Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива.


    КРАСАВИЦА

    По дороге шла девушка, прекрасная, как фея. Она заметила, что следом за ней идет мужчина. Она обернулась и спросила: - Скажи, зачем ты идешь за мной? Мужчина ответил:

    О, повелительница моего сердца, твои чары столь неотразимы, что повелевают мне следовать за тобой. Про меня говорят, что я прекрасно играю на лютне, что посвящен в тайны искусства поэзии и что умею в сердцах женщин пробуждать муки любви. Л хочу объясниться тебе в любви, потому что ты пленила мое сердце!

    Красавица молча смотрела некоторое время на него, потом сказала:

    Как ты мог влюбиться в меня? Моя младшая сестра гораздо красивее и привлекательнее меня. Она идет за мной, посмотри на нее.

    Мужчина остановился, потом обернулся, но увидел только безобразную старуху в заплатанной накидке. Тогда он ускорил шаги, чтобы догнать девушку. Опустив глаза, он спросил голосом, выражающим покорность:

    Скажи мне, как ложь могла сорваться у тебя с языка? Она улыбнулась и ответила:

    Ты, мой друг, тоже не сказал мне правду, когда клялся в любви. Ты знаешь в совершенстве все правила любви и делаешь вид, что твое сердце пылает от любви ко мне. Как же ты мог обернуться, чтобы посмотреть на другую женщину?

    Юноша стоял ночами под окнами прекрасной девушки и пел серенады под гитару.

    Почему ты не попросишь ее стать твоей женой? - спросил юношу его друг.

    Я уже думал об этом, но если она согласится, что я буду делать по ночам?! - ответил юноша.

    Слава Богу за ещё одну возможность учиться у Него.
    Сегодня я хотел бы поговорить с вами об очень важной теме, а именно, о вере.
    Каждый из нас желает угодить своей жизнью Богу. Библия говорит, что без веры невозможно угодить Ему.

    Вера, а именно библейская вера – это сотрудничество с Богом. Бог не будет делать всё вместо тебя. Он не будет делать для тебя то, чего ты сам для себя не желаешь делать.
    Не надо сидеть, сложив руки в пассивности, в надежде, что Бог положит хлеб на твой стол. Доказательством того, что у тебя есть вера в Бога является исполнение тобой тех инструкций, которые тебе уже известны.
    Именно в этом заключается вся суть молитвы и чтения Библии, — чтобы познать Его волю и разуметь Его мысли, понять то, чего желает Бог и применять это во всех своих жизненных ситуациях.
    Как только Бог открывает тебя Свое желание относительно любой сферы твоей жизни, Он ждет от тебя соответствующих действий. Именно твои действия на основании Его Слова являются доказательством твоей веры.

    Слово Божье говорит, что вера без действий мертва.

    «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иакова 2:26).

    Во всей Библии мы видим, что вера всегда была связана с действиями и поступками верующих людей. Петр сказал Иисусу, что он закинет сети по Слову Его.

    «Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лука 5:5).

    Это стало переломным моментом в бизнесе и жизни Петра.

    Хочешь ли ты пережить Божественный прорыв в своей жизни? Вера будет играть ключевую роль в этом. Однако, вера — это конкретные дела, а не пассивное ожидание чуда от Бога. Докажи Богу сегодня, что ты веришь в Него через твои действия и поступки веры.

    Запомни, что вера — это сотрудничество между человеком и Богом. Бог делает свою часть, а человек — свою.

    Пусть Господь обильно благословит тебя сегодня! До скорой встречи!
    Пастор Руфус Аджибойе