Войти
Логопедический портал
  • Методическая разработка. Входная диагностика. Аналитическая справка и бланк входной диагностики. Входная диагностика по изучению личностных качеств ребенка Актуальные вопросы естественных наук и пути решения: сборник материалов V научно-практической конфе
  • Деятельность школы как центра творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования Система дополнительного образования в школе презентация
  • Современные образовательные технологии
  • Линейная зависимость системы векторов
  • Свен Нурдквист — Рождественская каша: Сказка Другие книги схожей тематики
  • Реферат: Химическая кинетика и равновесие
  • Почему Чацкий обречен на одиночество? "Горе от ума" А.С. Грибоедов. Почему Чацкий обречен на одиночество (сочинение) Почему чацкий обречен на одиночество

    Почему Чацкий обречен на одиночество?

    Вопрос о том, почему Чацкий обречен на одиночество, является основополагающим для понимания не только характера этого героя, но и смысла всей комедии «Горе от ума» в целом. Данный персонаж с самого своего начала появления на сцене приковывает внимание читателей, зрителей, а также всех окружающих своим незаурядным, язвительным и острым умом, необычным чувством юмора и смелостью суждений. Этим он резко выделяется среди представителей старого патриархального московского общества. В данном обзоре будет показано, чем именно отличался этот персонаж от остальных действующих лиц комедии, что в конце концов и определило тот факт, что у него так и не оказалось ни одного единомышленника или сторонника.

    Характер

    Для того чтобы понять, почему Чацкий обречен на одиночество, сначала нужно обратить внимание на его личность. Этот молодой человек весел, остроумен и общителен.

    Он чрезвычайно наблюдателен, сразу подмечает малейшие недостатки в окружающих и тотчас зло их высмеивает. Кроме того, Александр Андреевич не только наблюдает, но и рассуждает обо всем увиденном и услышанном. Он анализирует не только поступки окружающих людей, но выносит суждения о целых явлениях социальной жизни. Уже хотя бы одна эта причина показывает, почему Чацкий обречен на одиночество. Никому из окружающих не нравилась его критика дворянского уклада жизни.

    Но самое главное различие героя от других персонажей заключалось в том, что он был слишком активен, эмоционален и предприимчив, в то время как остальные действующие лица представлены как люди, ведущие достаточно размеренный образ жизни.

    Образование

    В воспитании Александра Андреевича следует искать причины того, почему Чацкий обречен на одиночество. С самого первого его появления читатели и зрители понимают, что этот человек начитан и очень образован.

    Герой внимательно следит за общественно-политическими событиями, он явно интересуется литературой и философскими учениями, которые и развили в нем критический ум и наблюдательность. Представители же фамусовского общества считали, что чтение книг вредит формированию личности. Герой очень скептически отзывается об образованности современного ему общества.

    Поведение

    Вопрос о том, почему Чацкий обречен на одиночество по комедии «Горе от ума», наверное, волновал всякого, кто прочитал данное произведение Грибоедова. Ответ можно найти в поступках главного героя. Так, он с самого начал держится слишком самоуверенно, что мешает ему разглядеть перемену к нему Софьи, которая единственная из всего фамусовского общества могла бы его понять. Но Чацкий слишком зло высмеял Молчалина, к которому девушка была неравнодушна, что и настроило ее против него. Герой с самого первого своего появления начинает язвить и критиковать образ жизни не только старого, но и молодого поколения, что и привело к финальному конфликту.

    Сравнение с обществом

    Отвечать на вопрос о том, почему Чацкий обречен на одиночество (с цитатами учащиеся лучше смогут раскрыть данную проблему), следует в контексте сопоставления его с остальными действующими лицами произведения. Высказывания героя наглядно показывают его отличие от старого московского общества.

    Те, кого он так зло высмеивает на протяжении всего произведения, жили по старинным традициям, которые предполагали безусловное подчинение начальству. Эта привычка безусловного повиновения и послужила причиной знаменитой фразы: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Представители фамусовского общества - консерваторы по натуре: они не любят никаких перемен и стараются сохранить старые обычаи. Никто из них не принимает тех взглядов, которые излагает герой. Их даже пугает стремительный полет его мысли, они предпочитают оставаться на своей родной, привычной почве, что также вызывает насмешку у героя, который выражается о них так: «Дома новы, а предрассудки стары». Таким образом, автор подчеркивает принципиальную разницу между своим персонажем и окружающими людьми. То же самое можно сказать про отношения героя с Софьей, которая явно выделяется среди других действующих лиц своим незаурядным умом и независимостью мышления. Однако девушка оказалась не готова к слишком смелому характеру своего поклонника и его чересчур дерзким взглядам.

    План

    В заключение следует подвести итоги причин одиночества главного героя. Лучше всего их перечислить по пунктам, так как подобная форма изложения позволяет школьнику систематизировать пройденный материал.

    Причины разлада Чацкого с фамусловским обществом:

    1. Независимый характер героя, смелость его суждений, критический взгляд на окружающий мир.
    2. Образование главного героя, которое разительно его отличало от представителей старого поколения.
    3. Смелое поведение персонажа в свете.
    4. Расхождение во взглядах с представителями московского общества.

    Итак, тема «Почему Чацкий обречен на одиночество», план которой представлен выше, является ключевой в изучении комедии Грибоедова.


    В человеческом обществе большинство играет огромную роль, противостоять толпе практически невозможно, поэтому образ Чацкого, взявшего на себя роль воина, но пока еще одинокого, трагичен.

    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» из 20 персонажей только А.А.Чацкий является положительным героем. Он противостоит своими взглядами всему фамусовскому обществу, не находя понимания, вынужден покинуть Москву. Что же лежит в основе противоречия Чацкого и фамусовского общества?

    Во-первых, это разный взгляд на образование. Фамусов считает, что все зло таится в науках и образовании: «Уж коли зло пресечь:/Забрать все книги бы, да сжечь.».

    Скалозуб утверждает: «Я вас обрадую: всеобщая молва, /Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;/Там будут лишь учить по нашему: раз, два;/А книги сохранят так: для больших оказий.». А вот Чацкий, напротив, в образовании видит благо для России, возможно именно поэтому провел несколько лет в Европе, набираясь «уму-разуму». Во-вторых, по разному смотрят герои и на образ жизни и ее смысл. Для Фамусова, Скалозуба и других представителей «старой Москвы» служба превыше всего. Но под «службой» они подразумевают способность добывать «золотой ключ» (звание камергера – высший чин при дворе). Для Фамусова авторитетным человеком является Максим Петрович, который был высочайшею пожалован улыбкой за проворное падение перед императрицей, после чего последовало повышение по службе. Скалозуб же, не принимая участия ни в одном сражении, практически дослужился до генерала. Не зря же Лиза говорит о нем: « И золотой мешок, и метит в генералы.». А вот Чацкий « служить бы рад», но ему « прислуживаться тошно». Ибо он, так же, как и Стародум из фонвизинской комедии- предшественницы «Недоросль», видит смысл своего существования в служении отечеству, а не лицам. Но если они и имеют какое-то свое мнение, то остальные, как Молчалин, вообще считают, что они не в праве судить о таких вещах: «В мои лета не должно сметь/свое суждение иметь». Кроме того, острота проблемы заключается в том, что фамусовское общество состоит из людей, в которых даже человеческого мало осталось, в них мало нравственных качеств. Сам Чацкий видит, кому в этом мире отдается предпочтение, и говорит: «Молчалины блаженствуют на свете». А таких людей, как Чацкий, фамусовское общество старается изгнать, чтобы ничего не мешало спокойной и привычной жизни. Да, если человек живет, руководствуясь только личными выгодами, умеет вовремя промолчать, « моську погладить», платочек поднять - он «свой»!

    Усиливает трагедийность образа Чацкого и любовная линия пьесы. Софья, будучи девушкой неглупой, предпочитает Чацкому Молчалина, того самого Молчалина, который всем сумел угодить. И, конечно, Александр Андреевич не может понять, почему она сделала такой выбор: «Что я Мочалина глупее?». Его любовь к Софье настолько велика, что он даже не может поверить ее словам, ему необходимо самолично во всем убедиться. И он убеждается в том, что Софья, так долго пребывая в фамусовском обществе стала носительницей его черт. Холодность Софьи, ее неприязнь к нему, да еще и клевета, которую она пустила, нанесли сильный удар по сердцу Чацкого.

    Тем не менее, утверждать, что Чацкий абсолютно одинок в комедии, нельзя. Ведь говорит же Скалозуб о своем брате: «… крепко набрался каких-то новых правил. /Чин следовал ему; он службу вдруг оставил, /В деревне книги стал читать.». А госпожа Хлестова рассказывает о своем племяннике: «Профессоры!! - у них учился наш родня, /И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи./От женщин бегает, и даже от меня!/Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, /Князь Федор, мой племянник.». Несмотря на то что эти лица не появляются на сцене, все же становится понятно, что Чацкий в своих стремлениях совсем не одинок.

    Таким образом, мы видим, что неприятие со стороны общества и отказ любимой девушки делают образ Чацкого трагически одиноким, но способным противостоять в войне. Появление людей его типа дает надежду на зарождающееся изменение в общественном сознании россиян 19 в.

    Чацкий - это молодой образованный дворянин, который вернулся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя и принадлежит к “известной фамилии”. Детство его прошло в Москве, в доме Фамусова - друга его покойного отца; здесь он вырос и подружился с Софией. Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим, что это человек просвещенный. Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова из-за того, что любит Софию. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софии свою горячую любовь. Уже это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически, горячо. Речь Чацкого эмоциональна, в ней часты восклицания, вопросы: Ах, боже мой! Ужли я здесь опять, В Москве! … Чацкий умен, красноречив, его речь остроумна и метка. София говорит о нем: Остер, умен, красноречив. Чацкого рекомендует Фамусов: … он малый с головой И славно пишет, переводит… Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете” , “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется - враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний… Образ Чацкого - это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества. Он презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу. Для него любовь - святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью переживает разочарование, которое постигло его, когда он узнал, что София любит другого, то есть Молчалина. Чацкий одинок в доме у Фамусова. Все отвернулись от него, назвав сумасшедшим. Причину его сумасшествия фамусовское общество видит в просвещении: Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Чацкий вынужден был покинуть дом Фамусова. Он побежден, потому что силы были неравные. Но в свою очередь он дал хороший отпор веку “минувшему”. Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве. В монологе “А судьи кто? … ” он гневно выступает против угнетателей: Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты. Чацкий считает, что служить нужно не лицам, а делу. Он видит ценность человека в его личных достоинствах. Образ Чацкого показал нам, каким должен быть настоящий человек. Он тот, которому люди должны подражать.

    Комедия «Горе от ума» была написана в те далекие времена, когда люди, такие как Чацкий А.А., главного героя произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума», приносили в общество новые настроения, идеи.

    Человек, в образе которого был Чацккий хотел показать человека, воодушевленного высокими идеями, поднимающего бунт против общества в охрану свободы, разума и художества, воспитывающего в себе абсолютно новую мораль, создающего новый взгляд на мир и на человеческие взаимоотношения.

    Александр Андреевич Чацкий - это человек в расцвете сил, дворянин. Родители Чацкого умерли довольно рано, и он был вынужден воспитываться в доме Фамусова - товарища его покойного отца. Чацкий был очень умен. Он защищал право человека на свободу выбора занятия: путешествовать, отдыхать в деревне, читать умные книжки или посвятить себя «искусству творческому, которое он считал высоким и прекрасным», поэтому Фамусов считает, что Чацкий — опасный человек, не признающий никаких властей.

    Чацкий не любит всё пошлое, также как и рабское преклонение перед всем иностранцами, угодничество, низкопоклонство и прочий бред. Его стремление — служить Отечеству, труду, а не выборочным лицам. Будучи истинным патриотом, Чацкий больше всего хотел оплатить свой долг перед Отечеством, стремился честно служить ему. Именно из-за этого он покинул Софью и отправился в город Петербург. С этим и оборвалась блестяще начатая карьера: «Служить бы рад — прислуживаться тошно». А государству, как не странно, требуется прислуживание. Чацкий думает, что вокруг него лишь люди, которые ищут лишь высоких чинов, крестов, денег, не любви, а выгодного брака. Их идеал — «умеренность и аккуратность», их цель — «забрать все книги что бы сжечь».

    Одно из самых важных свойств Чацкого - полнота чувств. Она проявилась и в том, как он любит, и, в не меньшей мере, в том, как он злится и ненавидит. Во всем он проявляет страсть, часто бывает пламенен душою. Он пылок, остр, умён, красноречив, нетерпелив и, тем не менее, полон жизни. Все эти качества делают из него открытого для ошибок и уязвимого человека.
    Чацкий, без сомнения, — единственный положительный герой в комедии Грибоедова.

    Чац­кий оказывается в таком окружении, где он не может быть понят. А его взгляды не только не ценятся, но отвергаются, и более того, пре­следуются. Он оди­нок и страдает, на его долю в течение одного дня выпадает «мильон терзаний».

    В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, звонкий и неудержимый смех, искренняя не­жность, от сердца, и пылкое негодование, которые совсем неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонима­ние, перерастающее затем в раздражение. Он искренен во всем: и в радости, и в негодовании.

    Чайкий одинок. В своем одиночестве он сам виноват. Ему не хватает гибкости ума и хитрости, чтобы приспособиться к обществу, в котором он живет. Его не совсем красивое поведение и манера себя вести и высказываться на балу, настроила общество против него. Своим поведением он прослыл не умным человеком, а сумашедшим. Я бы не назвала Чацкого абсолютно положительным героем комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».