Войти
Логопедический портал
  • Линейная зависимость системы векторов
  • Свен Нурдквист — Рождественская каша: Сказка Другие книги схожей тематики
  • Реферат: Химическая кинетика и равновесие
  • Исследовательская работа по истории "династия романовых" Начало правления романовых презентация
  • Дополнительная образовательная программа "школа будущего ученика" Занятия проводятся блоками в школе будущего ученика
  • Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе Нод по обучению грамоте в подготовительной группе фгос
  • Согласные глухие звуки русского языка правило. Звонкие согласные звуки. Для чего это нужно

    Согласные глухие звуки русского языка правило. Звонкие согласные звуки. Для чего это нужно

    Упражнение 17, с. 10

    17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую - буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

    Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

    Звонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

    • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

    ч - [ч’] м - [м], [м’], й - [й’] т - [т], [т’]

    Упражнение 18, с. 10

    18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

    Такой на улице мороз -
    Я, как сосулька, весь п ромёрз .

    Л. Яковлев

    • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

    Упражнение 19, с. 11

    19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

    1. Глухой согласный звук состоит из шума.
    2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса .

    Упражнение 20, с. 11

    20. Впишите в "домик" пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

    • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

    Упражнение 21, с. 11

    21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

    Алфавит , вдруг , город , завод , карандаш , класс , молоток , мороз , народ , обед , платок , рисунок , ученик , язык .

    Упражнение 22, с. 12

    22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

    Парные согласные - самые опасные!
    В корне ты их проверяй -
    Рядом гласный подставляй!

    Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы "опасными", потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это "ошибкоопасные" места, или орфограмма.

    Упражнение 23, с. 12

    23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

    1. Будет хлеб , будет и обед . 2. Был бы пирог , найдётся и едок . 3. Кто ленив , тот и сонлив . 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медвед ь неуклюж , да дюж.

    • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

    Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медвед ь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

    Упражнение 24, с. 12

    24. Прочитайте.

    Скрипит мороз . Сердит мороз .
    И снег сухой и колкий.
    И вяз озяб , и дуб замёрз .
    Насквоз ь продрогли ёлки.

    Г. Волжина

    • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

    Мороз , снег , вяз , озяб , дуб , замёрз , насквоз ь.

    Упражнение 25, с. 13

    25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

    Пирог печёт старушка Фогг
    На кухне у плиты,
    А пёс бульдог по кличк е Дог
    Идёт полить цветы.
    Берёт пирог старушка Фогг
    И ча ю с молоком,
    А пёс бульдог по кличк е Дог -
    В ней рядом за столом.

    • Как вы думаете, что в этих строках правда?

    Правда:
    Пирог печёт старушка Фогг
    На кухне у плиты...
    Берёт пирог старушка Фогг
    И чаю с молоком...
    Строчки про бульдога - небылица.

    • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

    Упражнение 26, с. 13

    26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

    чá[ш]ка - чáш ка укá[с]ка - укáз ка
    лó[ш]ка - лóж ка кá[с]ка - кáс ка
    лá[ф]ка - лáв ка лó[к]ти - лóк ти
    кó[ф]та - кóф та кó[к]ти - кóг ти
    шá[п]ка - шáп ка лó[т]ка - лóд ка
    шý[п]ка - шýб ка щё[т]ка - щёт ка

    • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

    Чаш ка (чашечка), лож ка (ложечка), лав ка (лавочка), коф та - словарное слово, надо запомнить, шап ка (шапочка), шуб ка (шубы), указ ка (указочка), кас ка (касочка), лок ти (локотки), ког ти (коготки), лод ка (лодочка), щёт ка (щёточка).

    Упражнение 27, с. 14

    27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

    Нóг ти, загáд ка, скóльз кий, моркóвный, моркóв ка, рóб кий, сторóж ка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

    • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

    (Рóб ок) рóб кий, (сторож и́ть) сторóж ка, (загáд ывать) загáд ка, (нóг оть) нóг ти, (скольз и́ть) скóльз кий, (моркóв ный) моркóв ка.

    Упражнение 28, с. 14

    28 . Прочитайте. Назовите сказки.

    1. З олушк а , убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
    2. Б елос нежк а очень подружилась с семью гномами.

    • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

    Упражнение 29, с. 15

    29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

    Дуб ки́ - дубы́, я́год ка - я́годы.
    Лóв кий - лóвок, бли́з кий - бли́зок.
    Лóж ка - лóжечка, булáв ка - булáвочка.
    Прóс ьба - проси́ть, сторóж ка - сторожи́ть.
    Вéжлив - вéжливый, хорóш - хорóший.

    • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

    Упражнение 30, с. 15

    30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

    Я круглый, я глад кий
    И на вкус приятно слад кий.
    Знает каждый карапуз ,
    Что зовут меня .

    Упражнение 31, с. 15

    31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

    1. Сли́в ки, голуб цы́, пирож ки́, водолáз .
    2. Вдруг , блýз ка, сапóж ки, рубáш ка.

    Лишние слова - водолаз , вдруг , так как орфограмма на конце слова, а в остальных - в корне слова.

    • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

    Упражнение 32, с. 16

    32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

    Б? П?
    Дуб , шуруп , ошиб ка, кноп ка, гиб кий.
    Г? К?
    Айсберг , цирк , лёг кий, юг , мяг кий.
    В? Ф?
    Остров , жираф , коф та, лов кий, клюв .
    Д? Т?
    Йод , взгляд , клет ка, загад ка, крот .
    Ж? Ш?
    Чиж , вареж ка, ёрш , лягуш ка, книж ка.
    З? С?
    Груз , соус , салаз ки, мас ка, сказ ка.

    Упражнение 33, с. 16

    33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

    1. У каждого дерева свой плод . По реке плывёт плот .
    2. В руках у мальчика прут . В деревне глубокий пруд .
    3. Красив летом цветущий луг . На грядке вырос зелёный лук .
    4. На клумбе рос куст алых роз .

    • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

    В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

    Упражнение 34, с. 17

    34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

    • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

    Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

    Упражнение 35, с. 17

    35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

    1. Сам худ , го ло ва с пуд , как ударит - крепко станет. (М о л о т о к)
    2. Не снег , не лёд , а сере бром де ревья убе рёт. (И н е й)

    • Подчеркните в словах орфограммы.

    Упражнение 36, с. 18

    36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Январь

    Я люблю тебя, Я нварь!
    Для меня ты меся ц лучший -
    Мо ло дой, бо льшой, скри пучий,
    Зо ло тистый, как янтáрь !
    Солнце, снег , о гонь, мо роз -
    Пламя белое бе рёз !

    С. Козлов

    • Согласны ли вы с мнением автора? Что означает слово янтарь?

    Янтарь - окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

    • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

    Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

    Упражнение 37, с. 18

    37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

    Лёг кий мо роз , бо льшой сугроб , сере бристый ине й, Сне гурочка, сне гопад, Дед Мо роз , пуши стые сне жи нки, мяг кий снег , ко ньки, глад кий лёд , сне говик.

    • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

    Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

    • Составьте устно текст на эту тему.

    На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.
    Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
    Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

    Звонкие и глухие согласные звуки

    4.7 (94%) от 10 голосующих

    Чем отличаются гласные и согласные буквы и звуки? Каким правилам они подчиняются? Как обозначается твердость и мягкость звуков и букв? На все эти вопросы вы получите ответы в представленной статье.

    Общие сведения о гласных и согласных буквах

    Гласные и согласные буквы представляют собой основу всего русского языка. Ведь при помощи их сочетаний образуются слоги, которые складываются в слова, выражения, предложения, тексты и проч. Именно поэтому данной теме посвящается довольно много часов в средней школе.

    и звуки в русском языке

    О том, какие гласные и согласные буквы имеются в русском алфавите, человек узнает уже с первого класса. И несмотря на всю кажущуюся простоту данной темы, она считается одной из самых сложных для учеников.

    Итак, в русском языке имеется десять гласных букв, а именно: о, и, а, ы, ю, я, э, ё, у, е. Во время их непосредственного произношения можно ощутить, как воздух беспрепятственно проходит через ротовую полость. При этом мы довольно отчетливо слышим свой собственный голос. Следует также отметить, что гласные звуки можно тянуть (а-а-а-а, э-э-э-э-э, и-и-и-и-и, у-у-у-у-у и так далее).

    Особенности и букв

    Гласные буквы являются основой слога, то есть именно они его организуют. Как правило, в русских словах столько же слогов, сколько и самих гласных. Приведем наглядный пример: у-че-ни-ки - 5 слогов, ре-бя-та - 3 слога, он - 1 слог, о-но - 2 слога и так далее. Бывают даже такие слова, которые состоят лишь из одного гласного звука. Обычно это междометия (А!, О!, У-у-у!) и союзы (и, а и проч.).

    Окончаниях, суффиксах и приставках - это очень важные темы в дисциплине «Русский язык». Ведь без знания того, как пишутся такие буквы в том или ином слове, довольно проблематично составить грамотное письмо.

    Согласные буквы и звуки в русском языке

    Гласные и согласные буквы и звуки значительно различаются. И если первые можно легко тянуть, то последние произносятся максимально коротко (кроме шипящих, так как их можно тянуть).

    Следует отметить, что в русском алфавите количество согласных букв - 21, а именно: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звуки, обозначаемые ими, принято делить на глухие и звонкие. Чем они отличаются? Дело в том, что во время произношения звонких согласных человек может слышать не только характерный шум, но и собственный голос (б!, з!, р! и проч.). Что касается глухих, то их никак нельзя произнести громко или, например, прокричать. Они создают только своеобразный шум (ш-ш-ш-ш-ш, с-с-с-с-с и проч.).

    Таким образом, практически все подразделяются на две разные категории:

    • звонкие - б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р;
    • глухие - к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш.

    Мягкость и твердость согласных звуков

    Далеко не каждый знает, но гласные и согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Это второй важнейший признак в русском языке (после звонкости и глухости).

    Отличительной чертой мягких согласных является то, что во время их произношения язык человека принимает особое положение. Как правило, он сдвигается немного вперед, а вся его средняя часть слегка приподнимается. Что касается то при их произношении язык оттягивается назад. Можете сравнить положение своего речевого органа самостоятельно: [н] - [н’], [т] - [т’]. Следует также отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше, нежели твердые.

    В русском языке практически все согласные имеют пары по признаку мягкости и твердости. Однако есть и такие, у которые их просто нет. К ним относятся твердые - [ж], [ш] и [ц] и мягкие - [й"], [ч"] и [ш"].

    Мягкость и твердость гласных звуков

    Наверняка мало кто слышал о том, что в русском языке имеются мягкие гласные. Мягкие согласные - это вполне привычные для нас звуки, чего не скажешь о вышеупомянутых. Отчасти это связано с тем, что в средней школе данной теме практически не уделяется время. Ведь и так понятно, при помощи каких гласных согласные становятся мягкими. Однако мы все же решили посвятить вас в эту тему.

    Итак, мягкими называют те буквы, которые способны смягчать идущие перед ними согласные. К ним относятся следующие: и, ё, я, е, ю. Что касается таких букв, как а, у, ы, э, о, то они считаются твердыми, так как не смягчают идущие впереди согласные. Чтобы убедиться в этом приведем несколько примеров:


    Обозначение мягкости согласных букв при фонетическом разборе слова

    Звуки и буквы русского языка изучает фонетика. Наверняка, в средней школе вас не раз просили сделать какого-либо слова. Во время такого анализа следует обязательно указывать на то, является ли отдельно рассматриваемая или нет. Если да, то ее необходимо обозначать следующим образом: [н’], [т’], [д’], [в’], [м’], [п’]. То есть вверху справа рядом с согласной буквой, стоящей перед мягкой гласной, требуется ставить своеобразную черточку. Аналогичным значком помечаются и следующие мягкие звуки - [й"], [ч"] и [ш"].

    Много с буквами хлопот, вот такой они народ.

    Звуки без спроса меняются, и другими притворяются.

    Сколько хлопот доставляют эти буквы и звуки детям! Выучи буквы, а потом еще и запомни, когда и какой звук они обозначают! А звуков этих ой-ой-ой сколько. Как же запомнить все звонкие и глухие согласные ?

    Всё, оказывается, очень просто, если правильно настроить ребенка.

    О я уже писала. Но согласные бывают не только твердые и мягкие, но еще и звонкие – глухие. И они столько неприятностей в виде ошибок доставляют детям! Как же научить ребенка правильно определять?

    Просто заучивать звонкие и глухие согласные – дело проигрышное. Даже, если ребенок и запомнит, то применять эти знания ему будет очень трудно. А вот, если ребенок поймет, как получаются звонкие и глухие звуки, научится их слышать и определять по признакам, тогда и запомнить ему будет легко.

    Давайте сначала разберемся сами со звонкими и глухими согласными звуками .

    В русском языке согласные звуки делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голоса в произношении звука. Как это определить? Произнесите отдельный согласный звук и приложите руку к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверьте вместе с ребенком и произнесите звуки Б – П, М или Х. Получилось заметить?

    Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закройте уши ладошками и произнесите согласный звук. Услышали голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

    И так можно легко и просто определить звонкость или глухость согласного . На первых порах этот способ очень хорош. Но если ребенок так будет и дальше, то на это будет уходить много времени. Ребенок не будет успевать выполнять работу на уроке. Поэтому надо чтобы ребенок запомнил согласные звонкие и глухие.

    И здесь нам надо вспомнить, что мозг информацию может воспринимать по-разному – через слух, зрение или ощущения. Значит, чтобы ребенок запомнил информацию, надо воздействовать на все системы ребенка.

    Определяя звонкость и глухость согласных на слух, мы уже включили слух в работу. Прикладывая руку к горлу, мы подключили ощущения. Теперь надо подключить и зрение. Для этого надо сделать табличку или рисунок, где обозначить звонкие и глухие согласные какими-то символами.

    Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Значит, составляя такую схему или табличку, надо парные согласные расположить рядом. Можно использовать любые символы, которые напоминают ребенку, что звук звонкий или глухой. Так в этой схеме звонкие согласные обозначены колокольчиком, а глухие – наушниками.

    Нарисуйте похожую табличку вместе с ребенком. Пусть он самостоятельно расположит буквы возле нужного символа, а Вы только контролируйте и направляйте действия ребенка. Помните, что человек хорошо запомнит только то, что сделал самостоятельно.

    Поиграйте в расселение букв по этажам или домикам с нужным символом несколько раз и ребенок прекрасно запомнит звонкие и глухие согласные. Повесьте эту табличку на видное место и периодически возвращайтесь к ней, просите ребенка рассказать, показать, назвать какие-то звуки.

    Так, играя, повторяя уже знакомые свойства звуков и букв, Вы поможете ребенку усвоить основы русского языка без труда, запомнить звонкие и глухие согласные .

    Есть вопросы? Пишите в комментариях, чтобы получить ответ.

    А пока получите порцию позитива и посмотрите прекрасный мультик. Будем учиться у этой неунывающей обезьянки находить хорошее во всем.

    Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

    По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.

    Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.

    Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости. Таблица:

    [б’] - [п’]

    [в’] - [ф’]

    [г’] - [к’]

    [д’] - [т’]

    [з’] - [с’]

    Некоторые согласные не образуют пар по звонкости / глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).

    Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

    Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

    В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие - на звонкие (озвончаются).

    Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:

    1. На конце слова:

    Хлеб - [хл’э́п].

    (Много) цветов - [цв’ито́ф].

    2. Перед глухим согласным:

    Когти - [ко́кт’и].

    Ложка - [ло́шка].

    Под полом - [патпо́лам].

    Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:

    Просьба - [про́з’ба].

    Отбой - [адбо́й"].

    С другом - [здру́гам].

    Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных

    По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.

    Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.

    Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.

    Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими»).

    Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

    Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].

    Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].

    Мужик - [мужы́к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]).

    Учил - [уч’и́л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]).

    В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.

    Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].

    Блин - блинчик [бл’и́н’ч’ик].

    Смена - сменщик [см’э́н’щ’ик].

    Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].

    Свист - сви[с’т’]еть.

    Лес - ле[с"н"]ик.

    Казна - в ка[з"н"]е.

    Бант - ба[н"т"]ик.

    Индия - И[н"д"]ия.

    Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях

    Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них.

    Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ж], [ш], [ч"], [щ"] уподобляются им по звучанию и по произношению.

    Сшить - [шшы́т’].

    Разжечь - [ражжэ́ч’].

    Счет - [щ’щ’о́т].

    Расщедрился - ра[щ’щ’]е́дрился.

    Подчистить - [пач’ч’и́с’т’ит’].

    С жуком - [жжуко́м].

    Из шерсти - [ишшэ́рс"т"и].

    В глаголах на -ться и -тся звуки [т’] и [с’], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в двойном звуке [цц].

    Рваться - [рва́цца].

    Годится - [гад’и́цца].

    В сочетании ТСК звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц].

    Арбатский - [арба́цк’ий"].

    Пиратский - [п’ира́цк’ий"].

    При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них.

    Властный - вла[сн]ый.

    Сердце - се[рц]е.

    Поздно - по[зн]о.

    Солнце - со[нц]е.

    Завистливый - зави[с"л"]ивый.

    Чувство - чу[ств]о.

    Шестьсот - ше[сс]от.

    Голландский - голла[нс]кий.

    Гласные ударные и безударные. Редукция безударных гласных

    По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные звуки делятся на ударные и безударные.

    Ударные гласные имеют в русском языке значительно бо́льшую длительность и силу звучания, чем безударные. Ударные гласные характеризуются более четким произношением, чем безударные.

    Ударные гласные образуют в речи ударные слоги , безударные гласные - безударные слоги .

    В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

    Гласные [и], [ы], [у] без ударения в целом сохраняют свое звучание.

    Пила - [п’ила́].

    Дымок - [дымо́к].

    Рука - [рука́].

    Гласные [о], [э], [а] без ударения меняют качество своего звучания.

    После твердых согласных безударные [о] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [а] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [а]).

    Глава - [глава́].

    Слова - [слава́].

    После мягких согласных безударные [э] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [и] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [и]).

    Дела - [д’ила́].

    Пятак - [п’ита́к].

    Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике

    Буквы е , ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.

    Буквы е , ё, ю, я обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, либо после разделительных Ъ и Ь, либо после гласного звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

    Есть - [й’э́с"т"] (буква е обозначает два звука в начале слова).

    Прольет - [прал"й"о́т] (буква ё обозначает два звука после Ь).

    Уют - [уй’у́т] (буква ю обозначает два звука после гласного).

    Буквы е, ё, ю, я , стоящие после мягких согласных, обозначают только гласные звуки [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного.

    Лес - [л’э́с].

    Мёд - [м’о́т].

    Люк - [л’у́к].

    Ряд - [р’а́т].

    Звуки  П, Ф, К, Т, Ш, С 
    Тихие, глуховатые.
    Звуки  Б, В, Г, Д, Ж, З 
    Шумные, звонковатые.

    Если слышишь парный звук,
    Будь внимателен, мой друг,
    Звук согласный проверяй,
    За ним гласный подставляй:
    труД – труДЫ, коТ – коТЫ –
    Будешь грамотным и ты.

    Парный звонкий согласный звук
    С тобою может подшутить.
    В середине и в конце слова
    Себя может оглушить.
    Будь внимателен, мой друг,
    Слово родственное представь,
    За согласной гласную поставь
    (или сонорные: Л, М, Н, Р, или В):
    ГриБки – гриБОк, гриБНой,
    ГлаЗ - глаЗА, глаЗНой.
    Букву нужную пиши,
    С нею, братец, не шути!

    Первоклашка слово лев
    Написал бы с буквой… ф!
    Пишет он, как слышит.
    И сидит – не дышит…
    Я бы так не стал спешить,
    Ну зачем народ смешить?
    Ведь не то, что слышим,
    Мы порою пишем!
    Слово изменяется –
    Буква проявляется.
    Слово так и сяк кручу,
    Получить ответ хочу:
    ЛьВёнок, лёВа, лёВушка –
    Пышная головушка.
    Слово трижды изменилось,
    Буква трижды проявилась.
    А за ней пришла игра.
    Эх, любимая пора!
    Тоже хочешь поиграть?
    Поделюсь словами,
    Открывай скорей тетрадь
    Да играй-ка с нами!
    Напиши-ка: ВинограД.
    КоТ. КомпоТ. УтюГ. ПараД.
    ПерехоД. ВелосипеД.
    ВыхоД. ВхоД. ЗакаТ. МопеД.
    Написал? Ну вот, теперь
    Слово каждое – проверь! Н. Пикулева

    Рифмовки-запоминайки
    НиТки, мыШка и тетраДка,
    кноПка, скреПка и заклаДка,
    коТ, гоД, огороД,
    гороД, холоД, парохоД –
    Всё напишем правильно
    И запомним правило:
    Парный в слове проверяй,
    За ним гласный подставляй!

    ОбеД, завоД, медвеДь, кроваТь,
    ОтряД, нароД, этаЖ, тетраДь.
    НоЖ, стриЖ, снеГ, гараЖ,
    ЛошаДь, труД, пруД, шалаШ.

    РыБка, гряДка, круЖка, склаДка,
    ТраВка, сеТка и тетраДка.
    КрыШка, лаПка, лоДка, скаЗка,
    КниЖка, лоЖка и укаЗка.

    ЛоЖка, лоДка, рыБка, гряДка,
    ШуТка, уТка и тетраДка.
    КниЖка, крыШка и рубаШка,
    ТраВка, клеТка, неваляШка.

    ДруЖки, снеЖки, роЖки, круЖки,
    СапоЖки, ноЖки, пироЖки,
    ЛуЖки, флаЖки и лоЖки,
    СнеЖки и босоноЖки.

    МиШка, коШка, глаЗки, лаПки,
    ДруЖба, книЖки и тетраДки,
    ШуБка, шаПка и сапоЖки,
    И берёЗка, и серёЖки.
    – Из слов каждой строки составь предложение.

    Ш а р а д ы

    Авто и самолётом управляю,
    Но букву поменяй – и стану я
    Страной, которой нет конца и края
    (так встарь всегда звалась страна твоя).

    Два коротких первых слога
    Вы, как штык, наверняка
    Не найдёте у бульдога,
    Но найдёте у быка.
    Третий слог глядит с портрета,
    Всё же вместе слово это –
    И не овощ, и не фрукт –
    Хлебобулочный продукт… (рога, лик)

    С глухим согласным наливаюсь в поле,
    Со звонким – сам звеню я на раздолье.

    Со звонким на конце он значит
    Примерно то же что не стар.
    С глухим по наковальне скачет
    Звенит в ушах его удар.

    Когда я с Т, на мне плывут.
    Когда я с Д, меня сорвут.

    С Ё – колючий, с У – ползучий.

    С буквой О – овраг глубокий,
    С буквой У – простор широкий,
    Где всё лето каждый год
    Ест траву рогатый скот.

    С буквой Е – деревья, травы
    И пахучие цветы.
    С буквой И – хвастун лукавый.
    Кто он? Догадался ты?

    С буквой Д собака это
    (рост её всегда высок).
    С буквой Р по всем приметам
    То, что носит носорог.

    С буквой Р краснеет он,
    Если бросить в кипяток.
    С буквой М – в саду взращён,
    И тогда уже цветок.

    Коль меня напишешь с буквой О,
    Лягу я под дверью дома твоего.
    Коль меня напишешь с буквой И,
    На тарелке буду в праздничные дни.

    С буквой М я очень сладкий,
    И едят меня охотно.
    С Л – холодный, скользкий, гладкий,
    Для любых коньков – находка.

    Я – место отдыха судов
    На глади голубой,
    Но С прибавь, и я готов
    Стать бегом и борьбой.

    Я – клык, я мудрый коренной,
    Я у тебя во рту,
    Но букву замени, друг мой,
    И я в дубраве вековой
    Шумлю ажурною листвой
    И много лет расту.

    Я – связка брёвен и плыву
    Всегда в согласии с теченьем,
    Но с буквою другой я стану
    Деревьев и кустов твореньем.

    Я – зверёк с названием что надо,
    Но лишь стоит букву поменять,
    Стану я деталью маскарада,
    Чтобы мог любой лицо скрывать.

    Я – сладкий, липкий и тягучий,
    Но если с буквою другой –
    Будь повнимательней на случай,
    Когда я под твоей ногой.

    Я – насекомое, но стоит
    Во мне лишь букву поменять,
    И я уже совсем другое,
    И слёз тебе не удержать.

    Река и море ей под стать,
    И не страшно волны движенье,
    Но если букву поменять,
    К супам и кашам приложенье.

    И по реке, и по пруду
    Плыву я в ясную погоду.
    Но вставь лишь И, я поведу
    Стальную птицу к небосводу.

    Буква Л пред буквой У
    Встала впереди.
    Буква Г за буквой У
    Встала позади.
    И возник пред нами вдруг
    Весь в цветах зелёный … . Я. Козловский

    Вставь пропущенные парные по глухости-звонкости согласные
    и безударные гласные:
    Пестрел за лесом яркий лу… .
    Охотник взял с собою лу… .

    Спит у двери рыжий ко…:
    Внутрь попасть мешает ко… .

    Построили мы с папой пло… ,
    Трудов усердных чудный пло… .

    Старый пру… совсем зарос.
    Я длинный пру… домой принёс.

    Люблю деревню, поле, лу… , но не люблю я чистить лу… !

    Озорной волшебник-ма…
    Превращает редьку в ма… .

    – Где растёт морковь? – Гря…ка! Нет чего?
    – На гря…ках. – Нет грядок.
    – Буквы пишут где? – А тетра…ка?
    – В тетра…ках. – Нет тетрадок.
    – Что мы чистим? – Зу..ки?
    – Чистим зу…Ки. – Изменяем: зубы.
    – Надеваем в холо… ? – Шу…ки?
    – Шу…ки. – Проверяем: шубы.
    – Любим сне…? – А сне…ки?
    Играть в сне…ки? – Летит снежок.
    Печь на праздник – Пиро…ки?
    пиро…ки? – Съем пирожок.

    «Птичья» считалка
    Дрофа, стрепет, балобан,
    Стерх, погоныш и фазан,
    Гага, беркут, сип и гриф
    Для считалки просто миф.

    Найди лишние слова:
    Дру…ки, сне…ки, ро..ки, пры..ки,
    Сапо…ки, кро…ки, пиро…ки,
    Лу…ки, фла…ки и ло…ки,
    Кру…ки и поварё…ки.

    Вставь пропущенные буквы:
    Шёл Ипат через пру…
    Зацепился за пру…
    По-над речкой ду… растёт
    Вокруг дуба лу… цветёт.
    На лугу очерчен кру…
    В том кругу посеян лу…
    Лу… посеян на лугу
    В заповедном том кругу.

    Ехал с ярмарки наро… ,
    Вё… д…мой поку…ки:
    Де… (Ф, ф)едо… – резной комо… ,
    Ба…ка (Ф, ф)ёкла – сту…ки. И. Мазнин

    Жил в Одессе чёрный ко… ,
    Он зале… на парохо… ,
    С удовольствием в буфете
    Съел с колба…кой бутербро… . Ю. Мориц

    На дворе стоит моро …,
    Нам морозы надоели.
    Стынет ло… и мёрзнет но…,
    Все от стужи покраснели.
    Покрывает землю лё…,
    И по льду скользит прохожий.
    А в берлоге молодой медве… ь ревёт,
    Что к медведям в гости он пойти не сможет.

    За око…ком трескучий моро…,
    В коридоре свернулся Барбо….
    У плиты умывается ко…
    И о чём – то Барбосу поёт.
    На дворе никого не видать,
    Не выходят ребята играть.
    Даже дыму на улицу что-то
    Из трубы выходить неохота.

    Возле гря…ки – две лопа…ки,
    Возле ка…ки – два ведра.
    После утренней заря…ки
    Мы работаем на гря…ке.
    И посадки все в поря…ке,
    Их теперь полить пора.

    Задач… про к…зу.
    Однажды задал я вопро… :
    Как превратить к…зу в пять ко… ?
    И смех раздался мне в отве… :
    Подумаешь, какой секре… !
    Привяжем к цифре пять к…зу
    И зачеркнём при этом «у».
    И п…терых под звон стреко…
    Теперь п…сти мы будем ко… . Я. Козловский

    Водили звери хорово…
    Вокру… зелёной ёлки.
    Плясал и кро… , и бегемо…,
    Плясали даже волки!
    Пустился в пля… и дикобра… . Б. Заходер

    Как выходит мама в огоро…,
    Так и мне лопа…ку подаёт.

    Ждут воробьи у корму…ки кормё…ки.
    Принёс им Маркуша в карма…ке моро…ки.

    Роет землю серый кро… ,
    Разоряет огоро… . С. Маршак

    На око…ке кро…ку мо…ку
    Ло…ко ловит лапой ко…ка.

    Прячет хитрая кедро…ка
    В мя…кий мох орехи ло…ко.

    Летят три пичу…ки,
    Впереди три избу…ки.

    Первый лё… и первый сне…
    Очень радовали всех.

    Чёрной ночью чёрный ко…
    Прыгнул в чёрный дымохо… .

    Земля, которую разрыли мурав…и, сверху покрылась брусникой. А под яго…кой зародился гри… . Мало-помалу напирая своей упругой шля…кой, он поднял вверх сво… с брусникой и показался на свет. М. Пришвин

    Утренний клё… принёс хороший уло… .
    На обе… – овощной су…, хле… и зелёный лу… .
    Де… Оле… озя… . надел тулу… и повязал шар… .

    Допиши сравнения.
    Храбрый как …
    Неуклюжий как …
    Слепой как …
    Длинный как …
    Изворотливый как …
    Подсказка: лев, медведь, крот, жираф, уж.

    З а г а д к и

    (в конце слова)
    Полноватый я слегка
    И круты мои бока,
    Но зато красива шляпка,
    Хоть и ножка коротка. Гриб.

    Всем он нравится, и очень,
    Потому что добр вполне,
    А грибочки и листочки
    В норку носит на спине. Ёжик.
    Он, как добрый друг, с тобою,
    Хоть жара, хоть с неба льёт:
    И от солнышка укроет,
    И от дождика спасёт. Зонт.

    Землекоп слепой копает землю рукой –
    Строит толстостенные города подземные;
    У тех городов сто ходов, сто выходов. Крот.

    Он с пышной гривой и притом
    Довольно схож с твоим котом. Лев.

    Попроси – и даст он лапку,
    Принесёт послушно шапку,
    Ловко косточку сгрызёт,
    Что ни спрячешь – всё найдёт. Пёс.

    Длинноног, красив Высок,
    Прячет голову в песок,
    Крылья есть, но не летает.
    Кто же он, скажи, дружок? Страус.

    Какая змея не ядовитая? Уж.

    Чёрным, белым я бываю,
    И пшеничным, и ржаным,
    Людям силы прибавляю
    И всегда необходим. Хлеб.

    В норе живёт зверёк,
    Он толстосум и толстощёк. Хомяк.

    (в середине слова)
    Колыбельку на колёсах
    Можно часто повстречать,
    Малышу легко и просто
    В ней на воздухе поспать.
    Ну а что это такое,
    Не хотел бы ты сказать? Коляска.

    Целый день она летает,
    Всё кричит: ку-ку, ку-ку!
    А устанет – отдыхает,
    Примостившись на суку. Кукушка.

    Сидит на ложке, свесив ножки. Лапша.

    Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? Ложкой.

    Если в кепке поменяешь,
    Словно кубик, КЕ и РЕ,
    Сразу сказку ты узнаешь,
    Дорогую детворе. «Репка»

    На дорожку вышли рожки:
    – Вы не будете бодать?
    Я потрогал их немножко,
    Рожки спрятались опять. Улитка.

    Не жалея ни щетинки,
    Чистит туфли и ботинки,
    Любит ваксу, любит крем
    И нужна, конечно, всем. Щётка.

    Самодиктант или «Подскажи словечко»

    (в конце слова)
    Вова Маркин очень рад:
    У него есть младший … браТ

    Протекает в поле речка,
    У реки стоит овечка.
    Как ей речку перейти?
    Помоги ей … найти. брод

    На столе передо мной
    Закружился шар земной.
    Арктику, экватор, полюс…
    Уместил всю Землю … глобус

    Высотою с папин шкаф
    Цирковой артист … жираф

    Врач живёт в стеклянной банке.
    Лечит он болячки, ранки.
    – Ай, как щиплет! Ой, как жжёт!
    Узнаёте? Это … йод

    У норы мышонка ждёт,
    Щуря глазки, хитрый … кот

    Наш огород в образцовом порядке,
    Как на параде, построились … грядки.
    Словно живая ограда вокруг –
    Пики зелёные выставил … лук

    Овощ красный, как кровь,
    Называется … морковь

    Не боимся мы угроз и не страшен нам … мороз

    Обижается Барбос:
    Шмель Барбосу сел на … нос

    Идут полки за рядом ряд –
    На Красной площади … парад
    Мы с семьёю каждый год
    Отправляемся в … поход

    Испугался кот собак,
    Задом пятится, как … рак

    Я вам, не хвастая, скажу:
    «Я всех друзей омоложу.
    Идут ко мне с морщинами,
    Идут ко мне со складками,
    Уходят очень милыми,
    Весёлыми и гладкими.
    Значит, я – надёжный друг,
    Электрический … утюг».

    (в середине слова)
    Я возьму свою лопатку
    И пойду вскопаю … гряДку

    К нам на длинной мокрой ножке
    Дождик скачет по … дорожке

    Просыпаюсь утром рано
    Вместе с солнышком румяным.
    Заправляю сам кроватку,
    Быстро делаю … зарядку

    Вышли дети по порядку,
    Встали дружно на … зарядку

    Вот соль тебе, вот хлеб и ложка.
    Сварилась к ужину … картошка

    В них стихи, картинки, сказки,
    В них загадки и раскраски,
    Попугаи и мартышки.
    Что же это? Это … книжки

    За рекою, у опушки,
    Раздаётся крик … кукушки

    Будь то суп или картошка,
    Для обеда нужна … ложка

    И в лесу мы, и в болоте,
    Нас всегда везде найдёте:
    На поляне, на опушке.
    Мы – зелёные … лягушки

    У меня четыре ушка,
    Зовусь я … подушка

    Каждый день её берут
    И под голову кладут.
    Дарит людям сновиденья,
    Есть у всех без исключенья.
    Неразлучна, как подружка,
    Очень мягкая … подушка

    Не видна из грядки,
    Играет с нами в прятки.
    И никто бы не нашёл,
    Да гляди – торчит хохол!
    Потяните крепко – вытащится … репка

    Похрустывает вкусно, крепко
    Налившаяся соком … репка

    Летом у берёзки выросли … серёжки

    Аист азбуку учил
    И пятёрку получил.
    Он сегодня без подсказки
    Сам себе читает … сказки

    Эти цифры по порядку запиши в свою … тетрадку

    Капризные сандалии однажды мне сказали:
    «Боимся мы щекотки сапожной строгой … щётки».