Войти
Логопедический портал
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Госпитальеры. Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры Какие привилегии имел духовно рыцарский орден госпитальеры

    Госпитальеры. Духовно-рыцарские ордена: госпитальеры Какие привилегии имел духовно рыцарский орден госпитальеры

    Иоанниты - госпитальеры

    Рыцарский орден основан в 1099м году, Иерусалим, при госпитале Григория Великого и библиотеке Карла Великого. С 1098 - госпитальеры Св.Лазаря при больнице для прокаженных.

    1. Геральдика

    Цвета - черная мантия с белым крестом, красная мантия с белым крестом. Госпитальеры Лазаря - белая мантия с восьмиконечным зеленым крестом. Основу ордена составляли рыцари, заболевшие проказой.

    Девиз - Pro Fide, Pro Utilitate Hominum - За веру , на пользу людям !

    Tuitio Fidei et Obsequium Pauperum - Защита Веры и помощь бедным и страждущим!

    Девиз госпитальеров Лазаря: Atavis et armis - Предкам и оружию!

    Покровитель - Св. Иоанн Креститель, госпитальеры Лазаря - Св.Лазарь

    Контроль над Средиземным морем - После потери Святой Земли иоанниты поставили перед собой новую цель: защита христианских кораблей от мусульманских пиратов и освобождение рабов, захваченных ими.

    Гимн - Ave Crux Alba

    Символы и святыни иоаннитов

    Сова - символ премудрости ордена

    Правая рука (десница) Св. Иоанна Крестителя. На ладони отсутствуют два пальца, мизинец и средний

    2. Местоположение Ордена и хронология

    2.1. На Святой Земле

    1098 - 1291 , Иерусалим

    1244 , битва при Форбии. Орден Св.Лазаря потерял магистра и всех своих рыцарей, включая прокаженных .

    1255 , статус госпитальеров Лазаря подтверждён буллой Папы Александра IV

    1262 , Папа Урбан IV также подтверждает устав Лазаритов

    2.2. На островах

    1291 - 1310 , Кипр

    1306 - 1522 , Родос

    1348 , на острове Лазаретто в Венецианской лагуне, зелёные рыцари основали Лазарет для прокажённых

    1523 - 1530 , семь лет скитаний

    1530 - 1798 , Мальта

    1789 - 1799 , во время Французкой революции Людовик XVIII , находясь в изгнании, как Великий Магистр Зелёных рыцарей, призвал их к себе

    2.3. Орден в России

    1798 - 1803 , Санкт - Петербург

    1798 - 1801 , 72м Великим магистром Ордена Иоаннитов становится Павел I . Он учреждает помимо католического ещё и Православное Приорство. 12 заговорщиков убивают его в Михайловском замке (СПб).

    1928 , в Париже приводится полный список Наследственных Командоров Приорства Российского, это 23 фамилии, 10 из которых уже умерли. Живые 12 командоров подписывают Декларацию о воссоздании Православного Ордена Иоанна. Мальтийский Орден не признает своих православных собратьев, но их организация продолжает существовать как Союз Потомков Наследственных Командоров под патронажем Дома Романовых.

    2.4. В настоящее время в Риме

    1853 , смерть последнего Лазарита, принятого в рыцари до Французкой революции

    2008 - 2017 , Мэтью Фэстинг - 79й Великий Магистр Госпитальеров

    2012 , раскол Ордена и основание Сент - Лазар Интернешнл в Иерусалиме, с собственным Великим Магистром

    16 апреля 2012, Госсекретариат Ватикана опубликовал 16 апреля заявление, ставшее ответом на частые запросы к Святому Престолу насчет его отношения к тому или иному рыцарскому ордену. Апостольская Столица пояснила, что существует только 5 орденов, которым присвоен титул рыцарских: Верховный орден Христа, Орден Золотой шпоры, Орден Пия IX, Орден Святого Григория Великого и Орден Святого Сильвестра. Также Святой Престол признает рыцарскими Суверенный Военный Мальтийский Орден и Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского. Другие ордена - новые учреждения и все, что с ними связано - Святой Престол не признает, поскольку не гарантирует их историческую и правовую легитимность, их цели и организационные системы. В связи с этим Госсекретариат предупреждает, что нужно воздерживаться от проведения в храмах и местах культа церемоний вручения рыцарских дипломов или наград, выдаваемых без согласия и признания Святого Престола. Такие мероприятия, как сообщается, могут принести духовный ущерб многим "людям доброй воли".

    2013, Мэтью Фестинг (Matthew Festing), занимающий пост Великого Магистра Суверенного Военного Ордена Мальты с 2008 года, рассказал о нынешней ситуации в ордене, которая 9 февраля 2013 отпразднует 900-летие дня своего основания.Орден, в настоящий период времени, насчитывает 13,5 тыс. рыцарей и имеет дипломатические отношения с 104-мя государствами, сообщает AP. «С одной стороны мы - суверенное государство, с другой стороны - религиозный орден, с третьей стороны мы - гуманитарная организация. Таким образом, мы являемся смесью всего этого», - заявил Магистр. Мэтью Фестинг надеется, что в ближайшее время удастся облегчить возможность вступления в орден людей не аристократического происхождения, особенно в Европе. «Конечно, этот принцип [принцип набора новых членов ордена лишь из дворянских фамилий] не устарел - но не стоит забывать, что мы живем в XXI веке. Для того, чтобы стать рыцарем нашего ордена в Европе, действительно, принадлежность к знатной крови является одним из условий. Но это лишь одно из условий - есть еще ряд требований. В прочих же местах - Австралии, Центральной и Северной Америки, Юго-Восточной Азии - требования к новым членам базируются на иных принципах», - отметил Мэтью Фестинг.

    2015, начался официальный процесс беатификации покойного Эндрю Берти, 78-го Князя и Великого магистра Суверенного военного гостеприимного ордена Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты. Эндрю Берти стал главой Суверенного Военного Ордена Мальты в 1988 году и служил ордену вплоть до своей смерти в 2008 году. Под его руководством Мальтийские Рыцари оказывали помощь бедным и больным по всему миру. Эндрю Берти — первый из лидеров Рыцарей Мальты, представленный к беатификации. Мессу, открывающую процесс беатификации, на которой также присутствовал кардинал Рэймонд Бёрк, покровитель Рыцарей Мальтийского Ордена, возглавил кардинал Агостино Валлини, викарий Римской епархии.

    10 декабря 2016 , 50й Великий Магистр Зелёных рыцарей - Ян, граф Добженский и Добржицкий, был посвящен Папой Франциском в командующие папским конным Орденом

    25 января 2017, Великий магистр Мальтийского ордена Мэтью Фестинг (№ 79) ушел в отставку после конфликта с Ватиканом. Об этом сообщает Reuters.Это произошло по результатам личной встречи Фестинга с папой Римским Франциском. «Папа попросил его покинуть свой пост, и он согласился», — сообщил официальный представитель ордена. Теперь решение предстоит утвердить правительству ордена — Суверенному совету. После окончательной отставки Фестинга и до избрания нового Великого магистра обязанности главы ордена будет исполнять Великий командор Людвиг Хоффманн фон Румерштайн. Этот шаг стал неожиданностью для рыцарей — как правило, магистр занимает свой пост пожизненно. К отставке Фестинга привел конфликт со Святым престолом после свержения Великого госпитальера ордена Альбрехта Фрейхера фон Боселагера из-за его слишком либеральной трактовки догматов католицизма. Когда понтифик создал комиссию для расследования обстоятельств инцидента, орден выпустил заявление, в котором попросил Ватикан не лезть в его внутренние дела. Мальтийский орден — рыцарский религиозный орден католической церкви. Он имеет статус организации-наблюдателя при ООН и в Совете Европы, поддерживает дипломатические отношения со 105 государствами. Сам орден считает себя государством, хотя это утверждение оспаривается многими юристами-международниками. При этом орден выдает собственные паспорта, печатает марки и валюту. Великий Магистр ордена является папским вице-королем.

    с 2017 , Людвиг Хоффманн фон Румерштайн исполняет обязанности Магистра до выборов.

    2 мая 2018 , б ывший местоблюститель Мальтийского ордена Джакомо Далла Торре избран великим магистром. Об этом сообщила в среду пресс-служба древнейшего религиозного ордена по завершении заседания государственного совета, на котором состоялось голосование. В качестве местоблюстителя 74-летний Джакомо Далла Торре, избранный на этот пост год назад после отставки великого магистра Мэтью Фестинга, должен был провести реформу конституции ордена.Далла Торре стал 80-м великим магистром и должен принести присягу перед заместителем государственного секретаря Ватикана по общим делам архиепископом Анджело Беччу, который был назначен папским делегатом в орден после отставки Фестинга. Великий магистр избирается на пожизненный срок. Далла Торре с 2008 года является главой великого приората Рима (одного из 12 древнейших объединений ордена) и относится к высшему сословию (первый класс) рыцарей, которые представляют религиозную верхушку ордена и из которых может быть выбран его глава. Далла Торре в 1985 году вступил в орден, а в 1993 году принес обет послушания. Он уже был великим командором (второе лицо в иерархии ордена), а затем местоблюстителем (временным главой ордена) после смерти великого магистра Андрю Уиллоби Ниниана Берти в 2008 году, до избрания на этот пост Мэтью Фестинга.



    3. Структура Ордена

    Восемь Языков Ордена

    1. Прованс, символ - Архангел Михаил, эмблема - герб Иерусалима

    2. Овернь, символ - Св. Себастьян, эмблема - Голубой дельфин

    3. Франция, символ - Св. Павел, эмблема - герб Франции

    4. Кастилия и Леон, символ - Св. Иаков Малый, эмблема - герб Кастилии и Леона

    5. Арагон, символ - Георгий Победоносец, эмблема - Богородица

    6. Италия, символ - Екатерина Болонская, эмблема - голубая надпись ITALIA

    7. Англия, символ - Бичевание Христа , эмблема - герб Англии

    8. Германия, символ - Богоявление, эмблема - Черный двуглавый орел

    Управление Орденом

    Во главе ордена стоял Великий Магистр (Мастер). Его правление было выборным и обычно пожизненным, хотя бывали случаи свержения и даже убийств Великих Магистров. Магистр принимал решения по всем текущим делам ордена. Однако, его власть не была неограниченной. Он подчинялся Генеральной Капитуле, которая собиралась в штаб квартире ордена обычно один раз в год по предложению Великого Магистра и определяла политику ордена на ближайшее время. В компетенцию Капитулы входили также выборы Магистра. Папа и короли государств крестоносцев очень редко вмешивались в эти выборы;. С XV в., однако, начинается практика передачи этой должности своим протеже.

    Ближайшими соратниками Великого Магистра являлись:

    Великий Комтур - заместитель Великого Магистра и административно-экономический руководитель ордена

    Сенешаль - занимался военными вопросами, вооружением и строительством крепостей

    Великий Госпитальер - отвечал за благотворительную деятельность ордена, санитарные и медицинские вопросы

    Великий Ризничий - отвечавший за одежду и частично за военную форму

    Великий Казначей - отвечал за финансы и сокровища ордена.

    4. Сооружения Госпитальеров

    Известные крепости госпитальеров

    Крак де Шевалье (Сирия)

    Крепость Маркаб (Сирия)

    Крепость в Акко (Израиль)

    Родосская крепость (Греция)

    Крепость в Кушадасы (Турция)

    Крепость на остнове Галикарнас (Турция)

    Библиотека Госпитальеров

    С момента основания Орден принялся усердно пополнять свою библиотеку Карла Великого древними книгами по философии , по медицине, включая хиромантию , по кораблестроению и судовождению... и ныне их собрание античных трудов очень велико.

    Мы восхваляем наши имена,
    Но станет явной скудость суесловий,
    Когда поднять свой крест на рамена

    Мы в эти дни не будем наготове.
    За нас Христос, исполненный любови,
    Погиб в земле, что туркам отдана.
    Зальем поля потоком вражьей крови,
    Иль наша честь навек посрамлена!

    Конан де Бетюи. Перевод Е. Васильевой

    Обычно западноевропейские рыцари побеждали мусульман на поле брани, и не только когда они сражались отважно и решительно – это были качества, которыми рыцарство славилось всегда, – но и действовали при этом еще и организованно. Но вот как раз организованности-то рыцарям чаще всего и не хватало. Причина заключалась в том, что всякий рыцарь-феодал мало от кого зависел, так как его крестьяне вели натуральное хозяйство, а само общество отличалось внеэкономическими формами принуждения к труду. Более того, личной доблестью он мог запросто превзойти и герцога, и графа, а то даже и самого короля! Сюгер, настоятель Сен-Дени в своем трактате «Жизнь Людовика VI, прозываемого Толстым» подробно рассказал о том, в 1111 году задумал подвергнуть наказанию Гуго дю Пюизе, поскольку тот занимался разбоем, и осадил его замок в Босе. Хотя войско короля и понесло большие потери, но замок Гуго он все-таки взял, но с самим Гуго поступил очень мягко: всего лишь отправил в изгнание, хотя мог бы повесить. Потом Гуго вернулся, заявил, что раскаялся, и Людовик VI его простил. Тогда Гуго вновь выстроил донжон и… занялся грабежом и прочими бесчинствами, так что король был просто вынужден опять идти в поход на своего строптивого вассала. И опять донжон Гуго сожгли, а самого Гуго наказали, а потом, когда он раскаялся в очередной раз, опять помиловали! Но тут он повторил все то же самое уже в третий раз, и уж вот тут-то король рассердился не на шутку: сжег его донжон, а самого Гуго отправил на Святую землю замаливать грехи перед богом. Оттуда он уже не вернулся, и лишь после этого обитатели Босе смогли вздохнуть спокойно.

    Воин-крестоносец 1163 – 1200 гг. Фреска на стене часовни Крессак-Сен-Жени (Шарант). Наиболее знамениты фрески, написанные на северной стене. Верхний ряд изображений повествует о битве с сарацинами, разыгравшейся в 1163 году у подножья замка Крак де Шевалье, когда осадивший замок эмир Нуреддин был полностью разбит внезапной атакой франкской кавалерии.

    Таким же, если не большим, самоуправством, в ту эпоху отличались и многие другие рыцари. И ладно бы в мирное время! Нет, и на поле брани они вели себя столь же неподобающим образом! И если какой-нибудь гордый рыцарь раньше остальных бросался на вражеский лагерь, чтобы первым его ограбить, или бежал от врага, когда требовалось стойко стоять на одном месте и биться с неприятелем, король вполне мог проиграть даже самое удачно начавшееся сражение!

    Сделать так, чтобы рыцари отличались дисциплинированностью – вот о чем мечтали многие военачальники, но добиться этого никто не мог долгие годы. Все изменилось, когда начались «экспедиции» на Восток. Там, близко познакомившись с совершенно иной для них восточной культурой, вожди Запада решили, что «основой» рыцарской дисциплины может стать сама церковь. И нужно для этого всего лишь … сделать из рыцарей монахов и намекнуть при этом, что таким образом они приблизятся к заветному спасению!


    Рыцари-крестоносцы Палестины: слева направо – рыцарь-крестоносец Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского (основан в 1099 г.); госпитальер; тамплиер, рыцарь ордена св. Якова Кампостельского, тевтонский рыцарь ордена св. Марии Тевтонской.

    Так вот и появились духовно-рыцарские ордена рыцарей-крестоносцев, созданные в далекой Палестине. Но только скопированы они были с очень похожих «организаций» у мусульман! Ведь именно там, на Востоке, в конце XI – начале XII века появились такие военно-религиозные ордена, как Раххасийа, Шухайнийа, Халилийа и Нубувийа, часть которых в 1182 году халиф ан-Насир объединил в один большой и единый для всех мусульман духовно-рыцарский орден Футувва. У членов этого ордена существовал чисто рыцарский обряд, когда вступавшего опоясывали мечом, после этого кандидат выпивал «священную» соленую воду из особой чаши, надевал на себя специальные шаровары и даже, как и в Европе, получал удар плоской стороной меча или рукой по плечу. То есть и само рыцарство как таковое пришло в Европу с Востока, о чем, кстати говоря, говорится и в поэме Фирдоуси «Шахнамэ»!

    Хотя, кто первым и у кого позаимствовал саму идею именно духовно-рыцарского ордена тоже, в общем-то, неизвестно – вернее, это очень спорный вопрос! Ведь задолго до этих событий в землях Африки, а именно в Эфиопии, уже существовал… древний христианский орден св. Антония, и это его совершенно справедливо историки считают наиболее старым среди всех прочих рыцарских орденов во всем мире.


    Крест был популярной фигурой на старинных рыцарских гербах.

    Считается, что он был основан негусом – правителем Эфиопии, который был известен на Западе под именем «Пресвитера Иоанна», после того, как св. Антоний либо в 357, либо в 358 году опочил во Господь. Тогда очень многие из его последователей решили уйти в пустыню, где приняли обеты монашеской жизни св. Василия и создали обитель «имени и наследия св. Антония». Сам орден основали в 370 году от Рождества Христова, хотя даже и более поздняя дата по сравнению со всеми другими орденами все равно будет «ранней».

    Лестница к пещере преподобного Антония Великого. Наверное, здесь можно обрести спасение…

    Ордена с таким же названием позднее были в Италии, во Франции и в Испании, и представляли собой филиалы ордена, штаб-квартира которого находилась в Константинополе. Интересно, что эфиопский орден сохранился до нашего времени. Глава ордена – его гроссмейстер и одновременно Президент Королевского Совета Эфиопии. Принимают в него новых членов ну очень редко, а что касается обетов – то, да, они совершенно рыцарские. У знака ордена имеются две степени – Большой рыцарский крест и крест-компаньон. Его имеют право указывать в своем официальном титуловании инициалы KGCA (Knight Grand Cross – Рыцарь Большого Креста) и CA (Companion of the Order of St. Anthony – Компаньон ордена святого Антония).


    Кресты ордена св.Антония.

    Оба знака ордена имеют вид золотого эфиопского креста, покрыты синей эмалью, а сверху они еще и увенчаны императорской короной Эфиопии. Но нагрудная звезда – крест ордена, короны не имеет, и наложен на восьмиконечную серебряную звезду. Орденская лента традиционно сшивается из муарового шелка, имеет бант у бедра, а цвет ее черный с синими полосками на краях.

    Одеждой рыцарей ордена являлись черные с синим мантии, на груди которых был вышит синий трехконечный крест. Старшие по званию рыцари отличались двойными крестами такого же цвета. Штаб-квартира ордена находилась на острове Мерое (в Судане), а по всей Эфиопии ордену принадлежали как женские, так и многочисленные мужские монастыри. Орден был просто несказанно богат: его годовой доход составлял не меньше двух миллионов золотых. Таким образом, идея таких орденов впервые родилась отнюдь не на Востоке, и, как вы видите, не в Европе, а в… знойной христианской Эфиопии!

    Ну, а пальма первенства в создании самого первого ордена в Палестине принадлежала иоаннитам или госпитальерам. Обычно основание его неспециалисты связывают с первым крестовым походом, хотя реальная ордена немного другая. Началось все, когда император Константин приехал в Иерусалим, чтобы найти здесь (и он его нашел!) Животворящий крест Господень, ну, тот самый, на котором распяли Иисуса Христа. Затем в городе нашлись и многие другие святые места, которые упоминались в Евангелии, и в этих местах тут же стали возводиться храмы.

    Понятно, что любому христианину было бы очень приятно посетить все эти места, получить благодать от Бога и надежду на спасение своей грешной души. Но путь в Святую Землю для пилигримов был наполнен опасностями. И когда кто-то туда добирался, то, нередко принимал монашеские обеты, и оставался, чтобы и дальше творить добро другим паломникам при этих же монастырских больницах. В 638 году Иерусалим был захвачен арабами, но для всей этой «деятельности» условия практически не изменились.

    И вот когда в Х веке Иерусалим превратился во всемирный центр христианского благочестия, нашелся благочестивый купец – да, были тогда и такие, по имени Константине ди Пантелеоне, родом из итальянской торговой республики Амальфи, который в 1048 году попросил разрешение у египетского султана на строительство в городе очередного приюта для заболевших паломников. Назвали его Иерусалимский Госпиталь Святого Иоанна, а эмблемой госпиталя стал белый восьмиконечный крест Амальфи. Поэтому-то его служителей и стали называть иоаннитами, или госпитальерами (от. лат. hospitalis - «гостеприимный»).


    Битва за Агру. Миниатюра из манускрипта Гийома де Тира «История Аутремера» , XIV в. (Национальная библиотека Франции).

    Целых 50 лет госпитальеры жили вполне мирно – они ходили за больными и молились, но тут Иерусалим осадили крестоносцы. По легенде, христиан, как и всех других жителей города «поставили на стены». И тут хитрые иоанниты стали сбрасывать на головы рыцарей-христиан не камни, а свежий хлеб! Власти тут же обвинили иоаннитов в измене, но произошло чудо: прямо перед судьями хлеб этот превратился в камень, что доказало их невиновность, так что они были оправданы! Когда 15 июля 1099 года Иерусалим пал, герцог Готфрид Бульонский наградил смелых иноков, а некоторые его рыцари даже сделались членами их братства с целью защищать паломников, следующих в святой город. Сначала статус ордена утвердил правитель Иерусалимского королевства Бодуэн I в 1104 году, а девять лет спустя римский папа Пасхалий II подтвердил его решение своей буллой. И эта хартия Бодуэна I и папская булла дошли до наших дней и находятся в Национальной библиотеке острова Мальта в городе Ла-Валлетта.


    Людовик VII и король Иерусалима Бодуэн III (слева) сражаются с сарацинами (справа). Миниатюра из манускрипта Гийома де Тира «История Аутремера» , XIV в. (Национальная библиотека Франции).

    Военные братья ордена не упоминались в документах до 1200 года, когда и сложилось их деление на братьев-воинов (благословленных на ношение и пользование ), братьев-лекарей и братьев-капелланов, которые выполняли в ордене необходимые религиозные обряды. Подчинялись военные братья лишь папе римскому и гроссмейстеру ордена. При этом они владели землями, церквями и кладбищами. От налогов они были освобождены, и было установлено, что даже епископы, и те, не имели права отлучать их от церкви!


    Современные госпитальеры-реконструкторы.

    Свое название Иерусалимский орден рыцарей-госпитальеров Св. Иоанна он получил в 1120 году при первом магистре Раймоне Дюпюи. Наряду с обычным монашеским одеянием рыцари носили черный плащ, на левом плече которого нашивался белый восьмиконечный крест. В походе они носили сюрко обычно алого цвета с белым полотняным крестом на груди с расширяющимися концами. Символизировали они следующее: четыре конца креста - это четыре христианских добродетели, а восемь углов – восемь добрых качеств истинного верующего. Ну и, конечно, крест на кровавом фоне символизировал рыцарскую стойкость и верность Господу. Знаменем ордена было прямоугольное полотнище красного цвета с белым крестом.


    Форт в Ларнаке, Кипр. Здесь тоже были крестоносцы.

    В 1291 году орден покинул Палестину и переехал на остров Кипр, а через 20 лет обосновался на острове Родос, где находился до 1523 года, когда его оттуда вытеснили турки. 42 года спустя рыцари ордена перебрались на Мальту и стали называться «мальтийскими рыцарями». Ну, а больницы, основанные орденом в различных странах Европы, были в то время настоящими центрами медицины.


    Кадр из кинофильма «Суворов» (1940). На императоре Павле хорошо видна мантия с мальтийским крестом. Ну, вот любил он рыцарскую романтику, что делать… В кинофильме мы видим, что во время встречи Суворова с Павлом на Павле I надета мантия магистра Мальтийского ордена. Можно с уверенностью сказать, что то, что мы видим, истории не соответствует. Павел I был действительно провозглашен великим магистром Мальтийского ордена, но лишь 6 декабря 1798 года, то есть десять с лишком месяцев спустя после этой аудиенции.

    В 1798 году Мальта попала под власть Наполеона, что вызвало массовое рассеяние его членов по миру. Император Павел I приглашал «мальтийских рыцарей» в России и всячески им потворствовал, но после его смерти им пришлось уехать из России в Рим. Сегодня орден имеет сложное название, которое звучит так: Суверенный Военный орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Заметим, что в боях с мусульманами в Палестине госпитальеры все время соперничали с тамплиерами, из-за чего их ставили подальше друг от друга. Например, иоаннитов в арьергарде, а тамплиеров в авангарде, а между ними все остальные войска.


    Аббатство Беллапаис, Северный Кипр. Основано госпитальерами, но сейчас здесь православная греческая церковь.


    А вот так она выглядит сегодня внутри.


    Ну, а это подземелья аббатства. Когда снаружи жара, здесь царит приятная прохлада.

    Безусловно, госпитальеры были не только воинами и лекарями, но и прекрасными строителями, так много они построили различных аббатств, церквей и соборов. В этом они также соперничали с тамплиерами. Перебравшись на Кипр, они построили там множество сооружений культового характера, сохранившихся до наших дней.


    Собор Св. Николаса, превращенный мусульманами в мечеть.


    Сзади собор Св. Николаса выглядит ничуть не менее впечатляющим, чем со стороны фасада.

    История — наука недостоверная, а потому не стоит воспринимать все прочитанное ниже за чистую монету. Следует понимать, что коль уж события прошлого века вызывают многочисленные споры и предполагают различные версии происходящего, то в изложении событий тысячелетней давности установить историческую достоверность и вовсе не представляется возможным, по крайней мере, орудуя теми инструментами и источниками, что доступны «простым смертным».

    В то же время, именно это создает вокруг истории с многовековой выдержкой ореол мифической легендарности, что делает изучение древней историей невероятно занимательным процессом. И в первую очередь, это касается всевозможных сект, общество, культов и прочих организаций, подробности деятельности которых не предавались широкой огласке. И среди прочих, отдельный интерес вызывают религиозные рыцарские ордена, подчиняющиеся непосредственно Папскому престолу.

    Один из таких орденов — Госпитальеры, они же Иоанниты, организация которых существует и ныне, нося название Суверенный Военный Орден Госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты. Или просто — Мальтийский орден.
    Тут стоит заметить, что Орден возник отнюдь не на Мальте, да и к современной Республике Мальта имеет посредственное отношение, но наивысшей воинской славы рыцари-госпитальеры достигли в то время, когда главная их база находилась на Мальте, современная столица которой, город Валетта, названа в честь Жана Паризо де ла Валлетта, магистра Ордена и основателя города. Именно под его руководством рыцари выстояли в сражении, названном позже Великой осадой Мальты. Впрочем, обо всем по порядку.

    В начале VI века, когда Иерусалим еще находился во владении Византийской империи, по инициативе папы Григория Великого в этом крупнейшем месте паломничества христианских пилигримов был организован госпиталь, где они могли подлечиться и отдохнуть. Спустя два века госпиталь получит «инвестиции» от Карла Великого, а еще два века спустя будет основательно разрушен «египетским» халифом Аль-Хакимом, ведшим войны с христианской Византией.

    Однако, уже в 1023 году, халиф Али Аль-Заир позволил восстановить в Иерусалиме христианский госпиталь, доверив это дело купцам из богатой итальянской общины Амальфи. Госпиталь разместился на месте бывшего монастыря Св. Иоанна Крестителя и продолжил свою деятельность. Изначально в нем «работали» монахи из ордена Св. Бенедикта. Но, сразу после окончания Первого Крестового похода, в результате которого Иерусалим попал во владения христианского воинства, на базе госпиталя был основан монашеский орден Госпитальеров, известных также как иоанниты — по имени Иоанна Крестителя, небесного покровителя Ордена.

    Основатель Ордена, Жерар Благословенный, начал активно скупать земли и основывать орденские лазареты-представительства в городах Малой Азии, что продолжил его последователь, Раймон де Пюи, учредив лазарет госпитальеров у Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Впрочем, организация быстро приобрела характерные черты военизированного формирования, начав не только заботиться о христианских паломниках, но и предоставлять им вооруженный эскорт, а со временем и принимать участие в военных действиях между христианами и мусульманами.

    К середине XII века в иоанниты окончательно разделились на братьев-воинов и братьев-лекарей. Орден пользовался существенными правами, подчиняясь непосредственно папе. В то время, в пределах христианских владений в Малой Азии госпитальеры владели 7-ю крупными крепостями и 140-ка прочими поселениями.

    Но, период расцвета был не долгим. Менее, чем за два столетия христиане утратили все завоеванные земли — последний крупный оплот крестоносцев, город Акра, был взят войсками молодого мамлюкского султана аль-Ашраф Халиля в 1291 году. Оставшиеся в живых рыцари вынуждены были покинуть Святую землю.

    Оставаясь весьма весомой военной силой и не желая принимать участие во внутренней политике Кипрского королевства, приютившего иоаннитов, рыцари захватили остров Родос, который формально принадлежал Генуе, но на нем был расквартирован византийский гарнизон. Причем у генуэзцев рыцари остров купили, а вот византийцы, которых поддерживало местное население, сопротивлялись госпитальерам в течении еще нескольких лет. В 1309 году Родос таки покорился рыцарям и стал их основной базой вплоть до 1522 года.

    В 1312 году был ликвидирован орден тамплиеров, богатства которого поделили французский король и римский папа, а земли, по большей части, перешли во владение иоаннитов. На основе этих владений были сформированы восемь лангов (административных единиц), но основная деятельность Ордена продолжалась в Средиземном море.

    В течении двух веков родосские рыцари, превратившись, по большей части, в милитаризированную структуру, с переменным успехом сражались с африканскими пиратами и пресекали попытки организаций морских вторжений в Европу арабами и османами. В 1453 года пал Константинополь. Иоанниты остались единственной боеспособной силой, на регулярной основе противостоящей постоянно растущей мощи мусульманского мира.

    Конец пребыванию госпитальеров на Родосе положил Сулейман Великолепный, организовавший против Ордена военный поход. В 1522 году, после полугодичной осады, в условиях тотального численного превосходства османов, Родос был захвачен. Выжившим рыцарям великодушный султан позволил покинуть остров.

    Осада Родоса


    В 1530 году, король Испании Карл V, отдал во владения госпитальеров остров Мальту. Рыцари продолжили свою деятельность и в 1565 году постаревший уже Сулейман вновь организовал поход на орден иоаннитов. Однако, в героической обороне Мальты рыцари выстояли, и турецкая армия, по ряду обстоятельств, была, в итоге, вынуждена отступать, понеся большие потери.

    Осада Мальты


    Победа в этом противостоянии, известном сегодня как Великая осада Мальты, разлетелась благой вестью по Европе, с ужасом в то время относящейся к Османской империи, чьи войска еще недавно осаждающей Вену. Практически сразу после победы мальтийцев был основан город Валетта. На щедрые пожертвования со стороны европейских государей, потекшие после славной победы, Валетта очень быстро разрослась в прекрасный современный город.

    Тут можно заметить, что Валетта стала первым европейским городом, выстроенным по заранее разработанному генеральному плану в соответствии с нормами и правилами архитектуры. Работами руководил итальянский архитектор Франческо Лапарелли. В городе была обустроена канализационная система, а планировку улиц разработали с учетом потоков морского бриза, который свободно везде проникал, очищая воздух и способствуя эффекту кондиционирования.

    План Валетты


    В Валетте располагался один из лучших госпиталей того времени, где не только проводилось лечение, но еще и велись исследования в областях анатомии, хирургии и фармацевтики. В начале XVIII века на Мальте появилась общественная библиотека, а после — Университет, Школы Математики и Естественных Наук.

    Один из главных архитектурных памятников Валетты — храм Святого Иоанна Крестителя, украшенный работами Караваджо и многих других выдающихся авторов.

    До сих пор действует созданный вместе с самой Валеттой Департамент городского планирования, жестко регламентирующий все, что касается застройки, так что современная Валетта сохранила многие элементы исторической застройки, которые тщательно реставрируются и поддерживаются, ежегодно привлекая на остров множество туристов.

    Но вот госпитальеры, одержав победу в своем главном сражении, постепенно начали вырождаться. Основные цели их организации, ради которых она создавалась, были недостижимы — заботиться о паломниках в Святую землю они не могли. Монашеские устои, на которых зиждился устав Ордена, в силу материального благополучия стали повсеместно нарушаться. Ну а постепенно прекращающиеся пожертвования вынудили мальтийцев зарабатывать, контролируя морские перевозки в Средиземноморье.

    Со временем стало практиковаться занятие каперством, а иногда и откровенным пиратством, особенно по отношению к арабским судам. Активно использовалось т. н. «право висты» — полномочие подниматься на борт любого корабля, подозреваемого в перевозке турецких товаров, с последующей конфискацией этих товаров, которые перепродавались в Валлетте, где, под шумок, вполне спокойно действовал рынок рабов.

    Моральное разложение большей части Ордена привело к бесславной капитуляции Мальты в 1798 году перед войсками Наполеона, который путем несложной хитрости занял Валетту и разогнал Орден. В прочем, не все члены Ордена окончательно пали морально, смирившись со столь бесславным концом и организация, хоть и оказавшись в изгнании, но продолжила существовать. На какое-то время их приютил в Санкт-Петербурге Павел I, удостоившийся в итоге титула великого магистра. Впрочем, после убийства императора деятельность Ордена в Российской империи была быстро свернута.

    Орден неумолимо нищал и приходил в упадок, не имея постоянной базы. Так, большую часть XIX века у Ордена даже не было великих магистров, а управлением занимались лейтенанты. В 1879 году папа Лев XIII восстановил должность великого магистра, что явилось свидетельством частичного возрождения Ордена. Медицинская, гуманитарная и религиозная деятельность стали главными направлениями работы обновленной организации.

    В течении XX века члены Ордена помогали гражданскому населению в периоды мировых войн, но деятельность их не носила масштабный характер, что, впрочем, не помешало им утвердится к концу века в качестве суверенного государства, на подобии Ватикана. И хотя споры по поводу правового статуса Мальтийского Ордена продолжаются, его дипломатические контакты все-таки дают право говорить о нем, как о карликовом, но все-таки государстве.


    Сегодня руководство Итальянской Республики относится к Мальтийскому ордену, как к суверенному государству на своей территории и признает экстерриториальность его резиденции в Риме. А с 1998 года правительство Мальты передало Ордену во владение форт Сант-Анджело, сроком на 99 лет. Именно этот форт, некогда, сыграл решающую роль в Великой осаде Мальты.

    В итоге, Мальтийский орден нельзя назвать тайной организацией. С первого взгляда. Потому как ежели присмотреться повнимательнее, станет очевидным, что о роде деятельности членов ордена, коих насчитывается около 13,5 тысяч (не считая целой армии волонтеров и медиков) — доподлинно ничего не известно, равно как и о причинах, по которым каждая третья страна мира поддерживает с этой организацией официальные дипломатические отношения.

    Можно лишь предположить, что оккультные мистерии, практиковавшиеся во всех рыцарских орденах, несмотря на всю их внешнюю «религиозность», никуда не подевались — их адепты бережно передавали сокровенные знания из поколения в поколение, старательно оберегая их от нечестивых представителей рода людского, пусть даже и являвшихся членами того же ордена. Ну а мудрость и знания, накопленные за многовековую, практически тысячелетнюю историю — и есть тот самый инструмент, позволяющий столь небольшой, в масштабах целого мира, организации заставлять считаться со своим мнением даже сильнейших мира сего.