Войти
Логопедический портал
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Ударение гласных звуков. Основные ударные гласные звуки

    Ударение гласных звуков. Основные ударные гласные звуки

      Ход урока:

      I. Организационный момент

      Приветствие.

      (Слайд №1)

      Проверка готовности к уроку:

      II. Актуализация знаний

      1. Чистописание

      Я тетрадь свою открою

      И наклонно положу

      Я от вас, друзья, не скрою,

      Ручку я вот так держу.

      Сяду прямо, не согнусь,

      За работу я возьмусь. (Слайд №2 .)

      6 апреля.

      Классная работа.

      Назови буквы.

      Слайд №3

      а о и ы у ё

      Какие это буквы?

      Ударный слог, ударный слог!

      Он назван так недаром.

      Эй, невидимка — молоток —

      Отметь его ударом.

      И молоток стучит, стучит,

      И чётко речь моя звучит.

      Следи за поведеньем молотка.

      Держи в руках его озорника.

      Этот невидимка говорит:

      Силачом слыву недаром,

      Выделяю слог ударом.

      О чём это стихотворение?

      А что такое ударение?

      Слайд №4

      Дом, друзья, ёлка.

      Прочитайте слова.

      книга

      I V.

      Прочитайте слова с буквой ё .

      Физминутка

      2) -В дальнейшей работе при определении ударного и безударного звука в слове нам поможет памятка №2 с.134 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки»:

      4. Гласный звук в ударном слоге слова - это ударный гласный звук.

      5. Гласный звук в безударном слоге - это безударный гласный звук.

      Прочитаем хором.

      вишня, слива, смородина (Слайд№5 ) .

      Взаимопроверка.

      Ударные гласные - это гласные звуки в ударных слогах слов.

      Безударные гласные

      V.

      Работа в парах. (Слайд №6)

      — Прочитайте задание, выполните его, используя памятку.

      1. Прочитайте.

      В цветках капли росы.

      У дома сад.

      Наша дача в лесу.

      В саду розы.

      (Слайд №7)

      Физминутка (для глаз)

      Слайд №8

      VI.

      — Прочитайте скороговорку. Постарайтесь произнести её в быстром темпе.

      Слайд 9

      На что обратили внимание?

      VII.

      Что такое ударный слог?

      Где эти знания могут пригодиться?

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока на тему "Ударные и безударные гласные звуки" »

    Технологическая карта урока

    Класс 1

    Учитель: Рузняева Татьяна Леонидовна

    Дата: 6 апреля

    Тип урока: Закрепление

    Предмет: «Русский язык»

    Тема : «Ударные и безударные гласные звуки»

    Цель : систематизировать представления детей об ударных и безударных слогах в слове.

    Задачи:

    образовательные: уточнить представления учащихся об ударных и безударных гласных в слове; наблюдение над произношением и написанием ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах;

    развивающие: развивать умение осуществлять поиск нужной информации в учебнике; развивать наблюдательность внимание; создать условия для активизации работы в паре;

    воспитательные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем; с пониманием необходимости ориентироваться на позицию партнёра; развивать чувство взаимопомощи, поддержки.

    Планируемые результаты :

    Личностные: способность к самоопределению, самооценке, взаимооценке на основе наблюдений за собственной речью и речью других ребят класса;

    Метапредметные: способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения на уроке; умение успешно выбирать языковые средства для решения коммуникативных задач (устные монологические высказывания, диалог); учитывать и координировать позицию партнёра при организации сотрудничества в паре; стремление к более точному выражению собственного мнения; умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательных задач;

    Предметные: определение качественной характеристики гласного звука: гласный ударный или безударный, с опорой на заданный алгоритм; определение ударного и безударного звука в слове; правильно произносить слова с указанным местом ударения, способность контролировать свои действия.

    Технологии : технологии системного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

    Методы обучения : по характеру познавательной деятельности - частично поисковый, по источнику знаний: наглядный, словесный, практический.

    Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

    Фомы контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

    Оборудование: учебник для 1 класса - авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для работы в паре, веера с гласными буквами, презентация, ИКТ (электронное приложение, мультимедийный проектор)

    Ход урока:

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Организационный момент

    Приветствие.

    Улыбнитесь друг другу, мне. Ведь с небольшой удачи, начинается большой успех! (Слайд №1)

    Проверка готовности к уроку:

    Проверьте наличие на столе учебника «Русский язык», тетради, ручки, простого карандаша.

    Приветствуют учителя, друг друга,

    эмоционально настраиваются на урок

    Проверяют готовность к уроку.

    II. Актуализация знаний

    1. Чистописание

    Я тетрадь свою открою

    И наклонно положу

    Я от вас, друзья, не скрою,

    Ручку я вот так держу.

    Сяду прямо, не согнусь,

    За работу я возьмусь. (Слайд №2 .)

    6 апреля.

    Классная работа.

    Назови буквы.

    Слайд №3

    а о и ы у ё

    Какие это буквы?

    Запишите буквы в тетради на одной строке аккуратно и правильно.

    Какая буква «лишняя»? Почему?

    А что можете сказать про остальные гласные?

    Повторяя хором, открывают тетради.

    Кладут наклонно тетради.

    Берут ручки в руки.

    Ставят руку на локоть.

    Опускают руку на тетрадь

    Записывают число и «Классная работа» в тетради.

    Называют буквы

    Гласные буквы

    Записывают буквы в тетради.

    Буква ё. Она всегда ударная.

    Гласные, которые могут быть в ударном и безударном положении.

    Послушайте стихотворение поэта Александра Шибаева (включение электронного приложения)

    Ударный слог, ударный слог!

    Он назван так недаром.

    Эй, невидимка - молоток -

    Отметь его ударом.

    И молоток стучит, стучит,

    И чётко речь моя звучит.

    Следи за поведеньем молотка.

    Держи в руках его озорника.

    Этот невидимка говорит:

    Силачом слыву недаром,

    Выделяю слог ударом.

    О чём это стихотворение?

    А что такое ударение?

    Слайд №4

    Дом, друзья, ёлка.

    Прочитайте слова.

    Какой буквой обозначен ударный гласный звук в каждом слове?

    Какими буквами обозначены гласные звуки, на которые не падает ударение?

    В каком слове ударение не ставится? Почему?

    Какой можно сделать вывод по этим словам?

    Внимательно слушают.

    Об ударном слоге.

    Читают слова.

    Показывают гласную букву в ударном слоге с помощью веера: о, я, ё.

    Буквы: у, а.

    Ударение не ставится в слове дом, потому что это односложное слово.

    В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.

    Буква ё всегда ударная.

    Ударение не ставится в односложном слове.

    III. Самоопределение к деятельности

    Как вы думаете, ребята, какой будет тема нашего урока?

    Тема нашего урока: «Ударные и безударные гласные звуки»

    А чтобы определить, что нам сегодня важно на уроке, я предлагаю вам решить ситуацию Маши и Пети. Маша сказала, что в слове книга ударный гласный звук [а], а Петя утверждает, что ударный гласный звук [и]. Проверьте себя, кто из ребят правильно обозначил ударный гласный звук.

    Где эти знания могут пригодиться?

    Давайте выведем цель нашего урока.

    На уроке мы будем закреплять умение правильно определять безударный и ударный гласный звук в слове, правильно писать буквы в безударном слоге.

    Ударные и безударные гласные звуки

    Правильно обозначил ударный гласный звук Петя. Произносится с большей силой голоса слог кни.

    Ответы детей.

    На уроке будем закреплять умение правильно определять ударный и безударный гласный звук в слове.

    I V.

    Этап включения открытия в систему знаний закрепления и повторения, установление правильности и осознанности учебного мат-ла

    1) - Рассмотрим первый случай, как определять ударный и безударный гласный звук в слове, для этого выполним упражнение в учебнике.

    Прочитайте выразительно стихотворение Ивана Сурикова с. 63, упр.1.

    Постарайтесь определить тему текста.

    Прочитайте слова с буквой ё .

    Объясните, почему буква ё обозначает всегда ударный гласный звук.

    Спишите первое предложение в стихотворной форме и обозначьте в словах ударение.

    Проверьте правильность обозначения ударения в словах.

    В каких словах без затруднения обозначили ударение? Почему?

    А теперь подведем итог, какие гласные бывают всегда ударными?

    Открывают учебник с.63, читают стих-е.

    Начало весны.

    Землёю, днём, всё.

    Списывают первое предложение в стихотворной форме. Обозначают в словах ударение.

    Проверка.

    Над, землёю, днём, всё.

    Над – односложное слово, землёю, днём, всё – слова с буквой ё.

    Всегда ударной бывает гласная ё и гласные в односложных словах.

    Физминутка

    А теперь немножко отдохнем и рассмотрим второй случай, как определять ударный и безударный гласный звук в слове. Я буду называть слова, а вы внимательно слушать и выполнять движения. Если слово односложное - руки - вверх, если слово двусложное - хлопаете в ладоши, исходное положение руки вниз. Кот, папка, пенал, рот, мел, яма, ручка тетрадь, плот, весна.

    Внимательно слушают слова и выполняют движения.

    2) –В дальнейшей работе при определении ударного и безударного звука в слове нам поможет памятка №2 с.134 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки»:

    1. Прочитай слово. Понятно ли тебе, что обозначает это слово?

    2. Произнеси слово так, чтобы услышать в нём ударный слог.

    3. Выдели в ударном слоге гласный звук и произнеси его.

    4. Гласный звук в ударном слоге слова – это ударный гласный звук.

    5. Гласный звук в безударном слоге – это безударный гласный звук.

    Прочитаем хором.

    Пользуясь памяткой, объясните, какой гласный звук в каждом из данных слов ударный, а какой безударный в словах: вишня, слива, смородина (Слайд№5 ) .

    Запишите слова в тетради, обозначьте в словах ударение и подчеркните безударные гласные.

    Взаимопроверка.

    Давайте ещё раз вспомним, что такое ударная и безударная гласная, в этом нам помогут «Сведения о языке» в нижней части учебника на с. 63

    Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.

    Безударные гласные - это гласные звуки в безударных слогах слов.

    Знакомятся с памяткой

    Читают хором.

    Вишня – ударный гласный звук [и], безударный гласный звук [а].

    Слива - ударный гласный звук [и], безударный гласный звук [а].

    Смородина - ударный гласный звук [о], безударные гласные звуки [а], [и], [а].

    Записывают слова, обозначают в словах ударение и безударные гласные.

    Взаимопроверка.

    Читают «Сведения о языке».

    V. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

    Работа в парах. (Слайд №6)

    Я вам предлагаю поработать в парах. Договоритесь, кто из вас будет заполнять карточку первым, кто вторым. Чтобы быстро и правильно справиться с заданием, нужно работать дружно.

    Прочитайте задание, выполните его, используя памятку.

      Прочитайте.

    2.Укажите порядок предложений, чтобы получился связный текст.

    3.В двусложных словах поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

    В цветках капли росы.

    У дома сад.

    Наша дача в лесу.

    В саду розы.

    Сверка с доской правильности выполнения задания (Слайд №7)

    Что помогло вам при выполнении этого задания?

    Договариваются между собой.

    Читают задание.

    Указывают порядок предложений.

    Обозначают ударение в двусложных словах, подчеркивают букву, обозначающую безударный гласный звук

    Сверяют с доской правильность выполнения задания

    Оценивают свою работу.

    Памятка «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки».

    Физминутка

    (для глаз)

    Слайд №8

    Выполняют движения глазами.

    VI. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении

    Прочитайте скороговорку. Постарайтесь произнести её в быстром темпе.

    Слайд 9

    На дворе трава, на траве дрова.

    Написание, каких слов в скороговорке отличается от их произношения?

    Определите безударный гласный звук в каждом двусложном слове.

    На что обратили внимание?

    Будьте внимательны: безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

    Спишите скороговорку. Подчеркните букву, которая обозначает безударный звук. У доски работает Семён.

    Сделаем вывод. Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

    Читают скороговорку.

    Дворе, дрова.

    [а],[а], [а],[а].

    Безударный гласный звук в слове обозначен разными буквами.

    Списывают скороговорку, обозначая безударный гласный звук.

    Безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

    VII. Рефлексия учебной деятельности

    Вспомним ситуацию с Машей и Петей, какую цель ставили на уроке? Подведём итог.

    Что такое ударный слог?

    Где эти знания могут пригодиться?

    Оцените свою работу на уроке. Если на уроке было интересно и легко, то выбираете красное яблочко и вывешиваете на дерево, если встретили трудности, не до конца разобрались, зелёное яблочко, значит, нужно ещё поработать.

    Молодцы, я довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо.

    Закреплять умение правильно определять ударный и безударный гласный звук в слове.

    Ответы детей.

    Оценивают свою работу, выбирая соответствующее яблочко.

    1. Прочитай.

        Всходит солнце над землёю
        С каждым днём всё выше.
        И весь день, кружась, воркуют
        Голуби на крыше.
        (И. Суриков)

    • Скажи, какую картину можно представить, читая эти строки. Как можно её назвать?
    • Спиши первое предложение. В словах обозначь ударение. Над какими словами знак ударения не ставится?

    3. Прочитай скороговорку.

        На дворе трава,
        на траве дрова.

    • Спиши. Произнеси безударный гласный звук в каждом двусложном слове. Какими буквами он обозначен на письме?

    Обрати внимание! Безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

    Поэтому написание слова с безударным гласным звуком надо проверять.

    4. Спиши слово-название птицы. Что оно обозначает? Подчеркни в нём букву, обозначающую безударный гласный звук.

    • А теперь измени слово сова так, чтобы оно обозначало несколько предметов (сов). Запиши его. Подчеркни букву, которой обозначен ударный гласный звук.

    Обрати внимание! При изменении слова (сова́ - со́вы) ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова обозначены одинаковой буквой о .

    • Какое же слово может быть проверочным для слова сова ?

    5. Прочитай слова так, как они написаны. А теперь прочитай так, как мы их произносим.


    • В каких словах звучание выделенных букв не совпадает с написанием? Почему?
    • Одинаковой ли буквой обозначен безударный гласный звук и ударный гласный звук в каждой паре слов?
    • Какое слово будет проверочным для каждого из данных слов: земля, сосна, страна, зима? Объясни свой ответ.

    6. Прочитай . Найди слова, в которых букву, обозначающую безударный гласный звук в первом слоге, надо проверять. Подбери к каждому слову проверочное.


    • Напиши сначала проверочное, потом проверяемое слово.

    7. Прочитай слова . Почему их написание надо проверять?

    Столы́, ... - листы́, ... - слоны́, ... - врачи́.

    • Подбери проверочные слова. Вспомни, как это делать: измени каждое слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
    • Запиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое слово.

    8. Прочитай . Какое слово каждой пары является проверочным словом, а какое - проверяемым?

    Го́ры - г..ра́, шкаф - шк..фы́, све́чи - св..ча́, чи́сла - ч..сло́.

    • Спиши три пары слов, вставляя пропущенные буквы.
    • Составь предложение с любым словом. Запиши его.

    9. Прочитай .

    П..сьмо́, ... - ш..ры́, ... - р..ка́, ... - ..гра́, ... - п..тно́, ... - р..са́, ... - м..ря́.

    • Подбери к каждому слову проверочное. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
    • Запиши проверочные и проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы.

    10. Прочитай проверочные слова.

    , гнёзда - ..., слёзы - ..., щёки - ..., о́сы - ..., ска́лы - ..., стре́лы - ... .

    • Подбери к каждому проверочному слову проверяемое. Для этого измени слово так, чтобы ударный гласный звук стал безударным.
    • Напиши сначала проверочное слово, затем проверяемое. Обозначь в словах ударение.

    11. Прочитай . Какие слова-названия времен года в предложении пропущены?

        Хороша... снегами,
        ... цветами,
        ... грибами,
        ... плодами.

      Слова для справок: весна, осень, зима, лето.

    • Спиши предложение, вставляя пропущенные слова. Докажи, что выделенные в словах буквы написаны правильно.

    12. Прочитай загадки . Объясни отгадки.

        Глаза на рогах, а домок на спине.
        Хвост серпом, голова с гребешком.

    • В каких словах ты легко можешь объяснить написание выделенных букв, а в каких затрудняешься? Спиши любую загадку.

    13. Прочитай . Объясни значение каждого слова. Чем интересны эти слова?


    • В каких словах буквы в общей части слов надо проверять? Почему? Найди для каждого слова проверочное.
    • Спиши любую группу слов. Обозначь в них ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

    14. Прочитай выразительно загадку.

        Что за зверь ле сной
        Встал, как столбик, под со сной
        И стоит среди тра вы -
        Уши больше го ло вы?
        (Е. Трутнева)

    • Кто стоит среди травы?
    • По каким особым приметам можно узнать этого зверька? Напиши отгадку.
    • Почему надо проверять написание выделенных в словах букв?

    за ́яц

    15. Прочитай . Какие буквы в словах пропущены?

    о? а?

    К..за, г..ра, гл..за, м..ря, к..льцо, ш..ры, сл..ва, ш..ги, гр..чи, х..лмы, стр..на, в..да, с..сна, с..ды, гр..за.

    е? и?

    Гн..здо, з..мля, ч..сло, п..тух, з..рно, гр..бы, п..сьмо, стр..ла, з..ма, ст..на, р..ка, п..ла, с..стра.

    • Почему написание пропущенных в словах букв надо проверять? Как это сделать?
    • Напиши любые пять слов, вставляя пропущенные буквы.

    16. Прочитай .

    Узнать, правильно ли написано слово, можно в специальной книге, которая называется « Орфографический словарь ».

    Орфографический словарь точно указывает, как надо грамотно писать слово, которое вызвало у тебя затруднение.

    Дев..чка, мальч..к, р..бота, м..дведь.

    МОУ Марфинская средняя общеобразовательная школа

    Тема: «Ударные и безударные гласные»

    Открытый урок по русскому языку в 1 классе

    Разработала и провела:

    учитель начальных классов

    Кушакова Тамара Ивановна

    Цель . Уметь различать ударные и безударные гласные. Формировать умение подбирать проверочное слово.

    Ход урока:

      Организационный момент

      Постановка задачи урока

    а) Фонетическая разминка. Скороговорки.

    Три сороки-тараторки

    Тараторили на горке.

    Наш полкан попал в капкан

    Какой звук повторяется? Какой запишем буквой?

    Какая разница между звуком и буквой?

    б) Зрительно-слуховой диктант.

    На доске записано.

    Язык родной, дружи со мной.

    Так будет, если вы будете знать правила русского языка, в том числе правила ударной и без ударной гласной. Сегодня мы будем наблюдать за ударными и без ударными гласными, будем учиться правильно писать слова с безударной гласной.

    Какие задания можно выполнить с этим предложением? (разделить слова для переноса, поставить знак ударения).

    Дети пишут число, предложения, выполняют задание. Есть ли слова, которые нельзя перенести? (язык, мой) Почему? Прочитать слова с ударением.

      Объяснение нового материала

    В каждом слове есть ударение. Ударение-это сердце слова. А если слово состоит из одного слога, то ставится ударение? Почему?

    Как называется слог, где стоит знак ударения?

    Где нет ударения? Где ставится знак ударения?

    Знак ударения всегда ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.

    Я говорю слово, а вы пишите только букву, обозначающую ударный гласный звук.

    Пенал. Какую букву написали? (букву а )

    альб о м, ручка, Люся, учитель, портфель, пятница, цветы, ёлка.

    На доске записаны буквы: а, о, у, ю, и, е, я, ы, ё.

    Что вы заметили? (записали все буквы гласных звуков).

    Значит, ударение всегда ставится над любой гласной буквой, кроме ё (она всегда ударная).

    На доске записаны предложения.

    Поле покрыто снегом Вот сосны.

    Кругом поля . На сосне белка.

    Просчитайте предложения, подчеркните слова.

    Сравним произношение одинаковых гласных.

    В каком случае произношение совпадают с написанием? В каком – не совпадают? (Совпадает – ударный, не совпадает – безударный).

    Какой делаем вывод?

    Звук всегда отчетливо произносится под ударением.

    Пишем то, что слышим.

    А безударная - совпадает?

    А безударная - совпадает? (Безударная может не совпадать).

    В русском языке гласный звук а может обозначаться буквами а, о.

    Наблюдаем.

    На доске записано: домá ← дом

    совá ← сóвы

    Прочитайте, запишите в два столбика, поставьте знак ударения.

    Что слышим в безударном положении? (а )

    Под ударением? (о )

    В каком столбике слова-помощники?

    Проведи от них стрелки к проверяемым словам.

      Физкультминутка

      Минутка чистописания

    "Пишу красиво" оч ок óко → окно óчи → очки

    Грамматическое задание.

    Объяснить смысл слов. (По смыслу - одинаковые)

    Поставьте знак ударения, назовите безударную гласную. Какие слова могут быть помощниками? Проверочными? Поставьте от них стрелки.

    Ударные звуки – звуки сильной позиции.

    Безударные – звуки слабой позиции.

    Звук в сильной позиции помогает выбрать (проверить) букву для обозначения звука в слабой позиции.

      Объяснение нового материала

    Как найти проверочное слово?

    Подбор проверочных слов.

    На доске записано: проверяю

    к ·за – кóзы

    г ·ра – гóры

    гр ·чи – грач

    с ·ды – сад

    Есть ещё один гласные звук, который нужно обязательно проверять, прежде чем обозначать его буквами. Это гласный и . какими буквами он обозначается? (Буквами и , я, е ).

    На доске написано:

    стрелá – стрéлы

    письмó – письма

    Проверить безударную гласную, значит, правильно найти проверочное слово, т.е. слово, где звук находится в сильной позиции, под ударением.

    Вывод дети повторяют хором.

      Закрепление материала

    На доске текст.

    Собака – верный друг и помощник человека.

    Собаки стерегут ст ·да. Есть собаки – спасатели.

    Они помогут человеку в г ·рах, на на в ·де.

    Отгадайте загадку.

    Живет под крылечком,

    а хвост колечком.

      Итог

    Что надо делать, чтобы правильно написать безударную гласную?

    Составляется алгоритм работы.

      Найти букву, которую надо проверить.

      Подобрать проверочное слово.

    На доске написано правило.

    Если буква гласная вызвала сомнение,

    Ты её немедленно ставь под ударение.

    1. От чего зависит произношение гласных звуков в русском языке?

    2. Что такое словесное ударение? Каков характер русского ударения?

    3. Каковы особенности русского ударения?

    4. Как произносятся безударные гласные?

    Словесное ударение. Особенности русского ударения. Гласные звуки в слогах бывают ударными и безударными. Например, в слове преподавать – четыре слога, в трех слогах этого слова – безударные гласные (е, о, а), последнем – ударный а.

    Произношение гласных звуков в русском языке зависит, прежде всего, от их положения по отношению к ударению.

    Ударение – это произношение одного из слогов слова с большей силой.

    Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова обычно не имеют ударения. Одни из них (предлоги и союзы) являются проклитиками; они стоят перед знаменательными словами, например: под горой, на столе, студенты и преподаватели; другие (обычно односложные частицы) – энклитиками; они стоят после полноударных слов, например: пошел бы погулял; отец же ответил иначе.

    В некоторых сочетаниях ударение переходит на односложные предлоги, при этом следующее за предлогом знаменательное слово становится безударным, например: на зиму, по лесу, за город.

    Иногда «перетягивают» на себя ударение частицы не и ни, например: не было, что бы ни было, кто бы ни был.

    Как правило, в слове бывает одно ударение, но некоторые категории слов помимо основного имеют побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное – на втором, например: древнерусский. К таким словам относятся: 1) сложные слова (хлопкоуборочный, паровозостроение); 2) слова с приставками после-, сверх-, анти-, транс- (послеоперационный, трансатлантический); 3) некоторые иноязычные слова (постскриптум, постфактум).

    В русском языке ударение может падать на любой слог – на первый (де´вочка, у´чит), на второй (учи´тель, зако´н), на третий (учени´к, ударе´ние), на четвертый (расположи´ть, ассимиля´ция) и на разные морфемы, приставку, корень, суффикс и окончание (вы´пустить, до´мик, написа´л, дела´). Поэтому русское ударение характеризуется как разноместное.

    Ударение в русском языке выполняет не только произносительную (т.е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но и смыслоразличительную и форморазличительную функции. Так, по месту ударения могут различаться разные слова-омографы: му´ка и мука´, а´тлас и атла´с, пи´ща (сущ.) – пища´ (деепр.), дорога´ (прил.) – доро´га (сущ.)

    С помощью ударения нередко различаются грамматические формы слов – падежи имен существительных, виды глаголов, формы наклонений, глаголов и др.: руки (И.п., мн. число), руки (Р.п., ед. число), высыпать (сов. в), высыпать (несов. в), пишите (изъяв. наклонение) – пишите (повел. наклон.).

    При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте. Такое ударение называется неподвижным (книга, книги, книге, книгу, книгой, о книге, книги, книг, книгам, книгами, о книгах). Оно может стоять на основе (карта, красный, работать) или окончании (молодой, статья, нести).

    Подвижным называется такое ударение, которое при образовании грамматических форм одного и того же слова переходит с одной морфемы на другую: страна (И.п., ед.ч.) – страны (И.п., мн.ч.), вода (И.п., ед.ч.) – воду (В.п., ед.ч.) или одного слога на другой в пределах одной морфемы: озеро – озёра, дерево – деревья.

    Упражнение 39.

    Слушайте и повторяйте слова. Ударные слоги произнесите с большей силой и напряжением.

    Воспитать, воспитатель, воспитывать, воспитание, педагог, педагогический университет, институт, аудитория, лаборатория, лабораторная работа, лекция, семинар, тесты, рейтинг, контроль, преподавать, ученик, образование, образованный человек.

    Составьте с данными словами небольшой рассказ.

    Упражнение 40.

    Выпишите из текста в один столбик слова с ударением на первом слоге, во второй – с ударением на втором слоге, в третий – с ударением на третьем слоге, в четвертый – с ударением на четвертом слоге. Научитесь правильно произносить эти слова.

    Язык – бесценный дар, которым наделен человек. Он позволяет познавать законы природы и общественного развития, двигать вперед науку, технику, искусство, приобщаться к культуре других народов, передавать свои мысли и рассказывать о достигнутых успехах потомкам, понимать друг друга.

    Язык – это душа народа и без языкового признака нет нации, само человечество не существует без языка.

    Назовите функции языка, перечисленные в тексте.

    Упражнение 41.

    Проверьте, правильно ли вы произносите данные слова; произнесите их несколько раз вслух. Слова, которые вы произносили с неправильным ударением, запишите в словарик.

    аге´нт

    алфави´т

    аргуме´нт

    аристокра´тия

    балова´ть

    библиоте´ка

    демокра´тия

    диспансе´р

    догово´р

    договоре´нность

    докуме´нт

    еди´нство

    звони´ть (звони´т)

    зубча´тый

    и´здавна

    изобрете´ние

    индустри´я

    инструме´нт

    катало´г

    кварта´л

    комба´йнер

    краси´вый

    краси´вее

    медикаме´нты

    ме´льком

    молоде´жь

    моноло´г

    наме´рение

    не´который

    некроло´г

    не´нависть

    обеспе´чение

    облегчи´ть

    оптими´зм

    приобрете´ние

    псевдони´м

    сантиме´тр

    сре´дство (сре´дства)

    тамо´жня

    фарфо´р

    хода´тайство

    хозя´ин (хозяева)

    экспе´рт

    э´кспорт

    языково´й (факт)

    языко´вая (колбаса)

    Упражнение 42.

    Запомните ударения в некоторых кратких прилагательных, причастиях и глаголах прошедшего времени:

    Груб – груба – грубо – грубы, прав – права – право – правы, продан – продана – продано – проданы, брать – брал – брала – брало – брали, спал – спала – спало – спали.

    Упражнение 43.

    Выпишите из толкового словаря С.И. Ожегова значения данных слов. Запомните их произношение. Составьте с ними предложения. Объясните, какова роль ударения в этих словах.

    Безо´бразный – безобра´зный, доро´гой – дорого´й, за´мок – замо´к, о´рган – орга´н, по´дать – пода´ть, хло´пок – хлопо´к, па´ры – пары´, засы´пать – засыпа´ть (зерно).

    Упражнение 44.

    Прочитайте, а затем перепишите предложения. Расставьте ударения в выделенных словах. Определите его функции.

    1. Язык – основной материал художников слова. – Писатель тщательно отбирает для своих произведений слова. 2. В любой стране звание учителя почетно. – Учителя – люди, ответственные за воспитание нового поколения. 3. В этом году стоит необычайно жаркая погода. – Эта книга стоит пятьсот сумов. 4. В последнее время стало выходить очень много интересных газет и журналов. – Выходить тяжелобольного человека можно только в стационарных условиях. 5. Во время празднования Навруза будут вести прямой репортаж с площади. – Мы получили хорошие вести.

    Упражнение 45.

    Слушайте и повторяйте.

    Из Ташкента, из Бухары, из Самарканда, до Хивы, до Навои, до Ургенча, от родителей, от подруги, от учителя, на площади, на остановке, на вокзале, во дворе, под столом, под окном, над головой, над крышей, из-за дерева, из-за дома, из-под кровати.

    Упражнение 46.

    Прочитайте вслух следующие фонетические слова с ударением на первом слоге. Запомните их произношение.

    На гору, на ногу, на руку, на спину, на душу, на берег, на дом, на пол, на день, на ночь, на два, на три, на пять, за ногу, за голову, за угол, за город, за день, за ночь, под ноги, под руки, под голову, по морю, по лесу, по полу, по носу, по два, по три, из лесу, из дому, из носу, из виду, без вести, час от часу, год от году.

    Упражнение 47.

    Прочитайте вслух приведенные ниже фразеологические сочетания. Составьте с ними предложения.

    Смотреть не на что; час от часу не легче; ударил рука об руку; да на руку нечист; ни под гору, ни в гору; как бы то ни было.

    Упражнение 48.

    Прочитайте правильно приведенные ниже слова. Просклоняйте их устно. Выпишите в один столбик слова с неподвижным ударением, в другой – с подвижным.

    Басня, берег, галстук, дело, земля, карандаш, окно, письмо, рука, гора, снег, спор, студент, стрела, тепло, урок, туман, шар, ширина, костер, полотенце, село, скала, стол, холод, тишина, служба.

    Безударные гласные. Безударные гласные, в отличие от ударных, произносятся с меньшей напряженностью артикуляции, характеризуются меньшей длительностью и отчетливостью в произношении. Их произношение часто отличается от правописания. Так, в слове молоко по нормам литературного произношения только третье О звучит как [о], а два других изменили свое качество: в первом предударном слоге слышится звук, близкий к А [Ù], а во втором предударном – звук средний между О кратким и Ы кратким – [ъ] ([мълÙко]). Также произносится звук И в заударных слогах, например в слове ([громкъ]). Между тем все эти звуки на письме обозначаются одной и той же буквой О.

    Самые большие изменения в безударных слогах испытывают гласные [а], [о], [э]. Гласные [и], [ы], [у], хотя и звучат в безударных слогах короче, не меняют свое качество.

    Упражнение 49.

    Потренируйтесь в произношении слов с безударными гласными.

    1. Слушайте и повторяйте:

    Вода, гроза, доска, нога, коза, корзина, сады, трава, страна, народ, картон, гараж, забор, рассвет, канал, роман, ронять, гонять, фонарь, мотор, доклад, порог.

    Часы, часовой, часовщик, на часок, часочек, частица, частичка, частично, чайхана, чаепитие, щавель, щавелевая, ряды, рядок, по рядам, пятак, пятачок.

    2. Слушайте и повторяйте:

    Один, одинокий, одиночество, основа, основной, организация, организовать, охрана, охранять, общий, обобщать, общество, общественный, авторитет, абонент, аспирант, аккомпанемент.

    3. Слушайте и повторяйте:

    Карандаш, магазин, голова, самовар, садовод, водопровод, документ, домоводство, молодой, дорогой, золотой, пополам, подарить, говорить, холод, выбежать, выписать.

    (Справочный материал I. 3. с. 202)

    Упражнение 50.

    Образуйте форму множественного числа от существительных. Запишите, прочитайте вслух, следя за произношением [о].

    Стол, двор, дом, поле, море, сад, бал.

    Упражнение 51.

    Перепишите приведенные ниже слова, расставьте ударение. Прочтите вслух. Скажите, как звучат безударные гласные, и надпишите знаки редукции /Ù, ъ/.

    Поворот, паровоз, остановка, самолет, молоток, соловей, золотой, огород, помогай, фонари, сторожа;

    волос, ворон, летом, лошадь, высматривать, высказывать, покорность, работал, рядом.

    Упражнение 52.

    Перепишите приведенные ниже слова, расставьте ударение. Прочтите вслух.

    Скажите, как звучат безударные гласные, и надпишите знаки редукции /ь, иэ, Λ, ыэ/.

    Мастер, ветер, дятел, обидел, солнечный, доменный, видеть, писатель.

    Передать, берега, береги, веселить, величать, вековой, деловой, деревянный, генерал, ремесло.

    Рядовой, плясовой, тяжело, пятачок, лягушонок, часовой.

    Упражнение 53.

    Перепишите приведенные ниже слова, расставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Прочтите, скажите, как звучат гласные после шипящих Ш, Ж и после Ц. Надпишите над ними знаки редукции.

    1. Шестой, шептать, шершавый, жестокий, жевать, желтеть, жена, жених, железо, желание, цена, ценить, цемент, цепной, цеха, цензура, цеплять.

    2. Шелестит, шерстяной, шевелить, шелковистый, шелушить, жестяной, желтизна, жеребенок, желобок, желторотый, жених, целина, целовать, целиком, целевой.

    Упражнение 54.

    Прочитайте вслух словосочетания и предложения, подчеркивая буквы, которыми различается написание слов.

    Умалять значение – умолять о прощении. Рыжая лиса – хвойные леса. Спиши упражнение – не спеши языком, спеши делом. Отварить овощи – отворить дверь. Стало весело – весило немного.

    Упражнение 55.

    Прочитайте. Скажите, почему слова второго столбика звучат одинаково. Как называются такие слова?

    Упражнение 56.

    Докажите подбором родственных слов с ударением на гласных корня, что данные в каждой паре слова, совпадающие по произношению, имеют разные значения.

    Спеши (на зарядку) – спиши (примеры).

    Слезать (с чердака) – слизать (крем).

    Посветить (в темноте) – посвятить (романс).

    Примирять (противников) – примерять (блузку).

    Сторожил (склад) – известный старожил.

    Развевался (флаг) – развивался (ребенок).

    Упражнение 57.

    Прочитайте текст. Следите за произношением безударных гласных. Выполните задания, данные после текста.

    Учиться говорить и писать.

    Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве!» Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.

    Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

    Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств – качеств человека, который пользуется языком народа. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры…

    Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.

    И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке, не будьте самовлюбленным болтуном.

    Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем.

    Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно. Интерес не создается в аудитории сам – интерес внушается аудитории выступающим. Конечно, если тема неинтересна, из попыток внушить интерес слушателям ничего не выйдет.

    Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем выступлении окажется тема, интрига, появится «ожидание конца», слушатели будут догадываться, к чему вы ведете, в чем вы их хотите убедить, и будут с интересом слушать и ждать, как вы сформулируете в конце вашу основную мысль.

    А уметь хорошо писать нужно не только писателю и ученому. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, свое расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.

    Но как научиться писать? Если, чтобы научиться хорошо говорить, надо постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела, то, чтобы научиться писать, – надо писать, писать, писать письма, дневники… Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

    (По Д. Лихачеву)

    Задания к тексту:

    1. Ответьте на вопросы:

    1) Почему очень важно уметь хорошо говорить и писать?

    2) Каких правил нужно придерживаться в устных выступлениях?

    3) Как научиться хорошо говорить и писать?

    УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ВЕРХНИЕ

    Цель: познакомить учащихся с соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и их возможном несоответствии в безударном слоге.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    • изучить особенности соответствия или несоответствия гласных звуков и букв в ударном и безударном слоге;
    • научить определять в слове гласные звуки, обозначение которых на письме надо проверять;

    Воспитывающие:

    • формировать у детей чувство сострадания и взаимопомощи ближним;
    • воспитывать любовь к родному языку;

    Развивающие:

    • развивать воображение, память, любознательность;
    • развивать речь учащихся;
    • Расширять кругозор учащихся;

    Ход урока

    1. Релаксация.

    - «Сегодня прекрасный день, у меня отличное настроение, я буду внимательно слушать учителя и у меня все, все получится!»

    (Учащиеся, закрыв глаза, повторяют за учителем текс по частям, затем присаживаются за парты).

    2. Организационный момент.

    Ребята, сегодня, мы с Вами (вдруг раздается стук и входит почтальон с телеграммой) . Учитель, поблагодарив его, читает телеграмму, затем обращается к детям.

    Неприятности в стране Мультландии. Там, где живут забавные человечки из известных сказок. Прислал телеграмму наш старый знакомый Незнайка, ему нужна наша помощь.

    (Презентация, слайд 2 )

    Поможем ему, ребята?

    3. Постановка темы и цели урока.

    Буква а и буква о
    Обижаются давно:

    Нас ни в чем не виноватых,
    Часто путают ребята.
    Больше всех Незнайка Ваш,
    Который любит весь ваш класс.
    Изуродует он слово,

    Пишет через а - «карова».
    Букве,
    а стоять здесь стыдно.
    И в плохих словах - обидно!

    Почему буква а и буква о обижаются на Незнайку?

    Что он забывает сделать, прежде чем написать слово?

    Даже в телеграмме допустил ошибку. Какую?

    4. Чистописание.

    Давайте, чтобы буква а и буква о не обижались на Незнайку, пропишем письменными строчными буквами.

    5. Работа по теме урока.

    1) - Посмотрите, какие рисунки нарисовал нам Незнайка, давайте поможем их подписать.

    (Презентация , слайд 4).

    Выделите ударный гласный звук в первом слове. Как вы думаете расходиться, или совпадает в этом слове произношение ударного гласного с его обозначением на письме?

    А в остальных словах?

    Запишите слова в тетрадь, поставьте в них знак ударения.

    2) - Но во многих словах произношение и написание гласных, на которые не падает ударение, не совпадает.

    (Презентация, слайд 5.)

    Как вы думаете, что нужно делать с такими словами?

    Такие слова нужно проверять и обязательно подбирать проверочные слова или однокоренные слова, в которых этот гласный будет стоять под ударением. Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.

    Всего в русском языке пять гласных, которые нужно проверять. И даже Буратино их запомнил. Давайте и мы их назовем.

    Читают стихотворение о буквах, которые нужно проверять. Дети на уроке были очень активный, работать с презентацией им очень понравилось. Цели урока были достигнуты, материал усвоен.