Войти
Логопедический портал
  • Эссе учителя-логопеда
  • Дефектолог-логопед: что за специальность, где учиться
  • Логопедический массаж для детей в домашних условиях
  • Создание развивающей среды в логопедическом кабинете
  • Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Звуковой анализ слова: что это и как правильно его делать
  • Постановка звука ребенку поэтапно. Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками

    Постановка звука ребенку поэтапно. Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками

    Логопеды считают, что звук [Л] – один из последних звуков, который учиться выговаривать дошкольник. На постановку этого звука ребенку иногда уходит целый год, поэтому заняться корректировкой согласного [Л] нужно сразу, как только замечено искажение в речи ребенка.

    Чтобы убедиться, что требуются логопедические занятия, нужно сначала проверить, насколько правильно или неправильно ребенок произносит звук, степень искаженности произношения.

    Правильное произношение [Л] и мягкого [Л’] характеризуется:

    Проверяется произношение следующими упражнениями:


    Вариантов неправильного произношения мягкого [Л’] и твердого [Л] несколько:

    • двугубное произношение: [Л] заменяется ребенком на [У] или другую гласную букву (вместо лошадка слышится «уашадка», вместо лопатка – «ыпатка»);
    • в глаголах часто слышится сочетание [УВА] (пила – «пиува»);
    • носовое произношение характеризуется – неправильным подъемом языка, при этом поток воздуха уходит в нос (локоть — «нгокоть»);
    • замена звука «Л» другими — «Ф», «В», «Д» (локоть – «фокоть», лошадка – «дошадка»);
    • межзубное произношение – кончик языка попадает в пространство между зубами, получается свистящий (луна – сссуна»);
    • трудный звук просто пропускается (лук — «ук», луна — «уна»);
    • если малыш выговаривает «Р», то он может подставлять ее вместо «Л» (луна – «руна»).

    Причины отсутствия правильного «Л»

    Факторами, которые провоцируют неправильное произношение звука [Л] могут быть следующие моменты:

    • неправильное речевое дыхание;
    • проблема в речевом слухе;
    • плохое развитие артикуляционного аппарата, слабость мышц языка;
    • индивидуальное строение уздечки.

    Неправильное речевое дыхание можно охарактеризовать следующим образом:

    • у ребенка небольшой объем легких;
    • ослабленная дыхательная мускулатура (малыш не может говорить громко);
    • выдыхаемый воздух выходит рывками или весь сразу (в результате чего ребенок не может выговорить окончание предложения);
    • неправильное, неумелое распределение выдыхаемого воздуха (я с братиком иг… – вдох – раю);
    • торопливое произношение – захлёбывание.

    Постановка звука [Л] ребенку поэтапно начинается с дыхательной гимнастики.

    Следует научить ребенка удерживать игрушку: малышу, лежащему на ковре, предлагается вдохнуть – задержать дыхание (удержать мяч) – выдохнуть.


    • предлагается пропеть гласный звук (о, а, ы, у, е), затем к нему добавляется согласный [Л] — (ла, ло, лу, лы, ле);
    • подражание различным звукам.

    Плохое развитие слуха можно устранить следующими путями:

    • созданием слухового образа звука

    Поможет прослушивание звучания механизмов и природных явлений. Родителю трудно правильно имитировать разные звуки, поэтому можно открыть сайт «Звук пожарной машины» и предложить ребенку прослушать звук мотоцикла, поезда, машины, двигателя, сирены, разбитого стекла, песенку дождя, ультразвук. Ребенок со временем начнет повторять данные звуки.

    • многократное произношение слов со звуком [Л]

    ле – лед, ледокол, ледоход; ло: лопата, Лондон, лопух; ла: ласточка, лавка, ладонь; лы: лыжи, лыжня, вилы; лу: лужи, луга, лужайка.

    • плохое развитие артикуляционного аппарата,

    О слабом развитии артикуляционного аппарата делает вывод логопед, который в игровой форме показывает дошкольнику, как произносится звук. Задания будут следующими:

    • соединить пальцы «ковшиком», которые имитируют язычок;
    • пальцы второй руки также сжимаются, напоминая рот;
    • предлагается сжимать и разжимать кулак – поднимается язычок, открывается и закрывается ротик;
    • подуть в кулачки, понаблюдать, как будет колыхаться подставленная узкая полоска бумажки
    • индивидуальное строение уздечки

    Иногда «смазанность» речи возникает вследствие индивидуального строения уздечки. Мышечная связка под языком короткая, что ограничивает подъем языка вверх. правильно выговаривать звуки ребенок не может. В таком случае логопед подбирает комплекс артикуляционной гимнастики, заключающийся в растягивании подъязычной связки.

    Одно из упражнений, направленных по подъему языка вверх – «Качели»:

    • положить язык за зубы, удерживая его в таком положении несколько минут,
    • поднять его вверх к верхним зубам и зафиксировать его;
    • «качать» язычок, постепенно убыстряя темп.

    Можно предложить дошкольнику произносить быстро слоги с звуком [Л], в которые входят различные гласные.

    Неплохой эффект дает упражнение «Как «болбочет» индюк»:

    • положить язык на губу и водить им (он не должен отрываться);
    • говорить «бл-бл», постепенно убыстряя темп.

    Артикуляционная гимнастика

    Постановка звука [Л] ребенку поэтапно подразумевает проведение артикуляционной гимнастики:

    • Упражнения для разминки
    1. Простейшими заданием для разминки является «цоканье» языком, как цокают копыта лошадки. В результате разминается язык, поднимаясь к верхнему небу.
    2. Задание «Парус» способствует укреплению мышц языка. Язык поднят и стоит ровно, как парус. так он удерживается сначала 10 секунд, постепенно время стойки увеличивается еще на десять секунд. Минимальное время для выполнения упражнения – 40 секунд.
    • Упражнения постановки от звука [Ы]

    В игре «Пароход» ребенок улыбается, язык у зубов. Малыш прикусывает язычок, чтобы он лежал спокойно и говорит «ы-ы-ы», который переходит в «л-л-л». Можно попробовать выполнить постановку от разных гласных [А], [У], [Ы].

    • Упражнения постановки от звука [Л´]

    [Л´] произносить легче, чем твердый [Л]. Такое смягчение допустимо, ведь ребенок избегает сильного напряжения в мышцах губ. Если этот процесс долго не проходит, то можно применит маленькую хитрость: предложить малышу при произношении слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ стараться дотронуться языком до верхней губы.

    • Упражнения постановки от звука [А]

    Данный вариант выполняется в несколько периодов, но заострять внимание ребенка на поэтапном становлении трудного звука не стоит: дошкольник должен улыбнуться и, покусывая широкий язычок произнести звук [А] как можно протяжнее. Должно получиться «ал – ал». Далее нужно отрабатывать произношение «ала – ала» и только потом «ла –ла».

    • Упражнения постановки от звука от [В]

    Необходимо научить ребенка тормозить движение нижней губы. Он должен ее опустить и задержать так 5 секунд, а затем поднять в верхним. Если ребенок не может выполнить задание под губу подставляется указательный палец, который поднимает и опускает нижнюю губу. При этом можно проговорить стихотворение: «Я на лавочке ловил мотыльков и бабочек. Все ловил, ловил, ловил. Раз – два – отпустил».

    Постановка звука [ЛЬ]

    Произношение мягкого звука — [Л’] немного отличается от произношения твёрдого [Л]. Поднимается не корень языка, а его средняя часть. С альвеолами соприкасается большая часть спинки языка.

    Если язык ребенка плохо двигается, то помочь могут простейшие артикуляционные упражнения для губ:


    Необходимо выполнять и упражнения для языка:

    • Я катаю орешек (перекатывать язык, упирая его в правую и левую щеку).
    • Паровоз гудит – долго тянуть звук [Ы] через раздвинутые губы тихо, громко, шепотом.

    В комплекс последующих речевых упражнений входят следующие:

    1) ребенок несколько раз четко и отрывисто произносит ЛЬ – Ль – Ль;

    2) задания на произнесение слогов ля - ля, ле - ле, ли - ли (при произношении прикусывается язык, затем отпускается);

    3) произнесение слогов с изменением ритма: 1 раз – 2 раза – 3 раза и наоборот:


    4) к слогам подбираются слова и проговариваются по несколько раз:

    • ли – ли — ли - ливень — ле-ле-ле - лев;
    • ля – ля — ля - лягушка — ле-ле-ле - летопись;
    • лю – лю — лю — Люба — ле, ле-ле – лето;
    • лё – лё – лё — лед — ле, ле-ле – лента;

    5) повтори слова в разном порядке: лебедь – лист – лев – лифт.

    6) вспомни имена, которые начинаются с ЛЬ;

    7) измени предложение:

    • У Леночки лента. – Это Леночкина лента.
    • У Лёни лейка. – Это Лёнина лейка.

    8) Произнеси слова с обратными слогами:

    • аль – шаль, медаль;
    • ель – кисель, ельник;
    • оль – соль, моль;
    • яль – рояль, пяльцы;
    • уль – бульвар, бульдог.

    Автоматизация звука [Л] в слогах

    Постановка звука [Л] ребенку проводится поэтапно. Одним из важных этапов является упражнения по его автоматизации. Следует учитывать, что процесс этот длительный, поэтому звуковые игры нужно выполнять систематически до 5 минут в день.

    Можно выбрать следующие упражнения:

    1) песенка звука [Л]:

    ребенок поет слоги, начинающиеся с «Л», подставляя различные гласные: «ла – ла — ла – ля – ля — ля»;

    2) произношение [Л] в слогах:

    • можно просто произносить те же слоги, кончик языка следует прикусить;
    • произношение обратных слогов: «ал – ал; ил – ил; ол – ол»;
    • произношение интервокальных слогов: «ала – или – улу – оло –ылы»;
    • автоматизация [Л] в прямых и обратных слогах, подбираются слоги с несколькими согласными: «кло – гла – пля – фли – хлу – злю – слё — шла — бли — кле — агл – окл – алс — ухл – ашл – ибл – екл»;

    3) автоматизация звука [Л] в разных позициях (ребенку будет интересней, если он станет называть слова по картинкам):


    Попросите произнести поэтапно ребенка каждую картинку. Это поможет выработать правильную постановку звука Л

    [ло]пух – В[ол]-га; [ла]ма – [ал]маз, [лу]к – [ю]ла, [лы]жи – вози[ли]; [ёл]ка – [чё]лка;

    4) отработка произношения [Л] в конце слова:

    возили – возил, писала — писал, качнуло – качнул.

    Постепенно можно усложнять задания, переходить к упражнениям со словосочетаниями, с предложениями, состоящими из 3, 4 и более слов:

    • белое облако, шёлковое одеяло, голубые флоксы;
    • Ася грызла яблоко. Лукерья чистила луковицу.
    • Клава хлопала в ладошки. Влад мечтает быть пилотом.
    • У Володи в руках пластинка.
    • Клава взяла в руки иголку.

    Количество слов в предложениях постепенно увеличивается.

    Постановке произношения помогут чистоговорки, которые можно придумывать самому:


    Необходимо заучивать с дошкольником пословицы и поговорки:

    • Зимой холодно, зверям голодно.
    • Соловей маленький, а голосок сладенький.

    Мимическая гимнастика

    Мимическая гимнастика – основа правильного произношения фонем. При систематических упражнениях ребенок тренирует весь артикуляционный аппарат, участвующий в произношении звуков. Логопедами разработано множество упражнений для этой цели. Неплохо, если взрослый подготовит к занятиям дидактический материал.

    Показывая картинки, взрослый произносит, малыш повторяет за ним:


    Можно усадить ребенка перед зеркалом и попросить его закрывать и открывать глаза: «Спи глазик, спи! Спите оба глаза. Пришло утро. Пора просыпаться». Дошкольнику показываются пиктограммы, на которых он видит смеющихся, плачущих людей. Ребенок пытается изобразить на лице тоже состояние. Интересны нестандартные упражнения с небольшим шариком, в который продет шнур.

    С шариком можно выполнять следующие действия:

    • толкать языком;
    • ловить ртом без помощи рук,
    • брать в губы и выталкивать с силой;
    • перекатывать во рту, как бурундук орешки;
    • держа шарик во рту, рассказывать скороговорки.

    Подходят для мимической гимнастики и упражнения с ложкой:

    • маленькую ложку, зажатую в кулак, толкать языком, стараясь поворачивать ее в разные стороны;
    • попеременно толкать вогнутую и выпуклую части ложки сквозь пальцы;
    • легонько похлопывать ложкой по языку.
    • прижать ложку к губам, сложенным трубочкой, и обвести ею овал губ;
    • зажав в руках по ложке, совершать ими круговые движения по щекам; улыбнувшись проделать то же самое;
    • набрать в язык, как в ложку, небольшое количество жидкости и двигать им в разные стороны так, чтобы вода не разливалась.

    Дыхательная гимнастика. Постановка звука [Л] на вдохе

    Постановка звука [Л] ребенку поэтапно проводится на вдохе, поэтому перед началом упражнений по развитию речи, нужно в течение нескольких минут проводить дыхательную гимнастику:

    • короткий вдох – одна секунда;
    • плавный длинный выдох – 3-5 секунд.

    Можно предложить ребенку выполнить следующие упражнения, но обязательно с соблюдением правила вдох — выдох:


    Постановка [Л] с механической помощью

    Постановку звука [Л] трудно выполнить ребенку, проводить ее нужно поэтапно.

    В таком случае могут помочь следующие задания:


    Закрепляем произношение

    Закрепить произношения звука [Л] могут помочь следующие упражнения:

    • Подобрать около 30 предложений, состоящих из трех –четырех слов. В каждом слове обязательно должен встречаться звук [Л]. Взрослый вместе с дошкольником произносит предложения, постепенно убыстряя темп:
    1. Лола вымыла полы.
    2. Всадник сидел на лошади с седлом.
    3. Лось стоял и вдруг упал.
    4. Павел сидел на стуле.
    5. Большая луна на небо всплыла.
    6. Лучше будем мы молчать, и работу подгонять.
    7. Буратино угостил Мальвину спелым яблоком.
    8. Лиса Алиса всех перехитрила.
    9. Волк охотился за булкой.
    10. Лиса – хитрая, волка – глупый, медведь – сильный.
    11. Леня вымыл бокалы.
    12. Муслим разговаривал с Люсей.
    13. Любе пришла посылка.
    14. Мальвина сидела на балконе и смотрела на луну.
    15. Сегодня полнолуние.
    16. Затмение Луны таинственно.
    17. Я взял альбом и пошел рисовать.

    • Малышу предлагается закончить фразу:
    1. У кота не красные сапожки, а мягкие (лапки).
    2. Сестренка рисует узор (нет, не красками, а лаком).
    3. Дети сели кушать кашу, не хватает (ложек).
    4. Лыжник встал (на лыжи).
    5. Подковали копыта (лошадке).
    6. Быстро бегают (нет, не козы, а газели).
    7. В доме светло, горит (лампа).
    8. Дождик прошел. Дети бегают (по лужам).
    • Неплохой эффект дает проговаривание чистоговорок:
    • ла-ла-ла: лампочка, лазурь, лай;
    • ло-ло-ло: Лола, волк, Володя:
    • ле-ле-ле: село, весло, лето;
    • лы-лы-лы: лыжи, лыжня, лыжник;
    • лу-лу-лу: луг, луна, луноход.
    • После того, как ребенок научился быстро произносить чистоговорки и скороговорки, можно переходить к изучению стихотворений для детей:

    Десять маленьких бельчат

    Вышли маму все встречать.

    У дупла они сидели

    И на солнышко глядели.

    Упражнения для улучшения речевого слуха

    Для развития речевого слуха логопеды используют следующие игры:

    • «Метели, метели, что вы напели?»

    В этой игре дети говорят слова или предложения с разной силой голоса. Вариант игры – «дует ветер»

    • «Говори громко! Говори тихо!»

    Ребенку показываются игрушки, если маленькие, он говорит тихо, большие – громко.

    • «Отгадай, кто говорит!»

    Можно провести инсценирование сказки «Три медведя», в которой медведи говорят разными голосами (низким, высоким, обычный).

    Воспитатель произносит разные звуки, ребенок должен угадать, где звучит сигнал – далеко или близко.

    • «Не пропусти!»

    Взрослы показывает ребенку картинки, которые называет с ошибками. Играющий должен заметить ошибку и хлопнуть в ладоши. Во втором варианте игры в случае неправильного произношения малыш поднимает красный кружок.

    • лиса — риса, лето — вето, Лунтик — Фунтик, ролики — Толик, весла – тесла;
    • Лиса – тиса, киса, фиса, диса, Лиза.
    • «Слушай внимательно и выбирай».

    Взрослый показывает картинку и называет ряд слов, среди которых нужно выбрать одно:

    • лук, люк, угол, уголь;
    • лист – флис, кис-кис.
    • «Что это?»

    Воспитатель называет общее понятие. ребенок — слово, в котором есть звук [Л]:

    • фрукты: апельсины, ананасы;
    • животные – лиса, лось;
    • обувь – туфли;
    • деревья – слива.

    Чтобы осуществить поэтапную постановку звука [Л] нужны систематические тренировки с простыми и сложными, музыкальными и простыми упражнениями, которые приучат ребенка к правильной артикуляции.

    Оформление статьи: Владимир Великий

    Видео о постановке звука Л

    Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль: