Войти
Логопедический портал
  • Классный час "Сдадим ОГЭ успешно" (9 класс)
  • Как разгадывать ребусы с буквами и картинками: правила, советы, рекомендации
  • Тема любви в творчестве, лирике есенина сочинение Мое восприятие темы любви в лирике есенина
  • Декартовы координаты точек плоскости
  • Картотека игровых упражнений для обучения детей с нарушением речи правильному употреблению предлогов Д игра где что находится предлоги
  • Как определяют происхождение метеоритных кратеров
  • Большой десантный корабль александр грин. От «Катранов» до «Армат»: уникальные десантные возможности новейшего корабля «Иван Грен. Место БДК типа «Иван Грен» в ВМФ России

    Большой десантный корабль александр грин. От «Катранов» до «Армат»: уникальные десантные возможности новейшего корабля «Иван Грен. Место БДК типа «Иван Грен» в ВМФ России

    МОСКВА, 29 дек - РИА Новости, Андрей Станавов. Три сотни вооруженных до зубов морпехов, 13 основных боевых танков или - на выбор - около 40 БТР/БМП, а также два транспортно-десантных вертолета. Такая мини-армия свободно умещается на борту большого океанского десантного корабля (БДК) проекта 11711 "Иван Грен". До конца года на нем поднимут Андреевский флаг, и "Грен" официально войдет в состав Северного флота. Этот "десантник" - первый российский корабль такого класса, способный обеспечивать высадку людей и тяжелой техники без контакта с берегом. О том, в чем он превзошел своих предшественников и какое место займет во флоте, - в материале РИА Новости.

    Морпехи с доставкой

    Если не считать флотилии малых и средних десантных кораблей, то только БДК сегодня в составе ВМФ числится около двух десятков. Это корабли советских проектов 775 (типа "Цезарь Куников") и 1171 (типа "Николай Фильченков"). Если первые еще относительно молодые, то возраст вторых уже приближается к почтенному. К примеру, "Саратов" был спущен на воду в 1964-м. И хотя корабли регулярно ремонтируются, очевидно, что уже очень скоро им потребуется замена. "Иван Грен" - прямой потомок БДК проекта 1171 "Тапир", а точнее, его развитие. Даже по основным характеристикам они схожи: смахивающий на сухогруз "дедушка" тоже обладает солидным водоизмещением и может перевезти 300 морских пехотинцев и два десятка танков.

    Плоскодонные корабли проекта 755 польской постройки, которые сейчас составляют основу флота БДК, уступают "Ивану Грену" по габаритам и вместимости. Для сравнения: полное водоизмещение нового корабля - 5000 тонн против 4080 у польского "собрата". Кроме того, он на восемь метров длиннее, на полтора метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Если "Цезарь Куников" может вместить 190 морпехов и десять танков (или 24 бронетранспортера), то "Грен" - 300 и 13 соответственно. Корабли 775-го проекта строили двумя сериями, причем, планировалась третья - специально под перевозку газотурбинных танков Т-80. Примечательно, что головной БДК этой серии назывался "Контр-адмирал Грен". Его успели заложить в Гданьске, но после распада СССР разрезали на металл.

    Колонна бронетранспортеров идет к большому десантному кораблю с целью погрузки на него на учениях морской пехоты Тихоокеанского флот / © РИА Новости / Виталий Аньков

    Пушки и "Катраны"

    Новый БДК несколько превосходит корабли проекта 755 не только про грузоподъемности, но и по мощи бортового вооружения. В дополнение к АК-176М и АК-630М-2 "Дуэт" (10 тысяч выстрелов в минуту) он несет две установки реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М" калибра 122 миллиметра. Каждая включает в себя лазерный дальномер, систему управления, 40 направляющих и забрасывает реактивные снаряды на дальность до 20 километров со скорострельностью две штуки в секунду. Массированный удар "Града" буквально сметает живую силу и легкую бронетехнику противника. Таким образом, корабль в состоянии даже без поддержки других сил флота прикрыть высадку десанта плотным ракетно-артиллерийским огнем. Защититься от вражеских ракет ему помогут несколько пусковых установок комплекса радиоэлектронного подавления. Хотя, как правило, корабли такого класса применяются не в одиночку, а в составе мощной десантной группы.

    Для строительства "Грена" применялись новейшие разработки в кораблестроении, использовались высокопрочные материалы и даже технологии снижения заметности. Ограничений по типам перевозимой боевой техники практически нет, лишь бы ее суммарная масса не превышала допустимую. БДК может транспортировать танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояния до 3,5 тысячи морских миль. Все это хозяйство размещается на так называемой танковой палубе. Технику можно погрузить разными способами: портальным или палубным краном, также она своим ходом может заехать по кормовой аппарели. Кроме того, БДК может перевозить стандартные 20-футовые морские контейнеры. В кормовой надстройке оборудован ангар для десантно-транспортного вертолета Ка-29 или ударного Ка-52К "Катран".

    Большой десантный корабль "Иван Грен" / © РИА Новости / Игорь Зарембо

    Мост на берег

    Фирменная "фишка" "Грена" - так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Для этого из распахнутых носовых ворот один за другим на воду выталкиваются инженерные понтоны, которые в сцепленном виде образуют мост. Он "стыкуется" с береговой линией и служит переправой для тяжелой техники и морских пехотинцев. Такая схема позволяет сохранять дистанцию между кораблем и берегом и снижает риск сесть на мель. Легкие плавающие БМП, БТР и БМД можно выпускать прямо в море как с кормы, так и с носа: они доберутся до берега самостоятельно. Интересно, что непосредственно перед высадкой танки и БМП обычно работают на холостом ходу, и десантный трюм быстро заполняется выхлопными газами. Чтобы десантники не отравились, открывают верхний грузовой люк. Высадка десанта возможна при волнении моря до четырех баллов.

    "Сердце" БДК - два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 лошадиных сил. Он разгоняют корабль до максимальной скорости в 18 узлов. В автономном плавании "Грен" может находиться до месяца. Для экипажа численностью около 100 человек и морпехов предусмотрены достаточно комфортные условия размещения в каютах и кубриках, имеется даже тренажерный зал.

    Большой десантный корабль "Иван Грен" вышел в море на ходовые испытания / © РИА Новости / Игорь Зарембо

    Иван Грен" - головной корабль проекта 11711. Невское проектно-конструкторское бюро работало над ним несколько лет, проект неоднократно переделывали под меняющиеся требования Минобороны. Постройкой занимался Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь". Там же сейчас достраивается второй корабль серии - "Петр Моргунов". Его планируется передать флоту в 2018 году. Больше таких кораблей строить не будут - командование отказалось от них в пользу еще более крупных и вместительных.

    Большие десантные корабли - это универсальные рабочие лошадки, без которых не обходится ни одна серьезная войсковая операция на территории стран, имеющих выход к морю. Именно на них в 1986-м эвакуировали граждан СССР из охваченного огнем гражданской войны Йемена, а в начале 1990-х - личный состав советской военно-морской базы Нокра из Эфиопии. Во время грузино-абхазского конфликта из зоны боевых действий на "десантниках" вывозили беженцев и российских туристов. В 1999-м БДК Черноморского флота участвовали в переброске российского контингента миротворческих сил в Югославию, а в августе 2008-го – высаживали десант в грузинском порту Поти. Важнейшую роль эти корабли сыграли в операции Вооруженных сил России в Сирии. Кроме перевозки грузов, людей и техники, БДК могут также эффективно применяться для постановки морских мин.

    Большие десантные корабли "Николай Вилков" (слева) и "Адмирал Невельской" высаживают морской десант во время двухсторонних учений на полигоне Клерк в Приморском крае / © РИА Новости / Виталий Аньков

    25 июня 2016 года совершил первый выход в море головной корабль проекта 11711 «Иван Грен». Данное событие ознаменовало успешное воплощение проекта 11711 в жизнь. «Иван Грен» является первым кораблём, выпущенным в рамках данного проекта.

    Хотя изначально в рамках проекта 11711 планировалось выпустить 5-6 больших десантных кораблей (БДК), после спуска на воду корабля «Иван Грен» стало окончательно известно, что проект будет завершён после спуска на воду второго корабля – «Пётр Моргунов». Подобное изменение первоначальных планов произошло из-за длительности разработки БДК проекта 11711, которая длилась с 1998 года. Толчком к началу проекта послужил отказ Франции передать два десантных корабля типа «мистраль», которые изначально строились по заказу России.

    История появления БДК проекта 11711

    Так как большинство современных войн являются локальными, то армии больших стран должны быть высокомобильными и профессиональными. Именно это послужило основой для разработки ВМФ России военных кораблей нового типа. Так как роль морского флота в настоящее время заключается, в том числе и в высадке десанта, России срочно были нужны десантные корабли, способные перевозить большое количество морских пехотинцев, вместе с их боевыми машинами.

    Все старые десантные суда, которые были сделаны ещё в СССР, не могли вместить достаточное количество морских пехотинцев, поэтому в 1998 году Невское проектно-конструкторское бюро получило техническое задание на разработку судов подобного типа. Изначально, специальное десантное судно предполагалось сделать небольшим. Использовать его предполагалось на Чёрном и Балтийском морях.

    Вскоре планы по созданию десантного корабля были существенно откорректированы. Создание небольшого корабля было признано несоответствующим современной концепции ведения войн, поэтому было принято решение значительно увеличить водоизмещение будущего военного корабля. Новый план предполагал создание большого десантного корабля, который cмог бы решать военные задачи в любой точке мирового океана.

    Хотя новый план был признан, в ходе разработок проекта ещё 3 раза пришлось вносить значительные изменения. Конструкторские разработки продолжались в течение 6 лет. В конечном итоге проект стал называться проектом 11711, а большое десантное судно, согласно новой конструкторской разработке, должно было обладать следующими характеристиками:

    • Водоизмещение корабля было увеличено до 5 000 тонн, что значительно увеличило полезную площадь для размещения личного состава и специализированной военной техники;
    • Характеристики десантного судна позволяли кораблю свободно перемещаться в любой точке мирового океана;
    • Судно было оборудовано самыми современными средствами погрузки-выгрузки;
    • На его палубе могли размещаться два вертолета и целый комплект различного вооружения.

    Кроме того, в комплекте нового корабля предусматривалось место для размещения целого ряда погрузочно-разгрузочных машин и специальных морских понтонов.

    Строительство больших десантных кораблей проекта 11711

    Первый десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» был заложен только в 2004 году. Назван первый корабль серии был в честь советского вице-адмирала и учёного Ивана Грена. Хотя ещё на стадии проектирования в проект постройки три раза вносились серьёзные изменения, за годы постройки, которые растянулись практически на 14 лет, конструкторы внесли ещё более 20 изменений.

    Проект 11711 в полной мере испытал на себе последствия экономического кризиса в России. Заказчик проекта и подрядчик долго не могли придти к согласованному решению. Главной проблемой было недостаточное финансирование проекта. Хотя необходимые деньги на очередной этап работы часто выделялись в полном объёме, последствия инфляции значительно уменьшали эти суммы.

    Интересна ситуация, когда, не решив все проблемы, связанные со строительством первого корабля, в 2010 году было начато строительство второго корабля из этой серии. Вероятнее всего это было связано с необходимостью как можно быстрее «освоить» дополнительные средства, выделяемые бюджетом на этот проект. Конструкторы прекрасно понимали, что за 6 лет, которые прошли после начала строительства первого корабля серии, появились новые технологии, и первый БДК «Иван Грен» не станет образцом совершенства и воплощением современных технических решений. Как показало время, конструкторы оказались правы. Проект 11711 было решено закрыть после окончания строительства второго корабля серии.

    В 2012 году большой десантный корабль «Иван Грен» был спущен на воду. После этого события на его испытания и доработки было отведено 2 года. Большие проблемы, касающиеся доработки корабля, произошли из-за неготовности военной промышленности России в срок поставить кораблю необходимое вооружение. Не отставали от военной промышленности и другие предприятия, которые также не успевали с производством необходимых узлов и агрегатов, необходимых для завершения постройки первого корабля проекта 11711.

    Хотя корабль «Иван Грен» должен был быть готов в конце 2013 года, свой первый полноценный выход в море он совершил только летом 2016 года.

    Особенности конструкции БДК «Иван Грен»

    Корабль «Иван Грен» был заложен в декабре 2004 года на судостроительном заводе «Янтарь» в городе Калининграде. При начале строительства ему был присвоен номер 01301.

    Проект 11711 был разработан в ОАО «Невское Проектно-конструкторское бюро». Данный проект пришёл на смену проектам 775 и 1171, которые разрабатывались до него. Кстати, большие десантные корабли этих проектов, которые выпускались ещё в СССР с 1964 по 1975 годы (БДК проекта 1171) и с 1974 по 1991 годы (БДК проекта 775), находятся на вооружении военно-морского флота России до сих пор.

    Корабли проекта 11711 предназначены для следующих действий:

    • Высадка десанта на побережье;
    • Срочная переброска грузов военного значения;
    • Участие в миротворческих операциях;
    • Патрулирование территории с последующим выбросом десанта в местах, где появляется необходимость.

    Помимо этого, корабль может принимать участие в поимке нарушителей территориальных вод Российской Федерации.

    Так как большие десантные корабли, кроме десанта личного состава, способны десантировать и боевую технику, корабль «Иван Грен» применяет для этого следующие способы:

    • Непосредственно на необорудованный для высадки берег;
    • Высадка на плав;
    • Высадка с помощью специально оборудованного вертолёта КА-29.

    Для выгрузки техники используется кормовая аппарель или специальное носовое высадочное устройство.

    Интересным способом высадки является высадка с помощью системы инженерных понтонов, из которых собирается мост от корабля до берега. Хотя данный метод давно уже используется за рубежом, в России он применяется впервые. Многие скептики сомневаются, что лёгкий понтонный мост сможет выдержать тяжёлую бронетехнику.

    Также впервые на отечественных кораблях подобного типа применена система перевозки 20-тонных морских контейнеров на верхней палубе. С помощью кран-балки эти контейнеры можно выгружать как на причальную стенку, так и на другие корабли.

    Что представляет собой корабль «Иван Грен»

    Большой десантный корабль «Иван Грен» имеет следующую конструкцию:

    • Сам корабль двухпалубный и двухвальный;
    • Машинное отделение расположено на корме, имеется бак и ют;
    • На корабле есть две надстройки и огромный десантный трюм, который идёт от кормы до носа корабля. В этом трюме размещается бронетехника;
    • Корпус корабля и две его надстройки сделаны из стали;
    • Так как данный корабль рассчитан на длительное патрулирование с большим количеством личного состава на борту, каюты для десантников весьма комфортабельные. На борту есть даже спортивный зал;
    • Имеется специальная вентиляционная система в отсеке для бронетехники. Она поддерживает комфортную температуру для запуска двигателей имеющейся на борту бронетехники;
    • Хотя в кормовой надстройке корабля «Иван Грен» есть ангар, рассчитанный на размещение одного вертолёта, при использовании специальной выдвижной площадки там можно разместить два вертолёта;
    • Водоизмещение корабля составляет 6 000 тонн;
    • Длина корабля – 120 метров, ширина – 16,5 м, осадка – 5 м;
    • Экипаж корабля составляют 100 человек.

    При этом корабль может совершать длительные рейсы, так как его автономность составляет 30 суток. Для обнаружения надводных и воздушных целей используется радиолокационная станция МР-352 «Позитив».

    Изменения в конструкции корабля «Иван Грен» и его грузовая вместимость

    Так как первый корабль проекта 11711 несколько раз подвергался процедуре корректировки по части вооружения, изменения ТТХ и прочих характеристик, сроки его окончательной готовности переносились несколько раз. Изначально корабль планировалось укомплектовать следующим вооружением:

    • Артиллерийской системой А-190М калибра 100 мм;
    • Двумя зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Палаш», которые хоть и были созданы в начале 1990-х годов, до сих пор являются достаточно редким вооружением;
    • Двумя реактивными системами залпового огня «Град-М» калибра 122 мм. Данная система была сделана на базе 9К51 «Град» и предназначена специально для огневой поддержки десанта при высадке.

    В результате проблем с финансированием проекта, от данного комплекса вооружения пришлось отказаться. Новое вооружение корабля «Иван Грен» состоит из следующих систем:

    • На носу теперь расположена артиллерийская установка АК-630М-2 калибра 30 мм;
    • На корме имеются две артиллерийские установки АК-630М, которые совмещены с системой управления огнём 5П-10-03 «Ласка», которая в данное время отлично себя зарекомендовала;
    • Два крупнокалиберных пулемёта МПТУ «Жало» калибра 14,5 мм;
    • Переносные ПЗРК.

    Как видно из последнего списка, изначальное, достаточно мощное вооружение, заменили на более лёгкое, что значительно снизило боевую мощь корабля.

    Что касается грузоподъёмности корабля «Иван Грен», то корабль может взять на борт до 1 500 тонн груза. Это до 380 человек десанта в полной боевой экипировке. Кроме десанта, десантный корабль может взять на борт 13 боевых танков или 36 БМП.

    В качестве силовой установки на большой десантный корабль «Иван Грен» установлены два мощных дизельных двигателя ДРРА-3700, имеющие систему турбонаддува СУТН-10060. Каждый из силовых агрегатов способен развивать мощность до 5 200 л/с. В каждом машинном отделении имеются по два мощных дизельных генератора, которые обеспечивают потребности корабля в электроэнергии, как в стояночном режиме, так и в режиме боя.

    БДК проекта 11711 на сегодняшний день

    Так как проект 11711 на сегодняшний день частично реализован, можно с уверенностью сказать, что постройки запланированных 5-6 больших десантных кораблей в рамках этого проекта не предвидится. Корабль «Иван Грен», который сейчас проходит комплекс испытаний, должен войти в состав флота (скорее всего Балтийского) в конце декабря 2017 либо в начале 2019 года.

    Второй корабль, который начали строить в 2010 году, должен быть построен в запланированные сроки. После постройки корабля «Пётр Моргунов» проект 11711 будет, скорее всего, закрыт. Это связано с тем, что за прошедшие годы появилось множество новых разработок, в результате чего корабли проекта 11711 кажутся уже достаточно устаревшими.

    В настоящее время крупные мировые державы заняты строительством более крупных десантных кораблей, называющихся «судно-док». Можно сказать с уверенностью, что следующий российский проект будет напрямую связан с разработкой и постройкой больших десантных кораблей именно такого класса.

    Несмотря на то, что большие десантные корабли проекта 11711 не являются передовыми в своём классе, теперь у России есть опыт в строительстве судов подобного класса. Можно с уверенностью сказать, что в случае достаточного финансирования последующих проектов подобного масштаба, Россия сможет в короткие сроки разработать и выпустить более современные большие десантные корабли класса «судно-док».

    Наверняка все помнят пятилетнюю эпопею с несостоявшейся покупкой французских «Мистралей». Заинтересованность Министерства обороны России в вертолетоносцах именно этой страны с самого начала была для многих загадкой, и некоторые эксперты связала это желание с попыткой России «отблагодарить» французов за политическую поддержку в 2008 году, когда началась, пусть и скоротечная, война в Южной Осетии.

    По факту «Мистрали» были не очень-то и нужны России, о чем неоднократно заявлял первый вице-премьер Дмитрий Рогозин и, наверное, можно порадоваться тому, что сделка так и не состоялась. Вместо того, чтобы переводить миллиарды долларов на французские счета, Россия продолжила работу над большими десантными кораблями проекта 11711 (по кодификации НАТО «Иван Грен»), которые являются развитием проекта 1171 «Тапир».

    Первоначально была запланирована постройка шести БДК этой серии, но затем было принято решение построить два корабля, первый из которых – непосредственно «Иван Грен», вышел на завершающую стадию государственных испытаний в конце 2017 года.

    По сути новейший российский корабль можно назвать настоящим плавучим плацдармом, ведь на его борту свободно умещаются триста вооруженных до зубов десантников, тринадцать основных боевых танков – или же, сорок БТР/БМП – и два транспортно-десантных вертолета.

    «Иван Грен» превосходит своих предшественников в составе нашего флота по грузоподъемности и мощи бортового вооружения. Помимо универсальных корабельных артустановок АК-176М и АК-630М-2 "Дуэт" (10 тысяч выстрелов в минуту), корабль имеет две установки реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М" калибра 122 миллиметра. Каждый из «Градов» включает в себя лазерный дальномер, систему управления, 40 направляющих и забрасывает реактивные снаряды на дальность до 20 километров со скорострельностью две штуки в секунду. Столь массированный удар буквально сметает живую силу и легкую бронетехнику противника и позволяет прикрыть высадку десанта самостоятельно, без поддержки других сил флота.

    Для защиты от вражеских ракет на БДК установлены несколько комплексов радиоэлектронного подавления, хотя корабли такого класса «работают» не в одиночку, а в составе мощной десантной группы.

    При строительстве кораблей проекта 11711 применялись самые новейшие разработки в области кораблестроения, использовались высокопрочные материалы и даже технологии снижения заметности. "Сердцем" корабля стали два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 лошадиных сил, которые разгоняют корабль до максимальной скорости в 18 узлов. В автономке (без захода в порты) «Грен» может находиться до месяца, и для экипажа численностью около 100 человек и морпехов предусмотрены достаточно комфортные условия размещения в каютах и кубриках, имеется даже тренажерный зал.

    Разработкой «Грена» - головного корабля проекта 11711, занималось Невское проектно-конструкторское бюро и в ходе работы проект неоднократно переделывали под меняющиеся требования Минобороны. Постройкой занимался Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", на стапелях которого находится и второй корабль серии - «Петр Моргунов». Его планируется передать флоту в 2018 году. Нужно отметить, что таких кораблей строить больше не будут - командование российской армии, решило отказаться от них в пользу еще более крупных и вместительных.

    Вооружение

    Построенные корабли

    Большие десантные корабли проекта 11711 - серия из двух кораблей, спроектированных в Невском ПКБ и строящихся для ВМФ РФ на ПСЗ “Янтарь” . Предназначены для перевозки и высадки десанта и боевой техники.

    История создания

    К началу 2000-х годов в боевом составе ВМФ России находилось около 20 больших десантных кораблей проектов 1171 и 775, большинство из которых имело срок эксплуатации более 15 лет и требовало замены в ближайшее время. По результатам научных исследований и обоснований оптимальным в существовавших на тот момент экономических реалиях для отечественного флота был признан большой десантный корабль проекта 11711, предложенный Невским ПКБ.

    Проектирование

    Проектирование корабля начато по техническому заданию ВМФ России в 1998 году. По первоначальному замыслу предполагалось создание корабля небольшого водоизмещения, способного осуществлять переходы внутренними водными путями. Это требование было снято ВМФ на этапе эскизного проектирования с одновременным переводом корабля в класс больших десантных кораблей (БДК) водоизмещением более 5000 тонн с возможностями транспортировки усиленной роты морской пехоты с техникой, а также с базированием на корабле двух десантно-транспортных вертолетов Ка-29 и приданием ему способности высадки техники без подхода к береговой кромке посредством перевозимых на корабле понтонов. Техническое задание на проектирование менялось трижды, проектирование велось 6 лет. Генеральный конструктор проекта - А.Виглин, главный конструктор - В.Н.Суворов.

    Программа строительства

    По состоянию на 2008 год в российских СМИ озвучивалась серия из пяти единиц БДК проекта 11711. Газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в Министерстве обороны России 7 февраля 2012 года сообщила, что в измененной программе развития вооружения до 2020 года предусмотрено строительство шести кораблей проекта. В начале лета 2016 года эта цифра снизилась до двух кораблей.

    Описание конструкции

    Корпус

    Погрузка техники на ко­рабль выполняется двумя способами: самостоятельно посредством использования аппарелей, либо при помощи пор­тальных или палубного грузового кранов через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе. Эти люки позволя­ют, также, вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед выходом двигатели машин работа­ют на холостых оборотах и заполняют десантное отделение выхлопными газами. Для погрузочно-разгрузочных опера­ций в районе грузового люка имеется грузовой кран грузоподъемностью 16 т и два шлюпочных крана для работы со шлюпками и моторными лодками (последних на корабле три - две большие и одна малая).

    Энергетическая установка и ходовые качества

    Главная энергетическая установка корабля проекта 11711 состоит из двух агрегатов ДРРА3700, работающих на винты фиксированного шага. В состав ДРРА3700 входят шестнадцатицилиндровый дизель 10Д49 мощностью 3700 кВт, реверс-редуктор РРП6000 (производства ОАО «Звезда») и электронная цифровая система управления всей установкой «Пурга-11» (производства НПО «Аврора»). В состав установки также входит интерактивное техническое руководство, которое позволяет проводить обучение и тренировки личного состава по эксплуатации установки, обеспечивать диагностику работы двигателя и редуктора.

    Запасы топлива на корабле по расчетам обеспечивают ему дальность плавания 3 500 миль экономичным ходом. Автономность - 30 суток.

    Вспомогательное оборудование

    В качестве источников электроэнергии на кораблях проекта 11711 применяются судовые дизель-генераторы АДГ-1000НК производства ООО «УДМЗ».

    Экипаж и обитаемость

    Средства связи, обнаружения и управления

    Вооружение

    Артиллерийское вооружение

    Согласно одному из "промежуточных" технических проектов в состав артиллерийского вооружения БДК "Иван Грен" входила 100-мм АУ А190. 31 мая 2010 года МО РФ в лице главкома ВМФ было принято решение № 704/4/НК/112-10 (том 1, листы дела 96-99) по оптимизации состава вооружения корабля проекта 11711. Данным решением из состава артиллерийского вооружения корабля исключены 100-мм АУ А-190-01 и МС-73М. Высказывалось мнение, что это было сделано по предложению завода-строителя, не укладывавшегося в выделенные по ГОЗу деньги. Для самообороны корабля были оставлены три АУ "Дуэт".

    Десантно-высадочные возможности

    Десантовместимость - до 36 БТР или 13 ОБТ (массой до 60 тонн). На борту также может перевозиться до 300 полностью экипированных и вооруженных десантников.

    На кораблях проекта 11711 реализована идея неконтактной выгрузки десанта и техники из корабля на необорудованное или пологое побережье за счет использования серийных понтонных средств. Корабль несет в трюме комплекс серийных понтонов, которые монтируются в понтонный мост, соединяющий БДК и побережье или используются как отдельные плавающие средства.

    На корабле предусмотрен ангар и ВПП для постоянного базирования двух вертолета типа Ка-29.

    Построенные корабли

    Головной большой десантный корабль проекта 11711 заложен 23 декабря 2004 года. Приказом Главнокомандующего ВМФ кораблю было присвоено имя «Иван Грен».

    Название Зав. № Завод-строитель Закладка Спуск на воду Подъем флага Примечание
    Иван Грен 01301

    События последних лет наглядно показали, что государству в обязательном порядке требуется мощный флот, который может выполнять различные задачи. К сожалению, и последовавшие затем события серьезно подорвали обороноспособность отечественного ВМФ. Впрочем, в последнее время правительство уделяет этой проблеме немало внимания, постоянно вводятся в строй новые суда. К таковым относится также «Иван Грен», большой десантный корабль.

    На сегодняшний день широко известными являются проекты «Зубр» и «Мурена», которые по сей день продолжают строиться для зарубежных заказчиков. Сегодня у отечественной промышленности имеется более масштабная задача - насытить свой флот десантными кораблями, которые значительно превосходят по размерам упомянутые выше проекты. Впрочем, у ВМФ СССР таковые были. Стоит задача их модернизировать и подвести под требования современной войны на море.

    Сложившаяся ситуация

    Сегодня в состав флота входят суда, относящиеся к проектам 1171 и 775. Они были спроектированы с целью возможной переброски до одного батальона морпехов с приданными ему тяжелой бронетехникой, артиллерией и прочими образчиками вооружений. Первые суда такого класса проектировались в Ленинграде, генеральным конструктором являлся И.И.Кузьмин. Некоторые из них строились на калининградском заводе «Янтарь», другие - на польских верфях. Происходило это в период с 1974 по 1990 годы. Впоследствии ведущие ЦКБ по разработке были переназначены, но сами корабли от этого практически не изменялись.

    Общие характеристики проектов

    Корабли проекта 1171 характеризовались полным водоизмещением в пределах 4000 т, с их помощью мог производиться десант до 313 человек, полностью вооруженных. Предполагалось, что суда одновременного могут нести до семи средних или более двадцати легких танков. В 1966-1975 году ВМФ СССР получил 14 таких судов, причем головным был «Воронежский комсомолец». Корабли за это время модернизировались до четырех раз (в процессе постройки и проектирования). Проект 775 предполагал практически аналогичные характеристики по вместимости и грузоподъемности, но эти корабли были заметно лучше вооружены. Всего их было построено 24 штуки.

    К настоящему времени в составе ВМФ осталось около 20 кораблей проектов 1171 и 775, причем последних больше. К счастью, даже при развале Союза флот смог сохранить практически все из них. Конечно, молодости у них не прибавляется, ресурс постепенно истекает, а потому страна нуждается в постройке новых кораблей такого класса. Сообщается, что именно «Иван Грен» будет постепенно замещать своих предшественников.

    Ситуация в странах НАТО

    Важно заметить, что в НАТО ситуация с десантными судами несколько иная. И США, и стремятся иметь в составе своих флотов максимально многофункциональные корабли, которые могут выполнять не только задачи по десантированию живой силы и боевой техники. Несмотря на дороговизну таких проектов, это им вполне удается. Особенно в этом преуспели американцы: даже если нам строить БДК ударными темпами, то их уровня в ближайшие два десятка лет уже не достичь.

    У них новая военная техника идет во флот бурным потоком. В принципе, такая страсть к десантным судам объяснима, так как переброска больших количеств живой силы обходится намного дешевле, если осуществляется морем. Учитывая агрессивность внешней политики американцев, по-другому и быть не могло.

    Первый отечественный десантный корабль в новом веке

    Новый корабль, который должен положить начало восстановлению десантных возможностей российского флота, получил имя «Иван Грен». Название это было выбрано далеко не просто так, ибо судно названо в честь талантливого артиллериста и ученого. До 1941 года Грен руководил Морским исследовательским институтом. Службу свою он начинал еще до Революции, в Императорском флоте. Он участвовал в испытаниях и полигонных исследованиях практически всех систем, которые разрабатывались в то время. С началом Великой Отечественной войны стал заведовать артиллерией всего Балтийского флота. Показал себя как великолепный стратег и мастер контрбатарейной стрельбы.

    Сведения о разработке «Гренов»

    Самый первый «Иван Грен» предполагается сделать головным кораблем всего проекта 11711. Что же касается его разработки, то она проводится все там же, в Санкт-Петербурге. Генеральный конструктор - А.Виглин, главным конструктором судов этой серии назначен В.Н.Суворов.

    В отличие от предшествующих кораблей проекта 1171, здесь учитывались все требования и реальный опыт всех последних лет. А потому БДК «Иван Грен» с равным успехом может быть использован не только для военных, но и для мирных операций. Так, предполагается возможность использования этого класса судов для перевозки крупных объемов груза, в том числе и с заходом в речные фарватеры. БДК «Иван Грен» способен перевозить всю современную боевую технику РФ, так как при его разработке и постройке были учтены не только требования морской пехоты, но и обычных сухопутных войск.

    Улучшение условий для жизни и работы экипажа

    Особое внимание было уделено созданию максимально комфортных условий для жизни и работы экипажа судна. Предусмотрен даже большой тренажерный комплекс, предназначенный для поддержания матросов и офицерского состава в хорошей физической форме. Кроме того, именно в кораблях этой серии будет предусмотрен особый способ высадки десанта. Напомним, что в стандартных БДК производства СССР предусмотрена носовая аппарель, которая позволяла «выпускать» из чрева корабля до трех легких плавающих танков одновременно прямо в море, при условии волнения не более трех баллов.

    Для береговой выгрузки использовалась та же самая аппарель. Уклон берега при этом имеет крайне высокое значение. При нарушении рельефа старые корабли ВМФ могли «высаживать» технику только вплавь. А ведь это касается лишь легких, плавающих танков. Все более тяжелые машины при этом остаются на корабле. Используемый же в этом случае бесконтактный метод предусматривает наведение легкой понтонной переправы: такая технология традиционно используется только сухопутными войсками.

    Несколько понтонов, которые выдвигаются вместо аппарели, позволяют быстро создать надежный мост, по которому пройдет даже сравнительно тяжелая бронетехника. Этот метод довольно-таки давно используется в зарубежных армиях, так как позволяет значительно расширить боевые возможности кораблей десанта.

    Важные изменения и дополнения в конструкции

    Еще одним важным нововведением является конструктивная возможность перевозки стандартных морских контейнеров (до 20 тонн). Что еще лучше, в силу своего бесконтактного способа десантирования корабль может доставлять эти грузы даже к совершенно неприспособленному для этого побережью. Обычным транспортным судам такое и не снилось. Общая масса перевозимого груза - вплоть до 1500 тонн. Чтобы упростить процедуру загрузки/выгрузки, на корабле установлен с грузоподъемностью до 16 тонн.

    Сегодня говорят о возможности создания «комплектного» амфибийного катера, который будет храниться во внутреннем ангаре кораблей проекта 11711Э. Он может не только сопровождать судно, но и выполнять самостоятельные задачи. Наверняка такая возможность будет особенно привлекать спасателей, инженеров, геологов.

    Необходимость в кораблях

    Насколько востребован будет проект «Иван Грен»? Потребность уже такая, что производитель загружен заказами на долгие годы вперед. Когда производилась закладка первого корабля проекта, на этом мероприятии присутствовали едва ли не все первые лица государства, а также руководство всех тех предприятий, которые будут обеспечивать производство.

    Как говорят сами производители, суда проекта 11711 «Иван Грен» при сохранении нынешней геополитической ситуации крайне нужны стране. Так как заказ на постройку кораблей был получен знаменитым предприятием «Янтарь», можно не сомневаться в качестве работ.

    Неутешительные факты

    Все бы хорошо, вот только то же самое писали журналисты в… 2004 году! Буквально несколько дней назад поступило действительно фантастическое известие: головной десантный корабль проекта 11711 наконец-то начал проходить испытания на Балтике! Прошло целых 11 лет с момента закладки до спуска на воду. Радует, что корабелы клятвенно обещают не затягивать сроки столь чудовищно при строительстве второго экземпляра (оно уже идет полным ходом). В конце нынешнего года головное судно обещают наконец-то передать флоту.

    На постройку головного корабля было запланировано по четыре года, еще один корабль планируется передать флоту в течение двух лет. Известно, что первоначально флот заказал сразу пять судов данной серии, но от трех из них моряки уже успели отказаться. Впрочем, после истории со злосчастными «Мистралями» есть надежда, что количество этих кораблей все же будет увеличено, так как они крайне важны для обеспечения государственных интересов далеко за пределами страны. Наконец, сегодня уже получены сведения, что военные все же заинтересованы в постройке всей серии (до семи судов), но окончательное решение будет принято только после прохождения всех испытаний флагманом.

    Быть или не быть?

    Наконец, проскальзывали сведения, что в следующем году решено приступить к строительству более крупных десантных кораблей, так что, возможно, флот все же ограничится только двумя судами. В любом случае проекты больших десантных кораблей нового поколения уже есть, так что можно рассчитывать, что это не пустопорожние разговоры. В любом случае «Грен» - проект интересный, и необходимость в нем действительно очень велика.

    Специалистов решение военных о сокращении «поголовья» этих судов вообще приводит в тупик: ведь они рассчитывались в том числе и на возможность перевозки морской пехоты по внутренним рекам, что является крайне важной особенностью при проведении локальных операций. Двух кораблей для этого будет явно мало!

    Из-за чего срывались сроки?

    Не стоит обвинять во всем один только «Янтарь». Во-первых, корабелов преследовала нехватка финансирования. Во-вторых, впервые спецификация по проекту была предоставлена заказчиком еще в 2003 году, но с тех пор в облик и конструкцию корабля постоянно вносились правки, что не могло не сказаться на скорости выполнения работ. Так, в 2005 году были представлены обновленные спецификации, которые предполагали изменения практически во всех узлах. И такое случалось еще не раз.

    Импорт как источник проблем

    Основная проблема всего проекта - большое количество импортных комплектующих. В свете последних событий от них требуется срочно отказаться и заменить отечественными. А потому инженеры и сегодня продолжают дорабатывать многострадальный проект. В принципе, все требуемые компоненты уже были поставлены ранее, так что сложности ожидаются только со вторым кораблем. Но сложности эти немалые.

    Судно нуждается в замене большого количества импортных комплектующих, которые изначально предусматривались спецификациями. Так, уже возникли немалые сложности с выбором систем очистки и опреснения воды. Впрочем, производители говорят, что у отечественных компаний есть опыт производства такого рода комплектующих, так что вопрос опять-таки утыкается в бюджет. Надежд прибавляет и то, что второй корабль уже будут строить по проверенной схеме, а не с нуля. Уже заложены несколько секций корпуса.

    Вообще, «корень зла» этого проекта в том, что после развала Союза внезапно оказалось, что едва ли не все предприятия, которые производили комплектующие для кораблестроения, оказались за границей. В частности, на украинской территории.

    Основные технические характеристики проекта

    • Предполагаемое водоизмещение - до пяти тысяч тонн.
    • Длина - 120 метров.
    • Максимальная ширина - 16,5 метра.
    • Предполагаемая осадка - 3,6 м.
    • Тип силовой установки - дизельная.
    • Максимальная скорость полного хода - 18 узлов.
    • Предполагаемая численность экипажа - около ста человек.

    Каким же вооружением сможет похвастать десантный корабль «Иван Грен»? Вот его предполагаемый перечень (пока известно далеко не все):

    • Две установки А-215 "Град-М".
    • Артиллерия. Одна 76-мм автоматическая установка АК-176М и две АК-630М (калибр 30 мм, автоматические).
    • На корабле может базироваться один противолодочный вертолет Ка-29.
    • Вместимость десантных отсеков - до 36 БТР или 13 ОБТ (массой до 60 тонн). На борту также может перевозиться до 300 полностью экипированных и вооруженных десантников.

    В настоящий момент флагман полным ходом проходит окончательные проверки, находясь на завершающей стадии постройки. Из-за этого большая часть вооружений на его борту еще не смонтирована, так что об окончательном облике корабля и его вооруженности пока что судить рано. Надеемся, что к концу этого года мы все же увидим «Грена» в полной боеготовности.