Логопедический массаж для детей в домашних условиях
Сегодня, к сожалению, многие детки страдают недостатками речи, некоторым даже ставят различные диагнозы по нарушениям. Логопедический массаж для детей сопутствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения малышей. Ведь тонус мышц новорожденных влияет на будущую речь. Поэтому при помощи массажа происходит расслабление лицевых мышц и тканей, что формирует правильную речь.
Польза
Совмещение посещений логопеда и массажа будет продуктивно и принесет свою пользу.
Корректировка включает в себя следующие задачи:
- происходит коррекция звуков, сложных для ребенка, а поэтому они не соответствуют норме, это может быть замена шипящих или букв Л и Р, Г и Д;
- приведение показателей речевого дыхания к норме необходимо, если у ребенка из-за неправильного дыхания неправильно формируется произношение;
- снижение эмоционального перенапряжения;
- корректировка заикания, дизартрии , ринолалии, нарушения голоса;
- увеличение тонуса мышц лица, если ребенок применяет мало усилий при произношении звуков;
- уменьшение повышенного слюноотделения ;
- работа над артикуляционным аппаратом;
- закрепление рефлекса глотки при говорении и улучшение состояния голоса – по медицинским показаниям.
Все это при правильном подходе и систематизации приводит к качественному результату.
Показания к процедуре
- Первое и самое важное показание , если вы водите ребенка к логопеду – закрепление результата. Логопедический массаж ускорит процесс произношения, это важно для деток, речь которых отстает от ровесников.
- Слабый или же, наоборот, повышенный тонус лицевых мышц.
- Заикание – ребенок повторяет слоги в слове или же вовсе не может до конца произнести слово, зацикливаясь на одной части. Часто этим страдают дети напуганные, испытавшие сильное потрясение или просто нерешительные малыши.
- Нарушение голоса – ребенок устает говорит ь, делает это тихо и жалуется на боль и першение в горле, ощущение «кома» и тяжести при говорении.
- Дизартрия. Нарушение, скорее , психологическое, чем артикуляционное. На фоне различных психических расстройств ребенок не может правильно говорить.
- Усиленное слюноотделение т акже является показанием к массажу, оно свидетельствует о слабых мышцах не только лица, но и языка.
- Дети с ДЦП.
Однако не всегда можно делать логопедический массаж.
Он противопоказан при кожных заболеваниях лица, губ и полости рта (сыпь, герпес, стоматит, вирусные инфекции, гингивит, болезни горла, воспаление лимфоузлов, а также конъюнктивиты и чирьи).
Все они принесут болезненные ощущения и дискомфорт, из-за которых ребенок даже в здоровом состоянии может отказаться от занятий.
Разновидности
Не секрет, что для развития речи нужно работать не только с речевым аппаратом, ведь в человеческом организме все взаимосвязано.
- Массаж для языка. Предварительно необходимо расслабить челюстные мышцы, шейные и плечевые, чтобы расслабился корень язычка. Если касание языка вызывает спазм и рвотный рефлекс, то массаж ограничивают лишь кончиком языка во рту малыша, постепенно увеличивая расстояние и заставляя выдвигать язык длиннее.
- Массаж губ . Все движения повторяются не менее 50 раз и очень нежно.
- Массаж шеи . Выполняется до еды или после прохождения от приема пищи 2 часов.
- Массаж ушей . Стимулирует артикуляционный аппарат.
- Массаж для рук . Каждый палец отвечает за определенный орган, поэтому такое массирование эффективно не только для речи. Большой палец – головной мозг, указательный – желудок, средний – позвоночник, кишечный отдел, безымянный – печень, мизинец – сердце. Начинать лучше с пальчикового массажа, постепенно увеличивая площадь манипуляций.
- Массаж ложками. Требует аккуратности в проведении.
Условия для проведения
В идеале логопедический массаж назначается врачом-специалистом. Однако не у каждого есть возможность его посетить, поэтому легкие упражнения можно выполнять на дому самостоятельно. Для начала необходимо создать благоприятные условия – покой и тишину, чтобы ребенок не отвлекался. Помещение должно быть светлым и проветриваемым. Руки массирующего теплыми и чистыми.
Первое занятие не более пяти минут, ребенок должен привыкнуть к необычной для него процедуре. Первое время массаж должен составлять не более 10 минут, через неделю время можно увеличить до 25-30 минут. Время варьируется в зависимости от возраста: самые маленькие детки могут выдержать только 10 минут, дошколята до 15-20, а вот школьники полноценно могут протерпеть 25 минут.
Занятия должны быть систематизированы, примерно 2-3 раза в неделю, чем меньше разрыв между занятиями, тем выше эффективность. Однако каждодневное повторение тоже может привести к отторжению.
Для массажа следует приобрести массажное масло либо масла растений, предварительно проверив их на аллергическую реакцию. Во избежание инфекций используйте перчатки и маску, это важно особенно для грудничков. Также может понадобиться и нашатырный спирт, в случае потери сознания, что случается крайне редко.
Техника проведения на дому
Многие считают, что в домашних условиях мама справиться с нарушениями речи не сможет. Однако это большое заблуждение. Все логопеды говорят о необходимости занятий дома, иначе трудно закрепить полученный результат каждого занятия.
Массирование лучше начинать со всего лица, что снимет гипертонус и общее напряжение малыша. Начиная со лба, постепенно поглаживаниями опускаемся к подбородку. Движения мягкие, от центра лица к краю, по горизонтали. Лоб – виски, брови – линия роста волос, веки, щеки – от носа к уху, от губ к уху. Повторить их можно 2-3 раза.
Если же ребенку неприятно или он просто не хочет, то стоит ограничиться легкими поглаживаниями, постепенно переходя к комплексу.
Язык
Выполняется от кончика язычка к его корню.
- Схватив конец язычка, нужно поводить вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад.
- Поглаживания языка большим пальцем, причем нужно поддерживать его снизу, движения производятся от центра, по кругу или продольно.
- Поглаживания сверху и снизу языка большим и средним пальцем.
- Создание вибрации. Аккуратно покачивайте язычок, легко постукивайте пальцем.
- Массаж уздечки языка движениями вверх-вниз.
- Тканью разной текстуры произвести поглаживания языка.
- Используем мягкую зубную щетку, проводя по язычку, вырисовываем буквы.
Без подготовки эти упражнения сделать не так легко. Множество обучающих видео для массажа языка поможет новичкам.
Еще одно важное условие – ребенок должен контролировать слюноотделение, если это получается плохо, можно под язык подложить салфеточку и менять по мере намокания.
Губы
Сюда входят также подбородок и носогубная складка.
- Растирание губ пальцами.
- Круговыми движениями пальцев идем от одного уголка к другому.
- Обе губы массируем в противоположные стороны, верхнюю – влево, нижнюю – вправо и меняем направление.
- Пощипывание губ и области вокруг.
- Надавливание на губы с круговыми движениями.
- Легкие шлепки пальцами.
Данный комплекс повторяется несколько раз за один сеанс.
Руки
Прорабатываются отдельно пальчики и вся поверхность ладони. Пальцы массируются от кончика до основания. Начинать лучше всего с мизинца.
- Массирование пальцев, надавливанием на подушечки, усиливая нажим.
- Знакомое из детства стихотворение «Сорока-белобока» поможет проработать всю ладошку. Предложите ребенку самомассаж в стихах.
- Рисуем на ладошке пальцем спираль, от центра – к краю.
- Запаситесь резиновым шариком с шипами (су-джок) и водите им по ладошке малыша, предложите ему самому катать его между ладоней. Можно использовать и специальную щетку «Ежик» для проработки нервных окончаний.
- Насыпьте в тарелочку крупу разного размера и погружайте в нее пальчики.
- Эссе учителя-логопеда
- Дефектолог-логопед: что за специальность, где учиться
- Логопедический массаж для детей в домашних условиях
- Создание развивающей среды в логопедическом кабинете
- Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
- Звуковой анализ слова: что это и как правильно его делать
- Кемерово Савельева Елена Николаевна