Войти
Логопедический портал
  • Эссе учителя-логопеда
  • Дефектолог-логопед: что за специальность, где учиться
  • Логопедический массаж для детей в домашних условиях
  • Создание развивающей среды в логопедическом кабинете
  • Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Звуковой анализ слова: что это и как правильно его делать
  • Куклотерапия для детей

    Куклотерапия для детей

     /  Куклотерапия для детей

    Всю большую популярность среди детских психологов набирают методы арт-терапии. Направление подразумевает использование разных форм художественной деятельности для стимулирования развития и решения проблем. Мы решили поговорить о куклотерапии - методе арт-терапии, который часто используют психологи в работе с маленькими пациентами.

    В статье мы подробно расскажем о методе куклотерапии в психологической работе с ребенком. Кроме того, мы выясним, чем хороша такая методика.

    Что за методика?

    Общение с игрушками — важный этап в развитии каждой полноценной личности. Именно поэтому непосредственное общение с куклами в качестве метода психологической помощи и коррекции поведения ребенка является очень даже действенным.

    Стоит отметить, что, как было сказано выше, арт-терапия сегодня применяется и взрослыми, и детскими специалистами. Скорее всего, вы видели на полках магазинов раскраски для взрослых, которые, по задумке создателей, помогают снять стресс или отвлечься от ежедневных проблем. Игра в куклы ничем не хуже: с помощью такой игры, доверительного разговора с предметом, который ребенок одушевляет и наделяет особыми свойствами, можно добиться отличных результатов. Действительно, метод куклотерапии помогает снять стресс, стимулирует развитие малыша и даже корректирует поведение в определенных случаях.

    «С одной стороны, ребенок посредством куклы ощущает ответственность за ее действия, поведение, находит выражение эмоциям, чувствам, состоянию, с другой стороны, взрослый опосредованно осуществляет воспитательное воздействие, которое не воспринимается ребенком как указание, поручение и не вызывает сопротивления у детей».

    Когда ребенок играет с куклой, он создает собственную реальность, подражая окружающим его ситуациям. А так как игра является максимально естественным для ребенка процессом, использование ее в качестве метода психологической помощи и коррекции — пожалуй, один из самых мягких, но эффективных способов.

    Какие проблемы решает?

    Любая психологическая методика направлена на достижение определенных целей: коррекцию поведения, снятие зажимов, стрессов, определение социальной роли, помощь в самосовершенствовании, развитии и т.д. Несомненный плюс куклотерапии в том, что этот способ психологического ребенка довольно-таки вариативен, поэтому может стать ключом к решению целого комплекса проблем детского воспитания, развития и поведения.

    Во-первых, куклотерапия помогает установить эмоциональный контакт с ребенком или между детьми (в случае, если методика применяется в группе). Кроме того, очень часто с помощью нее психолог или педагог может легко сплотить детский коллектив или помочь в его естественном формировании.

    Во-вторых, доверительный разговор с куклой, игра или совместное изготовление куклы, которая затем «оживет» — это рука помощи в снятии эмоционального напряжения.

    В-третьих, куклотерапия способствует развитию внимания, художественного восприятия, долгосрочной и краткосрочной памяти.

    В-четвертых, куклотерапия бесконечно разнообразна, а значит — этот метод может включать в себя и образовательную функцию. Вы или специалист сможете обогатить малыша информацией об окружающем мире.

    В-пятых, психологические игры с куклами помогают в социальной адаптации ребенка. Это важно в детском саду, школе или других учреждениях, где малыш проводит время в коллективе.

    В-шестых, сеансы куклотерапии у профессионального психолога могут помочь справиться с , и травмами эмоционального характера.

    «Куклотерапия применяется к детям практически любого уровня развития, так как психологом обязательно устанавливается атмосфера теплоты и принятия, направленная на соответствие потребностей каждого ребенка.

    Психолог относится с чувством уважения к способностям каждого ребенка, принимает последнего таким, какой он есть, устанавливает ограничения только необходимые для закрепления эффекта терапии в реальной жизни и для того, чтобы ребенок осознавал меру своей ответственности в отношениях.

    Единственное, что не рекомендуют российские и зарубежные специалисты, это применение метода с очень агрессивными детьми, так как таким детям требуется жестко регламентированная система поведения и ограничения, что является несвойственным для данного арт-терапевтического метода».

    Елена Андриенко, педагог высшей квалификационной категории, психолог Центра развития детей «Сказка»


    Способ применения

    Как же происходит сеанс куклотерапии? Если говорить о методике в общих чертах, то вместе с ребенком психолог разыгрывает с помощью куклы (кукол) историю в лицах, которая помогает ребенку разобраться в причинах стресса, отклонений поведения и других реалиях повседневности (об этом мы говорили в предыдущем параграфе).

    Так как куклотерапия — это, в первую очередь, арт-методика, способ проведения сеансов может меняться в зависимости от профессионализма психолога и особенностей характера определенного ребенка.

    Например, это может быть кукольный театр, когда ребенок смотрит на ситуацию со стороны и самостоятельно или с помощью специалиста делает правильные выводы, которые влияют на дальнейшее поведение в обычной жизни.

    Это может быть доверительный разговор на определенную тему с ребенком с помощью одной или нескольких кукол. Порой малышу легче открыть самое сокровенное не взрослым дядям и тетям (даже если это мама с папой), а мягкому зверю или сказочному персонажу. В процессе разговора ребенок рассказывает о самом главном, это позволяет выяснить истинные причины стресса, зажимов и других психологических проблем, которые могут возникнуть в любом возрасте.

    Следует упомянуть и о том, что в этом методе арт-терапии могут быть использованы самые разнообразные куклы: отдельно взятые персонажы мультяшного мира, любимая игрушка малыша, театральные куклы (марионетки, куклы-варежки, ростовые и пальчиковые куклы) и другие. Опытный специалист легко определит, что именно использовать в процессе куклотерапии, ведь, как вы понимаете, для каждого ребенка это индивидуально.

    Например, пальчиковые куклы (можно рисовать на пальцах, сделать их из колпачков, бумаги или шариков) можно изготовить вместе с ребенком и использовать для быстрой диагностики эмоционального состояния.

    Другой вариант — картонные плоские куклы. Лица бумажных персонажей можно менять в зависимости от эмоционального состояния, такая «театральность» в качестве методики помогает детям с проблемами формирования личности.
    Куклы-перчатки позволяют использовать несколько персонажей в процессе сеанса арт-терапии: психолог может разыграть спектакль, которые укажет на проблемы развития и поведения малыша или скорректирует имеющиеся проблемы.

    Этапы куклотерапии

    Безусловно, куклотерапия может быть использована психологом в качестве прикладного метода психологической поддержки, для выявления проблемы, над которой предстоит работать психологу. Однако если говорить о куклотерапии как о комплексном явлении в коррекции поведения и решении задач детской психологии, то стоит выделить несколько этапов.

    Первый этап — это изготовление куклы. Если в ходе терапии психолог использует куклы, которые он может изготовить с ребенком (пальчиковые, из бумаге, рисунки на ладонях и прочие), то в процессе совместного творчества специалист может устанавливать контакт с ребенком. Малыш начинает доверять психологу, поэтому на дальнейших сеансах ему будет проще раскрыться перед незнакомым человеком. Это особенно важно при работе с детьми младшего дошкольного возраста.

    Второй этап — «оживление» куклы. В этот момент психолог может расспросить ребенка о его кукле: какая она, как зовут, почему она так выглядит, что она любит, с кем дружит. Ответы на вопросы помогут специалисту понять личность ребенка, раскрыть его сущность и найти места, которые влияют на поведение малыша.

    Третий этап — непосредственная сказкотерапия в тех формах, о которых мы говорили выше.

    «Как один из методов арт-терапии куклотерапия развивает способность эмоциональной саморегуляции, предупреждает развитие нервно-психических патологий у детей - снимает внутреннее напряжение, тревожность, недоверие к окружающему миру, корректирует поведенческие проблемы, развивает творческий потенциал.

    Несмотря на то, что развитие и активное применения арт-терапевтических методик, в данном случае, куклотерапии, наблюдается в последние десятилетия, нужно отметить, что данная техника в определенной степени сходна со старинными народными играми и забавами, имевшими очень большой воспитательный потенциал».

    Елена Андриенко, педагог высшей квалификационной категории, психолог Центра развития детей «Сказка»

    В Красноярске методом куклотерапии работают многие детские психологи. С каждым годом эта разновидность арт-терапии становится все более популярнее, так как сочетает в себе классические приемы психологии, традиции и индивидуальный подход. Загляните в , чтобы найти опытного детского психолога, который сможет помочь вам решить проблемы с развитием и воспитанием вашего малыша.

    Мы уверены, что смогли дать вам хотя бы частичное представление о куклотерапии. Мы уверены, что вы не столкнетесь с серьезными детскими психологическими проблемами, а все возникающие кочки и ухабы на пути воспитания и развития вашего малыша вы обойдете стороной. Терпения и здоровья вам, дорогие родители!