Войти
Логопедический портал
  • Эссе учителя-логопеда
  • Дефектолог-логопед: что за специальность, где учиться
  • Логопедический массаж для детей в домашних условиях
  • Создание развивающей среды в логопедическом кабинете
  • Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Звуковой анализ слова: что это и как правильно его делать
  • Наглядное пособие «Звуковой анализ слов

    Наглядное пособие «Звуковой анализ слов

    Учитель-логопед, МОУ д/с № 294, г. Волгоград

    Актуальность :

    Навык выделения звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. Без этого навыка овладение письменной речью невозможно.

    Начинать обучение можно с четырёх лет, при условии достаточного речевого и интеллектуального развития. Необходимо учить детей не только слышать отдельные звуки в составе слога и слова , но и уметь определять их последовательность.

    Изучение звуков происходит в процессе аналитико -синтетической работы над словом , то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляюшие его звуки , а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) . Потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами .

    Цель : выполнять звуковой анализ слов

    Задачи :

    Развитие фонематического слуха

    Автоматизация звуков

    Развитие звукового анализа

    Обогащение словарного запаса

    Развитие восприятия, внимания, мышления

    Развитие мелкой моторики

    Предварительная работа

    Прежде чем приступить к анализу

    1) ребёнок должен познакомиться с понятиями «гласный звук » красный цвет, «согласный твёрдый» синий цвет, «согласный мягкий» зелёный цвет.

    2) дети должны знать понятия «начало» , «конец» , «середина» , «первый» , «последний» , «второй» .

    3) После того когда ребёнок научится определять первый звук , последний и середину, можно определять звуки по порядку .

    Наглядное пособие «Звуковой анализ слов »

    Материал : 1) Набор прищепок трёх цветов (красных, синих и зелёных) . 2) Картонные карточки в форме круга 13 штук, каждая из которых поделена внутри на три части. Одна карточка соответствует одному звуку . Картинки пободраны на автоматизацию звуков в словах в разных позициях .

    Перечень картинок : [С] –лес, собака, бусы. [С"] – семь, гусь, осьминог. [З] – замок, глаз, ваза. [З"] – земляника, зима, магазин. [Ц] – цыплята, пуговицы, цветы. [Ш] – шкаф, шишка, вишни. [Ж] – ножницы, жук, нож. [Ч] – свеча, бабочка, часы. [Щ] – щетки, овощи, щука. [Л] – лук, мел, акула. [Л"] – лимон, щавель, кольцо. [Р] – рак, топор, баран. [Р"] – репка, фонарь, гиря.

    Инструкция : Берём карточку звука , который автоматизируем. Называем одну картинку и делаем прищепками последовательный звуковой анализ . Цвет прищепки должен соотноситься со звуком , которой он обозначает.

    Наглядный материал

    Прищепки

    Карточка на звук [р]

    Выполняем последовательный звуковой анализ слов




    Заключение : Аналогичная работа проводится и с другими карточками

    Звук [ш]


    Звук [ж]


    Звук [з]


    Звук [з"]


    Звук [л]


    Звук [л"]


    Звук [с]


    Звук [с"]


    Звук [ч]


    Звук [щ]


    Звук [ц]


    Звук [р"]


    Литература :

    Логопедия для учителей, психологов, родителей, Л. А. Барсукова, Ростов н/дону, 2010 г. Альбомы по автоматизации звуков для дошкольников ,Л. А. Комарова, М 2008 г. Загадки звуков , букв, слогов, л. м. Козырева, ярославль, 2001 г.

    Публикации по теме:

    Логопедическое занятие для младших школьников «Слоги. Слоговой анализ слов» Выполнила учитель-логопед Орлова Елена Викторовна. Цели и задачи: продолжать учить детей дифференцировать понятия "буква"-"слог"-"звук";.

    Конспект логопедического занятия «Звуко-буквенный анализ слов» Цели: 1. Повторить что такое звуки, буквы. 2. Упражнять в выделении гласных и согласных из слов. 3. Развивать навыки звукового анализа.

    Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала» ЗАНЯТИЕ №13. Тема: «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала». Цель занятия: закрепить знание изученных тем путём тренировочных.

    Это пособие создано своими руками. В нем можно изучить как птиц так и домашних животных. Так же обратить внимание воспитанников на время.