Войти
Логопедический портал
  • Педагогическая мастерская «Конструктор урока
  • Презентация на тему "Урал – каменный пояс Земли Русской" этап
  • За что сталин депортировал крымских татар
  • Среднерусская возвышенность Среднерусская возвышенность вывод о зависимости
  • Конспект НОД:«Сравнение групп предметов, взаимное расположение предметов в пространстве
  • История гимназии медведниковых
  • Не дай душе лениться. Николай Заболоцкий — Не позволяй душе лениться: Стих. «Не позволяй душе лениться…» Николай Заболоцкий

    Не дай душе лениться. Николай Заболоцкий — Не позволяй душе лениться: Стих. «Не позволяй душе лениться…» Николай Заболоцкий

    Вряд ли кого удивит утверждение, что все мы, хоть раз, а некоторые - всю жизнь, задаёмся вопросом: в чём же смысл жизни? Задавалась им и я. В ранней юности определила его как любовь и счастье. Познав счастье любви, узнала и её горечь. Познав счастье материнства, узнала и тяжкий его труд, и несбывшиеся надежды. Тогда решила, что смысл этот - найти себя в жизни. Я - счастливая, мне показалось, что нашла.

    Но вопрос этот вставал передо мной снова и снова. Я чувствовала, что прежние ответы - только малая часть какого-то большого, всеобъемлющего ответа или... вопроса. И вот однажды, когда мне было 37 лет, листая лирику Пушкина, я наткнулась на читанную и перечитанную мной «Элегию». И вдруг, словно впервые, прочла одну строку: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Вот она! Та всеобъемлющая формула смысла жизни: «мыслить и страдать».

    А страдать зачем? Чтобы что-то понять. А понять, что?.. И как?

    Наверное, не только для меня во времена повального атеизма и единственно доступной всем марксистской истины поэзия, искусство были возможностью прорваться в какую-то иную, высшую сферу, как я теперь понимаю, в сферу духа. И каким же откровением стал для меня Николай Заболоцкий, чей сборник стихов мне подарили! Стихотворение поэта «Не позволяй душе лениться» не просто поразило меня, а как бы продолжило и развило пушкинскую формулу. «Мыслить и страдать», оказывается, необходимо было для понимания простой, но столь труднодоступной мне тогда истины, что «душа обязана трудиться». Трудиться, чтобы человек - её носитель - становился лучше, чтобы он понял: смысл его существования - это восхождение к высшему. А не тому ли учит нас Живая Этика?

    Связь поэзии Н.Заболоцкого с Учением я обнаружила много лет спустя, когда узнала Агни Йогу. А до того я постигала её азы интуитивно, не зная даже о её существовании, постигала через искусство, через поэзию и особенно через творчество Н.Заболоцкого. И, конечно, мне хотелось больше о нём узнать. Такую возможность дала мне Перестройка.

    Н.А.Заболоцкий

    В 1989 году на вечере поэзии Н.Заболоцкого я познакомилась с его сыном, Никитой Николаевичем Заболоцким, кандидатом биологических наук, преподавателем. Вернее, заочно я его уже знала по подборке писем отца из заключения. Они были опубликованы в журнале «Знамя» за 1989 год. И тогда, на вечере, я вдруг увидела того самого «Никитушку», о ком с такой нежностью и болью писал из лагерей репрессированный поэт в конце 1930-х годов, а позже уже обращался в письмах и к самому Никите - второкласснику. Так вот, когда я его увидела, уже убелённого сединами, похожего на отца, то, конечно, не могла не попросить об интервью. Вы прочтёте его позже, но прежде - фрагмент письма Николая Алексеевича Заболоцкого из заключения. Человек удивительной чистоты, доброты и скромно-молчаливого мужества предстаёт перед нами из этого письма к жене от 24 мая 1944 года:

    «Ты пишешь: "жизнь прошла мимо". Это неверно. Для всего народа эти годы были очень тяжёлыми. Посмотри, сколько вокруг людей, потерявших своих близких. Они не виноваты в этом. Мы с тобой тоже многое пережили. Но мимо ли нас прошла эта жизнь? Когда ты очнёшься, отдохнёшь, разберёшься в своих мыслях и чувствах, ты поймёшь, что недаром прошли эти годы. Они не только выматывали твои силы, но в то же время и обогащали тебя, твою душу, и она, хотя и израненная, - будет потом крепче, спокойнее и мудрее, чем прежде. Время моего душевного отчаяния давно ушло, и я понял в жизни многое такое, о чём не думал прежде, я стал спокойнее, нет во мне никакой злобы, и я люблю эту жизнь со всеми её радостями и великими страданиями, которые выпали на нашу долю».

    И вот как через много лет, незадолго до смерти (это случилось в 1958 году, а родился он в 1903-м) переплавилось великое это страдание в поэтическое кредо Заболоцкого, кредо, что светит нам и сейчас:

    Не позволяй душе лениться,

    Чтоб воду в ступе не толочь.

    Душа обязана трудиться

    И день и ночь, и день и ночь.

    Гони её от дома к дому,

    Тащи с этапа на этап,

    По пустырю, по бурелому,

    Через сугроб, через ухаб.

    Не разрешай ей спать в постели

    При свете утренней звезды,

    Держи лентяйку в чёрном теле

    И не снимай с неё узды!

    Коль дать ей вздумаешь поблажку,

    Освобождая от работ,

    Она последнюю рубашку

    С тебя без жалости сорвёт.

    А ты хватай её за плечи,

    Учи и мучай до темна,

    Чтоб жить с тобой по-человечьи

    Училась заново она.

    Она рабыня и царица,

    Она работница и дочь,

    Она обязана трудиться

    И день и ночь!

    И день и ночь!

    Это стихотворение я давно знала наизусть, но только тогда, когда познакомилась с судьбой поэта, поняла, откуда в нём слова: «тащи с этапа на этап». Ведь это лагерная лексика! Через какие же этапы в прямом и переносном смысле прошла душа поэта, когда он по чьему-то «литературному доносу», «как поборник формализма и апологет чуждой идеологии» был арестован! Вот выдержка из рассказа поэта «История моего заключения», которую приводит в своей статье в газете «Правда» за январь 1989 года известный критик и литератор Алла Марченко: «Наконец меня вытолкнули в другую комнату. Оглушённый ударом сзади, я упал, стал подниматься, но последовал второй удар в лицо. Я потерял сознание. Очнулся я, захлёбываясь от воды, которую кто-то лил на меня. Меня подняли на руки и, мне показалось, начали срывать с меня одежду. Я снова потерял сознание. Едва я пришёл в себя, как какие-то неизвестные мне парни поволокли меня по каменным коридорам тюрьмы, избивая и издеваясь над моей беззащитностью».

    «Ведали ли так и оставшиеся неизвестными "парни", - пишет Алла Марченко, - что человек, избиваемый ими, создаст стихи, которые их внуки будут проходить в школе? Разумеется, нет. В их глазах подследственный был всего лишь "гнилым интеллигентиком", очкариком, и его беззащитность только распаляла ненависть к "шибко образованным", впрочем, неузнавание было взаимным, ибо и лобастый книгочей из Уржума не распознал в мучителях, казалось бы, хорошо знакомых ему выходцев из своего народа, хотя так гордился простонародной родословной: дед - николаевский солдат, отец - агроном, мать - сельская учительница. Не угадал даже, что толпа, попадая в неволю к преступному времени, тоже становится преступной, хотя, вроде бы, должен был предвидеть и такую вероятность. Ведь это его рукой в 1928 году написаны стихи, которые сегодня, из умудрённого уроками истории далёка, воспринимаются как пророческие:

    Но перед сомкнутым народом

    Иная движется река:

    Один сапог несёт на блюде,

    Другой поёт хвалу Иуде,

    А третий, грозен и румян,

    В кастрюлю бьёт, как в барабан.

    И нету сил держаться боле,

    Толпа в плену, толпа в неволе,

    Толпа лунатиком идёт,

    Ладони вытянув вперёд.

    И снова обратимся к письмам. 30 мая 1941 года, Комсомольск-на-Амуре: «...Никиту Николаевича поздравляю с переходом во второй класс и с отличными отметками. Я его теперь очень уважаю и даже побаиваюсь - вдруг он заметит у меня в письме ошибку или кляксу. Кроме того, он - фотограф, а я снимать не умею. Когда я вернусь, Никита Николаевич, вероятно, уже будет разговаривать по-французски, и я буду у него учиться».

    А вот ещё письмо к сыну от 6 июня 1944 года: «Я шёл на работу один мимо кладбища (тут Николай Заболоцкий делает пометку, что режим в лагере несколько смягчился, ходили без конвоя, да и бежать заключённым было некуда. - А.К.). Задумался и мало замечал, что творится вокруг. Вдруг слышу, меня кто-то окликает. Оглянулся - вижу, с кладбища идёт ко мне какая-то старушка и зовёт. Я подошёл к ней. Протягивает мне пару бубликов и яичко варёное: "Не откажите, примите". Она мне объяснила, что один сын у неё убит на войне, второго похоронила здесь две недели назад, и теперь осталась одна на свете. Я взял бублики, поклонился ей и пошёл дальше. Видишь, сколько горя у людей. И всё-таки живут они и умеют другим помогать. Есть чему поучиться нам у этой старушки, которая, соблюдая старый русский обычай, подала свою поминальную милостыню мне - заключённому».

    И вот во что обратились эти строки из письма к сыну через 13 лет в 1957 году. Так рождается поэзия:

    Это было давно.

    Исхудавший от голода, злой,

    Шёл по кладбищу он

    И уже выходил за ворота.

    Вдруг под свежим крестом,

    С невысокой могилы сырой

    Заприметил его

    И окликнул невидимый кто-то.

    И седая крестьянка

    В заношенном, старом платке

    Поднялась от земли,

    Молчалива, печальна, сутула,

    И творя поминанье,

    В морщинистой, тёмной руке

    Две лепёшки ему

    И яичко, крестясь, протянула.

    И как громом ударило

    В душу его, и тотчас

    Сотни труб закричали

    И звёзды посыпались с неба.

    И, смятенный и жалкий,

    В сияньи страдальческих глаз

    Принял он подаянье,

    Поел поминального хлеба.

    Это было давно.

    И теперь он, известный поэт,

    Хоть не всеми любимый,

    И понятый также не всеми,

    Как бы снова живёт

    Обаянием прожитых лет

    В этой грустной своей

    И возвышенно чистой поэме.

    И седая крестьянка,

    Как добрая, старая мать.

    Обнимает его...

    И, бросая перо в кабинете,

    Всё он бродит один

    И пытается сердцем понять

    То, что могут понять

    Только старые люди и дети.

    Перед тем, как вы прочтёте обещанное интервью Никиты Николаевича Заболоцкого, которое он дал мне в 1989 году, я хочу привести здесь ещё одно стихотворение, написанное Николаем Заболоцким в 1932 году, когда у поэта родился сын Никита. Называются эти стихи: «Утренняя песня»:

    Могучий день пришёл.

    Деревья встали прямо,

    Вздохнули листья.

    В деревянных жилах

    Вода закапала.

    Квадратное окошко

    Над светлою землёю распахнулось,

    И все, кто были в башенке, сошлись

    Взглянуть на небо, полное сияния.

    И мы стояли тоже у окна.

    Была жена в своём весеннем платье,

    И мальчик на руках её сидел,

    Весь розовый и голый, и смеялся,

    И, полный безмятежной чистоты,

    Смотрел на небо, где сияло солнце.

    А там, внизу: деревья, звери, птицы,

    Большие, сильные, мохнатые, живые,

    Сошлись в кружок и на больших гитарах,

    На дудочках, на скрипках, на волынках

    Вдруг заиграли утреннюю песню.

    Встречая нас.

    И всё кругом запело.

    И всё кругом запело так, что козлик

    И тот пошёл скакать вокруг амбара.

    И понял я в то золотое утро,

    Что счастье человечества - бессмертно.

    Итак - интервью Никиты Николаевича Заболоцкого, сына поэта.

    — Никита Николаевич, ваши первые воспоминания?

    — Одно из ярких воспоминаний об отце - это тот самый несчастный день 19 марта 1938 года, когда его арестовали. Я до сих пор прекрасно помню, как отец пришёл, как пришли с ним два незнакомых человека, обыск. Отец сидел с мамой на кушетке, два человека отбирали рукописи, книги, складывали в чемодан. Потом отец показал на коробку с марками на столе и сказал мне: «Они будут твои». И я направился, было, к столу за марками, а отец как-то испуганно сказал: «Нет, нет, потом, когда уйдут дяди». И я помню, как я сообразил, что идёт обыск, и, значит, дяди могут подумать, что отец что-то прячет в этой коробке с марками, и как я плохо поступил, направившись сразу за коробкой. Мне было шесть лет.

    — Знакомство состоялось в 1944 году, мне было 12 лет. Мы с мамой приехали в Алтайский край, отец к тому времени был уже освобождён, но оставался при лагере. Он был чертёжником. Ведь лагеря часто были при каких-то строительных организациях. И то, что отец стал чертёжником, спасло ему жизнь, он сам об этом говорил. Мы приехали в Алтайский край, в избушку. Мама боялась, что увидит сломленного человека. Но нет, ничего подобного: подтянутый, бодрый, надёжный. И вот это обретение отца для меня - мальчика, конечно, очень много значило.

    — А освобождению отца способствовал Союз писателей?

    — Это не было связано с Союзом писателей. Позднее уже хлопоты Тихонова, Фадеева имели значение в том смысле, что отцу разрешили жить в Москве, восстановили в Союзе писателей и позволили заниматься литературным трудом. Хотя реабилитирован он был только после смерти в 1963 году.

    — Никита Николаевич, а как вы видите творчество своего отца в ряду других поэтов?

    — Это трудный вопрос. Для меня поэзия отца, конечно, нечто большее, чем просто поэзия. Сам отец верил, что настанет время, когда его поэзия займёт подобающее ей место. И вся жизнь его была подчинена этому призванию. При жизни у него вышло четыре маленьких книжки стихов. Естественно, зарабатывать на жизнь стихами было невозможно. Но отец много переводил, его считали выдающимся поэтом-переводчиком. А поэзию его знали сравнительно немногие. Интересовался отец живописью. Вот Рериха любил, грузинского художника Гудиашвили. Уже в конце жизни очень близка ему стала портретная живопись, особенно искусство Рокотова.

    — Да, это хорошо известно по его стихотворению «Любите живопись, поэты».

    — А самым дорогим композитором был для отца Бетховен.

    Я очень люблю стихотворение Заболоцкого «Бетховен». Почему-то мне кажется, что написать его мог только Агни Йог, кем, может быть, и был поэт. А возможно, он и знал об Учении, но говорить об этом сыну в те времена было слишком опасно. Во всяком случае, стихотворение «Бетховен» вполне созвучно Учению Живой Этики:

    В тот самый день, когда твои созвучья

    Преодолели сложный мир труда,

    Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,

    Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.

    И яростным охвачен вдохновением,

    В оркестрах гроз и трепете громов,

    Поднялся ты по облачным ступеням

    И прикоснулся к музыке миров.

    Дубравой труб и озером мелодий

    Ты превозмог нестройный ураган,

    И крикнул ты в лицо самой природе

    Свой львиный лик, просунув сквозь орган.

    И пред лицом пространства мирового

    Такую мысль вложил ты в этот крик,

    Что слово воплем вырвалось из слова,

    И стало музыкой, венчая львиный лик.

    В рогах быка опять запела лира,

    Пастушьей флейтой стала кость орла,

    И понял ты живую прелесть мира

    И отделил добро его от зла.

    И сквозь покой пространства мирового

    До самых звёзд дошёл девятый вал...

    Откройся мысль! Стань музыкою, слово,

    Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

    И снова наш разговор с Никитой Николаевичем Заболоцким.

    — Вам не кажется, что сейчас настаёт время, когда поэт Николай Заболоцкий становится особенно востребованным?

    — Я думаю, вы правы. Почему раньше Заболоцкий был сравнительно мало известен? Потому, что его мысль оригинальная, самобытная не вязалась с теми трафаретами, по которым рекомендовалось писать литературные произведения. Сейчас, когда происходит раскрепощение мысли, мы возвращаемся к философским учениям, что были под запретом, к писателям полузабытым. И такое раскрепощение мысли предполагает интерес и к Н.Заболоцкому.

    — Я бы даже сказала: не только раскрепощение мысли, но и раскрепощение духа.

    — Да, конечно, и, наверное, ещё один важный момент: когда вопрос о взаимоотношении - человек и природа ставится по-новому, поэзия Заболоцкого становится особенно актуальной. Ведь основная идея отца была в том, что человека нельзя вычленять из природы, что человек её часть, разум природы.

    Не странно ли, что в мировом просторе, В живой семье созвездий и планет, Любовь уравновешивает горе, И тьму всегда превозмогает свет. Недаром, совершенствуясь от века, Разумная природа в свой черёд Сама себя руками человека Из векового праха создаёт.

    — Как всякий великий поэт Николай Алексеевич Заболоцкий опережал своё время.

    — Фактически получилось именно так. Просто время было уж очень неудачное для его поэзии и жизни. Впервые он принял собственное стихотворение, как достойное его, в 1926 году, а умер в 1958-м. Из этих 32 лет восемь он провёл вне литературы. В лагере писать было невозможно и психологически, и физически. Но всё-таки два стихотворения помечены теми годами: одно 38-м, другое - 39-м. Они не были записаны. Отец их запомнил. Это «Лесное озеро» и «Соловей». «Лесное озеро» - ключевое стихотворение: совершенно новое его отношение к природе - одухотворение самой природы.

    Опять мне блеснула, окована сном, Хрустальная чаша во мраке лесном. Сквозь битвы деревьев и волчьи сражения, Где пьют насекомые сок из растения. Где буйствуют стебли и стонут цветы, Где хищная тварями правит природа, Пробрался к тебе я и замеру входа, Раздвинув руками сухие кусты...

    — Получается, что именно его поэзия вменялась ему в вину?

    — Да, именно так. Вначале, и об этом отец пишет в «Истории моего заключения», он обвинялся в том, что якобы существует заговор во главе с Николаем Семёновичем Тихоновым, как будто бы отец участвовал в этом антисоветском, троцкистском заговоре. Но он не подписал никаких показаний на этот счёт, не оклеветал ни себя, ни других. И обвинение отпало. Потом была рецензия - по существу клеветнический литературный донос.

    — То есть, практически, за инакомыслие в виде его поэзии, как он смел писать такие стихи, что были непонятны власть имущим?

    — Совершенно верно.

    Одно из таких философских стихотворений 1936 года «Вчера, о смерти размышляя»:

    Вчера, о смерти размышляя.

    Ожесточилась вдруг душа моя.

    Печальный день! Природа вековая

    Из тьмы веков смотрела на меня.

    И нестерпимая тоска разъединения

    Прошила сердце мне, и в этот миг

    Всё, всё услышал я-и трав вечерних пение,

    И речь воды, и камня мёртвый крик.

    И я, живой, скитался над полями,

    Входил без страха в лес,

    И мысли мертвецов прозрачными столбами

    Вокруг меня вставали до небес.

    И птицы Хлебникова пели у воды,

    И встретил камень я, был камень неподвижен,

    И проступал в нём лик Сковороды.

    И все существованья, все народы

    Нетленное хранили бытиё,

    И сам я был не детищем природы,

    Но мысль её! Но зыбкий ум её!

    И опять я передаю слово сыну поэта:

    — Отец был глубоко русским человеком. Вырос он среди вятских лесов и полей. Скажем, образ берёзовой рощи проходит через его поэзию как символ Родины. Но он был человек широкомыслящий, всегда с большим интересом и уважением относился к людям другой национальности. Известно, что его очень любили грузины, потому что и он любил Грузию, знал её историю, а его перевод «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели считается непревзойдённым.

    Завершая рассказ о Николае Алексеевиче Заболоцком, о встрече с его сыном, я вспомнила, как Никита Николаевич показал мне семейную реликвию, бережно хранимую фотокопию отцовского письма. Его в 1920 годах писал начинающий поэт своей будущей жене. Предлагая невесте руку и сердце, он делился с ней своими надеждами и планами. И так ясно проступал за ними немеркнущий образ русского интеллигента- разночинца, его высокое стремление сеять «разумное, доброе, вечное», что так необходимо нам сегодня, и... всегда.

    Не позволяй душе лениться!
    Чтоб в ступе воду не толочь,
    Душа обязана трудиться


    Гони ее от дома к дому,
    Тащи с этапа на этап,
    По пустырю, по бурелому
    Через сугроб, через ухаб!


    Не разрешай ей спать в постели
    При свете утренней звезды,
    Держи лентяйку в черном теле
    И не снимай с нее узды!


    Коль дать ей вздумаешь поблажку,
    Освобождая от работ,
    Она последнюю рубашку
    С тебя без жалости сорвет.


    А ты хватай ее за плечи,
    Учи и мучай дотемна,
    Чтоб жить с тобой по-человечьи
    Училась заново она.


    Она рабыня и царица,
    Она работница и дочь,
    Она обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!



    Николай Заболоцкий "НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ"

    Другие статьи в литературном дневнике:

    • 22.03.2009. Дремлю и за дремотой тайна...
    • 19.03.2009. Душа обязана трудиться и день и ночь!

    Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

    НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

    Не позволяй душе лениться!
    Чтоб в ступе воду не толочь,
    Душа обязана трудиться

    Гони её от дома к дому,
    Тащи с этапа на этап,
    По пустырю, по бурелому
    Через сугроб, через ухаб!

    Не разрешай ей спать в постели
    При свете утренней звезды,
    Держи лентяйку в чёрном теле
    И не снимай с неё узды!

    Коль дать ей вздумаешь поблажку,
    Освобождая от работ,
    Она последнюю рубашку
    С тебя без жалости сорвёт.

    А ты хватай её за плечи,
    Учи и мучай дотемна,
    Чтоб жить с тобой по-человечьи
    Училась заново она.

    Она рабыня и царица,
    Она работница и дочь,
    Она обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!

    /© 1958, Николай Заболоцкий/

    ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР ЗАЯВОК НА КОНКУРС "ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ..."

    Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию ещё одну очень интересную и необычную тему...
    Мы предлагаем Вам поговорить... ... ... о Душе!
    О самом интересном и непознанном, загадочном и пугающем. О том, что болит, не имея физического тела, рвётся на части, улетает в небеса и разбивается на мелкие осколки, парит от счастья и кровоточит от боли... Это единственное, что поддаётся исцелению добрыми словами и бережным отношением.
    Но не просто о Душе будет идти речь, а о том, что способна она приносить радость бытия только тогда, когда не упрятана в бархатную коробочку безразличия и ничегонеделания...

    Душа хочет, или не хочет, все-равно трудится... Само соприкосновение с жизнью, общение с окружающими постоянно ставит человека перед необходимостью думать, принимать решения, защищаться от окружающих неблагоприятных условий или, наоборот, контактировать с иными... Страдать, любить, ненавидеть, радоваться, печалиться - не это ли ежедневная работа нашей души? Душа... это внутренний мир человека, его тайные светлые и темные стороны, которые проявляются в зависимости от тех или иных ситуаций... Мы боремся каждый день. Иначе как? Иначе, зачем жить? Каждый день мы сталкиваемся с разными событиями, испытываем разные эмоции... - Депрессия... - мы боремся, чтобы выйти из неё... Радость... - мы стараемся продлить её, как можно дольше, даже если понимаем, что это не в нашей власти... Боль... - мы пытаемся её обезболить... Мы всё время трудимся... и это правильно... это и есть жизнь. /© Diss/

    Душа обязана, или не обязана, все-равно трудится... Так же, как бьётся сердце. Когда говорят о силе человека, то, прежде всего это сила его духа, той же души... Это что то, что в человека вложено от Бога и взращено семьёй, средой, опытом... Человек питает свою душу, и это его работа над своей душой... В зависимости от того, чем питает он свою душу, и чем она способна питаться, определяется ценность человека. Он может делать ошибки, он может грешить, он может совершать преступления, но именно то, насколько его душа может принимать и отдавать Веру, Надежду, Любовь, в конечном итоге и определяет эго качества ЧЕЛОВЕКА.
    Интересно, что, в самом деле, страдая, человек может питать свою душу не меньше, чем радуясь или, будучи счастлив.
    Человек может питать свою душу ненавидя... И человек может питать свою душу, прощая... Просто делая что-то со знаком плюс, человек питает не только свою душу, не только свою возвышает и воспаряет, но и своих близких... А делая зло, он эту свою душу душит, причиняя боль душам других...
    1.Труд души в том, чтобы давать человеку сил верить, надеяться и любить. Давать человеку возможность чувствовать.
    2.Если она в человеке есть, если осталась, то она будет трудиться, хотим мы или нет. Любить. Ненавидеть. Прощать. Да и просто дышать и заставлять биться наше сердце в правильном ритме - спокойно, когда мы в мире с собой, сильнее, когда мы радуемся или огорчаемся.
    3.Для чего душа должна безостановочно трудиться? - Чтобы жить... Для полноты жизни и полноты чувств. А получив это, мы питаем душу. Это замкнутая на себе система, у разных людей она замкнута по-разному и с разным содержанием. /© Кристалл/

    * ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ...
    Эти, уже давно популярные, слова каждый из нас на протяжении своей жизни произносит сотни (и более!) раз, но каждый понимает их по-своему, каждый вкладывает в них одному ему известный и понятный смысл. Ну, а в том, что смысл есть, никто не сомневается...

    Трудолюбивая Душа окутана добродетелью, а праздная - пороком. Может, в следующий раз мы и о пороках наших поговорим, ну, а сейчас перед Вами Душа, которая трудится, «не покладая рук»...
    Поделитесь с нами и друг с другом мыслями и размышлениями, почему Душа обязана трудиться, и что в конечном итоге из этого получается...

    Уважаемые Авторы!
    После всего вышесказанного, хотелось бы ещё обратить Ваше особое внимание на важное дополнение:
    На Конкурс принимаются произведения всех форм, стилей и направлений, в которых не только присутствует слово "Душа" во всех её преломлениях, но и упоминания о Ней, сюжеты, связанные с данной тематикой, размышления "на тему" и лирические отступления.
    ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ НА КОНКУРС И "ВНЕ КОНКУРСА",
    СТАНУТ ЧАСТЬЮ ИЗДАНИЯ - "ЗОЛОТОЙ КОЛЛЕКЦИИ ПАПИРУСА" - "РАЗГОВОР С БОГОМ..." и "ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ". =

    УСЛОВИЯ ПРИЁМА ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

    2. ЗАЯВКА ПОДАЁТСЯ ПО ФОРМЕ:

    Просьба оформлять заявки именно в таком виде!!! Стихотворения "вне конкурса" подаются после стихотворения, представленного на конкурс.

    4. Победители получат призы в виде стихобаллов:

    1-е место - 1000 баллов
    2-е место - 600 баллов
    3-е место - 400 баллов

    5. СРОК ПРИЁМА ЗАЯВОК:
    С момента публикации - 09 августа 2012. - до 30 августа 2012. (23:30 мск) БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА КОНКУРСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ!

    УДАЧИ ВАМ в Конкурсе!

    © Сальвадор Дали.jpg
    © Павел Светский. Графика.

    Конкурс "Душа обязана трудиться..." =

    Не позволяй душе лениться!
    Чтоб в ступе воду не толочь,
    Душа обязана трудиться

    Гони ее от дома к дому,
    Тащи с этапа на этап,
    По пустырю, по бурелому
    Через сугроб, через ухаб!

    Не разрешай ей спать в постели
    При свете утренней звезды,
    Держи лентяйку в черном теле
    И не снимай с нее узды!

    Коль дать ей вздумаешь поблажку,
    Освобождая от работ,
    Она последнюю рубашку
    С тебя без жалости сорвет.

    А ты хватай ее за плечи,
    Учи и мучай дотемна,
    Чтоб жить с тобой по-человечьи
    Училась заново она.

    Она рабыня и царица,
    Она работница и дочь,
    Она обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!

    Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого

    Стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…» относится к его поздней лирике. Оно отличается от других философских стихотворений поэта простотой и лёгкостью при прочтении.

    История создания

    Произведение было написано в 1958 году за несколько месяцев до смерти Заболоцкого. Поэт знал, что скоро умрёт, поэтому ему хотелось оставить напутствие своим читателям.

    Жанр, тема и идея

    По жанру стихотворение можно отнести к посланию. Его темой является призыв к работе над собой. Основная мысль заключена в первой строчке, которая и стала общеизвестным названием стихотворения. Идея произведения заключается в желании Заболоцкого достучаться до каждого читателя.

    Образы стихотворения

    В «Не позволяй душе лениться…» можно выделить образ души. Душа наделена человеческими чертами: она лентяйка, пытается долго спать по утрам и даже без жалости может сорвать последнюю рубашку. Лирический герой показан неявно: он ведёт беседу с читателем, акцентируя внимание на человеческой душе.

    Композиция

    Стихотворение состоит из 6 законченных четверостиший (катренов). Во всех строфах раскрывается смысл первой строчки: «Не позволяй душе лениться…». Последние две строчки произведения повторяют строки первой строфы. Такая кольцевая композиция помогает автору логично закончить своё послание.

    Ритмический строй

    Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, что обеспечивает лёгкость чтения, а следовательно, и восприятия.

    Художественные средства

    Заболоцкий использовал несколько приёмов для изображения человеческой души и для более сильного воздействия на читателя:

    • фразеологизмы: «Чтоб в ступе воду не толочь…», «последнюю рубашку … сорвёт», «Держи … в чёрном теле», «дать поблажку»;
    • повторы: «И день и ночь, и день и ночь!», «от дома к дому», «с этапа на этап»;
    • просторечные и разговорные слова: «тащи», «хватай», «по-человечьи», «поблажку»;
    • ряды однородных членов: «По пустырю, по бурелому, // Через сугроб, через ухаб!»;
    • восклицательные предложения: из 6 предложений 5 являются восклицательными;
    • повтор согласных звуков: в 4 строфе повторяются звуки [ж] и [ш];
    • противопоставление: «рабыня и царица», «работница и дочь», «и день и ночь».

    Стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» благодаря эмоциональным предложениям, простой лексике и несложной композиции легко запоминается. Можно сказать, что автор добился своей цели: смысл и идея произведения понятны даже подрастающему поколению.

    Когда минует день и освещение Природа выбирает не сама, Осенних рощ большие помещения Стоят на воздухе, как чистые дома. В них ястребы живут, вороны в них ночуют, И облака вверху, как призраки, кочуют. Осенних листьев ссохлось вещество И землю всю устлало. В отдалении На четырех ногах большое существо Идет, мыча, в туманное селение. Бык, бык! Ужели больше ты не царь? Кленовый лист напоминает нам янтарь. Дух Осени, дай силу мне владеть пером! В строенье воздуха - присутствие алмаза. Бык скрылся за углом, И солнечная масса Туманным шаром над землей висит, И край земли, мерцая, кровенит. Вращая круглым глазом из-под век, Летит внизу большая птица. В ее движенье чувствуется человек. По крайней мере, он таится В своем зародыше меж двух широких крыл. Жук домик между листьев приоткрыл. Архитектура Осени. Расположенье в ней Воздушного пространства, рощи, речки, Расположение животных и людей, Когда летят по воздуху колечки И завитушки листьев, и особый свет,- Вот то, что выберем среди других примет. Жук домик между листьев приоткрыл И рожки выставив, выглядывает, Жук разных корешков себе нарыл И в кучку складывает, Потом трубит в свой маленький рожок И вновь скрывается, как маленький божок. Но вот приходит вечер. Все, что было чистым, Пространственным, светящимся, сухим,- Все стало серым, неприятным, мглистым, Неразличимым. Ветер гонит дым, Вращает воздух, листья валит ворохом И верх земли взрывает порохом. И вся природа начинает леденеть. Лист клена, словно медь, Звенит, ударившись о маленький сучок. И мы должны понять, что это есть значок, Который посылает нам природа, Вступившая в другое время года.

    Не позволяй душе лениться

    Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! 1958

    Осенние пейзажи

    1. Под дождем Мой зонтик рвется, точно птица, И вырывается, треща. Шумит над миром и дымится Сырая хижина дождя. И я стою в переплетенье Прохладных вытянутых тел, Как будто дождик на мгновенье Со мною слиться захотел. 2. Осеннее утро Обрываются речи влюбленных, Улетает последний скворец. Целый день осыпаются с кленов Силуэты багровых сердец. Что ты, осень, наделала с нами! В красном золоте стынет земля. Пламя скорби свистит под ногами, Ворохами листвы шевеля. 3. Последние канны Все то, что сияло и пело, В осенние скрылось леса, И медленно дышат на тело Последним теплом небеса. Ползут по деревьям туманы, Фонтаны умолкли в саду. Одни неподвижные канны Пылают у всех на виду. Так, вытянув крылья, орлица Стоит на уступе скалы, И в клюве ее шевелится Огонь, выступая из мглы. 1955

    Лесное озеро

    Опять мне блеснула, окована сном, Хрустальная чаша во мраке лесном. Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья, Где пьют насекомые сок из растенья, Где буйствуют стебли и стонут цветы, Где хищными тварями правит природа, Пробрался к тебе я и замер у входа, Раздвинув руками сухие кусты. В венце из кувшинок, в уборе осок, В сухом ожерелье растительных дудок Лежал целомудренной влаги кусок, Убежище рыб и пристанище уток. Но странно, как тихо и важно кругом! Откуда в трущобах такое величье? Зачем не беснуется полчище птичье, Но спит, убаюкано сладостным сном? Один лишь кулик на судьбу негодует И в дудку растенья бессмысленно дует. И озеро в тихом вечернем огне Лежит в глубине, неподвижно сияя, И сосны, как свечи, стоят в вышине, Смыкаясь рядами от края до края. Бездонная чаша прозрачной воды Сияла и мыслила мыслью отдельной, Так око больного в тоске беспредельной При первом сиянье вечерней звезды, Уже не сочувствуя телу больному, Горит, устремленное к небу ночному. И толпы животных и диких зверей, Просунув сквозь елки рогатые лица, К источнику правды, к купели своей Склонились воды животворной напиться. 1938

    Осенний клен

    (Из С. Галкина) Осенний мир осмысленно устроен И населен. Войди в него и будь душой спокоен, Как этот клен. И если пыль на миг тебя покроет, Не помертвей. Пусть на заре листы твои умоет Роса полей. Когда ж гроза над миром разразится И ураган, Они заставят до земли склониться Твой тонкий стан. Но даже впав в смертельную истому От этих мук, Подобно древу осени простому, Смолчи, мой друг. Не забывай, что выпрямится снова, Не искривлен, Но умудрен от разума земного, Осенний клен. 1955

    * * *

    При первом наступлении зимы, Блуждая над просторною Невою, Сиянье лета сравниваем мы С разбросанной по берегу листвою. Но я любитель старых тополей, Которые до первой зимней вьюги Пытаются не сбрасывать с ветвей Своей сухой заржавленной кольчуги. Как между нами сходство описать? И я, подобно тополю, не молод, И мне бы нужно в панцире встречать Приход зимы, ее смертельный холод. 1955

    Ласточка

    Славно ласточка щебечет, Ловко крыльями стрижет, Всем ветрам она перечит, Но и силы бережет. Реет верхом, реет низом, Догоняет комара И в избушке под карнизом Отдыхает до утра. Удивлен ее повадкой, Устремляюсь я в зенит, И душа моя касаткой В отдаленный край летит. Реет, плачет, словно птица, В заколдованном краю, Слабым клювиком стучится В душу бедную твою. Но душа твоя угасла, На дверях висит замок. Догорело в лампе масло, И не светит фитилек. Горько ласточка рыдает И не знает, как помочь, И с кладбища улетает В заколдованную ночь. 1958

    Обводный канал

    В моем окне на весь квартал Обводный царствует канал. Ломовики, как падишахи, Коня запутав медью блях, Идут, закутаны в рубахи, С нелепой важностью нерях. Вокруг пивные встали в ряд, Ломовики в пивных сидят. И в окна конских морд толпа Глядит, мотаясь у столба, И в окна конских морд собор Глядит, поставленный в упор. А там за ним, за морд собором, Течет толпа на полверсты, Кричат слепцы блестящим хором, Стальные вытянув персты. Маклак штаны на воздух мечет, Ладонью бьет, поет как кречет: Маклак - владыка всех штанов, Ему подвластен ход миров, Ему подвластно толп движенье, Толпу томит штанов круженье, И вот она, забывши честь, Стоит, не в силах глаз отвесть, Вся прелесть и изнеможенье. Кричи, маклак, свисти уродом, Мечи штаны под облака! Но перед сомкнутым народом Иная движется река: Один сапог несет на блюде, Другой поет хвалу Иуде, А третий, грозен и румян, В кастрюлю бьет, как в барабан. И нету сил держаться боле, Толпа в плену, толпа в неволе, Толпа лунатиком идет, Ладони вытянув вперед. А вкруг черны заводов замки, Высок под облаком гудок. И вот опять идут мустанги На колоннаде пышных ног. И воют жалобно телеги, И плещет взорванная грязь, И над каналом спят калеки, К пустым бутылкам прислонясь. 1928

    Дождь

    В тумане облачных развалин Встречая утренний рассвет, Он был почти нематериален И в формы жизни не одет. Зародыш, выкормленный тучей, Он волновался, он кипел, И вдруг, веселый и могучий, Ударил в струны и запел. И засияла вся дубрава Молниеносным блеском слез, И листья каждого сустава Зашевелились у берез. Натянут тысячами нитей Меж хмурым небом и землей, Ворвался он в поток событий, Повиснув книзу головой. Он падал издали, с наклоном В седые скопища дубрав. И вся земля могучим лоном Его пила, затрепетав. 1953

    Журавли

    Вылетев из Африки в апреле К берегам отеческой земли, Длинным треугольником летели, Утопая в небе, журавли. Вытянув серебряные крылья Через весь широкий небосвод, Вел вожак в долину изобилья Свой немногочисленный народ. Но когда под крыльями блеснуло Озеро, прозрачное насквозь, Черное зияющее дуло Из кустов навстречу поднялось. Луч огня ударил в сердце птичье, Быстрый пламень вспыхнул и погас, И частица дивного величья С высоты обрушилась на нас. Два крыла, как два огромных горя, Обняли холодную волну, И, рыданью горестному вторя, Журавли рванулись в вышину. Только там, где движутся светила, В искупленье собственного зла Им природа снова возвратила То, что смерть с собою унесла: Гордый дух, высокое стремленье, Волю непреклонную к борьбе - Все, что от былого поколенья Переходит, молодость, к тебе. А вожак в рубашке из металла Погружался медленно на дно, И заря над ним образовала Золотого зарева пятно. 1948

    * * *

    Я шел сквозь рощу. Ночь легла Вдоль по траве, как мел бела. Торчком кусты над нею встали В ножнах из разноцветной стали, И тосковали соловьи Верхом на веточке. Казалось, Они испытывали жалость, Как неспособные к любви. А там вдали, где желтый бакен Подкарауливал шутих, На корточках привстал Елагин, Ополоснулся и затих: Он в этот раз накрыл двоих. Вертя винтом, бежал моторчик С музыкой томной по бортам. К нему навстречу, рожи скорчив, Несутся лодки тут и там. Он их толкнет - они бежать. Бегут, бегут, потом опять Идут, задорные, навстречу. Он им кричит: "Я искалечу!" Они уверены, что нет... И всюду сумасшедший бред. Листами сонными колышим, Он льется в окна, липнет к крышам, Вздымает дыбом волоса... И ночь, подобно самозванке, Открыв молочные глаза, Качается в спиртовой банке И просится на небеса. 1926

    Бродячие музыканты

    Закинув на спину трубу, Как бремя золотое, Он шел, в обиде на судьбу. За ним бежали двое. Один, сжимая скрипки тень, Горбун и шаромыжка, Скрипел и плакал целый день, Как потная подмышка. Другой, искусник и борец, И чемпион гитары, Огромный нес в руках крестец С роскошной песнею Тамары. На том крестце семь струн железных, И семь валов, и семь колков, Рукой построены полезной, Болтались в виде уголков. На стогнах солнце опускалось, Неслись извозчики гурьбой, Как бы фигуры пошехонцев На волокнистых лошадях. И вдруг в колодце между окон Возник трубы волшебный локон, Он прянул вверх тупым жерлом И заревел. Глухим орлом Был первый звук. Он, грохнув, пал, За ним второй орел предстал, Орлы в кукушек превращались, Кукушки в точки уменьшались, И точки, горло сжав в комок, Упали в окна всех домов. Тогда горбатик, скрипочку Приплюснув подбородком, Слепил перстом улыбочку На личике коротком, И, визгнув поперечиной По маленьким струнам, Заплакал, искалеченный: - Тилим-там-там! Система тронулась в порядке. Качались знаки вымысла. И каждый слушатель украдкой Слезою чистой вымылся, Когда на подоконниках Средь музыки и грохота Легла толпа поклонников В подштанниках и кофтах. Но богослов житейской страсти И чемпион гитары Подъял крестец, поправил части И с песней нежною Тамары Уста отважно растворил. И все умолкло. Звук самодержавный, Глухой, как шум Куры, Роскошный, как мечта, Пронесся... И в этой песне сделалась видна Тамара на кавказском ложе. Пред нею, полные вина, Шипели кубки дотемна И юноши стояли тоже. И юноши стояли, Махали руками, И страстные дикие звуки Всю ночь раздавалися там... - Тилим-там-там! Певец был строен и суров. Он пел, трудясь, среди дворов Средь выгребных высоких ям Трудился он, могуч и прям. Вокруг него система кошек, Система окон, ведер, дров Висела, темный мир размножив На царства узкие дворов. На что был двор? Он был трубою, Он был тоннелем в те края, Где был и я гоним судьбою, Где пропадала жизнь моя. Где сквозь мансардное окошко При лунном свете, вся дрожа, В глаза мои смотрела кошка, Как дух седьмого этажа. 1928

    Городок

    Целый день стирает прачка, Муж пошел за водкой. На крыльце сидит собачка С маленькой бородкой. Целый день она таращит Умные глазенки, Если дома кто заплачет - Заскулит в сторонке. А кому сегодня плакать В городе Тарусе? Есть кому в Тарусе плакать - Девочке Марусе. Опротивели Марусе Петухи да гуси. Сколько ходит их в Тарусе, Господи Исусе! "Вот бы мне такие перья Да такие крылья! Улетела б прямо в дверь я, Бросилась в ковыль я! Чтоб глаза мои на свете Больше не глядели, Петухи да гуси эти Больше не галдели!" Ой, как худо жить Марусе В городе Тарусе! Петухи одни да гуси, Господи Исусе! 1958

    Гроза идет

    Движется нахмуренная туча, Обложив полнеба вдалеке, Движется, огромна и тягуча, С фонарем в приподнятой руке. Сколько раз она меня ловила, Сколько раз, сверкая серебром, Сломанными молниями била, Каменный выкатывала гром! Сколько раз, ее увидев в поле, Замедлял я робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги! Вот он - кедр у нашего балкона. Надвое громами расщеплен, Он стоит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон. Сквозь живое сердце древесины Пролегает рана от огня, Иглы почерневшие с вершины Осыпают звездами меня. Пой мне песню, дерево печали! Я, как ты, ворвался в высоту, Но меня лишь молнии встречали И огнем сжигали на лету. Почему же, надвое расколот, Я, как ты, не умер у крыльца, И в душе все тот же лютый голод, И любовь, и песни до конца! 1957

    Предостережение

    Где древней музыки фигуры, Где с мертвым бой клавиатуры, Где битва нот с безмолвием пространства - Там не ищи, поэт, душе своей убранства. Соединив безумие с умом, Среди пустынных смыслов мы построим дом - Училище миров, неведомых доселе. Поэзия есть мысль, устроенная в теле. Она течет, незримая, в воде - Мы воду воспоем усердными трудами. Она горит в полуночной звезде - Звезда, как полымя, бушует перед нами. Тревожный сон коров и беглый разум птиц Пусть смотрят из твоих диковинных страниц. Деревья пусть поют и страшным разговором Пугает бык людей, тот самый бык, в котором Заключено безмолвие миров, Соединенных с нами крепкой связью. Побит камнями и закидан грязью, Будь терпелив. И помни каждый миг: Коль музыки коснешься чутким ухом, Разрушится твой дом и, ревностный к наукам. Над нами посмеется ученик.

    Портрет

    Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. 1953

    Жена

    Откинув со лба шевелюру, Он хмуро сидит у окна. В зеленую рюмку микстуру Ему наливает жена. Как робко, как пристально-нежно Болезненный светится взгляд, Как эти кудряшки потешно На тощей головке висят! С утра он все пишет да пишет, В неведомый труд погружен. Она еле ходит, чуть дышит, Лишь только бы здравствовал он. А скрипнет под ней половица, Он брови взметнет,- и тотчас Готова она провалиться От взгляда пронзительных глаз. Так кто же ты, гений вселенной? Подумай: ни Гете, ни Дант Не знали любви столь смиренной, Столь трепетной веры в талант. О чем ты скребешь на бумаге? Зачем ты так вечно сердит? Что ищешь, копаясь во мраке Своих неудач и обид? Но коль ты хлопочешь на деле О благе, о счастье людей, Как мог ты не видеть доселе Сокровища жизни своей? 1948

    Возвращение с работы

    Вокруг села бродили грозы, И часто, полные тоски, Удары молнии сквозь слезы Ломали небо на куски. Хлестало, словно из баклаги, И над собранием берез Пир электричества и влаги Сливался в яростный хаос. А мы шагали по дороге Среди кустарников и трав, Как древнегреческие боги, Трезубцы в облако подняв. 1954