Войти
Логопедический портал
  • Организация балльно-рейтинговой системы успеваемости
  • Современные технологии на древних изображениях
  • Русский архитектор Баженов Василий Иванович: лучшие работы и интересные факты
  • Электрохимический потенциал уравнение его смысл
  • Современные расы людей на планете и их происхождение
  • Карта Нижегородской губернии А
  • Автотранспортные, дорожно-строительные и дорожно-ремонтные войска. Техническая оснащенность дорожных войск реальность и перспективы Дорожно строительные войска

    Автотранспортные, дорожно-строительные и дорожно-ремонтные войска. Техническая оснащенность дорожных войск реальность и перспективы Дорожно строительные войска

    ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/2004

    Техническая оснащенность дорожных войск: реальность и перспективы

    Начальник Центрального автомобильно-дорожного управления МО РФ

    генерал-лейтенант И.М. ЦЫГАНКОВ

    В НАСТОЯЩЕЕ время автомобильные дороги являются одним из наи-более важных компонентов транспортного комплекса страны. Будучи объе-ктами двойного назначения, они используются "как в мирное, так и в воен-ное время и обеспечивают решение не только общегосударственных и реги-ональных социально-экономических задач, но и задач по обеспечению национальной безопасности России. Роль автомобильных дорог существен-но возрастает в связи с большой уязвимостью объектов других видов транс-порта, а также со значительным увеличением количества и важности задач, решение которых напрямую зависит от наличия, состояния и развитости до-рожной сети. Важность и актуальность развития сети автомобильных дорог обусловливается также особым геостратегическим положением России.

    Сегодня общая протяженность автомобильных дорог в Российской Фе-дерации почти в два раза меньше потребности государства и составляет 1140 тыс. км. Только 84-85% дорог имеют твердое покрытие, обеспечивающее их круглогодичное использование. Соответственно плотность сети автомо-бильных дорог не превышает 44 км на 1000 кв. км территории. Это значи-тельно ниже, чем в экономически развитых странах мира (в США - 600 км, в Канаде - 300 км). По отношению к численности населения плотность ав-томобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации соста-вляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, в то время как в Финляндии этот по-казатель составляет около 10 км, в США - 13 км, во Франции - 15,1 км.

    Наряду с обеспечением жизнедеятельности страны автомобильные доро-ги обеспечивают развертывание Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов при возникновении угрозы безопасности государ-ства, перегруппировку и передвижение войск своим ходом, подвоз матери-альных средств и осуществление эвакуационных перевозок в необходимых объемах. Для эффективного использования автомобильных дорог Россий-ской Федерации необходима заблаговременная подготовка органов управ-ления, сил и средств, предназначенных для выполнения задач по эксплуата-ции, техническому прикрытию и восстановлению автомобильных дорог, их совершенствованию, последовательному развитию и накоплению, резерви-рованию, содержанию объектов дорожной инфраструктуры.

    Решение задач автотранспортного и дорожного обеспечения в Тыле Вооруженных Сил возложено на Центральное автомобильно-дорожное управление Министерства обороны Российской Федерации, имеющее в подчинении автомобильные и дорожные войска. Сегодня данные фор-мирования, оснащенные специальной техникой дорожной службы, способны своими силами выполнять задачи дорожно-комендантской службы, применяя комплекты табельных средств, восстанавливать, а из имеющихся в наличии на местах строительных материалов строить но-вые мосты, проводить ремонт дорог в любых условиях обстановки.

    Современная концепция развития техники дорожных войск строится с учетом состояния экономики страны, изменений комплекта войск (сил) в регионах (на стратегических направлениях) и объема решаемых задач. В на-стоящее время модернизация существующих и разработка новых образцов техники дорожных войск организуется и осуществляется на основе общих принципов развития техники тыла как единой системы, унификации тех-нических средств дорожной службы, разработки модульных конструкций.

    Средний срок хранения и эксплуатации автомобильно-дорожной тех-ники составляет 15-20 лет. Сегодня дорожные войска в основном уком-плектованы образцами, произведенными еще промышленностью СССР. В связи с этим возникли определенные сложности в проведении ремонтных и восстановительных работ этой техники, так как отдельные комплектующие и запасные части на территории Российской Федерации уже не выпускаются. Кроме того, необходимо добиться снижения многомарочности технического парка за счет разработки перспективных образцов автомобильной и дорожной техники преимущественно в составе высокоунифицированных семейств российского производства. Для реализации прин-ципа унификации техники спланировано проведение научно-исследова-тельских и опытно-конструкторских работ, предусматривающих замену шасси сваепогружающих установок, используемых при строительстве ав-тодорожных мостов, разработку универсальных мостовых конструкций, модернизацию конструкций существующих автодорожных разборных мостов, совершенствование и создание новых наплавных средств, позво-ляющих выполнять весь комплекс работ на водных преградах.

    Оптимизация номенклатуры техники производится за счет освоения комплексных (комбинированных) дорожных машин для летнего и зимне-го содержания дорог на базе автомобиля с различным по функциям смен-ным навесным и прицепным оборудованием. Обновление состава парка техники на основе повышения производительности машин и оборудова-ния позволит резко снизить их численность для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, а также сократить сроки наведения мостовых переправ при минимальном использовании сил и средств.

    Все это дает возможность сформировать технический парк, соответ-ствующий перспективным потребностям дорожных войск и подготовить их к функционированию в единой системе тылового обеспечения.

    Для решения задач дорожного обеспечения в составе Тыла ВС РФ имеются дорожно-комендантские и мостовые соединения и части. Су-ществующими штатами этих соединений и частей предусмотрено на-личие различных табельных дорожно-технических средств, предназна-ченных для решения возникающих задач.

    До 70-х годов XX века дорожные войска комплектовались в основ-ном техникой, которой оснащались и инженерные подразделения и части. В первую очередь, это понтонно-мостовые парки, состоящие на вооружении понтонно-мостовых батальонов мостовых и дорожно-ко-мендантских бригад, комплекты мостостроительных средств, имею-щиеся в мостовых батальонах, и легкие и тяжелые понтонные парки.

    До начала 80-х годов создание дорожно-технических средств бази-ровалось на поиске оптимальных технических решений, дифференци-рованном по областям техники.

    В последние годы в силу ряда причин военное мостостроение оказа-лось значительно ослаблено. До распада Советского Союза в интересах Управления работали семь крупных заводов металлоконструкций, такие как Днепропетровский, Тойтепинский, Мариупольский, Борисовский, Каширский, Кулебакский; два опытно-механических - Артемовский и Казанский; Золотоношский ремонтно-машиностроительный завод; Ашинский завод светотехнических изделий; Рижский завод «Страуме»; Елгавское экспериментальное предприятие; Вахтанский леспромхоз. Размещение заказов дорожно-технических средств на этих предприяти-ях в интересах Управления, их стабильное финансирование позволяло ежегодно пополнять запасы и обновлять устаревшие образцы до необхо-димого уровня. Потеря основных производственных мощностей не мог-ла не сказаться на укомплектованности войск техникой дорожной но-менклатуры. В то же время проведенные за последние годы в Тыле ВС РФ исследования свидетельствуют, что в среднем каждые пять-семь лет материальные потребности войск увеличиваются на 20-25%. Значи-тельно возросшие объемы и задачи, решаемые в новых условиях обста-новки, ведут к усложнению организации транспортного обеспечения.

    Для развития дорожного обеспечения требуется совершенствовать дорожно-технические средства. Основными направлениями решения данной про-блемы должны стать: во-первых, радикальное улучшение тактико-техниче-ских характеристик и показателей дорожно-технических средств; во-вто-рых, обеспечение единообразия мостовых конструкций как в процессе изготовления, так и в ходе освоения в разнообразных географических и климатических условиях. С 2003 года возобновлены работы по созданию унифицированного средства, предназначенного для наводки наплавных мостов, применения в качестве плавучих опор разборных высоководных мостов и выполнения всего комплекса монтажных работ, а также универ-сальных мостовых конструкций, идущих на замену существующих образ-цов высоководных автодорожных разборных мостов. Решение этих слож-ных задач предполагает проведение исследований в весьма широком диапа-зоне. Предусматривается также проведение большого комплекса исследо-вательских, экспериментальных и конструкторских работ по созданию ма-шин, различного оборудования для механизации ручного труда как при вы-полнении монтажных работ, так и при укладке дорожных покрытий.

    Процесс создания технических средств охватывает большой комплекс взаимоувязанных вопросов, от своевременного решения которых зависит качество образцов. Их разработка ведется в военно-учебных заведениях, в научно-технических комитетах, военных институтах, в промышленности, на испытательных полигонах и, наконец, в войсках. Однако сроки согла-сования разработок в различных инстанциях превышают все разумные пределы. О величине затрат времени прохождения всех звеньев можно су-дить по следующим цифрам. Среднее время разработки однопролетного автодорожного разборного моста - 160 дней, а согласование с различны-ми инстанциями - 350 дней. При разработке машины типа установки за-винчивания свай требуется от 25 до 35 согласований комплектующих уз-лов или деталей, а создание технической системы типа вантово-балочного моста требует 400-600 согласований, на что уходит от трех до пяти лет.

    В этих условиях для обеспечения боевой готовности Тыла ВС техниче-ская политика развития дорожных войск должна быть направлена на ре-шение ряда проблемных вопросов, прежде всего: обеспечение мобильно-сти и маневренности дорожно-технических средств, унификацию средств транспортировки и шасси под монтаж, обеспечение макси-мальной механизации трудоемких процессов.

    При создании запасов дорожно-технических средств приоритет бу-дет отдаваться в первую очередь тем, которые определяют боеготов-ность войск, т.е. автодорожным разборным мостам, сваепогружающим средствам и сваебойно-монтажным паромам.

    Проведенный сопоставительный тактико-технический анализ отече-ственной техники автомобильно-дорожной службы с аналогами армий развитых стран мира по живучести, надежности, конструктивному и тех-нологическому совершенству позволяет сделать вывод о том, что техни-ческий уровень существующих и перспективных российских образцов в основном соответствует современным требованиям и по основным пока-зателям не уступает подобным зарубежным средствам.

    В настоящее время важно правильно провести корректировку путей дальнейшего развития и совершенствования технических средств до-рожной службы с учетом отечественного и зарубежного опыта, а также требований Военной доктрины. Для этого, на наш взгляд, основные усилия при проведении научно-исследовательских и опытно-констру-кторских работ следует направить на закрепление достигнутых резуль-татов, улучшение технико-экономических, технологических и эксплу-атационных показателей дорожной техники, расширение области при-менения ее в различных гидрологических и грунтово-геологических условиях местности, а также модернизацию имеющихся образцов.

    Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

    Советское военное чудо 1941-1943 [Возрождение Красной Армии] Гланц Дэвид М

    АВТОТРАНСПОРТНЫЕ, ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ДОРОЖНО-РЕМОНТНЫЕ ВОЙСКА

    Накануне войны сеть автомобильных дорог в Советском Союзе была развита крайне слабо, а автодорожный транспорт играл намного менее значительную роль в стратегической и оперативной переброске и развертывании войск, вооружений и другого тяжелого снаряжения, чем железнодорожный. Тем не менее дорожный транспорт имел важное значение для тактической переброски бойцов и снаряжения - особенно немногие главные асфальтированные трассы, которые русские называли шоссе , а немцы - ролльбанами . Кроме того, для тактических перебросок крайне важное значение имели и другие дороги, ведущие от ближнего тыла к линий фронта, которые обычно были всего лишь грунтовыми.

    Как и в случае с железнодорожными войсками, к началу войны не существовало никакого центрального органа, отвечающего за строительство, ремонт и охрану дорог либо подготовку дорожных войск и управление ими. Ответственность за ремонт дорог и обеспечение транспортом делили между собой Дорожный отдел Управления по тылу и снабжению и Автобронетанковое управление Красной Армии. Наркомат Обороны ведал дорожно-строительными войсками, а НКВД-войсками, отвечавшими за охрану дорог.

    Накануне войны в дорожные войска Красной Армии входили и автотранспортные, и дорожно-строительные, и ремонтные войска. Первые состояли из 19 автомобильных полков, 38 отдельных автомобильных батальонов (включая четыре учебных) и двух отдельных автомобильных рот; 9 из этих полков и 14 батальонов располагались в западных военных округах. Поскольку НКО сохранял численность этих войск в мирное время на уровне штатной и еще не определился с тем, какой именно будет их организация в военное время, тони имели лишь около 41 процентов требуемой техники военного времени и крайне разнородный парк автомашин и другого оборудования. Например, в полках могло быть от 180 до 1090 автомашин, в батальонах - от 113 до 610 машин, роты насчитывали в среднем по 62 машины. Кроме того, под эгидой Автобронетанкового управления действовало 65 автомобильных учебных частей, которые должны были с началом мобилизации сформировать новые автомобильные батальоны.

    В то же время дорожно-строительные и ремонтные войска армии состояли из 43 дорожно-эксплуатационных полков и 8 дорожно-эксплуатационных учебных полков, 23 из которых располагались в западных военных округах. В мирное время НКО сохранял численность этих полков на уровне штатной для мирного времени, поэтому каждый полк имел лишь один действующий батальон. В процессе мобилизации этим полкам полагалось сформировать новые дорожные части - такие, как дорожно-эксплуатационные, дорожно- и мостостроительные полки, а также передовые дорожные базы для выполнения задач, поставленных НКО и Главным управлением главных шоссе при НКВД. По завершении мобилизации на эти полки, батальоны и базы ложилась ответственность за строительство, ремонт и поддержание в надлежащем виде важных в военном отношении дорог. Однако с началом войны НКО так и не смог определиться, какой именно должна быть организация этих войск в военное время, и в итоге ни одна из дорожных частей не получила нужного количества техники.

    Частичная мобилизация Красной Армии, которую ГКО начал до 22 июня, а также последующее стремительное наступление вермахта в ходе операции «Барбаросса» вызвали хаос в автотранспортных и дорожно-строительных войсках Красной Армии, нанеся тяжелый урон многим их частям и вынудив остальные сражаться в качестве пехоты.

    Пытаясь исправить положение, ГКО 16 июля реорганизовал управление автотранспортными и дорожными войсками, одновременно распорядившись сформировать широкий спектр новых автотранспортных и дорожных частей и подразделений. В Генеральном штабе было создано новое Автомобильно-дорожное управление (ГАДУ) , начальником которого стал генерал-майор 3. И. Кондратьев. Одновременно ГКО сформировал в составе действующих фронтов Красной Армии новые автомобильно-дорожные отделы под общим руководством Кондратьеза. Кроме того, иа ключевых оперативных направлениях были организованы шесть военно-автомобильных дорог (ВАД) , а НКО получило приказ сформировать к 25 июля 35 автомобильных батальонов, 8 дорожно-эксплуатационных полков и 11 дорожно-мостовых батальонов, а также четыре авторемонтных базы для ремонта тракторов, тягачей и других машин, приданных другим новым войскам. Наконец, на Кондратьева была возложена ответственность за формирование и подготовку новых дорожных частей и подразделений. Еще позже, 1 августа, ГКО подчинил ГАДУ начальнику тыла Красной Армии, а вскоре после этого повысил его статус до статуса главного управления.

    Сразу же после учреждения ГАДУ начало мобилизацию гражданского автотранспорта. На протяжении лета 1941 года оно создало 120 автотранспортных и дорожно-строительных полков, батальонов и рот, используя многие из них для формирования новых бригад. Оно также создало - в дополнение к созданным в июле - новые военные автомобильные дороги (ВАД) и несколько новых военно-дорожных управлений (ВДУ), которые отвечали за текущий ремонт этих дорог и регулирование движения по ним.

    Позднее ГАДУ и подчиненные ему ВДУ вместе с управлениями из состава других комиссариатов, стремясь более эффективно обеспечить действующие фронты и армии, продолжили создание сложной сети ВАД, подчиненных Ставке, фронтам и армиям. Чтобы связать всю эту систему военных дорог в единую сеть, ГАДУ также создало в глубине Советского Союза центральную ВАД, напрямую соединяющую наиболее важные экономические области страны с активными театрами военных действий.

    Дабы установить порядок в этой огромной дорожно-транспортной системе, ГАДУ в конце 1941 года и в 1942 году подразделило ВАДы на отдельные участки дорожных комендатур, каждая из которых состояла из конкретного (но различного) числа отдельных дорожных комендантских рот, в задачу которых входило регулирование движения на этих военных дорогах. Эти дорожные комендантские роты использовали для управления потоком двустороннего движения личный состав из бригад регулировщиков и полков дорожной службы (эксплуатационных) ГАДУ, развернутых главным образом в точках регулирования движения.

    8 мая 1942 года ГКО для повышения эффективности своих автотранспортных, дорожно-строительных и ремонтных войск приказал НКО учредить новое Главное управление автотранспортной и дорожной службы Красной Армии (ГУАДСКА) , а также соответствующие автотранспортные управления и отделы дорожной службы и ремонтных баз в составе действующих фронтов и армий. Новое управление ведало всеми войсками и задачами автотранспортной и дорожной службы. 12 мая в него были включены ГАДУ и все связанные с ним управления и отделы во фронтах и армиях, как и ряд управлений НКВД, ведавших дорожными службами и базами. В результате этой реорганизации ГУАДСКА в 1942 и 1943 годах смогло обеспечить от трех до шести отдельных автомобильных транспортных батальонов для каждого из действующих фронтов, а также один-два батальона для каждой армии.

    В начале 1943 года НКО возложил на ГУАДСКА ответственность за восстановление и ремонт всех военных дорог, а поднятое в статусе Главное автодорожное управление ГУАДСКА развернуло часть своих автотранспортных батальонов до полных полков, придав каждому такому полку по учебному батальону.

    Свои усилия по реформированию дорожной службы ГКО увенчал 9 июня 1943 года, когда по его приказу ГУАДСКА было подчинено начальнику тыла Красной Армии, при этом созданы соответствующие дорожные управления и отделы во фронтах и армиях. Приказом НКО от 17 июля ГУАДСКА было разделено на две части: Главное автомобильное управление Красной Армии и Главное дорожное управление Красной Армии. Хотя они выполняли совершенно разные задачи, оба главных управления тесно сотрудничали до самого конца войны.

    В ходе этой июньской перестройки НКО начал также формировать дополнительные автомобильные бригады, по одной для каждого действующего фронта. Эти бригады состояли из трех полков, имеющих до шести батальонов каждый, а в ряде случаев - несколько отдельных автомобильных батальонов. В то же самое время НКО повысил статус автомобильных учебных батальонов, создав в составе каждого фронта учебные полки трех-батальонного состава и придавая каждому действующему фронту и армии отдельный авторемонтный батальон. К этому времени в каждую полевую армию входило от двух до трех автотранспортных батальонов.

    В 1943 году НКО также усовершенствовал систему военных дорог. Сначала он организовал развертывание на ВАД многочисленных отдельных отрядов , обязанных выполнять дорожные работы на конкретных участках дорог. В июне многие из более старых и неповоротливых эксплуатационных полков дорожной службы были заменены численно более крупными и лучше организованными батальонами дорожной службы. Таким способом НКО смог создать к 31 декабря 1943 года намного более обширную и эффективную структуру автомобильных, дорожно-строительных и ремонтных войск. Массовое расширение дорожной службы Красной Армии в 1943 году и на протяжении остального периода войны стало возможным в большой степени благодаря все более щедрому потоку грузовиков поставляемых Советскому Союзу по программе ленд-лиза (см. об этом ниже).

    Из книги Советское военное чудо 1941-1943 [Возрождение Красной Армии] автора Гланц Дэвид М

    СТРОИТЕЛЬНЫЕ ВОЙСКА Накануне войны в состав Красной Армии входили специальные строительные войска (правильнее - трудармии), которые отвечали за строительство и ремонт военных объектов и гражданских сооружений смежного назначения. Подчиненные Главному управлению

    Из книги Покушения и инсценировки: От Ленина до Ельцина автора Зенькович Николай Александрович

    ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ В понедельник, 22 июня 1992 года, Москва зароилась слухами: в Бориса Николаевича стреляли. Произошло это, мол, вчера, в воскресенье, на дороге, по которой президент ехал из аэропорта, возвращаясь из-за океана.Находились знакомые знакомых очевидцев,

    Из книги Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС автора Каращук Андрей

    Саперно-строительные батальоны. В апреле-мае 1944 г. для обслуживания группы армий «Север» были сформированы пять эстонских саперно-строительных батальонов (номера с 1-го по 5-й). В декабре того же года первые четыре батальона были расформированы, а 5-й в феврале 1945 г, включен

    Из книги Танки ленд-лиза в Красной Армии. Часть 2 автора Иванов С В

    Ремонтные летучки Продолжая рассказ о ремонтной технике, стоит дать оценку американским и канадским походно-ремонтным мастерским, которые в больших количествах поставлялись в нашу страну. Лучшей считалась американская походно-ремонтная мастерская (10 наименований в

    Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

    АНГЛИЙСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ Ни в одной стране принцип ассоциации не был издавна так сильно развит, как в Англии, ибо весьма часто для притесненных низших слоев единственным средством сохранить свое существование, подвергшееся постоянной нужде, и связанным с нею

    Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

    «Строительные блоки» национальной идентичности Хотя сами «новые люди» происходили из среды образованных дворян и чиновников, они не чувствовали себя своими среди имперской элиты, мало интересовавшейся вольнодумными суждениями. Чувствуя все большее отчуждение от

    Из книги Заговор Горбачева и Ельцина: кто стоял за хозяевами Кремля? автора Костин Александр Львович

    1.2. Годы студенческие, дела строительные О витязь, то была Наина! А. С. Пушкин В 1949 году Ельцин поступил на строительный факультет Уральского политехнического института имени С. М. Кирова, но прежде чем сдать вступительные экзамены, он прошел своеобразный «практикум» на

    Дорожными войсками называются военные подразделения, входящие в состав вооруженных сил, которые несут ответственность за выполнение задач, связанных с дорожным обеспечением. Другими словами, за строительство, подготовку, эксплуатацию, ремонт, а в случае необходимости и восстановление , расположенного на автомагистралях и мостах, находящихся в оперативном тылу.

    Дополнительной задачей дорожных войск является также несение на вверенных им участках дорожно-комендантской службы. В некоторых странах дорожные войска именуются иначе - транспортным корпусом либо же транспортными войсками.

    Чем занимаются дорожные войска в условиях мирного времени?

    Дорожные войска могут похвастаться очень хорошим техническим оснащением. Посему в мирное время их часто привлекают к реконструкции и возведению новых автомобильных дорог, а также строительству мостов через труднопроходимые участки и обеспечению охраны отдельных участков пути.

    При возникновении чрезвычайных происшествий силами дорожных войск производится ликвидация плачевных разрушительных последствий.

    История возникновения дорожных войск

    Еще в древние времена совершения первых военных походов военнослужащим приходилось заниматься наведением переправ, строительством мостов, а также прокладыванием транспортных маршрутов.

    Посему еще в далеком 1014 году князю Владимиру Святославовичу пришла в голову идея при осуществлении подготовительных мероприятий к походу на Новгород: впереди основных войск отправить к местам предполагаемых сражений специальное подразделение. Сформировано оно было из специалистов по мостовым работам и дорожных мастеровых, задачей которых являлось обеспечение основных военных отрядов комфортными транспортными путями и крепкими мостовыми перекрытиями.

    Особенно широкое применение в числе военных сил большинства европейских государств дорожные войска получили в период Первой и Второй мировых войн.

    Празднование дня дорожных войск

    В нашем государстве, конечно же, не могло обойтись без профессионального праздника, посвященного служащим, входящим в состав дорожных войск. Праздник называется Днем военных дорожников и отмечается 23 сентября. Именно в этот день (по старорусскому календарю это было 11 сентября) в 1812 году по приказу главнокомандующего фельдмаршала князя Кутузова было сформировано пять первых армейских подразделений, призванных в интересах Отечественной армии заниматься военно-дорожными работами в военное время.

    Данный приказ и послужил стартовой точкой в возникновении официальных подразделений дорожных войск России в качестве отдельной структуры.

    Еще в древних походах войска вынуждены были выполнять дорожные работы, строить мосты и наводить переправы. При подготовке к походу на Новгород в 1014 году князь Владимир Святославович приказал «теребить путь и мостить мосты». Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству и мостовым работам.

    С организацией регулярной русской армии создается система дорожного обеспечения войск. В 1724 году в Санкт-Петербурге на базе объединенной инженерной школы начата подготовка специалистов дорожно-мостовых работ.

    В 1809 году в армии введена должность директора военных сообщений, в обязанности которого входило: руководство организацией передвижения обозов по военным дорогам; взаимодействие с военным инженером по вопросам прокладки, ремонта и содержания дорог, постройки и содержания мостов.

    В это же время установлен статус военной дороги, на которой через определенные расстояния устраивались станции для обслуживания воинских перевозок.

    27 января (8 февраля по новому стилю) 1812 г. император Александр I утвердил «Учреждение для управления Большой действующей армии», в соответствии с которым была оформлена стройная система военного управления. Часть третья этого закона, называвшаяся «Образование интендантского управления со всеми принадлежащими к оному частями», содержала специальный раздел «Общие правила о военных дорогах», где было сформулировано определение военной дороги, дана классификация военных дорог, изложены требования к местам прокладки, оговаривался порядок учреждения военных дорог, устанавливались обязанности должностных лиц по их оборудованию и обслуживанию, освещались другие вопросы. Таким образом, можно считать, что введенный Александром I законодательный акт регламентировал функции дорожных войск. Однако как таковые сами войска, т.е. специальные подразделения для выполнения задач дорожного обеспечения, еще не были созданы.

    Особое значение придается дорожному обеспечению c появлением в 1896 году первых отечественных автомобилей. Уже через год на Белостокских маневрах были проведены испытания автомобилей, а в 1906 году в войсках создаются первые автомобильные команды по 10-15 автомобилей, ставшие прообразом автомобильных войск.

    В первую мировую войну русская армия вступила, имея в своем составе пять отдельных автомобильных рот, а закончила уже с двадцатью двумя подразделениями и общим парком почти в 10 тыс. автомобилей различной грузоподъемности. Численность дорожных войск составила 240 тыс. человек. В условиях боевых действий автомобильные части регулярной армии выполняли спешную переброску личного состава, перевозили продовольственные и иные грузы. Дорожные части и учреждения совместно с инженерными войсками осуществляли эксплуатацию, восстановление и техническое прикрытие действующих автомобильных дорог, вели строительство новых на всех направлениях действий войск.

    Особую страницу в истории автомобильных и дорожных войск занимает Великая Отечественная война. Трудности, связанные с транспортным обеспечением боевых действий в начальный ее период, потребовали принятия экстренных мер. Государственный комитет обороны 15 июля 1941 г. принимает постановление № 163 «Об организации автодорожной службы на шоссейно-грунтовых дорогах и формировании автотранспортных батальонов». Согласно этому постановлению формируется большое количество автомобильных и дорожных частей, а также развертываются десять первых военно-автомобильных дорог Ставки Верховного Главного командования. Для управления автотранспортным и дорожным обеспечением создается автомобильно-дорожное управление Красной Армии, которое передается из состава Генерального штаба в ведение Тыла Красной Армии. Дальнейшее усиление роли автотранспортного и дорожного обеспечения в наступательных операциях Красной Армии определило необходимость проведения реорганизации Главного управления автотранспортной и дорожной службы. Постановлением ГКО № 3544 от 9 июня 1943 г. было создано Главное дорожное управление Красной Армии, а автотранспортное управление вошло в созданное Главное автомобильное управление Тыла Красной Армии с соответствующими структурами во фронтах, армиях и военных округах.

    Ни одна операция в ходе Великой Отечественной войны не готовилась и не проводилась без участия специалистов автотранспортной и дорожной служб, воинов автомобильных и дорожных соединений и частей.

    Нельзя не восхищаться подвигом воинов-дорожников и автомобилистов, проложивших и обеспечивших эксплуатацию знаменитой «Дороги жизни», которая позволила не только выстоять блокадному Ленинграду, но и приблизить Победу над фашизмом. Историческим фактом является также строительство в начале войны кольцевой автомобильной дороги вокруг Москвы протяженностью 125 км для обеспечения перегруппировки войск, маневра материальными средствами. Эта дорога соединила все дороги радиального направления, проложенные к столице, сыграла важную роль при обороне и в наступлении наших войск под Москвой.

    Всего за годы войны автомобильным транспортом перевезено более 145 млн. т грузов, дорожными войсками построено и восстановлено 100 тыс. км дорог, более 700 км протяженности мостов, на пунктах обслуживания отремонтировано 800 тыс. машин.

    В послевоенный период дорожные войска были привлечены к восстановлению и строительству разрушенных за время войны магистральных автомобильных дорог, дорог оборонного значения, дорог на территории Цимлянского гидроузла, Куйбышевской ГЭС, нефтепромыслах Татарии и Башкирии, слюдяных приисках Забайкалья. Для выполнения этих работ был сформирован особый дорожно-строительный корпус (ОДСК). В период с 1946 по 1956 год только им построено 3244 км дорог с твердым покрытием, мостов общей протяженностью 17 км, протянуто 2,7 км железобетонных труб.

    Руководство автомобильными частями с 1949 по 1969 год осуществлялось соответствующими отделами ЦУП ВОСО (Центральное управление военных сообщений). В феврале 1969 г.

    Автотранспортный отдел был выведен из состава, ЦУП ВОСО и преобразован в Автотранспортную службу Тыла Министерства обороны, в 1976 году переименованную в Автотранспортную службу МО СССР.

    Активно действовали автомобильные и дорожные войска в Афганистане. Военным автомобилистам отводилась решающая роль в обеспечении войск 40-й Армии всеми видами материальных средств. Автомобильными частями и подразделениями осуществлялась перевозка грузов не только для войск, но и для мирного населения страны. В период разрешения этого конфликта, силами дорожно-комендантской бригады было организовано эксплуатационное содержание дороги Хайратон - Кабул -Пули-Чархи. Наиболее сложным участком на этой дороге являлся перевал Саланг. Днем и ночью, в холод и жару на высоте 3 тыс. м над уровнем моря воины-дорожники обеспечивали беспрерывное движение на этой транспортной артерии страны, а воины-автомобилисты перевозили по ней жизненно важные грузы. В 1988 году в ходе очередной реорганизации Вооруженных Сил на базе автотранспортной службы Министерства обороны и Дорожного управления создается единый орган управления автомобильными и дорожными войсками - Центральное автодорожное управление Министерства обороны, 16 августа 1992 года переименованное в Центральное автомобильно-дорожное управление МО РФ. Сегодня автомобильные и дорожные войска подчинены Тылу Вооруженных Сил РФ.

    Ежегодно автомобильные соединения и части перевозят более 10 млн. т различных воинских грузов. В перевозках задействовано более 100 тыс. автомобилей. Силами и средствами дорожных войск осуществляется восстановление мостов через водные преграды в районах ведения боевых действий и при ликвидации стихийных бедствий.

    Центральное автомобильно-дорожное управление Министерства обороны Российской Федерации выступает заказчиком и фондодержателем дорожно-технических средств, материалов и имущества более чем 450 наименований. Среди них: сборно-разборные автодорожные мосты, наплавные автодорожные мосты, сваебойно-монтажные паромы, сваепогружающие средства, диспетчерские пункты дорожных войск, сборно-разборные дорожные покрытия, средства регулирования движения, комплекты дорожно-технических средств, комбинированные дорожные машины для содержания автомобильных дорог, машины для земляных работ, машины для текущего ремонта автомобильных дорог, дорожные машины для капитального ремонта автомобильных дорог, асфальтобетонные заводы и асфальтосмесительные установки, асфальтоукладчики, автогудронаторы, машины для добычи и переработки каменных материалов, средства малой механизации для ремонта и содержания автомобильных дорог, средства транспортировки битумов, средства транспортировки минеральных порошков, средства контроля движения.

    Управление организует полный жизненный цикл , развитие, своевременную замену, накопление и эшелонирование запасов дорожно-технических средств. Имеющиеся на вооружении автодорожные мосты и сваепогружающие средства по своим тактико-техническим характеристикам и конструктивным решениям не имеют аналогов ни в России, ни за рубежом.

    Развитие дорожно-технических средств ведется по нескольким направлениям. Это прежде всего: продление сроков хранения имеющихся технических средств; модернизация существующих автодорожных мостов; разработка и поставка в войска перспективных образцов на замену устаревших; создание научно-технического задела средств следующего поколения.

    Дорожные войска успешно выполняют возложенные задачи в условиях разрешения локальных конфликтов и контртеррористических операций. На территории Чеченской республики личным составом частей дорожных войск восстановлены мосты через р.Терек в районе населенного пункта Червленная, р. Аргун и р. Сунжа - в Петропавловском.

    Активное участие принимают дорожные войска в ликвидации последствий наводнений. В 2002 году силами воинов-дорожников в кратчайшие сроки были восстановлены мосты через р. Аргун в Шатое и через р. Кубань на автомобильной дороге федерального значения в г. Невинномысске.

    В состав дорожных войск входят дорожно-комендантские и мостовые бригады, отдельные дорожно-комендантские, дорожные, мостовые, мостозаготовительные батальоны, другие части, учреждения и организации. Автомобильные войска состоят из автомобильных бригад и отдельных батальонов.

    Подготовка специалистов для дорожных и автомобильных войск осуществляется в Военной академии тыла и транспорта (г. Санкт-Петербург), а также на факультетах военного обучения гражданских вузов Российской Федерации.