Войти
Логопедический портал
  • Эссе учителя-логопеда
  • Дефектолог-логопед: что за специальность, где учиться
  • Логопедический массаж для детей в домашних условиях
  • Создание развивающей среды в логопедическом кабинете
  • Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Звуковой анализ слова: что это и как правильно его делать
  • Диагностика развития детей 3 – 4 лет

    Диагностика развития детей 3 – 4 лет

    Диагностика развития детей 3 – 4 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает шесть небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

    Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

    Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

    Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».

    Критерии оценки:

    • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения - 2 балла.
    • Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно - 1 балл.
    • Ребенок не справился с заданием - 0 баллов.

    Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

    Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, взрослый ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.

    Критерии оценки

    • Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку - 2 балла.
    • Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого - 1 балл.

    Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

    Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на две части, как показано на рисунке. Разложите части так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»

    После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.

    Критерии оценки

    • Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях - 2 балла.
    • Ребенок выполнил задание путем проб - 1 балл.
    • Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием - 0 баллов.

    Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

    Процедура проведения. У взрослого и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).

    1. Взрослый берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.
    2. Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
    3. Взрослый поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.

    Критерии оценки

    • Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков - 2 балла.
    • Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов - 1 балл.
    • Ребенок не справляется с заданием - 0 баллов.

    Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

    Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки (или предметы). Аналогичный набор находится у взрослого. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

    Критерии оценки

    • Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары - 2 балла.
    • Ребенок правильно назвал 3-5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания - 1 балл.
    • Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары - 0 баллов.

    Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

    Процедура проведения. Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

    Критерии оценки

    • Ребенок запомнил 2 игрушки - 2 балла.
    • Ребенок запомнил 1 игрушку - 1 балл.
    • Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не понял инструкции - 0 баллов.

    Оценка результатов

    Высокий уровень -8 -12 баллов.
    Средний уровень -5-7 баллов.
    Низкий уровень - 0-4 балла.