Войти
Логопедический портал
  • Эссе учителя-логопеда
  • Дефектолог-логопед: что за специальность, где учиться
  • Логопедический массаж для детей в домашних условиях
  • Создание развивающей среды в логопедическом кабинете
  • Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Звуковой анализ слова: что это и как правильно его делать
  • Логопедический массаж для детей в домашних условиях

    Логопедический массаж для детей в домашних условиях

    Сегодня, к сожалению, многие детки страдают недостатками речи, некоторым даже ставят различные диагнозы по нарушениям. Логопедический массаж для детей сопутствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения малышей. Ведь тонус мышц новорожденных влияет на будущую речь. Поэтому при помощи массажа происходит расслабление лицевых мышц и тканей, что формирует правильную речь.

    Польза



    Совмещение посещений логопеда и массажа будет продуктивно и принесет свою пользу.

    Корректировка включает в себя следующие задачи:

    • происходит коррекция звуков, сложных для ребенка, а поэтому они не соответствуют норме, это может быть замена шипящих или букв Л и Р, Г и Д;
    • приведение показателей речевого дыхания к норме необходимо, если у ребенка из-за неправильного дыхания неправильно формируется произношение;
    • снижение эмоционального перенапряжения;
    • корректировка заикания, дизартрии , ринолалии, нарушения голоса;
    • увеличение тонуса мышц лица, если ребенок применяет мало усилий при произношении звуков;
    • уменьшение повышенного слюноотделения ;
    • работа над артикуляционным аппаратом;
    • закрепление рефлекса глотки при говорении и улучшение состояния голоса – по медицинским показаниям.



    Все это при правильном подходе и систематизации приводит к качественному результату.

    Показания к процедуре

    1. Первое и самое важное показание , если вы водите ребенка к логопеду – закрепление результата. Логопедический массаж ускорит процесс произношения, это важно для деток, речь которых отстает от ровесников.
    2. Слабый или же, наоборот, повышенный тонус лицевых мышц.
    3. Заикание – ребенок повторяет слоги в слове или же вовсе не может до конца произнести слово, зацикливаясь на одной части. Часто этим страдают дети напуганные, испытавшие сильное потрясение или просто нерешительные малыши.
    4. Нарушение голоса – ребенок устает говорит ь, делает это тихо и жалуется на боль и першение в горле, ощущение «кома» и тяжести при говорении.
    5. Дизартрия. Нарушение, скорее , психологическое, чем артикуляционное. На фоне различных психических расстройств ребенок не может правильно говорить.
    6. Усиленное слюноотделение т акже является показанием к массажу, оно свидетельствует о слабых мышцах не только лица, но и языка.
    7. Дети с ДЦП.

    Однако не всегда можно делать логопедический массаж.


    Он противопоказан при кожных заболеваниях лица, губ и полости рта (сыпь, герпес, стоматит, вирусные инфекции, гингивит, болезни горла, воспаление лимфоузлов, а также конъюнктивиты и чирьи).

    Все они принесут болезненные ощущения и дискомфорт, из-за которых ребенок даже в здоровом состоянии может отказаться от занятий.

    Разновидности

    Не секрет, что для развития речи нужно работать не только с речевым аппаратом, ведь в человеческом организме все взаимосвязано.



    • Массаж для языка. Предварительно необходимо расслабить челюстные мышцы, шейные и плечевые, чтобы расслабился корень язычка. Если касание языка вызывает спазм и рвотный рефлекс, то массаж ограничивают лишь кончиком языка во рту малыша, постепенно увеличивая расстояние и заставляя выдвигать язык длиннее.
    • Массаж губ . Все движения повторяются не менее 50 раз и очень нежно.
    • Массаж шеи . Выполняется до еды или после прохождения от приема пищи 2 часов.
    • Массаж ушей . Стимулирует артикуляционный аппарат.
    • Массаж для рук . Каждый палец отвечает за определенный орган, поэтому такое массирование эффективно не только для речи. Большой палец – головной мозг, указательный – желудок, средний – позвоночник, кишечный отдел, безымянный – печень, мизинец – сердце. Начинать лучше с пальчикового массажа, постепенно увеличивая площадь манипуляций.
    • Массаж ложками. Требует аккуратности в проведении.



    Условия для проведения

    В идеале логопедический массаж назначается врачом-специалистом. Однако не у каждого есть возможность его посетить, поэтому легкие упражнения можно выполнять на дому самостоятельно. Для начала необходимо создать благоприятные условия – покой и тишину, чтобы ребенок не отвлекался. Помещение должно быть светлым и проветриваемым. Руки массирующего теплыми и чистыми.

    Первое занятие не более пяти минут, ребенок должен привыкнуть к необычной для него процедуре. Первое время массаж должен составлять не более 10 минут, через неделю время можно увеличить до 25-30 минут. Время варьируется в зависимости от возраста: самые маленькие детки могут выдержать только 10 минут, дошколята до 15-20, а вот школьники полноценно могут протерпеть 25 минут.



    Занятия должны быть систематизированы, примерно 2-3 раза в неделю, чем меньше разрыв между занятиями, тем выше эффективность. Однако каждодневное повторение тоже может привести к отторжению.



    Для массажа следует приобрести массажное масло либо масла растений, предварительно проверив их на аллергическую реакцию. Во избежание инфекций используйте перчатки и маску, это важно особенно для грудничков. Также может понадобиться и нашатырный спирт, в случае потери сознания, что случается крайне редко.

    Техника проведения на дому

    Многие считают, что в домашних условиях мама справиться с нарушениями речи не сможет. Однако это большое заблуждение. Все логопеды говорят о необходимости занятий дома, иначе трудно закрепить полученный результат каждого занятия.

    Массирование лучше начинать со всего лица, что снимет гипертонус и общее напряжение малыша. Начиная со лба, постепенно поглаживаниями опускаемся к подбородку. Движения мягкие, от центра лица к краю, по горизонтали. Лоб – виски, брови – линия роста волос, веки, щеки – от носа к уху, от губ к уху. Повторить их можно 2-3 раза.


    Если же ребенку неприятно или он просто не хочет, то стоит ограничиться легкими поглаживаниями, постепенно переходя к комплексу.

    Язык

    Выполняется от кончика язычка к его корню.

    1. Схватив конец язычка, нужно поводить вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад.
    2. Поглаживания языка большим пальцем, причем нужно поддерживать его снизу, движения производятся от центра, по кругу или продольно.
    3. Поглаживания сверху и снизу языка большим и средним пальцем.
    4. Создание вибрации. Аккуратно покачивайте язычок, легко постукивайте пальцем.
    5. Массаж уздечки языка движениями вверх-вниз.
    6. Тканью разной текстуры произвести поглаживания языка.
    7. Используем мягкую зубную щетку, проводя по язычку, вырисовываем буквы.



    Без подготовки эти упражнения сделать не так легко. Множество обучающих видео для массажа языка поможет новичкам.

    Еще одно важное условие – ребенок должен контролировать слюноотделение, если это получается плохо, можно под язык подложить салфеточку и менять по мере намокания.

    Губы

    Сюда входят также подбородок и носогубная складка.

    1. Растирание губ пальцами.
    2. Круговыми движениями пальцев идем от одного уголка к другому.
    3. Обе губы массируем в противоположные стороны, верхнюю – влево, нижнюю – вправо и меняем направление.
    4. Пощипывание губ и области вокруг.
    5. Надавливание на губы с круговыми движениями.
    6. Легкие шлепки пальцами.



    Данный комплекс повторяется несколько раз за один сеанс.

    Руки

    Прорабатываются отдельно пальчики и вся поверхность ладони. Пальцы массируются от кончика до основания. Начинать лучше всего с мизинца.

    1. Массирование пальцев, надавливанием на подушечки, усиливая нажим.
    2. Знакомое из детства стихотворение «Сорока-белобока» поможет проработать всю ладошку. Предложите ребенку самомассаж в стихах.
    3. Рисуем на ладошке пальцем спираль, от центра – к краю.
    4. Запаситесь резиновым шариком с шипами (су-джок) и водите им по ладошке малыша, предложите ему самому катать его между ладоней. Можно использовать и специальную щетку «Ежик» для проработки нервных окончаний.
    5. Насыпьте в тарелочку крупу разного размера и погружайте в нее пальчики.