Войти
Логопедический портал
  • Картотека игровых упражнений для обучения детей с нарушением речи правильному употреблению предлогов Д игра где что находится предлоги
  • Как определяют происхождение метеоритных кратеров
  • Какие открытия сделал физик Эрнест Резерфорд?
  • Выпускной в воскресной школе (тоош) Воскресная школы – ступенечка к Богу
  • Герои пьесы "Три сестры" Чехова: характеристика героев Смотреть что такое "сестры прозоровы" в других словарях
  • Классификация органических соединений по функциональным группам
  • Практические рекомендации для родителей детей с зрр. Задержка речевого и психоречевого развития: причины и методы лечения

    Практические рекомендации для родителей детей с зрр. Задержка речевого и психоречевого развития: причины и методы лечения

    Задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР) - это не самостоятельные заболевания, а лишь определенные симптомы. При этом распространенность этого диагноза в последнее время носит характер эпидемии.

    По данным исследований, проведенных в Тюмени, различные речевые дисфункции фиксируются у почти 50% детей (в возрасте от 1 до 16 лет). Этот процент растет с возрастом: у детей 3 лет распространенность речевых дисфункций составляет 19%, у детей 5 лет - 38%, а у 7-летних - уже больше 50%.

    Симптомы задержки речевого развития у ребенка

    Перечислим основные:

    • Ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не оживляется, когда к нему обращается мама.
    • В 8-9 месяцев не лепечет (не повторяет ба-ба-ба, па-па-та и т. п. сочетаний), в год на редкость тих и почти не издает звуки.
    • В полтора года не говорит и не понимает простых слов, например, «мама» или «дай», названий окружающих предметов. Не может выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
    • В два года использует лишь несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
    • В 2,5 года в активном словарном запасе менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела. Не может по просьбе показать на знакомый предмет или что-то принести. Не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»).
    • Трехлетнего малыша с трудом понимают даже родные. Он не говорит несложных предложений, не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
    • В три года «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов. Или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
    • В три года говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения. Зеркально повторяет то, что говорят при нем взрослые, пусть даже к месту.

    Если у ребенка наблюдается задержка речевого развития, то нарушается его психическое развитие, и к 5 годам диагноз обычно меняется на другой: задержка психоречевого развития.

    Причины и классические методы лечения ЗРР и ЗПРР

    Как правило, задержка речевого и психоречевого развития является следствием нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или психических расстройств. Но почему они возникают, а главное, почему все чаще в последнее время, классическая медицина объяснить не может.

    В качестве терапии чаще всего назначаются лекарственные препараты, которые улучшают обменные процессы в клетках мозга, микроциркуляцию крови и проведение импульса в нервных волокнах. Такие препараты, как кортексин, актовегин, когитум, нейромультивит, лецитин, действительно способствуют восстановлению нормальной работы центральной и периферической нервной системы.

    Нередко используется магнитотерапия, электрорефлексотерапия для восстановления определенных зон мозга, отвечающих за психическое и речевое развитие. Иногда подключаются и нетрадиционные методы: иппотерапия (лечение с помощью верховой езды и занятий с лошадьми), дельфинотерапия.

    Важную роль играет работа дефектолога (психолога), которая направлена на повышение психического уровня развития ребенка. При этом может использоваться арттерапия (лечение с помощью рисования), музтерапия (лечение с помощью музыки), предметно-сенсорная терапия: в коре головного мозга центр речи и центр ручной моторики расположены близко, и при развитии тонкой ручной моторики, происходит развитие и речевого центра. И, конечно, необходима работа с логопедом.

    Комплексное лечение у невролога, логопеда и психолога, как правило, помогает значительно улучшить основные показатели речи и психического развития в целом. Тем не менее, классические методы не выявляют и, соответственно, не устраняют ряд изначальных нарушений, которые и приводят к недоразвитию речи. Другими словами, этих методов недостаточно.

    Взгляд остеопатии на задержки речевого и психоречевого развития


    Согласно исследованиям, проведенным под руководством Института остеопатии СПбГУ и СЗГМУ им. И.И. Мечникова, нарушения речи у детей в 100% случаев сопровождаются и, вероятнее всего, являются следствием структурных повреждений черепа и позвоночника.

    Эти повреждения чаще всего вызывают проблемы во время беременности и родов: преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период во время родов, асфиксия в родах, родовые травмы. И, возможно, именно распространение в последнее время различных методов стимуляции в родах и популярность кесарева сечения, даже без медицинских показаний, и вызывают рост числа ЗРР и ЗПРР.

    Впрочем, причины могут быть и другими: бытовые, спортивные травмы, иногда даже легкий подзатыльник могут вызвать ряд нарушений в работе мозга ребенка. Результат одинаков: разные зоны мозга начинают работать неправильно или недостаточно активно. Задержки речевого и психического развития означают, что пострадали участки, отвечающие за речь и интеллект.

    И здесь важно знать: структурные, механические повреждения черепа и позвоночника просто невозможно устранить с помощью лекарств, психотерапии или логопедической работы. Их можно поправить только физически, вручную. Именно этим и занимается остеопатия - человеческая механика.

    Остеопатический подход в лечении ЗРР и ЗПРР

    Врач-остеопат при осмотре выявляет у ребенка поврежденные в результате родов или других причин зоны и воздействует на них, восстанавливая их правильное положение и возвращая им свободу движения. Как правило, это зоны, которые больше всего травмируются в процессе родов, а именно: 1-2 шейный позвонок, шейно-грудной отдел позвоночника, затылочно-височные швы, внутрикостные повреждения самой затылочной кости, основной шов в черепе.

    В результате, восстанавливается функция костной, нервной системы и кровоснабжения. Нормализуется микроциркуляция крови и метаболизм в клетках мозга. Как следствие, улучшается питание мозга, нормализуется его работа, изменяется поведение и речь. В моей практике эффективность остеопатического лечения при задержке речевого и психического развития составляет 70%. Существует и документально подтвержденная статистика.

    Исследование эффективности остеопатического лечения детей с недоразвитием речи

    Институтом остеопатии СПбГУ и СЗГМУ им. И.И. Мечникова совместно с Центром развития речи г. Тюмени было проведено исследование детей с диагнозом «дизартрия» - общее недоразвитие речи*. Половина детей (контрольная группа) проходила классическое лечение у невролога, логопеда и психолога, а половина (экспериментальная) - у логопеда и остеопата. Через три месяца комплексное обследование показало: остеопатическое лечение оказалось более эффективным, чем медикаментозное.

    У экспериментальной группы, получавшей остеопатическое лечение, все показатели оказались лучше: эмоциональное возбуждение снизилось у 78% детей (56% в контрольной группе), неусидчивость - у 61% (45% в контрольной группе), нарушения речи - у 89% (72% в контрольной группе). Абсолютно у всех детей остеопатической группы улучшилась самостоятельная речь и состояние речевого аппарата (по сравнению с 94% и 78% детей контрольной группы).
    Психоречевое развитие улучшилось у 72% (61% в контрольной группе), повысился интеллект у 56% (45% в контрольной группе), укрепилось внимание у 45% (33% в контрольной группе).

    При этом у детей, которых лечили остеопаты, естественно, снизилось количество нарушений на уровне структур тела. Это позволяет надеяться, что и в будущем их развитие будет происходить более гармонично.

    * По материалам статьи «Остеопатическое лечение детей с недоразвитием речи» в журнале «Российский остеопатический журнал» №3-4 за 2012 год.

    Отзывы пациентов

    Хочу поблагодарить Наталью Сергеевну за работу с моими дочками. Обратились в клинику, потому что младшая в 5 месяцев не переворачивалась и ленилась лежать на животе, хотя в 3 месяца был пройден курс лечебного масса и нареканий от неврологов не было. А старшая дочка в свои 3 года при безупречной речи и хорошем развитии имела трудности в деятельности требующей согласованной работы рук и ног (надеть носки, ехать на велосипеде, поймать двумя руками мяч и тд). Людмила

    • Врач: Шерстеникина Наталья Сергеевна
      Врач-психотерапевт, остеопат

    Выражаю благодарность доктору Мишелю Добенски и клинике Остмед (огромное спасибо чуткому, доброму и отзывчивому персоналу) за помощь моим детям — тройняшкам. Малыши родились на 25 неделе беременности (Коля, Костя и Паша), у каждого в связи с ранним появлением на свет проблемы со здоровьем. За три сеанса нормализовался слух у Паши, с диагнозом нейросенсорная тугоухость 4 степени; со слуховым аппаратом не реагировал на звуки. Сейчас ребенок обходится без него. Елена

    • Врач: Мишель Добенски (MICHEL DOBENSKY)
      Доктор остеопатии.

    У сына ЗПР, поведенческие расстройства, ему 5,3 лет. После каждого сеанса наблюдали огромные положительные изменения у сына: речь стала лучше, поведение нормализовалось Дина

    • Врач:

    Спасибо огромное доктору и клинике Остмед. Мы устали ходить по врачам, проходить бесконечные малополезные процедуры. Светлана Иванова

    В 2 года перенес большую операцию по поводу непроходимости кишечника, плохо говорит. После 3 приемов у остеопата Титова Игоря Викторовича, стул нормализовался.После 2-го приема ребенок вдруг начал говорить фразами, когда вообще не говорил. Екатерина

    • Врач: Титов Игорь Викторович
      Врач остеопат, торакальный хирург, педиатр

    Красовская Елена Олеговна - просто чудо-остеопат. У моего ребенка ЗПР (5 лет). сходили к ней всего 3 раза, а уже значительный скачок в развитии у моего ребенка. Дина

    • Врач:

    Профессионал! Результат после его лечения просто потрясающий. Сколько к врачам ходила, никто не мог нам помочь, а Жан, помог! После лечения, дочка стала активной, стала реагировать на предметы, престала плакать. Мне даже кажется, что движения стали другими. Мы, очень довольны, будем продолжать у него лечение.Большое спасибо клинике "Остмед" за превосходных врачей! Аноним

    • Врач: Жан Фанселло (JEAN FANCELLO)
      Мэтр европейской остеопатии

    Ответы на вопросы

    Мила : Здравствуйте. Сыну 3 года и 3 месяца. Очень скудная речь и плохое понимание обращенной речи. Есть агрессия. Истеричность. Плохой сон. Временами боится новых мест. Со взрослыми контактирует неплохо. Может даже поцеловать посторонних. Если, конечно, в настроении. Нет усидчивости и рассеяно внимание. Аппетит изменчивый..

    Ответ врача:
    Добрый день! Конечно, количество и частоту посещений без осмотра установить не получится. Но, думаю, достаточно будет посещать остеопата 1 раз в 2-3 недели. Может быть, 1 раз в мес. Как долго? Это зависит от многих факторов и очень индивидуально. Может быть несколько лет, с перерывами, разумеется. А может, меньше, несколько раз. Нужно посмотреть ребенка, даже одна процедура способна многое изменить!

    Раиса : Вопрос по моему ребёнку: девочка 6,5 лет. Роды: асфиксия, слабая родовая деятельность. Что беспокоит: плоско-вальгусные стопы, спим в памперсе (можем и днём пописать в трусы), ЗПРР, расторможенность, СДВГ, не говорим предложениями в которых более 3-х слов, не усидчивость, не инструктабельность. Напишите, пожалуйста, возможно ли лечение остеопатией?.

    Ответ врача:
    Здравствуйте, Раиса! Из Вашего описания можно сделать вывод, что у ребенка последствия родовой травмы. Для уточнения диагноза очень важно как проходила беременность, роды, первый год жизни ребенка, его развитие до сегоднешнего дня. Врач остеопат может помочь Вашему ребенку. Но, количество, частоту и какие остеопатические техники применять, возможно определить только при личной консультации.
    С уважением,

    Обратите внимание: обязательные поля помечены звездочкой (*).

    Задержка психоречевого развития (ЗПРР) означает, что по каким-либо причинам у ребенка отстает скорость освоения связной речи и «подтормаживает» психическое развитие.
    Еще больше усугубляет проблему тот факт, что обнаруживают отставание ребенка в развитии родители зачастую слишком поздно - ближе к 5-6 годам.

    Связано это с социальной активностью детей. К этому возрасту они начинают общаться с окружающими более активно, чем в младенчестве, осваивают новые знания, готовятся к школе. Тут-то и выясняется, что за ограниченным словарным запасом, словами, не связанными в предложения, которые вовсе не казались пугающими в раннем возрасте, скрывается задержка психических и интеллектуальных навыков.

    Как определить ЗПРР?

    В первую очередь, не пугаться и быть объективными. «Он еще маленький», «скоро наверстает» — такие фразы окажут плохую услугу. Индивидуальные особенности развития допускают отклонения от нормы на 2-3-4 месяца, не более!
    Проверьте своего ребенка:

    • В год он должен произносить порядка 10 простых слов, знать названия окружающих его предметов.
    • К полутора годам словарный запас увеличивается до 50-60 общеупотребительных слов.
    • Далее темп нарастает - в 1,8 лет освоено до 180 слов, в 2 года - 300, к 3 годам - до 1000!
    • В 2 года ребенок строит простые предложения, использует в речи прилагательные и местоимения, задает вопросы («кто?», «где?»), выполняет обращенные к нему просьбы («принеси, положи»).
    • В 3 года речь уже в основном состоит из сложных предложений, объединенных по смыслу. Ребенок хорошо знает названия предметов, частей тела, легко идет на контакт со сверстниками, запоминает детские стихи и сказки.
    • К 5 годам он говорит уже почти как взрослый, имеет большой словарный запас. В предложении использует все части речи, образуя правильные грамматические формы.

    А если ребенок отстает в развитии?

    Чем раньше будет замечено отставание, тем легче его скорректировать. Задержка психоречевого развития в 2-3 года полностью может быть компенсирована и ребенок пойдет в 1 класс вместе со своими друзьями во дворе. Поэтому родители должны быть настороже и при подозрении на наличие проблемы поспешить к специалистам.
    Начать можно с педиатра. Он оценит общий физиологический статус ребенка и даст направление к неврологу и дефектологу.

    Почему нужно торопиться?

    Важно точно определить причину отставания в формировании речи.

    • Если основным влияющим фактором является задержка психического развития, сама по себе она не компенсируется. Требуются лекарства, активные психолого-педагогические занятия. определяет весь психоэмоциональный статус ребенка. Он обладает неустойчивым вниманием, подвержен частой смене эмоций, трудно обучается. О состоянии задержки психического развития мы говорили в отдельной статье. Так же говорится и о том, что это состояние является лишь пограничным между нормой и заболеванием, а значит своевременная коррекция принесет свои плоды.
    • Часто в раннем возрасте у детей отстает лишь развитие речи. В интеллектуальном и психическом плане они вполне здоровы. В мы писали об основных признаках этого состояния и о методах его коррекции. Главное - вовремя начать принимать меры. Активная работа по стимулированию развития речи поможет сдвинуть ситуацию с места и помочь ребенку разговориться.
    • Если же ЗРР не принимать во внимание, то проблема лишь усугубляется. В более старшем возрасте, ближе к школе, ребенок нуждается в полноценном общении. Социальные связи, дружба со сверстниками, обучение и воспитание требуют полноценной связной речи. Ее отсутствие приводит к торможению психического развития. И вот тогда возникает новое состояние, требующее уже значительно более серьезных усилий по компенсации - ЗПРР. Задержка психоречевого развития - это уже отставание не только в речи, но и в психо-эмоциональной сфере. Без коррекции такое состояние приведет к тому, что ребенок не сможет учиться в обычной школе вместе со своими сверстниками.

    Методы коррекции задержки психоречевого развития

    Специалисты могут предложить вам и вашему ребенку разнообразные способы компенсации. Однако важно помнить, что лишь в комплексе они смогут дать результат.
    Коррекционные действия включают в себя медикаментозные (иногда) и психолого-педагогические методы (в обязательном порядке).

    Для улучшения работы мозга, «строительства» нейронов и стимулирования работы речевого центра назначаются лекарственные препараты. Несмотря на то, что они давно «на слуху» у многих родителей, которые обеспокоены задержкой в развитии своего ребенка, принимать их самостоятельно нельзя! Назначения делает невролог исходя из конкретной ситуации.

    Дефектолог-логопед занимается с ребенком, развивая его мышление, память и речь. В коррекционный курс входят различные уроки, стимулирующие психическое и речевое развитие:

    • пальчиковые игры;
    • мозжечковая стимуляция;
    • дидактические игры для коррекции эмоционального развития;
    • игры на внимание, стимулирование памяти;
    • артикуляционная гимнастика, улучшение звукопроизношение;
    • расширение словарного и понятийного запаса.

    Для каждой ситуации подбирается своя программа занятий, исходя из особенностей ребенка и требований коррекции.
    Именно педагогическая работа должна стоять в основе коррекционных мер. Родителям придется создавать дома благоприятную для развития ребенка среду, выполнять задания, играть, читать и заниматься. Но все окупится сторицей. Главное - не потерять время.

    В нашем центре принимают детей с 1,5-2 лет - не упустите возможность скорректировать отставание!

    Психическое становление – это процесс функциональных изменения головного мозга человека, а так же биохимические дисфункции. Наиболее интенсивное созревание нервной системы происходит у детей, а затем, по мере наступления зрелости и готовности адекватно адаптироваться к внешней среде, но бывают иногда задержки психомоторного и речевого развития.

    Наша клиника проводит полную диагностику и комплексное лечение детей с различными видами задержек развития. Используя научно-медицинский потенциал кафедры неврологии и клинической нейрофизиологии, одного из лидеров по активации и стимуляции мозга в Европе , мы лечим и коррегируем причины заболевания, получая самые высокие результаты.

    Основные функции нервной системы, совершенствование которых обычно подразумевается под психоречевым созреванием – это мышление, память, двигательные навыки, речь. Чем младше ребенок, тем сильнее они интегрированы, а с возрастом обособляются друг от друга. При этом центральный регуляторный механизм рассеян по всему головному мозгу, поэтому менее подвержены негативным воздействиям. Когда наблюдаются патоло

    гия, то страдают определенные звенья ЦНС. Реже бывает только одна задержка психического развития. Близкие процессы, но только связанные с генами происходят при .

    Таким образом, ЗПР представляет собой достаточно сложное пограничное, а иногда патологическое состояния, которые могут носить различную степень выраженности, различную симптоматику.

    Этиология

    Все причины ЗПР можно разделить на две большие группы:

    Клинические признаки задержки психомоторного и речевого развития

    Дети с задержкой психоречевого развития чаще всего имеют характерное инфантильное телосложение, лицо, у них бывает недоразвита мускулатура, возможен детский церебральный паралич (ДЦП). Из симптомов со стороны ЦНС преобладают такие как бедность эмоций, сниженный уровень мышления, памяти, однообразность действий, слабое воображение. Все психические процессы, если у детей есть ЗПР, протекают очень медленно, им сложно переключаться с одной мысли на другую. Как результат больной ребенок к 7 годам оказывается неготовым даже к школьному обучению, что указывает на то, что есть задержка психического развития.

    Диагностика задержки психомоторного и речевого развития

    Очень важно определить, имеют ли функциональные нарушения в головном мозге в своей основе видимую органическую патологию, если есть ЗПР. Для этого применяются такие исследования, как компьютерная томография, МРТ. Они помогают определить:

    • врожденные аномалии центральной нервной системы
    • признаки ишемии головного мозга (пре-, перинатальный период)
    • наличие гидроцефалии
    • детский церебральный паралич
    • наличие опухоли головного мозга, пороков сосудов, лейкодистрофии.

    Другие методы диагностики задержки психомоторного и речевого развития:

    • электроэнцефалография
    • эхоэнцефалография
    • вызванные потенциалы
    • электромиография
    • допплерографическое исследование сосудов головного мозга
    • нейропсихология.

    Лечение задержки психомоторного и речевого развития

    Наряду с медикаментозной терапией, существует несколько перспективных методов лечения задержки психомоторного и речевого развития. Среди наиболее популярных такие, как вербальная стимуляция, зрительная стимуляция, слуховая стимуляция, транскраниальная магнитная стимуляция мозга, нейропсихологическая коррекция. Все эти методики используются в нашем неврологическом центре. При ЗПР лечение носит комплексный характер, подбирается индивидуально для каждого ребенка, в том числе если есть детский церебральный паралич (ДЦП). Например, транскраниальная магнитная стимуляция головного мозга помогает формировать новые функциональные связи, избирательно активировать речевые, моторные, сенсорные, когнитивные центры, в том числе на фоне применения медикаментозной терапии. За 20 лет мы пролечили тысячи детей, в вопросах стимуляции-активации мозга, при наличии задержки психомоторного и речевого развития у детей, мы безусловные лидеры в России.

    Задержка психического развития (ЗПР) - отклонение в сфере познавательной деятельности. Оно связано со снижением способности запоминать, воспринимать информацию и удерживать свое внимание на чем-либо. В отличие от ярко выраженных нарушений психического развития (например, олигофрении) ЗПР не сопровождается стойкими нарушениями в нервной системе.
    Родителям не стоит паниковать. ЗПР - это отставание от норм возрастного развития, которое преодолевается при грамотном подборе системы мероприятий. Это нарушение - промежуточное звено между нормой и патологией. Наиболее явно обнаруживает себя в процессе обучения или подготовки к школе. Поскольку близкие люди сталкиваются с тем, что ребенку сложно адаптироваться в новой среде, найти общий язык с ровесниками. Выполнение учебных заданий дается с трудом.

    Внимание

    Концентрация. Ребенку сложно удержать в фокусе своего внимания какой-либо предмет. Трудно сосредоточиться на выполнении задания.
    Объем. У него ограничена способность, концентрироваться, фокусироваться на чем-то одном. Это приводит к тому, что для усвоения малыша оказывается доступен меньший объем информации. Следовательно, восприятие им понятий и объектов фрагментарно и мозаично. Скажем, ребенок не сможет узнать хорошо знакомый предмет в непривычном для него ракурсе. Он словно урывками постигает окружающий мир. В определенный момент его внимание соскальзывает, и малыш уже не готов усваивать информацию.
    Кроме того, снижается скорость реакции и ослабевает способность ориентироваться в пространстве.
    Отвлекаемость. Детки с ЗПР легко переключаются на внешние раздражители. Это создает для них дополнительные трудности при необходимости сконцентрироваться на чем-то одном. Посторонние звуки, действия других людей, обстановка комнаты дергают их словно марионетку, вынуждая постоянно уходить от поставленной задачи.

    Память

    Длительность сохранения усвоенной информации также страдает. Ребенок с ЗПР обладает меньшим объемом долговременной и оперативной памяти. Недавно усвоенный материал с легкостью исчезает из его памяти. При обучении лучше опираться на наглядные формы обучения, поскольку картинки сохраняются у него дольше, чем слова.
    Мышление
    Малыш 5 - 6 лет мыслит, опираясь на собственный житейский опыт. Ему недоступно выявление связи между причиной и следствием. С трудом ему удается выделение первостепенных признаков предметов и их классификация, соотнесение между собой.

    Воля и эмоции

    Ребенку в целом сложно разобраться в своем эмоциональном состоянии. Для малыша с ЗПР нередко это становится непосильной задачей. Ему непросто высказать свои переживания, объяснить причины действий. Также это связывается с недостаточным развитием словарного запаса. Взрослым нужно помогать крохе, учиться разбираться в водовороте собственных эмоций.
    Эмоционально-волевая область характеризуется незрелостью. Процесс выполнения дела не вызывающего интереса управляется волей. Однако ребенку с ЗПР сложно сопоставить свои желания с волевым «надо».

    Речь

    Малышу с ЗПР нелегко выстраивать межличностные отношения. Ему трудно обнажить свои эмоции, направить свое поведение в определенное русло, в соответствии с морально-этическими правилами. Их усвоение, кстати, также вызывает затруднение.
    ЗПР становится следствием скудности словарного запаса и недостатков в произношении слов. Он воспринимает обращенную к нему речь, но дать понятный развернутый ответ ему не удается. Обычно его речь лишена наречий, глаголов и прилагательных. Следовательно, построение сложных, длинных предложений пока лежит вне зоны его способностей.
    Отметим, что у каждого ребенка сила и зрелость тех или иных ВПФ находится на разном уровне. Кроме того, диагноз ЗПР настолько распространен, что иногда малыш награждается им незаслуженно.
    Скажем, нарушение внимания может проявляться вкупе с двигательной расторможенностью и речевой активностью. Если к данным признакам не примешивается других, то в таком случае уместно говорить не о ЗПР, а о СДВГ (синдроме недостатка внимания с гиперактивностью).

    Выделяется несколько типов ЗПР:
    1. Конституциональный. У ребенка ярко выражен слабый уровень развития воли и способности, понимать и контролировать свои эмоции. Такие детки плохо привыкают к новым условиям, поскольку несамостоятельны. Их эмоциональный фон крайне неустойчив.
    2. Соматический. Затяжная болезнь, врожденные пороки могут привести к ЗПР. Из-за общей слабости страдает и психическое состояние малыша. В итоге он лишается возможности нормально развиваться. Снижение внимания, познавательной активности и чрезмерная утомляемость - весьма благодатная почва для возникновения отставания в развитии. Подобным эффектом обладает и гиперопека.
    3. Психогенный. Здесь причина нарушений кроется в самой социальной ситуации развития крохи, т. е. в тех условиях, которые создала для нее ее семья. Рукоприкладство, психологическое давление, безразличие к интересам и жизни домашних, авторитарный стиль воспитания, тормозят развитие ребенка.
    4. Церебрально-органический. Это наиболее распространенный, но вместе с тем и самый труднопреодолимый тип нарушения. Патология беременности приводит к различным формам органических дефектов, которые снижают общий уровень развития крохи.

    Профилактика ЗПР

    Во время беременности ЗПР могут спровоцировать следующие факторы: заболевания матери, поздний возраст, лишний вес или чрезмерные нагрузки на организм разного рода.
    После рождения важно следить за состоянием здоровья крохи. Не пренебрегайте профилактическими посещениями специалистов различного профиля.
    Нормальное развитие ребенка просто невозможно без участия родителей. Он с рождения нуждается в их заботе, но что более важно в данном контексте в их ласке и любви. Ему очень важно, чтобы его ласкали, гладили, брали на руки, целовали. Это создает у него чувство безопасности и помогает нормально развиваться. На данном этапе для него наивысшую ценность приобретает эмоционально-личностное общение с взрослым. Это становится его ведущей деятельностью.
    Итак, к ЗПР могут привести нарушения органического характера или просчеты самих родителей в воспитании.
    Поводом для беспокойства служит недостаточный лепет малыша в годовалом возрасте; непонимание простых слов в полтора года; отсутствие попыток повторять за взрослыми в 2 года и неумение произносить слова в 3 года. Все это маленькие звоночки, предвещающие ЗПР.

    Лечение задержки психического развития (ЗПР)

    При диагнозе ЗПР детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов. Первична - диагностика причин заболевания, от ее результатов зависит дальнейшее лечение. Родительские забота, внимание, терпение и квалифицированная помощь специалистов помогут в преодолении социальных барьеров и трудностей в обучении.

    В Москве лечением ЗПР занимаются в Клинике биоакустической коррекции с помощью одноимённого . Более подробно о возможностях использования данного метода при задержках психического развития у детей читайте в статье по .

    Задержка психоречевого развития - это не самостоятельное заболевание, а отклонение в развитии ЦНС и головного мозга. Спровоцировать появление такого недуга могут различные факторы, например, болезни, которые перенесла женщина во время вынашивания ребенка. Способствовать ЗПРР могут также:

    • травмы головы в раннем возрасте;
    • хромосомные заболевания;
    • отравления и инфекционные поражения матери;
    • тяжелая родовая деятельность.

    Если причина ЗПРР - во врожденных патологиях, то симптомы ее могут возникнуть в достаточно раннем возрасте. Родителям стоит обеспокоиться, если они заметили у ребенка следующие первые признаки задержки развития:

    • малыш не улыбается;
    • он не реагирует на жесты и слова;
    • ребенок постоянно держит рот открытым;
    • долго не начинает говорить.

    Помимо этого, спровоцировать появление недуга могут и приобретенные заболевания. Например, привести к отклонениям способна опухоль или ишемия головного мозга, лейкодистрофия, эпилепсия, гидроцефалия. В таком случае, первые симптомы возникают во время лечения или реабилитации малыша.

    Стоит отметить, что стать причиной ЗПРР могут и особенности воспитания ребенка. Такие проблемы характерны для детей, которые растут под чрезмерной родительской опекой либо, наоборот, испытывают недостаточный уход и заботу. Довольно часто задержка развития наблюдается у малышей из асоциальных семей.

    Серьезные заболевания или нарушения работы центральной нервной системы способны спровоцировать не только появление отклонений в психоречевом развитии, но и другие нарушения. Например, нередко недуг сопровождается признаками аутизма. Указывать на такую серьезную проблему будут следующие симптомы:

    • частые приступы агрессии и недовольства;
    • отсутствие привязанности к родителям;
    • негативное отношение к любым переменам.

    К аутичным чертам относят также отказ ребенка вступать в контакт с людьми и сверстниками. Дети с задержкой развития могут длительное время крутить в руках один предмет, ходить по кругу или расставлять предметы в один ряд.

    Указывать на ЗПРР с аутичными чертами также будут сложности понимания, которые испытывает малыш, когда к нему обращаются. Он может как полностью, так и частично не воспринимать речь. Как правило, дети с признаками аутизма не понимают, как играть в игрушки. Однако у них может быть один любимый предмет, к которому они испытывают привязанность. Часто такие дети заменяют игрушки на другие вещи, например, столовые приборы, рабочие инструменты.

    ЗПРР с аутичными чертами требует серьезного и длительного лечения. Но достигнуть хорошего результата можно, если приложить усилия. Родителям придется совместно с врачами заниматься лечением проблемы, уделять ребенку много времени.

    Распознать нарушение можно, если внимательно следить за ребенком. Очень важно выявить проблему как можно раньше. В идеале, задержка должна быть установлена в возрасте от 2 до 3 лет. Если сразу начать лечение ЗПРР, то есть высокие шансы на быстрое и полное выздоровление. В случае, когда заболевание было диагностировано в 5 и более лет, то вероятность его излечения равняется всего 0,2%.

    Существуют определенные нормы развития, изучив которые, родители могут понять, есть ли у их ребенка проблемы. В один год малыш уже должен произносить простые слова, различать окружающие предметы. По достижении полутора лет его словарный запас должен быть увеличен до 50-60 слов. Трудности с произношением простых фраз могут указывать на ЗПРР.

    В дальнейшем скорость развития должна быстро увеличиваться. Таким образом, принято считать нормой, если ребенок:



    • в 1 год 8 месяцев знает до 180 слов;
    • в 2 года говорит 300 слов;
    • в 3 года знает более 1000 слов.

    Малыш может строить простые предложения, задавать вопросы и выполнять просьбы, обращенные к нему. В 3 года правильно развивающийся ребенок неплохо находит контакт со сверстниками, использует все части речи. К 5 годам речь должна быть хорошо поставлена. У детей в этом возрасте должен быть большой словарный запас.

    Диагностика

    Точно определить, что у ребенка ЗПРР, может только высококвалифицированный специалист. Поэтому, если у родителей возникли беспокойства и подозрения на задержку развития у ребенка, то стоит сразу обращаться за помощью к:

    • неврологу;
    • психологу;
    • логопеду;
    • рефлексотерапевту.

    Эти специалисты занимаются диагностикой и лечением ЗПРР. Если проблема подозревается у ребенка до 6 месяцев, то ему назначают пройти нейросонографию (НСГ). Это исследование делают пока родничок еще не зарос. Процедура проводится для изучения:

    • работы головного мозга;
    • состояния его структур;
    • сосудистого кровотока.

    Для грудничков на основании этого исследования будет разработано лечение ЗПРР. Этот метод основан на ультразвуковом излучении, поэтому не несет опасности для малыша. Его назначают даже новорожденным при подозрении на патологии головного мозга или родовые травмы.

    Маленьким пациентам назначат пройти электроэнцефалографию (ЭЭГ). Это исследование не имеет противопоказаний и применяется для диагностики состояния мозга у детей старше 6 месяцев. Если методы не дали полной картины или результаты их были не точны, то назначаются дополнительные процедуры. Пациента направляют на МРТ и КТ головного мозга.

    Лечение ЗПРР у детей в Детском центре

    Терапия при этом недуге должна быть комплексной и начинаться сразу после постановки диагноза. Помочь справиться с таким серьезным нарушением могут специалисты нашего центра. Мы применяем современные методы лечения и диагностики. Длительность курса зависит от тяжести нарушения, возраста ребенка и его общего состояния здоровья.

    В первую очередь пациенту назначат медикаментозную терапию. Как правило, наши врачи рекомендуют пройти 1-2 курса. Больному прописывают ноотропные препараты, которые:

    • улучшают память;
    • повышают умственную деятельность;
    • способствуют лучшему усвоению информации

    Комплексное лечение ЗПРР включает в себя также лечебный массаж языка. Это логопедическая техника, которая позволяет за 1-2 курса улучшить произношение звуков. Она дает возможность стимулировать жевательные и мимические мышцы лица. Такая процедура проводится при посещении логопеда, сеансы с которым также обязательны для пациента.

    Помогает быстрее справиться с нарушениями физиотерапия. Наши специалисты больным с ЗПРР назначают 1-2 курса таких процедур по 7-10 сеансов. Физиотерапевтические мероприятия подбираются для каждого пациента в индивидуальном порядке, учитывая тяжесть его состояния. Для закрепления эффекта от лечения назначают ЛФК. Рекомендуют проходить 1-2 курса этой терапии по 10-15 процедур.

    Также в Москве лечением ЗПРР занимаются психиатры. Такие специалисты помогают детям развивать поведенческие и познавательные процессы. Они позволяют ребенку научиться общаться, преодолеть психологические проблемы.

    В некоторых случаях пациентам назначают и консультацию ЛОРа. Помощь этого врача понадобиться, если есть подозрения на нарушения слуха. В результате, при комплексном лечении ЗПРР можно добиться хороших результатов в минимальные сроки.