Войти
Логопедический портал
  • Эссе учителя-логопеда
  • Дефектолог-логопед: что за специальность, где учиться
  • Логопедический массаж для детей в домашних условиях
  • Создание развивающей среды в логопедическом кабинете
  • Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Звуковой анализ слова: что это и как правильно его делать
  • Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука .

    Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука .

    Тема: «Постановка звука [л]».

    Цель:

    Продолжать учить правильно выполнять артикуляционную гимнастику;

    Закрепить знания о механизме образования звука [л];

    Показать и объяснить артикуляцию звука [л];

    Учить соотносить звук с буквой;

    Развивать фонематическое восприятие, память;

    Воспитывать стремление совершенствовать свою речь.

    Оборудование:

    Материал для создания артикуляторной готовности к вызыванию звука [л]; автор – Т.А. Ткаченко;

    Дидактический материал по постановке звука [л] авторы – В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко;

    Предметные картинки из «Логопедического лото» автор - А.С.Галанов;

    Картинки из пособия Л.Н.Зуевой «Занимательные упражнения по развитию речи»;

    Бинт, напальчники, спирт, ватные шарики.

    Ход занятия:

    I . Артикуляционная гимнастика

    1. Статическое упражнение «окошечко».

    Цель : научить удерживать рот широко открытым; активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы; научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.

    Ход выполнения упражнения : улыбнуться, широко открыть рот; расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам, удерживать позиции на счет до 5.

    2. Статическое упражнение «заборчик».

    Цель : Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.

    Ход выполнения упражнения: верхние и нижние зубы сомкнуты губы в улыбке, удерживать губы в таком положении под счет до 5.

    3. Статическое упражнение «иголочка».

    Цель : вырабатывать умение удерживать язык узким.

    Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами, удерживать на счет до 5.

    4. Статическое упражнение «парус».

    Цель : учить удерживать кончик языка за верхними зубами,

    Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот; кончиком языка с силой упереться в верхние зубы, удерживать в заданном положении на счет до 5.

    5. Динамическое упражнение «маятник».

    Цель: развивать подвижность языка.

    Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив зубы; узкий язык просунуть между резцами; поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.

    6. Динамическое упражнение «качели».

    Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх; развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка.

    Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз», на счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу).

    7. Динамическое упражнение «маленькие качели».

    Цель: увеличить подвижность, развивать точность и активность кончика языка.

    Ход выполнения упражнения: улыбнуться, слегка приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу; выполнять мелкие движения передним краем языка вверх-вниз.

    8. Динамическое упражнение «вкусное варенье».

    Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх.

    Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз(не из стороны в сторону) .

    9. Динамическое упражнение «почистим зубы».

    Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.

    Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из сторо ны в сторону, потом снизу вверх.

    II . Беседа об образе звука [л]; положение органов артикуляции;

    При произношении звука [Л]. Широко открытый рот. Сделай язык узким, напряженным. Кончик языка поднять к альвеолам (за верхние резцы). Отчетливо, длительно произнести звук [ л ] . Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.

    Характеристика данного звука. СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

    1. Повтори за мной следующие звуки.

    Произношение звуков речи, близких по звучанию и артикуляции звука [л]

    Н, Ы, В, ВЬ, Г, ГЬ, Ж, У, А, Э, Й

    2. Подними сигнальную карточку если услышишь звук [л].

    Упражнение для выделения на слух вызывае мого звука [ Л ] в потоке прочих звуков.

    Примерный звуковой ряд: М-Н -Л --А-У -О-Л-В -3-ЛЬ- В-МЬ-Л-X-Н- М -Н -Л-А-У-О-Л-В-3-ЛЬ- В -М-Л - X -НЬ -Б -З

    3. Картинка с изображением Л ожки и Л ампы . Если картинка будет названа верно, хлопни в ладоши, неверно - нет.

    ложка

    ряд произносимых слов: ожка, вожка, ложка, дожка, сожка, ложка, божка, ложка, кожка, можка, гожка, ложка, ложка, ложка

    лампа

    ряд произносимых слов: вампа, ампа, лампа, кампа, сампа, бампа, лампа, тампа, лампа , дампа, шампа, лампа, бампа, рампа, чампа, нампа

    4 . Перед тобой шесть карточек, выбери картинки в названии которых есть звук [л].

    Используя цифровой ряд, определить место звука [л] в слове. Поставить вопросы к словам предметам и определить (живые и неживые).

    III . Домашнее задание:

    Ежедневно выполнять перед зеркалом артикуляционную гимнастику.

    Упражнения «окошечко», «заборчик».Удерживать позиции на счет до 5.Чередовать эти два

    упражнения.

    «иголочка». Удерживать позиции на счет до 5 .

    «вкусное варенье». Выполнять по часовой стрелке 10 раз, против часовой 10 раз.

    «парус» . Удерживать позиции на счет до 5.

    «змейка» .Выполнять 10 раз.

    Дидактический материал к уроку

    1

    2

    3

    4

    5

    6