Войти
Логопедический портал
  • Эссе учителя-логопеда
  • Дефектолог-логопед: что за специальность, где учиться
  • Логопедический массаж для детей в домашних условиях
  • Создание развивающей среды в логопедическом кабинете
  • Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Звуковой анализ слова: что это и как правильно его делать
  • Опорные схемы для развития связной речи детей

    Опорные схемы для развития связной речи детей

    Опорные схемы для развития связной речи детей

    Исследование влияния обучения на умственное развитие ребёнка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогике. Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от его содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (,) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.

    «МОДЕЛИРОВАНИЕ» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

    «МОДЕЛЬ» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

    В дошкольной педагогике моделирование используют при ознакомлении детей с природой, в процессе развития речи, усвоения элементарных математических представлений, развитии музыкальности детей. Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

    Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (,). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

    В дидактике выделяют 3 вида моделей:

    1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).

    2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов - заместителей и графических знаков.

    3. Графические модели (графики, формулы, схемы).

    Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

    Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

    Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

    Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

    Облегчать познание (,).

    В психолого-педагогической литературе выделен ряд закономерностей формирования моделирования у дошкольников:

    Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни;

    Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер;

    Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений;

    Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д;

    Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения;

    Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т. е. переводом планирования во внутренний план.

    Приведённые факты направляют внимание на разработку и применение предметных моделей в обучении, что, безусловно, служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное построение моделей свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования, которые представляют собой ядро умственных способностей. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем, в ходе школьного обучения.

    Одним из основных задач дошкольного учреждения является обучение детей связной речи, т. е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Основными задачами НОД по развитию речи являются следующие: расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности детей на основе систематических упражнений; освоение языка, его грамматического строя , коммуникативной функции общения.

    Основными принципами организации НОД с детьми дошкольного возраста наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность обучения, развивающая направленность обучения.

    Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый предмет был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель .

    Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению, является наглядность . Наглядность обучения предполагает использование, помимо натуральных объектов, различных вариантов изобразительных средств: картины, рисунки, таблицы, схемы, технические средства обучения.

    Развивающая направленность обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, памяти, внимания, мышления и т. д. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

    В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания . На значимость этого факта указывал известный психолог. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться следующим.

    В задачи педагога входит не только знакомство ребенка с окружающими миром, но и обучение способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Очень полезными в этом процессе являются опорные схемы, наглядный модели, символы.

    Многим педагогам-практикам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на предложение поговорить со старшими дошкольниками по какой-либо теме (фрукты, транспорт, профессии, животные, времена гола и т. д.), сначала возникает пауза. Затем дети говорят о какой-то одной-двух характерных чертах обсуждаемого предмета, и снова наступает пауза. Далее дети чаще начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительные изменения от себя. Возникает ощущение, что они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли, из них надо все "вытягивать". Но это не так. Многое узнали и запомнили, но выразить это грамотно, по плану не могут.

    Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование педагогом в работе опорных схем поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

    Что же такое опорные схемы? Опорные схемы - это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Схемы, символы, модели должны "рождаться" на глазах детей в момент объяснения педагогом нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

    Цель опорных схем - "...изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти" (), облегчил запоминание. Опорные схемы - это, как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом система.

    Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что - либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти - вербальный. Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов, которыми сопровождалась подача материала.

    Часто у детей возникают затруднения в следующем:

    Самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;

    Установлении последовательности изложения выявленных признаков;

    Удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания.

    Чтобы избежать этих затруднений, необходимо использовать модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т. д.

    Этапы работы с опорными схемами

    В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

    1. Введение элементов, символов. Например, обозначения:

    □ цвета; □ формы;

    □ величины; □ действия.

    2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах НОД, в различных видах деятельности .

    У ребенка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.

    3. Введение отрицаний.

    Например, обозначения: □ не круглый ; □ не съедобный https://pandia.ru/text/78/538/images/image003_62.gif" width="148" height="43 src=">

    5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

    Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор. Так, например, именно детьми было подсказано изображение двух стаканов: полного и перечеркнутого пустого при составлении опорной схемы к структуре арифметической задачи (ответ должен быть полным).

    6. Творческое создание детьми опорных схем.

    (По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок.)

    Трудности, возникающие при работе с опорными схемами

    При использовании опорных схем, символов дети не всегда могут абстрагироваться от символа, условного изображения, начинают рассказывать об элементах схемы, а не о предмете познания, обсуждения.

    Эта проблема возникает у отдельных детей на 1,2,3 этапе и не длится долго. Также работа может быть затруднена на 5-6 этапах из-за небольшого изобразительного опыта детей, а в младшем возрасте - из-за незнания букв, цифр, знаков.

    Чтобы преодолеть некоторую робость и неуверенность в поиске символов самими детьми, можно использовать "зарисовку" загадок. Такие зарисовки вызывают заметное оживление, радость. Например:

    Без окон, без дверей Без рук, без топоренка

    полна горница людей. (Огурец) Построена избенка (Гнездо)

    Можно предложить детям задание на коллективный поиск, обсуждение изображений радости, горя, ветра, света и т. д.

    Использование опорных схем в разных видах деятельности.

    Опорные схемы, символы уже давно вошли в жизнь и обучение в детском саду (календари природы, уголки дежурств). Универсальность опорных схем, символов позволяет использовать их очень широко. Например, при ознакомлении с окружающим миром, природой педагог предлагает детям делать зарисовки символов на отдельных небольших листах бумаги, которые необходимо затем разложить по порядку и скрепить. Можно использовать один размеченный и пронумерованный лист или лист в виде «книжки-гармошки". Главное, чтобы для ребенка не возникало проблем в последовательности сначала изображения, а затем использования материала. Как правило, дети дорожат своими "авторскими" книгами. В уголке книги или в детской библиотеке группы можно отвести им место. Если вы решили оформить детскую работу, как книгу, не забудьте об обложке, где ребенок может написать ее название, свое имя (автор), а если не умеет писать, нарисовать, о чем она (животное, транспорт, фрукт и т. д.). Приведем пример «записи» темы "Овощи":

    Человек сажает в землю семена, ухаживает за ними, а потом собирает урожай овощей".

    При чтении художественной литературы может применяться зарисовка последовательности событий, персонажей, характеристики героев и т. д.

    С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих, описательных рассказов, рассказов по сюжетной картине. Например: "Составь рассказ. Ты видишь на картине его середину, но не видишь того, что было раньше, и чем закончилась история. Эти части рассказа надо придумать".

    https://pandia.ru/text/78/538/images/image006_36.gif" width="441" height="299">

    1. Цвет . В первом квадрате нарисованы красное, жёлтое, синее и зелёное цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смещения понятий цвет-форма.

    2. Форма . Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, луноход), этот пункт опуска-ется, а соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги.

    3. Величина . В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что, кроме понятия «большой - маленький», надо использовать понятия «высокий - низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий».

    4. Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево». Они изображают соответственно материал.

    5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не делится, то этот пункт опускается.

    6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приёмы расширения глагольного словаря детей.

    Педагогу не составит большого труда подобрать игрушки, при описании которых будут использованы все пункты схемы. Это пирамидка, матрешка, коробочка с мозаикой, коляска для кукол и т. п. Позже, когда дети хорошо освоят схему, можно давать игрушки, при описании которых используются не все пункты, например: мяч, скакалка, кубик, мишка, кукла и т. п.

    Пример рассказа по схеме, составленного 5-летним ребенком.

    Этот мячик разноцветный, он круглой формы, большой, даже руками не обхватишь. Сделан он из пластмассы, и он не такой, как резиновый, резиновый помягче. Мячик можно бросать вверх и в футбол играть, а еще катать по земле, а в группе нельзя играть с мячом - стекло разбить можно.

    Описание предметов одежды

    1. Цвет. В квадрате 3-4 цветовых пятна: красное, желтое, синее и зеленое.

    2. Материал. На картон наклеиваются 3 кусочка ткани (шерсть, ситец, шелк или капрон) одинаковой формы и размера. Естественно, до составления описательных рассказов об одежде необходимо провести с детьми занятия по ознакомлению с названными и другими материалами, чтобы ребята рассмотрели их, потрогали и запомнили названия тканей.

    3. Части одежды. Изображен сарафан или костюм, все части которого (воротник, манжеты, рукава, оборка, пояс и т. п.) находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей заранее знакомят с названиями всех деталей костюма.

    4. Сезонность одежды. В квадрате нарисованы солнце, подснежник, желтый кленовый лист и несколько снежинок, которые символизируют соответственно лето, весну, осень и зиму.

    5. Для кого предназначена одежда. Символические изображения мужчины, женщины, мальчика и девочки.

    6. Действия с одеждой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами.

    Вот пример описания платья по данной схеме.

    Это платьице красное с белыми горошками. Оно очень красивое. Оно по-моему шерстяное. У платья длинные рукава, красивый кружевной воротник, красивые красные завязочки... и на манжетах кружева, и кармашки с кружавчиками. Поясок кожаный с пластмассовой пряжкой... Носить это платье можно и зимой, и весной, и осенью... Ну и летом можно, когда не жарко. Лучше всего в гости его надевать... Это платье для девочки. А что делать с ним можно? На вешалку вешать, гладить, если помнется, а если испачкаешь - постирать.

    Надо заметить, что даже при самом высоком уровне речевого развития без схем дети не в состоянии составлять такие подробные рассказы-описания.

    Описание предметов посуды

    1. Цвет. В квадрате 3 - 4 цветовых пятна.

    2. Форма. Начерчены квадрат, круг и прямоугольник. Если дети уже знакомы с объемными формами - на листе изображения цилиндра, шара и т. п., дошкольники могут использовать эти термины при описании предметов.

    3. Величина. Нарисованы большая и маленькая миски.

    4. Материал. На картон приклеены прямоугольные кусочки одинакового размера из фольги, пластмассы и пленки «под дерево», Они изображают разнообразные материалы, из которых делается посуда. Кроме того, с детьми уточняется, что основная масса посуды производится из глины и фарфора,- материалов, которые трудно отобразить на схеме. Рассматривается также деревянная, металлическая, стеклянная, пластмассовая посуда, сравнивается на ощупь, по весу, по извлекаемому звуку и т. п.

    5. Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды: донышко, стенки, ручка, крышка, носик и т. д.

    6. Действия с посудой. Изображена кисть руки.

    Приведем пример описания ребенком большого заварного чайника по данной схеме.

    Это чайник. Он большой, весь белый, а на стенках и на крышке нарисованы красные ветки рябины... и еще золотая полоска на крышке и на носике. Чайник круглый, пузатый такой. Он большой, в него много воды налить можно, наверно, на 10 человек хватит. Сделан этот чайник из глины, а потом разрисован краской. У чайника есть донышко, носик, стенки, крышечка, еще ручка сбоку и ручечка на крышке. В чайник сыплют чай, потом льют кипяток, а потом разливают в чашки гостям. С этим чайником надо аккуратно... ну... носить его, а то разобьешь и еще ноги обожжешь.

    Описание времен года

    Время свободное" href="/text/category/vremya_svobodnoe/" rel="bookmark">свободное время . Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например, пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава и т. д., - необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребёнка.

    1. Солнце. В первом квадрате схемы нарисован солнечный диск с лучами. Дети рассказывают о солнце в определенное время года: светит да не греет, часто бывает за тучами, жарко греет и т. п.

    2. Небо. На этой части листа изображено голубое небо с облаками. Дети должны рассказать, какое небо чаще всего видят они в то или иное время года: ясное, безоблачное или серое, пасмурное, покрытое тучами и т. п.

    3. Земля. Нарисован клочок земли с травой на нем. Дети рассказывают о том, как выглядит земля в разное время года: покрыта снегом или сырая от дождя, трава на ней сухая и желтая или на ней появляется первая травка и др

    4. Деревья. Изображены 2 дерева (можно без листьев). Хвойные деревья лучше не рисовать, т. к. их внешний вид одинаков во все сезоны. Дети рас-сказывают о лиственных деревьях в разное время года: листья на деревьях желтеют, опадают; появляются почки; покрыты яркой зеленой листвой пр

    5. Люди. (сезонная одежда) С имволически изображены мужчина и женщина. В верхней части квадрата нарисована вешалка. Это означает, что надо рассказывать об изменениях в одежде людей и причинах такого явления. Например: зимой холодно и люди надевают зимние пальто и шубы, теплые шапки и сапоги, варежки и шарфы и т. п.

    6. Звери. (сезонные изменения в жизни диких животных) Нарисованы контурно 2 знакомых детям зверя, например заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года. Например: зверям в лесу не хватает корма, они впадают в спячку; звери запасают корм на зиму, меняют «шубки» и т. п.

    7. Птицы. (сезонные изменения в жизни птиц, классификация) Изображены контурно 2 знакомые детям птицы, например ворона и ласточка. Дети отражают в рассказе сезонные изменения в жизни птиц. Например: готовятся к отлету или вьют гнезда, выводят птенцов и т. п.

    8. Занятия детей. (игры, труд) В квадрате снеговик, сачок и кораблик. Дети рассказывают, чем они занимаются на улице в то или иное время года: собирают сухие листья, катаются на лыжах, лепят снежную бабу, купаются в реке и т. п.

    Описание овощей и фруктов

    1. Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна.

    2. Форма. Геометрические фигуры: круг, треугольник и овал.

    3. Величина. Изображены 2 контрастных по величине плода, например большое и маленькое яблоки.

    4. Вкус. Нарисованы конфета и лимон, контрастные по вкусу продукты.

    5. Место произрастания. Изображены дерево и грядка.

    6. Как употребляется в пищу. Изображены тарелки, вилки, ложки и ножи. В предварительной работе с детьми уточняется, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят, консервируют, квасят, маринуют и т. п.

    Приведем пример рассказа, составленного ребенком по схеме.

    Капуста зеленого цвета, круглая. Она бывает очень большая и тяжелая, а бывает и паменьше. По вкусу она немножко горькая. Растет капуста на грядке, прямо на самой земле. У нее много одежек и все без застежек. А едят капусту сырую, я всегда ем, когда мама суп варит, то есть щи. Еще из капусты варят борщ, и солят ее... а вот еще солянку из капусты делают.

    Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Схемы-модели можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах и ребусов, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.