Войти
Логопедический портал
  • Как загадать желание на новый год, чтобы оно быстро исполнилось
  • Ударение в русском языке
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • Веселые заголовки к рассказу дик и черника. Тема: Отношения человека и собаки (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина»). III. Сообщение темы и целей урока

    Веселые заголовки к рассказу дик и черника. Тема: Отношения человека и собаки (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина»). III. Сообщение темы и целей урока

    На вопрос Ягодный вопрос 2. Собирала сегодня чернику и ничего не смогла вспомнить о чернике из литературы. Может поможите? заданный автором Надежда Антонова лучший ответ это Р. Погодин
    Черника
    «…Дальний лес, сырой и лохматый. Сюда по весне плывет половодье,
    заливает бочаги водой, остающейся в них на все лето, - это заморный лес,
    страшный для рыбы, потому что рыба идет сюда вместе с водой и икру здесь
    мечет и некоторая, не успев уплыть, остается помирать в бочагах. Весь июнь
    здесь можно рыбу ловить прямо юбкой. Сейчас оставшаяся рыба плавает в
    бочагах кверху брюхом. Только в одном бочаге, почти что озерке, проживает
    саженная щука с плоским зеленым черепом. Щука подходит к берегу и стоит
    бревном, глядя вверх, и в глазах у нее голод.
    В заморном лесу черники тьма и гоноболи.
    Они шли по чернике. Муж широко разводил ветки, стараясь отпустить их
    так, чтобы они хлестанули жену по глазам.
    - Ты чего хочешь? - говорил он. - Убить меня хочешь?
    - Убить, - сказала она.
    Он повернулся круто - бросился на нее. Она остановила его, выстрелив.
    Он упал на колени и захрипел:
    - По какому праву? Нет у тебя правов человека судить.
    - Другого кого - нету! - крикнула она. - А тебя есть. - Она навела на
    него наган.
    - Стерва! - закричал он. - Дай хоть черники поесть!
    Она ждала - он собирал чернику горстями и запихивал ее в рот. И лицо
    и руки у него стали синими, губы черными, только в глазах не было цвета.
    - Пусти, Клавдя. Я уйду. Скроюсь я. Клавдя, кровь течет, ослаб я... -
    Он уже машинально и без разбора сгребал чернику с кустов и запихивал ее в
    рот вместе с листьями.
    Черника в сыром лесу была серой. И зелень черничная была серой. И сам
    лес был серым.
    - Как же быть, Клавдя? - спросил он ее. - Что же будет-то, Клавдя?
    Наверно, от этого вопроса, который она должна была бы задать ему, а
    не он ей, наверно, от крови, серым пятном расплывшейся по его гимнастерке,
    обрушилась на нее вся осознанная вмиг тяжесть и вся ответственность
    дальнейшей ее судьбы. Наган щелкнул сухо, будто подломился уже
    надтреснутый и уже подгнивший сук.
    - Слабая я... -сказала Клавдя пустым голосом. - Слабая...
    Она подошла к бочагу, где мокрым бревном лежала саженная щука. Клавдя
    смотрела в щучьи глаза, и ее клонило вперед - в воду. В покой. В забвение.
    - Слабая я, - прошептала она еще раз вдруг окровавившимися губами.
    Щука, шевельнув хвостом, подплыла ближе. Морда ее оказалась у самых
    Клавдиных ног. Клавдя вскрикнула и попятилась в естественном страхе. Наган
    вывалился из ее ослабевших пальцев и круто пошел тонуть, вильнув возле
    щучьего носа.
    Щука хвостом ударила, и больше не было звуков.
    ...Лес забагрянился, потом почернел - ночь упала, будто закрылись
    перед Клавдией все двери. Она толкалась в стволы деревьев, оступалась и
    падала, и не было лесу конца.
    Когда утро наползло на нее, когда солнце осветило ее глаза, Клавдя
    увидела себя стоящей на развилке дорог неподалеку от своей деревни. Четыре
    красноармейца, усталые и небритые, маскировали ольховыми ветками небольшую
    пушку. Клавдя глядела на них и не двигалась с места, пока один, молодой,
    почти мальчик, не подошел к ней и не сказал:
    - В деревню ступайте. Этой ночью мы немца из деревни выбили. Теперь
    не опасно...
    Клавдя почувствовала, что в руке она что-то держит. Посмотрела -
    черника, набранная в косынку. Когда набрала и зачем?
    - Черника, - сказала она солдату. - Поешь... Муж мой тоже на фронте
    воюет.
    Солдат улыбнулся ей, утвердительно кивнул: мол, конечно, а как же.
    Эта его уверенность высветлила Клавдю изнутри, она представила мужа идущим
    по дороге войны - удаляясь, он не уменьшался, а как бы вырастал до
    размеров великого.
    - Для сына, - сказала она. - Для моего Пашки.»
    __________

    Ответ от 22 ответа [гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Ягодный вопрос 2. Собирала сегодня чернику и ничего не смогла вспомнить о чернике из литературы. Может поможите?

    Ответ от АК-47 [гуру]
    Вообще то это брусника если что.Про бруснику помню рассказ у Юрия Коваля


    Ответ от Добросовестный [гуру]
    У писателя Юрия Яковлева есть рассказ, который так и называется: "Черника". Читать здесь:
    Рассказ помещен в сборнике, так что по ссылке открывается 22-я страница, на которой он начинается примерно на ее середине. А заканчивается на 23-й.


    Ответ от Европейский [гуру]
    Русский, современный художник Николай Фомин
    картина - ЧЕРНИКА
    из серии картин Ягоды наших лесов


    Ответ от Малоросский [гуру]
    Дик - добрый пёс, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, - вот чего ему надо!
    Раз на болоте я нашёл черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней.
    Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем.
    - Да черника это, Дик! - объяснял я. - Смотри, как её много.
    Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони.
    - Теперь сам валяй, - сказал я.
    Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг, толкал в бок носом, чтоб я не забывал про него.
    Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть - и только кустики затрещали.
    Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки, и я радовался, что не научил его любить смородину и морошку. (Ю. Коваль "Дик и черника")
    .
    Кум Черника из сказки Джанни Родари "Приключения Чиполлино"
    ...Кум Черника проживал в прошлогодней каштановой скорлупе, толстой, с шипами. Это была очень тесная квартира, но кум Черника удобно устроился в ней со всем своим имуществом, которое состояло из одной половинки ножниц, заржавленной бритвы, иголки с ниткой и корочки сыра...


    Ответ от Валентина Фролова [гуру]
    А. Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»
    А ещё черника наряду с другой ягодой костяникой упоминается в очень красивом фильме "Костяника. Время лета"


    Мария Пивень
    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Ю. И. Коваль «Дик и черника»

    Тема : Ю. И. Коваль «Дик и черника » .

    Цели :

    Образовательные :

    Обогатить словарный запас учащихся;

    Ознакомить учащихся с биографией Ю. И. Коваля и его произведением «Дик и черника »

    Воспитательные :

    Воспитывать культуру слушателя;

    Воспитывать любовь к литературе ;

    Развивающие :

    Развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речь;

    Развивать навыки чтения ;

    Развивать познавательный интерес к предмету.

    Оборудование :

    Для учителя :

    Портрет писателя, книги писателя, таблички со словами (обжора, требуха, черника , пригоршня, пасть, морошка, иллюстрации к рассказу, листы А4.

    Для учащегося :

    Учебник по чтению , подставка.

    1. Орг. момент

    Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок чтения проведу у вас я .

    2. Проверка домашнего задания

    Ребята, что вам было задано на дом?

    Откройте учебник на стр. 144, прочитайте про себя и подготовьтесь читать в слух выразительно.

    Кто готов поднимите руку. Читай.

    Кто главный герой? (щенок)

    Какой был щенок? (большеголовый)

    Какое это стихотворение грустное или весело?

    Почему вы так думаете?

    Чему учит это произведение?

    Молодцы, ребята вы хорошо поработали дома.

    Опрос двух-трех учащихся.

    3. Объявление темы. Вступительная беседа.

    Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Юрия Иосифовича Коваля «Дик и черника » . Но для начала послушайте не много о самом авторе.

    Юрий Коваль родился в Москве 9 февраля 1938. Он российский детский писатель, а также сценарист мультфильмов и детских фильмов, художник и скульптор, автор и исполнитель песен.

    Юрий Коваль - один из самых известных и любимых детских писателей России, его книги многократно переиздавались и переиздаются. За свои произведения он был удостоен премии Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей. Книги Юрия Коваля переведены на несколько европейских языков, на китайский и японский. По многим его произведениям сняты и продолжают сниматься художественные фильмы и мультфильмы, такие как : «Приключения Васи Куролесова» , «Самая лёгкая лодка в мире» , «Тигрёнок на подсолнухе» , «Слоны на луне : Весёлые стихи» и многие другие.

    Портрет на доске

    4. Творческая работа

    5 Словарная работа

    Перед тем как мы с вами прочитаем рассказ, откройте учебник на странице 142 и рассмотрите иллюстрацию.

    Как вы думаете, кто станет главными героями нашего рассказа? (Человек и собака)

    Можно ли предположить, что делает человек? (Он собирает ягоды)

    А собака? (Бегает, играет, ест ягоды)

    Прочитайте название рассказа. ("Дик и черника ".)

    Как звали собаку на картинке? (Дик)

    Что можно сказать о собаке на иллюстрации? Опишите ее. Какая она? (добрая, веселая)

    О чем еще будет идти речь? чернике )

    Правильно ребята, только трудно определить по одному рисунку, что произошло в рассказе. Поэтому мы сможем ответить на этот вопрос только тогда, когда прочитаем рассказ.

    Ребята в тексте вам могут встретиться трудные словосочетания, поэтому давайте посмотрим на доску и постараемся их объяснить.

    Прочитайте первое слово. Как вы понимаете слово :

    Обжора (много ест)

    Прочтите вот следующее слово. Как вы понимаете слово требуха (внутренность рыбы)

    Прочтите вот следующее слово. Как вы понимаете слово черника (лесная ягода)

    Прочтите вот следующее слово. Как вы понимаете слово пригоршня (ладошки)

    Прочтите вот следующее слово. Как вы понимаете слово пасть (рот)

    Прочтите вот следующее слово. Как вы понимаете слово морошка (сорт ягоды)

    Молодцы, правильно.

    Слова на доске и иллюстрации к ним

    6. Первичное восприятие текста и

    первичное

    закрепление

    А сейчас я вам прочитаю рассказ Юрия Коваля «Дик и черника » , а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос, чему научил человек собаку?

    Чему научил человек собаку? (собирать ягоды)

    Где происходит действие рассказа? (в лесу)

    Что ели герои произведения? (чернику )

    Как вы думаете веселый или грустный этот рассказ?

    Почему вы так думаете?

    7. физминутка

    Я вижу вы не много устали, давайте встанем из-за парт.

    Повторяйте за мной, руки вверх подняли, потянулись, а теперь руки стороны, опустили, нагнулись, потянулись. И еще разок. Теперь только глазками посмотрели в правый угол, в левый, вверх, вниз. (2-3 раза)

    Теперь тихо за свои парты сядут девочки. А теперь так же тихо за свои парты сядут мальчики.

    8. Повторное чтение с анализом Прочитайте рассказ про себя и посмотрите, какие слова вам не понятны.

    Сейчас мы прочитаем этот рассказ еще раз по частям. Внимательно следите за текстом и подготовьтесь отвечать на вопросы.

    1) Читаем первую часть.

    Как звали собаку? Докажите это словами из текста. (Собаку звали Дик. "С нами в избушке живет пес, которого звать Дик")

    Мы с вами уже описали Дика по картинке, а теперь найдите в тексте, как описывает его автор. ("Дик – добрый пес, но обжора")

    Как вы понимает словосочетание набить живот? (много поесть)

    Как вы понимает словосочетание закопать голову? (спрятать)

    2) Читаем вторую часть.

    Как он ел чернику , найдите это в тексте и прочитайте? …”пригоршню за пригоршней”)

    Что в это время делал Дик? Найдите это в тексте и прочитайте. ("Дик забегал то с одного бока, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что я ем".

    Что сделал Дик? (съел их)

    Понял ли Дик от куда взялась черника , найдите это в тексте и прочитайте. …"Он бегал вокруг, толкал в бок носом")

    Как можно озаглавить эту часть?

    3) Читаем третью часть.

    Как вы понимает словосочетание "поучить уму-разуму"? (Учить, как надо делать правильно)

    Почему затрещали кустики? (Потому что Дик ел чернику вместе с ветками )

    Сколько дней понадобилось Дику, чтобы съесть всю чернику ? (два)

    Как можно озаглавить эту часть?

    9. Творческая работа. Ребята, на доске вы видите 4 иллюстрации. Как вы думаете, к какому они произведению? Правильно они к рассказу «Дик и черника » .

    Только вам нужно расставить их в правильном порядке.

    Правильно, молодцы.

    10. Итог урока Ребята , с каким рассказом мы сегодня с вами познакомились? («Дик и черника » )

    Ребята мне очень понравилось, как вы работали на уроке . Вы очень старались и читали с выражением. Спасибо за урок . До свидания!

    11. Резерв Нарисовать сценку к рассказу.

    «Адаптация учащихся в школе» - Активные существа. Школа молодого учителя. Методическая копилка. Реальная помощь. Испытание для школьников. Авансировать детей. Положительные моменты. Первоклассник. Физические паузы. Вживание в позицию школьника. Заинтересовать своим предметом. Скрытая инструкция. Снятие страха. Соблюдение ЕОР. Личностная готовность.

    «Адаптация первокурсников в вузе» - Принципы тренинга. Основные задачи и направления деятельности куратора. Адаптация. Структура тренинга. Адаптация первокурсников. Модель гиперрефлексии. Процесс активного приспособления. Стили общения куратора со студенческой группой. Психологические особенности юношеского возраста. Социально-психологический тренинг.

    «Адаптация к школе» - Возрастные особенности: Педагогические условия: Отсутствие механизма включения родительской общественности в управление образованием. Фазы развития подросткового возраста. посещение уроков, наблюдение за детьми. Что такое адаптация? «Чувство взрослости» склонность к фантазированию стремление экспериментировать.

    «Психологическое сопровождение процесса адаптации» - Количество адаптированных и дезадаптированных учащихся. «Классный руководитель глазами воспитанника». Анкета для родителей «Мой ребенок и школа». Для первоклассников. В работе с десятиклассниками. Цель. Картина адаптационного процесса с позиции учащихся и родителей. В работе с родителями. Подготовительный этап.

    «Адаптация десятиклассников» - Родители. Основные задачи. Интеллектуальная лабильность. Мотивы учебной деятельности. Трудности адаптационного периода. Мотивация. Адаптация десятиклассников. Тревожность. Уровень интеллектуальной лабильности. Старшеклассник. Уровень личностной тревожности десятиклассников. Мотивация к достижению успеха.

    «Школьная дезадаптация» - Условия для успеха ребенка. Узнайте на предлагаемых фотографиях своего ребенка. Нетерпимость и непримитимость в отношениях с детьми. Виды школьной дезадаптации. Ребёнок в школе. Признаки дезадаптации. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. Эгоизм и себялюбие. Неподготовленность к семейной жизни.

    Всего в теме 11 презентаций

    Ι. Ю. Коваль «Дик и черника». 1 7 1 2 2 1

    – Откройте с. 142. Рассмотрите иллюстрацию.

    Свободные высказывания детей, их предположения.

    – Как называется рассказ?

    – Прочитаем ключевые слова (задание в тетради, с. 37, № I.1). Попробуйте уточнить свои предположения.

    – Помогли ли вам ключевые слова спрогнозировать, о чём будет текст?

    – Проверим?

    1) Дети читают рассказ про себя.

    2) Читают вслух.

    Учитель комментирует и ведёт «диалог с автором».

    Юрий Коваль «ДИК И ЧЕРНИКА»

    С нами в избушке живёт пёс, которого звать Дик. Дик – добрый пёс, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, – вот чего ему надо! (Рыбья требуха – это что? Внутренности рыбы. Вкусно это? А почему Дик ест? (Он обжора.) И он не просто ест, а «набивает живот» – т. е. ест быстро, много и всё подряд. )

    Раз на болоте я нашёл черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней. (Покажите, как он ел «пригоршню за пригоршней». А почему не мог оторваться? ) Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем. (Почему это Дик так беспокойно себя ведёт? )

    – Да черника это, Дик! – объяснял я. – Смотри, как её много. – Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони. («Мигом убрал» – слизнул всю пригоршню: раз – и нет! )

    – Теперь сам, – сказал я.

    Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг и толкал в бок носом. (Зачем толкал в бок носом? Наверное, ещё черники хотел. )

    Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. (Представили эту картину? Взрослый человек, на четвереньках... А что значит «ел ягоды прямо с куста»? Догадались? Можете показать... ) Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть, и только кустики затрещали. (Дик понял, что ему нужно делать, поэтому аж подпрыгнул от восхищения: еда есть! А что значит «только кустики затрещали»? )

    Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки (Как вы думаете, хоть одна ягодка осталась? ), и я радовался, что не научил его любить смородину и морошку. (А если бы научил ?)

    3) Вопросы после чтения:

    а) Какой пёс в этом рассказе?

    б) Каким человеком представляется рассказчик?

    г) Повторное чтение с озаглавливанием.

    Дети выполняют задание на с. 143 – придумывают весёлые заголовки к частям рассказа (тетрадь, задание 3, с. 37).

    3. Работа с текстом после чтения.

    1) Пересказ по частям.

    – Вспомните и расскажите содержание 1, 2, 3-й части (по желанию детей ).

    2) Вопросы после пересказа:

    – Какая часть вам понравилась больше всего? Почему?

    – Как вы думаете, почему художник закончил с. 143 такой иллюстрацией?

    – С каким настроением написан этот рассказ?

    – Как относятся друг к другу герои рассказа?

    3) Определение темы рассказа (тетрадь, задание III.4, с. 38).

    ΙΙ. А. Шибаев «Без ужина». 1 2 3 6

    – Ребята, не всегда так хорошо складываются отношения между человеком и собакой.

    1. Работа с текстом до чтения.

    – Рассмотрите иллюстрацию на с. 144.

    – Что вы можете рассказать?

    Рассказ детей по иллюстрации.

    – Как вы думаете, случайно ли художник поместил эту иллюстрацию перед стихотворением, которое мы будем сейчас читать?

    – Можем ли мы заранее сказать, с каким настроением написано стихотворение? (Да, это будет грустное стихотворение.)

    – Как вы думаете, о чём будет текст?

    – Проверим наши предположения.

    2. Работа с текстом во время чтения.

    1) Дети читают стихотворение про себя.

    2) Вопросы после чтения:

    – О чём это стихотворение? (О щенке, он ничей.)

    – Опишите этого щенка. (Чудной, с большой головой, весёлый...)

    – Почему же это стихотворение вызывает у нас грустное настроение?

    – Каково маленькому щенку одному на улице?

    – Почему щенок не может громко залаять, позвать кого-нибудь?

    3. Повторное чтение стихотворения.

    – Какие строчки произвели на вас особенно сильное впечатление?

    – Как вы думаете, почему поэт Александр Шибаев поставил многоточие в конце стихотворения?

    – Может ли у этого стихотворения быть счастливый конец?

    – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.)

    – Какое умение формировали?