Войти
Логопедический портал
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Экзистенциальное направление в психотерапии. Экзистенциальная психотерапия. Понятие экзистенциальной психотерапии

    Экзистенциальное направление в психотерапии. Экзистенциальная психотерапия. Понятие экзистенциальной психотерапии

    Экзистенциа́льная психотерапи́я (англ. existential therapy ) - направление в психотерапии , ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор. Экзистенциальная терапия зародилась в XX веке как приложение идей экзистенциальной философии к психологии и психотерапии/

    Экзистенциальная терапия, вслед за философским экзистенционализмом, утверждает, что жизненные проблемы человека проистекают из самой человеческой природы: из осознания бессмысленности существования и необходимости искатьсмысл жизни ; из-за наличиясвободы воли , необходимости делать выбор и страха нести ответственность за этот выбор; из осознания равнодушия мира, но необходимости с ним взаимодействовать; из-за неминуемостисмерти и естественногостраха перед ней. Известный современный экзистенциальный терапевтИрвин Ялом определяет всего четыре ключевые проблемы, с которыми имеет дело экзистенциальная терапия:смерть ,изоляция ,свобода ивнутренняя пустота . Все остальные психологические и поведенческие проблемы человека, по мнению сторонников экзистенциальной терапии, проистекают из этих ключевых проблем, и только решение, или, точнее сказать, принятие и осмысление этих ключевых проблем может принести человеку подлинное облегчение и наполнить его жизнь значением.

    Жизнь человека рассматривается в экзистенциальной терапии как череда внутренних конфликтов, разрешение которых ведёт к переосмыслению жизненных ценностей, поиску новых путей в жизни, развитию человеческой личности . В этом свете внутренние конфликты и проистекающие из нихтревога ,депрессия ,апатия , отчуждение и другие состояния рассматриваются не как проблемы и психические расстройства, а как необходимые естественные этапы для развития личности. Депрессия, например, рассматривается как этап потери жизненных ценностей, открывающий дорогу для нахождения новых ценностей; тревога и беспокойство рассматриваются как естественные признаки необходимости сделать важный жизненный выбор, которые покинут человека, как только выбор будет сделан. В этой связи задача экзистенциального терапевта заключается в том, чтобы подвести человека к осознанию своих самых глубинных экзистенциальных проблем, пробудить философское размышление над этими проблемами и вдохновить человека сделать необходимый на данном этапе жизненный выбор, если человек колеблется и откладывает его, «застревая» в тревоге и депрессии.

    Экзистенциальная терапия не имеет общепринятых терапевтических техник. Сеансы экзистенциальной терапии обычно проходят в форме взаимно уважительного диалога между терапевтом и пациентом. При этом терапевт ни в коем случае не навязывает пациенту никаких точек зрения, а лишь помогает пациенту глубже понять себя, сделать собственные выводы, осознать свои индивидуальные особенности, свои потребности и ценности на данном жизненном этапе.

    Методы и техники экзистенциальной психотерапии

    Напомним, что И. Ялом определял экзистенциальную психотерапию как психодинамический подход. Сразу же необходимо отметить, что существуют два важных различия между экзистенциальной и аналитической психодинамикой. Во-первых, экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога возникают вследствие неизбежной конфронтации людей с предельными данностями бытия: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью.

    Во-вторых, экзистенциальная динамика не подразумевает принятия эволюционной или «археологической» модели, в которой «первое» является синонимом «глубокого». Когда экзистенциальные психотерапевты и их пациенты проводят углубленное исследование, они не сосредоточиваются на повседневных беспокойствах, а размышляют об основных экзистенциальных проблемах. Кроме того, экзистенциальные подходы также могут быть использованы для решения проблем, связанных со свободой, ответственностью, любовью и творческим потенциалом. [И. Ялом пишет, что психотерапевтические подходы «отражают патологию, которую с их помощью можно излечивать, и формируются этой патологией».]

    В связи со сказанным экзистенциальная психотерапия в основном ориентирована на долгосрочную работу. Однако элементы экзистенциального подхода (например, акцент на ответственности и аутентичности) могут быть включены и в относительно краткосрочную психотерапию (например, связанную с работой с посттравматическими состояниями).

    Экзистенциальная психотерапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно группа состоит из 9-12 человек. Преимущества групповой формы состоят в том, что пациенты и психотерапевты получают более широкую возможность наблюдать искажения, возникающие при межличностном общении, неадекватное поведение и корректировать их. Групповая динамика в экзистенциальной терапии направлена на выявление и демонстрацию того, как поведение каждого члена группы:

    1) рассматривается другими;

    2) заставляет других чувствовать;

    3) создает у других мнение о нем;

    4) влияет на их мнение о самих себе.

    Наибольшее внимание и в индивидуальной, и в групповой формах экзистенциальной психотерапии уделяется качеству отношений психотерапевт-пациент. Эти отношения рассматриваются не с точки зрения трансфера, а с позиций ситуации, сложившейся у пациентов к настоящему времени, и опасений, мучающих пациентов в данный момент.

    Экзистенциальные терапевты описывают свои отношения с пациентами с помощью таких слов, как присутствие, аутентичность и преданность. В индивидуальном экзистенциальном консультировании участвуют два реальных человека. Экзистенциальный психотерапевт - не призрачный «отражатель», а живой человек, который стремится попять и ощутить бытие пациента. Р. Мэй полагает, что экзистенциален любой психотерапевт, который, несмотря на имеющиеся у него знания и умения, может относиться к пациенту так же, как, говоря словами Л. Бинсвангера, «одно существование относится к другому».

    Экзистенциальные психотерапевты не навязывают пациентам собственных мыслей и чувств и не используют контрпереноса. Это связано с тем, что пациенты могут прибегать к различным способам провоцирующего подключения психотерапевтов, которое позволяет им не обращаться к собственным проблемам. Ялом говорит о важности неявных «вливаний». Речь идет о тех моментах психотерапии, когда терапевт проявляет не только профессиональное, но и искреннее, человеческое участие к проблемам пациентов, тем самым иногда превращая стандартную сессию в дружескую встречу. В своем исследовании конкретных случаев («Каждый день немного сближает») Ялом рассматривает подобные ситуации как с позиции психотерапевта, так и с позиции пациента. Так, он был поражен, узнав, какое большое значение одна его пациентка придавала таким мелким личным деталям, как теплые взгляды и комплименты по поводу того, как она выглядит. Он пишет, что для установления и поддержания хороших отношений с пациентом психотерапевту необходима не только полная включенность в ситуацию, но и такие качества, как неравнодушие, мудрость и умение максимально включаться в психотерапевтический процесс. Психотерапевт помогает пациенту «будучи заслуживающим доверия и заинтересованным; ласково присутствуя рядом с этим человеком; веря, что их совместные усилия приведут в конечном счете к исправлению и исцелению».

    Главной целью психотерапевта является установление аутентичных отношений в интересах пациента, поэтому вопрос самораскрытия психотерапевта является одним из главных в экзистенциальной психотерапии. Экзистенциальные психотерапевты могут раскрывать себя двумя способами.

    Во-первых, они могут рассказывать своим пациентам о собственных попытках примирения с предельными экзистенциальными беспокойствами и сохранения лучших человеческих качеств. Ялом считает, что он совершал ошибку, слишком редко прибегая к самораскрытию. Как он отмечает в «Теории и практике групповой психотерапии» (Ялом, 2000), всякий раз, когда он делился с пациентами значительной долей собственного «Я», они неизменно извлекали из этого пользу для себя.

    Во-вторых, они могут использовать сам процесс психотерапии, а не фокусировать внимание на содержании сессии. Это использование мыслей и чувств, касающихся того, что происходит «здесь и сейчас», с целью улучшения отношений психотерапевт-пациент.

    В течение ряда психотерапевтических сессий пациентка А. демонстрировала поведение, которое сама расценивала как естественное и спонтанное, а другие участники группы оценивали его как инфантильное. Она всячески выказывала активность и готовность работать над собой и помогать другим, подробно и красочно описывала свои ощущения и эмоции, охотно поддерживала любые темы групповой дискуссии. При этом все это носило полуигривый-полусерьезный характер, позволявший одновременно и давать какой-то материал для анализа, и уходить от более глубокого погружения в него. Психотерапевт, предполагая, что такие «игры» могут быть связаны со страхом приближения к смерти, спросил, зачем она пытается быть то взрослой опытной женщиной, то маленькой девочкой. Ее ответ потряс всю группу: «Когда я была маленькой, мне казалось, что между мной и чем-то плохим в жизни стоит моя бабушка. Потом бабушка умерла и на ее место встала моя мама. Потом, когда умерла мама, между мной и плохим оказалась старшая сестра. И теперь, когда сестра живет далеко, я вдруг осознала, что между мной и плохим больше нет преграды, я стою к нему лицом к лицу, а для своих детей я сама являюсь такой преградой».

    Кроме этого, ключевыми процессами терапевтических изменений, согласно Ялому, являются воля, принятие ответственности, отношение к терапевту и вовлеченность в жизнь. Рассмотрим их на примере работы с каждой из базовых тревог.

    Под результативностью психологического консультирования понимаются его конечные итоги для клиента, а именно – то, что в его психологии и поведении действительно изменилось под влиянием проведения консультирования.

    Предполагается, что результаты психологического консультирования в большинстве случаев его проведения являются положительными, по крайней мере, – такими, какие ожидаются клиентом и психологом-консультантом. Однако одно дело ожидания и надежды, другое дело – реальная действительность. Иногда явный положительный, сиюминутный результат психологического консультирования может отсутствовать и даже на первый взгляд казаться отрицательным. В итоге проведения психологического консультирования что-то в психологии и в поведении клиента может действительно измениться, но не сразу.

    Кроме того, иногда имеют место непредвиденные, неожиданные, отрицательные результаты психологического консультирования. Это нередко случается тогда, когда что-то существенное в консультировании заранее недостаточно продумано с точки зрения возможных отрицательных последствий или когда психологическое консультирование проводит профессионально не подготовленный, недостаточно опытный психолог. Однако по причине редкости отрицательных результатов в психологическом консультировании мы подобные случаи не будем специально обсуждать и сосредоточим свое внимание только на случаях с положительным или нейтральным исходом консультирования.

    О положительном результате психологического консультирования можно судить по ряду признаков.

    Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

    Эффективность результата подтверждается совокупностью положительных итогов.

    По завершении консультации обе ее стороны – консультант и клиент – признают, что проблема, ради которой консультирование проводилось, успешно разрешена, причем для этого имеются убедительные объективные доказательства. Ни психологу-консультанту, ни клиенту не требуется каких-либо дополнительных аргументов в пользу того, что консультирование действительно прошло успешно.

    Психолог-консультант может считать, что консультирование было успешным и проблема клиента решена, в то время как сам клиент может в этом сомневаться, отрицать или не ощущать полностью реальных результатов психологического консультирования.

    Иногда, напротив, клиенту кажется, что в результате консультирования ему полностью удалось справиться со своей проблемой, в то время как психолог-консультант сомневается в этом и настаивает на продолжении консультации, желая получить дополнительные убедительные доказательства того, что проблема клиента действительно успешно решена.

    Положительные изменения в тех аспектах психологии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое консультирование. Имеются в виду основные, прогнозируемые и возможные дополнительные, позитивные эффекты, полученные от проведения психологического консультирования.

    Дело в том, что, оказывая влияние на одни психологические процессы и формы поведения клиента, консультирование может существенно затронуть и другие. Как правило, в том случае, когда обнаруживаются положительные результаты воздействия психологического консультирования на личность клиента, также меняется и его поведение, взаимоотношения с людьми и многое другое в его психологии. Улучшение памяти клиента обычно положительно сказывается на его интеллекте, хотя возможно и обратное влияние интеллекта на память.

    Нередко в практике психологического консультирования наряду с его бесспорными положительными результатами встречаются проблемные и спорные моменты оценивания его итогов.

    Заметим, что по своим результатам психологическое консультирование может проявляться и по-другому: объективно, субъективно, внутренне и внешне.

    Объективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в том, что ему сопутствуют достоверные факты, свидетельствующие об успешности консультирования.

    Субъективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в чувствах, ощущениях, мнениях и представлениях консультанта.

    Внутренние признаки результативности психологического консультирования проявляются в изменениях психологии клиента. Они могут ощущаться (осознаваться) или не ощущаться (не осознаваться) клиентом, могут проявляться или не проявляться в его реальном поведении, в доступных внешнему наблюдению действиях и поступках клиента.

    Внешние признаки результативности психологического консультирования, напротив, всегда и достаточно отчетливым образом проявляются в видимых, доступных прямому наблюдению и оценкам, формах его поведения.

    Материал подготовила: Катерина Зыкова , психолог.

    Экзистенциальная психотерапия: всё горит, но с этим можно быть

    Экзистенциальная психотерапия (англ. existential therapy) – направление в психотерапии, ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор.

    Навигация по статье:
    1. ;
    2. ;
    3. ;
    4. .

    Экзистенциальная философия

    XX век, после войн и связанных с ними социального и духовного кризисов, стало не очень понятно, как жить. Опор поубавилось: позитивизм не привел к разумной и прекрасной жизни, "Бог умер", не работали спасительные авторитеты и ценности. Настало время принимать решения, и делать выбор: "смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его" (Ж. П. Сартр). Между двумя мировыми войнами начала оформляться школа экзистенциальной философии, возникшая в "воскресный полдень 1834 года, когда молодой датчанин сидел в кафе, курил сигару и размышлял над тем, что ему грозит опасность состариться, не оставив следа в этом мире". Любитель сигар – Сёрен Кьеркегор, основоположник экзистенциальной философии, таки оставивший в мире след.

    Экзистенциалисты (известные и влиятельные представители, развившие идеи Кьеркегора: М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс, М. Бубер и др.) рассматривают человека как существо уникальное, свободное (даже "осуждённое быть свободным"), обращенное в будущее, способное к выбору собственной судьбы и "подлинной" жизни (Мартин Хайдеггер выделяет два модуса существования: подлинный и неподлинный. Подлинно человек живет в согласии с собой, а не общепринятыми нормами; в одиночестве встречаясь с неопределённостью и абсурдностью жизни, неизбежностью смерти).

    Смерть "бога" (у Ницше – "Бог умер", у Достоевского – "если бога нет, то все дозволено") – один из ключевых пунктов экзистенциализма. Под "богом" подразумевается в принципе любая система ценностей, способная дать опору в жизни (религия, идеология и т.д.). У Сартра: "Если я ликвидировал бога-отца, то должен же кто-нибудь изобретать ценности… ценность есть не что иное, как выбираемый вами смысл". "Бога" нет, каждый сам выбирает, как жить (кстати, не выбирать – это тоже выбор). Таким образом, человек представляет собой "совокупность своих поступков", принятых решений.

    Экзистенциальная психотерапия

    Экзистенциальная философия – главный источник возникновения экзистенциальной психотерапии. Первым экзистенциальную философию и психиатрию объединил швейцарский психиатр Людвиг Бинсвангер, создав концепцию экзистенциального анализа. Затем появился дазайн-анализ ещё одного швейцарского психиатра Медарда Босса – нечто среднее между психоаналитической терапией и философией Хайдеггера. Экзистенциальный анализ (дазайн-анализ) как направление экзистенциальной психотерапии продолжает развиваться до сих пор. Ещё одно интересное направление – логотерапия Виктора Франкла. Волю и стремление к смыслу Франкл считает одним из ведущих человеческих свойств. Смысл есть даже в ситуациях, которые кажутся безвыходными, наполненными страданием. Фрустрация воли к смыслу приводит, по мнению Франкла, к проблемам, кризисам, неврозам.

    Экзистенциальная психотерапия не рассматривает человека как однажды застывшую совокупность черт характера, реакций, механизмов поведения, социальных ролей и т.д. Дословно "экзистенция" переводится как "становление", "возникновение". Так и человек – непрерывно меняющийся, возникающий, становящийся – определяется своим "бытием-в-мире" (в пер. с нем. Dasein – "вот-бытие", "здесь-бытие", философское понятие М. Хайдеггера) в физическом, социальном, психологическом и духовном измерениях.

    В течение жизни человек неизбежно сталкивается с универсальными данностями: бытие, одиночество, свобода, ответственность, смысл, бессмысленность, тревога, время, смерть. Известный экзистенциальный психотерапевт Ирвин Ялом считал, что особенно важны для психотерапии четыре из этих данностей: "неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим; свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим; наше экзистенциальное одиночество; и, наконец, отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни".

    Если хорошенько вдуматься, а затем пережить любую из этих данностей, можно испытать разные чувства, в том числе сильный ужас. Экзистенциальная картина мира напоминает анекдот: "На самом деле, жизнь очень простая, сынок. Это просто как ездить на велосипеде, который горит, и ты горишь, и всё горит, и ты в аду". "Мы все умрём", "жизнь – боль", "смысла нет" и прочие выражения удачно впишутся в попытку троллинга экзистенциального психотерапевта (их вообще принято упрекать в пессимизме). Хотя такая картина мира выглядит не пессимистичной, а, скорее, реалистичной: да, эти данности существуют, да, велосипед горит, всё горит, мы все умрём, но с этим можно быть. В ходе экзистенциальной терапии человек имеет шансы обнаружить в себе мужество и храбрость для принятия реальности. Более того, экзистенциальная картина мира способна быть оптимистичной: ведь несмотря на тревогу и страх по поводу неопределённости мира и отсутствия смысла, "судьба человека полагается в нём самом".

    Как это работает

    Экзистенциальный терапевт Ролло Мэй говорил, что экзистенциальная психотерапия не имеет жестких отличий от других направлений. И она похожа не на метод, а, скорее, на дополнение, надстройку, обращается к глубокому уровню нашего существования, с которым просто не работают другие виды терапии. Ещё один известный экзистенциальный психотерапевт Ирвин Ялом пишет, что никакой экзистенциальной психотерапии не существует. Но есть особое отношение психотерапевта к жизни – и он может использовать его в работе.

    Какая-то странная психотерапевтическая школа, да? А где же теории, методы, концепции, приёмы. В этом и смысл: экзистенциальная школа рассматривает человека как существо уникальное, значит, не может быть единых универсальных методов решения проблем, подходящих всем. Экзистенциальная психотерапия не предусматривает работу по принципу медицинской модели "поставил диагноз – выписал рецепт – вылечил".

    Так, Ирвин Ялом предлагает изобретать "свой вид терапии для каждого клиента". Такое отсутствие чётких заданных правил добавляет экзистенциальному психотерапевту неопределённости (поэтому одно из важных умений терапевта – способность эту неопределённость выдерживать). С другой стороны, экзистенциальный терапевт имеет меньше шансов стать "экспертом", спрятаться за "авторитетностью" – тем самым отдалиться от реального человека, загнав его в ярлыки, рамки и концепции. Как говорил Гуссерль, "назад к самим вещам": поведение человека следует описывать незамутнённо, беспредпосылочно.

    Экзистенциальному терапевту следует быть предельно чутким и внимательным в исследовании жизни другого, ни в коем случае не навязывать собственного мнения, не смотреть на мир другого сквозь свои представления, проекции, установки. Для такого "чистого" взгляда в экзистенциальной психотерапии используется феноменологический подход – терапевт смотрит на феномены клиента максимально беспристрастным взглядом, потому что в мире "нет единственного пространства и единственного времени, а есть столько времен и пространств, сколько существует субъектов" (Л. Бинсвангер).

    Экзистенциальный терапевт при этом не является только бездушным и беспристрастным наблюдателем жизни другого. Искренне, открыто, он вступает в отношения с клиентом, ищет способ бытия с ним, и в первую очередь исследует процесс жизни конкретного человека. Помогает ему разобраться в своих возможностях и границах этих возможностей, принять парадоксы и противоречия – свои и мира: "экзистенциальный парадокс – человек, который ищет смысл и уверенность в мире, не имеющем ни того, ни другого" (И. Ялом). Человек, не вытесняющий реальность, не бегущий от неё в самообман/конформизм/инфантилизм/общество потребления и т.д., имеет больше шансов выбрать свою, а не чужую судьбу.

    Все не так сложно, как кажется

    Экзистенциальная психотерапия может показаться слишком заумной – этому способствует использование в ней не всегда понятной лексики из экзистенциальной философии типа "дазайн", "эпохе", "экзистировать"; слишком непростой – кажется, что к экзистенциальному терапевту просто так не придёшь, только с одухотворённым лицом и вопросами о вечном и смысле жизни. Но это не так. "Ненавижу своего соседа", "всё хорошо, но сплю я плохо", "как мне общаться с женой/свекровью/начальником", "боюсь летать на самолетах", "иногда мне как будто чего-то не хватает", "хочу стать увереннее" – можно приходить с любым запросом, потому что экзистенциальная психотерапия – про жизнь, как есть. Она, по словам Ялома, "твердо укоренена в онтологическом фундаменте, в глубочайших структурах человеческого существования". Экзистенциальная психотерапия привлекательна тем, что подвергает сомнению оценочное отношение к человеку в категориях нормы и патологии, "хорошо" и "плохо". Она обращается к конкретному опыту жизни клиента, со всеми его парадоксами и переживаниями, исследует её смысл в практическом аспекте, поддерживает человека в стремлении самостоятельно совершать выбор без ориентации на внешние источники.

    Не менять свою жизнь и оставить в ней всё, как есть – тоже выбор, это нормально. Экзистенциальная психотерапия вообще не стремится к каким-то обязательным внешне измеримым достижениям клиента, изменениям в его жизни. Нет даже никаких гарантий, что вы обретёте, наконец, смысл жизни (но нет никаких гарантий, что не обретёте! Хотя в экзистенциальной парадигме с этим вообще засада: важен не раз и навсегда обретённый смысл, а его поиск, то есть процесс обретения). Своеобразным "результатом" экзистенциальной психотерапии может стать разве что чувство жизни, у Бьюдженталя – "внутренняя витальная уверенность в собственном бытии", процесс сознания и переживания себя, своего внутреннего чувства – творческий, полный, актуализирующий.

    Список литературы:
    1. "Наука быть живым" – Джеймс Ф. Т. Бьюдженталь;
    2. "Экзистенциальная психотерапия" – Ирвин Д. Ялом;
    3. "Экзистенциализм – это гуманизм" – Жан-Поль Сартр;
    4. "Основы психологического консультирования" – Римантас Кочюнас;
    5. Е. А. Абросимова, статья "Уязвимость экзистенциальной психологии" ;
    6. Д. Смирнов, статья "Экзистенциальная терапия: как смерть Бога помогает принять ответственность за свою жизнь и почему не стыдно быть испуганным";
    7. "Основы логотерапии" – Виктор Франкл.

    В середине ХХ ст. наиболее влиятельным направлением современной западной философии считался Экзистенциализм , или философия человеческого существования. Известным представителем экзистенциализма, лауреатом Нобелевской премии (1957) был французский писатель и философ Альбер Камю (1913–1960). Роль и место человека в мире с точки зрения экзистенциальной философии он раскрывает в получившей широкую известность благодаря своим художественным достоинствам работе «Миф о Сизифе» – составной части «Эссе об абсурде».

    Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд <…>.

    Имеются различные мнения о том, как он стал вечным тружеником ада. Его упрекали прежде всего за легкомысленное отношение к богам. Он разглашал их секреты… Гомер рассказывает также, что Сизиф заковал в кандалы Смерть. Плутон не мог вынести зрелища своего опустевшего и затихшего царства. Он послал бога войны, который вызволил Смерть из рук ее победителя.

    Говорят также, что, умирая, он решил испытать любовь жены и приказал ей бросить его тело на площади без погребения. Так Сизиф оказался в аду. Возмутившись столь чуждым человеколюбию послушанием, он получил от Плутона разрешение вернуться на землю, дабы наказать жену. Но стоило ему вновь увидеть облик земного мира, ощутить воду, солнце, теплоту камней и моря, как у него пропало желание возвращаться в мир теней. Напоминания, предупреждения и гнев богов были напрасны. Многие годы он продолжал жить на берегу залива, где шумело море и улыбалась земля. Потребовалось вмешательство богов, явился Меркурий, схватил Сизифа за шиворот и силком утащил в ад, где его уже поджидал камень <…>.

    Этот миф трагичен, поскольку его герой наделен сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех? Сизиф… знает о бесконечности своего печального удела; о нем он думает во время спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу… …сокрушающие нас истины отступают, как только мы распознаем их… Они превращают судьбу в дело рук человека, дело, которое должно решаться среди людей…

    В неуловимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень.

    Я оставляю Сизифа у подножия его горы! Ноша всегда найдется. Но Сизиф учит высшей верности, которая отвергает Богов и двигает камни. Он считает, что все хорошо. Эта вселенная, отныне лишенная властелина, не кажется ему ни бесплодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым.

    Камю А. Эссе об абсурде. Миф о Сизифе // Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990. – С. 90–92.

    Оригинальной попыткой объединить в осмыслении сущности человека и его места в мире экзистенциалистские идеи с не менее распространенным и популярным психоанализом стали теория и практика логотерапии И Экзистенциального анализа Виктора Франкла – всемирно известного специалиста по вопросам психологии личности и психотерапии, автора большого количества философских, психологических, медицинских книг. Логотерапия и экзистенциальный анализ предполагают, что в ходе психотерапевтической беседы с врачом пациент сможет обнаружить в своей жизни значимый смысл и, благодаря этому, избавиться от большинства своих психологических проблем. Философские основы экзистенциального анализа раскрываются им в сборнике работ под названием «Человек в поисках смысла».

    У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия… Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, – поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме <…>.

    Достижим ли смысл? Возможно ли вновь оживить утерянные традиции или даже утраченные инстинкты? Или же был прав Новалис, заметивший однажды, что возврата к наивности уже нет, и лестница, по которой мы поднимались, упала? <…>.

    Смысл должен быть найден, но не может быть создан . Создать можно лишь субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Тем самым понятно и то, что человек, который уже не в состоянии найти в своей жизни смысл, равно как и выдумать его, убегая от чувства утраты смысла, создает либо бессмыслицу, либо субъективный смысл. Если первое происходит на сцене (театр абсурда!), то последнее – в хмельных грезах, в особенности вызванных с помощью ЛСД. В этом случае, однако, это сопряжено с риском пройти в жизни мимо истинного смысла, истинного дела во внешнем мире (в противоположность сугубо субъективному ощущению смысла в самом себе) <…>.

    Смысл не только должен, но и может быть найден , и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть – это орган смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тот единственный смысл, который кроется в любой ситуации <…>.

    Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации. В век, когда 10 заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, заключенных в 10 000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь <…>.

    Из всего этого вытекает, что смысл, о котором идет речь, должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Однако смысл вездесущ. Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело <…>.

    …человек не только ищет смысл в силу своего стремления к смыслу, но и находит его, а именно тремя путями. Во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо. Помимо этого, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить. Но даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, он при известных условиях способен видеть смысл. Дело в позиции, в установке, с которой он встречает свою судьбу, которой он не в состоянии избежать или изменить. Лишь позиция и установка дают ему возможность продемонстрировать то, на что способен один лишь человек: превращение, преображение страдания в достижение на человеческом уровне <…>.

    Первый [путь] – это то, что он дает миру в своих творениях; второй – это то, что он берет от мира в своих встречах и переживаниях; третий – это позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому положению в том случае, если он не может изменить свою тяжелую судьбу <…>.

    Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях, мы будем называть «созидательными». Помимо созидательных, существуют ценности, реализуемые в переживаниях, – это «ценности переживания». Они проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира, например, в благоговении перед красотой природы или произведений искусства…

    Можно также определить и третью возможную категорию ценностей, поскольку жизнь остается осмысленной, даже когда она бесплодна в созидательном смысле и небогата переживаниями. Эта третья группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Именно реакция человека на ограничения его возможностей открывает для него принципиально новый тип ценностей, которые относятся к разряду высших ценностей. Таким образом, даже очевидно скудное существование – существование, бедное в отношении и созидательных ценностей, и ценностей переживания, – все же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей. Ценности подобного рода мы назовем «ценностями отношения». Ибо действительно значимым является отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю…

    Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца – до самого его последнего вздоха. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность <…>.

    Один умирающий, о последних событиях жизни которого мы расскажем ниже, последовательно и драматично реализовывал все три категории ценностей. Этот молодой человек лежал в больнице с диагнозом неоперабельной опухоли головного мозга. Ему уже давно пришлось оставить свою профессию, он был парализован и не мог работать. Таким образом, у него совсем не осталось возможности реализовывать созидательные ценности. Но даже в таком тяжелом состоянии ему доступен был мир ценностей переживания. Он проводил время в оживленных разговорах с другими больными – развлекая, подбадривая, утешая их. Он читал хорошие книги и в особенности любил слушать по радио хорошую музыку. Однако наступил день, когда он уже не смог переносить натиска звука в наушниках, полностью парализованные руки уже совсем не держали книги. Настал новый этап его жизни; и если ранее от созидательных ценностей он вынужден был перейти к реализации ценностей переживания, теперь он должен был отступить еще дальше – ему оставались доступными лишь ценности отношения. Иначе его поведение и не охарактеризуешь – ведь теперь он принял на себя роль советчика, наставника больных, находящихся рядом, изо всех сил старался своим поведением быть для них примером. Он мужественно переносил свои страдания. За сутки до смерти – а он предвидел день своей смерти – он узнал, что дежурному врачу назначено было сделать ему ночью инъекцию морфия. И что же сделал этот больной? Когда врач после обеда делал обход, молодой человек попросил его сделать этот укол вечером – чтобы из-за него доктор не прерывал своего ночного отдыха <…>.

    Экзистенциальный анализ признает человека свободным, однако этот «вердикт» отмечен двумя особенностями…:

    1. Экзистенциальный анализ лишь условно признает человека свободным, поскольку человек не может делать все, что он хочет; человеческая свобода отнюдь не тождественна всемогуществу.

    2. Экзистенциальный анализ не признает человека свободным, не признавая его в то же время Ответственным . Это означает, что человеческая свобода не тождественна не только всемогуществу, но и произволу <…>.

    …ответственность, которую экзистенциальный анализ помещает как раз в центр своего поля зрения, не сводится к простой свободе постольку, поскольку ответственность всегда включает в себя то, за что человек каждый раз несет ответственность. Как выясняется, ответственность подразумевает (также в отличие от простой свободы) еще что-то сверх того, а именно то, перед чем человек несет ответственность <…>. Инстанция, перед которой мы несем ответственность – это совесть.

    Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1991. – С. 24–43, 114–115, 173–175. 300.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 5

      Ролло Мэй (русс.) - Экзистенциальная психотерапия

      Базовые понятия экзистенциальной психотерапии

      Открытая лекция «Экзистенциальный подход в психотерапии»

      Гуманистическая и экзистенциальная психология Маслоу, Роджерс, Франкл

      Богданова Т.А. Экзистенциальная психотерапия, dream-коучинг (10.11.2013) - 00130

      Субтитры

      Здравствуйте и добро пожаловать! Меня зовут Джефри Мишлов. Тема сегодня - экзистенциальная психология и в студии Доктор Ролло Мэй. Доктор Мэй является одним из учредительных спонсоров Ассоциации Гуманистической Психологии и настоящий первопроходец в области экзистенциальной и клинической психологии Совершенно недавно он получил награду Блистательная Карьера в области Психологии Американской Ассоциации Психологов. Он является автором многочисленных классических книг, включая "Мужество творить", "Любовь и воля", "Смысл тревоги", "Свобода и судьба"и "Психология и человеческая дилемма". Добро пожаловать, доктор Мэй. Спасибо Очень рад видеть вас здесь. На сегодняшний день вы известны как первопроходец, обосновывающий экзистенциальную психологию как независимую дисциплину в клинической сфере. Это дисциплина, которая в отличие от большинства форм клинической психологии, которые основываются на медицинской модели или поведенческой модели полагается более на философскую модель Вы делаете акцент на работы философов таких как Сартр, Хайдегер, Кьеркегор которые рассматривают базовые понятия такие как тревога иначе чем это делают многие медицинские работники Да. Когда мне было... в году 56-м или 57-м (1956-1957) мне позвонили издатели и спросили не отредактировал бы я книгу по европейской экзистенциальной психотерапии Я был рад услышать, что есть подобная книга Я многое знал об экзистенциальном движении но я знал, что в этой стране, я могу твердо в него верить. Так как это именно те люди, которые делают акцент на тревоге.... на личности, мужестве они делают акцент на чувстве вины оно должно быть как минимум принято во внимание И они видят людей как сражающихся иногда успешно, иногда не успешно. И это была именно та модель, которая была нужна нам в области психотерапии. А модель медицинская зашла в тупик И я был рад шансу отредактировать книгу, включающую в себя главы Европейской экзистенциальной психологии И это было... это отмечало моим собственным потребностям и моему сердцу Буду ли я прав, если стану утверждать, что, когда вы говорите о тревоге вы воспринимаете ее не как симптом, который нужно устранить а как путь к исследованию смысла жизни Да. Это абсолютно правильно. Я считаю, тревога ассоциируется со способностью к созданию. Когда вы в ситуации тревоги вы можете, конечно, от нее убежать. Это, конечно же, не разумно. Или вы можете принять таблетки, чтобы справиться с ней или кокаин, или что угодно... - Вы можете медитировать Вы можете медитировать. Но, я считаю, ни один из этих способов, включая медитацию, в которую я однажды верил ничего из этого не приведет вас к творческой активности. Тревога означает, что мир пытается достучаться до вас и вам необходимо творить, вам необходимо создавать, вам необходимо что-то делать Я считаю, тревога помогает людям открыть сердца и души. Для них это отличный старт для возможности создавать для смелости. Это то, что делает нас людьми. Я предполагаю, что понятие тревоги исходит из основной человеческой дилеммы модели существования, в которой неизбежно необходимо совладать с осознанием собственной кончины. - Да. Мы есть сознание самих себя. задач, которые мы ставим перед собой. Мы знаем, что когда-нибудь умрем. Человек - это единственное существо... мужчины, женщины, и, даже иногда дети - это единственные существа, которые знают о своей смерти. И от этого наступает обычная тревога Когда я позволяю себе почувствовать ее у меня появляются идеи Я пишу книги я общаюсь со своими сверстниками другими словами, происходит творческий обмен между личностями основанный на факте, что мы знаем, что когда-нибудь умрем но животные или, например, трава, они ничего не знают. Но наше знание о смерти от него наступает нормальная тревога которая заставляет нас сделать все, на что мы способны за годы пока мы живы. И это, чем я пытаюсь заниматься. Другой источник тревоги, который вы описали в своей книге - это именно свобода способность делать выбор и сталкиваться с последствиями от этого выбора. Да, это так. Свобода также является матерью тревоги. Если вы не знаете свободы - вы не знаете тревоги. Как рабы в фильмах Люди без каких-либо эмоций на лице. У них нет свободы. Но те из нас, у кого есть (свобода)... мы знаем, что то, что мы делаем, имеет значение. и что у нас есть только семь, восемь, девять лет, чтобы это сделать. Так почему же не сделать это и не получить от этого удовольствие? Разве это не лучше, чем избежать этого? Я считаю, это некая капсула тревоги. Есть ли некий конфликт между тем, чтобы чувствовать тревогу и позволять себе быть открытым, уязвимым к чувству тревоги и в это же время ищущим радости? О, нет. Есть конфликт в том, что мы обычно называем "счастье". Я буду говорить о бессмысленных выражениях... что есть "чувствовать себя хорошо"? Когда кто-то чувствует себя хорошо, он проживает счастливые мгновения. Но удовольствие - это нечто отличное от этого. Удовольствие - это нечто особенное, возбуждение, которое мы получаем от использования своего таланта своего понимания тотальности своего бытия... для великих целей Как музыканты, люди, которые создавали мировую музыку такие как Моцарт, Бетховен и остальные. Они всегда испытывали тревогу в разумной степени потому что они были в процессе любви красоты... чувства радости когда они слышали прекрасное сочетание нот. И это именно то чувство, которое сопровождается творчеством поэтому я называю это "мужество творить" Творчество не появляется просто от того, с чем ты родился Оно должно идти в связке со смелостью. Оба эти понятия вызывают тревогу, но также и огромную радость. Кажется, что большую часть современной культуры была попыткой справиться с основополагающим чувством тревоги путем отвлечения от нее вы называете банальными удовольствиями. Вы только что задели самый значимый аспект современного общества. Мы пытаемся избежать тревоги становясь богатыми... зарабатывая сотни тысяч долларов хотя нам, например только 21 год. Мы становимся миллионерами. Но эти вещи не приводят нас к чувству радости и к творчеству, о которых я говорю. Человек может завоевать мир, но так и не обрести чувства внутреннего чувства радости, удовлетворения, смелости, способности творить. И мне кажется, наше общество претерпевает кардинальные изменения. Общество, которое начало свое существование в период Ренессанса, а сейчас подходит к концу. И мы видим результаты этого окончания социального периода. И интерес к психотерапии растет Почти каждый человек в Калифорнии считает себя психотерапевтом. Да, вроде того Да, так и есть. Это всегда происходит, когда умирает эпоха. Вот, например, греки греческие философы, творившие в 7-6 веках до н.э. Они говорили о красоте, о добре, о правде и других великих вещах, о которых обычно говорили философы. Но к третьему, второму, первому веку до рождества Христова они все были забыты. философы уже говорили о безопасности. И они помогают людям справится с этой болью, насколько это возможно. И они создают модели для человеческого существования. Красота, правда и доброта потеряны. Сейчас наш Ренессанс начался с Нового Времени И в начале этого века нет психотерапевтов. Их роль берет на себя религия, искусство, красота и музыка. В конце эпохи... и в конце каждой эпохи в истории было то же самое... Все люди становятся терапевтами... потому что нет способов взаимодействия между с людьми, когда им это нужно И люди выстраиваются в очереди в кабинет к психотерапевтам. Я думаю, это скорее знак упадочности нашего века а не знак века великих умов. Я знаю, что в вашей книге "Любовь и воля" вы ссылаетесь на замечательный стих Т.С. Эллиота "Бесплодная земля" И вы, несомненно, знаете, что многие люди, прочитав ее, когда она была впервые написана в первой половине этого века не в полной мере поняли пророческой природы этой поэмы. Конечно! Ведь поэма описывает пустоту современного общества. Да, именно. Если помните, король Пустоши был бессильным. И на его земле не росла ни пшеница, ни обычная трава. Поэтому земля и называлась пустошью, и это удивительная деталь. Но спустя не так много времени в 1920х, в век джаза была написана другая пророческая книга Великий Гэтсби Фильм был ужасен! Но давайте забудем о фильме и поговорим о книге. Это Скотт Фитцджеральд! Да, Скотт Фитцджеральд.Это небольшая книга которая лучшим образом описывает, как распадается наш век. и в конце концов умирает, как умирает абсолютно одинокий главный герой и никто не приходит на его похороны. И в это и есть трагедия. Но Фитцджеральд видел, что все это происходило не только в Век Джаза, когда все зарабатывали много денег и испытывали новые стили, как это происходит сегодня. Но он знал, что произойдет в итоге. И поэтому и появился Великий Гэтсби. Сейчас мы в веке. когда такие вещи как "Бесплодная Земля" и "Великий Гэтсби" приносят свои результат. И вот почему я верю в то, что если наше общество выживет а я верю все-таки в угрозу ядерного взрыва если оно выживет мы переместимся в новый век Век, где акцент будет не на том, как заработать кучу денег а потом до смерти бояться падения показателей на фондовом рынке. А все-таки акцент будет на правде и радости, понимании и красоте, и тех вещах, ради которых стоит жить. Вы также характеризуете настоящий век как век, в котором современный человек как буд-то обворован своими собственными желаниями Что по психологии Фрейда и другим научным дижения мы видим человечество как зависимое от влияния детерминистических сил и угроз больших социальных движений, ядерной войны и так далее и мы ничего не можем сделать с ощущением беспомощности и отчужденности И вы предлагаете, я так понимаю что путем философского и экзистенциального исследования мы можем достичь эффекта иного состояния сознания в котором мы воссоединяемся со своим желанием на более глубоком уровне. Да. Это то, о чем я писал в книге "Любовь и воля". Так как мы не можем любить пока мы также не сможем желать ("проявлять волю") И я думал, я думаю и думал, когда писал эту книгу что появятся новые способы любить. Люди снова научаться быть близкими. Они будут писать письма,между ними снова возникнет чувство дружбы. Сейчас наступает Новый век. И я не думаю, что философия будет во главе. Взгляните, сегодня нет философов. Последним философом в этой стране был Пауль Тиллих. Но люди не сдались...и сейчас они обращаются к философии. Они обращаются к науке и просто заглядывают за плечо ученого. Они думают, как они могут помочь науке вместе собрать вещи воедино. Это и не философия. Философия - это углубленный поиск правды, которой я могу наполнить себя путем которого я могу создавать философию, основываясь на свободе. Это, также, основа доброты. Которая, кажется, не волнует многих современных людей, но мне кажется, это огромная ошибка. Потому, что нам не хватает этики, нам не хватает морали. Нам нужна доброта и нам нужна красота. Это все философские понятия но, несмотря на это, я являюсь психотерапевтом. Не смотря на все те отвратительные вещи, которые я должен был сказать о психотерапии она является тем самым способом с помощью которого в конце ХХ века можно помочь многим людям найти себя и тот способ жизни который будет их удовлетворять и даст им радость на которую человек имеет полное право. И я абсолютно не стыжусь того что я психотерапевт. Я стал терапевтом, так как увидел способ, как помочь людям облегчить душу. Именно так люди показывают, что у них на сердце. Они не показывают это философии они не показывают этого многим сегодняшним религиям им тоже не показывают, да. Поэтому многие люди в Калифорнии присоединяются к культам Когда-то я верил в медитацию и сам занимаюсь ею. Мы научились многим вещам из Индии и Японии. Но мы не можем стать индусами или японцами и нам необходимо найти для себя форму религиозного изучения определенного религиозного опыта, который будет подходить нам - первопроходцам 21 века. Пару минут назад вы упомянули понятие "Новый век" и, конечно же, Новый век это достаточно популярное понятие на сегодняшний день, включающее в себя широкий спектр различных занятий. И, насколько я знаком с вашими работами, я могу сделать вывод, что вы вы критически относитесь к способам смягчения человеческих страданий и попыткам улучшить свое состояние. И я предполагаю, что эта критика сродни критике Фрейда. Несомненно Очень приятно общаться с вами потому, что вы прочли то, что я написал и вы знаете наверняка, в какое русло направить разговор. Нет, мне не нравится движение Нового века. Я думаю, оно слишком упрощенное и заставляет людей чувствовать себя счастливыми временно. Но оно избегает реальных проблем. Новый век наступит лишь тогда, когда мы сможем встретиться с тревогой, чувством вины за наше ошибочное представление о смысле жизни как способ нашего восприятия смерти как приключения. В данный момент Новый век не включает в себя ни одно из этих понятий. Он лишь говорит о том, как быть веселым и распевать песенки. Вы знаете, я заметил здесь другой парадокс. В вашей книге "Свобода и судьба" я заметил мистическую главу и вы ссылаетесь на великих западных мистиков как Якоб Бёме и Майстер Екхарт а именно их поиск божественного в самих себе И вы кажется, я не знаю как правильно выразиться, но вы это видите как модель глубокого экзистенциализма. О, да. Так и есть. Я верю и я последователь этих мистиков в нашей традиции. Но я не верю и не я последователь Райгниша и других Махариши Да, и Махариши. Я последую наиболее общительных из этих лидеров. Но большинство из них, которые пришли из Индии, провозгласили свою идею но попали в просак и получили иски на миллионы долларов и их идея провалилась. Или как Джим Джонс, который повел за собой 800 или 900 людей на остров и они должны были создать идеальное общество, но они все покончили жизнь самоубийством... 819 человек... Мне кажется, что ваша критика намного глубже, чем просто скандал. Мне кажется, что то, о чем вы говорите это что-то вроде убежища на мистическом Лотос лэнде но где, тем не менее, верят в спиритизм и реинкарнацию. Люди теряют связь с базовым понятием существования. Абсолютно.Вы очень красиво сказали. Я с критикой отношусь к этим движениям, которые смягчают наши проблемы. Они уточняют, что мы должны их забывать. Мне кажется, это именно та мистика, о которой мы с вам говорили. Якоб Бёме был сожжен на костре и другие христианские мистики и мусульманская мистики в нашей давней традиции очень важны. Хотя церковь одно время противостояла им. Несмотря на это, они оставили чудесные книги знания, которые мы можем читать, мы можем понимать и учится по ним. Я знаю, что некоторые экзистенциальные философы, таки как Камю и Сартр, и даже Жанэ внесли свой вклад в идею восстания против обычной общественной морали Мне кажется, что то, о чем вы говорите и есть настоящая мистика. Это как своего рода бунт нашего времени против стадного инстинкта. Да, так и есть. Да, это бунт против стадного инстинкта. Сартр был очень важной фигурой в этом движении восстания. Камю написал книгу о бунте. Пауль Тиллих был дорогим и очень близким мне другом на протяжение 30 лет. Он и другие экзистенциалисты понимали, что радость и свобода приходят лишь с пониманием жизни и столкновением с трудностями. Сартр, когда Францию захватили нацисты, написал драму под названием "Мухи". Это пересказ древнегреческой истории об Оресте. Я хочу немного процитировать Зевс пытается заставить Ореста не возвращаться в его родной город, и убить мать, (то что ему было нужно сделать, чтобы отомстить за отца) Зевс сказал: "Я создал тебя, поэтому ты должен меня слушать". Орест ответил:"Ты создал меня, но ты просчитался. Ты создал меня свободным". Зевс пришел в ярость, он увеличил звезды и планеты вокруг чтобы показать, насколько он могуществен и сказал: "Знаешь ли ты, какое отчаяние тебя настигнет, если ты продолжишь свой путь?" Орест ответил: "Человеческая жизнь начинается на дальней стороне отчаяния." И мне приходилось в это верить. Человеческая радость начинается как алкоголизм. Люди не могу справиться с алкоголизмом если проживут отчаяние и только тогда они смогут постичь свободу от алкоголизма. Поэтому я считаю, что отчаяние имеет свою конструктивную сторону также как тревога имеет свой конструктивный эффект. Вы ранее упоминали художественные достижения Сартра и мы говорим о том, что человек может ощущать то, что мы называем слезами радости. И человек может ощущать это, когда ощущает глубокую радость. Это включает в себя полноту человеческой жизни... и мы видим радость... которая бьет ключем сквозь отчаяние Это и есть настоящая радость. Да. Вы хорошо это поняли. Но все де остается некий пугающий момент. Мы проживаем наши жизни и проходим наши рутины. И боимся погрузиться в полноту жизни. Да, именно так. Если бы это было так просто, это бы не было эффективно. Это не просто. Жизнь сложна. И я верю в то, что в ней много конфликтов и много испытаний, но мне кажется, что без всего этого, жизнь не была бы интересной. Интерес, радость, творчество, которое возникает от прослушивания симфонии Бетховена Наслаждения радостной радостью от того, чем мы восхищаемся. Для меня это конец девятой симфонии Эта радостная радость наступает только после агонии, которая показана в первой части симфонии. Сейчас я верю в жизнь и в радость от человеческого существования. Но эти чувства нельзя испытать если не испытать отчаяние, также тревогу, которые приходится испытать каждому человеку, если он живет без какого-либо творчетва. Ролло Мэй, я очерь рад был находиться здесь с вами и, так сказать, рассмотреть в очень глубоком аспекте агонию и восторг. Должен отметить, что, когда я читал вашу книгу "Любовь и воля", готовясь к этому интервью после прочтения последний главы, я ощутил волны энергии, пульсирующие в моем теле. Это чудесно. Как говорят йоги, это кундалини очень странное чувство восторга и агонии. Кажется что ваше желание заглянуть в глаза жизни это как желание заглянуть в глаза Богу. Это чудесно! Я очень рад что у вас был этот опыт. Для меня большая радость быть здесь. Хочу сказать несколько слов в заключении. Мне кажется что оценивая вашу работу у меня возникает почему "трагедия" считается наивысшей формой У Шекспира, например. Трагедии - это огромное удовольствие и в наше время тоже. "Смерть коммивояжера", например, одна из самых великих пьес 20 века. Ролло Мэй, огромное спасибо, что были сегодня сом ной. Мне понравилось! И спасибо вам, что были с нами!

    Основные концепции

    Экзистенциальная терапия, вслед за философским экзистенционализмом, утверждает, что жизненные проблемы человека проистекают из самой человеческой природы: из осознания бессмысленности существования и необходимости искать смысл жизни ; из-за наличия свободы воли , необходимости делать выбор и страха нести ответственность за этот выбор; из осознания равнодушия мира, но необходимости с ним взаимодействовать; из-за неминуемости смерти и естественного страха перед ней. Известный современный экзистенциальный терапевт Ирвин Ялом определяет всего четыре ключевые проблемы, с которыми имеет дело экзистенциальная терапия: смерть , изоляция , свобода и внутренняя пустота . Все остальные психологические и поведенческие проблемы человека, по мнению сторонников экзистенциальной терапии, проистекают из этих ключевых проблем, и только решение, или, точнее сказать, принятие и осмысление этих ключевых проблем может принести человеку подлинное облегчение и наполнить его жизнь значением.

    Жизнь человека рассматривается в экзистенциальной терапии как череда внутренних конфликтов, разрешение которых ведёт к переосмыслению жизненных ценностей, поиску новых путей в жизни, развитию человеческой личности . В этом свете внутренние конфликты и проистекающие из них тревога , депрессия , апатия , отчуждение и другие состояния рассматриваются не как проблемы и психические расстройства, а как необходимые естественные этапы для развития личности. Депрессия, например, рассматривается как этап потери жизненных ценностей, открывающий дорогу для нахождения новых ценностей; тревога и беспокойство рассматриваются как естественные признаки необходимости сделать важный жизненный выбор, которые покинут человека, как только выбор будет сделан. В этой связи задача экзистенциального терапевта заключается в том, чтобы подвести человека к осознанию своих самых глубинных экзистенциальных проблем, пробудить философское размышление над этими проблемами и вдохновить человека сделать необходимый на данном этапе жизненный выбор, если человек колеблется и откладывает его, «застревая» в тревоге и депрессии.

    Экзистенциальная терапия не имеет общепринятых терапевтических техник. Сеансы экзистенциальной терапии обычно проходят в форме взаимно уважительного диалога между терапевтом и пациентом. При этом терапевт ни в коем случае не навязывает пациенту никаких точек зрения, а лишь помогает пациенту глубже понять себя, сделать собственные выводы, осознать свои индивидуальные особенности, свои потребности и ценности на данном жизненном этапе.

    История

    Некоторые авторы возводят появление экзистенциальной терапии к античности, рассматривая, например, диалоги Сократа с молодыми людьми, а позднее целые школы Аристотеля , Эпикура и стоиков как некую форму философской терапии , которая была призвана улучшить понимание мира и тем самым облегчить жизнь человека, что роднит её с современной экзистенциальной терапией.

    Такое назначение философии было во многом потеряно вплоть до XIX века, когда его возродили Кьеркегор и Ницше . Их работа позднее вдохновила многих мыслителей XX века, таких как Хайдеггер и Сартр , которые не скрывали, что видят роль философии прежде всего в конкретной помощи людям.

    Швейцарский врач-терапевт

    «Exsistentia» в переводе с латинского означает «существование». Экзистенциальное направление в психологии подразумевает разрешение конфликтов, связанных с запросами, касающимися свободы выбора, воли, одиночества, смерти человека, ответственности за выстраивание сценария собственной жизни. В западной и русской культуре ХХ века философы и деятели культуры обращались к внутреннему опыту человека, осознавшего свое тотальное одиночество, смертность и, параллельно с этим, - потерю смысла бытия. Но не они открыли эту страницу в истории культуры. «Сократ … поставил проблему жизни и попытался перевести ее в царство самопознания…. Он захотел силой духа исправить жизнь, осознав конфликт принципа свободы личности и бытия» . О силе человеческого духа задумывались уже на заре цивилизации, но ХХ век обострил эти вопросы невиданным доселе в истории количеством войн, геноцидом, чудовищными экспериментами над людьми.

    Экзистенциальное направление в философии и культуре начало особенно интенсивно развиваться в промежутке между мировыми войнами. Не потеряло оно актуальности и сейчас, в XXI веке, с угрозой Третьей мировой войны. Поиск смысла и обретение себя, ощущение собственной силы и ответственности - это насущные вопросы, которые волнуют клиентов самого разного возраста: подростков-бунтарей и пенсионеров, мужчин и женщин, переживающих кризис середины жизни, студентов, разочарованных собственными идеалистическими представлениями о выбранной профессии, и многих других. Экзистенциальный запрос клиента - это своеобразный вызов терапевту, приглашение углубиться в свой внутренний мир, чтобы обрести ресурсы. И какой-то универсальной безотказной методики или стандартного набора упражнений здесь не бывает. Это живой и интенсивный поиск. Именно такой принцип провозглашал в книге «Мама и смысл жизни» И. Ялом, считая, что в идеале для каждого клиента должен быть изобретен уникальный язык и индивидуальный метод терапии, потому что мировоззренческие смыслы каждый понимает глубоко индивидуально.

    Экзистенциальные вопросы в психологической науке

    Вехой в психологии стал подход, разработанный В. Франклом, создателем логотерапии. Широко известны его научные работы, в том числе и после опыта концлагеря, трактуемые психологом как экстремальное и жестокое условие для создания новых жизненно важных смыслов (одним из них стало наличие близких и родных, ради которых стоило выжить). «Экзистенциальный анализ должен будет помочь человеку стать способным страдать» . Речь не просто о страдании, но и о принятии этого состояния, когда принцип «больно, значит, плохо» заменяется «больно, значит, есть смысл». Добавим, что страдание должно менять человека, способствовать его духовному росту - в этом процессе и заключается базовый смысл. И если человек в концлагере не видит его и продолжает ужасаться бесчеловечности, падает духом, он фактически обречен (интересно, что и А. Солженицын утверждал: первыми в советских лагерях погибали те, кто отчаялся, а наибольшей жизнестойкостью отличались верующие - то есть, нашедшие свой смысл в идее Бога). «Тот, кто знает «почему», может справиться с любым «как» , - считал И. Ялом, еще один представитель экзистенциального направления в психологии. Только смысл дает силы жить. Иными словами, концентрация должна быть не на процессе страдания, но на вопросах: Почему это происходит со мной? Что дает мне эта ситуация? Ради чего я должен выжить? Это единственный способ расширить сознание. «Смысл - это, по всей видимости, нечто, что мы проецируем в окружающие нас вещи, которые сами по себе нейтральны» , - считал В. Франкл.

    Экзистенциальный подход в психологии существенно развил и углубил Ирвин Ялом, работая с обреченными на смерть людьми, включая онкопациентов. В его подходе непременным условием является установка на принятие собственной смертности человеком, особенно когда смерть близка. В книге «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» психотерапевт приходит к парадоксальному, но обоснованному выводу: именно идея конечности жизни побуждает человека к проявлению активности. Экзистенциальную терапию Ялом понимает как продуктивное «взаимодействие и размышление об этом взаимодействии», которые ведут к преобразованиям поведения человека. В его практике усилия были направлены вначале на принятие пациентами экзистенциальной тревоги по поводу одиночества, смерти, инвалидности, упущенных лет, на осмысление того, как это переживается «здесь и сейчас» самим клиентом и терапевтом, и этот процесс в большинстве случаев вел к мощным духовным преобразованиям, к пониманию новых аспектов переживаемого.

    Принципы экзистенциальной терапии

    Согласно этому подходу, внутри человека происходит столкновение его установок и реализации способа бытия. Столкнувшись с неизбежностью и реальностью собственной смерти, осуществляя жизненно важный выбор, теряя близких или переживая экстремальные события, человек неизбежно вырывается из обыденности и сталкивается со всей сложностью и глубиной жизни. Как известно, в окопах нет атеистов, и точно так же в экстремальных ситуациях все люди - в той или иной мере философы. И тогда, чтобы сохранить более-менее уравновешенное состояние, вступают в действие психологические защиты. Но оборотная их сторона в том, что, защищая, они одновременно и блокируют потоки жизненной энергии, способствуют созданию иллюзий, которые иногда смутно ощущаются как ложные, но всегда влияют на качество внутренней жизни негативно. «От пациента требуется, чтобы он захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается , считал В. Франкл. Смысл страдания - в грядущих изменениях личности. Здесь срабатывает принцип жемчужины в раковине: подобно тому, как песок, попадающий в нее и причиняющий боль моллюску, становится жемчугом, так и страдание человека, пережитое в полной мере, с позволением осуществиться придает событию смысл, меняя приоритеты и установки человека, способствуя появлению у него новых качеств - а значит, и полноты бытия. Потому что в каждом событии кроется потенциал для духовного роста. «Люди, лишенные напряжения, склонны к тому, чтобы создавать его, и это может принимать либо здоровые, либо нездоровые формы» , - говорил Франкл, подмечая интуитивное желание любого человека пребывать в некоем движении, преодолевать препятствия и ощущать свои силы, границы, потенциалы.

    Терапия страха смерти

    Этот базовый страх присущ любому биологическому существу - хотя бы на уровне инстинктов. В экзистенциальной терапии все начинается с его признания и принятия неизбежности факта своей смерти.

    В этом смысле эффективно прочерчивание линии жизни и определение своего актуального отрезка на данный момент, детальное представление своей смерти с созданием некролога или надписи на могиле (иногда эти надписи можно сделать намеренно парадоксальными).

    Дает свой эффект групповая терапия в составе из здоровых и больных либо в группах однородного типа (например, онкопациенты, как это описано у И. Ялома).

    Важным выводом из исследований И. Ялома, опросившего десятки обреченных на смерть людей, стало понимание, что смерти меньше боятся те, кто активно, разнообразно, в полную силу прожил свою жизнь. Люди, мало позволявшие себе, отказывавшие себе в осуществлении своих больших и малых желаний, боятся смерти больше - по сути, страх смерти означает сожаление о непрожитой жизни. Следовательно, важным моментом терапии будет осознание того, что именно сейчас придает человеку силу жить, вызывает у него искреннюю радость - и выстраивание своей жизни с тем, чтобы этому обязательно находилось место.

    Работа с ощущением одиночества

    Парадоксально, но чтобы справиться с одиночеством, нужно в него углубиться. Как говорят психологи, нельзя перестать быть одиноким без возможности уединения.

    В своей работе терапевт обязательно сделает акцент на представлении клиента о партнерских отношениях, исключающих проявления зависимости, манипулирование (если это представление очень приблизительное, над ним работают). Как правило, у клиента часто искажен образ партнерства или нахождения в паре, нередко проявляются патологии в виде агрессивного желания обладать партнером, указывать ему, как правильно поступить, манипулировать или, наоборот, включается механизм «жертвы», созависимости и т. п.

    Немаловажную роль в работе играет установка «здесь и сейчас» - в отношениях с терапевтом всегда проявляются причины одиночества или сложностей межличностного взаимодействия. Ценным опытом будет получение клиентом «обратной связи» от терапевта.

    Пробуждение чувства ответственности за свои решения

    При возникновении этой проблемы эффективным будет выявление способов отказа от ответственности (методом интервью-конфронтации, парадоксальных утверждений и пр.). Терапия, направленная на пробуждение ответственности, как, впрочем, вся экзистенциальная терапия, исключает директивный стиль - ведь в таком случае велика опасность перенесения ответственности на терапевта - очередная уловка клиента. Методы терапии должны быть направлены на укрепление волевых качеств (или пробуждение их), важно учесть личностный потенциал, выстроить цели и желания с тем, чтобы потом перевести их в план реальности, подумав, какими способами это можно сделать. Если желаний «нет» - предстоит работа по поиску себя, ощущению вкуса жизни у клиента.

    Утрата смысла жизни

    Такие проблемы возникают часто в подростковом возрасте - либо позднее, в переломные моменты. Здесь важно стимулировать самопроявления клиента, смещать угол восприятия из сосредоточенности на внутренних процессах вовне для обретения смыслов (иногда суженное восприятие загоняет человека в тупик). Этому способствуют посещения детских приютов, хосписов, волонтерская работа, любое обращение к чужому, еще более драматичному опыту. Часто человек, ощущающий себя брошенным и одиноким, никому не нужным, светлеет просто от того, какими глазами встречают и провожают его дети, лишенные родительской опеки, и осознает собственную значимость, востребованность, нужность на невербальном уровне.

    Важным в процессе терапии будет и совместное размышление о разных сторонах событий с учетом принципа В. Франкла: все события нейтральны, и лишь человек окрашивает их в светлые или темные тона. Гибкость мышления - важное качество и в терапии, и в ходе последующей самопомощи пациента. Если взять в качестве постулата убеждение, что нет только плохого или однозначно хорошего в жизни, это само по себе будет давать важный терапевтический эффект.

    И, вполне возможно, что самым важным в экзистенциальной терапии является то, о чем говорил еще Ирвин Ялом, - проявление участия к клиенту, вовлеченность в его жизнь и те смыслы, которыми она наполнена. Терапия отношением - мощное оружие в руках психолога. Кто знает, может быть, у клиента это последняя возможность быть безусловно принятым и услышанным.

    Литература
    • 1. Трегубов, Л., З. Вагин, Ю. Р. Эстетика самоубийства. - Пермь: Капик, 1993.
    • 2. Франкл, В. Психотерапия на практике. - Пер. с нем. СПб.: Речь, 2001.
    • 3. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990.
    • 4. Ялом, И. Мама и смысл жизни. Электронный ресурс: Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/54717. Дата доступа: 17.03.2017.
    • 5. Ялом, И. Вглядываясь в солнце: Жизнь без страха смерти. Электронный ресурс: Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/54717. Дата доступа - 17.03.2017.

    Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна