Войти
Логопедический портал
  • Линейная зависимость системы векторов
  • Свен Нурдквист — Рождественская каша: Сказка Другие книги схожей тематики
  • Реферат: Химическая кинетика и равновесие
  • Исследовательская работа по истории "династия романовых" Начало правления романовых презентация
  • Дополнительная образовательная программа "школа будущего ученика" Занятия проводятся блоками в школе будущего ученика
  • Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе Нод по обучению грамоте в подготовительной группе фгос
  • Знакомство буквой а старшей группе. Конспект «Знакомство с буквой А,а. Звуковой плакат «Говорящая азбука»

    Знакомство буквой а старшей группе. Конспект «Знакомство с буквой А,а. Звуковой плакат «Говорящая азбука»

    Наталия Чернышова
    Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [а]. Буквы А, а»

    ЗАНЯТИЕ №16 .

    Тема : Звук [а] . Буквы А , а.

    Цель : познакомить детей со звуком [а] и буквой А .

    Задачи :

    Образовательные : формировать умение выделять звук [а] из речи ; познакомить детей с буквами А , а; формировать навык чтения.

    Развивающие : развивать фонематический слух, внимание, логическое и ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев. прививать интерес к чтению.

    Воспитательные : воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

    Предварительная работа : повторить с детьми стихи о гласных и согласных звуках , провести дидактические игры : «Составь предложение» , «Подели слово на слоги» , «Отгадай, какой это звук » .

    Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы. Учебник Н. Жуковой «Букварь » ; демонстрационные карточки с печатными буквами А , а; элементы букв А а ; схемы звуков , слов, предложений; счётные палочки; пластилин, раздаточные листы.

    Ход занятия:

    1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

    1. Беседа.

    Из чего состоят слова?

    Посмотрите на доску. Какие картинки вы видите (Арбуз, акула, автобус, аист, ананас, аптека, тигр.)

    Произнесите эти слова, чем они похожи?

    Какое слово лишнее? Почему?

    2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ .

    1. Создание проблемной ситуации.

    Прочтите по модели слово, которое я задумала (модель слова дом)

    Получилось много вариантов. А вот если бы слово было написано буквами , вы бы сразу его отгадали! Но мы не умеем читать.

    2. Создание эмоционального фона занятия .

    Не надо к маме приставать,

    Не надо к бабушке идти :

    «Прочти, пожалуйста, прочти!»

    Не надо умолять сестрицу :

    «Ну прочитай ещё страницу!»

    Не надо звать, не надо ждать,

    Кто из вас знает буквы ?

    3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

    Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня у вас праздник «День первой буквы » .

    На уроке вы познакомитесь с гласным звуком [а] , узнаете, какими . Научитесь выделять в речи звук [а] , познакомитесь с первой учебной книгой – Букварём .

    4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    1. Знакомство с Букварём .

    Отгадайте загадку :

    У каждой девчонки и у мальчишки

    Есть эта книжка заветная книжка,

    Читают и ныне, читали и встарь

    Чудесную книжку с названьем (букварь ) .

    Вы держите в руках книгу. Это ваша первая учебная книга.

    Как она называется? По Букварю учились читать ваши дедушки и бабушки, мамы и папы. С помощью этой замечательной книги научитесь читать и вы.

    Рассмотрите обложку. Что вы видите?

    Вы знаете правила общения с книгой?

    Как вы думаете, какими руками можно брать книгу?

    Можно ли рисовать в книге?

    Как нужно переворачивать страницы?

    Чтобы быстро найти нужную страницу и не измять уголки, нужно пользоваться закладкой.

    Книга будет вам благодарна, если у неё будут аккуратные, бережливые хозяева.

    Изучение нового материала.

    Фонетическая зарядка.

    Какой звук издаёт человек , когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? (Звук [а] ) .

    Какой звук издаёт мама , когда укачивает ребёнка? (Звук [а] ) .

    Сейчас мы познакомимся с гласным звуком [а] , узнаем, какими буквами обозначается этот звук . Откройте Букварь .

    Знакомство с буквами А а .

    - Звук [а] обозначается буквой Аа (показ карточки с буквами Аа ) .

    Эти буквы печатные . (показ букв в Букваре .)

    Буква А – заглавная , большая; буква а – строчная , маленькая.

    Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы , а какие - с маленькой, строчной буквы . Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.

    Астра, азбука, айва

    Начинаются на А,

    И кончаются на А

    Астра, азбука, айва.

    На что похожа печатная буква А ? (На ракету, на столбы,) .

    А - начало алфавита,

    Тем она и знаменита.

    А узнать её легко :

    Ноги ставит широко.

    Вот два столба наискосок,

    А между ними - поясок.

    Ты эту букву знаешь ? А?

    Перед тобою буква А .

    Высока и стройна буква А .

    Очень похожа на арку она.

    -Буква А , буква А –

    Алфавиту голова.

    Знает Саша, знает Света,

    А похожа на ракету.

    5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

    1. Беседа по картинке в учебнике (с. 4-5) .

    А теперь буква А зовет нас в гости . Где живет наша буква ? Букваре )

    Посмотрите на первую страницу Букваря . Обратите внимание, как широко открывает рот девочка при произношении звука [ а] .(каждый ребёнок произносит звук [ а] смотрит в зеркальце, отмечает, что он поётся – он гласный)

    Произнесите несколько раз звук [а] . Скажите, как располагаются органы речи при произнесении звука [а] . (Рот широко открывается, губы округлые. Верхние и нижние зубы не касаются друг друга. Язычок слегка касается нижних зубов)

    Протяните звук [а] . Пропойте звук [а] . Какой можно сделать вывод? (Звук [а] хорошо тянется и поется)

    Встречает ли воздух преграду при произнесении звука [а] или он проходит через горлышко свободно? (При произнесении звука [а] воздух проходит через горлышко свободно)

    Дайте характеристику звука [а] и обоснуйте свой ответ. (Звук [а] гласный . Он тянется и поется. При его произнесении воздух проходит через горлышко свободно.

    Как в схеме мы будем обозначать звук [а] ? .

    Приведите примеры слов, начинающихся со звука [а] .

    Обучение чтению .

    На доске : А – а – а

    (чтение двумя - тремя учащимися, хоровое чтение, чтение слабыми учащимися).

    Чтение Букваря .

    Найдите в Букваре красную линию . Поставьте указательные пальчики на эту линию.

    Первым читает воспитатель, затем дети.

    Посмотрите на вторую страницу Букваря .

    Что вы видите на картинке? (арка, аист, автобус, арбуз) .

    На какой звук (букву ) начинаются слова : арка, аист, автобус, арбуз?

    Ещё раз читаем букву а .

    Работа над загадкой :

    Это старый наш знакомый.

    Он живёт на крыше дома.

    Длинноногий, длинноносый,

    Он летает на охоту за лягушками в болото (Аист)

    Как вы догадались, что это аист?

    Что вам помогло не спутать аиста с цаплей?

    Что вы знаете об аистах?

    Где живёт аист?

    Люди очень дорожат дружбой с аистом. Считается, если аист поселился на крыше, значит, в доме будет счастье.

    Физминутка.

    Аист, аист, длинноногий,

    Покажи домой дорогу.

    Топай правою ногой.

    Топай левою ногой.

    Снова правою ногой,

    Снова левою ногой.

    После правою ногой,

    После – левою ногой,

    Вот тогда придёшь домой.

    Звуковой анализ слова аист . Составление и запись предложения со словом аист, деление слова аист на слоги.

    Аист - слово или предложение? (Слово) .

    Андрей запишет на доске слово «ааист» схемой. Все остальные работают за столом.

    На доске схема :

    (- Сколько слогов в слове «аист» ? (Два) .

    Какой первый слог? (А) .

    Второй слог? (ист) .

    Настя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя.

    На доске : схема

    Какой слог ударный? (Первый) .

    Поставьте ударение на первый слог.

    Какой звук слышите в начале слова? ([а]) .

    Дайте характеристику этому звуку . (Гласный, ударный) .

    Как обозначим? (квадратик с чёрным кружочком посередине) .

    Этот звук одиночный . Покажем на схеме.

    На доске : схема

    Какой следующий звук слышите ? ([и]) .

    Какой это звук гласный или согласный? (гласный, потому что не встречается преграда) .

    Покажем на схеме этот звук .

    На доске : схема

    Какой следующий звук слышите ? ([с]) .

    Какой это звук гласный или согласный? .

    - Звук [с] твёрдый или мягкий? (Твёрдый) .

    Как обозначим твёрдый звук ?

    Этот звук сливается с другим звуком . Покажем на схеме этот звук .

    На доске : схема

    Какой следующий звук слышится ? ([т]) .

    Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда) .

    - Звук [т] твёрдый или мягкий? (Твёрдый) .

    Как обозначим твёрдый звук ?

    Этот звук одиночный . Покажем на схеме этот звук .

    Сколько звуков в слове «аист» ? (4) .

    Сколько согласных звуков ? (2) .

    Сколько гласных звуков ? (2) .

    Какой звук слышится в начале и в конце слова «аист» ? (Звук [а] , [т]) .

    Что вы увидели на второй модели (Звук [а] заменён буквой а )

    Игра на внимание «Найди букву Аа » . - Сколько букв А а ? (3) .

    Игра «Поймай звук »

    Ловим хлопками звук [а] в начале слова . Автобус, репа, август, армия, аист, кукла, адрес.)

    Ловим хлопками звук [а] в середине слова. Каша, мак, слон, макароны, тапки.

    Ловим хлопками звук [а] в конце слова . Кошка, мышка, заяц, бумага, птица.

    6. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

    РАБОТА В ТЕТРАДИ. Печатание букв по точкам . Штриховка буквы .

    Раскрасить рисунки – это задание на дом.

    Упражнение в нахождении звука [а] .

    - Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

    звук [а] в начале слова . (Дети приводят пример : арбуз) .

    Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. (Дети приводят пример : флаг) .

    Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова . (Дети приводят пример : черепаха) .

    Самостоятельная работа (по желанию) .

    Из счётных палочек соберите печатную заглавную, большую букву А .

    С помощью пластилина сделайте печатную строчную, маленькую букву а .

    Проверка выполнения. (Показ лучших работ, награда наклейками «Молодец!» ).

    7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

    Какой звук изучили ? (Звук [а] ) .

    Какими буквами обозначается звук [а] ? (Буквами Аа ) .

    Что нового узнали на уроке?

    Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?

    Что вызывало затруднение? Почему?

    Какие новые слова узнали?

    Что общего у этих слов? (Звук [a] , буквы А а ) .

    Найдите в алфавите букву Аа . (Ученик выходит к доске и показывает в алфавите букву Аа ).

    С сегодняшнего дня изученные буквы будем помещать на «ленту букв » . (Учитель вставляет букву «а» под аплодисменты детей).

    На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв , потому что, зная ЗВУКИ и БУКВЫ , которыми они обозначаются, вы сможете научиться читать и писать.

    Спасибо за урок! Молодцы!

    надежда Маркина
    Конспект занятия для дошкольников «Знакомство с гласным звуком [а], буквами А, а»

    Цель : Познакомить с Гласным звуком [а] , буквой А ,а.

    Задачи : Вырабатывать навык четкого произношения звука «а» .

    Учить выделять звук из ряда гласных .

    Развивать слуховое внимание.

    Познакомить с буквой «А» .

    Развивать мелкую моторику.

    Дать понятие о местонахождении звука в слове .

    Повторить чем отличается звука от буквы .

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    – Сядет тот, кто назовет предмет, который отвечает на вопрос «Что?» .

    2. Сюрпризный момент

    – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

    Послушайте и назовите первый звук в словах : арка, антенна, арбуз, акробат.

    Звук «А» .

    А какой звук «А» - гласный или согласный ? Это звук гласный , он поется и мы, когда его произносим не чувствуем преграды.

    3. Работа с карточками

    – Посмотрите на картинки внимательно и обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «А» .

    – Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А» .

    4. Физминутка

    Аист, аист длинноногий,

    Покажи домой дорогу.

    Топай правою ногою,

    Топай левою ногою,

    Снова - правою ногою,

    Снова - левою ногою.

    После - правою ногою,

    После - левою ногою.

    И тогда придёшь домой.

    5. Знакомство с буквой «А»

    – Ребята, у каждого звука есть свой письменный знак . Как вы думаете, как будет называться знак , который обозначает звук[ а]

    – Посмотрите вот она буква «А» . (Выставляется карточка с изображением буквы «А» ).

    А шагает по дорожке, Буква может убежать ,

    широко расставив ножки. Нужно ножки ей связать

    – Найдите букву «А» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите, почему буква «А» написана красным цветом? Пропишите букву «А» до конца строки. Какую букву прописали ? Какой звук обозначает буква «А» . Каким цветом ее обозначаем? (Поднимите карточку) . На что похожа буква «А» (треугольник, крыша дома)

    6. Пальчиковая гимнастика.

    С веток ягоды снимаю

    и в лукошко собираю. (массируют подушечки пальцев правой руки)

    Будет полное лукошко! (из ладошек делают «лукошко» )

    Я попробую немножко. (щепотку поднести ко рту)

    Я поем ещё чуть - чуть -

    легче будет к дому путь! (указательный и большой палец «шагают» по столу)

    Я поем ещё малинки.

    Сколько ягодок в корзинке?

    Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

    Снова буду собирать!

    7. Работа с решетками. Перед вами лежат решетки с 3-мя квадратиками. 1-ый обозначает звук , который мы произносим в слове первым, это начало слова, 3-ий квадратик обозначает звук , который мы произносим в слове последним,и он обозначает конец слова. 2-ой квадратик – это середина слова.

    Слово арбуз, произнесите его и послушайте, какой первый звук в этом слове ?

    Какой это звук ?

    Если мы произносим его первым, значит он стоит в начале слова. Какой квадратик у нас обозначает начало слова? Обозначьте его на своей решоточке.

    Слово пила, произнесите и послушайте,какой звук мы произносим последним.

    Какой это звук ?

    Каким цветом его будем обозначать?

    Если мы произносим его последним, значит он стоит в конце слова. Какой квадратик на решоточке обозначает конец слова? Обозначьте его.

    Послушайте есть ли звук А в слове мак . Произнесите это слово. Мы его произносим первым? Мы его произносим последним? Если звук не первый и не последний, значит он стоит в середине слова. Какой квадратик у нас обозначает середину слова? Положите туда квадратик.

    8. Д/упр. «Придумай слово» .

    9. Д/и «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» :а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

    10. Итог занятия – Ребята , вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии ?

    – С какой буквой ?

    – Каким цветом обозначаем?

    Что больше всего понравилось?

    Публикации по теме:

    Конспект занятия «Буратино в гостях у ребят. Знакомство со звуком [б]» Цель: познакомить детей со звуком /б/. Задачи: Образовательные: - формировать умение правильно произносить звук /б/ в словах, слогах;.

    Презентация «Знакомство с буквой и звуком [М]» для детей 5 лет Предлагаю презентацию по ознакомлению с буквой "М". Мышка мылом мыла носик, Мыла спинку, мыла хвостик. Мыла так, что стала белой, И от счастья.

    Конспект фронтального логопедического занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Знакомство со звуком [х]» Цель: Познакомить со звуком [х]. Задачи: Образовательные: Сформировать представление о звуке [х]; Упражнять в правильном произношении.

    Конспект НОД по развитию речи Знакомство с звуком [Ж] в старшей группе Цель: Упражнять детей в отчётливом произношении звука «ж»; познакомить со чистоговоркой. ЗАДАЧИ: Образовательные: научить, правильно произносить.

    Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [у] и буквой У» «Знакомство со звуком «У» и буквой «У» Программное содержание: 1.

    Конспект занятия НОД «В гости к гласным буквам» для подготовительной группы Тема: "В гости к гласным буквам". Цель: Закрепить образ гласных букв А, Э, У, О, Ы, И. Задачи: 1. Познавательные: Познакомить.

    Открытое занятие в объединении « Школа для дошколят». Тема: «Звук и Буква «А»»

    Педагог: Зорина С.И.

    Программное содержание:

    Познакомить со звуком и буквой А;

    Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Развивать фонематические процессы: различение звукоподражаний и бытовых шумов, выделение изолированного звука А среди других, выделение звука в начале слова. Развивать конструктивный праксис, зрительное восприятие;

    Воспитывать познавательный интерес через игровые моменты.

    ОБОРУДОВАНИИЕ: ноутбук, компьютерная игра «Учимся говорить правильно» из серии «Скоро в школу»; символы гласных звуков, фотоальбом; картинка-сюрприз; индивидуальные зеркала; сюжетные картины для звука А; предметные картинки, названия которых начинаются на звук А и другие звуки; буква А; «Волшебные» квадраты по числу детей.

    ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: стихотворение о букве А.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I. Организационный момент.

    Ребята, кто из вас любит играть в компьютерные игры. Сегодня я принесла Вам интересную игру, в нее могут играть только очень внимательные ребята. Кто из вас внимательный?

    (Игра на дифференциацию звукоподражаний, бытовых шумов и звуков природы. Дети участвуют в игре по очереди).

    II. Сообщение темы занятия.

    Ребята, сейчас вы внимательно слушали и угадывали звуки, которые можно услышать на улице, звуки, которые издают предметы и животные. А вот сейчас к нам в гости придет звук, который не могут издавать предметы и животные, его может произносить только человек. Встречайте, ребята, к нас пришел звук «А» . Он очень любит петь и при этом очень широко открывает рот.

    (Выставляется символ звука А).

    Ребята, звук А очень хочет с Вами познакомиться и подружиться. Он пришел к нам не с пустыми руками, а принес с собой сюрприз - картинку, но не хочет ее просто так отдавать, а хочет с Вами поиграть. Звук А приготовил для Вас интересные задания и за каждое выполненное задание он будет давать Вам по одной части картинки. А когда вы выполните все задания, сможете собрать картинку.

    III. Знакомство с символом звука А.

    Друзья обычно показывают друг другу альбомы с фотографиями. Вот и звук А принес нам свой альбом, давайте его посмотрим: здесь фотографии звука А и его друзей. Давайте найдем фотографии звука А.

    (Совместное рассматривание альбома с детьми)

    Молодцы, Вы нашли все фотографии звука А. За это вы получаете одну часть сюрприза – картинки.

    IV. Сопряженная гимнастика.

    А сейчас звук А хочет научить нас петь так же как он, для этого нужно потренировать ниши губы, а помогут нам наши пальчики. Мы выполним упражнение «Птенчики в гнезде».

    а) «Гнездо»;

    б) «Птенчики».

    V. Характеристика звука А перед зеркалом.

    (У каждого ребенка индивидуальное зеркало).

    Сейчас мы научимся также широко открывать рот так же, как звук А: рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубками, песенка тянется, преград не встречает, гласная.

    Молодцы, ребята, здорово у Вас получается петь, как звук А. За это вы получаете еще одну часть картинки.

    VI. Звукоподражания.

    Звук «А» очень важный, нам без него никуда: - Что просит сказать врач, когда смотрит горлышко? (Аааа), - Как мама укачивает малыша? (Аааа)

    VII. Развитие фонематического слуха.

    а) выделение звука из ряда других: «Похлопаем звуку «А»:

    А сейчас звук «А» хочет для нас спеть, а мы, когда услышим его песенку, будем ему хлопать, а если Вы услышите другие звуки, то хлопать не надо.

    Молодцы, за то, что Вы были такими внимательными слушателями звук «А» дарит Вам еще одну часть картинки.

    б) выделение звука из начала слова: «Подарим звуку «А» открытки»:

    А теперь мы сделаем подарок для звука А. Мы подарим ему открытки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы предметы, название которых начинается на звук А.

    Звуку «А» очень понравились Ваши открытки, за это он дарит Вам еще одну часть картинки.

    VIII. Знакомство с буквой А.

    а) анализ внешнего вида буквы:

    А откуда же к нам пришел звук А? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А. Вот он.

    (На доску выставляется буква А. Дети высказывают свои мнения, на что поход домик у звука А. Затем взрослый знакомит всех со стихотворением):

    «А» шалашик, посмотри,

    И скамеечка внутри.

    б) конструирование буквы А из «Волшебного квадрата»:

    А давайте построим для звука А домики – Буквы А. Строить мы будем из треугольников и полосок такую же букву А, как на открытке.

    У Вас получились замечательные буквы А. Вот Вам еще одна часть картинки.

    в) узнавание буквы А на сюжетной картине:

    Звуку А очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой, и вот его последнее задание: нужно проводить нашего нового друга до дома – найти все его домики – буквы А на этой картинке.

    (Дети встают со своих мест, подходят к сюжетной картине и каждый находит по одной букве).

    Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями и у Вас все части картинки – сюрприза, давайте ее соберем. Давайте поблагодарим нашего гостя и проводим его.

    IX. Итог занятия.

    (Итог занятия проводится на основе собранной картинки, на которой изображена буква а и аист)

    Какой звук к нам сегодня приходил в гости?

    Как называется домик звука А?

    Какой веселый стишок мы сегодня узнали про букву А?

    А почему на этой картинке наш новый друг нарисовал аиста?


    Открытое занятие в объединении «Школа для дошколят». Тема: Знакомимся с геометрическими фигурами.

    Педагог: Зорина С.И.

    Цели : - создать условия для восприятия учащимися различных геометрических фигур и выделения отличительных признаков каждой из них;

    Формировать умение называть геометрические фигуры, отличать их друг от друга по выделенным признакам;

    Закрепить умение сравнивать группы предметов (понятия больше, меньше, столько же);

    Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

    Оборудование: набор геометрических фигур, набор предметных картинок, презентация, компьютер, проектор, рабочие тетради

    Ход занятия

    1.Приветствие.

    Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Каким цветом вы бы его изобразили?

    Надеюсь, что на занятии вы не будете скучать, а ваше настроение улучшится! Приступаем к работе!

    2.Повторение пройденного материала.

    Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла белочка и принесла с собой свои запасы: орешки и грибы. Она просит нас помочь ей разложить припасы по мешочкам: каких припасов больше – в синий мешочек, каких меньше – в красный. Поможем ей? (да)

    Ребята, каких припасов у белочки больше? Каких меньше? Раскладываем по мешочкам.

    Молодцы, помогли белочке, справились с заданием!

    Следующее наше задание - на доске. Кто мне может помочь его сформулировать? (нужно узнать, каких предметов больше, каких - меньше)

    Правильно, молодцы. Чего больше груш или яблок? Чего меньше? На сколько груш больше, чем яблок? На сколько яблок меньше, чем груш?

    Что вы можете сказать о количестве слив и яблок? (слив столько же, сколько яблок)

    3.Знакомство с новым материалом.

    Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с необычными фигурами, которые в математике называют геометрическими. Кто-нибудь уже знает, что это за фигуры?

    Первая фигура – это круг. (педагог демонстрирует круг из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

    Посмотрите внимательно на свои круги, что вы можете сказать об этой фигуре? (у круга нет углов)

    Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на круг?

    Следующая фигура – прямоугольник. (педагог демонстрирует прямоугольник из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

    Посмотрите внимательно на свои прямоугольники, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у прямоугольника углов? Сколько сторон?

    Еще одна фигура – квадрат. (учитель демонстрирует квадрат из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

    Посмотрите внимательно на свои квадраты, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у квадрата углов? Сколько сторон? Возьмите в одну руку квадрат, в другую – прямоугольник. Сравните их: чем они похожи, чем отличаются?

    Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на прямоугольник?

    Следующая фигура – треугольник. (педагог демонстрирует треугольник из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

    Посмотрите внимательно на свои треугольники, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у треугольника углов? Сколько сторон?

    Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на треугольник? (аналогично производится знакомство с овалом)

    4.Физминутка.

    Хомка, Хомка, Хомячок

    Полосатенький бочок

    Хомка раненько встает

    Шейку моет, спинку трет

    Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку

    Раз, два, три, четыре, пять

    Хочет Хомка сильным стать.

    5.Первичное закрепление.

    Теперь я вам буду загадывать загадки про геометрические фигуры, а вы должны их отгадать. (Каждая загадка сопровождается слайдом из презентации с нужной геометрической фигурой.)

    1) Нет углов у меня,
    И похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    На кольцо, на колесо.
    Кто же я такой, друзья? (круг)

    2)Три вершины тут видны

    Три угла, три стороны,-

    Ну, пожалуй, и довольно!-

    Что ты видишь? (треугольник)

    3)Не овал я и не круг,
    Треугольнику я друг,
    Прямоугольнику я брат,
    Ведь зовут меня...
    (квадрат)

    4)Что сейчас увидим мы?
    Все углы мои прямы,
    Есть четыре стороны,
    Но не все они равны.
    Я четырехугольник
    Какой? ...(прямоугольник)

    5)Работа в рабочей тетради.

    А сейчас, ребятки, открываем свои рабочие тетради на той странице, где у вас закладка. Посмотрите на картинку вверху страницы, что это за фигуры здесь изображены? (дети по очереди называют уже знакомые геометрические фигуры)

    Молодцы, выполняем следующее задание. Кто уже знает, что необходимо выполнить?(нужно раскрасить фигуры)

    Верно, но их нужно не просто раскрасить, а раскрасить так, чтобы все круги были одного цвета, все квадраты – другого цвета, треугольники – третьего. Каким цветом будем красить круги? Квадраты? Треугольники? (выбираем вместе с детьми)

    6)Итог занятия. Рефлексия.

    Ребята, наше занятие подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо потрудились. Скажите, с какими фигурами мы сегодня познакомились? Чем отличается каждая фигура от всех остальных (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?

    Какое у вас сейчас настроение? Какими красками вы бы его изобразили?

    На этом занятие окончено.

    Открытое занятие в объединении «Журавлик»

    Тема: открытка « Собачка». Объемная аппликация с элементами оригами .

    Педагог: Зорина С.И.

    Цель : научить детей создавать выразительный образ собачки, используя полученные навыки складывания квадрата по диагонали. Совершенствовать навык использования лекал, вырезания мелких деталей для дополнения изображения. Создавать открытки самостоятельно для того, чтобы порадовать друзей и родных.

    Задачи: совершенствовать умение складывать квадрат по диагонали, отгибать уголки треугольника к середине, вырезать округлые формы,пользуясь лекалами. Продолжать учить детей добиваться единства замысла, приводя все компоненты работы к общей идее - изготовлению красивой открытки.

    Материалы и оборудование : двойной лист бумаги - заготовка для открытки, цветные квадраты 10х10, цветные прямоугольники 2х2,лекала в форме косточки, готовые вырезки для украшения открытки, ножницы, клей.

    Игровая мотивация:

    Посмотрите, ребята, какая забавная собачка изображена на открытке. Она в плаще с воротничком, с бантиком и цветными карманами. Хочется вам сделать такую собачку, она будет грустной или веселой? Вам захочется передать ваши чувства и ваше настроение тому, кому вы подарите открытку - близкому другу или родным.

    Для этого мы и постараемся сделать собачку забавной, украсить открытку косточкой для собачки или букетом цветов. А может быть кто-то захочет вырезать для друга еще какие-то изображения и украсить ими открытку.

    Ход занятия

    Ответьте, пожалуйста, кому можно подарить открытку? Когда дарят открытки?

    Ответы детей - когда хотят принести радость, позабавить друзей.

    Давайте мы с вами постараемся сделать свою открытку как можно нарядней, веселей, красивей. Вспомните, как мы сгибаем квадрат по диагонали. Что получается?

    Ответ: треугольник.

    Из треугольника мы делаем мордочку собачки. Если уголки- ушки загнем вверх, то получится овчарка, если вниз - похоже на спаниеля. С такими ушками собачка кажется грустной, правда?

    Делаем плащ - треугольник складываем пополам, а затем углы сгибаем к середине. Воротник и карманы вырезаем из цветных квадратиков и полосок, закругляя края.

    Лапки и хвостик - это полоски цветной бумаги слегка закругленные. Их можно сделать лохматыми, если сделать надрезы с 2-х сторон.

    После того, как вы наклеили основные детали – голову, лапки, хвост, плащ - на лист бумаги сложенный вдвое/ это наша открытка/, мы делаем глазки, носик, ротик. Можно вырезать их, а можно нарисовать цветными карандашами.

    У некоторых собачек получилось грустное выражение мордочки. Давайте подарим каждой собачке косточку, и тогда наша собачка не будет злой и кусачей.

    Физкультминутка

    Под музыку песни про собаку мы немного отдохнем, сделаем упражнения.

    Собака бывает кусачей только от жизни собачей,

    Когда у собаки есть будка и миска,

    Ошейник, луна и в желудке сосиска,

    То эта собака не круглая сирота.

    Мы отдохнули, подвигались и теперь продолжаем работу. Сделаем собачке косточку, пользуясь лекалом. Как надо использовать лекало?

    Ответы детей.

    Правильно, обвести карандашом и вырезать по контуру.

    Можно наклеить косточку на другой стороне открытки, можно вырезать маленькие сосиски и угостить ими собачку. А может, кто-то захочет добавить в свою открытку миску, будку, луну. Тогда ваша открытку сразу станет забавной и обязательно повеселит того, кому вы ее подарите.

    Вот какое изображение у нас получилось на развороте. А на верхней стороне открытки вы можете наклеить то, что хотите, - цветы, вырезанные из бумаги, написать буквы. Вы мо-

    жете проявить собственную фантазию, добавить такие детали, которые, вы знаете, понравятся вашему другу.

    Итог занятия. Оценка работ.

    Подарки мы всегда делаем близким людям, так что особенно важно было сделать все аккуратно, чисто, проявить умение и собственное творчество.

    У всех ребят получились красивые открытки.

    Теперь вы сможете подарить эти открытки, выполненные своими руками, мамам, папам, своим друзьям.

    Программное содержание: закрепить чёткое произношение звука «а» в словах, продолжить работу по развитию фонематического слуха, определять место звука в слове, познакомить с буквой А, дать понятие «слог» и деление слов на слоги, закрепить понятия высокий - низкий, большой - маленький, развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание к слову.

    Оборудование: зеркала, (дом, домик, большой и маленький арбуз, аист, мак, кукла Алеша, гномик Ай). Символ звука «а», буква А, пластилин, фломастеры, карточки-схемы.

    Ход занятия

    1. Оргмомент. Психогимнастика. Развитие мимических мышц и дружеских отношений. Педагог показывает пиктограммы. Дети подражают изображениям. Выражая радость, печаль, злобу, веселье, удивление, страх, ласку. Педагог предлагает детям взять за руку друга, улыбнуться ему и сказать добрые слова.

    2. Сообщение темы занятия.

    Сегодня мы продолжим и познакомимся с буквой А.

    3. Знакомство с понятием «слог». Деление слов на слоги.

    Уточнить понятия большой- маленький, высокий- низкий.

    На доске два домика.

    Дети, внимательно посмотрите и скажите, какие это домики?

    В большом доме живёт мальчик Алёша, а в маленьком - гномик Ай.

    Объясните почему?

    Алёша большой, высокий, а гномик маленький, низенький.

    На доску выставляются две картинки большой и маленький арбузы.

    Какой арбуз отдадите Алёше, а какой Аю?

    Почему вы так решили?

    Назовите слова со звуком «а»? - Алёша, арбуз, Ай.

    Послушайте, какие эти слова по длине, одинаковые или разные?

    Все эти слова разные, одни короткие, а другие длинные.

    Давайте найдём самое короткое слово.

    Посмотрите, когда мы произносим имя гномика, ротик открывается только один раз. Если положим ладошку под бородку, то бородка только один раз дотронется до ладошки. Это слово состоит из одного слога. Мы обозначим слог одним прямоугольником.

    Давайте посчитаем слоги в слове «арбуз».

    На доске выставляются две прямоугольные полоски под картинкой «арбуз».

    Сколько же раз откроется ротик в слове «Алёша»? Сколько раз бородка дотронется до ладошки? Хлопните в ладошки столько раз.

    4. Упражнения в делении слов на слоги.

    5. Физминутка. Ходьба по условным точкам. Развитие координации движений.

    6. Знакомство с буквой А.

    Что я держу в руке? - Книгу.

    Что это за чёрные значки?

    Это буквы. Каждый звук нашей речи обозначается буквой. Звук мы слышим, а букву видим и можем её прочитать. Когда мы узнаем все буквы, мы сможем прочитать эту книгу. А сегодня мы познакомимся с буквой А. Буква А есть большая. С неё начинаются имена, названия городов, рек, государств, континентов. Например: Аня, Африка. У большой буквы А есть маленькая сестричка, маленькая буква а. Она пишется в названиях различных предметов, в начале, в середине и в конце слова. Например: аист, пар, трава.

    Буквы выставляются на доске. Рисуются в воздухе. Лепятся из пластилина.

    Работа по карточке-схеме.

    Дети называют слова, определяют место звука «а» в словах на карточке.

    Закрашивают нужную клеточку. Печатают букву А.

    8. Закрепление произношения звука «а» в словах. Игра с мячом. Педагог называет слова, дети ловят мяч и повторяют слово.

    9. Итог занятия. Кто больше назовёт слов со звуком «а»

    Программное содержание:

    — познакомить со звуком и буквой А;

    — развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Развивать фонематические процессы: различение звукоподражаний и бытовых шумов, выделение изолированного звука А среди других, выделение звука в начале слова. Развивать конструктивный праксис, зрительное восприятие;

    — воспитывать познавательный интерес через игровые моменты.

    ОБОРУДОВАНИИЕ: ноутбук, компьютерная игра «Учимся говорить правильно» из серии «Скоро в школу»; символы гласных звуков, фотоальбом; картинка-сюрприз; индивидуальные зеркала; сюжетные картины для звука А; предметные картинки, названия которых начинаются на звук А и другие звуки; буква А; «Волшебные» квадраты по числу детей.

    ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: стихотворение о букве А.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I. Организационный момент.

    — Ребята, кто из вас любит играть в компьютерные игры. Сегодня я принесла Вам интересную игру, в нее могут играть только очень внимательные ребята. Кто из вас внимательный?

    (Дети вместе в логопедом садятся перед компьютером. Игра на дифференциацию звукоподражаний, бытовых шумов и звуков природы. Дети участвуют в игре по очереди).

    II. Сообщение темы занятия.

    — Ребята, сейчас вы внимательно слушали и угадывали звуки, которые можно услышать на улице, звуки, которые издают предметы и животные. А вот сейчас к нам в гости придет звук, который не могут издавать предметы и животные, его может произносить только человек. Встречайте, ребята, к нас пришел звук А. Он очень любит петь и при этом очень широко открывает рот.

    (Выставляется символ звука А).

    — Ребята, звук А очень хочет с Вами познакомиться и подружиться. Он пришел к нам не с пустыми руками, а принес с собой сюрприз — картинку, но не хочет ее просто так отдавать, а хочет с Вами поиграть. Звук А приготовил для Вас интересные задания и за каждое выполненное задание он будет давать Вам по одной части картинки. А когда вы выполните все задания, сможете собрать картинку.

    III. Знакомство с символом звука А.

    — Друзья обычно показывают друг другу альбомы с фотографиями. Вот и звук А принес нам свой альбом, давайте его посмотрим: здесь фотографии звука А и его друзей. Давайте найдем фотографии звука А.

    (Совместное рассматривание альбома с детьми)

    — Молодцы, Вы нашли все фотографии звука А. За это вы получаете одну часть сюрприза – картинки.

    IV. Сопряженная гимнастика.

    — А сейчас звук А хочет научить нас петь так же как он, для этого нужно потренировать ниши губы, а помогут нам наши пальчики. Мы выполним упражнение «Птенчики в гнезде».

    А) «Гнездо»;

    Б) «Птенчики».

    V. Характеристика звука А перед зеркалом.

    (У каждого ребенка индивидуальное зеркало).

    — Сейчас мы научимся также широко открывать рот так же, как звук А: рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубками, песенка тянется, преград не встречает, гласная.

    — Молодцы, ребята, здорово у Вас получается петь, как звук А. За это вы получаете еще одну часть картинки.

    VI. Звукоподражания.

    — Звук А очень важный, нам без него никуда: — Что просит сказать врач, когда смотрит горлышко? (Аааа), — Как мама укачивает малыша? (Аааа)

    VII. Развитие фонематического слуха.

    А) выделение звука из ряда других: «Похлопаем звуку А»:

    — А сейчас звук А хочет для нас спеть, а мы, когда услышим его песенку, будем ему хлопать, а если Вы услышите другие звуки, то хлопать не надо.

    — Молодцы, за то, что Вы были такими внимательными слушателями звук А дарит Вам еще одну часть картинки.

    Б) выделение звука из начала слова: «Подарим звуку А открытки»:

    — А теперь мы сделаем подарок для звука А. Мы подарим ему открытки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы предметы, название которых начинается на звук А.

    — Звуку А очень понравились Ваши открытки, за это он дарит Вам еще одну часть картинки.

    VIII. Знакомство с буквой А.

    А) анализ внешнего вида буквы:

    — А откуда же к нам пришел звук А? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А. Вот он.

    (На доску выставляется буква А. Дети высказывают свои мнения, на что поход домик у звука А. Затем взрослый знакомит всех со стихотворением):

    «А» шалашик, посмотри,

    И скамеечка внутри.

    Б) конструирование буквы А из «Волшебного квадрата»:

    — А давайте построим для звука А домики – Буквы А. Строить мы будем из треугольников и полосок такую же букву А, как на открытке.

    — У Вас получились замечательные буквы А. Вот Вам еще одна часть картинки.

    В) узнавание буквы А на сюжетной картине:

    — Звуку А очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой, и вот его последнее задание: нужно проводить нашего нового друга до дома – найти все его домики – буквы А на этой картинке.

    (Дети встают со своих мест, подходят к сюжетной картине и каждый находит по одной букве).

    — Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями и у Вас все части картинки – сюрприза, давайте ее соберем. Давайте поблагодарим нашего гостя и проводим его.

    IX. Итог занятия.

    (Итог занятия проводится на основе собранной картинки, на которой изображена буква а и аист)

    — Какой звук к нам сегодня приходил в гости?

    — Как называется домик звука А?

    — Какой веселый стишок мы сегодня узнали про букву А?

    — А почему на этой картинке наш новый друг нарисовал аиста?