Войти
Логопедический портал
  • История зарождения и становления русской гвардии
  • Формула силы по закону гука
  • Как понять с какой платформы отправляется поезд
  • Как загадать желание на новый год, чтобы оно быстро исполнилось
  • Ударение в русском языке
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Погоня. Национальный герб Беларуси

      Погоня. Национальный герб Беларуси


    1230-1260г.г.

    Вадим РОСТОВ
    «Аналитическая газета «Секретные исследования»

    Эта тема - одна из самых интересных для белорусских историков: когда, как и почему у белорусов появился свой исторический герб «Погоня»? «Погоня» являлась официальным гербом белорусов около 7 столетий - ранее 1239 года и по 1919, а затем с 1991 по 1995. С «Погоней» воевали в Куликовской битве белорусские полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей, с «Погоней» белорусы победили в Грюнвальде в 1410 году. В XVI веке «Погоня» - на хоругвях Брестского, Мстиславского, Минского, Виленского и Новогрудского воеводств, Полоцкого и Речицкого районов. С 1652 года - на гербах почти всех белорусских городов. В Отечественную войну 1812 года прославились белорусские гусары Гродненского и Белорусского гусарских полков, имевшие на головных уборах и ротных знаменах своим военным гербом «Погоню» и бело-красно-белые национальные цвета белорусов.

    Находясь с 1795 года в составе Российской империи, белорусы сохраняли «Погоню» как свой официальный белорусский герб этого края до февраля 1917 года, а затем «Погоня» стала гербом Белорусской Народной Республики… В энциклопедии «Беларусь» (Мiнск, «Беларуская энцыклапедыя», 1995) о «Погоне» сказано следующее: «Погоня» - древний белорусский герб. Происхождение его связано с древне-славянской традицией народной погони в эпоху родоплеменного строя, когда мужчины, которые имели право носить оружие, в случае нападения противника и захвата членов общины бросались в погоню, чтобы отбить плененных. Развитие на землях Беларуси этой традиции связано с войнами соседних народов и княжеств в 10-17 веках. Идея обороны Отечества со временем стала государственной идеологией, под влиянием европейской геральдики воплотилась в графический символ - герб «Погоню».

    Впервые символ зафиксирован как герб около 1270 г. в Новогрудке. На красном фоне фигура воина в шлеме на серебристом коне в стремительной погоне с поднятым над головой мечем и щитом, на котором нарисован золотистый шестиконечный крест. Согласно «Хронике Быховца», фигура всадника означает особу великого князя, готового оборонять Отечество. Печати с гербом «Погоня» были у новогрудского князя Витеня (около 1293), у полоцких князей (с 1330)». Таковы данные энциклопедии. Однако они далеко не полные. Историкам известно, по крайней мере, два более древних изображения «Погони» - на княжеской печати Александра Невского (1200 - 1263) и на гербе легендарного Миндовга (1195 - 1263), основателя ВКЛ . Причем, на печати Невского возле всадника «Погони» написано: «Князь Дир» . (На другом варианте печати этой надписи нет.) А на гербе Миндовга вокруг «Погони» идет руническая надпись явно Полабско-поморского происхождения. Так где же истоки герба - в Полоцке или же в Полабской Руси и Пруссии-Порусье Миндовга?

    О МИНДОВГЕ

    Прежде всего хотелось бы внести некоторые уточнения в мою статью «Истоки Руси в Польской Хронике», опубликованную в №18 (107) газеты за 2005 г. Там шла речь о переводе на русский язык знаменитой Великой Хроники Польской XI-XIII вв. - CHRONICA POLONIAE MAIORIS, изданной в 1987 году Московским университетом под редакцией члена-корреспондента АН СССР В.Л. Янова.

    Известнейший историк ошибся в переводе, как минимум, дважды. Во-первых, он перевел как «Киев» дунайский город Кеве - и, соответственно, ошибочно отнес события, касавшиеся Дунайской Руси, к Киевской Руси, создавая жуткую путаницу в переводе. Это грубая ошибка историка. Вторая ошибка перевода - он вместо хорошо известного нашего Миндовга всюду переводит «король пруссов Мендольф». По переводу академика В.Л. Янова выходит, что тут в Беларуси были в одно время два правителя с равными полномочиями - некий «король пруссов Мендольф» из польской Хроники - и вполне конкретный белорусский Миндовг, создатель ВКЛ. На самом деле, конечно, это одно и то же лицо.

    Статуя Миндовга в Вильнюсе

    В главе 132 Хроники «Каким образом прусский король Мендольф отошел от христианской веры» говорится: «В этом же году окрещенные пруссы со своим королем Мендольфом из-за многочисленных тягот, причиненных им крестоносцами, оставив христианскую веру, которую приняли ранее, ушли с некоторыми братьями Ордена крестоносцев к литвинам, смело к ним присоединившись». Конечно, речь идет о Миндовге! В главе 133 под названием «Глава об опустошении Плоцкой земли» (Плоцк расположен чуть восточнее Варшавы) сообщается о том, как поруссы (пруссы) уже с территории Беларуси (ВКЛ) нападают на Польшу: «В этом же году упомянутый Мендольф, собрав множество, до тридцати тысяч, сражающихся: своих пруссов, литвинов и других языческих народов, вторгся в Мазовецкую землю. Там прежде всего он разорил город Плоцк, а затем города и деревни всей Плоцкой земли жестоко опустошил мечом и пожаром, разбоями и грабежом. Напав также на Пруссию, разрушил города, уничтожил почти всю землю Пруссии, и его окрещенные пруссы учинили жестокую резню христианского народа». Есть и многие другие упоминания о Мендольфе-Миндовге. Польская Хроника позволяет существенно изменить взгляды белорусских историков. А именно:
    1. Миндовг (как и все князья в роду Гедиминовичей) - это прусс (порусс), а вовсе не литвин, как его называют все историки, в том числе В.У. Ластовский в знаменитой «Короткой истории Беларуси» (1910). Например, о роде Миндовга Ластовский пишет: «у литвинов наследство передавалось не сыновьям, а дядькам - братьям умершего». На самом деле Ластовский должен говорить не о литвинах, а о пруссах.
    2. Ошибкой является сам термин «литовский князь Миндовг». Миндовг был прусским королем. Термин «литовский князь» в равной мере неточен, как и «русский князь», хотя Миндовг правил ВКЛ - Великим княжеством Литовским и Русским. Прежде всего Миндовг был прусским королем, как о нем и пишет Польская Хроника.
    3. Нелепыми являются попытки современных литовцев (жмудов и аукштайтов) называть «Миндаугаса» «основателем литовского государства». Миндовг не был не только жмудом или аукштайтом (то есть летувинцем), но не был даже литвином (то есть западным белорусом западно-балтского происхождения, ятвягом или дайнова). Он был пруссом.
    Однако при этом следует обратить внимание на то важное обстоятельство, что сам термин «Литва» тут впервые появляется как раз с приходом в Беларусь Миндовга. И, кстати, одновременно и впервые тут появляется и термин «Черная Русь ». И оба эти новые термина фигурируют в новоявленном миру ВКЛ - третьем новом термине Беларуси. Определить внутренние границы созданного Великого княжества Литовского и Русского просто невозможно - где в нем часть под названием «Литва», а где часть под названием «Черная Русь». И, кстати, в то время в состав ВКЛ еще не входили ни Полоцкая Русь (Белая) , ни земли нынешней Летувы (Жмудь и Аукштайтия ). Очевидно, что тут, в Западной Беларуси, Миндовг создал Государство эмигрантов из земель Полабья и Порусья-Пруссии. ТАМ была и Русь, и Литва (первые упоминания о Литве-Летковии как раз относятся к району между Порусьем-Пруссией и Полабьем, в район южнее острова Рюген-Русен; есть также упоминания о Литве на территории Словакии). А ТУТ - смешанно проживают мигранты: русины Полабья и литвины Поморья, потому в ВКЛ нет границы между Черной Русью и Литвой .

    Сообщение Хроники о том, что Миндовг «ушел к литвинам, к ним присоединившись», я бы рассматривал как сообщение о создании Литвы восточнее границ Польши, так как Хроника ранее нигде о литвинах ВООБЩЕ не упоминает, как и вообще нет ни одного исторического источника, где бы упоминалась ТУТ Литва ранее появления ТУТ Миндовга.

    Так или иначе звучала эта фраза в Хронике - трудно судить, не видя оригинала Хроники (написанного, кстати, на латыни), а перевод академика В.Л. Янова, как мы убедились, переполнен ошибками или натяжками. Но этот вопрос - существовала Литва ТУТ до Миндовга или нет - хоть и интересен сам по себе, но не имеет отношения к «Погоне».

    Если «Погоня» появилась в Беларуси с приходом сюда Миндовга, то тогда это - прусский (порусский) герб, принадлежавший прусскому королю. В пользу этой точки зрения, кстати, говорят и руны на «Погоне» Миндовга, и королевская корона прусского короля. То есть, одно мы можем сказать точно - «Погоня» не может являться «литовским гербом». Это или порусский (прусский) герб, или русинский. Теперь сравним княжеские печати Миндовга и Александра Невского.

    «ПОГОНЯ» АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

    «Погоня» на печати Невского - это, видимо, самое древнее из сохранившихся изображений герба, так как «Погоня» Миндовга датируется примерно 1252 годом, а печать Невского - примерно 1239. Дело было так. Будучи новгородским князем (и имея княжеской печатью Новгорода «Георгия Победоносца»), Александр ведет политику по объединению сил против шведско-немецкой экспансии и поддерживает тесные связи с Полоцком. В 1239 году он женится на Александре, дочери полоцкого князя Брачислава. При браке обретает в качестве второй княжеской печати полоцкую «Погоню». Это прямо указывает на то, что еще до него «Погоня» была княжеским гербом Полоцка.

    Кроме того, версия энциклопедии о том, что «Погоня» - символ погони за противником, - кажется неубедительной. Княжеской печатью Полоцка в то время мог быть только религиозный символ, аналогичный первой печати Невского - «Георгию Победоносцу». И на его «Погоне» надпись объясняет, кто изображен - князь Дир . Он, согласно древнерусским летописям, - первый князь, принявший в Руси христианство (как гласит легенда, Рюрик послал Дира и Аскольда захватить в Русь Византию; они по пути обратили в Русь Киев, а, придя в Византию, вместо ее обращения в Русь - сами приняли христианство).

    Александр Невский

    Конечно, обе печати Невского 1239 года примитивны в графическом исполнении и значительно уступают в этом гербу Миндовга 1252 года. И хотя по обеим печатям можно понять, что речь идет именно о «Георгии Победоносце» и «Погоне», но они значительно отличаются от поздних классических изображений. Например, Георгий Победоносец здесь не на коне, а спешился, чтобы убить Змея, а коня держит за уздечку. На «Погоне» Невского всадник без щита и без креста на щите, но зато с нимбом святого. И сама манера исполнения печатей далека от геральдической законченности. Правда, на другой «Погоне» Невского, которая тоже нередко приводится в книгах белорусскими историками, надписи «князь Дир» нет, как нет и нимба святого, а всадник имеет щит с крестом Евфросинии Полоцкой на нем.

    К сожалению, никто до сих пор не провел исследование по сравнению этих двух изображений «Погони» на печатях Александра Невского, а потому даже не ясно, какое из двух изображений более раннее. Но оба варианта «Погони» на печати Невского схожи низким качеством своего исполнения.
    В этом плане «Погоня» Миндовга РАЗИТЕЛЬНО отличается мастерским исполнением, и в ней четко видна европейская геральдическая школа. Вот почему сопоставление этих двух гербов Невского и Миндовга показывает, что «Погоня», видимо, имела европейское развитие вне Беларуси - там, где существовали геральдические традиции…

    РУНЫ «ПОГОНИ»

    Что касается рун, которые при Ластовском в 1910 году никто не прочел, как не прочел и сегодня, то здесь больше вопросов, чем ответов. Черная Русь и Литва ВКЛ (ее «учредители»), будучи населенными мигрантами с Полабья и Поморья, исповедовали арианство. Это учение было христианским, но не латинским и не греческим, а потому имело свои Евангелия и тексты Библии на своем алфавите, а не греческом или латинском.

    Этот алфавит - рунический. Именно эти русинские рунические библейские книги и видел в 861 году Константин-Кирилл Философ (будущий создатель вместе с Мефодием якобы славянской азбуки) в Крыму: евангелие и псалтырь, написанные русскими руническими письменами.

    Не вызывает никакого сомнения, что еще до приезда Рюрика на земли Ладоги Кирилл видел Полабские библейские тексты - ариан. Обратите внимание на факт, игнорируемый всеми историками России: еще до создания Рюриком Руси - в Крыму Кирилл встречает, как он пишет, русина с руническими библейскими текстами для русинов. Руническая письменность существовала только в Скандинавии, а русская руническая - только в Полабье. То есть, уже это означает, что до того, как Рюрик тут Русь создавал, Русь уже была в Полабье (что, вообще-то, у нормального историка никакого отторжения не вызывает, но вот у историков-империалистов это кажется крамолой, им родину Руси подавай только на территории России).

    Однако массово рунические тексты славян найдены именно на территории Полабья. Причем они в свое время активно уничтожались католиками и затем у нас в Беларуси православной Церковью именно потому, что почти все эти тексты - это рунические библейские тексты. Кирилл, будучи Философом, при встрече с ними отнесся к ним по-философски и с интересом ученого. А вот Церковь, давно признавшая арианство ересью, уничтожала их повсюду. А поскольку никто этого рунического языка у католиков и православных не знал, то, надо думать, рунические тексты уничтожались церковниками скопом. И все это происходило во время насильственного вовлечения русинов и литвинов из ариан в католиков или православных. И точно так были уничтожены католиками почти все рунические тексты других скандинавских народов при их переходе от арианства к католицизму. Так были уничтожены и многочисленные летописи, писавшиеся руническим письмом.

    Огромнейший пласт истории полабской, поморской и прусской, и в том числе белорусской. Сегодня белорусские археологи находят массу рунических письмен, которыми Западная Беларусь была буквально наводнена в XIII веке - с приходом сюда огромнейшей колонии Полабья и Поморья, создавшей ВКЛ. В Гродно к началу XIII века относят артефакты с якобы княжескими символами Рюриковичей - это двузубец, одна сторона которого надломлена в бок.

    Однако это никак не соотносится с гербом якобы Рюрика, который стал сегодня государственным гербом Украины. Там трезубец, который, как пишут некоторые историки, был изменен из двузуба киевским князем Владимиром. Почему изменен? Зачем надо было менять графический символ Рюрика? Могу предположить, что сам изначальный символ Рюрика (измененный позже киевским князем для понятного содержания трезубца) - был на самом деле РУНОЙ, означавшей имя Рюрика. И всякие трезубцы или двузубцы тут совершенно нелепы, ибо это не символ, а буква. Что и ожидаемо для народа Полабской Руси, имевшего руническую письменность и руническую Библию.

    Таким образом, в Гродно на артефактах XIII века изображена правильная руническая княжеская буква Рюрика, так как Гродно - город мигрантов русинов Полабья, город Черной Руси, ариан, еще знающих руническую письменность (40 км до Поморья и Порусья-Пруссии, Родины Миндовга). В Киеве того же периода уже все утрачено, все под влиянием греков. Алексей Бычков в книге «Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?» (М., 2005) пишет: «Еще в XII веке новгородские славяне [то есть переселенцы с Полабской Руси - В.Р.] поддерживали связи с городом Волин в западнославянских землях [Волин - одна из столиц Полабской Руси - В.Р.]. Да и язык новгородских берестяных грамот указывает на их западно-славянские корни. Придя из земель ободритов, они принесли с собою и руническую письменность, общую для ободритов и датчан». Минский археолог Людмила Владимировна Дучиц на раскопках у села Масковичи (Витебско-Полоцкое порубежье) обнаружила более сотни костей с руническими знаками.

    По большей части это либо имя человека, либо часть алфавита, и лишь одна надпись читается как фраза: «князь то», написанная к тому же алфавитом, состоящим из латинских букв с добавлением руны. Рядом нарисован князь в шлеме со щитом и мечом. Ясно, что это именно славянский текст. Но какой? Русины Белой Руси использовали только кириллицу, так как это была письменность греческая, для греческой веры. А вот русины Черной Руси и литвины исповедовали арианство, в котором Библия и другие святые тексты были написаны русинскими рунами. Ясно, что все находки Л.В. Дучиц относятся к арианам - русинам или литвинам, которые греческой письменности не признавали. А наличие латинских букв может вообще говорить о том, что речь идет о колонии пруссов между Полоцком и Витебском. Все это, конечно, - только предположения, и точного ответа нет. Но что ясно точно - тут не может быть речи о православных греческого обряда. Это - культура Полабья и Поморья.

    http://secret-r.net/default.php

    Блогер приводит неоспоримые аргументы в пользу запрещенных национальных символов.

    Статья «Погоня» и бело-красно-белый флаг vs официальная символика» опубликована на сайте журналиста Вячеслава Радионова . Приводим ее полностью:

    Белорусские идеологи бьются над проблемой: как приучить молодёжь уважать официальную символику и взять верх над идеологическими противниками - теми, кто использует герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг.

    Недавно даже консилиум собрали в Академии управления. Но ничего у «государственников и управленцев» не получится: активная часть общества давно определилась с символами. «Погоня» и бело-красно-белый флаг по всем показателям лучше красно-зелёного полотна и герба с цветочками.

    Стиль

    Ну, во-первых, это красиво! Герб «Погоня» изящный, лёгкий и понятный. Современная версия герба, созданная группой художников во главе с Владимиром Круковским , легко запоминается и воспроизводится. «В гербе нет ничего лишнего, даже ребёнок может нарисовать. Мы ведь и стремились к этому, чтобы он был по своей графике доступен всем!», - поясняет один из авторов эскиза. Это же касается бело-красно-белого флага: он очень простой и стильный. Кроме того, он функциональный: его не повесишь вверх ногами, как часто бывает с нынешним флагом. Да и вообще, можно ли назвать официальные символы красивыми? Красный и зелёный плохо сочетаются, а всю эту рябь дополняет невыразительный орнамент. А помните ли вы, сколько колосьев на гербе и с какой стороны какие цветы нарисованы? 1:0 в пользу «Погони»!

    История

    Символ «Погоня» существует более тысячи лет. Впервые официально он упоминается в 1278 году, как символ князя Нарымонта, а с конца XIV века всадник изображался на печатях Ягайлы и Витовта. Само же название «Погоня» закрепилось за гербом в XVI веке. В общем, история давняя и богатая. Бело-красно-белый флаг - логичное продолжение герба, сформированное через инверсию цветов герба. Кроме того, вариант белого флага с красным крестом Святого Георгия использовался ещё 500 лет назад. А что же красно-зелёное полотнище? Оно было впопыхах придумано в 1951 году. Герб появился чуть раньше, как вариация символа РСФСР, и изначально от него отличался лишь надписью БССР. В общем, 2:0.

    Конфликты

    Любимым доводом противников бело-красно-белого флага и герба «Погоня» является тот факт, что они использовались в период германской оккупации как отличительные символы коллаборационистов. Точно так же использовался российский триколор различными вооружёнными формированиями, воевавших на стороне Третьего рейха на территории России. Чего же там ветераны не возмущаются? Национальные флаги большинства оккупированных германскими войсками стран Европы использовались нацистскими властями при создании символов коллаборационистских формирований, что лишь подтверждает факт того, что именно «Погоня» считалась национальным символом в Беларуси. 3:0.

    Смысл

    Чтобы пояснить значение красно-зелёного флага пришлось в 1996 году даже отдельный конкурс проводить. В итоге чего только туда не насовали: и о «господствующем положении красного цвета в СССР» написали, и «племя дреговичей» вспомнили, и «весеннее пробуждение природы после зимы» приплели. А какой ещё может быть смысл у потомка рисунка с лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь»? С «Погоней» всё просто: вооружённый всадник - символ защиты страны от врагов. У флага же есть красивая легенда о раненном князе и окровавленной повязке, ставшей знаменем в битве с врагом. 4:0!

    Геральдика

    Щит - основной элемент любого герба. На большинстве гербов стран Европы, включая все соседние страны, щит присутствует на изображении. Но, конечно, есть обратные примеры: Беларусь и, например, Македония. Официальные символы этих стран основаны на гербе СССР, который не соответствует правилам классической геральдики. Но даже македонцы додумались убрать красную пятиконечную звезду как символ коммунизма, а у нас она висит и дальше. Посмотрите на флаги Европы: практически все оформлены в одном стиле, как и бело-красно-белый флаг. Очередной плюс в копилку наших национальных символов.

    "... В том же случае, когда придется преследовать врагов, неприятелей наших, которые убегали бы с нашей Литовской земли, то для этого рода преследований, которое по-народному (обыкновенно) называется pogonia (погоня), обязуются отправляться не только рыцари, но и каждый мужчина...".
    Грамота В.кн. Литовского Ягайло , 1387

    [ "... Quotiescunque etiam hostes et adversarios nostros et ipsius terrae nostrae Lithuanicae fugitivos insequi opportuerit, ad insequutionem huiusmodi, quod роgоniа vulgo dicitur, nоn solum armigeri, verum etiam omnis masculus, cuiuscunque status aut conditionis extiterit, dummodo аrmа bellicosa gestare poterit, proficisci teneatur ..." ]

    11 августа - День национального герба и флага.
    Первое официальное описание герба и флага Беларуси - БНР, газета "Вольная Беларусь", 1918

    PS.

    Герб Республики Беларусь "Погоня" был утвержден в 1991 году. Герб Литовской Республики "Витис" был утвержден в 1992 году. Совместные консультации представителей обеих стран позволили избежать геральдических конфликтов и противоречий.

    Гербы воеводств ВКЛ

    Впервые гербы в современном понятии возникли во времена Крестовых походов XI-XIII вв. На белорусских землях такие гербы появились в XIV-XV вв. По Городельской унии 1413 года бояре Великого княжества Литовского вошли в польское шляхетское гербовое братство - "акт об адопции".

    Первые два автора, представленные ниже, писали свои труды в 1580-х - во времена Стефана Батория , через 15 лет после Люблинской унии 1569 и образования Речи Посполитой Обоих Народов .

    Т.о. можно видеть, что эти 200 лет гербы воеводств ВКЛ-Беларуси оставались неизменными. Погоня и Калюмны. Их стоит чтить хотя бы за это.

    Карта "Litvaniae, административоное деление, 1749" взята из альбома "Картография ВКЛ XV-XVIII вв" .

    1584 "Herby rycerstwa polskiego", Bartosz Paprocki

    Бартош Папроцкий (1543-1614) - польский и чешский историк и геральдист, поэт и переводчик.

    Bartosz Paprocki о Погоне - "Погоня, которая только князьям великим и княжеству оному належит". Использование герба Калюмны он связывал с именем Витеня - "Уживал знак рыцарски, трех слупов, как о том руские хроники говорят"

    Посмотреть "Herby rycerstwa polskiego" Bartosza Paprockiego, переизданную в 1858, можно .

    1597 "Kronika Polska", Marcin Bielski

    Марцин Бельский (1495-1575) - польский писатель, историк и поэт. Сделал первый в польской литературе обзор всемирной истории. Его работы существенно повлияли на всю восточнославянскую историографию.

    Погоня и Калюмны - "гербы Litewskie". "Рыцарство Литовское уживает на хоругви по одной стороне Погоню/... по другой три слупа белых на поле червоном..."

    Скачать оригинальное издание 1597 года можно .

    Посмотреть "Kronika polska" Marcina Bielskiego, переизданную в 1856, можно .

    1799 "Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny" A. Le Sage

    Граф Эммануэль Огюстен де Лас Каз (Marie-Joseph, Emmanuel, Auguste, Dieudonne, marquis puis comte de Las Cases, 1766 - 1842) - французский картограф, конфидент Наполеона во время ссылки на остров Святой Елены, автор воспоминаний о нём.

    Посмотреть / скачать оригинальное издание "Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny" можно .

    Литва. Локализация термина

    "Княжество Литовское уживает на хоругви по одной стороне Погоню, по другой три слупа белых на поле червоном" 1597

    Карты и хроники XIII-XVIII вв.

    Термин Литва впервые упоминается в 1009 году в связи со смертью миссионера Бруно на "границе Литвы и Руси". Новгородская летопись в 1197 (6706) году пишет о князе, что "посажен на Луках княжичи, от Литвы оплечье Новгороду". Как централизованное княжество Литва формируется при Миндовге (1195-1263). К этому времени локализация термина "Литва" в хрониках становится более конкретной.

    В своей работе "Die Deutschen und die Nachbarstamme" 1837 года Йон Каспер Цойсс, обобщая труды немецких и польских хронистов, локализует расселение литвинов (Litwany) от реки Святая (на севере) до болот Припяти (на юге). Как наследие Полоцкого княжества , отмечается река Березина - "граница Литвы и Руси" .

    Начиная с XVII века, по хроникам и летописям историки пытались очертить географию "Литвы изначальной". Виюк-Коялович (писатель, историк, иезуит, профессор Виленской академии) описывал ее так - "Все, что между реками Вилия и Припять, Litvania Мозырь, Брест, Новгородок, Гродно, Подляшье" . Литву Миндовга исследователи определяют в треугольнике Слоним-Молодечно-Новогрудок.

    Картографы располагали Литву на берегу большого озера - "Sarmatica lago", - остатков "Моря Геродота" , ставших сегодня Полесскими болотами.

    К XVIII веку картография вышла на современный уровень точности (буквальному наложению старых карт на современные мешает только использование разных картографических проекций). Картографы единодушны - на всех картах, от схематичных до очень подробных "Литва" или Великое княжество Литовское определяется однозначно. Что и было отражено в геральдике воеводств. Наприме, в подробном "Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny" A. Le Sage, 1799.

    Иохан Мюллер в своем Атласе уточняет. Litthauen - Вильна, Троки, Гродно, Новгородок, Брест, Браслав. Litthauische Reussen - Минск, Мстиславль, Витебск, Полоцк, Смоленск. Разделение по-прежнему проходит по Березине. Все, что севернее Вильно - Samogitien.

    Литва в Российской империи

    После второго раздела Речи Посполитой , в России было составлено первое "Описание всех обитающих в Российском государстве народов" . Народ, живущий западнее Смоленска, был назван "Поляки - ветвь Славянского народа, один из двух главных народов, составивших настоящий Российский." А "древней Литвой" была названа часть ВКЛ, не попавшая в состав РИ после второго раздела РП - от Самогитии до Волыни. После третьего Раздела РП имя "Литва" было перенесено на Самогитию. Термин "Жмудь" практически более не использовался.

    Мигрирующие и забытые термины

    Аукштайтия, Жмудь-Самогития, Нальшаны и Дяволтва.

    Аукштайтия - верхняя (горная), - то ли расположена на высоких холмах, то ли выше по течению Немана, чем Жамойть (нижняя). До 1920-х ее локализовали у истоков Немана на Ошмянской возвышенности - от Гродно до Браслава. Современная Аукштайтия расположена большей частью в низине и Неман через нее не протекает. Термин Аукштайтия, обозначающий территорию, известен со времен Питера из Дуйсбурга (14 век). Термин Аукштайты, обозначающий некий этнос, появился в 19-20 веках

    Жмудь-Самогития - "в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство, заходя в пределы нынешней Виленской губ." (с) Брокгауз и Ефрон. Сегодня сократилась более, чем вдвое.

    Нальшаны и Дяволтва (Литва Завилейская) - во времена Миндовга вассальные Литве княжества, лежащие между Литвой и Жмудью. К собственно Литве были присоединены сыном Миндовга, Войшалком. Занимали северную часть Литвы срединной . Собственная Литва располагалась южнее.

    Забавные тезисы

    Несколько забавных рассуждений.

    "Литовцы-аукштайты вышли из северных лесов и всех захватили" . При этом миграция населения, начиная с IV века идет с юга на север.

    "От Припяти до Вилии была война славяне_VS_балты и в XIII веке славяне вытеснили балтов с исконных мест". Это вообще-то должно быть похоже на исход евреев из Египта. Но хроники такого исхода не фиксируют. Автохтонный этнос на белорусских землях не менялся 2000 лет.

    На самом деле вся территория Беларуси находится в зоне балтских гидронимов. И "славянство" - это не гены, а лингво-культурная парадигма. Были мощные очаги славянской культуры - Полоцкое и Туровское княжества. Были волынские славянские анклавы на языческих землях - Гродно и Новогрудок. Еще в XII веке сын Всеслава-Чародея князь Рогволод-Борис в те края "ходил на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град [Борисов] во свое имя...".

    Принявшие славянство составили единый доминирующий этнос ВКЛ. Для не принявших был составлен Жмудский привилей, запрещавший "упрекаить их в том, что они приведены к повиновению силой оружия, так как добровольно они подчинились нам"

    http://tolstonogov.blog.tut.by/category/nasha-istoriya/vkl/page/2/ http://www.gerb.bel.ru/pages/strani/belorus_91_1.htm
    http://www.heraldicum.ru/belarus/gubernia.htm
    http://www.heraldicum.ru/lietuva/voevod.htm
    be-x-old.wikipedia.org
    be.wikipedia.org
    pl.wikipedia.org
    uk.wikipedia.org
    ru.wikipedia.org