Войти
Логопедический портал
  • Неправильный книжный блог
  • Как построить месть королевы анны
  • Какие царства живых организмов выделяют в природе Как называется царство
  • Методика профильного обучения биологии Состояние проблемы реализации профильного обучения биологии в практике современного школьного биологического обр
  • Вторичная структура белка
  • Империя цивилизации хеттов Чем выделялись хетты от прочих племен междуречья
  • Склонение имен существительных 7 типов. Академия наук сссринститут русского языкарусская грамматика. Падежи в русском языке

    Склонение имен существительных 7 типов. Академия наук сссринститут русского языкарусская грамматика. Падежи в русском языке

    Многие из нас еще со школьной скамьи помнят, что называется склонением. Но воспроизвести все нюансы, связанные с ним, будет под силу далеко не каждому. А ведь знание правил, связанных со поможет не совершать нам орфографических ошибок в дальнейшем.

    Что такое склонение

    Практически каждая самостоятельная (за исключением наречий и деепричастий) может изменяться по своим правилам. лицам и числам, спрягаются, а именные части речи склоняются. Что же это значит? Склонение слов - это способность существительных, прилагательных, числительных и причастий изменяться по:

    1. Родам (мужской, средний, женский, кроме им. сущ.).
    2. Числам (единственное и множественное).
    3. Падежам.

    Известный многим свод русских правил «Грамматика-80» по-другому объясняет, что называется склонением. Он предлагает определять его как изменение класса слов по падежам. Какой из терминов ближе и что называется склонением, каждый волен выбирать сам.

    Падежи имен существительных

    Исходя из определения склонения в русском языке, нам нужно вспомнить, что такое падеж. Им называют грамматическую форму, связывающую любое со словами других частей речи. Падеж показывает, как именно согласуются между собой части речи.

    Долгое время падежная система была подвержена изменениям. В древнерусском языке насчитывали не шесть, как в наше время, а семь падежей. Еще один называли звательным. На сегодняшний день он уже упразднен, и теперь их осталось 6.

    • Именительный. Особенный падеж, поскольку только его называют прямым (кто?что?), остальные - косвенные. В форме им. пад. выступают подлежащие в предложениях. Еще одна его особенность: он является начальной формой для именных частей речи.
    • Родительный. Эта форма отвечает на вопросы Кого? Чего? Чтобы не спутать его с другими падежами, можно подставлять вспомогательное слово «нет»: кот - им. п, (нет) кота - род. п.
    • Дательный. Этот падеж назван так, потому что отвечает на вопросы Кому? Чему? Склонение слов будет проще, если подставить слово «дать»: коту - дат. п.
    • Винительный. Довольно спорная форма. Имеет схожий с именительным для неодушевленных предметов - Что? Правда, по отношению к живым существам задают вопрос Кого? Слово «винить», подставленное к проверяемому им. сущ., поможет вам запомнить правила склонения: (винить) кота - вин. п.
    • Творительный. Особый падеж. Отвечает на вопросы Кем? Чем? Проверочное слово для него - «творить»: котом - тв. пад.
    • Предложный. Форма, отвечающая на вопросы О ком? О чем? Для легкого запоминания подставляем слово «думать»: о коте - предл. п.

    Число

    Мы вспомнили падежную систему, которую изучает русский язык. Склонение же зависит еще и от категории числа. Их в нашем языке всего два - единственное и множественное. Почти все имена существительные имеют обе формы. Но, как и в любом правиле, здесь есть исключения. Некоторые слова употребляются только в одной-единственной форме. Пример тех, у которых есть только единственное число: солнце (ну, это логично, оно существует в одном экземпляре), молоко, листва, шоссе (оно иноязычное).

    Но русский язык настолько разнообразен, что имеет в своем арсенале слова, употребляющиеся лишь во множественном числе. Пример: ножницы, брюки, очки, часы, люди.

    Склонения в русском языке могут осуществляться в формах ед. ч и множ. ч. Например:

    Ед. ч. Мн.ч.

    И.п. книга, книги.

    Р.п. книги, книг.

    Д.п. книге, книгам.

    В.п. книгу, книги.

    Т.п. книгой, книгами.

    П.п. о книге, о книгах.

    Первое склонение

    Система склонения в русском языке, как известно, состоит из трех групп. Каждая из них имеет свои особенности. Первое склонение обладает следующими особыми признаками:

    • Слова, называющие некоторых лиц мужского пола, имеющие окончания или : дядя, мужчина, папа, Ваня.
    • Имена существительные, которые также имеют окончания -а или , обозначающие людей и предметы женского рода: весна, рука, тетя, Анна.
    • Те же самые окончания (-а/-я ) с существительными общего рода (то есть обозначают одновременно лиц как мужского, так и женского пола): плакса, брюзга, соня, неряха.

    Образец 1 склонения (примеры):

    И.п. юноша, девушка, плакса.

    Р.п. юноши, девушки, плаксы.

    Д.п. юноше, девушке, плаксе.

    В.п. юношу, девушку, плаксу.

    Т.п. юношей, девушкой, плаксой.

    П.п. о юноше, о девушке, о плаксе.

    Второе склонение

    Эта группа отличается от предыдущей окончаниями и категорией рода. В нее входят:

    • Имена существительные, имеющие в начальной форме нулевые окончания и относящиеся к мужскому роду: стол, пень, потолок, муж.
    • Слова муж. рода, но оканчивающиеся на -о или : домишко.
    • Им. сущ. с окончаниями -о или -е среднего рода: небо, пятно, море, ружье.

    Образец 2 склонения:

    И.п. стол, счастье.

    Р.п. стола, счастья.

    Д.п. столу, счастью.

    В.п. стол, счастье.

    Т.п. столом, счастьем.

    П.п. о столе, счастье.

    Третье склонение

    Эта группа существительных самая особенная. К ней относятся лишь слова женского рода и только с нулевым окончанием: мышь, печь, жизнь, явь.

    Необходимо помнить важное правило, касающееся третьего склонения: когда слово оканчивается на один из шипящих звуков, в нем обязательно пишется (дочЬ, ночЬ, печЬ). Не стоит путать их с существительными второго склонения на шипящую (луч, плащ, клещ). Они относятся к мужскому роду, а потому не требуют написания мягкого знака на конце.

    Образец 3 склонения:

    И.п. жизнь, вещь.

    Р.п. жизни, вещи.

    Д.п. жизни, вещи.

    В.п. жизнь, вещь.

    Т.п. жизнью, вещью.

    П.п. о жизни, вещи.

    Подводя итоги вышесказанного, мы смогли собрать воедино склонение существительных. Таблица демонстрирует все более наглядно. Изучите ее внимательно.

    Разносклоняемые существительные

    Теперь мы знаем, что называют склонением и какие слова относятся к каждому из них. Но далеко не весь лексический состав нашего языка подчиняется этим правилам. Есть такие существительные, которые вобрали в себя окончания как первого, так и второго склонения. Их называют разносклоняемыми.

    Каковы особенности таких имен существительных? Во-первых, почти все они оканчиваются на -мя: время, имя, бремя, стремя и другие. И слово путь также относят к этой группе.

    Во-вторых, правила склонения разносклоняемых существительных таковы, что при изменении этих слов по падежам во всех формах будет суффикс -ен (кроме И.п. и В.п.): времени, стремени, семени.

    В-третьих, склоняя эти слова, мы сможем заметить, что в родительном, дательном и предложном падежах они взяли окончание -и у 3 скл., а в творительном появилось окончание -ем, как во 2 склонении.

    И.п имя, путь.

    Р.п. имени, пути.

    Д.п. имени, пути.

    В.п. имя, путь.

    Т.п. именем, путем.

    П.п. об имени, о пути.

    Несклоняемые существительные

    Наша речь стремительно пополняется новыми словами иноязычного происхождения. Они не имеют форм склонения в русском языке и потому называются несклоняемыми.

    К такой группе относятся:

    • Иностранные слова, пришедшие к нам из других языков на -о, -е, -и,- у : пальто, филе, Сочи, кенгуру. Во всех падежах они будут иметь одинаковую форму, поэтому склонять их попросту нет смысла. (Идти в пальто, подойти к кенгуру, поехать в Сочи.)
    • Фамилии, оканчивающиеся на -ко, -аго, -ых : Юрченко, Живаго, Белых. (Быть в гостях у Козаренко, приехать к Красных.)
    • Слова, образованные способом аббревиации: СССР, АТС.

    Личные окончания

    С этой темой связано правильное написание букв и и е на конце имен существительных. Соблюдая правила склонения, мы смогли выявить, что окончание е пишут в словах:

    1. Первого склонения (исключением является род. п.): к реке (дат.п.), о маме (пр.п.), по теме (дат.п.).
    2. Второго склонения: о луче (пр.п.), о море (пр.п.)

    Букву И в окончании напишем, если это слово:

    1. Третьего склонения: в степи (пр.п.), к ночи (дат.п.)
    2. Первого скл., употребленное в родит. падеже: у реки.
    3. В словах, оканчивающихся на ие, ий, ия : в планетарии, по акции, о событии.
    4. У разносклоняемых существительных также пишут и : в пути, о времени.

    Заключение

    Прочитав эти простые правила, вы будете знать, что называется склонением. Не стоит путать его со словоизменением других частей речи, как, например, спряжение у глаголов.

    Изучать его нужно обязательно, поскольку от теоретических знаний зависит наша практическая грамотность. Из нашей статьи мы можем сделать следующие выводы:

    • Имена существительные изменяются не только по падежам, но еще и по числам.
    • Но стоит помнить, что не все слова этой части речи обладают данными категориями. Некоторые из них вообще не могут склоняться (несклоняемые) и не имеют одной из числовых форм (только множественное или единственное).
    • Каждое из склонений имеет свои особенности, поэтому стоит внимательно изучить их. Мы привели в пример склонение существительных (таблица).
    • Личные окончания, которые не имеют ударения, подчиняются своду определенных правил. В зависимости от склонения и падежа будет писаться буква либо е , либо и . Эта тема - одна из самых трудных в курсе изучения имен существительных.

    Разработки уроков (конспекты уроков)

    Начальное общее образование

    Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)

    Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

    Тип урока : урок обобщения знаний.

    Цели урока:

    учащиеся должны знать : существительные бывают 3– х типов склонения:

    • 1 склонения – мужского рода и женского рода с окончаниями -а -я,
    • 2 склонения – мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями: -о, -е,
    • 3 склонения – женского рода с мягким знаком на конце.

    должны уметь :

    • определять тип склонения по роду и окончанию в именительном падеже,
    • определять тип склонения в любом другом падеже по алгоритму,
    • формировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы,

    Оборудование : учебник «Русский язык» (автор Рамзаева), тетрадь, предметные картинки овощей, фруктов и ягод, корзинки, презентация к уроку.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Организационный момент . (1 мин.)

    Прозвенел звонок для нас,
    Вы зашли спокойно в класс,
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво,
    Тихо сели, спинки прямо.
    Улыбнулись, подбодрились.
    Начинаем наш урок.

    II Самопроверка домашнего задания по эталону. Упр. 173, стр. 91 .(3 мин.)

    – Проверьте, так ли вы выполнили домашнее задание. Отметьте значком на полях.

    + – справился

    ? – сомневался

    - – не справился

    У кого «»?

    У кого «?»?

    У кого «-»?

    Дети проверяют домашнее задание по образцу.

    Дети на полях в тетради оценивают свою работу знаками.

    Дети поднимают руку.

    III. Актуализация знаний (3 мин)

    – Ребята, как вы считаете, научились ли вы определять тип склонения имен существительных в именительном падеже и в косвенных падежах?

    Расскажите, как вы определяете тип склонения существительных.

    Да, научились.

    Какого склонения бывают имена существительные?

    Дети отвечают на поставленные вопросы.

    1,2,3 склонения.

    Какие существительные относятся к 1-му склонению?

    К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а -я.

    Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

    Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о -е.

    Какие существительные относятся к 3-му склонению?

    К 3-му склонению относятся существительные женского рода с окончанием с мягким знаком на конце.

    Как определить тип склонения существительного в косвенных падежах?

    Чтобы определить тип склонения в другом падеже надо: существительное поставить в именительный падеж, определить род и выделить окончание.

    IV. Поставка учебной задачи (2 мин.)

    Из всего сказанного, как вы думаете: какое название темы нашего урока?

    Какие задачи поставите перед собой?

    Тема: 3 типа склонения существительных.

    Задачи: учиться правильно определять тип склонения;

    Давать правильные и точные ответы на поставленные вопросы;

    писать без ошибок слова и предложения;

    сотрудничать между собой и с учителем.

    V. Работа по теме урока . (20 мин.)

    1. Упражнение "Собери в корзину"

    На доске предметные картинки овощей, фруктов, ягод.

    – Посмотрите на доску. Что вы видите?

    Ребята 1 – варианта выбирают существительные 1 склонения и записывают в тетрадь эти слова.

    Ребята 2-го варианта – работают с существительными 2-го склонения.

    К доске пойдут два ученика. Для них по корзине. Они будут раскладывать картинки соответственно по типу склонения.

    Картофель, репа, редька, малина, баклажан, яблоко, перец, рябина, чеснок, лук, смородина, капуста, помидор, редис, морковь, клубника, огурец.

    2 ребенка работают у доски с картинками, раскладывают картинки в корзину по типу склонения, а все остальные работают в тетради по вариантам.

    Давайте проверим, какой "урожай" собрали ребята 1 варианта.

    Что в корзине у 2 варианта?

    Что не вошло в корзинки?

    Дети проверяют корзинки ребят, работающих у доски с опорой на экран.

    Почему это существительное стало лишним?

    Слово «морковь». Это существительное 3– го склонения.

    2. Игра "Не ошибись".

    Я буду вам называть слова с мягким знаком на конце. А вы должны записать существительные 3 -го склонения. За доской работают 2 ученика.

    Жизнь, фосаль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомоболь, тетрадь, лошадь, конь, лень, день, пень, боль, сушь, тюль.

    Дети самостоятельно записывают существительные. За доской 2 ученика, После окончания работы их проверяют еще два.

    Взаимопроверка по эталону на экране. Отмечают значком:

    + – справился,

    – – не справился.

    Физминутка электронная . (5 мин.)

    3. Ребята у доски . Упр. 177 с.93.

    Спишите, определите склонения существительных.

    К доске выходят ученики, анализируют и выполняют по 1 предложению.

    VI. Тест 10 мин. (2мин. объяснение)

    Сейчас вы будете выполнять тест, сидя за компьютером.

    Помните правила поведения. Внимательно читайте задания.

    Самостоятельная работа.

    VII Итог . (2 мин.)

    Над какой темой мы сегодня работали?

    Были ли трудности в выполнении заданий?

    Как считаете, хорошо ли поработали на уроке?

    Кому еще предстоит потренироваться?

    Домашнее задание – разноуровневые карточки.

    1 уровень на «3».

    Задание: обозначь склонение имён существительных.

    Тишина, лошадка, тишь, тетрадка, лето, ночка, тетрадь, утро, тень, тенек, лошадь, зверь, глушь, душ, заводь.

    2 уровень – на «4».

    Задание: обозначь склонение и падеж имён существительных.

    У дружбы () нет границ, у знаний нет дна.

    Не красна книга письмом (), красна умом.

    Золото испытывается огнем, друг – опасностью ().

    3 уровень – на «5».

    Задание: обозначь склонение и падеж зависимых существительных. Составить с данными словосочетаниями распространенные предложения.

    Рейка из железа (), дорога в деревню (), дверь из кухни (), мост из дерева (), окно в комнату (),трубка из стекла ().

    Обсуждение.

    Открытый урок в 4 классе "Б"

    Дата: 17. 10. 2017 г.

    Предмет: русский язык

    Тема: Три типа склонения имён существительных.

    Цель:

    Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия типы склонения имён существительных;

    Создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умение анализировать познавательный объект;

    Создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой, парной, индивидуальной и фронтальной работы.

    Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

    Структура урока:

      Организационный момент – 1 мин

      Минутка чистописания - 2 имнуты

      Актуализация знаний- 5 мин

      Постановка учебных задач – 1мин

      Решение задач -15 мин

      Физминутка - 2 мин

      Практическая работа -10 мин

      Итог урока. Рефлексия- 3 мин

      Домашнее задание. -1 мин

    Ход урока.

    1. Орг.момент: психологический настрой (игра "Добрый день!") 1 мин

    * Добрый день всем девчонкам! (машут рукой)

    * Добрый день всем мальчишкам!

    * Добрый день всем, кто любит свою Родину!

    * Добрый день всем, кому нравится сегодня погода за окном класса!

    Настроение каково?

    Все такого мнения?

    Все без исключения!

    Тогда мы можем начинать, присаживайтесь.

    2. Минута чистописания: а) оформление записи в тетрадях: 2 мин

    Семнадцатое октября.

    Классная работа.

    б) прописать буквы Дд, Гг

    в) Какое слово будем писать узнаете, если восстановите стихотворение.

    На помощь придёт,

    Плечо, как всегда подставит.

    Для отговорок слов не найдёт

    И от проблем избавит.

    Отгадка (4 буквы, первая и последняя есть в минутке чистописания)

    Какая орфограмма встретилась в слове друг?

    Пропишите это слово.

    3. Актуализация знаний: а) фронтальный опрос: 5 мин

    Что вы можете сказать о слове "друг" с точки зрения морфологии? (Друг - это имя существительное)

    Докажите свое утверждение.

    Что такое имя существительное?

    б) групповая работа с кластером.

    Вспомните и впишите грамматические признаки имени существительного в прямоугольники

    бывает ­­­­­______

    бывает ­­­­­______

    изменяется по


    изменяется по

    роль в предложении

    бывает ­­­­­_____,

    имя существительное


    г) работа с листом оценивания:

    6 правильных признаков - "5" баллов

    5 названных признаков - "4" балла

    4 - "3" балла

    менее 4 - "2" балла

    3. Постановка темы и целей: а) фронтальный опрос: 1 мин

    Глядя на кластер, скажите, всё ли мы знаем про имя существительное?

    Скажите, как иначе можно назвать изменение имён существительных по падежам? (склонение)

    Охарактеризуйте слово "друг" как часть речи (имя существительное, одушевлённое, ед.ч., м. р.)

    Как вы считаете, это существительное склоняемое или несклоняемое?

    Можете ли вы определить, какого именно склонения данное существительное? (нет)

    Почему? (не знаем по каким признакам это делать)

    Сделайте вывод, что мы должны узнать на уроке, чему научиться?

    4. Изучение нового материала: а) работа в парах. 15 мин

    Прочитайте слова. Найдите в них общее.

    Красота, героизм, смелость, воля, эгоизм, терпение, жадность, мужество, честность.

    Что означают эти слова? (качества человека). Все ли они положительные?

    Разделите данные имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу:

    окончание -а,-я

     окончание

    окончание -о,-е

     окончание

    Кто сидит слева выделяет окончание, кто справа - определяет род. Затем вместе заносят в таблицу.

    б) самопроверка и самооценка:

    Назовите существительные, которые вы отнесли к 1 группе.

    Назовите существительные, которые вошли во 2 группу.

    Какие слова составили 3 группу?

    "5" баллов, если нет ошибок

    "4" балла - 1 ошибка

    "3" балла - 2-3 ошибки

    "2" балла - более 3 ошибок

    в) фронтальный опрос:

    По каким признакам вы группировали существительные? (по их роду и окончанию)

    С помощью рода и окончания мы можем определить склонение имени существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения (появляется возле каждой цифры слово "склонение")

    Сделайте вывод, какие имена существительные относятся к 1 склонению, ко 2 и 3 склонению?

    Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного в единственном числе, в именительном падеже?

    Можно ли сразу определить склонение имени существительного в косвенном падеже?

    г) работа в группах: составьте алгоритм определения склонения имени существительного в косвенном падеже в предложении: В человеке всё должно быть прекрасно. (надо поставить это существительное в именительный падеж, узнать его род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение существительного)

    5. Физминутка. "Спортивная зайка" 2 мин

    6. Закрепление пройденного материала 10 мин

    Задание 1.

    Прочитай слова. Распредели по типу склонения в три столбика (работа по цепочке по 1 слову).

    У: Пользуемся алгоритмом.

    Доброта, внимание, скромность, справедливость, отвага, уважение, дружба, мир, щедрость, любовь, ласка, сочувствие, забота, мужество, чуткость.

    У: Мы записали много слов обозначающих положительные качества человека. Будьте и вы добры к окружающим вас людям.

    Задание 2.

    К данным словам, подберите антонимы, напишите, определите склонение (индивидуальная работа)

    У: Что такое антонимы? (слова противоположные по смыслу)

    Злость - … (доброта)

    грубость - … (вежливость)

    жадность - … (щедрость)

    У: Я бы хотела, чтобы по жизни вас сопровождали такие слова, как доброта, вежливость, щедрость.

    Оценка по критериям:

    1. Орфографически - правильно записаны все слова - 1 балл

    2. Правильно записаны все антонимы - 2 балла (если не все - 1, не справился - 0)

    3. Правильно определены типы склонений - 2 балла

    Суммируйте все баллы, поставьте оценку за эту работу в лист оценивания.

    7. Итог урока.

    Какую цель ставили на уроке?

    Достигли ли мы её?

    Я придумала для вас сложное задание, чтобы это проверить. Попробуйте выяснить, слово, какого склонения я задумала, задав мне только один уточняющий вопрос.

    а) Я задумала слово с нулевым окончанием в именительном падеже (это слово мужского или женского рода?)

    б) Я задумала слово мужского рода (это слово с окончанием –а или –я в начальной форме?)

    в) Я задумала слово женского рода (у этого слова нулевое окончание в именительном падеже?)

    Учащиеся задают вопросы, делают выводы.

    Может быть у вас возник вопрос, для чего нам необходимо знать склонение имён существительных?

    Об этом мы узнаем на следующем уроке.

    8. Оценивание.

    Посчитайте все баллы по листу оценивания.

    Вид задания

    Составление кластера

    Работа по таблице

    Подбор антонимов и определение склонения

    15-14 баллов -"5"

    13-12 баллов -"4"

    11-9 баллов- "3"

    9. Д/З стр. 51 упр. 135

    Помимо принятых к изучению трех типов склонения имен существительных, в грамматике русского языка насчитываются еще несколько категорий. Видоизменение слова по числу, роду и падежу и обозначается термином «склонение». Эта трансформация образовывает новые части слова или меняет их первоначальную форму. Склонению подлежат только именные части речи.

    Принадлежность часть речи к определенным типам склонения выявляется по присущим им окончаниям, слово должно находиться в первоначальной форме (именительный падеж , единственное число).

    Первое склонение имен существительных

    К первому типу склонения существительных имеют отношение указанные части речи, находящиеся в мужском роде или женском, чья начальная форма (именительный падеж) отличается окончаниями -а или -я.

    Примеры: линейк-а (ж.р.), берез-а (ж.р.), тарелк-а (ж.р.), магноли-я (ж.р.), дедушк-а (м.р.), пап-а (м.р.), планет-а (ж.р.), категори-я (ж.р.).

    Также следует учитывать, что к данному склонению относится и существительные общего рода (слова, чья принадлежность роду определяется смысловой нагрузкой или контекстом, в котором они употреблены).

    Примеры: растеряш-а , рев-а , растеряш-а , тихон-я , сирот-а , грязнул-я .

    В зависимости от слова, с которым они употребляются, меняется их род: Растеряша Полина (ж.р.) — Растеряша Дима (м.р.). Тихоня девочка (ж.р.) — Тихоня мальчишка (м.р.).

    Второе склонение имен существительных

    Слова мужского рода с окончанием -о или -е также относятся ко второму склонению: домишк-о , голосищ-е , человечишк-о .

    Существительные среднего рода, которые оканчиваются на -о или -е тоже являются частями речи второго склонения: гор-е , озер-о , полотенц-е , прощани-е , ремесл-о , колен-о , умени-е .

    Третье склонение имен существительных

    Примеры: полночь_ , дочь_ , кровать_ , помощь_ , площадь_ , молодость_ , любовь_ , мышь_.

    Три склонения имен существительных (таблица)

    Разносклоняемые существительные

    В частных случаях правила склонения имен существительных нарушаются. Эти слова нужно запомнить:

    • существительные среднего рода, оканчивающиеся на —мя, всего их насчитывается 10: пла-мя, вре-мя, бре-мя, зна-мя, и-мя, пле-мя, вы-мя, стре-мя, се-мя, те-мя;
    • дитя (ср. род);
    • путь (м. род).

    Такое название указанные слова обрели по причине соответствия их окончания в творительном падеже окончаниям второго склонения, в остальном же они обладают всеми признаками существительных 3-го склонения. Пример образования новых окончаний при преобразовании по падежным формам:

    • Именительный: путь_; стрем-я ; дит-я ; молодость_.
    • Родительный: пут-и ; стремен-и ; дитят-и ; молодост-и .
    • Дательный: пут-и ; стремен-и ; дитят-и ; молодост-и .
    • Винительный: путь_; стрем-я ; дит-я ; молодость_.
    • Творительный: пут-ем ; стремен-ем ; дитят-ей; молодость-ю .
    • Предложный: о пут-и ; о стремен-и ; о дитят-и; о молодост-и .

    В особую группу выделяют существительные, образованные от других частей речи и сохранившие их признаки. К таким словам относятся существительные с признаками имен прилагательных, числительных и причастий (трудящийся, выходной, подлежащее, животное, рабочий, портной, душевая, второе, вычитаемое). Склонение же, которое включает такие части речи, называется адъективное. Согласно ему указанные существительные будут склоняться, как и часть речи, признаками которой оно обладает.

    Существительные, которые не могут употребляться в единственном числе, затрудняют определение рода, поэтому его не имеют, также как и склонения: очки, отруби, дрожжи, каникулы, духи, Карпаты, сборы, шахматы, качели, тени, сливки.

    К несклоняемым существительным относятся также заимствованные из других языков слова, не меняющие своего окончания ни в одном из падежей : маэстро, конферансье, киви, фламинго, какаду, леди, салями, кольраби, алоэ.

    Определение склонения имени существительного

    Видео

    Склонение – это изменение слова по падежам. Система падежных форм существительных называется парадигмой склонения существительного.

    Типы склонений имен существительных в вузовском курсе русского языка отличаются от типов склонения, рассматриваемых в школьном курсе. В вузе, как и в школе, выделяются три субстантивных типа склонения. Различие заключается в порядке нумерации склонений и соответственно в их названиях.

    Прежде всего выделяют три субстантивных типа склонения – первое, второе и третье.

    По системе научной классификации к первому склонению относятся существительные мужского рода с твердой и мягкой основой и нулевой флексией (океан, зверь )и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е (облако, море).

    И. -ø, -о (-е) В. -ø, -о (-е) (неодуш.), -а (-я) (одуш.)

    Р. -а (-я) Т. -ом (-ем)

    Д. -у (-ю) П. –е

    К второму склонению относятся существительные женского рода с окончаниями -а, -я (луна, земля), а также небольшое количество существительных мужского рода с окончаниями -а, -я (дедушка, зайчишка, дядя).

    Система окончаний данного типа:

    И. -а (-я) В. -у (-ю)

    Р. -ы (-и) Т. -ой (-ей)

    Д. П. –е

    К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевой флексией, имеющие основу на мягкий согласный или шипящий (степь, молодежь, ночь).

    Система окончаний данного типа:

    И. -ø В. -ø

    Р. -и Т. -(ь)ю

    Д. П. –и

    Научные и учебные грамматики, помимо трех субстантивных склонений, выделяют адъективное, смешанное и нулевое склонения.

    Адъективное склонение – это склонение по типу прилагательных. Субстантивированные прилагательные и причастия изменяются по падежам так же, как они изменялись, будучи прилагательными и причастиями (учительская, мороженое, учащийся).

    Система окончаний данного типа:

    Ед. число Мн. число

    муж. и ср. род ж.р.

    И. -ый/-ий, -ой, -ое, -ø -ая, -а/-я -ые/-ие, -и

    Р. -ого/-его -ой/-ей -ых/-их

    Д. -ому/-ему -ой -ым/-им

    В. И.(неодуш.), Р. (одуш.) -ую И. (неодуш.), Р. (одуш.)

    Т. -ым/-им -ой/-ей -ыми/-ими



    П. -ом/-ем -ой/-ей -ых/-их

    Смешанное склонение – это такое склонение, в парадигме которого встречаются (смешиваются) окончания разных склонений.

    Традиционно к смешанному склонению относят 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя)и слова путь (м.р.). Их иначе называют разносклоняемыми существительными. При склонении эти слова в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание -и (как в третьем склонении), а в творительном падеже - окончание -ем (как в первом склонении).

    И. врем-я путь-ø дит-я

    Р. времен-и пут-и дитят-и

    Д. времен-и пут-и дитят-и

    В. врем-я путь-ø дит-я

    Т. времен-ем пут-ём дитят-ей

    П. (о) времен-и (о) пут-и (о) дитят-и

    К разносклоняемым относится также существительное дитя (ср.р.). Но формы косвенных падежей ед. числа этого существительного воспринимаются как устаревшие, они заменились формами слова ребёнок.

    К смешанному склонению следует отнести существительные женского рода на -ия (армия), которые в именительном, родительном, винительном и творительном падежах склоняются по второму субстантивному склонению (типа земля), а в дательном и предложном – по третьему субстантивному склонению (типа степь). К смешанному склонению следует отнести и существительные мужского рода на -ий (планетарий) и среднего рода на -ие (движение), которые во всех падежах, кроме предложного, имеют окончания первого субстантивного склонения, а в предложном падеже – окончание-и (окончание третьего субстантивного склонения).

    И. гений-ø станции-я звании-е

    Р. гении-я станции-и звании-я

    Д. гении-ю станции-и звании-ю

    В. гении-я станции-ю звании-е

    Т. гении-ем станции-ей звании-ем

    П. (о)гении-и (о) станции-и (о) звании-и

    Существительные – названия фамилий мужского рода с суффиксами -ин, -ов относятся к смешанному склонению, так как окончания в их парадигме совмещают признаки первого субстантивного склонения (все падежи, кроме творительного падежа), и признаки склонения притяжательных прилагательных (в творительном падеже). Существительные – фамилии женского рода нельзя отнести к смешанному склонению, т.к. парадигма их окончаний полностью совпадает с парадигмой склонения притяжательных прилагательных женского рода. Это адъективное склонение.

    И. Ростов-ø (Николай) Ростов-а (Наташа)

    Р. Ростов-а (Николая) Ростов-ой (Наташи)

    Д. Ростов-у (Николаю) Ростов-ой (Наташе)

    В. Ростов-а (Николая) Ростов-у (Наташу)

    Т. Ростов-ым (Николаем) Росто-вой (Наташей)

    П. (о) Ростов-е (Николае) (о) Ростов-ой (Наташе)

    При употреблении таких существительных в формах множественного числа все падежи, кроме именительного, имеют окончания прилагательных:

    И. Ростов-ы В. Ростов-ых

    Р. Ростов-ых Т. Ростов-ыми

    Д. Ростов-ым П. (о) Ростов-ых

    Существительные – названия городов и сел такого же типа склоняются полностью по образцу 1-го склонения: под Ростовом , под Бородином.

    Нулевое склонение как особый тип склонения выделил А.А.Зализняк и отнес к этому типу неизменяемые имена существительные. Традиционно эта группа слов определяется как слова несклоняемые. Однако поскольку неизменяемые существительные типа пальто, метро, кино могут употребляться с предлогами, т.е. образуют предложно-падежную форму, которая служит для выражения падежных значений (около метро, в пальто, о кино), а падежные значения этих слов (купил пальто, пригласил в кино) могут быть выражены синтаксически, постольку выделение нулевого склонения представляется вполне оправданным.

    В русском языке существует особая группа существительных, не имеющая показателей типа склонения. К этой группе относят существительные pluralia tantum (ворота, ножницы, духи), которые имеют форму только множественного числа, не имеют показателей категории рода и склоняются во множественном числе. Отсутствие формы единственного числа и категории рода не даёт возможности определить и тип склонения.

    В зависимости от твердости/мягкости конечных согласных основы различаются твердая и мягкая разновидности склонений: дуб, сын – конь, зверь; стена, рыба – дыня, соня; мышь – ночь (в 3-м скл. твердая и мягкая разновидности характерны лишь для существительных с основой на шипящие).

    Существительные с основой на г, к, х, шипящие и ц относятся к смешанному типу склонения: нога – ноги, полк - полки, сноха – снохи, нож - ножи, ключ – ключи, пальцы – пальцев.

    Типы склонения строго различаются только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе различия между типами склонения четко не выражены, а дательном, творительном и предложном падежах вообще отсутствуют.

    У существительных твердого склонения в дательном и предложном падежах единственного числа конечные согласные основы смягчаются: стране, о стране.

    Все типы склонений в Д., Т., П. падежах множественного числа имеют одинаковые флексии. Формы И., Р., В. падежей имеют свои особенности.

    Система окончаний множественного числа:

    И. -и (-ы), -а, -е В. = И.(неодуш.), Р. (одуш.)

    Р. -ø, -ов (-ев), -ей Т. -ами/-ями

    Д. -ам/-ям П. -ах/-ях

    При склонении существительных в форме множественного числа последовательно выражается одушевленность/неодушевленность, тогда как в единственном числе одушевленность выражается только у существительных мужского рода 2-го склонения (любить книги – любить сестер, увидеть города – увидеть братьев, увидеть окна – увидеть чудовищ, увидеть степи – увидеть мышей).