Войти
Логопедический портал
  • Сочинение герасим и татьяна в рассказе тургенева муму
  • Письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни из «Муму» И
  • Про россию на китайском языке Как нельзя называть женщин в Китае
  • Что значит моя мечта. Значение слова мечтать. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова
  • Многозначное слово «mean Как переводится слово mean
  • Лётчик-ас кожедуб иван никитович — трижды герой ссср
  • Позволяющих ему функционировать в качестве. Понятие социализация. Смотреть что такое "социализация" в других словарях

    Позволяющих ему функционировать в качестве. Понятие социализация. Смотреть что такое

    лат. socialis - общественный) - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм. Феномен С. изучается философией, социологией, социальной психологией, психологией, педагогикой, историей и этнографией. В рамках философии проблема С. конституируется на стыке философии культуры и философии детства. С. как философская проблема имеет смысл только в контексте такого направления социальной философии, как социальный реализм, - в категориях историцизма не формулируется. Традиция философского осмысления феномена С. заложены основоположником социальной психологии Тардом; активно развивалась классическим психоанализом (Фрейд), интеракционизмом; марксизмом (Выготский, Леонтьев), структурно-функциональным анализом (Парсонс); современные исследования проблематики С. представлены, прежде всего, символическим интеракционизмом (чикагская и айовская школы), направлением "психодрамы" и др. Процесс С. может быть понят как подключение человека к культуре как таковой (С. биологического организма) и - одновременно - как подключение к традициям конкретной национальной культуры, выступающей далее для него в качестве автохтонной, родной. Процесс С. как адаптации к культурной среде осуществляется практически всю жизнь индивида, однако функционально-содержательный экстремум его (собственно С.) приходится на временной отрезок со второго по шестой годы жизни, и если этот период упущен (феномен Маугли), то С. детеныша, биологически принадлежащего к виду homo sapiens, практически невозможна (все описанные попытки социализировать детей, выращенных в волчьей стае, как знаменитые Амала и Камала, в стаде антилоп и даже, как современный Ганимед, в гнезде орла, демонстрируют указанную невозможность в качестве своего результата). С. как процесс подключения к культурной традиции семантически есть процесс формирования индивидуальности. В этом смысле результатом С. выступают индивидуальные вариации исторически определенного типа личности. Их вариативность обусловлена многообразием конкретно-частных реакций на социальные ситуации и различием врожденных психологических особенностей и задатков, их интегральная общность - единством исходной парадигмальной поведенческой матрицы, оформленной в культуре в качестве стандарта приемлемости и задающей своего рода ватерлинию, переход которой означает выход индивидуального поведения за пределы одобряемой общественным мнением легитимности. Операциональное овладение соответствующими санкционированными обществом социальными ролями регулируется принципом "удовольствие - страдание" (Фрейд) или "торможение - субституция" (Парсонс), приводимого в действие посредством вознаграждения или наказания. Психологическим механизмом С. выступает примерка индивидом на себя этих ролевых технологий: "подражание" (Тард), "идентификация себя с другим" (Фрейд), "принятие роли другого" (Дж.Г. Мид), "имитация и идентификация" (Парсонс). Необходимость такой идентификации возникает в ходе катектической оценки субъектом ситуации, т.е. артикуляции ее в контексте неиндеферентных для индивида аспектов (Парсонс) или в ходе социального взаимодействия индивидов, когда знание (редуцированные прошлые взаимодействия, содержащиеся в индивидуальном опыте) "перспектив", социальных возможностей, открывающихся той или иной ситуацией, совпадают у коммуникативных партнеров, что позволяет каждому из них "принять роль другого" (Дж.Г. Мид). В данном контексте возникает проблема агента С, т.е. того, чья поведенческая норма выступает в качестве образца. При этом важно, что С. рассматривается как в качестве сознательного целенаправленного воздействия на формирование личности (воспитание), так и в качестве объективного стихийно-спонтанного процесса трансформации индивидуального сознания в соответствующем социокультурном контексте. В концепции С. Фрейда таким модельным образцом является семья (прежде всего, родители); Т. Тернером было показано, что референтным агентом С. может выступать группа, не носящая семейного характера. При всех разночтениях, однако, агент С. фиксируется, во-первых, как "другой/другие" и, во-вторых, как "значащий другой/другие": типовым образцом отношений в рамках процесса С. являются вертикальные отношения по принципу "учитель - ученик" (Тард). Индивид "вбирает в себя общие ценности" в процессе общения со "значащими другими" (Парсонс). Как показано Мидом, "принятие роли другого" осуществляется субъектом стадиально: начинаясь с принятия роли конкретных авторитетов (исходно - родителей, затем - пользующихся популярностью сверстников и наделенных престижными качествами взрослых: реальных выдающихся личностей любого масштаба, равно как и литературных или кино-героев) и, наконец, в качестве максимально "значащего другого" выступает абстрактный "генерализированный другой". В случае же "генерализированного другого" оценка значимых агентов С. (родители, группа) превращается в самооценку: контроль проникает внутрь индивидуального сознания, "физиологический организм превращается в рефлексирующее сознание, Я" (Мид). Позднее Фуко назовет этого мифологического субъекта паноптического контроля "отсутствующим господином", проникающим в самые сокровенные уголки подсознания и не оставляющего индивиду ни йоты свободы в частной жизни, ибо, как показано в "Истории сексуальности", даже самые, казалось бы, интимные поведенческие программы на деле оказываются продиктованными соответствующими культурными установками, являясь фактически результатом того или иного типа С. Аналогичный аспект диктата всеобщего фиксируется и в "Диалектике просвещения" Хоркхаймера и Адорно. (И в этом смысле прозрачность сознания гораздо страшнее стеклянных стен замятинских "Мы".) В результате С. осуществляется интернализация социализирующимся сознанием структуры референтной социальной общности (семьи по Парсонсу или "коммуникативного сообщества" по Миду). Это задает особую структурную организацию сознания: наряду с имманентным его содержанием как источником спонтанности и специфичности реагирования на ситуацию ("Эго" у Фрейда, "I" у Мида) оформляется и довлеющий внутренний блок контроля, репрезентирующий социальную норму и не допускающий отклонений от социальных аспектаций ("супер-Эго" у Фрейда, "mе" у Мида). Таким образом, функции социального контроля трансформируются из внешних во внутренние - посредством формирования в сознании индивида интенции на рефлексивный самоконтроль. Важнейшим аспектом С. выступает, таким образом, способность индивида "становиться объектом для самого себя" (Мид). С точки зрения социокультурного механизма С. как процесс идентификации индивидом себя с определенными социальными ролями осуществляется не только в контексте непосредственного общения (интеракционизм), но и опосредовано: через знаковые системы культуры (язык, миф, искусство, религия и т.д.), несущие информацию о возможных в данном социальном контексте индивидуальных ролях. Так, с позиций "философской семантики" А. Лавджоя, в каждой культурной традиции может быть выделен набор ключевых понятий, веер возможных интерпретаций которых и задает в своих семантических пределах социально-психологические границы "индивидуальных вариаций индивидуального сознания". Как процессуальный феномен С. является стадиальной, причем соответствующие ей этапы могут быть выделены как в рамках онтогенетического, так и филогенетического подходов. Так, применительно к индивидуальной С. Мидом зафиксировано три этапа ее осуществления: 1) психогенетический, основанный на усвоении шаблонов удовлетворения потребностей и осуществляемый путем проб и ошибок; 2) образно-символический, основанный на образной системе, безусловно рефлекторно связанной с символами; 3) интеллектуально-концептуальный, в рамках которого культурная символика становится центральным механизмом управления поведением. Филогенетически этим этапом можно поставить в соответствие три типа (этапа) исторической эволюции феномена С: 1) именной, 2) профессионально-кастовый, 3) универсально-логический, зафиксированные М.К. Петровым в качестве исторических типов "трансляции исторического опыта от поколения к поколению". Исторически первый "именной" тип С. характерен для архаических культур, основанных на мифологическом сознании, в рамках которого имя оказывается семантически нагруженным и сопряженным в сюжете мифа с определенными ролевыми сценариями поведения и профессиональными технологиями (например, имя "Старое Солнце" у индейцев Северной Америки как обозначение члена племени, занимающегося ловлей орлов в целях добычи перьев, необходимых для создания головного убора вождя, - по А. Шульцу). В архаическом культурном контексте номинация выступает в этой связи в полной мере судьбоносным актом, определяя и задавая на будущее профессиональную деятельность, обязанности, права и социальный статус индивида в структуре общины (не случайно судьба олицетворяется в европейской культуре в образе пряхи: от древнегреческой мойры до сказочных фей, укалывающих принцесс веретеном, - именно старухам-пряхам отводилась в архаической общине роль тех, кто прял пряжу, ткал из нее пелены и чертал на них знак того имени, которое и должен был носить младенец, в эти пелены запеленутый). Поскольку деятельность индивида в племени дифференцировалась на посильную ребенку и ту, которая под силу только взрослому, задавая - параллельно - дифференциацию статуса ребенка в отличие от взрослого полноправного члена общины, постольку соответственно этому дифференцируется и имя: для ранней культуры характерен дуализм детского и как бы настоящего имени (согласно легенде, разбойник, встретив Конфуция на лесной дороге и желая оскорбить его, называет мудреца его детским именем, что Конфуций расценивает как унижение его достоинства). Переход от детства ко взрослости (феномен инициации) переживается носителем мифологического сознания как смерть (ребенка) и рождение (мужчины), чему соответствует и получение нового имени. Таким образом, архаические культуры не знают феномена инфантилизма, столь знакомого зрелым культурам с другим типом С. К недостаткам "именного" типа С. можно отнести, во-первых, то обстоятельство, что весь информационный массив, который должен быть усвоен субъектом в ходе С, передается в изустной традиции (материнские рецитации мифов над колыбелью), что делает информативную емкость имени чрезвычайно низкой. Во-вторых, "именной" тип С. никак не учитывает индивидуальные способности, а - тем более - склонности: набор социальных ролей и, соответственно, имен в племени жестко определен, и со смертью прежнего носителя той или иной социально значимой функции его имя дается первому же, кто проходит через процедуру инициации. И, в-третьих, связь имени с фабулой мифа, будучи весьма жесткой и однозначной, сильно затрудняет введение в процессе С. новой информации, касающейся технологических и социальных аспектов той или иной социальной роли: поскольку технологическая информация контекстно вплетена в ткань мифологического сюжета и оказывается связанной с сакральной информацией о богах и героях, постольку изменение технологической составляющей мифа неизменно влечет за собой и изменение сакральной его составляющей, в свою очередь касающейся космогонических сюжетов. Если в рамках шумеро-вавилонской мифологии Мардук творит небо и землю из туши убитого им чудовища Тиамат, то в данном культурном контексте невозможно ввести, к примеру, новую информацию о способах свежевания дичи, не задев сакрального содержания мифа. Однако, миф живет лишь до тех пор, пока он "сакрально неприкосновенен" (И. Тренчени-Вальданфель), а потому частая смена мифологических космогоний, вызванная чисто техническими новациями и синкретичностью мифологического сознания, в контексте которой любая новация иррадиирует на весь мифокомплекс, означает фактическое разрушение мифологического сознания. И - соответственно - выход за пределы "именного" типа С. Ему на смену приходит "профессионально-кастовый" тип, отличающийся практически только тем, что в качестве носителя имени выступает не индивид, а семья, род как профессиональный коллектив (как, например, в Крито-Микенской Греции: врачеватели называли себя асклепидами, т.е. сыновьями (детьми) Асклепия, кузнецы - гефестидами и т.п.). Социализируясь в профессионально артикулированном контексте, ребенок имплицитно усваивает соответствующие технологии, обязанности и права: С. изначально протекает как профессионально заданная. Данный тип С. наследует все недостатки "именного" типа: информативная емкость родового имени по-прежнему низка, индивидуальные склонности, по наблюдению Геродота за египтянами, по-прежнему не учитываются: "их глашатаи, флейтисты и повара наследуют занятия отцов, так что сын флейтиста становится флейтистом, сын повара - поваром, а сын глашатая - глашатаем, другие при всей звучности голоса не могут их вытеснить, свои же обязанности они выполняют по заветам отцов". Что же касается возможности введения инноваций, то отнесенность технологий к богу - покровителю профессии - еще более затрудняет его: мало просто сообщить новый способ ковки металла, - во избежание кощунственной авторской конкуренции с богом необходимо еще доказать, что сам Гефест ковал именно так. Бурная дифференциация ремесел в условиях античной Греции 8-7 вв. до н.э. привела к трансформации "профессионально-кастовой" формы С. Если для традиционного общества было характерно ирригационное земледелие и соответствующий ему консервативный социальный уклад, то для нетрадиционного греческого общества в силу природных условий ирригационное земледелие не было возможным: лишь 20% территории ландшафтно были пригодны для вспашки, а засушливый климат делает традиционное сельское хозяйство в Средней Греции и Пелопонессе проблематичным. "Труды и дни" Гесиода есть, по сути, описание последовательной смены различных видов деятельности, пережитых его отцом, не могущим прокормить семью сельскохозяйственным трудом, и типичных для Греции этого периода. В условиях, когда в течение жизни человек вынужден сменить серию различных профессий (от корабела, морехода, торговца до морского пирата) и, в условиях демократического полиса, серию социально-гражданских ролей (индивид мог быть последовательно избран и архонтом, и стратегом и др.), - С. как профессионально-кастовое вживание в единственную социальную роль, унаследованную по традиции от предков, не может служить базово типовой. На смену ей приходит "универсально-логический" тип С, основанный на усвоении абстрактных формул социального поведения (взамен традиционных конкретных рецептур) и предполагающий формирование специального института обучения (в эпоху Солона был принят закон, согласно которому мужчина не был обязан содержать престарелого отца, если тот в свое время не отдал его в обучение ремеслу). Таким образом, социальные функции С. обусловлены тем, что она выступает важнейшим механизмом: воспроизводства субъекта социально-исторического процесса; обеспечения преемственности в развитии культуры и цивилизации; поддержания бесконфликтного существования общества как интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде и имплицирования в содержание его сознания общезначимых норм легитимного поведения (идея "предупреждения нарушения общезначимых норм" выступает аксиологическим центром современных разработок в области пенологии: наказание рассматривается, в первую очередь, как средство социального контроля (И. Анденес, Н. Моррис, Э. Хирш). В рамках философской концепции С. были эксплицированы многие серьезные проблемы общеантропологического характера. Прежде всего, это проблема интерпретации самого феномена социальной адаптации: как приспособления биологического организма к условиям социальной среды (Фрейд с его базовой концепцией пансексуализма), как силового генеративного воздействия на человека внешней среды культуры (М. Мид, показавшая, что и подростковые конфликты, и стереотипы сексуального поведения порождены не возрастными или половыми особенностями индивидов, но "принципами культуры") или как комплексного процесса, фундированного как биопсихическими, так и социальными основаниями (Тард, Мид, Парсонс). Важнейшей проблемой, эксплицированной в рамках теории С, является проблема девиант-ного поведения. Конституирование внутри индивидуального сознания блока контроля, репрезентирующего нормы социальной легитимности и коллективные аспектации, с очевидностью деформирует автохтонность сознания, нарушая свободу его проявлений. Фрейдизм трактует это как почву для развития невроза (собственно, чем более человек культурен, т.е. чем более социокультурных ограничений стали для него имманентными, тем более он невротик), Парсонс - как основу формирования чувства неполноценности, возникающего в результате постоянного переживания индивидуальным сознанием оценочного отношения со стороны окружающих и, в конечном счете, себя самого. Особенно ярко это проявляется, по Парсонсу, в культурах западного типа с выраженным "достиженческим комплексом", основанном на "инструментальном активизме". Сопротивление сознания навязанному диктату "достиженческого" аксиологического комплекса осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это индивидуальное девиантное поведение, т.е. поведение, оцененное в рамках аспектаций данной культуры как неприемлемое и подвергнутое стигмации или "клеймению" (Ф. Таненбаум, Д. Силвермен, Д. Уолш, П. Филмер). Второй формой сопротивления выступает формирование альтернативных официальной культуре периферических субкультур, ориентированных либо на переосмысление общепринятых норм (отказ от "культуры отцов" в идеологии "новых левых") либо на их тотальном отторжении (негативная идеология хиппи). В рамках чикагской школы символического интеракционизма поставлена проблема семиотического механизма С, в частности - проблема языка как "медиума" межличностного взаимодействия и средства интернализации социального стандарта; показано, что в ходе знаковой перекодировки ситуации меняется ее социальное значение, а, стало быть, язык может выступать средством "создания новых миров" с новым раскладом социальных ролей (Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани). Айовской школой символического интеракционизма актуализирована проблема роли и статуса различных символических систем в процессе С. (Т. Портленд, М. Кун). В рамках "социодраматического подхода" к социальной реальности С. рассматривается как "становление актера" - процесс овладения "мастерством ношения маски" и "умения жить внутри сценария" (К. Берк, Гофман, X. Данкен). В настоящее время в исследовании проблематики С. наблюдается тенденция к комплексному междисциплинарному взаимодействию, взаимопроникновению подходов и методов, выработанных в рамках ее философского, социологического, социально-психологического и историко-этнографического анализа.

    Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

    1

    Запишите слово, пропущенное в таблице.

    Структура деятельности

    2

    В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

    1) семейное воспитание; 2) дополнительное образование; 3) социализация молодежи; 4) школьное обучение; 5) трудовая подготовка.

    3

    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы научного познания мира.

    1) высказывание мнения, 2) непосредственное наблюдение, 3) проведение эксперимента, 4) мысленное моделирование, 5) пересказ текста, 6) эмпирическое описание.

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    4

    Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

    2. Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

    3. Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.

    4. Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

    5. Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.

    5

    Установите соответствие между компонентами общества как системы и примерами

    6

    Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

    4. способности

    5. результаты

    7

    Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование производства и потребления.

    2. Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами рыночного механизма.

    3. Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.

    4. В рыночной экономике государство защищает законные интересы собственников.

    5. В рыночной экономике государство директивно устанавливает цены на все товары и услуги.

    8

    Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде

    9

    Учащиеся социально-экономического профиля проводят семинар «Акционерные общества в современной экономике». Одно из выступлений касается статуса обыкновенной акции. Что из перечисленного ниже должно быть отмечено в этом выступлении? Запишите цифры, под которыми указаны верные положения.

    1. дает право на участие в управлении фирмой

    2. дает право на получение фиксированного дивиденда

    3. дает первоочередное право на получение имущества фирмы в случае ее банкротства

    4. дает право на безусловный возврат ее номинальной стоимости по истечении срока погашения

    5. дает право на получение нефиксированных дивидендов в случае соответствующих решений

    6. является долевой ценной бумагой

    10

    11

    Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Неформальный социальный контроль осуществляется путём применения только позитивных санкций.

    2. Социальный контроль необходим для поддержания стабильности общественной жизни.

    3. В зависимости от характера санкций принято различать прогрессивный и регрессивный социальный контроль.

    4. Социальный контроль включает совокупность методов и способов, гарантирующих выполнение ролевых требований к индивиду.

    5. Социальный контроль обеспечивает соблюдение определённых условий, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.

    12

    В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им предложили сравнить количество отечественных и импортных продуктов в магазинах в их населённых пунктах. Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

    Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Доля тех, кто считает, что в магазине примерно одинаковое количество отечественных и импортных продуктов, в стране Z больше, чем в стране Y.

    2. Равные доли опрошенных в каждой стране отметили, что в магазине больше импортных продуктов.

    3. Доля тех, кто затруднился ответить на поставленный вопрос, в стране Z больше, чем в стране Y.

    4. В стране Z мнение, что в магазине больше импортных продуктов, менее популярно, чем мнение, что в магазине больше отечественных продуктов.

    5. В стране Y мнение, что в магазине больше отечественных продуктов, популярнее мнения, что в магазине больше импортных продуктов.

    13

    Выберите верные суждения о демократическом политическом режиме и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Демократический политический режим отличают неограниченные законом полномочия власти.

    2. При демократическом режиме обязательно устанавливается республиканская форма правления.

    3. Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека.

    4. При демократическом режиме обеспечивается защита прав отдельных личностей и меньшинств.

    5. В отличие от политических режимов других типов, демократический режим обеспечивает право власти на управление людьми, находящимися на определенной территории.

    14

    Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия.

    15

    В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в государстве установился авторитарный политический режим? Запишите цифры, под которыми она указана.

    1. власть носит публичный характер

    2. сложилась система правоохранительных органов

    3. все стороны жизни подчинены единой идеологии

    4. большое влияние имеет церковь как общественный институт

    5. для удержания власти используются силовые структуры

    6. контроль над экономикой полностью централизован

    16

    Что из перечисленного относится к группе социально-экономических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. право на социальное обеспечение по возрасту

    2. право на жизнь

    3. право на охрану здоровья и медицинскую помощь

    4. право на свободу и личную неприкосновенность

    5. право на отдых

    17

    Установите соответствие между характеристикой (обозначено буквами) и этапом развития общества (обозначено цифрами).

    18

    Установите соответствие между участниками и видами судебных процессов

    19

    Выберите верные суждения о видах юридической ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Уголовно-правовая ответственность применяется за преступления и включает самые стро​гие меры государственного принуждения.

    2. Мерами наказания в рамках уголовно-правовой ответственности выступают лишение или ограничение свободы.

    3. Административно-правовая ответственность наступает в случае нарушения правил поведения, уста​новленных различными уставами, положениями, правилами.

    4. Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение правил дорожного движения, охраны природы, общественного порядка.

    5. Гражданско-правовая ответственность состоит в применении санкций преимущественно неимущественного характера.

    Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    20

    Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

    «Семья - это самая малая, первичная ячейка ______ (А), без которой совершенно невозможно его существование. Именно семья выполняет важнейшую функцию рождения детей, _____ (Б) человеческого общества. Именно в семье ребенку прививаются такие ____ (В), как, например, уважение к старшим, забота о слабых, любовь к труду. Семья выполняет и защитную _____ (Г), играя роль своеобразного оплота и убежища, в котором можно найти понимание и поддержку. Небезразлична для общества и экономическая функция семьи. Она проявляется прежде всего во взаимной _____ (Д) её членов, в организации быта, семейного досуга. В последние годы семья все активнее проявляет себя как _____ (Е): создаются личные подсобные хозяйства граждан, развивается фермерство на селе и семейное предпринимательство в городе».

    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

    Список терминов:

    1. воспроизводство

    2. функция

    3. общество

    4. поколение

    5. производитель

    6. потребитель

    7. деятельность

    8. материальная поддержка

    9. нравственные ценности

    Часть 2.

    Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

    Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас - социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить своё поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

    Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

    Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

    (И. Смелзер)

    Что такое социализация? Какие две стороны процесса социализации назвал автор?

    Показать ответ

    элементы :

    1) ответ на первый вопрос : процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества;

    2) ответ на второй вопрос : объекты и агенты социализации.

    Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

    Показать ответ

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

    1) ответ на первый вопрос : биологические возможности человека и ограничения, обусловленные культурой;

    2) ответ на второй вопрос : ожидания, изменение поведения, стремление к конформизму.

    Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по Смыслу формулировках

    Показать ответ

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

    1) ответ на вопрос: в процессе социализации у индивида формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения его социальных ролей;

    2) социальные роли и соответствующие примеры , допустим:

    Ученик (например, первоклассник учится читать и писать, усваивает школьные требования дисциплины; всё это в дальнейшем поможет ему в обучении на разных уровнях общего и профессионального образования);

    Член семьи (например, родители учат ребёнка элементарным приёмам самообслуживания в быту; на этой основе в будущем увеличится участие ребёнка в выполнении работ по дому и ведении домашнего хозяйства). Могут быть названы другие социальные роли подростка, приведены иные примеры

    Примеры исполнения социальных ролей, в которых не показана связь с социализацией, не засчитываются при оценивании.

    Указание социальных ролей, не характерных для подростка, не засчитывается при оценивании даже при наличии корректных примеров

    Государство контролирует некоторые аспекты социализации индивидов. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения этого факта.

    Показать ответ

    Могут быть приведены такие объяснения :

    1) государство заинтересовано в формировании гражданских ценностей, определённой политической культуры граждан;

    2) государство заинтересовано в поддержании правопорядка и развитии правосознания граждан;

    3) государство осуществляет определённые расходы на образование и культуру и заинтересовано в эффективном расходовании вложенных средств;

    4) государство заинтересовано в нормальном функционировании рынка труда, поэтому оно расставляет определённые приоритеты в развитии профессионального образования.

    Могут быть приведены другие объяснения

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «трудовой договор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о возрасте, с которого в РФ допускается заключения трудового договора по общему правилу, и одно предложение, раскрывающее любую установленную российским законодательством гарантию при заключении трудового договора.

    Показать ответ

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1) смысл понятия , например: трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, устанавливающее их взаимные права и обязанности; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

    2) одно предложение с информацией о возрасте, с которого в РФ допускается заключения трудового договора по общему правилу: Заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.

    (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о возрасте заключения трудового договора по общему правилу.)

    3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса любую установленную российским законодательством гарантию при заключении трудового договора, например: Одной из установленных российским законодательством гарантий при заключении трудового договора является запрещение необоснованного отказа в заключении трудового договора.

    (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую установленную российским законодательством гарантию при заключении трудового договора.)

    Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности ра ботника, закреплённые Трудовым кодексом РФ.

    Показать ответ

    В правильном ответе должны быть названы и проиллюстрированы примерами обязанности работника , допустим:

    1) добросовестно исполнять свои трудовые обязанности (например, Ольга работает учителем; она готовится к урокам, проверяет тетради своих учеников и т.п.);

    2) соблюдать трудовую дисциплину (например, Леонид никогда не опаздывает на работу);

    3) выполнять установленные нормы труда (например, врач поликлиники ведёт приём пациентов в определённое расписанием время);

    4) соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (например, Матвей - электрик, он никогда не работает без соответствующей защиты);

    5) бережно относиться к имуществу работодателя (например, Фёдор работает водителем автобуса; он поддерживает порядок и чистоту в кабине и салоне, напоминает пассажирам, что не следует портить сиденья, разрисовывать стены и мусорить в автобусе);

    6) незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (например, Ирина, находясь на рабочем месте, почувствовала запах дыма, вызвала пожарных и оповестила руководство фирмы).

    Могут быть названы и проиллюстрированы другие обязанности, приведены иные примеры

    Прочитайте фрагмент научного текста: «Гравитация, в отличие от других взаимодействий, универсальна в действии на всю материю и энергию. Не обнаружены объекты, у которых вообще отсутствовало бы гравитационное взаимодействие». Укажите два критерия, которые позволяют отнести данный текст к научным. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще одну черту, присущую научному познанию.Один из вариантов плана раскрытия данной темы

    1. РФ как демократическое государство.

    а) народ - источник власти;

    б) идеологическое и политическое многообразие в РФ;

    в) гарантии прав и свобод граждан.

    2. РФ как государство с республиканской формой правления.

    3. РФ как федеративное государство. Принципы федерализма:

    а) равноправие субъектов РФ;

    б) самоопределение народов;

    в) государственная целостность;

    г) единство системы государственной власти;

    д) разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов.

    4. РФ - правовое государство. Разделение властей.

    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

    Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

    При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

    29.1 Философия «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» (М.Ломоносов)

    29.2 Экономика «Подобно другой науке, экономическая наука имеет дело с объяснением и предсказанием» (Д. Рабинфельд)

    29.3 Социология, социальная психология «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (Сократ).

    29.4 Политология «Истинный консерватизм есть борьба вечности со временем» (Н. Бердяев)

    29.5 Правоведение «Знание законов заключается не в том, чтобы понимать их слова, а в том, чтобы понимать их смысл» (Юридическое изречение)

    Социализация, социализации, социализации, социализаций, социализации, социализациям, социализацию, социализации, социализацией, социализациею, социализациями, социализации, социализациях Грамматический словарь Зализняка

  • социализация - В криминологии процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей. с. начинается в раннем возрасте и протекает в нескольких фазах. различают первичную... Большой юридический словарь
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ - СОЦИАЛИЗАЦИЯ - англ. socialization; нем. Sozialisierung. Процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, соц. группе. Различают С. первичную (детство, подростковый возраст, юность) и вторичную (зрелый возраст). Социологический словарь
  • социализация - орф. социализация, -и Орфографический словарь Лопатина
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ - (англ. socialization; от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе... Большой психологический словарь
  • социализация - Процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. (Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999) Этнографический словарь
  • Социализация - См. Коллективизм. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Социализация - (от лат. socialis - общественный) процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Большая советская энциклопедия
  • социализация - -и, ж. 1. Действие по знач. глаг. социализировать. Социализация земли (переход земли из частной собственности в общенародное достояние). Социализация нефтяной промышленности. Малый академический словарь
  • социализация - СОЦИАЛИЗ’АЦИЯ, социализации, мн. нет, ·жен. (экон., полит.). Действие по гл. социализировать и социализироваться. Социализация земли (мелкобуржуазный лозунг о переходе земли в собственность общины при сохранении индивидуального землепользования и хозяйства, в противовес национализации). Толковый словарь Ушакова
  • социализация - социализация ж. 1. Процесс действия по гл. социализировать 2. 2. Становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. Толковый словарь Ефремовой
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ - СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат. socialis - общественный) - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм. Новейший философский словарь
  • Социализация - (от лат. socialis – общественный) процесс выработки человеком социальных норм и правил общественной жизни для развития активного, полноценного члена общества, для формирования культурной личности. Словарь по культурологии
  • социализация - [от латин. socialis] – обобществление. Большой словарь иностранных слов
  • 3.1. Функции воспитания: социализация и индивидуализация личности


    социализацией .

    социализация

    Поэтому в некоторых учебных пособиях по педагогике указывается, что в процессе воспитания следует организовывать отношения и включать в них растущего человека. Такой подход к воспитанию получил название и, по мнению отдельных ученых, определяет глубинную сущность воспитания и является основополагающим.

    личностный аспект

    персонификации отношений индивидуализации

    интериоризации . Процесс экстериоризации

    Принцип

    Таким образом, личностные свойства и качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые происходят во внутренней (психологической) сфере личности, определяют характер ее социальных отношений, направленность поведения и деятельности.

    Возникновение и функционирование воспитания связано с общественной потребностью в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе, т.е. с их социализацией .

    В философии под социализацией понимается процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе. В социально-этических исследованиях социализация рассматривается как общий механизм социальной эволюции человека, превращения его в социальное существо.

    С педагогической точки зрения социализация представляет собой общественно организованный педагогический процесс целенаправленной подготовки растущего человека к выполнению социальных ролей и функций, в результате чего происходит его включение в жизнь общества в качестве полноправного члена. Речь идет о том, что в процессе социализации ребенок становится социальным существом, способным жить в обществе и оказывать активное влияние на его развитие и совершенствование.

    Содержание понятия социализации является более широким, чем содержание понятия воспитания. Социализация как процесс усвоения индивидом исторически сложившегося социального опыта включает в себя весь комплекс внешних воздействий на личность: как стихийно действующих влияний социальной среды, так и целенаправленных, специально организованных и контролируемых педагогических воздействий и влияний. Однако стихийная социализация не может обеспечить воспитание всех личностных качеств, которые необходимы человеку для жизни в обществе. Поэтому социализация растущего человека, процесс превращения его в психологически зрелого и полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания.

    В социальном опыте как источнике социализации содержаться не только знания и способы деятельности (репродуктивные и продуктивные), но и определенные образцы поведения человека, определяющие модель (эталон) его отношений к окружающей действительности и взаимоотношений с другими людьми. Существующие в обществе социальные требования, нормы и принципы регламентируют поведение и деятельность человека.

    Такой подход к воспитанию получил в педагогике название деятельностно-отношенческой концепции , согласно которой в процессе воспитания следует организовывать отношения и включать в них растущего человека. В системе воспитательной работы, по мнению некоторых ученых, указанный подход определяет глубинную сущность воспитания и является основополагающим.

    Однако деятельностно-отношенческая концепция, как и понятие социализации, в большей степени отражает социальный аспект воспитания, раскрывает только социальные механизмы его осуществления. Эти механизмы определяются теми общественными влияниями и педагогическими воздействиями, которые устанавливают и регламентируют систему социальных отношений растущего человека и обеспечивают его включение в жизнь общества.

    В этой связи для педагогической теории и воспитательной практики особое значение имеет личностный аспект , который отражает сущность личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания. Этот подход в отечественной психологии сформулирован как личностный принцип, который требует исследовать свойства и качества ли личности не как социальные, а психологические.

    Личностно-ориентированный подход к воспитанию позволяет охарактеризовать те внутренние психологические изменения, которые происходят в содержании и структуре личности, в формировании личностных качеств при усвоении человеком социального опыта.

    Переход социальных отношений во внутренний психологический план личности, в ее качества в этике получил название персонификации отношений . Однако ни в психологии, ни в педагогике это понятие не получило широкого распространения. Чаще всего личностный аспект формирования человека обозначается понятием индивидуализации . «Индивидуализация, – писал Б.Ф.Ломов – это фундаментальный феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир" .

    В этой связи основным механизмом внутренней индивидуализации личности, т.е. усвоения ею социального опыта и перевода его в индивидуально-субъективную форму существования (личностные качества), выступает процесс интериоризации . Процесс экстериоризации определяет механизм внешней индивидуализации личности. Внешние педагогические влияния и воздействия при переходе во внутренний мир человека приобретают психологическую форму существования, а затем реализуется в системе внешних действий и отношений.

    Принцип интериоризации–экстериоризации как механизм индивидуализации личности является одним из главных методологических принципов в решении проблемы воспитания. Он позволяет раскрыть механизмы усвоения социального опыта человеком и показать, как благодаря этому происходит его психическое развитие и организация поведения и деятельности.

    Таким образом, личность как совокупность психологических свойств и качеств является результатом сложных диалектически взаимосвязанных процессов социализации и индивидуализации. Первый из них определяет социальную сущность воспитания и одну из сторон личности – ее социальность. Второй выражает личностную сущность воспитания и другую из ее сторон – индивидуальность.

    Личностные свойства и качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые происходят во внутренней (психологической) сфере личности, определяют характер ее социальных отношений, направленность поведения и деятельности.


    Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. – С.308.

    В настоящее время многие молодые люди, выходя из стен школы и даже института, не являются зрелыми личностями.

    Почему так происходит?

    Какие условия обеспечивают рост ответственности и связанный с этим процесс взросления?

    Чтобы ответить на этот вопрос, договоримся о терминах.

    Итак, социализация — (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Так написано в Википедии.

    Социализация наступает раньше, так как ребёнок учится вести себя правильно и подстраиваться под социум.

    Взросление физическое – процесс, как правило, связанный с хронологическим возрастом, но не всегда полностью с ним совпадающий.

    Проблемы с определением взросления коренятся в соотнесении времени и развития на фоне значительного их расхождения в разных социально-культурных группах. Данное понятие часто используют для объяснения других явлений, в частности поведенческих и физиологических изменений, однако само по себе взросление сильно зависит от социальных условий и образа жизни.

    Взросление — процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому, от «Я не могу!» к «Все будет сделано», от надежды, что за тебя все сделают — к личной ответственности. Готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности — один из важнейших критериев взросления.

    Юридически до 18 лет — ты ребенок. После 18 лет — взрослый.

    По жизни, психологически, Взрослым в противопоставлении Ребенку называют человека ответственного и самостоятельного. Если ты самостоятельный и ответственный, будь тебе 10 лет — ты взрослый. Если тебе 30 лет, но ты не самостоятельный и не ответственный, ты ребенок.

    В отличие от ребёнка, взрослый человек решает свои жизненные вопросы без родителей.

    Но современные мамы опекают и долго не отпускают детей в социум (например, отправляют в 10 класс, а можно было бы и в колледж), и кроме того, у нас не принято учиться родительству и целенаправленно воспитывать так, чтобы ребёнок повзрослел к 18 годам, не все умеют…..

    Взросление — это смена системы ценностей, достижение которых напрямую связанно с принятием на себя ответственности и причем не только за себя, но еще и за других людей. Взросление определяется умениями человека и объемом ответственности, который на него возложен (или который он взял на себя сам).

    Уровни: себя поднять, покормить, привести в порядок; настроить себя на работу, поднять себе настроение; обеспечить родителей; родить и вырастить детей; родить и довести до ума Проект; сделать направление или Фирму.

    Все ли хотят взрослеть? — Нет.

    Есть немало людей, которым много лет, но при этом им очень сложно расстаться с детством. Не многие хотят взрослеть, так как ответственность страшит и тяготит. У детей проблем нет, им живется легче. Поэтому многие люди — это великовозрастные дети. Но есть и дети, которые ведут себя как взрослые.

    Как взрослеть?

    Взрослению способствует устремленность человека в будущее: кто о будущем задумывается своевременно, прилагает усилия, тот делает шаги к тому, чтобы становиться взрослым.

    И наоборот, отказ от усилий, которые нужно прикладывать для построения своего будущего, выглядит как сознательное или бессознательное стремление затянуть или отсрочить взросление.

    Взрослость предполагает планирование жизни — подчиненность четкому плану, заботе о будущем, продумывание последствий своих решений и т.п. Поэтому стать взрослым — означает четко контролировать свою жизнь, распоряжаться всем тем, что составляет жизнь, жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем. Преодоление трудностей и есть взросление.