Войти
Логопедический портал
  • Герои пьесы "Три сестры" Чехова: характеристика героев Смотреть что такое "сестры прозоровы" в других словарях
  • Классификация органических соединений по функциональным группам
  • Различные виды уравнений прямой
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Й какая буква гласная или согласная. Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Звук и буква Й

    Й какая буква гласная или согласная. Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Звук и буква Й

    Буква «й»: твердая или мягкая? Этот вопрос очень часто задают ученики, которым необходимо разобрать слово согласно всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть далее.

    Общие сведения

    Прежде чем рассказать о том, какой является буква «й» (мягкой или твердой), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.

    Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы может легко различать слова. Приведем пример:

    • [дом] - [дама´] - [до´ма];
    • [м’эл] - [м’эл’], [том] - [там], [дом] - [том].

    Транскрипция

    Для чего нам необходима информация о том, какой является буква «й» (твердая или мягкая)? Во время слова очень важно правильно отобразить транскрипцию, которая описывает его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:

    Данное обозначение называют Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.

    [ ´] - это ударение. Он ставится, если слово имеет больше, чем один слог.

    [б’] - своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает его мягкость.

    Кстати, во время фонетического разбора слова нередко используют и следующий символ - [j]. Как правило, им обозначают звучание буквы «й» (иногда применяют и такой символ, как [й]).

    Буква «й»: согласный или гласный?

    Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.


    • Гласные звуки - это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: [а], [э], [у], [ы], [о] и [и].
    • Согласные звуки - это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении [с], [ш], [з] и [ж]. При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, [ж-ж-ж], [з-з-з]). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: [п], [б], [т], [д]).

    Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: [м], [й], [в], [ф], [г], [л], [р], [ч], [ц], [х]. Как видите, их намного больше, нежели гласных.

    Глухие и звонкие звуки

    По соотношению голоса и шума согласные звуки могут быть как звонкими, так и глухими. При этом во время произношения звонких слышится и шум, и голос, а глухих - только лишь шум.

    Кстати, многие согласные звуки образуют собой между пары по глухости и звонкости: [к] - [г], [б] - [п], [з] - [c], [д] - [т], [ф] - [в] и пр. Всего в русском языке 11 таких пар. Однако существуют звуки, у которых нет пар по этому признаку. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] - это непарные звонкие, а [ч] и [ц] - это непарные глухие.

    Мягкие и твердые согласные буквы

    Как известно, согласные буквы различаются не только по звонкости или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Данное свойство представляет собой второй наиважнейший признак звуков.

    Так, буква «й»: твердая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый признак по отдельности:

    • Во время произношения мягких согласных весь язык сдвигается немного вперед, а его средняя часть слегка приподнимается.
    • Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.

    Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют между собой пары по таким признакам, как мягкость и твердость: [д] - [ д’], [п] - [п’] и пр. Всего существует 15 таких пар. Однако есть и такие звуки, у которых нет пар по этому признаку. Какие буквы твердых являются непарными? К ним можно отнести следующие - [ш], [ж] и [ц]. Что касается непарных мягких, то это [щ’], [ч’] и [й’].

    Обозначение на письме

    Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: "Как обозначается мягкость таких звуков на письме?" Для этого используются совершенно разные способы:

    • Буквы «е», «ю», «ё», «я» после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствуют о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: дя´дя - [д’а´д’а], тётя - [т’о´т’а].
    • Буква «и», стоящая после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствует о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: ми´лый - [м’и´лый’], лист - [л’ист], ни´тки - [н’и´тк’и].
    • Мягкий знак («ь») после согласных (не считая «ж» и «ш») представляет собой показатель грамматической формы. Он также свидетельствует о том, что согласные буквы являются мягкими. Примеры пример: даль - [дал’], мель - [м’эл’], просьба - [проз’ба].

    Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также Именно поэтому при фонетическом разборе слова специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы.

    Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: [й’]. То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и [щ’], [ч’].

    Подведем итоги

    Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать фонетический анализ какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.

    1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

    г - [г’] — звонкий, согласный и мягкий.

    е - [и] — безударная гласная.

    р - [р] — звонкий, согласный, непарный и твердый.

    о - [о] — ударная гласная.

    й - [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.

    Итого: 5 букв и 5 звуков.

    2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

    д - [д’] — звонкий, согласный и мягкий.

    е - [и] — безударная гласная.

    р - [р’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.

    е - [э´] — ударная гласная.

    в - [в’] — звонкий, согласный и мягкий

    е - [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий и [э] - гласный, безударный;

    в - [ф] — глухой, и твердый.

    Итого: 8 букв и 8 звуков.

    Сегодня на уроке мы поговорим о букве, которую можно назвать хитрой путешественницей. Хитрой, потому что внешне она очень похожа на свою соседку по алфавиту, а еще потому, что звук её умеет хорошо прятаться. А путешественницей по той причине, что в древние времена она то появлялась в нашем алфавите, то исчезала, и первоначально буквой её совсем не считали. И только в прошлом веке у неё появилось свое постоянное место в алфавите, рядом с гласной И. Это буква Й (И краткое) и звук [й’]. Иногда звук, который она обозначает, еще называют «йот». Так зачем же в нашем алфавите понадобилась еще одна буква И? Для начала вспомним характеристику звука [и]. Звук [и] гласный, он тянется, поется. А теперь попробуйте спеть звук [й’]. Не получилось? Конечно, потому что это короткий согласный звук. Значит, в нашем алфавите у гласной [и] и согласного [й’] совсем разная работа, поэтому они оба нам нужны и важны. Сегодня мы поговорим только об одной работе буквы Й.

    Начнём с определения звука [й’]. Положите руки на горло или на уши и произнесите звук [й’]. Мы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук. А теперь запомните еще одну хитрость этого звука: звук [й’] только мягкий, и у него нет твёрдой пары. Значит, звук [й’] согласный, звонкий, мягкий. Теперь потренируемся узнавать этот звук в словах.

    Сегодня мы отправимся в птичье царство. Отгадывайте загадку и называйте место звука в слове: в начале слова, в середине или в конце.

    Чик-чирик!

    К зёрнышкам прыг!

    Клюй, не робей!

    Кто это?

    Воробей - звук [й’] в конце слова (рис. 1).

    Белокрылая птица

    Над морем летает.

    Рыбу увидит -

    Клювом хватает.

    Чайка - звук [й’] в середине слова (рис. 2).

    Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели,

    Отвечайте…

    Соловей - звук [й’] в конце слова (рис. 3).

    Серенькая птичка,

    Птичка-невеличка,

    Шеей вертишь ты всегда.

    Разве в этом есть нужда?

    Вертишейка - звук [й’] в середине слова (рис. 4).

    Рис. 4. Вертишейка ()

    В птичьем радостном задоре,

    Твёрдо веруя в успех,

    Кто из птиц ныряет в море,

    Без сомненья, лучше всех?

    Кайра - звук [й’] в середине слова (рис. 5).

    То не радуга, не пламя!

    Что за птица? Угадай!

    Целый день болтает с нами

    Разноцветный…

    Попугай - звук [й’] в конце слова (рис. 6).

    Жить без дела не люблю я,

    В пятом я встаю часу,

    То сажаю кедры клювом,

    То дубы в глухом лесу.

    Сойка - звук [й’] в середине слова (рис. 7).

    Шум и гам по всей округе,

    Птицы мечутся в испуге.

    Появился в небе хищник,

    Чем полакомиться, ищет.

    Ястреб - звук [й’] в начале слова: [йастр’ип] (рис. 8).

    Мы заметили, что звук [й’] в начале слова встретился только один раз. Дело в том, что в словах русского языка этот звук встречается нечасто. Слов, которые начинаются на букву Й, в нашем языке немного, среди них в основном географические названия, но не только. Попробуйте назвать слова на букву Й.

    Йод ребёнок знает каждый.

    Йодом мама ранки мажет (рис. 9).

    Какой молочный продукт надо пить всем детям обязательно? Йогурт (рис. 10).

    Йог вовек не скажет: «Ох!»

    «Ой-ой-ой!» - не крикнет йог (рис. 11).

    Молодой, владей собой!

    Старый, будь как молодой!

    Йоркширский терьер, или йорк (рис. 12).

    Рис. 12. Йоркширский терьер ()

    Рассмотрим, как пишется буква Й.

    Потому что запятая

    На её плечах сидит.

    Рассмотрите печатные буквы. Что они вам напоминают? Буквы Ии .

    Букву Й зовут И кратким.

    Й как И в твоей тетрадке.

    Чтобы Й не путать с И,

    Сверху галочку пиши.

    Перекладинка прыг-скок

    И легла наискосок.

    Изменилась Н внутри,

    Получилась буква И.

    А потом над буквой И

    Птичка пролетела,

    Стать Й (И краткой) буква И

    Сразу захотела.

    На что похожа буква Й?

    Встало И под фонарем,

    Мы его не узнаём.

    Изменилось - посмотри

    На него украдкою.

    Раньше было просто И,

    А теперь Й (И краткое).

    Писатель Виктор Хмельницкий придумал свою историю.

    Прежде буквы Ы и Й приглашали друг дружку в гости, но буква Ы всегда оставляла в прихожей палочку, и буква Й не могла отличить её от мягкого знака. А когда буква Й приходила в гости, то оставляла на вешалке свою шляпу, и хозяйка путала гостью с буквой И. В конце концов эта путаница им надоела. А как же чай? А чай теперь они пьют в саду. Буква Ы держит при себе свою палочку, а буква Й может не снимать шляпу (рис. 13).

    Рис. 13. Сказка про буквы Ы и Й

    Звук и буква Й любят отвечать на вопрос «какой?». Давайте проверим. Рассмотрите картинку и рассказывайте.

    Какой котёнок (рис. 14)?

    Рыжий, маленький, забавный, мягкий и т. д.

    Какой рюкзак (рис. 15)?

    Школьный, новый, тяжёлый, красивый и т. д.

    Рис. 15. Школьный рюкзак ()

    Какой арбуз (рис. 16)?

    Полосатый, сладкий, сахарный, вкусный и т. д.

    Прочитаем слова: ай, ой, эй - й помогает выражать чувства.

    Заменяя одну букву в слове, получим другое слово: май - лай - рай - рой - мой .

    Звук [й’] всегда мягкий. Итак, буква Й обозначает звук [й’], который всегда мягкий, а гласная И показывает мягкость предшествующего согласного.

    Рассмотрим письменные буквы Й (рис. 17, 18).

    Посмотри-ка, посмотри,

    Милая подружка,

    До чего же

    Мы похожи!

    Общие у нас черты,

    Ты - как я,

    А я как - ты.

    Мы похожи, как птенцы.

    Может быть, мы близнецы?

    Рис. 17. Письменная и печатная буква И ()

    Рис. 18. Письменная и печатная буква Й ()

    В чём различие? У Й сверху появилась галочка, или птичка.

    Потренируйтесь написать букву Й.

    Теперь выполним такое задание: послушайте стихотворение и запишите все звуки [й’] буквами Й. Подсказка: сколько звуков, столько и букв.

    Рядом с комнатой моей

    А там полно друзей:

    Рыжий,

    Серый,

    Полосатый,

    И бескрылый,

    И крылатый,

    И безрогий,

    И рогатый,

    И бесхвостый,

    И хвостатый…

    Сколько букв у вас получилось? 9. А каких зверей, обитающих в лесу, вы представили? Расскажите.

    А теперь напишем небольшой диктант.

    Напишите букву, обозначающую первый звук в слове «Рома».

    Напишите букву, обозначающую последний звук в слове «лентяй».

    Напишите букву, обозначающую второй звук в слове «лес».

    Напишите заглавную букву Н.

    Напишите заглавную букву сегодняшнего урока.

    Рис. 19. Проверь себя

    Домашнее задание

    1. Потренироваться писать прописью заглавную и маленькую букву Й.

    2. Вспомнить и назвать 5 сказок, в названиях которых будет буква Й.

    3. Сочинить небольшую сказку про Ой и Ай.

    Список литературы

    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

    2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

    3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

    1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()

    Коррекционно-развивающие задачи:

    1. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослых, правильно понимать лексико-грамматические конструкции.
    2. Учить детей правильно произносить звук [Й] .
    3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
    4. Продолжать учить анализировать предложение, составлять его схему.
    5. Учить преобразовывать слова.
    6. Совершенствовать умение определять место звука в слове.
    7. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Ход занятия.

    Организационный момент.

    Логопед: Сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться с еще одним интересным звуком и буквой. Ну а сначала давайте поиграем.

    1. Дидактическое упражнение «Как правильно?»

    Логопед. Я называю предложение, а вы внимательно слушаете. Если все верно сказано, то ничего не поднимаете, а если есть ошибка- сигнальный знак и исправляем предложение.

    Телега везет лошадь.
    Кошка поймала мышку.
    За зимой наступило лето.
    Фонарь освещается улицей.
    Пешеход переходит дорогу.

    2. Знакомство со звуком [Й] .

    Логопед. Ребятки, послушайте слова и подумайте, чем они похожи.

    Воробей, ручей, репей, соловей.

    Логопед: Кто догадался, чем похожи слова? Какой последний звук в этих словах? (звук [й].) Расскажите, что делают язык, губки, зубки при произнесении этого звука?

    Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он? (согласный)

    Почему? (во рту при произнесении возникает преграда). Нужно запомнить, что этот звук всегда мягкий. Как мы его будем обозначать? (зеленым квадратиком).

    3. Играем «Покажи зеленый квадратик, когда слышишь звук [Й].»

    Логопед: Покажите квадратик, когда услышите звук [Й].

    - [й], [а], [e], [й], и т.д. (из ряда звуков);
    - до, мо, ай, ты, ой, эй, ту, и т.д. (из ряда слогов);
    - майка, дом, воробей, утка, май, чай, и т.д. (из ряда слов).

    4. Определение места звука в слове.

    Логопед. Перед вами картинки. Давайте их все назовем.

    А теперь каждый возьмет только ту картинку, в названии которой есть звук [й].
    - Назовите, что вы взяли. (Дети по очереди называют свою картинку.)
    - Обозначьте на тучках место звука [Й] в вашем слове.
    - Давайте проверим, что у вас получилось.

    5. Знакомство с буквой Й.

    Логопед. На письме звук [Й] обозначается буквой …(Й). (показ печатной буквы Й).

    Из каких элементов состоит эта буква?
    - Перед вами листок. Найдите.

    6. Составление предложений и схем к ним.

    Логопед: Послушайте слова и составьте из них красивые правильные предложения.

    Зайка, сидеть, куст, под.

    Какое получится предложение? (Зайка сидит под кустом.)
    - Сколько в нем слов? (четыре). Какое первое слово? Второе? Третье? Четвертое?
    - Давайте из полосок составим схему этого предложения.

    Аналогично с детьми разбираем следующие предложения:

    Трамвай, быстро, ехать.
    Чайка, море, лететь, над.

    7. Преобразовываем слова.

    Логопед. Ребята, прочитайте слово. (МАЙКИ).

    Уберем из слова букву «Й». Какое слово получиться? (МАКИ).
    -Давайте прочитаем еще слово. (СОЙКИ). Уберите букву «Й», что получиться? (СОКИ). Какую букву мы убрали? Какой звук она обозначает?

    8. Звуко-буквенный разбор слов.

    Логопед: Давайте сейчас возьмем карточки с буквами и сделаем разбор слова МАЙ. Сколько звуков в этом слове? (три). Какой первый звук? ([м]).

    Как мы его обозначим на схеме? (синим квадратиком). Почему? (Он согласный твердый). Какой второй звук? ([а]). Как обозначим? (красным квадратиком). Почему? (Он гласный). Какой следующий звук? ([Й]). Как мы его обозначим? (зеленым квадратиком). Почему? (он согласный мягкий).

    Теперь попробуйте сами сделать разбор слова ЧАЙ.
    - Проверяем, что у вас получилось? (Один ребенок объясняет свое обозначение).

    Для многих родителей, которые начинают изучать с малышами алфавит, встает вопрос: как квалифицировать Й – как гласный или согласный звук?

    Действительно, звук Й похож и на тот, и на другой, находясь как бы посередине. Попробуем разобраться в этом вопросе.

    Какой звук?

    И все же при классификации звуков не совсем ясно, какой звук Й: гласный или согласный.

    Сразу стоит ответить: ни тот и ни другой.

    Попробуем размышлять.

    Звук Й не глухой, что можно легко почувствовать, произнеся этот звук.

    Он скорее звонкий, так как произносится с участием голоса. Однако это и не гласный звук, поскольку любой гласный можно без труда пропеть.

    Попробуйте пропеть звук Й: у вас это вряд ли получится. В связи с этим, хоть голос и участвует при образовании этого звука, он все же согласный .

    Так квалифицируют его в школьной практике учителя-филологи.

    Однако звук Й не звонкий. Согласный звук по классификации филологов можно отнести к какой-либо из четырех групп: глухие, шипящие, звонкие или сонорные. О последней группе звуков поговорим подробнее.

    Согласный сонорный звук располагается по своим характеристикам между гласными и согласными, но обозначают его все-таки как согласный.

    Сонорных звуков в русском языке немного: Н, Р, Л, Й, М. Их можно протянуть голосом, но петь, как гласный звук, их нельзя.

    Таким образом, звук Й – согласный сонорный.

    Еще один вопрос, который может возникнуть, — буква Й какая: мягкая или твердая.

    Большинство звуков имеет пары по мягкости-твердости. Звук Й такой пары не имеет.

    Он квалифицируется учеными как всегда мягкий.

    В транскрипции слова возле него всегда стоит обозначение мягкости.

    В составе букв

    Согласный сонорный звук Й в русском языке присутствует не только в виде буквы Й, но и входит в состав четырех гласных звуков: Е, Ё, Ю, Я. На письме, конечно, он в этом случае не обозначается, но при произнесении слышится четко. Каждая из этих букв представляет собой сочетание: гласный звук и Й.

    Если разложить эти буквы на составляющие, то получим: Е=Й+Э, Ё=Й+О, Ю=Й+У, Я=Й+А.

    Эти буквы читаются как «гласный + Й» только в строго определенных случаях: после гласного, Ъ или Ь. В остальных случаях они лишь смягчают предыдущий согласный.

    Таким образом, можно сказать вполне определенно, что сегодняшняя наука не склонна расценивать звук Й как гласный, хотя родился он именно из такого звука.

    Если учесть, что в греческом языке существовало такое понятие, как долгий и краткий звуки, то рождение в церковнославянской письменности Й как краткого варианта И вполне закономерно, ведь церковнославянский язык создавался на основе греческого.

    В современном языке мы причисляем Й к согласным звукам, однако относим в разряд сонорных как максимально приближенных к гласным. Именно так знания о звуке Й преподаются детям и в школе. Конечно, маленькому ребенку очень сложно объяснить, что значит сонорный звук. Можно просто обозначить его как согласный, однако для себя родители должны помнить об истории его происхождения, чтобы в любой момент быть готовым ответить на непредвиденные вопросы.