Войти
Логопедический портал
  • Происхождение Земли (От Большого Взрыва до возникновения Земли) Из чего появилась планета земля
  • Квест More Than Meets the Eye (Новый дух, новый облик) Общая информация о трансформациях
  • В. Франкл и логотерапия. Логотерапия виктора франкла Основатель логотерапии
  • Бабкин российское духовенство и свержение монархии
  • Каноническое и параметрическое уравнения прямой
  • Классификация кинематических пар
  • Согласные звуки звонкие ракета флаг война победа. Звонкие согласные звуки. Пар­ные по звон­ко­сти-глу­хо­сти со­глас­ные звуки

    Согласные звуки звонкие ракета флаг война победа. Звонкие согласные звуки. Пар­ные по звон­ко­сти-глу­хо­сти со­глас­ные звуки

    Ответы:

    1 – б; 2 – в, е; 3 – а, г; 4 – б, д; 5 – б; 6 – г; 7 – б; 8 – 1) а, 2) а, 3) б, 4) б; 9 – а; 10 – б; 11 – 1) б, 2) а, 3) б, 4) б, 5) а; 12 – в; 13 – а; 14 – б, в; 15 – 1) б, 2) б, 3) в, 4) а, 5) б, 6) б; 16 – г; 17 – в, д; 18 – в.

    Урок №11 Проверочная работа №2 по теме «Фонетика»

    Тест

    Вариант 1

    1. В каких словах все согласные звуки звонкие?

    а) берег; в) снова;

    б) сдобный; г) взморье .

    а) межинститутский; в) цирк;

    б) к итогам; г) чисто.

    3. В каком слове четыре звука?

    а) шьешь; в) поют;

    б) лён; г) ядро.

    4. В каком слове есть звук [д]?

    а) дело; в) подкова;

    б) отбросил; г) семнадцать.

    5. В каком слоне нет звука [з]?

    а) сдать; в) езжу;

    б) езда; г) вокзал.

    6. В каком слоне нет согласного звука [ j ]?

    а) почтальон; в) поёт;

    б) полёт; г) льётся.

    7. В каком слоне неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку.

    а) началúсь; в) áвгустовский;

    б) цéмент; г) óптовый.

    8. В каком слове выделенный согласный произносится твердо?

    а) академия; в) тенденция;

    б) термин; г) тенор.

    9. Разделите слова на слоги.

    Майка, открытие, одноклассник, былинный, предъюбилейный.

    Укажите все возможные варианты переноса слова «открытие».

    10. Выполните фонетический разбор следующих слов.

    Сияние, лавка, мягкий.

    Вариант 2

    1. В каком слове все согласные звонкие?

    а) мороз; в) вдруг;

    б) вглубь; г) обида.

    2. В каком слове или сочетании слов нет звука [ы]?

    а) циркуль; в) личный;

    б) в институте; г) жить.

    3. В каком ряду слов звуков больше, чем букв?

    а) бурьян, только; в) дождь, южная;

    б) ночью, юг; г) поющая, яростная.

    4. В каком ряду во всех словах есть звук [к]?

    а) вдруг, мягкий; в) окружность, пробег;

    б) кинуть, к дому; г) к делу, кататься.

    5. В словах какого ряда нет звука [ж]?

    а) жизнь, книжка; в) пейзаж, дружба;

    б) перебежчик, сторожка; г) намажьте, жонглировать!

    6. В каком слове нет звука [ j ]?

    а) яшма; в) паять;

    б) занять; г) Ямайка.

    7. В каком слове неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку

    а) обеспечéние; в) откýпорить;

    б) плéсневеть; г) чéрпать.

    а) терраса; в) тест;

    б) тембр; г) бутерброд.

    9. Разделите слова на слоги.

    Очертание, суббота, отъявленный, лайковый, предпринять.

    Укажите все возможные варианты переноса слона «очертания».

    Легкий, поевший, водоворот .

    Вариант 3

    1. В каких словах все согласные звуки глухие?

    а) берег; в) качаться;

    б) сдобный; г) записать.

    2. В каком слове или сочетании слов нет звука [ы]?

    а) хлипкий; в) безынтересный;

    б) житейское; г) нация.

    3. В каком слове букв больше, чем звуков?

    а) мясо; в) драться;

    б) пьет; г) елочка.

    4. В каком слове происходит оглушение?

    а) спичка; в) глобус;

    б) травка; г) сделать.

    5. В каком слове нет звука [д]?

    а) подарок; в) дверной;

    б) подъезжать; г) бедствие.

    6. В каком слове нет согласного звука [щ]?

    а) грузчик; в) летчик;

    б) извозчик; г) пильщик.

    7. И каком слове неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку

    а) мизéрный; в) áвгустовский;

    б) катáлог; г) звонúт.

    8. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

    а) академия; в) дезориентировать;

    б) дека; г) тезис.

    9. Разделите слова на слоги.

    Отъезд, сталелитейный, зверолов, старинный, предыстория.

    Укажите все возможные варианты переноса слова «предыс­тория».

    10. Выполните фонетический разбор следующих слов.

    Поющий, книжка, купаться.

    Кодификатор

    № умения

    Проверяемое умение

    № задания

    Определить звонкие согласные

    Определить, в каком слове нет звука [ы]

    Определить, в каком слове 4 звука

    Определить слово, в котором есть звук [д]

    В каком слоне нет звука [з]

    Определить, в каком слове нет [й’]

    Исправить ошибку

    Определить, в каком слове выделенный согласный произносится твердо

    Разделить слова на слоги

    Выполнить фонетический разбор слов

    Схема анализа

    № задания

    Фамилия, имя учащегося

    Действия учащихся

    Определили звонкие согласные

    Определили отсутствие [ ы ]

    Определили слово с 4-мя звуками

    Определили слово со звуком [д]

    Определили слово без звука [з]

    Определили слово без звука [й’]

    Исправили ошибку

    • Оглавление
    • Занятия
    • Обсуждение
    • О курсе

    Вопросы

    Задай свой вопрос по этому материалу!

    Поделись с друзьями

    Комментарии преподавателя

    Звон­кие и глу­хие со­глас­ные звуки

    Вспом­ним, как рож­да­ют­ся звуки речи. Когда че­ло­век на­чи­на­ет го­во­рить, то вы­ды­ха­ет воз­дух из лёг­ких. По ды­ха­тель­но­му горлу он бежит в узень­кую гор­тань, где на­хо­дят­ся осо­бые мышцы – го­ло­со­вые связ­ки. Если че­ло­век про­из­но­сит со­глас­ные звуки, то за­кры­ва­ет (хоть немно­го) рот, из-за этого по­лу­ча­ет­ся шум. Но шумят со­глас­ные по-раз­но­му.

    Про­ве­дем опыт: за­жмем уши и про­из­не­сем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы про­из­нес­ли звук [б], связ­ки на­тя­ну­лись и на­ча­ли дро­жать. Это дро­жа­ние пре­вра­ти­лось в голос. В ушах немно­го за­зве­не­ло.

    Можно про­ве­сти по­хо­жий опыт, по­ло­жив руки на шею с пра­вой и левой сто­ро­ны, и про­из­не­сти звуки [д] и [т]. Звук [д] про­из­но­сит­ся на­мно­го звон­че, более звуч­но. Такие звуки учё­ные на­зва­ли звон­ки­ми , а звуки, ко­то­рые со­сто­ят толь­ко из шума –глу­хи­ми.

    Пар­ные по звон­ко­сти-глу­хо­сти со­глас­ные звуки

    По­про­бу­ем раз­де­лить звуки на две груп­пы по спо­со­бу про­из­но­ше­ния. За­се­лим фо­не­ти­че­ские до­ми­ки в го­ро­де зву­ков. До­го­во­рим­ся: на пер­вом этаже будут жить глу­хие звуки, а на вто­ром – звон­кие. Жи­те­ли пер­во­го до­ми­ка:

    [б] [д] [з] [г] [в] [ж]
    [п] [т] [с] [к] [ф] [ш]

    Эти со­глас­ные звуки на­зы­ва­ют­ся пар­ны­ми по звон­ко­сти – глу­хо­сти.

    Рис. 1. Пар­ные звон­кие и глу­хие со­глас­ные звуки (Ис­точ­ник)

    Они очень по­хо­жи друг на друга – на­сто­я­щие «двой­няш­ки», их и про­из­но­сят почти оди­на­ко­во: оди­на­ко­во скла­ды­ва­ют­ся губы, оди­на­ко­во дви­га­ет­ся язык. Но у них есть пары и по мяг­ко­сти – твёр­до­сти. До­ба­вим их в домик.

    [б] [б’] [д] [д’] [з] [з’] [г] [г’] [в] [в’] [ж]
    [п] [п’] [т] [т’] [с] [с’] [к] [к’] [ф] [ф’] [ш]

    У зву­ков [ж] и [ш] нет пар­ных мяг­ких зву­ков, они все­гда твёр­дые . А ещё их на­зы­ва­ют ши­пя­щи­ми зву­ка­ми.

    Все эти звуки обо­зна­ча­ют­ся бук­ва­ми:

    Непар­ные звон­кие со­глас­ные звуки

    Но не все со­глас­ные звуки и буквы об­ра­зу­ют пары. Те со­глас­ные, ко­то­рые пар не имеют, на­зы­ва­ют непар­ные. По­се­лим непар­ные со­глас­ные звуки в свои до­ми­ки.

    Во вто­рой домик – непар­ные звон­кие со­глас­ные звуки:

    На­пом­ним, что звук [й’] все­гда толь­ко мяг­кий. По­это­му в нашем до­ми­ке он будет жить один. Эти звуки обо­зна­ча­ют на пись­ме бук­ва­ми:

    (эль)

    (и крат­кая)

    Звуки вто­ро­го до­ми­ка на­зы­ва­ют ещё со­нор­ны­ми , по­то­му что об­ра­зу­ют­ся они с по­мо­щью го­ло­са и почти без шума, они очень звуч­ные. Слово «со­нор­ный» в пе­ре­во­де с ла­тин­ско­го «со­но­рус» озна­ча­ет звон­кий.

    Непар­ные глу­хие со­глас­ные звуки

    В тре­тий домик мы по­се­лим непар­ные глу­хие со­глас­ные звуки:

    [х] [х’] [ц] [ч’] [щ’]

    Вспом­ним, что звук [ц] все­гда твёр­дый , а [ч’] и [щ’] – все­гда мяг­кие. Непар­ные глу­хие со­глас­ные звуки обо­зна­ча­ют на пись­ме бук­ва­ми:

    Звуки [ч’], [щ’] – ши­пя­щие звуки.

    Вот мы и за­се­ли­ли наш город со­глас­ных зву­ков и букв. Те­перь сразу по­нят­но, по­че­му со­глас­ных букв – 21, а зву­ков – 36.

    Рис. 2. Звон­кие и глу­хие со­глас­ные звуки (Ис­точ­ник)

    За­креп­ле­ние зна­ний на прак­ти­ке

    1. Рас­смот­рим кар­тин­ки и пре­вра­тим одно слово в дру­гое, за­ме­нив толь­ко один звук. Под­сказ­ка: вспом­ним пары со­глас­ных зву­ков.

    д очка – точка

    б очка – почка

    ш ар – жар

    удоч­ка – уточ­ка

    2. Су­ще­ству­ют за­гад­ки, смысл ко­то­рых за­клю­чён в зна­нии со­глас­ных зву­ков, они на­зы­ва­ют­ся ша­ра­ды. По­про­буй­те их от­га­дать:

    1) С глу­хим со­глас­ным на­ли­ва­юсь в поле,
    Со звон­ким - сам звеню я на раз­до­лье. (Колос - голос )

    2) С глу­хим - траву она сре­за­ет,
    Со звон­ким - ли­стья объ­еда­ет. (Коса - коза)

    3) С «эм» - при­я­тен, зо­ло­тист, очень сла­док и ду­шист.
    С бук­вой «эль» зимой бы­ва­ет, а вес­ною ис­че­за­ет. (Мёд- лёд)

    Для того чтобы раз­вить уме­ние про­из­но­сить ка­кие-то звуки, осо­бен­но ши­пя­щие, учат ско­ро­го­вор­ки. Ско­ро­го­вор­ку рас­ска­зы­ва­ют сна­ча­ла мед­лен­но, а потом уско­ря­ют темп. По­про­бу­ем вы­учить ско­ро­го­вор­ки:

    1. Шесть мышат в ка­мы­шах шур­шат.
    2. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
    3. Два щенка щека к щеке грыз­ли щётку в угол­ке.

    Итак, се­год­ня мы узна­ли, что со­глас­ные звуки могут быть звон­ки­ми и глу­хи­ми и как обо­зна­ча­ют­ся на пись­ме эти звуки.

    В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
    б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з], к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с], т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

    Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

    Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

    Твёрдые и мягкие согласные звуки

    Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] - кон [кон], лук [лук] - люк [л’ук].

    Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

    парные непарные твёрдые мягкие только твёрдые только мягкие [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] [ж], [ш], [ц] [ч’], [щ’], [й’]

    Звонкие и глухие согласные звуки

    Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар - жар, кол - гол, дом - том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

    Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью - глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные - это пара из глухой и звонкой согласной.

    • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
    • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
    парные непарные звонкие глухие только звонкие только глухие [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’] [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’] [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]

    Сонорные, шумные и шипящие согласные

    Сонорные - звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
    Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

    1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
    2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

    Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

    Парные и непарные согласные звуки

    Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:

    Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

    Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать гласные звуки и правила фонетики.

    Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

    В русском языке существуют слова, состоящие только из звонких согласных, например: вой, годный, знание, вазон, забор, дворовой, двор, заморозил, мороженое, мольба, дружба, заводной, розданный.

    В этот перечень можно добавить слова, в которых происходит озвончение глухих согласных:

    отбор, отбивная, сбавил, сбор, сбруя, отгорожу, отбрею, вокзал, отжим.

    В русском языке множество слов, в которых все согласные звуки звонкие. Это такие слова, как, например, корабль, балерина, гребень, зрение, лимон, лимонный, дерево, деревянный, заря, молодой, и многие другие.

    Слова, в которых все согласные буквы звонкие будут следующие (примеры):

    • галерея
    • реальный
    • гримм
    • железо
    • дерево
    • бревно
    • знамя
    • гроза
    • города, борода
    • мода, модель
    • лужа, луга
    • голень
    • жена, жаба,
    • воробей
    • война
    • модный
    • загар
    • лимон
    • сбор (збор)

    В русском языке достаточно много слов, которые состоят только из звонких согласных. приведём примеры таких слов: зная, голень, лимон, море, лимон, загар, луга, дерево, железо, базар, мода, мороженое, знания, гром, балерина, забор, корабль.

    Приведём примеры слов, в которых все согласные буквы будут звонкие:

    Вероятно, имеется в виду, что гласные то звуки в этих словах все-таки тоже присутствуют, просто согласные — только звонкие. Таких слов в нашем языке вовсе немало, они самые разные, приведу несколько из них для примера: газон, вой, роза, мимоза, гром, нагородил, зажим, забой, бревно и многие другие.

    В русском языке звонкими являются следующие согласные: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Из одних согласных, конечно, слово состоять не может, но есть слова, которые содержат только звонкие согласные: бой, год, глагол, зомби, район и т.д.

    В русском языке встречаются слова, состоящие только из звонких согласных. В качестве примера приведём следующие слова: забор, двор, заморозил, загар, знамя, дружба, заводной, гром, гроза, воробей, жена, море, нора, галерея.

    В русском языке встречаются достаточно много слов, в которых только звонкие согласные, например: звон, вой, заря, знание, рыба, гора, забор, двор, мороженое, дружба, галерея, воробей, жена, гром, гроза, мода, базар.

    В русском языке масса таких слов. Можно даже придумать алгоритм их создания. Не образуют пар звонкие согласные — л, м, р, й. То есть, эти буквы могут стоять и в начале слова, и в конце без гласной и не оглушаться.

    Например: мама, лама, море, ром, рой, лом, лай.

    А также можно брать иные звонкие согласные, только следить, чтобы не было звук не становился глухим — базар, гора, мода, мороженое.

    Все согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие и на глухие и звонкие. Чем же отличаются звонкие согласные звуки? На этот вопрос отвечает наша статья.

    Как образуются звонкие звуки

    В процессе образования согласного звука участвует не только голос, но и различные шумы. Они возникают из-за того, что во рту образуются различные преграды, преодолеваемые затем потоком воздуха. Например, при произнесении звука [б] мы смыкаем губы, а выдыхаемый воздух с силой разрывает эту преграду.

    Ребята, изучающие в третьем классе русский язык, различают звуки по глухости-звонкости только указанным способом. Но иногда школьники в 5 – 6 классах выделяют еще сонорные (очень звучные) и шипящие. В последних вообще нет голоса – только шум (за исключением Ж).

    Например, звонкий согласный звук в начале слова «рысь» сонорный, а глухой в начале слова «щука» — шипящий.

    Сонорные согласные «л» и «р» могут даже брать на себя некоторые функции гласного и образовывать слог. Это происходит, например, в слове «смысл» (поэтому его иногда ошибочно пишут «смысол»).

    Как отличить звонкий звук

    Существует несколько признаков, по которым можно отличить звонкий согласный.

    Можно вслух произнести звук, положив руку на горло в районе голосовых связок; если ощущается вибрация, звук звонкий.

    Можно просто заучить глухие и звонкие согласные звуки. Или запомнить, опираясь на пары по глухости-звонкости.

    Есть мнемотехнические формулы, позволяющие запомнить глухие и звонкие. Это фраза или слово, где все звуки либо глухие, либо звонкие. Приведем примеры таких формул.

    • Глухие : Степка, хочешь щец? – Фи. (В этой фразе все звуки глухие)
    • Звонкие : Нормальный (только сонорные)

    Парные и непарные звонкие согласные

    Большинство звонких согласных образуют пары по глухости-звонкости. В помещенной ниже таблице в верхнем ряду приведены все звонкие звуки, а в нижнем — парные им глухие. Если в том или другом ряду стоит прочерк, значит звук непарный.

    Озвончение и оглушение

    В потоке речи звуки зависят от своих «соседей», поэтому они могут менять свое качество под воздействием окружения.

    В русском языке возможно несколько явлений:

    • Оглушение
    • Ассимиляция (уподобление) по глухости-звонкости.

    Оглушение происходит на конце слова. Звонкий согласный в абсолютном конце слова произносится как своя глухая пара. Например , [гр’ип] (гриб).

    Ассимиляция происходит в середине слова. В русском языке на звук влияет сосед справа. Чаще всего звонкий звук становится глухим из-за того, что соседствует с другим глухим звуком. Примеры ассимиляции: кадка, загадка. Реже согласный становится «за компанию» звонким. Например, просьба [проз’ба].

    Подобные процессы происходят в разных языках, но по-разному. Например, в чувашском языке глухой согласный, оказавшись между двумя гласными, становится звонким.

    Как проверить сомнительную согласную

    Из-за этих языковых процессов согласные звуки в некоторых позициях делаются на себя непохожи. Поэтому их требуется проверить.

    Для определения, какой звук, глухой или звонкий, надо писать в данном слове следует изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы после согласной была гласная. Например , столб-столбы, косьба-косить, указка-указать.

    Абсолютный конец слова не является сильной позицией, позволяющей различить согласные по глухости-звонкости.

    Есть слова, которые невозможно проверить. Например , футбол, рюкзак и т. д. Их надо запомнить или посмотреть в словаре.

    Что мы узнали?

    Из статьи мы узнали, что согласные звуки в русском языке бывают звонкими и глухими. Для образования звонкого согласного нужно больше голоса, чем шума. Мы узнали, какие звуки составляют пару по глухости-звонкости, а какие – нет. Узнали, что такое сонорные и шипящие звуки.

    Тест по теме

    Оценка статьи

    Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 467.