Войти
Логопедический портал
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики
  • История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны
  • Критерии линейной зависимости и независимости систем векторов
  • Рифмы какие бывают названия. Азы стихосложения: способы рифмовки и виды строф. б) Двойная внутренняя

    Рифмы какие бывают названия. Азы стихосложения: способы рифмовки и виды строф. б) Двойная внутренняя

    Рассмотрены различные варианты чередования рифм

    Рифмовка - порядок чередования рифм в стихе.
    Ниже представлены основные способы рифмовки:

    Смежная рифмовка «ААBB» - первая строка рифмуется со второй, третья с четвёртой и т.д.

    Чтоб дружбу товарищ пронёс по волна´ м, -
    Мы хлеба горбушку – и ту попола´ м !
    Коль ветер лавиной, и песня – лави´ ной ,
    Тебе – половина, и мне – полови´ на !
    (А. Прокофьев)

    Перекрёстная рифмовка «АBАB»

    О, есть неповторимые слова´ ,
    Кто их сказал – истратил слишком мно´ го ,
    Неистощима только синева´
    Небесная и милосердье Бо´ га .
    (А. Ахматова)

    Кольцевая рифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»

    Уж подсыхает хмель на ты´ не .

    За хуторами, на бахча´ х ,
    В нежарких солнечных луча´ х
    Краснеют бронзовые ды´ ни
    (А. Бунин)

    Холостая рифмовка «АВСВ» - первая и третья строки не рифмуются.

    Травка зеленеет,

    Солнышко блести´ т ,
    Ласточка с весною
    В сени к нам лети´ т .
    (А.Н. Плещеев)

    Гиперхолостая рифмовка «АВAС»

    Вторая и четвёртая строки не рифмуются. Отсутствие традиционной рифмы в конце четверостишия приводит к эффекту обмана рифменного ожидания. Употребляется достаточно редко.

    Это было в глухое вре´ мя ,
    Наяву ли, во сне – не знаю.
    Ночью ставил я ногу в стре´ мя
    И давал жеребцу поводья.
    (Всеволод Рождественский)

    Смешанная рифмовка (вольная) – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее известные формы: октава , сонет , рондо , терцина , триолет , лимерик и т.д… Пример смешанной рифмовки:

    Ревёт ли зверь в лесу глухом,
    Трубит ли рог, гремит ли гром,
    Поёт ли дева за холмом -
    На всякий звук
    Свой отклик в воздухе пустом
    Родишь ты вдруг.
    (А.С. Пушкин )

    ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC

    Земную жизнь пройдя до полови´ ны ,
    Я очутился в сумрачном лесу´ ,
    Утратив правый путь во тьме доли´ ны .

    Каков он был, о, как произнесу´ ,
    Тот дикий лес, дремучий и грозя´ щий ,
    Чей давний ужас в памяти несу´ !

    Так горек он, что смерть едва ль не сла´ ще .
    Но, благо в нем обретши навсегда,
    Скажу про все, что видел в этой ча´ ще
    (А. Данте )

    ЛИМЕРИК - пятистишие, написанное анапестом, с рифмовкой ААВВА.
    В лимериках 3 и 4 строки имеют меньшее количество слогов чем 1, 2 и 5.

    Жил-был старичок у прича´ ла ,

    Которого жизнь удруча´ ла .
    Ему дали сала´ ту
    И сыграли сона´ ту ,
    И немного ему полегча´ ло .
    (Э. Лир )

    ТРИОЛЕТ -восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где строки А и В повторяются как рефрены.

    Ты промелькнула, как виденье ,
    О, юность, быстрая моя ,
    Одно сплошное заблужденье !
    Ты промелькнула, как виденье ,
    И мне осталось сожаленье ,
    И поздней мудрости змея .
    Ты промелькнула, как виденье ,-
    О, юность быстрая моя !
    (Константин Бальмонт )

    МОНОРИМ - стихотворение или часть его, использующее одну рифму (или с «однозвучной рифмовкой» по определению А. П. Квятковского)

    (АААА, АА-ВВ-СС… ).

    А недавно две газе´ ли
    Позвонили и запе´ ли :
    - Неужели, в самом де´ ле ,
    Все сгорели карусе´ ли ?..

    (Корней Чуковский, «Телефон»)

    К моноримам также относятся: газель, касыда, месневи, фард… Примеры фардов:

    Надежду – солнечную нить – на счастье люди тку´ т ;
    Сумеешь лучик сохранить – удачи дни приду´ т .
    * * *
    Пускай дурной молвы печать твой дом не потрево´ жит ;
    Ты злом на зло не отвечай - оно лишь горе мно´ жит .
    * * *
    Не долог путь наш по земле, тернист его покро´ в
    Но слышен каждому во мгле добра извечный зо´ в .

    (Абдуррахман Джами)

    РУБАИ - рифмовка в восточной поэзии по схеме ААВА .

    В колыбели – младенец, покойник в гробу :
    Вот и всё, что известно про нашу судьбу .
    Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
    Господин не откроет секрета рабу .
    (Омар Хайям )

    ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.

    Опьяня´ ет сме´ лый бе´ г ,
    Овева´ ет бе´ лый сне´ г ,
    Ре´ жут шу´ мы тишину´ ,
    Не´ жат ду´ мы про весну´ .
    (Валерий Брюсов)

    А вот примеры совершенных панторифм:

    Небом живы –
    не бомжи вы.

    Поэта путь мой -
    По этапу тьмой.

    Рифмовка 4+4 («квадратная рифмовка») -рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

    А затем прощалось лето
    С полустанком. Снявши шапку ,
    Сто слепящих фотографий -
    Ночью снял на память гром .

    Мёрзла кисть сирени. В это
    Время он, нарвав охапку
    Молний, с поля ими трафил
    Озарить управский дом .
    (Борис Пастернак)

    Рифмовка 3+3 («треугольная рифмовка») - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC

    А потом мне снились горы -
    В белоснежных одеяньях
    Непокорные вершины ,

    И хрустальные озёра
    У подножий великаньих ,
    И пустынные долины ...
    (В. Невский)

    Рифмовка - словно игра в кубики: ты можешь ставить рядом два жёлтых, потом - два красных или чередовать их… Комбинаций много.

    Но есть «классические» способы рифмовки, о которых современные поэты (в кавычках и без) иногда забывают, а некоторые начинающие пииты, возможно, имеют об этих готовых формах весьма смутное представление.

    Итак, РИФМОВКА - это порядок чередования рифм в стихе.

    Раз уж зашла речь о рифмовке, не обойтись и без понятия «строфа».

    СТРОФА - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое целое.

    Виды строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава). Кроме того, различают устойчивые формы строфы, традиционно связанные с определенным жанром: балладная строфы, одическая строфа, лимерик и др. Особое место занимает изобретенная А.С. Пушкиным онегинская строфа, которой, помимо "Евгения Онегина", написана, например, поэма М.Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша". В поэзии разных народов есть и другие виды устойчивых строф.

    Одной из наиболее популярных в русской поэзии строф является катрен. В катрене могут использоваться следующие схемы рифмовки.

    1.Смежная рифмовка«ААBB».

    Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, - (А)

    Мы хлеба горбушку - и ту пополам! (А)

    Коль ветер лавиной, и песня - лавиной, (В)

    Тебе - половина, и мне - половина! (В)

    (А. Прокофьев)

    2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».

    О, есть неповторимые слова, (А)

    Кто их сказал - истратил слишком много, (В)

    Неистощима только синева (А)

    Небесная и милосердье Бога. (В)

    (А. Ахматова)

    3. Кольцеваярифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»

    Уж подсыхает хмель на тыне. (А)

    За хуторами, на бахчах, (В)

    В нежарких солнечных лучах (В)

    Краснеют бронзовые дыни… (А)

    (А. Бунин)

    4. Холостая рифмовка - в строфе помимо рифмованных строк присутствуют незарифмованные.

    Чаще всего первый и третий стих не рифмуются - «АВСВ». А можно, наоборот, второй и четвёртый стих оставлять без рифмовки - «АВАС».

    NB . Холостую рифмовку русские поэты заимствовали из немецкой поэзии в XIX веке. Известно, что Г.Гейне часто использовал именно такой способ рифмовки (его стихи в то время в большом количестве переводились на русский язык). Например:

    Бушуют кудри у ней по плечам, (А)

    Как смоляные реки. (В)

    От этих огромных ясных очей (С)

    Займется дух в человеке. (В)

    Так что холостая рифмовка - вовсе не недостаток стихотворения. Читайте классику, господа!

    В поэзии XX века и современности такие схемы тоже не редкость.

    5. Смешанная рифмовка (вольная) - способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах.

    Пример смешанной рифмовки (АААВАВ):

    Ревёт ли зверь в лесу глухом, (А)

    Трубит ли рог, гремит ли гром, (А)

    Поёт ли дева за холмом - (А)

    На всякий звук (В)

    Свой отклик в воздухе пустом (А)

    Родишь ты вдруг. (В)

    (А.С. Пушкин)

    Исторически сложился ряд«твёрдых строфических форм»- устойчивых строфических схем стихотворных текстов.

    Твёрдая форма - промежуточное звено между стандартной строфой и жанром. Это особая строфа или совокупность строф определённого размера, иногда с установленным традицией порядком рифм или порядком стихов. Часто бывает связана с конкретной тематикой и тогда приближается к жанру. К примеру, сонетом могут называть и особый вид сложной строфы (состоящей из простых строф), и жанр. К числу подобных строфических схем относятся: терцины, октава, триолет, классическая баллада, различные виды рондо, лимерик (в Европе), рубаи, танка и хайку (в Азии) и др. В русской поэзии к ним относится онегинская строфа.

    ТЕРЦИНА - ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC...(«Божественная комедия» Данте).

    Земную жизнь пройдя до половины, (А)

    Я очутился в сумрачном лесу, (В)

    Утратив правый путь во тьме долины. (А)

    Каков он был, о, как произнесу, (В)

    Тот дикий лес, дремучий и грозящий, (С)

    Чей давний ужас в памяти несу! (В)

    Так горек он, что смерть едва ль не слаще. (С)

    Но, благо в нем обретши навсегда, (D )

    Скажу про все, что видел в этой чаще… (С)

    (А. Данте)

    РУБАИ - четверостишие с рифмовкой по схеме ААВА:

    В колыбели - младенец, покойник в гробу: (А)

    Вот и всё, что известно про нашу судьбу. (А)

    Выпей чашу до дна и не спрашивай много: (В)

    Господин не откроет секрета рабу. (А)

    (Омар Хайям)

    ЛИМЕРИК -пятистишие, написанное чаще всего анапестом (реже - амфибрахием или дактилем), с рифмовкой ААВВА. В лимериках3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.

    Жил-был старичок у причала,

    Которого жизнь удручала.

    Ему дали салату

    И сыграли сонату,

    И немного ему полегчало.

    ОКТАВА - строфа из 8 строк с рифмовкой ABABABCC :

    Обол - Харону: сразу дань плачу (А)

    Врагам моим. - В отваге безрассудной (В)

    Писать роман октавами хочу. (А)

    От стройности, от музыки их чудной (В)

    Я без ума; поэму заключу (А)

    В стесненные границы меры трудной. (В)

    Попробуем, - хоть вольный наш язык (С)

    К тройным цепям октавы не привык. (С)

    (Д.С.Мережковский)

    ТРИОЛЕТ -восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.

    О, юность, быстрая моя, (В)

    Одно сплошное заблужденье! (А)

    Ты промелькнула, как виденье, (А)

    И мне осталось сожаленье, (А)

    И поздней мудрости змея. (В)

    Ты промелькнула, как виденье,— (А)

    О, юность быстрая моя! (В)

    (К. Бальмонт)

    СОНЕТ - стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на 2 рифмы и двух терцетов (трехстиший) на 3, реже - на 2 рифмы. Схемы рифмовки: во «французской» последовательности - ABBA ABBA CCD EED (или CCD EDE ) или в «итальянской» - ABAB ABAB CDC DCD (или CDE CDE ). «Шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой, строится по такой схеме: ABAB CDCD EFEF GG (три катрена и заключительное двустишие).

    Например: «Прекрасный облик в зеркале ты видишь…» (У.Шекспир).

    ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - твёрдая форма в русской лиро-эпической поэзии, впервые введённая в неё А.С.Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Строфа состоит из 14 стихов, объединённых постоянной рифмовкой AB AB CCDD EFF EGG .

    Ещё несколько распространённых видов рифмовки.

    МОНОРИМ -стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…), редкий вевропейской поэзии, но широко распространённыйв классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард...Пример фарда:

    Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,

    Когда уверен ты, что будет толк.

    ПАНТОРИФМА (панторим) - стих, в котором все слова рифмуются междусобой.

    Опьяняетсмелыйбег,

    Овеваетбелыйснег,

    Режутшумытишину,

    Нежатдумы про весну.

    (В. Брюсов)

    РИФМОВКА 4+4 ("квадратная рифмовка") -рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

    А затем прощалось лето

    С полустанком. Снявши шапку,

    Сто слепящих фотографий -

    Ночью снял на память гром.

    Мёрзла кисть сирени. В это

    Время он, нарвав охапку

    Молний, с поля ими трафил

    Озарить управский дом.

    (Б.Л. Пастернак)

    РИФМОВКА 3+3 ("треугольная рифмовка") - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.

    А потом мне снились горы - (A )

    В белоснежных одеяньях (B )

    Непокорные вершины, (C )

    И хрустальные озёра (А)

    У подножий великаньих, (В)

    И пустынные долины... (С)

    (В. Невский)

    Кроме рифмованного, существуют различные виды нерифмованного стиха. Но это уже другая тема.

    Литература:

    Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов// URL : http://www.gramma.ru .

    Справочник по стихосложению// Портал «Русские рифмы». - URL : http://rifma.com.ru/AZ-STR.htm .

    Строфика// Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». - URL :

    РИФМА - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Звуковой повтор в конце ритмической единицы:

    Мой дядя самых честных пр|авил,
    Когда не в шутку за|немог,
    Он уважать себя заст|авил
    И лучше выдумать | не мог» (Пушкин).

    В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода рифмы :

    Мужскую рифму , где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС);
    Женскую рифму , где ударение на предпоследнемслоге. В них совпадает больше звуков: вИНА – картИНА; плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ;
    Трёхсложную рифму , дактилическую, в которой ударение - на третьем слоге от конца. После ударной гласной следуют два слога (нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА).

    Также существует разделение:

    Панторифма - все слова в строке и в последующей рифмуются между собой (например - рифмуются соответственно 1ое, 2ое и 3тье слова двух строчек)
    Сквозная рифма - проходит через всё произведение (например - одна рифма в каждой строке)
    Эхо-рифма - вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

    Рифмы бывают точные и неточные.

    В точной достаточной рифме совпадают:
    а) последний ударный гласный,
    б) звуки, начиная от последнего ударного гласного.

    Точной рифмой считается и рифма типа "пишет – слышит – дышит" (Окуджава). Также к точным относятся т.н. йотированные рифмы: "Тани – заклинаний" (АСП), "опять – рукоять" (Фирнвен).

    Пример строфы с точными рифмами(совпадают именно звуки, а не буквы):

    Приятно, катану сжимая,
    Врага превращать в винегрет.
    Катана – мечта самурая,
    Но лучше ее – пистолет. (Гарет)

    В неточной рифме совпадают не все звуки, начиная от последнего ударного гласного: "навстречу – сеча", или "книга – Кинга" у Медведева. Неточных рифм может быть гораздо больше, чем точных, и они могут очень украшать и разнообразить стих.

    Рифмы частей речи

    Глагол - существительное:

    Уж сколько их упало в эту бездну,
    Разверстую вдали!
    Настанет день, когда и я исчезну
    С поверхности земли. (М. Цветаева).

    Глагол - наречие:

    Ты всем была. Но, потому что ты
    Теперь мертва, Бобо моя, ты стала
    Ничем - точнее, сгустком пустоты.
    Что тоже, как подумаешь, немало. (И. Бродский)

    Существительное - прилагательное:

    Как конквистадор в панцире железном,
    Я вышел в путь и весело иду,
    То отдыхая в радостном саду,
    То наклоняясь к пропастям и безднам. (Н. Гумилёв)

    Существительное - наречие:

    О чём шумят друзья мои, поэты,
    В неугомонном доме допоздна?
    Я слышу спор. И вижу силуэты
    На смутном фоне позднего окна. (Н. Рубцов)

    Существительное - числительное:

    Птиц не видать, но они слышны.
    Снайпер, томясь от духовной жажды,
    То ли приказ, то ль письмо жены,
    Сидя на ветке, читает дважды… (И. Бродский)

    Существительное - предлог:

    Голубой саксонский лес.
    Грёз базальтовых родня,
    Мир без будущего, без -
    Проще - завтрашнего дня. (И. Бродский)

    Существительное - союз:

    Нас других не будет! Ни
    Здесь, ни там, где все равны.
    Оттого-то наши дни
    В этом месте сочтены.

    Прилагательное - наречие:

    Не возьмёшь мою душу живу,
    Не дающуюся, как пух.
    Жизнь, ты часто рифмуешь с: лживо, -
    Безошибочен певчий слух!

    Прилагательное - местоимение:

    Прилагательное - числительное:

    Он молчалив и нелюдим,
    Всегда один, везде один…

    Цели: познакомить учащихся с понятиями рифмы и строфы; учить различать парную, перекрестную и кольцевую рифмы; развивать навык анализа стихотворения; воспитывать любовь к родной природе через работу с поэтическим текстом.

    Оборудование: карточки с отрывками стихотворений (Приложение 1 у автора), презентация (Приложение 2 у автора).

    Ход урока

    I. Оргмомент.

    II. Постановка учебной задачи.

    Поставьте цели, исходя из темы сегодняшнего урока.

    III. Актуализация знаний.

    – Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается от прозаической? (Стихотворная речь ритмичная, напевная, рифмованная .)

    – Что такое ритм? (Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги .)

    – Как создается рифма? (Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк .)

    – Придумайте сами или подберите примеры рифмованных строк.

    IV. Работа по теме

    1. Знакомство с понятием рифмы и ее видами.

    Рифма – созвучия в конце стихотворных строк.

    Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая (или опоясывающая).

    Образец перекрестной рифмы:

    Черемухи ветки душистые гнут,
    Все дикие яблони в цвете;
    Их запах вдыхаючи, мыслит Канут:
    «Жить любо на Божием свете!» (А.К. Толстой)

    Схема: а б а б

    Я пришел к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало... (А.А. Фет)

    Образец парной (смежной) рифмы:

    Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
    Узнаешь прекрасных моих дочерей:
    При месяце будут играть и летать,
    Играя, летая, тебя усыплять. (В.А. Жуковский)

    Схема: а а б б

    Образец кольцевой (опоясывающей, охватной) рифмы:

    Природа-мать! К тебе иду
    С своей глубокою тоскою;
    К тебе усталой головою
    На лоно с плачем припаду. (А.Плещеев)

    Схема: а б б а

    2. Развитие умения определять виды рифмы.

    Перекрестная

    Вот роса невидимо упала,
    И восток готовится пылать;


    (Константин Случевский)

    Кольцевая

    Бывали ль вы в стране чудес,

    В глуши земного заточенья
    Живет изгнанница небес?
    (Д.В. Давыдов)

    Парная

    Перед своим зверинцем,

    Король Франциск сидел;


    За королем, обворожая
    Цветущей прелестию взгляд,

    (Ф. Шиллер)

    3. Мужские, женские и другие рифмы.

    Мужские – с ударением на последнем слоге (окно" – давно").

    Женские рифмы – с ударение на втором от конца строки слоге (да"ром – пожа"ром).

    Дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстила"ется – разлива"ется).

    Гипердактилические – с ударением на четвертом и последующих от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся).

    Найдите в текстах примеры мужских, женских, дактилических рифм.

    4. Рифмы точные и неточные.

    В точной рифме повторяющиеся звуки одинаковы (цвете – свете), а в неточной звуки не совпадают (рассказ – тоска).

    5. Определяем значение рифмы.

    Перечитайте четвертую строфу в балладе «Перчатка» и определите тип ее рифмовки. Помогают ли рифмы передать кульминацию событий.

    6. Анализ строения стихотворений.

    – Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части?

    Топи да болота,
    Синий плат небес.
    Хвойной позолотой
    Взвенивает лес.

    Тенькает синица
    Меж лесных кудрей,
    Темным елям снится
    Гомон косарей.

    По лугу со скрипом
    Тянется обоз –
    Суховатой липой
    Пахнет от колес.

    Слухают ракиты
    Посвист ветряной...
    Край ты мой забытый,
    Край ты мой родной!..
    (С.А. Есенин) (Катрен)

    Тихо в роще можжевеля по обрыву

    Над речным покров берегов





    (С.А. Есенин) (двустишие)

    • Октава – восьмистишье
    • Терцина – трехстишье с обязательной рифмой аба бвб вгв
    • Катрен – четверостишье
    • Двустишие –

    7. Знакомство с понятием строфы.

    Строфа – группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собой определенной рифмой, ритмом, интонацией.

    V. Подведение итогов урока.



    «Все гибнет, все гибнет!
    Ты черен и гол,



    Его спеленали могучие сны,
    И зреет в нем сила для новой весны. (А.Майков)

    – Определите вид рифмовки в стихотворных отрывках.

    Вот роса невидимо упала,
    И восток готовится пылать;
    Зелень вся как будто бы привстала
    Поглядеть, как будет ночь бежать.
    (Константин Случевский)

    * * *
    Бывали ль вы в стране чудес,
    Где, жертвой грозного веленья,
    В глуши земного заточенья
    Живет изгнанница небес?
    (Д.В. Давыдов)

    * * *
    Перед своим зверинцем,
    С баронами, с наследным принцем,
    Король Франциск сидел;
    С высокого балкона он глядел
    На поприще, сраженья ожидая;
    За королем, обворожая
    Цветущей прелестию взгляд,
    Придворных дам являлся пышный ряд.
    (Ф. Шиллер)

    – Прочитайте стихотворения выразительно.

    – На сколько частей каждое из них разбито?

    – Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части.

    Тихо в роще можжевеля по обрыву
    Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

    Над речным покров берегов
    Слышен синий лязг ее подков.

    Схимник-ветер шагом осторожным
    Мнет листву по выступам дорожным

    И целует на рябиновом кусту.
    Язвы красные незримому Христу.
    (С.А. Есенин)

    Топи да болота,
    Синий плат небес.
    Хвойной позолотой
    Взвенивает лес.
    Тенькает синица
    Меж лесных кудрей,
    Темным елям снится
    Гомон косарей.
    По лугу со скрипом
    Тянется обоз –
    Суховатой липой
    Пахнет от колес.
    Слухают ракиты
    Посвист ветряной...
    Край ты мой забытый,
    Край ты мой родной!..
    (С.А. Есенин)

    – Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.

    Осенние листья по ветру кружат,
    Осенние листья в тревоге вопят:
    «Все гибнет, все гибнет!
    Ты черен и гол,
    О лес наш родимый, конец твой пришел!

    Не слышит тревоги их царственный лес.
    Под темной лазурью суровых небес
    Его спеленали могучие сны,
    И зреет в нем сила для новой весны.
    (А. Майков)

    Понятие рифмы известно человеку с древних времен. Еще до того момента, как появились поэты, шуты искали созвучные слова для того, чтобы развеселить публику...

    От Masterweb

    20.11.2018 20:00

    Понятие рифмы известно человеку с древних времен. Еще до того момента, как появились поэты, шуты искали созвучные слова для того, чтобы развеселить публику. Рифмы в основном использовали и используют для того, чтобы выделить интонационное членение. Человеку намного легче понять смысл произведения, если слова правильно созвучны между собой. Виды рифмы бывают разные, именно об их особенностях и пойдет речь в статье.

    История возникновения

    Первые упоминания о простейших стихотворениях с использованием рифмы появляются в X веке в Европе. Но все же достоверно известно, что созвучие существовало намного раньше. Рифмы использовались для высмеивания человека или события, для привлечения внимания к представлению, а иногда и вовсе случайно.

    Но стихотворение - это не только использование определенных слов. Помимо рифмы, необходимо, чтобы в произведении был ритмопорядок и законченность. То есть словозвучие необязательно при написании лирики. Прекрасным примером служит белый стих.

    Пятеро царей неверных

    Один великий победил.

    И его назвали Сидом

    Проигравшие цари.

    В этом примере есть паузы, которые понятны любому читателю, есть необходимые ударения и ритмические единицы. Но при всем этом в стихотворении отсутствует рифма.

    Виды рифм в стихотворении


    Но несмотря на то, что словозвучие необязательно, наличие рифмы улучшает общую картину. Подчеркивая законченность строфы, можно усилить контрастность самого действа.

    Видов рифмы существует очень много и ни один поэт не сможет назвать их все. Это происходит потому, что практически каждый год придумывают новые названия для свободных стихотворений. Произведение без отчетливой ритмики, с различным числом слогов в строчке и неповторяющимся ударением является наиболее простым как для поэтов, так и для читателей.

    Слоговый объем


    Виды рифмы бывают разными и в основном все они делятся на определенные группы. И первой категорией является слоговый объем - это различие стихотворений по ударению на последнем слове в строчке.

    1. Мужские рифмы - особенностью такого строения произведений является то, что ударный звук приходится на последний слог. Например, жалюзи - отрази, молоко - широко, голова - кружева и так далее.
    2. Женские рифмы - этот вид является противоположностью первому варианту, в этом случае ударение падает на предпоследний слог. Например, бумага - благо, замена - измена, загадка - сладко и так далее.
    3. Дактилические рифмы - это один из самых сложных видов стихосложения, так как в основу заложены сложносоставные слова. Ударение падает на третий слог от конца. Например: диалектика - эклектика, ухабины - впадины, торфяники - овсяники и так далее.
    4. Гипердактилические рифмы - как понятно из названия, это усложненная форма вышеописанного вида. Ударение в таком случае падает на четвертый слог с конца, употребляется в стихосложении крайне редко. Например: протягиваются - притрагиваются, жемчужинами - суженными, обесцвечивают - очеловечивают и так далее.

    И также этот вид рифмы делится на открытые и закрытые. Первые всегда оканчиваются гласными звуками, а вторые - согласными.

    По характеру звучания

    Нет плохого или хорошего словозвучия, есть только следующие виды рифмы:

    1. Точные и приблизительные. Иногда в рифмующихся словах меняется только одна буква, а иногда звучание очень сложно назвать похожим. Но это не значит, что поэт является плохим и не умеет писать стихи.
    2. Богатые и бедные. Такие созвучия отличают не только буквы и ударения, но и то, какой частью речи является слово. Богатые рифмы - это те случаи, когда слоги созвучны на всем протяжении слов. В бедных формах схожи только последние буквы, например, дома - канва, иду - плыву, земли - унесли. По сути, это примитивные рифмы, которые в хорошем стихотворении не должны употребляться постоянно.
    3. Ассонансы и диссонансы. Первый вариант - это те слова, в которых все гласные совпадают, благодаря чему и образовывается рифма. Пример: поза - мода, свет - крест, разговоры - пароходы. Диссонантный вариант рифмы - это полная противоположность ассонансы, так как в данном случае созвучие должно состоять из одинаковых частей слова. Например: разница - узница, яблоко - облако, кровать - воровать и так далее.

    На самом деле, это неполный ответ на вопрос: «Какие виды рифм различают по характеру звучания?» Можно выделить еще несколько созвучий, которые довольно часто использовали поэты всех времен. Например, составные рифмы и рифмы, основанные на тавтологии, неравносложные созвучия и разноударные слова.

    Рифма, виды рифм, способы рифмовки


    И также очень часто созвучия различают по их положению в лирическом произведении.

    1. Конечные. Это самый популярный вид рифмы, когда созвучия находятся в конце каждой строфы. Например:

    Мыши ели сыр,

    А потом нашли кефир.

    2. Начальные. Этот вид рифм встречается намного реже, как понятно из самого названия, созвучия находятся в начале строфы. Например:

    Выбегает умывальник

    И качает головой...

    3. Внутренние. Оказывается, зарифмованные слова могут стоять где угодно, и даже рядом друг с другом. Именно такой вид созвучий называется внутренний. Пример:

    Друзья не знали, не гадали этих зимних встреч.

    По положению в строфе


    Помимо того что рифма может располагаться где угодно, она еще может и прыгать по строфам. Для того чтобы наглядно было понятно положение созвучий, были разработаны простые формулы. Виды рифмы с примерами:

    1. Смежные. В этом варианте рифмуются слова, расположенные в соседних строфах, формула выглядит так: А А Б Б. В качестве примера можно привести такие строчки:

    По дороге бежала лиса

    И не знала она, в какие леса.

    Приведет тропинка одна,

    По которой бежала она.

    2. Перекрестные. Этот способ сложнее, так как рифма идет через строку, то есть А Б А Б. Многие начинающие авторы пишут именно в таком варианте сочетаний, так как такие произведения звучат намного лучше. Пример:

    Вижу в ночи я звезды приветные,

    Сегодня они необычно блистанные,

    А сердце коробят мечты безответные

    И грустные мысли безумно страданные.

    3. Охватные. Еще одно название этого способа - это опоясанные. Назван он так, потому что, рифмы, находящиеся рядом, окольцовывают другие сочетания. В формуле это выглядит так: А Б Б А. Это один из самых сложных способов создания рифмы, при этом такой оборот очень нравится читателям, так как он более непривычен. Например:

    Ты говоришь со мной на разных языках

    Я солнце во плоти, а ты лишь холод.

    Я тот герой, кто вечно молод,

    А ты - песок на мертвых берегах.

    На самом деле, определить вид рифмы бывает очень сложно. А все потому, что профессиональные поэты любят использовать сразу несколько вариантов сочетания для придания нужного образа.

    Поэтические приемы


    Помимо различных видов, существуют и другие способы создания рифм. Конечно, узнать все правила просто нереально, но самое главное для начинающего поэта - выяснить, какие основные термины используются при стихосложении. А когда все правила выучены, можно приступить и к их нарушению.

    1. Панторифма. Стихотворение, написанное этим приемом, является самым зарифмованным. Происходит это потому, что все слова сочетаются между собой через 1–3 слова. Например:

    Выглянуло солнце в дальнем оконце,

    Вы глянули в дом, а там уже погром.

    2. Сквозная рифма. В стихотворении, созданном таким способом, будет одно и то же сочетание сквозь все строфы. Чаще всего поэты оставляют одно слово в начале и в конце. Например:

    Один вечер остался до лета,

    Один день - до встречи с тобой.

    Один рассвет мы встретим не вместе,

    Один лишь момент до заката вдвоем.

    3. Эхо-рифма. В этом варианте особенностью будет то, что последнее слово в первой строфе будет перенесено или зарифмованного второй. Например:

    Сегодня праздник у бухты.

    Сегодня мы прибыли с вахты.

    Стихосложение

    На самом деле зарифмовать слова не так сложно, легко и создать интересное стихотворение на праздничное мероприятие или для поздравительной открытки. Но чтобы сотворить великое произведение, необходимо узнать, какие виды рифмы существуют. А также важна постоянная практика. И тогда творить будет намного проще, а строфы будут получаться все изящней и изящней.

    Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255