Войти
Логопедический портал
  • История корабля Бизань мачта парусника сан джованни баттиста
  • Буква М, м. Согласный звук и. Буква М, м Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  • Самые известные бытовые сказки
  • Картотека логопеда: задания по лексическим темам воспитателям подготовительной к школе группы
  • Архимандрит Келопа (Илие)
  • Научно-исследовательская деятельность как условие саморазвития педагога
  • Метапредметные результаты фгос на уроках физики. Метапредметный подход на уроках физики. Сообщение на тему

    Метапредметные результаты фгос на уроках физики. Метапредметный подход на уроках физики. Сообщение на тему

    Диагностика метапредметных результатов. Достижение метапредметных результатов – освоение межпредметных понятий и овладение ОУУ (познавательные, коммуникативные и регулятивные). Виды диагностик. ОЦЕНКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Грамотность чтения (изд-во «Просвещение»). Пример 1 Познавательные ОУУ: чтение, работа с информацией, общелогические умения, методологические умения. Пример 2 ОЦЕНКА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Коммуникативные и регулятивные ОУУ – проектная деятельность. Пример 3.

    Картинка 13 из презентации «Оценки по физике» к урокам физики на тему «Обучение физике»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока физики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Оценки по физике.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 714 КБ.

    Скачать презентацию

    Обучение физике

    «Формы и методы обучения физике» - Новизна материала. Творческие задания. Необходимость учебных занятий. Приемы повышения интереса к изучению предмета. Дидактические игры. Использование различных приемов для повышения интереса к изучению физики. Три времени года. Родная мать. Информационные технологии. Дифференцированный подход. Постановка проблемы перед изучением новой темы.

    «Методы обучения физике» - Эвристическая беседа. Содержание учебного материала. Работа с кроссвордами по физике. Две стороны занимательности. Формирование познавательных интересов. Уроки-семинары. Схема воспитания у учащихся увлечения учебным предметом. Ситуативный интерес. Организация учебной деятельности. Основная цель обучения.

    «Мышление на уроках физики» - Приемы и методы развития пространственного мышления. Формированию многоаспектности. Педагогическая идея. Результативность. Мониторинг качества знаний. Образное мышление на уроках физики. Структура пространственного мышления. Теоретическая база опыта. Условия возникновения. Визитная карточка. Трудоемкость.

    «Контроль по физике» - Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, предлагаю проверенный на практике способ достижения прочных знаний всего основного материала. Различные формы проведения фронтального опроса по физике. Тема « Закон Ома для участка цепи». Расчетные задачи. Проведение опроса в быстром темпе. Через небольшой промежуток времени (учебной четверти, полугодия) ученики плохо помнят усвоенный ранее материал.

    ««Физика» Тихомирова и Яворский» - Физика и оборона страны. Рабочая тетрадь. Понимать важнее, чем знать. Минимизация учебника. УМК по физике под редакцией Тихомировой С.А. и Яворского Б.М.. Поезд мчится, дорожная пыль не намокла. Чем привлек УМК под редакцией Тихомировой С.А. и Б.М Яворского. Вверх по дереву поднимаются две гусеницы с одинаковой по модулю скоростью.

    «Оценки по физике» - Система оценки. Оценка достижения предметных результатов. Примеры заданий для итогового контроля. Основные показатели. Итоговая оценка. Диагностика метапредметных результатов. Три системы требований. ФГОС. Подходы к диагностике учебных достижений по физике. Круг задач. Планируемые результаты. Физика.

    Всего в теме 24 презентации

    «Достижение метапредметных результатов

    в соответствии с требованиями ФГОС

    на уроках физики»

    «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»

    В.Г. Белинский

    Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

    Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

    В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, главной целью которого является развитие личности обучающегося и его учебно-познавательной деятельности. В рамках системно - деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Существующий поток информации ставит перед учениками порой непосильную задачу: как найти не только необходимую, но и достоверную информацию? Как её отличить? Какой источник информации можно считать надежным? Умение работать с источниками информации, и, прежде всего, с Интернетом, необходимо для дальнейшей успешной деятельности обучающихся. Следовательно, и сам учитель должен в полной мере владеть данной технологией.

    В новых стандартах обозначены требования к результатам освоения основной образовательной программы, причем к предметным результатам добавились и пресловутые «метапредметные».

    Общество меняется, меняются требования к личности, работнику. Мир стал динамичнее и быстроменяющимся. Развитие средств связи, интернета, увеличение количества информации требуют от человека выходящего во взрослую жизнь умений: быстро находить нужную информацию, саморазвиваться и самообразовываться, шагать в ногу со временем, отличать ложь от правды в огромном потоке противоречивой информации, а значит уметь сопоставлять большое количество источников информации, быть широко образованной личностью.

    Помимо предметных ЗНАНИЙ и УМЕНИЙ, нужны МЕТАпредметные умения.

    Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления - «знание», «знак», «проблема», «задача».

    Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

    Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

    Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

    Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

    Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

    Метапредметные методы - особый вид когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования. (А.В. Хуторской):

    · Метод смыслового видения;

    · Метод вживания;

    · Метод образного видения;

    · Метод графических ассоциаций;

    · Метод фонетических ассоциаций, комбинированный;

    · Метод символического видения;

    · Метод гипотез (рабочих, реальных);

    · Метод наблюдений;

    · Метод сравнений;

    · Метод эвристических бесед;

    · Метод ошибок;

    · Метод регрессии.

    Метапредметное обучение

    Предполагает новые формы работы с детьми:

    • Антропологические экспедиции,
    • Турниры способностей,
    • Организационно - деятельностные игры,

    Cейчас акцент смещается к овладению «способами овладения» (простите за тавтологию), думаю теперь понятен смысл метапредметности.

    Например метапредметной является математика. На ней осваиваются способы аналитики которые используются потом при изучении других дисциплин (физика, экономика и пр.).

    Какие же задачи мы ставим?

    Первая задача - это мотивация. По мере увлечения предметом переходим и ко второй задаче - научность знаний, то есть двигаться от простого к сложному. Ну а третья задача - творчество. И во всем этом поможет экспериментальная деятельность.

    Для мотивации подойдут занимательные опыты по физике, простые и легкие.

    Переход к «научности» осуществляется путем усложнения заданий к эксперименту, помимо наблюдения появляются задачи расчета погрешности результатов эксперимента, объективности выводимых положений с учетом выбранной модели, а также обратный процесс: построение гипотезы, выбор модели, прогнозирование результатов и их экспериментальная проверка. Это можно достигать как на лабораторных работах или в физическом практикуме. Также можно использовать интерактивные средства обучения.

    Третий этап является следствием предыдущих двух, так как творчество без мотивации и научности невозможно. Здесь можно использовать творческие задания, экспериментальные задачи по физике их можно брать из областных и российских олимпиад, в интернете.

    После всего сказанного резонным будет возникновение вопроса КОГДА на уроке это все успевать?

    Если посмотреть цель и задачи каждого вида экспериментальной деятельности, то вы увидите, что они полностью совпадают с требованиями новых стандартов.

    Необходимо отходить от «преподавания у доски», когда объясняет учитель, когда отвечает несколько учеников за весь урок, монологи и диалоги устарели. Необходимы АКТИВНЫЕ формы ведения уроков, переход к деятельностному обучению. Это интереснее детям.

    «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистервег

    «Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения». К. Ушинский

    «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».

    «Цель воспитания - научить детей обходиться без нас».

    Эрнст Легуве

    «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя». Э. Хаббард

    При изучении школьного предмета «Физика» перед школьником можно выделить три основные задачи:

    • освоить физические понятия и термины,
    • научиться работать с формулами,
    • уметь по понятиям, терминам и формуле прогнозировать физические свойства, явления, процессы, то есть прогнозировать, какой будет результат в определенных условиях.

    При этом, проводя классификацию, рисуя схемы, выделяя категории, которые стоят за этими схемами, школьник получает универсальный способ работы и видит, как устроен предмет. Это необходимо ему в освоении данного предмета, а также применимо в других областях. Таким образом, он осваивает метапредметную технологию. Из пассивного потребителя знаний обучающийся должен стать активным субъектом образовательной деятельности. Школьник должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, то есть должен стать живым участником образовательного процесса.

    Для реализации этой цели я использую разнообразные проблемные и игровые задания, в ходе решения которых обучающиеся творчески применяют свои знания и определяют, каких навыков им не хватает. Дидактическая игра позволяет реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.

    Игра формирует положительное отношение школьников к учению, позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивает воображение и память, создает особый эмоциональный фон для усвоения знаний. Игры я использую как для обработки нового материала (как упражнения), так и для контроля знаний учащихся.

    В начале урока я ставлю перед учениками проблему, чтобы они в результате самостоятельного поиска решения поставленной задачи сделали для себя открытие. Например, в 8 классе при изучении различных видов теплопередачи - проблемным вопросом является «Греет ли шуба?». А также мы выясняем, растает ли быстрее мороженое, если его укрыть шубой или поставить под вентилятором? Чем ни темы для обучающихся начальной школы при проведении исследовательской работы!? В ходе урока я вижу необходимость подведения обучающихся к самостоятельному добыванию и усвоению знаний, планирую индивидуальные, групповые и парные формы организации деятельности обучающихся. Школьникам я предоставляю возможность вариативного выполнения задания, при этом обучающиеся свободно выражают свои мысли перед аудиторией, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать свое мнение, выявляют спорные вопросы и обсуждают их в группах. В результате на уроке я лишь направляю школьников и даю им рекомендации. Даже уроки контроля при организации групповой работы дают возможность сформировать универсальные учебные действия.

    С целью формирования мышления я использую различные формы познавательных заданий:

    1) вопросы (к примеру, «Как нас в темноте находят комары?», «Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?»);

    2) упражнения;

    3) расчетные и экспериментальные физические задачи (определить толщину листа в общей тетради);

    4) дидактические игры («Физические пазлы», «Физическое домино»);

    5) загадки (Логогриф, Метаграмма, Анаграмма, Шарада);

    6) пословицы (о трении, например);

    7) физические диктанты;

    8) тесты разного типа, вплоть до составляемых самими обучающимися;

    9) викторины;

    10) сочинения с использованием физических терминов;

    11) сказки;

    12) решение задач с сюжетом литературных шедевров (понятие равнодействующей на примере басни Крылова «Лебедь, рак и щука») и т.д.

    Изучение физики не может сводиться только к механическому запоминанию теоретического материала и алгоритма решения задач. Использование проблемно - эвристического метода познания позволяет развить личностную заинтересованность ученика в изучаемом предмете, активизировать его ассоциативное мышление, что, несомненно, повышает качество знаний обучающихся.

    Не важно какой способ будет нами выбран, но на уроке должны работать все и эксперимент должен проходить через каждого, изучение предмета должно строится на самостоятельной работе как с источниками информации (книги, интернет), групповом и индивидуальном взаимодействии с одноклассниками, экспериментальными домашними заданиями и прочее. Чтобы все это реализовать нужно изменится и самому учителю. Необходимо овладеть огромным количеством информации по физическому эксперименту, формам и методам групповой работы, методике проблемного и частично-поискового обучения.

    Т.К. мы используем персонализированное обучение, то по поводу преподавания для учащихся не выбравших физику в качестве профиля, я предлагаю на основе метапредметных и предметных требований ФГОС по другим профилям строить урок так, чтобы ученики изучали физику через эти способы познания. Таким образом вы достигаете всех целей. И обучаете своему предмету и в тоже время формируете метапредметные умения у учеников. Например филологам надо предлагать больше работы на анализом текстов, интерпретации текстовой информации, выделение смысла, а также формирование кратких обзоров. Для социально-гуманитарного профиля можно строить уроки по схеме влияние данного открытия на развитие человечества, ход истории, также анализом различных источников информации, что требуется от них в ФГОС по истории. Для хим-био можно было бы построить урок с вопроса как лечат или проводят диагностику с помощью данного медицинского аппарата, либо как протекает химическая реакция в организме и прочее-прочее. Короче говоря строить уроки так чтобы дети видели роль физики в своих профильных предметах и изучали физику через них и их через физику.

    В условиях ФГОС учитель должен уметь организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы создавались условия для формирования как УУД, так и самих предметных и метапредметных компетенций обучающихся. Я уверенна, что использование учителями перечисленных выше методов должно развить в школьниках самостоятельность, свободное общение, умение высказывать свою точку зрения, интерес к предмету, умение осознано воспринимать информацию. Современный учитель должен понимать, что лучшее усвоение знаний обучающимися происходит только в процессе их собственной мыслительной деятельности и самостоятельности.

    Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что на учебных занятиях по физике формирование универсальных учебных действий школьников происходит. Следовательно, можно судить о реализации метапредметного подхода в обучении, который способствует созданию мировоззрения и творческого мышления обучающихся, причем не только в области естествознания, а также приближают его к реальной жизни и повседневной практике.

    В новом образовательном стандарте результат образования сформулирован не только как знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

    Физика в большей мере, чем любая из естественных наук, расширяет границы человеческого знания. Физика лежит в основе многих дисциплин, играет большое значение в различных областях деятельности человека. Многие учителя зададут вопрос: «Как можно на уроках физики не только обучать и развивать, но ещё и воспитывать?»

    Главная цель введения ФГОС заключается в создании условий позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Сегодня важно не столько дать ученику как можно больший объем знаний, сколько подготовить его к жизни, обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, научить таким важным умениям, как умение учиться в течение всей жизни. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Общие цели изучения физики раскрываются и детализируются через личностные, метапредметные и предметные результаты образования, предусмотренные ФГОС и Примерной программой. Реализацию требований стандарта можно представить в виде следующей схемы

    СЛАЙД 1

    Личностными

      сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

      убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий

      самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

      готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

      мотивация к дальнейшей образовательной деятельности;

      формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

    Метапредметными результатами обучения физике являются:

      овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки

    результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

      понимание различий между фактами и гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение умениями по выдвижению гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверке этих гипотез,

    использованию теоретических моделей для описания процессов или явлений;

      формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,

    выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его смысл;

      приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;

      развитие монологической и диалогической речи, умения

    выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

      освоение приемов действий в нестандартных ситуациях,

      формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

    Предметными результатами обучения физике являются:

      знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов;

      умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

      умения и навыки применять полученные знания для объяснения физических явлений, принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

      умения применять теоретические знания по физике для решения физических задач;

      развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выдвигать гипотезы и строить модели

    физических явлений, находить доказательства для выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных данных и их теоретического описания физические закономерности.

    К основным путям достижения личностных, метапредметных и предметных результатов относятся:

    СЛАЙД 2

    • практические работы;

      внеурочная деятельность;

      использование современных технологий;

      работа в паре;

      работа в группе;

      индивидуальная работа;

      предметные олимпиады;

      проектная и исследовательская деятельность;

      использование ИКТ;

      семинары;

      дискуссии;

      проблемная лекция.

    Обобщая вышесказанное хочу привести сравнительную характеристику между уроками обычным и по новым стандартам.

    СЛАЙД 3

    В результате современный урок становится следующим

    СЛАЙД 4

    А так же обобщить пути достижения личностных, метапредметных и предметных результатов

    СЛАЙД 5

    Государственное бюджетное образовательное

    учреждение

    средняя школа №1 им.Г.М.Шубникова.

    Сообщение на тему:

    « Пути достижения личностных, метапредметных

    Метапредметный подход на уроках физики

    Как известно, в новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Метапредметный подход предлагает такую переорганизацию предметного образования, когда за счет использования на уроках метапредметных технологий транслируется и необходимое предметное содержание – не как сведения для запоминания, а как знания для осмысления и использования. Школьники учатся разбираться в устройстве предметных действительностей, они при помощи метапредметных технологий обучаются видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции сталкиваются и тем самым разворачивают науку, наконец, какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты. Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно. Использование метапредметных технологий способствует повышению интеллекта. Речь идет о том, чтобы повысить качество предметной работы и сделать ее реально содержательной через повышение педагогического профессионализма. С другой стороны, не забить головы набором ненужных сведений из предметов, но найти те центральные единицы содержания, которые были бы связаны и с действием, и с живой работой мышления, и с коммуникацией и потому вокруг них, уже в их логике развертывания, а не в логике развертывания учебных тем можно заново группировать учебный материал. Отсюда – системомыследеятельностный подход. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

    В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале.

    Основные идеи метапредметного подхода:

      Знания, в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания;

    Они учатся выражать с помощью схем:

    То, что понимают,

    То, что хотят сказать,

    То, что пытаются промыслить,

    То, что хотят сделать.

    Основная цель процесса обучения:

      О бучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов.

      О бучение детей тому, как «живут» знаки в разных процессах мыследеятельности – коммуникации, понимания, мышления, рефлексии, действия.

      В ходе работы со знаками впервые создается и выстраивается метод , что в переводе с древнегреческого означает путь познания .

    В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания.

    В рамках метапредмета – «Знание » - формируется, свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знании), идеализационную способность (способность строить идеализации) (идеализация – это такой идеальный конструктор, который лежит в основе понятия) и т.д. Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания, и в рамках данного метапредмета дети их также осваивают. Одна из них – техника «знающего незнания». Осваивая ее, школьники научатся выделять зону «незнаемого» в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска, - это, как в свое время показал философ Николай Кузанский, решить полдела. Прежде всего потому, что можно научиться управлять процессом познания. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.

      «Знания» - понимание того, что главное, чему надо учить в школе, - это творческое мышление.

      Учащиеся в школе станут учиться с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, но и сами смогут переоткрывать их или совершать свои собственные.

    Метапредмет "Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.

    Метапредмет «Проблема».

    Научить человека видеть и понимать ситуацию в целом, вырабатывать собственную позицию и уметь отстаивать ее – вот основная задача метапредмета «Проблема».

    Он обеспечивает как развитие способности мышления, так и развитие личности (субъектности) учащегося.

    При попадании в проблемную ситуацию человек не только анализирует ее мыслительно , но и обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения .

    Учащиеся осваивают технику – видеть одно и то же явление одновременно с разных позиций .

    Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач.

    На метопредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.

      При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

      Тип философско-методологического философствования учащихся, в рамках этого метапредмета, связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи.

      Метазнания, выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое;

      Метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и “дидактических дрессировок;

      Мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления.

    Метапредметные методы особый вид когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования. (А.В. Хуторской):

      Метод смыслового видения;

      Метод вживания;

      Метод образного видения;

      Метод графических ассоциаций;

      Метод фонетических ассоциаций, комбинированный;

      Метод символического видения;

      Метод гипотез (рабочих, реальных);

      Метод наблюдений;

      Метод сравнений;

      Метод эвристических бесед;

      Метод ошибок;

      Метод регрессии

    Направления деятельности учителя

    Развитие личности и социальная адаптация (выступление учащихся в различных социальных ролях) при выполнении учебно-познавательной деятельности по физике в паре, группе, коллективе класса, разновозрастном учебном коллективе. Например, проведение уроков моделирования и конструирования при изучении нового материала:

      Мысленное (идеальное ) интуитивное это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования. Знаковое это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы

      Урок конструирования: его можно рассматривать как отдельный тип урока, либо как составную часть урока моделирования. Основная задача данного типа урока – на основе построения “содержательной абстракции и содержательного обобщения” сконструировать новое понятие (способ). Здесь идет групповая форма общения, а затем всем классом обсуждаются варианты решения и на их основе фиксируется в тетради способ (понятие). Урок как всегда заканчивается рефлексией, в результате которой дети формулируют те “открытия”, которые они на уроке сделали

    Гуманитаризация содержания учебных курсов физики за счет включения материалов, отражающих взаимосвязь физики и искусства, элементов истории физики и биографий ученых, элементов биофизики (в т.ч. человека), природного и экологического характера.

    Гуманизация отношений между субъектами процесса обучения, предполагающая отношение к каждому субъекту как высшей ценности за счет применения интегративно-дифференцированного подхода к обучению ориентированного на выполнение двух главных образовательных задач – формирование цельного представления о мире (единой научной картины мира) и создание условий для проявления каждым обучающимся своей индивидуальности и неповторимости как свойства личности.

    Структура осуществления “Метапредметности”

    на уроках физики и во внеурочное время

    1) Уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из других учебных предметов (физика, химия, астрономия, география,история и др.):

      Поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки и делают их сами, фотографии к занятиям).

    2) Наблюдения и опыты осуществляем в ходе самостоятельной деятельности, а не по инструкции. Учащимся предлагается: поставить опыт, демонстрирующий суть физического явления, зависимость физических величин;

    3) В течение года учащимся предлагается выполнить домашние исследования, сделать вывод;

    4) Для формирования критического мышления, с целью осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной форме учащимся можно предложить при ответах использовать различные блок-схемы

    5) Проведение мониторинга метапредметных результатов. “Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

      овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

      понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

      формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

      приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

      развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

      освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими и методами решения проблем;

      формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию”.

    Рефлексия результатов деятельности (проходит в различной форме на каждом занятии). Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: “найди отличия” (можно задать их количество); поиск лишнего; “лабиринты”;упорядочивание;“цепочки”;хитроумные решения составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; найди ошибки; проведи эксперимент; рассказ по рисунку; дополни предложение; выбор из текста терминов и т.д. С целью проверки уровня сформированности экспериментальных умений учащимся предлагается по заданию учителя провести лабораторные опыты по изученной теме. При этом в соответствии со структурой эксперимента необходимо исходить из предположения, что учащиеся, в первую очередь, должны выполнить следующие действия: сформулировать цель эксперимента; сформулировать и обосновать гипотезу; выяснить условия эксперимента; спроектировать эксперимент; отобрать необходимые приборы, материалы, инструменты; собрать установку; провести запроектированные опыты; провести расчеты; на основе анализа сделать выводы.

    Достижение метапредметных результатов посредством использования ИКТ на уроках физики в 7 классе.

    I . В настоящее время педагогическая теория и практика претерпевает большие изменения происходящие в системе образования, которые отражены в нормативно правовых документах федерального уровня: Федеральный закон Российской федерации «Об образовании» от 29.12.12 года Приказ№ 273-ФЗ; Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020 г. от 8.12.11 г. Приказ№ 227.

    Согласно государственному стандарту нового поколения, изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих основных целей:
    развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
    понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
    формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
    Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
    знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
    формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
    понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
    Так же в законе об образовании выделяют универсальные учебные действия:

    а)познавательных УУД:

    Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

    Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,постановка и формулировка проблемы;

    Моделирование;

    Универсальные логические действия.

    б) регулятивных УУД:

    Умение учиться и способность к организации своей деятельности;

    Умение действовать по плану;

    Формирование целеустремлённости и на стойчивости в достижении целей.

    Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

    в)коммуникативные:

    Умение слушать и вступать в диалог;

    Участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

    Инициативное сотрудничество в сборе информации и др.

    Метод проектов развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:

    Планировать;

    Производить измерения;

    Представлять результаты в различных знаковых системах;

    Делать логически выстроенное сообщение;

    Работать в команде

    Особенность государственного стандарта нового поколения заключается в формировании мировоззрения ученика адекватное современному уровню развития науки, что на данный момент очень сложно, так как современная физика постоянно находится в развитии и сегодня нужно говорить о новейших направлениях в науке (физика высоких энергий, нанотехнология).

    В результате возникает противоречие несоответствия требований государственного стандарта нового поколения и существующей реальности: с одной стороны, учитель должен сформировать мировоззрение, направленное на современную науку, развить познавательные интересы при изучении физики, с другой стороны, существующие учебники, не соответствующие требованиям нового стандарта, являются устарелыми по содержанию и традиционными по форме (лишены итерактивности) (авторы учебника с 7-9 класс Перышкин А.В, с 10-11 класс Г.Я. Мякишев). Такие учебники не способны в полной мере сформировать взгляд на современную науку, не дают возможности для максимального развития познавательных интересов; требуют от педагога высокого уровня самоорганизации и саморазвития для обеспечения возможности полноценного и опережающего развития обучающихся.

    II. Я выделила для себя профессиональную проблему: готовности и способности педагога выявить, систематизировать, обобщить естественно-научные знания опережающие содержание программ по естественно- научному направлению и сформировать у обучающихся эти знания в виде метапредметных результатов.

      В Федеральном законе Российской федерации «Об образовании» от 1 сентября 2013 года даются главные методические принципы:

    Соответствие образовательному стандарту по физике с учетом федерального и регионального компонентов;

    Усиление внутрипредметной и межпредметной интеграции;

    Взаимодействие естественно-научного и гуманитарного знаний;

    Активная методика, направленная на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся;

    Усиление практической направленности курса, позволяющей использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.

    Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

          Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

      Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

      Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

    При внедрении новых образовательных стандартов в школе изменилась и материально-техническая база. Нам стали доступны ноутбуки, мультимедийные проекторы, интерактивная доска, в каждом классе появился выход в Интернет.

    Тогда я и начала активно применять ИК технологии на своих уроках.

    Для того чтобы соблюсти принцип последовательности и проверить эффективность новых технологий был выбран 7класс.

    Применения ИКТ на уроках физики в течение 3 лет (7-9 классы) позволит выявить изменения уровня владения навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений.

    Таблица 1. Результаты применения ИКТ при достижении метапредметных результатов (%)

    Метапредметный результат

    Овладение

    Формирование

    Понимание

    Уровни сформированности

    2010-2011 уч.год

    (ИКТ не использовались)

    2011-2012 уч.год

    2012-2013 уч.год

    2013-2014 уч.год

    Итоги не подведены

    IV. Какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему?

    В первую очередь, при использовании ИКТ изменится структура урока. Урок будет состоять из шести этапов (рассмотрим их на примере урока по теме: «Отражение света»:

    Повторение пройденного материала

    Актуализация имеющихся знаний

    1. Компьютерный тест «Источники света. Прямолинейное распространение света» - собственный ресурс (4 человека)

    2. Объяснение наблюдаемых явлений при устном опросе. Видеоролик «Образование тени и полутени», анимация "Солнечные и лунные затмения" - (готовые ЭОР с сайтов "Классная физика", "Единая коллекция ЦОР" http://class-fizika.narod.ru, http://school-collection.edu.ru)

    3. Сообщения учеников "Театр теней", "Солнечные часы" (использование ЭОР учащимися при подготовке к уроку)

    Целеполагание

    Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения

    Основной вид деятельности со средствами ИКТ

    Постановка учителем проблемы и осознание учащимися цели познавательной деятельности: Анимация "Плоское зеркало" (готовые ЭОР с сайта "Единая коллекция ЦОР" http://school-collection.edu.ru)

    Открытие нового знания

    Формирование основ теоретического мышления, способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи

    Основной вид деятельности со средствами ИКТ

    Формирование знания определений основных понятий: "падающий луч", "отраженный луч", "угол падения", "угол отражения", "зеркальное отражение", "диффузное отражение", "обратимость светового луча"; закона отражения света – анимация "Закон отражения света" (готовые ЭОР с сайта "Единая коллекция ЦОР" http://school-collection.edu.ru)

    Отработка учебных действий

    Формирование умений применять новое знание на практике

    Основной вид деятельности со средствами ИКТ

    Проверка правильности выполнения заданий – собственный ресурс (компьютерная презентация)

    Рефлексия

    Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока

    Основной вид деятельности со средствами ИКТ

    Проецирование оценочного листа

    Домашнее задание

    Планирование учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к следующему уроку

    Основной вид деятельности со средствами ИКТ

    Сообщения по темам:

    "История создания и принцип действия перископа", "История создания и принцип действия калейдоскопа", "Фокусы с зеркалами", "Дворец иллюзий", "Пытка зеркалами"

    б) Средства обучения и воспитания:

    Учебные книги, учебники, пособия, справочники, словари в электронной форме;

    Учебно-методические пособия работы в режиме удаленного доступа

    Обучающие, тестирующие системы;

    Аудио-, виде-, медиа-теки;

    Электронные библиотеки с удаленным доступом;

    Средства обучения на основе обучающих систем;

    Средства обучения на основе виртуальной реальности.

    в) Средства контроля:

    Наблюдение (не всегда объективная оценка);

    Тест (Тестовая форма - одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества знаний, поскольку она позволяет осуществить объективную, эффективную и быструю диагностику и получить наглядную картину успе ваемости, а также систематизировать контроль)

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения Основной программы находится в разработке.

    За основу на первом этапе можно взять сборники программ УМК «Перспектива»

    1. В сборнике программ УМК «Перспектива» описаны требования к уровню подготовки к концу каждого года обучения: «Обучаемый научится» и «Обучаемый получит возможность научиться» в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы.

    V. В работе, я для себя охарактеризовала изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов

    В кадровых:

    Курсы повышения квалификации педагогов в СИПКРО;

    Педагогические советы, доклады сообщений педагогов для обмена опытом и рекомендаций;

    Методические объединения учителей физики и математики

    В научно-методических:

    Методическое пособие для родителей;

    Научно-методическая библиотека

    В материально-технических:

    Научные фильмы и клипы,

    Информационные:

    Электронный каталог периодических изданий по предмету

    Доступ на образовательные сайты

    Приобретение учебно-методической литературы.

    В организационных:

    Использование различных видов деятельности обучающихся;

    Совместная деятельность педагога –обучающегося через игру-имитацию, сюжетно-ролевую игру

    Предметные мероприятия

    В нормативно-правовых:

    Календарно-тематическое планирование, технологические карты.

    Список источников и литературы:

      Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010г. №1897

      Стандарты второго поколения. Примерные программы по физике 7-9 классы.-М: Просвещение. – 2010г.

      Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (Утверждено распоряжением Правительством РФ Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2008 года, приказ №1662)

      Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, (распоряжением Правительством РФ от 8 декабря 2011года, приказ №2927-р).

      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Вестник образования России. – 2002. - № 6. – С. 11-40.

      Физика 7 класс. Учебник физики УМК Школа 2013г