Войти
Логопедический портал
  • Эссе учителя-логопеда
  • Дефектолог-логопед: что за специальность, где учиться
  • Логопедический массаж для детей в домашних условиях
  • Создание развивающей среды в логопедическом кабинете
  • Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Звуковой анализ слова: что это и как правильно его делать
  • Как составить звуковую схему слова для 1 класса: примеры разбора на звуки, слоги, их обозначение в русском языке, построение моделей предложений + таблица

    Как составить звуковую схему слова для 1 класса: примеры разбора на звуки, слоги, их обозначение в русском языке, построение моделей предложений + таблица

    С началом осени взрослым зачастую приходится садиться за уроки вместе с детьми. Сложно приходится родителям первоклассников, поскольку программа младшей школы быстро забывается, а образовательные стандарты часто меняются. Еще до начала чтения и письма, когда вчерашние дошкольники в 1 классе проходят азбуку, им дают задание составить звуковую схему как слова, так и целого предложения. В таких случаях родителям на помощь приходит интернет с примерами и образцами.

    Звуко-буквенный разбор слов

    Изучением букв и звуков, их анализом занимается раздел русского языка под названием фонетика. Чтобы разложить слово на звуки, используется транскрипция. Такой разбор именуется фонетическим. Родителям потребуется вспомнить, что такое гласные и согласные буквы, какие звуки им соответствуют, что такое йотированные гласные и чем отличаются буквы первого и второго рядов.

    Таблица гласных и согласных звуков русского языка

    Найти буквенный ряд можно в книгах для начальных классов или в интернете. Как правило, буквы расположены в две линии. Гласные делятся на обозначающие мягкость и твердость согласных, последние же - на глухие и звонкие, парные и непарные.

    Гласные, определяющие твердость: а, э, о, у, ы. Им соответствуют звуки: [а], [э], [о], [у], [ы].

    Гласные, обозначающие мягкость: я, е, ё, ю, и. Также их называют йотированными, потому что эти буквы состоят из двух звуков, если стоят в начале, после гласной или после мягкого и твердого знаков. Эти буквы смягчают согласные, стоящие перед ними.

    Согласные бывают глухие и звонкие, они образуют шесть пар:

    • Б (звонкий) - П (глухой);
    • В - Ф;
    • З - С;
    • Д - Т;
    • Г - К;
    • Ж - Ш.

    Остальные согласные парными не являются:

    • звонкие: Н, Р, Л, М, Й;
    • глухие: Ц, Щ, Х, Ч.

    Кроме того, есть согласные, которые всегда мягкие или всегда твердые, независимо от следующей за ними гласной:

    • Ч, Щ, Й - всегда мягкие.
    • Ж, Ш, Ц - всегда твёрдые.

    Буквы Ь и Ъ не имеют собственных звуков. Мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный, твердый - нет.

    Схема букв и звуков русского языка в таблице для первого класса представлена на картинке:

    В образовательной программе «Школа России» принято обозначать звуки цветами:

    • Гласный - красный цвет;
    • Согласный твёрдый - синий;
    • Согласный мягкий - зелёный.

    Слияние согласной и гласной обозначают прямоугольником, разделенным пополам. Одну часть закрашивают синим или зелёным цветом, вторую - красным. Иногда в этой модели дополнительно обозначаются глухие и звонкие согласные, ударение и деление на слоги.

    Примеры

    Для графического изображения звукового состава слова можно подобрать цветные карточки. Для облегчения составления схемы в начале целесообразно использовать надписи на картинках. В перспективе можно самостоятельно начертить схематический состав слова в тетради по клеточкам с помощью цветных ручек или карандашей.

    Чтобы показать алгоритм составления схемы, лучше начинать со звуковой записи односложных слов с помощью таблички.

    Например, слова из трех букв: дуб, кот, мак, лук, жук, рак. Сначала надо написать транскрипцию.

    Для слова «дуб» она выглядит так: [дуп]. Далее описать схему, где первые два звука представляют слияние твердой согласной и гласной, а третий - твердый согласный. Теперь надо графически изобразить результат:

    • Сначала нарисовать прямоугольник.
    • Его разделить пополам по диагонали.
    • Первую часть закрасить синим цветом, вторую - красным.
    • Следом нарисовать квадрат и закрасить его синим.

    Оставшиеся слова также подходят под полученную схему.

    Варианты, где одна или обе из согласных мягкие:


    Слова из 4 звуков, состоящие из единственного слога:


    Слова из 2 слогов:


    Еще несколько примеров из 2 слогов и более:

    • Шишка, сосна:

    • Белка, чашка: есть мягкий согласный

    • Юбка: буква Ю в начале

    • Банан, жираф:

    • Лимон, петух:

    • Ёжик: всегда твердая Ж и йотированная Ё в начале

    • Пальто:

    • Пчела, слива:

    • Ворона, собака:

    • Ракета:

    Как составить схему предложения

    Распространенный вариант заданий для первоклассников - составить схему предложения. Это простая задача. Здесь не требуется вспоминать обозначения для подлежащих и сказуемых. Все слова в предложении обозначаются горизонтальными линиями. Если слово пишется с заглавной буквы, то вначале линии рисуется вертикальная черта. В конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.

    Примеры

    Образцы, как разложить несколько предложений:


    Образцы слоговой схемы

    При обучении чтению первоклассников учат, как разложить слово на слоги. Для этого достаточно помнить, что слог образует гласная. Например, в слове «лист» один слог, а в слове «листья» - два.

    Таким образом, слог может состоять:

    • Из одной гласной: Аист, Якорь.
    • Начинаться на согласную и содержать гласный: Дерево.
    • Согласные без гласной, Й, Ь и Ъ отходят предыдущему слогу: Мальчик, Цапля, Чайка, Чайник.
    • Согласные отходят к слогу из гласной: Арбуз, Экран, Астра.
    • В начале слова все согласные присоединяются к первой гласной: Стриж, Стрекоза.

    На картинках примеры слов, разложенных на слоги:


    Теперь можно попробовать самим разложить слово «Дельфин» на слоги. И решить следующую задачу.