Войти
Логопедический портал
  • Учительница занижает оценки
  • Общая характеристика элементов IV группы, главной подгруппы периодической системы Д
  • Фаддеев людвиг дмитриевич Фадеев людвиг
  • Животный мир Антарктики — список, виды, характеристика и фото фауны континента Есть ли насекомые в антарктиде
  • Амурская флотилия в предвоенные годы
  • Династия Валуа Король англии генрих 2 плантагенет
  • Пмпк 5 лет особенности восприятия. Выявление уровня развития речи. Выявление представлений о себе и окружающих

    Пмпк 5 лет особенности восприятия. Выявление
уровня развития речи. Выявление
представлений о себе и окружающих

    Результаты обследования ребенка обсуждаются специалистами ПМПК. Родители (законные представители) и ребенок при этом не присутствуют. По итогам диагностики составляется коллегиальное заключение специалистов комиссии, определяются тип образовательного учреждения, программы обучения ребенка и рекомендации по дальнейшему его развитию. Подобное заключение может быть представлено как в органы управления образованием (как основание для направления ребенка в образовательное учреждение), так и в учреждение, в которое он направлен (как основание для его зачисления в это учреждение и руководство по организации коррекционной работы с ним). С заключением ПМПК должен быть ознакомлен и инициатор направления ребенка на обследование ПМПК. Однако полное заключение инициатору обращения может быть передано только при согласии на это родителей. В случае возникновения противоречий между специалистами ПМПК по поводу оценки состояния ребенка и рекомендаций по дальнейшему его развитию и обучению принимаются компромиссные решения в пользу более благоприятных условий дальнейшего воспитания ребенка. В таких ситуациях могут быть рекомендованы диагностические периоды обучения и повторного обследования в условиях ПМПК с целью контроля динамики развития ребенка и возможной корректировки рекомендаций. Срок повторного обращения всегда индивидуален и соответствует психолого-педагогическим и медико-социальным показаниям.

    В основной состав комиссии входят: врач-психиатр, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, поскольку изучение ребенка включает в себя как медицинское, так и психолого-педагогическое обследование.

    Медицинское обследование , как правило, начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез осуществляется врачом и оформляется на основании исчерпывающего знакомства с документацией ребенка и сведений, полученных при беседе с его родителями. Медицинское обследование и установление диагноза - дело врачей. Ни дефектолог, ни психолог не вправе брать на себя не свойственную им миссию. Хотя им необходимо знать, как влияют на развитие ребенка факторы физического и психического состояния обследуемых детей. Данные о развитии ребенка, полученные врачом во время беседы с матерью, а также объективные показатели состояния ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования. Так, при снижении слуха или при нарушениях речи у ребенка обязательным при обследовании является использование заданий невербального характера. При дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале.

    В ходе психолого-педагогического обследования выявляются особенности психического развития ребенка; выясняется степень сформированности у него навыков самообслуживания и общения, определяется состояние моторики и др. Обязательным является изучение не только отдельных психических процессов, но и личности в целом.

    Если дети еще не учились, то необходимо определить их готовность к школе, то есть установить уровень их умственного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. Перед поступлением в школу ребенок может иметь определенный объем знаний и представлений об окружающем мире, у него должны быть сформированы такие психофизические и психические функции, как произвольное внимание, осмысленная память, пространственное восприятие, должным образом развитая моторика. Завтрашнему первокласснику необходимо владеть умением выполнять определенные умственные операции, иметь навыки речевого общения и т.д. В тех случаях, когда дети уже учились в школе, следует установить характер и причины имеющихся у них трудностей в учении, вскрыть их причины и выяснить степень серьезности того или иного дефекта. Необходимо обратить внимание на обучаемость, способность к обобщенной мыслительной деятельности, гибкость мыслительных процессов, темп усвоения учебного материала, способность реагировать на помощь со стороны. Педагогическое и психологическое обследование проводят дефектолог и психолог.

    Логопедическое обследование в тех случаях, когда в нем есть необходимость, осуществляет логопед. Выявляя особенности развития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефектов. В комплекс логопедического обследования входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной и экспрессивной речи. Исследуется письменная речь детей и речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить степень речевого недоразвития детей.

    Каждый член комиссии выполняет свою особую функцию, хотя заключение комиссии, является, естественно, результатом работы всех специалистов и основывается на тщательном анализе информации о ребенке.

    Диагностические методики для ПМПК

    Для оценки выраженности умственного недоразвития детей от 3 до 9 лет в условиях ПМПК применяются стандартные психодиагностические методики. «Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик, для детей определенного возраста, понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам», - говорится в одном из методических руководств по психодиагностике.

    Диагностический материал для изучения каждого ребенка подбирается индивидуально.

    Возраст 3-4 года

    Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)

      Копирует крест, воспроизводит круг, горизонтальную линию и т.д.

      Выбирает самую длинную линию из трех предложенных.

      Складывает разрезную картинку из 2-3 частей.

      Считает до 3-4.

      Складывает доску Сегена (от простого к более сложному).

      Складывание пирамидки (начиная с 3-х колец).

      Правильно называет и находит основные цвета (допустимо - 3).

    Выявление уровня развития речи

      Рассказывают стихи, исполняют песни.

      Соотносят предметы по размеру (большой - маленький), по количеству (один - много).

      Описывают предметы.

      Используют в речи качественные прилагательные (Погода "солнечная", "тёплая", "морозная" и т.д.), глаголы (Солнце "светит", "греет"; птицы "улетают" и т.д.).

      Различают и называют части предметов.

      Понимают обобщающие понятия игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.

      Показывают и называют животных.

    Выявление уровня развития тонкой моторики

      Складывают лист бумаги вчетверо (после показа).

      Застегивают пуговицы, шнуруют обувь.

      Умеют рисовать элементарные предметы.

      Выкладывают из геометрических фигур предметы дом, машину, игрушку.

    Выявление представлений о себе и окружающих

      Полностью называют свои имя, фамилию (хотя возможно нечеткое выговаривание) и возраст (показывают на пальцах).

      Называют членов семьи (поименно).

      Называют и показывают части тела.

    Эмоционально-волевая сфера

      Набор карточек с изображением эмоций (2-3).

      Контакт ребенка с взрослыми.

      Усидчивость и переключение внимания.

    Возраст 5-7лет

    Исследование восприятия и внимания

      Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.

      Набор карточек с изображением геометрических фигур, окрашенных в основные и оттеночные цвета.

      Доска Сегена (разных вариантов сложности).

      Различные по величине предметы (ширина, длина, высота).

      Разрезные картинки (5 лет - 4 части; 6-7 лет - 4-6 частей).

      Ориентировка на листе бумаги (лево - право, низ - верх, середина).

    Исследование мышления

      Счетные операции в пределах 10 (6-7 лет - прямой и обратный счет).

      «4-й лишний» (по цвету, форме, родовым категориям).

      Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (по типу прогрессивных матриц Равена).

      Бланки методик «Простые и сложные аналогии».

      Серии картинок с изображением последовательности событий (3-4 картинки).

      Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, описательные, со скрытым смыслом, нелепым содержанием).

      Таблицы с загадками, пословицами и поговорками (подбор с учетом возраста).

      Называет свои имя, фамилию, отчество, возраст, пол, домашний адрес.

      Называет членов семьи.

      Называет и «показывает» времена года и части суток.

      Использование опросника для детей 6-7 лет (методика диагностики школьной зрелости).

    Исследование развития речи

      Использование в речи обобщающих понятий.

      Умение классифицировать предметы.

      Составление описательного рассказа по картинке.

      Использование в речи существительных, прилагательных, глаголов.

      Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного, антонимов.

      Согласование числительных с существительными (одно яйцо - пять яиц).

      Образование притяжательных прилагательных (Хвост чей? - "Лисий". Голова чья? -"Заячья").

    Исследование памяти

      Зрительная память: набор картинок с изображением знакомых предметов (6-10).

      Слуховая память: запоминание 6-10 слов.

      Пересказ простого текста.

    Исследование развития эмоционально-волевой сферы

      Набор карточек с изображением эмоций.

      Набор сюжетных картинок с изображением различных ситуаций, подлежащих нравственной оценке.

      Адекватная реакция ребенка на одобрение и порицание.

    Возраст 7-9 лет

    Исследование восприятия, внимания

      Набор карточек с изображением геометрических фигур.

      Разрезная картинка из 6-8 частей.

      Ориентирование в пространстве и на листе бумаги в клетку (графический диктант).

      Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать.

      Методика «Найди отличия» (в соответствии с возрастом).

    Исследование мышления

      Таблицы с изображением 4-х предметов (дидактическая игра «Четвертый лишний») разных вариантов сложности.

      Таблицы с матрицами Равена.

      Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием).

      Серии картинок с изображением последовательности событий (6-8 картинок).

      Таблицы с текстом разной сложности.

      Счетные операции (понятие чисел, выполнение арифметических действий, понимание хода решения задач).

    Исследование памяти

      Таблицы с изображением знакомых предметов для развития зрительной памяти (возможны разные варианты запоминания чисел, слов, геометрических фигур).

      Слуховая память: запоминание 10 слов.

      Тексты для воспроизведения.

    Исследование развития речи

      Пересказ текста.

      Использование в речи развернутых высказываний. Исследование эмоционально-волевой сферы

      Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих нравственной оценке.

      Методика самооценки.

    Исследование представлений о себе и окружающих

      Называет свое имя, фамилию, отчество, пол, возраст.

      Называет имена, отчества, фамилии членов семьи, знакомых и т.д.

      Опросник для определения широты кругозора (Чем отличается старый человек от молодого? Почему у всех автомобилей есть тормоза?).

    Исследование уровня обучаемости

      Техника чтения.

      Срезы знаний по математике и русскому языку (в соответствии с программой обучения).

    Случается такое, что у ребенка возникают проблемы в обучении, общении со сверстниками, общем развитии. В таком случае родители могут услышать от педагогов и психологов, что их чаду нужно пройти психолого-медико-психологическую комиссию. ПМПК комиссия, что это такое может возникнуть вопрос, нужно ли вообще отправлять ребенка на подобный консилиум. Разобраться в этом следует детально, чтобы понимать, что будет происходить.

    ПМПК – это комиссия, в процессе которой выясняется есть ли у исследуемого специфические диагнозы и непреодолимые проблемы в учебы по стандартной школьной программе. Зачастую подобными диагнозами являются:

    1. Умственная отсталость.
    2. ЗПР – задержка психического развития.

    Важно! На подобное обследование отправляют детей дошкольного возраста школьников с 1 по 4 класс. В таком возрасте уже можно определить существуют ли препятствия для обучения, какие они.

    На ПМПК отправляют учителя, заучи, даже сами родители, если видят неладное в поведении и состоянии ребенка, хотя такое случается редко. На ПМПК могут этот диагноз подтвердить, . Удается получить в ходе прохождения заданий ответы на такие вопросы:

    • Сможет ли продолжать/начать обучение по общеобразовательной программе школы.
    • Потребуется ли дополнительные занятия с репетитором, корректологом, психологом.
    • Что делать родителям для того чтобы помочь и устранить/уменьшить проблемы определенные в ходе проверки состояния.
    • Какое обучение и программа подойдет именно для этого исследуемого.

    Часто, когда родителям рекомендуют прохождение такой комиссии они отказываются. Причина тому незнание и непонимание того что на ней происходит, ее последствий. Родители далеко не всегда могут увидеть и понять, что в обучении их ребенка есть проблемы. Если вовремя не начать работу с проблемой, а первым делом определить ее то в дальнейшем корректировка может не помочь. Поэтому прежде чем отказываться, следует понять, что происходит во время ПМПК, и какие ее последствия.

    Кто входит в комиссию?

    Еще один важный момент, кто же входит в состав комиссии. В ней могут быть:

    1. Педагог-психолог.
    2. Дефектолог необходимого профиля.
    3. Если ребенок слепой, то тифлептолог.
    4. Сурдопедагог для ребенка, страдающего глухотой.
    5. Логопед.
    6. Педиатр.
    7. Невролог.
    8. Офтальмолог.
    9. Ортопед.
    10. Детский психиатр.
    11. Социальный педагог.

    Важно! По необходимости состав комиссии может быть более широкий, в нее приглашаются специалисты, которые могут помочь определить наличие той или иной проблемы с физическим или психическим здоровьем.

    Не стоит забывать, что результаты деятельности комиссии – это рекомендации для родителей, прислушиваться к ним или нет, решают они сами.

    Необходимые документы

    День прохождения комиссии определяется заранее, такой чтобы родители могли на ней присутствовать. Данное обследование, независимо от количества приглашенных специалистов проводиться бесплатно. Перед проведением ПМПК родителями/опекунам, законным представителям, нужно предоставить такой пакет документов:

    • Паспорт родителя/опекуна.
    • Свидетельство о рождении ребенка.
    • Опекунское удостоверение, если ребенок находиться под опекой.
    • Выписка от педиатра формы Ф-12, в ней указаны данные о развитии ребенка.
    • Справки о состоянии здоровья от специалистов: офтальмолог, ЛОР, невропатолог, психиатр, ортопед.
    • Характеристика от воспитателя или учителя с позиции педагога.
    • Последние рабочие тетради по русскому языку и математике, если на комиссию отправлен школьник. Для дошкольников – 4 рисунка.

    Важно! Справки от врачей оформляются , на них обязательно должна быть печать медучреждения, выдавшего документ. Стоит помнить, что все справки имеют срок годности – большинство 1 год, от психиатра – 6 месяцев.

    Как происходит ПМПК

    В основном заседают члены комиссии в одном помещении. Форматы общения с ребенком могут отличаться. Есть такие:

    1. Все специалисты разместились за одним столом, а исследуемый стоит или сидит перед ними. Такой вариант не очень комфортный для психологического состояния исследуемого.
    2. Каждый член комиссии сидит за отдельным столом, а ребенок по очереди к ним подходит. Подобный вариант более комфортен и помогает лучше понять состояние ребенка, так как специалисты также могут наблюдать за поведением со стороны. Во время общение с тем или иным членом комиссии ребенок может нервничать, что сказывается на результатах.

    Независимо от используемой формы общение происходит в формате вопрос-ответ, могут выдаваться определенные задания, которые помогут оценить состояние. В любом случае подобные комиссии не комфортны для ребенка, так как участники стараются как можно быстрее выполнить свою работу, торопят ребенка, не дают ему передохнуть. По времени на все про все уходит 1-2 часа. Так как родители понимают что ждет ребенка, его нужно подготовить психологически, успокоить. Если вопросы будут резкими, то родители имеют право вмешаться в процесс и защитить своего ребенка, не все знают это право, поэтому молчат, но малышу нужна поддержка от родного человека, так он будет себя уверенней чувствовать.

    Совет! С собой желательно взять еду и воду, чтобы ребенок хотя бы голода не ощущал.

    Задаваемые вопросы

    В ходе комиссии вопросы, которые будут задавать достаточно стандартные, но он могут несколько отличаться в зависимости от ситуации и состояния ребенка, предполагаемого диагноза. Примерные темы:

    1. Рассказ о себе, своих родственниках, друзьях. Кто они такие, где живут, чем занимаются, в том числе место работы, сколько им лет. Составить описание того, чем ребенок занимается, как проводит досуг с друзьями, чем занимается с родителями. Нужно указать данные о своих питомцах, как их зовут, что делают с ними, как ухаживают. Зачем предназначена та или иная комната в доме, что там нужно делать.
    2. Просят рассказать о мире, который их окружает: меры длины, размера, времена года, что такое выходные и будни. Понимание форм и размеров предметов, их расположение в пространстве.
    3. Проверяется логика и обобщение. Для этого ребенку предлагают объединить в одну группу разные предметы, выбрать лишний предмет. Зачем нужен тот или иной предмет, что с его помощью делают. Должно быть понимание частей тела, профессии.
    4. Проверка памяти. В слух говорят слова и просят воспроизвести их, разложить картинки в предложенной последовательности.
    5. Проверяется речь: насколько правильно он формирует предложения, все ли звуки произносит, меняет ли окончания слов в зависимости от рода. Просят назвать и пояснить что такое синонимии, антонимы, омонимы.
    6. Проверяется, может ли ребенок рассказать о своих желаниях, в том числе естественных – сходит в туалет, помыть руки, поесть.
    7. Также обязательно проверяют координацию движений, уровень развития моторики.

    Как видно, вопросы и задачи не составят труда для ребенка, у которого развитие в норме. Но если существуют проблемы, то их удастся определить. Но не только это задача комиссии, ведь нужно понять, почему именно они возникают.

    Факт! Дети, у которых родной язык не русский наверняка на такой комиссии будут испытывать проблемы с подбором синонимов и антонимов, пословицами и пояснением их значений. Причем их состояние здоровья как психического, так и физического, уровень развития не будут низкими.


    Что делать с результатами

    Как поступить с выводами и результатами проверки ребенка, родители решают сами. Вердикт может быть представлен в одном из таких выводов:

    • Рекомендация учится в обычной школе.
    • Рекомендация перейти на обучение по специальной программе или в спецшколу.
    • Потребуется ли ребенку занятие со тем или иным специалистом для корректировки его состояния.

    Случается такое, что родители/опекуны не согласны с выводами комиссии. Так как члены ее решать какие оценки выставлять, бывает что их занижают или завышают преднамеренно. Если результаты не отражают реального положения дел, родитель или опекун имеет право обратиться в комиссию высшего уровня. Но не стоит при этом забывать, что ребенку вновь придется пережить ПМПК, что может сказаться на психологическом состоянии.

    Вывод

    ПМПК комиссия – это не самое приятное мероприятие, как для ребенка, так и для многих членов комиссии. Но стоит понимать, что в некоторых случаях ее своевременное прохождение поможет ребенку нормальное себя чувствовать в обществе в будущем.

    П МПК - это психолого-медико-педагогическая комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами с целью выявления нарушений развития (как правило, нарушения речи, ЗПР, умственная отсталость, нарушения зрения, нарушения слуха и др.) и определения возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе (детском саду).

    На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.

    Направляет на комиссию обычно специалисты детского сада, школы или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа.

    Как проходит обследование на ПМПК?

    На комиссию в заранее назначенный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенка обследуют сразу несколько специалистов: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, родители. Они задают вопросы и предлагают задания на выявление уровня внимания, восприятия, мышления, речи ребенка, на определение эмоционально – личностных характеристик и определение причин выявленных нарушений.

    Подготовка ребенка к прохождению ПМПК.

    Перед прохождением консилиум необходимо собрать пакет документов:

    • выписка из истории развития ребенка (педиатр);
    • справка ЛОР - врача;
    • справка окулиста;
    • справка врача психиатра (детям с 4 лет);
    • справка врача – невропатолога (детям до 4 лет);
    • представление учителя – логопеда (дефектолога);
    • представление педагога – психолога;
    • характеристика воспитателя;
    • 4-5 рисунков,
    • паспорт родителя (законного представителя), свидетельство о рождении ребенка.
    • Результаты ПМПК

    По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

    В выписке ПМПК будет содержаться информация:

    • Соответствует ли развитие ребенку возрасту; если нет – то каков диагноз (например, общее недоразвитие речи и т.п.).
    • Рекомендации по дальнейшему обучению (например, в специализированной группе для детей с нарушениями речи и т. п.)
    • Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

    Что делать с выпиской ПМПК?

    В городском округе Тольятти коррекционную помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями) оказывают следующие муниципальные бюджетные учреждения детские сады:

    • МБУ детские сады №№ 73, 81, 92, 113, 126, 128, 143, 163, 195, 200, 16, 23, 33, 36, 69, 125, 138, 147, 151, 167, 196, 199, 25, 41, 43, 45, 53, 54, 84, 90, 93, 104, 153, МБУ НШДС № 48, МАОУ
    • детский сад № 79, структурные подразделения детские сады МБУ СШ №№ 3, 9, 18, 26, - детям с нарушением речи;
    • МБУ детские сады №№ 5, 33, 56 - детям с нарушением зрения;
    • МБУ детский сад № 43 - детям с нарушением слуха;
    • МБУ детские сады №№ 53, 120, 125, 139, 180, структурное подразделение детский сад МБУ СШ № 18 - детям с задержкой психического развития;
    • МБУ детские сады №№ 53, 120, 139 – детям с нарушением интеллекта,
    • МБУ детский сад № 120 – детям-инвалидам с синдромом Дауна;
    • МБУ детский сад № 79 –детям-инвалидам с ранним детским аутизмом (РДА);
    • МБУ детские сады №№ 5, 20, 26, 27, 116, 135, 147, 197, детский сад МБУ СШ № 26 - детям с нарушением опорно-двигательного аппарата;
    • из них 2 МБУ детский сад № 197, структурное подразделение детский сад МБУ СШ № 26 – детям-инвалидам с детским церебральным параличом;
    • МБУ детский сад № 112 – детям с сахарным диабетом и другими эндокринными заболеваниями.