Войти
Логопедический портал
  • Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики
  • История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны
  • Критерии линейной зависимости и независимости систем векторов
  • Геология — наука о Земле
  • Проблемы загрязнения почв и пути их решения Загрязнение и истощение почвы пути решения
  • От чего на голове появляются вши
  • Презентация на тему "Жизнь и творчество А.И. Солженицына". Презентация на тему "жизнь и творчество александра солженицына" Презентация на тему жизнь солженицына

    Презентация на тему

    Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций.

    Данная презентация о жизни и творчестве А.И. Солженицына создана с целью использования на уроках литературы в 11 классе, посвященных писателю. В ней представлен набор изображений: фотографии писателя, мест, связанных с жизнью и творчеством А.И. Солженицына; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности Александра Исаевича.

    Изучение биографии писателя - самые распространенные из уроков с использованием ИКТ, так как дают возможность широко использовать иллюстративный материал (фотографии, репродукции, иллюстрации), который можно найти в сети Internet, на диске “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, помещать тексты цитат писателя, высказываний современников.

    Цель урока-презентации по биографии А.И. Солженицына – не только способствовать созданию живого, яркого, и порой такого противоречивого образа писателя, но и воздействовать на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу; увеличить объем изучаемого материала за счет экономии времени учителя и учеников, активизировать самостоятельную деятельность школьников, расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении, осуществить межпредметные связи, а в целом- способствовать реализации целей, поставленных учителем, добиться наибольшей эффективности урока.

    Формы проведения - лекция учителя, сообщения учеников, семинар, сопровождаемые показом слайдов. В конце урока возможно проведение итогового теста, проверяющего качество усвоения материала, беседы, письменной работы (“Какие качества характера позволили А.И. Солженицына стать величайшим писателем мира?”) Таким образом, показ слайдов может быть сопровождением всего урока или его части.

    В отдельных случаях презентация может стать основой для урока заочной экскурсии. Оптимально использование презентации и на интегрированных уроках. При этом данная презентация может служить как основной формой проведения уроков (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Допустима и индивидуальная работа учащихся с презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Ученики могут самостоятельно выбирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь назад, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы законспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Солженицын А.И. "Я пишу правду о России"

    2 слайд

    Описание слайда:

    Один из ведущих русских писателей двадцатого столетия, Александр Исаевич Солженицын родился в Кисловодске 11 декабря 1918 года. Хотя родители прозаика были выходцами из крестьян, они получили неплохое образование. Когда началась первая мировая война, его отец, Исай Солженицын, ушел из Московского университета добровольцем на фронт, трижды награждался за храбрость и погиб на охоте за полгода до рождения сына. Чтобы прокормить себя и Александра, мать Солженицына, Таисья Захаровна (урожденная Щербак), после смерти мужа пошла работать машинисткой, а когда мальчику исполнилось шесть лет, переехала с сыном в Ростов-на-Дону.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Детские годы Солженицына совпали с установлением и упрочением советской власти. В год его рождения в России началась кровопролитная гражданская война, завершившаяся победой большевиков под руководством Ленина. Успешно закончив школу, Александр Исаевич в 1938 г. поступает в Ростовский университет, где, несмотря на интерес к литературе, занимается физикой и математикой, чтобы в дальнейшем обеспечить себя постоянным заработком. В 1940 г. он женится на своей сокурснице Наталье Решетовской, а в 1941 г., получив диплом математика, заканчивает также заочное отделение Института философии, литературы и истории в Москве.

    4 слайд

    Описание слайда:

    5 слайд

    Описание слайда:

    После окончания университета Солженицын работал учителем математики в ростовской средней школе. В 1941 г., когда началась война с фашистской Германией, он был мобилизован и служил в артиллерии. Он провоевал три года в Красной Армии (артиллерия) и достиг звания капитана. 9февраля 1945 г. Солженицына арестовала фронтовая контрразведка: в руки НКВД попали письма Александра Исаевича. к другу с нападками на Сталина, а также наброски и черновики рассказов, найденные при обыске в его офицерском планшете. Будущий писатель был лишен звания капитана и отправлен в Москву в следственную тюрьму на Лубянку. В течение года будущий писатель находился в московской тюрьме, а затем был переведен в Марфино, в специализированную тюрьму под Москвой, где математики, физики, ученые других специальностей вели секретные научные исследования

    6 слайд

    Описание слайда:

    Много позже Солженицын скажет, что диплом математика, по существу, спас жизнь, поскольку режим в марфинской тюрьме был не в пример мягче, чем в других советских тюрьмах и лагерях. Трибунал из трех человек приговорил его к 8 годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь за антисоветскую агитацию и пропаганду. Приговоренный безсудно к восьми годам лагерей, он пробыл в них до 1953 года. В 1952 Солженицын заболел раком, но проходит успешную лучевую терапию в ташкентском госпитале и выздоравливает.

    7 слайд

    Описание слайда:

    До 1956 г. писатель живет в ссылке в различных районах Сибири, преподает в школах, а в июне 1957 г., после реабилитации, поселяется в Рязани, где также работает учителем математики в средней школе. Его жена, которая, пока писатель находился в заключении, вышла замуж, добилась развода и вернулась к Солженицыну. В 1956 г. советский лидер Hикита Сергевич Хрущев начал кампанию десталинизации, борьбы с «культом личности» Сталина, который, по самым скромным подсчетам, с начала 30-х гг. уничтожил и репрессировал более 10 млн. советских людей.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Хрущев лично санкционировал публикацию повести Александра Исаевича. «Один день Ивана Денисовича», увидевшей свет в 1962 г. в журнале «Новый мир». Написанная в реалистическом ключе, живым, доступным языком первая книга писателя рассказывает об одном лагерном дне главного героя, заключенного Ивана Денисовича Шухова, от имени которого ведется повествование. Повесть была восторженно принята критикой, сравнившей «Один день» с «Записками из Мертвого дома» Достоевского..

    9 слайд

    Описание слайда:

    После того как Солженицын в 1967 г. направил Съезду писателей открытое письмо, в котором призвал покончить с цензурой и рассказал о том, что КГБ конфисковал его рукописи, писатель подвергся преследованиям и газетной травле, его произведения были запрещены. Тем не менее романы «В круге первом» (1968) и «Раковый корпус» (1968...1969) попадают на Запад и выходят там без согласия автора, что только усугубляет и без того тяжелое положение писателя на родине. Писатель отказался нести ответственность за публикацию своих произведений за границей и заявил, что власти способствовали вывозу рукописей из страны, чтобы был предлог для его ареста.

    10 слайд

    Описание слайда:

    В круге первом» (в заглавии содержится аллюзия на первый круг дантова ада) – роман по преимуществу сатирический, действие которого происходит в специализированном институте-тюрьме Маврино, аналоге того, где в конце 40-х гг. содержался Солженицын. Многие западные критики высоко оценили роман за широкую панораму и глубокий, непредвзятый анализ сталинской действительности. Второй роман писателя, «Раковый корпус», также носит автобиографический характер: герой романа, Русанов, как в свое время и сам автор, лечится от рака в среднеазиатской провинциальной больнице. Хотя в «Раковом корпусе» заметны и политические акценты, главная тема романа – борьба человека со смертью: писатель проводит мысль о том, что жертвы смертельной болезни парадоксальным образом добиваются свободы, которой лишены здоровые люди.

    11 слайд

    Описание слайда:

    В 1970 г. Александр Исаевич был удостоен Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Узнав о присуждении ему премии, писатель немедленно заявил, что намерен получить награду «лично, в установленный день». Однако, как и 12 лет назад, когда Нобелевской премии был удостоен другой русский писатель, Борис Пастернак, советское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь, что после своей поездки он не сможет вернуться на родину, с благодарностью принял высокую награду, однако на церемонии награждения не присутствовал.

    12 слайд

    Описание слайда:

    В речи член Шведской академии Карл Рагнар Гиров отметил, что произведения Солженицына свидетельствуют о «несокрушимом достоинстве человека». Памятуя о преследовании писателя на родине, Гиров также сказал: «Где бы, по какой бы причине человеческому достоинству ни угрожали, творчество Солженицына, является не только обвинением гонителей свободы, но и предупреждением: подобными действиями они наносят урон прежде всего самим себе». В Нобелевской лекции лауреата, опубликованной в 1972 г., содержится излюбленная мысль писателя о том, что художник – это последний хранитель истины. Нобелевская лекция Солженицына заканчивается словами: «Одно слово правды весь мир перетянет».

    13 слайд

    Описание слайда:

    Через год после получения Нобелевской премии Солженицын разрешает публикацию своих произведений за рубежом, и в 1972 г. в лондонском издательстве на английском языке выходит «Август четырнадцатого» – первая книга многотомной эпопеи о русской революции, которую часто сравнивают с «Войной и миром» Толстого. В «Августе четырнадцатого», по мнению американской исследовательницы Патриции Блейк, «блестяще показано воздействие войны на жизнь отдельных людей, на всю нацию в целом».

    14 слайд

    Описание слайда:

    В 1973 году после допроса машинистки КГБ конфисковал рукопись главного произведения писателя: «Архипелаг ГУЛАГ, 1918...1956: Опыт художественного исследования». Работая по памяти, а также используя собственные записи, которые он вел в лагерях и в ссылке, Солженицын задался целью воссоздать официально не существующую советскую историю, почтить память миллионов советских заключенных, «растертых в лагерную пыль». Под «Архипелагом ГУЛАГ» подразумеваются тюрьмы, исправительно-трудовые лагеря, поселения для ссыльных, разбросанные по всей территории СССР. В своей книге писатель пользуется воспоминаниями, устными и письменными свидетельствами более 200 заключенных, с которыми он встречался в местах лишения свободы.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Вскоре после конфискации рукописи Солженицын связался со своим издателем в Париже и распорядился сдать в набор вывезенный туда экземпляр «Архипелага», который увидел свет в декабре 1973 г., а 12 февраля 1974 г. писатель был арестован, обвинен в государственной измене, лишен советского гражданства и депортирован в ФРГ. Его второй жене, Наталии Светловой, на которой писатель женился в 1973 г. после развода с первой женой, с тремя сыновьями было разрешено присоединиться к мужу позднее.

    16 слайд

    Описание слайда:

    После двух лет пребывания в Цюрихе Солженицын с семьей переезжает в США и поселяется в штате Вермонт, где писатель завершает третий том «Архипелага ГУЛАГ» (русское издание – 1976, английское – 1978), а также продолжает работу над циклом исторических романов о русской революции, начатым «Августом четырнадцатого» и названным «Красное колесо», – по словам самого писателя «трагической историей о том, как сами русские... уничтожили и свое прошлое. и свое будущее», В 1972 г. писатель заметил, что на весь цикл «может уйти 20 лет, и я, возможно, не доживу».

    17 слайд

    Такой сосредоточенности на
    одном авторе, может быть,
    никакая литература не
    знала и не узнает никогда.
    С. Залыгин

    Александр Исаевич Солженицын
    человек, мыслитель, писатель
    Смысл земного существования – не
    в благоденствии, а в развитии души
    Он чувствовал свою неразрывную связь
    с народом, был требователен к себе как
    к художник, всегда боролся с насилием,
    злом и несправедливостью:
    «…писатель может многое в своем
    народе- и должен. Однажды взявшись за
    слово, уже потом никогда не
    уклониться: писатель- не посторонний
    судья своим соотечественникам и
    современникам, он – совиновник во всем
    зле, совершенном у него на родине или
    его народом»

    Родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске
    (ныне Ставропольский край).
    Крещён в кисловодском храме Святого целителя
    Пантелеймона.

    Отец - Исаакий Семёнович Солженицын, русский
    крестьянин с Северного Кавказа
    Мать - Таисия Захаровна Щербак, украинка, дочь
    хозяина богатейшей на Кубани экономии, добившегося
    всего своим трудом.

    В результате революции и гражданской войны семья
    была разорена, и в 1924 году Солженицын переехал с
    матерью в Ростов-на-Дону, с 1926 по 1936 год учился в
    школе, живя в бедности.

    1936-1941 годы Ростовский государственный университет

    1941 Школьный учитель

    Педагогом надо родиться.
    Надо, чтоб учителю урок
    никогда не был в тягость,
    никогда не утомлял, - а с
    первым признаком того, что
    урок перестал приносить
    радость, - надо бросить
    школу и уйти. И ведь многие
    обладают этим счастливым
    даром. Но немногие умеют
    пронести этот дар через годы
    непогасшим.

    Война

    18 октября 1941 - призван и
    направлен в грузовой конный
    обоз рядовым
    Апрель 1942 - направлен в
    артиллерийское училище в
    Кострому. В
    Ноябрь 1942 года - выпущен
    лейтенантом, направлен в
    Саранск, в Запасный
    артиллерийский
    разведывательный полк
    Февраль 1943 – действующая
    армия

    Боевой путь - от Орла до
    Восточной Пруссии.
    Командир 2-й батареи звуковой
    разведки 794-го Отдельного
    армейского разведывательного
    артиллерийского дивизиона
    (ОАРАД) 44-й пушечноартиллерийской бригады (ПАБр)
    63-й армии на Центральном и
    Брянском фронтах, с весны 1944
    года - 48-й армии Второго
    Белорусского фронта.
    Награждён орденами
    Отечественной войны и Красной
    Звезды

    ГУЛаг

    Арестован в 1944 в
    Восточной Пруссии
    С августа 1950 по 1953 –
    Степлаг в Экабастузе
    С февраля 1953 - ссылка (село
    Берлик Коктерекского района
    Джамбульской области)
    Январь 1954 – онкологическая
    клиника Ташкента
    Июнь 1956 – реабилитация
    (за отсутствием состава
    преступления)
    ГУЛаг

    В августе 1956 года возвратился из
    ссылки в Центральную Россию. Жил в
    деревне Мильцево Владимирской
    области), преподавал математику
    и электротехнику (физику) в 8-10
    классах Мезиновской средней школы.

    1956 год. «Матренин двор»

    Деревня Мильцево
    Владимирской области
    Матрена Васильевна
    Захарова

    Рассказ «Матренин
    двор» написан в 1959 году.
    Это рассказ Солженицына о
    той ситуации, в которой он
    оказался, вернувшись из
    лагеря. Ему «хотелось
    затесаться и затеряться в
    самой нутряной России»,
    найти «тихий уголок России
    подальше от железных
    дорог».
    12.04.2019
    13

    Смысл названия

    Не стоит село
    без праведника
    Есть такие прирожденные ангелы, они
    как будто невесомы, они скользят как бы
    поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов
    о счастье и законности), нисколько в ней
    не утопая
    А. И. Солженицын
    Крестьянская
    усадьба
    Матренин
    двор
    Пространство,
    огороженное
    хозяйственными
    постройками

    «Матренин двор»

    Есть ли в рассказе портрет героини? Какие детали
    внешности подчеркнуты? Что важно автору в героине?
    Матрена наделена неброской
    внешностью. Автору важно
    изобразить не столько внешнюю
    красоту простой русской
    крестьянки, сколько внутренний
    свет, струящийся из её глаз, и
    тем яснее подчеркнуть свою
    мысль: «У тех людей всегда лица
    хороши, кто в ладах со своей
    совестью».

    «Матренин двор»

    Как обустроен быт Матрены? Чем и кем наполнен её «двор»?
    Как выстраиваются взаимоотношения его обитателей?
    Все её «богатство» –
    фикусы, колченогая кошка,
    коза, мыши и тараканы.
    Весь окружающий мир
    Матрены в её темноватой
    избе с большой русской
    печью – это продолжение её
    самой, частичка её жизни.
    Все здесь естественно и
    органично: любимые фикусы
    «заполонили одиночество
    хозяйки безмолвной, но
    живой толпой».

    Один день из жизни Матрёны Васильевны

    Чем наполнен день героини? Что её беспокоит? Как она
    относится к своим повседневным делам?
    Лишь бы не запоздниться
    (вставать в четыре-пять утра)
    Тихо, вежливо,
    стараясь не шуметь
    хлопотать утром по дому
    Бескорыстно помогать всем
    (родственникам, соседям,
    колхозу)
    Кланяясь лесным кустам,
    возвращаться домой
    просветлённой,
    с доброй улыбкой
    Смысл
    повседневного
    существования
    Кормить пастухов,
    выкладываясь перед другими
    Хозяйками и вгоняя себя
    в большой расход
    Запасаться на зиму
    топливом,
    постоянно рискуя
    попасть под суд

    «Матренин двор»

    Каково прошлое героини? Как складывалась её семейная
    жизнь? Каковы были отношения с мужем? С детьми? С
    колхозом? Государством?
    Нелегок жизненный путь
    героини. Много горя и
    несправедливости пришлось ей
    хлебнуть на своем веку:
    разбитая любовь, смерть
    шестерых детей, потеря мужа
    на войне, адский труд в деревне,
    тяжелая немочь-болезнь, горькая
    обида на колхоз, который выжал
    из неё все силы, а затем списал за
    ненадобностью. В судьбе одной
    Матрены сконцентрирована
    трагедия деревенской русской
    женщины.

    «Матренин двор»

    Каково отношение к Матрёне окружающих? Соседей,
    родственников? Что говорят о ней сестры? Подруги?
    Автор-рассказчик?
    Герои рассказа распадаются на две
    неравные части: Матрена и
    понимающий и любящий её авторповествователь и те, кто пользуется
    Матреной, её родня. Граница между
    ними обозначается в том, что главное
    в сознании и поведении каждого из них
    – интерес к общей жизни, желание
    участвовать в ней, открытое
    искреннее отношение к людям или
    сосредоточенность только на
    собственных интересах, собственном
    доме, собственном богатстве.

    «Матренин двор»

    Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»?
    Матрена Васильевна человек,
    живущий
    по
    заповедям Христа, сумевший
    сохранить
    чистоту,
    святость души в самых
    драматических
    обстоятельствах
    русской
    истории ХХ века.
    «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что
    есть она тот самый праведник, без которого, по
    пословице, не стоит село.
    Ни город.
    Ни вся земля наша».

    Дом-музей Матрёны Захаровой

    «Один день Ивана Денисовича»
    Щ-854.Один день одного зэка
    Задуман автором на
    общих работах в
    Экибастузском
    Особом лагере зимой
    1950 -1951 года.
    Написан в 1959 году
    В 1962 году в журнале
    «Новый мир»
    «Человек спасается достоинством»

    «Лагерь глазами мужика…»

    «…Шухову крепко
    заполнились слова первого
    бригадира Кузёмина….:
    - Здесь, ребята, закон –
    тайга. Но люди и здесь
    живут. В лагере вот кто
    подыхает: кто миски
    лижет, кто на санчасть
    надеется да кто к куму
    ходит стучать.»

    От подъема до отбоя

    В пять часов утра, как всегда, пробило подъем - молотком об
    рельс у штабного барака
    Подъем
    Развод
    Переход в зону
    Работа на ТЭЦ
    Возвращение в лагерь
    Ужин
    Поверка
    Отбой
    Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.
    Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три
    тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных
    годов - три дня лишних набавлялось...

    «..фонари…Так много их было натыкано,
    что они совсем засветляли звёзды..»

    на стене
    ТЭЦ
    дорога в
    зону
    лагерь
    барак
    вагонка

    Мир лагеря

    Лагерное начальство
    ЗЭКа

    Лагерное начальство

    Полтора Ивана, худой да долгий сержант
    черноокий
    Худой Татарин
    Начальник режима лейтенант Волковой.
    Волкового не то что зэки и не то что
    надзиратели - сам начальник лагеря, говорят,
    боится. Темный, да длинный, да насупленный
    Поперву он еще плетку таскал, как рука до
    локтя, кожаную, крученую

    ЗЭКа

    Старик высокий Ю-81 по лагерям да по тюрьмам сидит несчетно,
    сколько советская власть стоит, и ни одна амнистия его не
    прикоснулась, а как одна десятка кончалась, так ему сразу новую совали.
    Изо всех пригорбленных лагерных спин его спина отменна была
    прямизною, и за столом казалось, будто он еще сверх скамейки под себя
    что подложил. На голове его голой стричь давно было нечего - волоса
    все вылезли от хорошей жизни. Глаза старика не юрили вслед всему, а
    поверх невидяще уперлись в свое. Он мерно ел пустую баланду ложкой
    деревянной, надщербленной, но не уходил головой в миску, как все, а
    высоко носил ложки ко рту. Зубов у него не было ни сверху, ни снизу ни
    одного: окостеневшие десны жевали хлеб за зубы. Лицо его все
    вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня
    тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте,
    видать было, что немного выпадало ему за все годы отсиживаться
    придурком. А засело-таки в нем, не примирится: трехсотграммовку
    свою не ложит, как все, на нечистый стол в росплесках, а - на тряпочку
    стираную.

    104 бригада.

    Тюрин
    Бригадир 104 . Сын кулака,
    после высылки пристал к
    ворам. В лагере с 1930
    «Сидит второй срок, сын
    ГУЛАГа, лагерный обычай
    знает напрожег»
    «В плечах здоров, да и образ
    у него широкий. Хмур
    стоит. Смехуечками
    бригаду свою не жалует, а
    кормит - ничего, о большой
    пайке заботлив»

    Санчасть

    Степан Григорьевич - доктор, гонкий да звонкий.
    Вводит трудотерапию для ходячих больных: «Работа
    - первое лекарство»
    Коля Вдовушкин – фельдшер. Медицинского
    образования не имеет, бывший студент
    литературного факультета. В санчасти оказался
    благодаря доктору, решившему помочь ему и дать
    возможность написать в лагере то, «что не написал
    на воле». К ЗЭКам достаточно равнодушен.

    Павло

    Помбригадира. Парень
    молодой, со свежей кровью,
    лагерями еще не
    трёпанный.
    Кильдигс
    В лагере с 1949
    Краснолицый упитанный
    латыш лет 25. Без шутки
    слова не знает, но его все в
    бригаде любят и уважают.

    Цезарь Маркович

    Москвич, режиссер,не
    завершивший и первого своего
    фильма.
    Благодаря поддержке с воли,
    имеет поблажки (байковая
    рубаха, работа в конторе).
    Держится особняком,
    общается только с
    Буйновским и другими
    интеллигентами
    К лагерной жизни не
    приспособлен.

    Кавторанг

    Бывший капитан 2 ранга. Сидит за то, что целый
    месяц сопровождал конвой англичан, и после войны
    адмирал прислал ему подарок. В лагере с 1950
    Недавно в лагере, ему тяжело, но он держит себя
    достойно, от работы не отлынивает. Лагерем еще
    не научен, поэтому пытается протестовать,
    искать правду, за что и страдает

    Сенька Клевшин

    Бывший узник Бухенвальда, трижды пытался
    бежать, участник лагерного подполья. После
    освобождения арестован как бывший
    военнопленный
    Терпелив. Добросовестно относится к работе,
    отбывает срок тихо («кряхти да гнись. А упрешься
    – переломишься»).

    Баптист Алёшка

    Вкатили 25 лет за баптистскую
    веру.
    Жизнерадостный, неунывающий,
    всегда готов оказать услугу,
    отзывчив на доброе слово. Вера
    спасает его от озлобления
    Гопчик
    Посадили за то, что носил
    молоко бендеровцам.
    Плутишка, «ласковый
    телёнок». Хитрый и
    сообразительный. «Правильный
    лагерник». Прочат большое
    будущее в лагере

    Фетюков

    Бывший начальник. Родные от него отказались.
    Работать не любит. Собирает окурки, «шакалит»
    на кухне, вылизывает миски.
    Озлобился. Превращается в «лагерную пыль».

    Иван Денисович Шухов. (Щ-854)

    Крестьянин, простой человек
    Воевал, попал в окружение,
    арестован за измену Родине
    В лагере с 1943. Трудолюбив,
    мастер на все руки, всегда
    находит способ заработать.
    Отказывается от посылок из
    дома. Умеет обходиться
    малым. Бережно относится
    ко всему, что помогает
    сохранить жизнь и здоровье
    Честен, порядочен, живет по
    совести

    Чудовищно и – увы! –
    обыкновенно.
    Судьба миллионов.
    В мирное время – студент,
    в военное – солдат и
    командир победоносной
    армии, а потом, при новом
    взмахе сталинских репрессий,
    - заключённый.

    1965-1973 «Архипелаг ГУЛаг»: «Опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР

    Наталья Светлова – жена, друг,
    незаменимый помощник
    1970 г.

    1974 год Нобелевская премия

    1974 год.
    Кампания против
    Солженицына в советской
    прессе

    Это была поистине могучая фигура. И в
    литературе, и в общественной жизни это была
    одна из самых могучих фигур за всю историю России.
    Сейчас, когда его не стало, это понимается в
    особенности. Один человек бросил вызов огромной
    системе - и победил. Ни у кого, будь то самые
    знаменитые личности в искусстве, науке и
    политике, не было столь огромной прижизненной
    славы, популярности, как у Александра Исаевича.
    В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир - не
    стало великого нравственника, справедливца,
    таланта.
    Валентин Распутин

    Слайд 2

    Александр Исаевич Солженицын

    Один из ведущих русских писателей двадцатого столетия, Александр Исаевич Солженицын является лауреатом Нобелевской премии по литературе (1970) "за нравственную силу, с которой он продолжил традицию русской литературы". Академик Российской Академии Наук (1997).

    Слайд 3

    Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В 1924 году переехал с матерью в Ростов-на-Дону (отец трагически погиб еще до рождения сына). В 1936 году Александр закончил школу и поступил на физико-математический факультет Ростовского университета, который и закончил перед Второй мировой войной.

    Слайд 4

    Он три года воевал в артиллерии и получил звание капитана. 9 февраля 1945 года будущего писателя арестовала фронтовая контрразведка за критические замечания о Сталине, высказанные им другу в письмах, перлюстрированных военной цензурой, и был приговорен к восьми годам лагерей.

    Слайд 5

    Во время правления Хрущева Александр Солженицын был освобожден и в 1956 смог вернуться в Центральную Россию, где год работал учителем в средней школе Рязани, преподавал математику и физику.

    Слайд 6

    В 1966 году в «Новом мире» был опубликован его рассказ «Захар-Калита», после этого произведения писателя перестали публиковать.16 мая 1967 года Александр Солженицын обратился с письмом к IV- му съезду советских писателей, в котором потребовал ликвидации цензуры, реабилитации многих писателей, уничтоженных во время репрессий, и возврата части его личного архива, конфискованного КГБ 11 сентября 1965 года у В.Л. Теуша.

    Слайд 7

    В 1962 году А. Т. Твардовским в журнале «Новый мир» был опубликован его первый рассказ «Один день Ивана Денисовича», а в 1963 - «Матренин двор». Они приносят ему известность, и 30 декабря 1962 года Александра Солженицына принимают в Союз писателей СССР.

    Слайд 8

    В 1968 году за рубежом выходит роман Александра Солженицына «В круге первом» и повесть «Раковый корпус»(1968-69). В 1970 году Солженицын Александр Исаевич получает Нобелевскую премию.

    Слайд 9

    Последовавшие публичные выступления Солженицына («Великопостное письмо Всероссийскому патриарху Пимену», «Мир и насилие», «Письмо вождям Советского Союза»), как и публикация в 1971 году первого варианта «Августа 14-го» и в 1973 году первого тома «Архипелага ГУЛАГ», вынудили советское руководство выслать писателя в феврале 1974 года в Германию.Он поселился сначала в Швейцарии, а затем в 1976 году переехал с семьей в США.

    Слайд 10

    Будучи на Западе, он завершил "Бодался теленок с дубом: очерки литературной жизни" (1975) и восстановил три пьесы (1981), сочиненные им устно в лагерях. В 1982 публикацией расширенной версии "Августа 14-го" открылось "повествование в отмеренных сроках" о русской революции - "Красное колесо". Главы оттуда были опубликованы еще в 1975 под названием "Ленин в Цюрихе". Среди его выступлений на Западе отметим "Расколотый мир" (речь в Гарварде, 1978), "Чем грозит Америке плохое понимание России" и "Иметь мужество видеть" (статьи для журнала "Форин Афферс", 1980).

    Слайд 11

    В 1989 журнал "Новый мир" напечатал главы из "Архипелага ГУЛАГ", а в августе 1990 Солженицыну было возвращено советское гражданство. В сентябре того же года тиражом 27 миллионов экземпляров в СССР был опубликован его манифест "Как нам обустроить Россию". В мае 1994 писатель вернулся на Родину; среди его новых работ - "Русский вопрос к концу ХХ века", рассказы, публицистика. Весной 1998 он завершил книгу "Россия в обвале"; продолжение "Теленка" - "Угодило зернышко промеж двух жерновов: очерки изгнания" с сентября 1998 печатаетжурнал "Новый мир"…

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Калининска Саратовской области А.И. Солженицын Жизнь и судьба Учитель русского языка и литературы Ершова Светлана Александровна

    «…и в литературе, и в общественной жизни… одна из самых могучих фигур за всю историю России», «великий нравственник, справедливец, талант» В.Г.Распутин

    Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске (ныне Ставропольский край). Крещён в кисловодском храме Святого целителя Пантелеймона.

    Отец - Исаакий Семёнович Солженицын, русский крестьянин с Северного Кавказа(станица Саблинская в «Августе Четырнадцатого»). Мать - Таисия Захаровна Щербак, украинка, дочь хозяина богатейшей на Кубани экономии, добившегося всего своим трудом.

    Исаакий Солженицын во время Первой мировой войны пошёл на фронт добровольцем и был офицером царской армии. Он погиб до рождения сына, 15 июня 1918 года, в результате несчастного случая на охоте. Изображён под именем Сани Лаженицына в эпопее «Красное колесо». В результате революции и гражданской войны семья была разорена, и в 1924 году Солженицын переехал с матерью в Ростов­на­Дону, с 1926 по 1936 год учился в школе, живя в бедности.

    В 1936 году поступил в Ростовский государственный университет. Не желая делать литературу основной специальностью, выбрал физико­математический факультет. Интересовался театром, летом 1938 года пытался сдать экзамены в театральную школу Ю. А. Завадского, но неудачно. В 1939 году поступил на заочное отделение факультета литературы Института философии, литературы и истории в Москве. Прервал обучение в 1941 году в связи с войной. В университете Солженицын учился на «отлично» (сталинский стипендиат).

    В августе 1939 года совершил с друзьями путешествие на байдарке по Волге. Жизнь писателя с этого времени и до апреля 1945 года описана им в автобиографической поэме «Дороженька» (1947­1952). 27 апреля 1940 г. женился на Наталье Решетовской.

    В сентябре 1941 года вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области. Педагогом надо родиться. Надо, чтоб учителю урок никогда не был в тягость, никогда не утомлял, - а с первым признаком того, что урок перестал приносить радость, - надо бросить школу и уйти. И ведь многие обладают этим счастливым даром. Но немногие умеют пронести этот дар через годы непогасшим. Александр Солженицын «Люби революцию»

    18 октября 1941 года был призван и направлен в грузовой конный обоз рядовым, в апреле 1942 года был направлен в артиллерийское училище в Кострому. В ноябре 1942 года выпущен лейтенантом, направлен в Саранск, где располагался Запасный артиллерийский разведывательный полк. В действующей армии с февраля 1943 года; служил командиром 2­й батареи звуковой разведки 794­го Отдельного армейского разведывательного артиллерийского дивизиона (ОАРАД) 44­й пушечно­артиллерийской бригады (ПАБр) 63­й армии на Центральном и Брянском фронтах, позднее, с весны 1944 года ­ 48­й армии Второго Белорусского фронта.

    Боевой путь - от Орла до Восточной Пруссии. Был награждён орденами Отечественной войны и Красной Звезды, 15 сентября 1943 года Солженицыну было присвоено звание старшего лейтенанта, 7 мая 1944 года - капитана. На фронте, несмотря на строжайший запрет, вёл дневник. Много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии; в 1944 году получил благожелательный отзыв писателя Б.А. Лавренёва.

    и Сталина, В Восточной Пруссии был арестован за критику Ленина в зашифрованном виде обнаруженную в его письмах. Последовали 8 лет заключения и 3 года ссылки: лагеря, спецтюрьма, «шарашка» (специнститут в Марфино). Как писатель А.Солженицын сложился в ГУЛАГе (Главное Управление ЛАГерей). Свои стихи и прозу он не записывал, а заучивал наизусть.

    дни шарашке последние на Позднее Марфинской описаны Солженицыным в романе «В круге первом», где сам он выведен под именем Глеба Нержина, его сокамерники Дмитрий Панин и Лев Копелев - Дмитрия Сологдина и Льва Рубина. а

    особый лагерь в 19 мая 1950 года Солженицын из­за размолвки с начальством «шарашки» был этапирован в Бутырскую тюрьму, откуда в августе был направлен в Степлаг - в Экибастузе. Почти треть своего срока заключения - с августа 1950 по февраль 1953 года - Александр Исаевич отбыл на севере Казахстана. В лагере был на общих работах, некоторое время - бригадиром. Позднее получит литературное воплощение в рассказе «Один день Ивана Денисовича». лагерная жизнь

    После освобождения Солженицын был отправлен в ссылку на поселение «навечно» (село Берлик Коктерекского района Джамбульской области, южный Казахстан. Работал учителем математики и физики в 8-10 классах местной средней школы имени Кирова.

    выписан в марте К концу 1953 года здоровье резко ухудшилось, обследование выявило раковую опухоль, в январе 1954 года он был направлен в Ташкент на лечение, со значительным улучшением. Болезнь, и больничные впечатления легли в основу повести «Раковый корпус», которая была задумана весной 1955 года. Исцеление своё Александр Исаевич воспринял как «Божье чудо» и указание на «предназначенность». лечение, исцеление

    В июне 1956 года решением Верховного Суда СССР Солженицын был освобождён без реабилитации «за отсутствием в его действиях состава преступления». В августе 1956 года возвратился из ссылки в Центральную Россию. Жил в деревне Мильцево (ныне Гусь­Хрустальный район) Владимирской и электротехнику (физику) в 8-10 классах Мезиновской средней школы. Жизнь Солженицына во Владимирской области нашла отражение в рассказе «Матрёнин двор». математику области), преподавал

    В 1959 году Солженицын написал рассказ «Щ­854» (позже опубликованный в журнале «Новый мир» под названием «Один день Ивана Денисовича») о жизни простого заключённого из русских крестьян. Рассказ под названием был напечатан в журнале «Новый мир» (№ 11, 1962), сразу же переиздан и переведён на иностранные языки. 30 декабря 1962 года Солженицын был принят в Союз писателей СССР. Первые публикации вызвали огромное количество откликов писателей, общественных деятелей, критиков и читателей. Письма читателей - бывших заключённых (в ответ на «Ивана Денисовича») положили начало книге «Архипелаг ГУЛАГ».

    «Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 по 1968 год (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года. Информацию для этого труда Солженицыну предоставили, как указывалось в первых изданиях, 227 человек (бывших заключённых). Сам автор определил «Архипелаг ГУЛАГ» как «окаменелую нашу слезу», реквием русской Голгофе.