Войти
Логопедический портал
  • Учительница занижает оценки
  • Общая характеристика элементов IV группы, главной подгруппы периодической системы Д
  • Фаддеев людвиг дмитриевич Фадеев людвиг
  • Животный мир Антарктики — список, виды, характеристика и фото фауны континента Есть ли насекомые в антарктиде
  • Амурская флотилия в предвоенные годы
  • Династия Валуа Король англии генрих 2 плантагенет
  • Квадрат дюрера решение. Магические квадраты кхаджурахо, дюрера и золотая пропорция. «Год Сатурна» и символическое значение «львиного» гороскопа

    Квадрат дюрера решение. Магические квадраты кхаджурахо, дюрера и золотая пропорция. «Год Сатурна» и символическое значение «львиного» гороскопа

    Глава № 5

    Магические квадраты

    Мы называем их магическими квадратами или планетарными квадратами. Или печатями, камеями, таблицами. Как и многие другие магические инструменты, они под разными именами известны в различных системах, но как бы их ни называли, они датируются сотнями или даже тысячами лет. Самым ранним из записанных, является квадрат 3 на 3, 3-го порядка, который известен сейчас как квадрат Сатурна, а в Китае звался Ло Шу.

    Черепаха и квадрат Сатурна

    Его открытие приписывается великому императору Ю, «Мудрому Королю», и относится примерно к 3000 году до н. э. . Однажды, прогуливаясь вдоль реки Ло, притока Желтой реки, император нашел черепаху. По таинственным числовым узорам на ее спине император Ю понял, что это магическое создание и взял ее с собой во дворец. Черепаха стала объектом почитания, а священные узоры на ее панцире вызвали восторг у придворных ученых.

    Рис. 17. Узор но панцире черепахи

    Как повествуется в этой истории, китайский двор восхищали необычные скопления пятнышек на черепашьем панцире: в черных группах число этих пятнышек было нечетным, а в белых - четным (рис. 17). Сама числовая последовательность получила название Ло Шу - Письмена Реки Ло. Она обнаруживается в китайских математических текстах, начиная примерно с 2200 года до н. э. Гораздо позже, в 1275 году н. э., математик Ян Хуэй подробно описал магические квадраты в труде, озаглавленном: «Возобновление древних математических методов для объяснения странных качеств чисел». Ян Хуэй предварил свою книгу высказыванием о том, что он опирался на работы более ранних математиков. Он не объяснил, как получил большинство квадратов 3, 4 и 5-го порядка, но привел простую формулу для построения квадрата Ло Шу «с нуля» (рис. 18).

    Рис. 18. Построение Ло Шу

    Напишите числа от 1 до 9 в три ряда и поверните написанное направо таким образом, чтобы 1 оказалась сверху, а 9 - снизу (А). Поменяйте местами 1 и 9 (В), и 3 и 7 (С). Затем опустите 9 так, чтобы она оказалась между 4 и 2 в верхнем ряду (D); придвиньте друг к другу 3, 5 и 7 во втором ряду и поместите 1 между 8 и 6 в нижнем ряду (Е). Вуаля!

    Для того чтобы использовать полученную конфигурацию в качестве магического квадрата, к ней следует присовокупить линии координатной сетки, посредством которых можно создавать ячейки для цифр. И тогда нам предстанет тот же самый Ло Шу. Восемь внешних групп пятнышек на панцире черепахи стали восемью триграммами «И-Цзин» (рис. 19). Ло Шу также близок к практике фэн-шуй, девять позиций которого известны как «Девять Блуждающих Звезд», триграмме богуо, схеме 3 на 3, определяющей атрибуты и «исцеление» пространства фэн-шуй . Я нашла немного из того, что могло бы прояснить все детали упомянутой истории со священной черепахой, но без сомнения, - «И-Цзин», Квадрат Сатурна, По Шу и фэн-шуй - являются прямыми потомками этого древнего животного.

    Рис. 19. И-Цзин/Ло Шу

    Игры с математикой квадрата Сатурна

    Это самый маленький квадрат и хороший объект для демонстрации базовой информации, относящейся к функциям и терминологии. Данный квадрат является кладезем математических трюков, тем более забавных, что вам известно, сколь легко его создать.

    Рис. 20. Квадрат Сатурна

    Во-первых, будучи квадратом 3-го порядка, он имеет три клетки в длину, три клетки в высоту и содержит в себе числа от 1 до 9. Самое большое число в квадрате соответствует количеству имеющихся в нем клеток (рис. 20, 21).

    Сумма чисел в каждой строке (А) равна 15, как и в каждой колонке (В).

    Сумма чисел по диагонали, как от верхнего левого до нижнего правого угла, так и от верхнего правого до нижнего левого (С), также равна 15.

    Рис. 27.Математика квадрата Сатурна

    Если вы сложите вместе все числа в квадрате - 1+2+3+4+5+6+7+8+9 - сумма составит 45.

    Разделите 45 на порядок квадрата - 3 - и вы получите 15, результат, равный сумме любой строки, столбца и диагонали.

    Но это еще не все.

    Сложите пару чисел, расположенных напротив друг друга. В среднем ряду это 3 + 7. В средней колонке это 9+1. Угловые диагональные пары - 4 + 6 и 2 + 8. Каждая пара в сумме дает 10.

    Теперь, обратите внимание на число 5 в центре квадрата, единственное число, оставшееся без пары. Удвойте его, сложив само с собой: 5 + 5. Сумма равна 10, что соответствует расположенным напротив друг друга парам. Это также будет верно и для большего квадрата нечетного порядка: найдите клетку в нулевой точке, удвойте число, находящееся в ней, а затем определите пары, которые дают такую же сумму.

    Вернемся к истории. Ло Шу мигрировали из Китая или нечто подобное появилось где-то в других местах независимо?

    Рис. 22. Розетка Сатурна

    Рис. 23. Гадание по Ло Шу

    И то, и другое. Майя был известен этот квадрат, как и северным африканцам и доисторическим французам . Древние вавилоняне вписывали в этот квадрат восьмиконечную звезду Иштар, чтобы использовать его для определения направлений (рис. 22). Один современный источник предлагает вариант использования квадрата прорицателями: нарисуйте сетку и числа в ней белым мелом на черной бумаге. Затем поместите хрустальный шар в центр, где обычно находится число 5 (рис. 23). Этот вариант квадрата известен как «Египетская фигура», так что, быть может, китайская черепаха имела пращуров, живших во времена фараонов . Между тем, квадраты 4-го порядка были известны в Индии примерно с 550 года н. э., когда Варахамихира написал текст о предсказаниях под названием «Брихатсамхита». Некоторые из предложенных Варахамихирой квадратов 4-го порядка содержали в себе зашифрованные рецепты благовоний, тогда как другие назывались качапута, дословно «панцирь черепахи», что опять указывает на связь с черепахой Ло Шу .

    Квадраты 5-го и 6-го порядков были известны в исламских странах к 983 году н. э. В тексте «Кабс аль-Анвар», написанном Надруни, примерно в 1384 году н. э., перечислены пары семи планет и квадратов, как показано на рисунке 24, в порядке, повторенном в 1498 году Пачоли в «De Viribus» и Корнелиусом Агриппой в «De Occulta Philosophia» («Оккультной философии») в 1531 году. Эта последовательность известна как Халдейский порядок, и в ней сопоставляется размер каждого квадрата с соответствующим расстоянием от каждой планеты до Земли: чем дальше, тем меньше клеток, чем ближе, тем клеток больше.

    Рис. 24. Халдейский порядок

    С незапамятных времен люди знали, что Солнце находится ближе к Земле, чем Марс (кроме Великих Противостояний), Юпитер и Сатурн. Наблюдая за движением Луны, Меркурия и Венеры древние астрономы установили, что иногда каждая из этих планет проходила между Землей и Солнцем, а Меркурий и Венера периодически огибали его. С Луной такого никогда не случалось, что побудило наших предков прийти к логичному умозаключению, что она является ближайшей соседкой Земли. И наоборот, Марс, Юпитер и Сатурн никогда не оказывались между нами и нашей звездой, напротив, описывая круг, они периодически проходили позади Солнца, что и привело к убеждению, что данные планеты удалены от Земли на более далекое расстояние, чем Солнце. Ошибочно? Да, но едва ли безумно. Отсюда - «халдейский порядок», который до сих пор имеет сильное влияние на использование магических чисел на Западе. Традиция долгая, логики в ней немного, так что делайте собственные выводы о том, стоит ли использовать халдейский порядок и каким образом.

    Не существует квадратов 2-го порядка: четырехклеточный квадрат не демонстрирует ничего удивительного при сложении чисел 1, 2, 3 и 4. Агриппа дал этому обстоятельству оригинальное объяснение: число 2 было проклято из-за действий первых двух людей, Адама и Евы, что сделало квадрат 2-го порядка невозможным. Другое его «доказательство» не уступало первому: он считал, что четыре элемента - Земля, Воздух, Огонь и Вода, соответствующие здесь числам от 1 до 4 - неадекватны. Агриппа описал и квадрат 1-го порядка - единственную клетку, содержащую число 1, которое он отождествлял с Богом . Быть может, это странное обоснование и послужило причиной бездействия инквизиции по отношению к самому автору?

    Волшебные и магические квадраты

    Теперь самое время провести различие: есть два вида квадратов, которые можно условно назвать «волшебными» и «магическими».

    Волшебные квадраты - это вид «развлекательной математики», что-то вроде кроссвордов для поклонников данной науки. Они называются «волшебными», поскольку позволяют жонглировать числами путем самых невероятных комбинаций. Хотя их самые ранние версии имели метафизическую подоплеку, для большей части исторических или современных волшебных квадратов не существует мистических ассоциаций. Они просто не предназначены для этих целей, равно как и кроссворды не могут являться путеводной нитью для Хроник Акаши .

    Квадраты второго типа, настоящие магические квадраты, схожи с рервыми своей математической составляющей, но, кроме того, они имеют очень древние корни и долгую историю магического и оккультного использования. Вот о магических квадратах и поговорим далее.

    Квадрат Дюрера (почти квадрат Юпитера)

    Среди множества людей, очарованных волшебными/магическими квадратами, были художник Альбрехт Дюрер (1471–1528) и американский политик Бенджамин Франклин (1706–1790). Франклин, служивший в конце 1730-х, задолго до своего политического взлета, секретарем в Пенсильванской ассамблее, скуки ради занимался составлением квадратов . Хотя оба, вероятно, наслаждались этими головоломками, Франклин (который был масоном) и Дюрер, конечно же, интересовались и метафизическими аспектами.

    Квадрат Юпитера появляется на гравюре Дюрера «Меланхолия» - или почти появляется, поскольку Дюрер позволил себе здесь некоторые вольности (рис. 25, 26, 27). Зачем использовать квадрат Юпитера, если меланхолия метафизически соответствует планете Сатурн? Быть может, исцеления ради, Юпитер (он же Иов, как в слове «веселый» ) должен был противодействовать «сатурнальной» угрюмости?

    Картина «Меланхолия» наполнена оккультными ассоциациями, над которыми до сих пор бьются историки искусств: сложное геометрическое тело, лестница в семь ступеней, компас (показывающий 51°25? - значение, используемое для создания семиконечной звезды или разделения круга на 7) и другие реквизиты (рис. 25). Известно, что Дюреру нравилось создавать визуальные головоломки, чтобы с их помощью испытывать и забавлять своих друзей. Вероятно, и «Меланхолия» стоит в том же ряду.

    Его решение развернуть квадрат Юпитера на 180° (рис. 26, 27), возможно, было обусловлено спецификой процесса печати. Работавшие в технике гравюры художники, для получения нормального оттиска с вытравленного на пластине изображения, должны были создавать свои композиции в зеркальном виде. Это означает, что любой текст и числа должны были быть первоначально написаны наоборот. Быть может, работая над размещением чисел на гравировальной доске, Дюрер захотел увековечить дату создания картины? Таким образом, повернув традиционный квадрат, он получил искомый 1514 год, прописавшийся в нижнем ряду. Есть еще одна числовая комбинация, о которой Дюрер, безусловно, знал: каждая строка квадрата Юпитера при сложении дает 34, а в 1514 году Альбрехту Дюреру исполнилось тридцать четыре года.

    Рис. 25. «Меланхолия» Дюрера

    Рис. 26. Квадрат Дюрера

    Рис. 27. Квадрат Юпитера

    Мы используем квадрат Дюрера для исследования возможностей некоторых квадратов - волшебных или магических. В квадрате 4-го порядка имеется шестнадцать ячеек, содержащих числа от 1 до 16. Принципиальным моментом здесь является местоположение каждого числа.

    Игры с математикой квадрата Юпитера

    Рисунок 28 демонстрирует математику квадрата Юпитера.

    А, В и С. Строки, столбцы и диагонали, как в квадрате Сатурна. Каждое из этих сочетаний в сумме дает 34.

    D. То же происходит и с четырьмя углами: 16+13 + 4+1 =34, и

    Е. С четырьмя центральными ячейками: 10+11 + 6 + 7 = 34.

    F. И даже с парами внутренних чисел, расположенных вдоль внешних краев:

    3 + 2 + 15 + 14 (вдоль верхнего и нижнего края) = 34 5 + 9 + 8 + 12 (вдоль левого и правого края) = 34

    Рис. 28. Математика квадрата Юпитера

    Итак, вот уже четырнадцать различных способов сложения до 34, возможных в этом квадрате, но есть и другие.

    G, Н, I, J, К и L показывают еще четырнадцать способов достижения 34 путем сложения конкретных клеток в квадрате Юпитера , и этих способов может быть даже еще больше. Если А, В и С работают во всех планетарных квадратах, то многие из этих вариантов присущи именно данному квадрату. Есть свои хитрости и у других квадратов. Я оставляю за вами право их обнаружения, если, конечно, эта логическая игра захватывает ваше воображение.

    Если же вы жаждете более детального и углубленного математического анализа, то обратитесь к соответствующей литературе, представленной в конце книги в библиографии.

    Теперь давайте вернемся к мистике.

    Планетарные квадраты

    Здесь они показаны в порядке возрастания, от меньшего к большему. Важно понимать, что сила воздействия от использования этих квадратов зависит не от бездумного копирования их внешнего вида; она заключена в самом акте их созидания с нуля, в последовательной записи одного числа за другим. Когда вы рисуете свой собственный квадрат, используйте последовательность нумерации для медитации. Вписывайте каждое число в квадрат по очереди - 1, 2, 3 и т. д. - а не просто строчите их ряд за рядом. Совет: сначала пишите цифры карандашом, а затем, обводя их ручкой в соответствующем порядке, - от 1 и далее - фокусируйте на них все свое внимание.

    Несколько общих замечаний:

    Первое: если вы умножите число в центральной ячейке любого квадрата нечетного порядка на число самого порядка, то вы получите общую сумму чисел в любом ряду/столбце квадрата. Например, у Марса квадрат 5-го порядка, а центральное число - 13, отсюда 5 х 13 = 65 .

    Второе: если порядок квадрата делится на 3, то общая сумма квадрата упрощается до числа 9. Во всех других случаях - до числа 10 (до 1).

    Третье: для всех квадратов нечетного порядка - Сатурна, Марса, Венеры и Луны - вначале следует определить центр. Число 1 находится непосредственно под центром квадрата, а его самое большое число - непосредственно над центром. Сам центральный квадрат будет содержать число «центра»: 1-2-3-4-5-6-7-8-9. Если вы определите начальную, центральную и конечную точки, то схема этих квадратов нечетного порядка выявится сама собой.

    Квадраты четного порядка - Юпитера, Солнца и Меркурия - начинаются с числа 1 в верхнем правом углу и заканчиваются наибольшим числом в левом нижнем углу. Помимо этого, их последовательности хитрее, во всяком случае, на мой взгляд. Удачи в обнаружении их схем!

    Квадрат Сатурна

    Рис. 29. Квадрат Сатурна

    Понимания прошлого опыта;

    Развития личной дисциплины;

    Правильного использования границ и ограничений;

    Осмысления кармы.

    Для дополнительной информации обратитесь к материалам раздела «Суббота» в главе № 4 .

    Раскладка квадрата: сетка 3 на 3, квадрат 3-го порядка. Содержащиеся числа: от 1 до 9.

    Общая сумма каждой строки, столбца и диагонали: 15. Общая сумма всего квадрата: 45.

    Деление общей суммы на число порядка: 45; 3 = 15.

    Квадрат Юпитера

    Используется для усиления/улучшения:

    Успеха в судебных делах;

    Расширения дела;

    Удачи, успеха (и собственного ощущения радости?);

    Установления партнерства, союзов;

    Духовного роста.

    Для дополнительной информации обратитесь к материалам раздела «Четверг» в главе № 4.

    Рис. 30. Квадрат Раскладка квадрата: сетка 4 на 4, квадрат 4-го порядка.

    Общая сумма каждой строки, столбца и диагонали: 34. Общая сумма всего квадрата: 136.

    Деление общей суммы на число порядка: 136: 4 = 34.

    Квадрат Марса

    Рис. 37. Квадрат Марса

    Используется для усиления/улучшения:

    Принятых решений;

    Физической силы, энергии;

    Личной храбрости и силы воли;

    Контроля темперамента, страстей;

    Благословения транспортных средств и механизмов;

    Технических способностей;

    Коммерческой кулинарии.

    Для дополнительной информации обратитесь к материалам раздела «Вторник» в главе № 4.

    Раскладка квадрата: сетка 5 на 5, квадрат 5-го порядка. Содержащиеся числа: от 1 до 25.

    Общая сумма каждой строки, столбца и диагонали: 65. Общая сумма всего квадрата: 325.

    Деление общей суммы на число порядка: 325: 5 = 65.

    Квадрат Солнца

    Рис. 32. Квадрат Солнца

    Уверенности в себе;

    Здоровья, жизненных сил;

    Лидерских способностей;

    Понимания цели;

    Самореализации;

    Успеха в новых проектах.

    Для дополнительной информации обратитесь к материалам раздела «Воскресенье» в главе № 4.

    Раскладка квадрата: сетка 6 на б, квадрат 6-го порядка. Содержащиеся числа: от 1 до 36.

    111 Общая сумма всего квадрата: 666.

    666: 6 = 111.

    Квадрат Венеры

    Используется для усиления/улучшения:

    Понимания гармонии и красоты;

    Способности к дружбе и любви;

    Открытости для радости, игривости и романтики;

    Любви и взаимоотношений;

    Чувственности;

    Домашней кулинарии.

    Для дополнительной информации обратитесь к материалам раздела «Пятница» в главе № 4.

    Раскладка квадрата: сетка 7 на 7, квадрат 7-го порядка. Содержащиеся числа: от 1 до 49.

    Общая сумма каждой строки, столбца и диагонали: 175. Рис. 33. Квадрат Венеры Общая сумма всего квадрата: 1225.

    Деление общей суммы на число порядка: 1225: 7 = 175.

    Квадрат Меркурия

    Рис. 34. Квадрат Меркурия

    Используется для усиления/улучшения:

    Ясности мышления и восприятия;

    Четкости и эффективности общения;

    Концентрации, особенно в ходе учебы;

    Интеллектуальных стремлений, способностей к приобретению знаний;

    Контактов на духовном плане;

    Безопасности и своевременности путешествий.

    Для дополнительной информации обратитесь к материалам раздела «Среда» в главе № 4.

    Раскладка квадрата: сетка 8 на 8, квадрат 8-го порядка. Содержащиеся числа: от 1 до 64.

    Общая сумма каждой строки, столбца и диагонали: 260. Общая сумма всего квадрата: 2080.

    Деление общей суммы на число порядка: 2080: 8 = 260.

    Квадрат Луны

    Рис. 35. Квадрат Луны

    Используется для усиления/улучшения:

    Интуиции и инстинкта;

    Фертильности (определенной) и творческих способностей;

    Эмоциональной настроенности;

    Познаний в области психики;

    Всех садовых и фермерских начинаний;

    Безопасности путешествий по воде.

    Для дополнительной информации обратитесь к материалам раздела «Понедельник» в главе № 4.

    Раскладка квадрата: сетка 9 на 9, квадрат 9-го порядка.

    Общая сумма каждой строки, столбца и диагонали: 369.

    Общая сумма всего квадрата: 3321.

    Деление общей суммы на число порядка: 3321: 9 = 369.

    Использование планетарных квадратов

    Выберите планету, традиционная тематика которой соответствует вашим запросам. Например, для улучшения концентрации при подготовке к экзамену логично остановить свой выбор на Меркурии. Открытие нового дела обычно в компетенции Солнца, тогда как усиление товарооборота в уже существующем бизнесе лучше всего обратиться к Юпитеру. Все, что касается ограничений, должно быть адресовано Сатурну. Если же вы желаете благословить и защитить свое новое транспортное средство, то здесь наилучший выбор - Марс.

    Одна моя подруга недавно купила дизельную машину, которую она переделала так, что теперь ее можно заправлять использованным растительным маслом. Браво! В качестве воззвания о даровании сохранности машине и ее пассажирам, можно выбрать ключевое слово или коротенькую фразу: «Благослови Мерседес» или «Защити мою машину» или, быть может, «АВС-987», (вымышленный) регистрационный номер. В данном случае подойдет следующее: «Езди хорошо, останься невредимой».

    Затем мы ищем числа, соответствующие буквам в выбранной фразе. Наша первая задача состоит в том, чтобы использовать числа от 1 до 9 в качестве ключа для алфавита (рис. 36). Многие из нас, вероятно, Уже знакомы с этим ключом, поскольку он используется в нумерологии и в простом шифровании.

    Рис. 36. Алфавитный ключ 1–9

    При работе со схемой 1–9 наша фраза будет выглядеть как на рисунке 37.

    Рис. 37. «Езди хорошо, останься невредимой», 1–9

    Если вы используете квадрат Сатурна или вам нужны буквы от Q до Z в квадрате Юпитера, то вам следует применять шифрование 1–9, показанное на рисунке 36.

    Однако мы также пользуемся квадратом Марса, квадратом 5-го порядка, с двадцатью пятью отдельными клетками. Поскольку наша фраза не включает Z, двадцать шестую букву, мы можем, вместо того чтобы задействовать одно число из кода 1–9 для трех разных букв, назначить отдельное число для каждой буквы. Дабы воспользоваться уникальными числами прибегните к ключу 1-26, показанному на рисунке 38.

    Рис. 38. Алфавитный ключ 1-26

    Примечание : если вы упростите каждое двузначное число, этот шифр, будет соответствовать шифру 1–9 на рисунке 36.

    Теперь фраза будет выглядеть как на рисунке 39.

    Рис. 39. «Езди хорошо, будь в сохранности», 1-26

    Гематрия

    Разбирая побуквенно различные слова, мы иногда встречаем удивительные числовые параллели. Например, Поп (лев) выражается в числах как 3-9-6-5; cheetah (гепард) как 3-8-5-5-2-1-8; a tiger (тигр) как 2-9-7_5-9, если работать с набором простых чисел (см. рис. 36). Давая суммы 23, 32 и 32, все они упрощаются до 5.

    Если вы находите такие совпадения интригующими, гематрия может стать вашим любимым занятием. Схожая с приведенным примером, но куда более сложная гематрия основывается на двадцати двух буквах древнееврейского алфавита и еще пяти буквах того же алфавита, повторяющихся в несколько отличных формах, когда они исполняют роль окончаний. Итого двадцать семь. Каждой букве присваивается числовое значение, но в отличие от уже виденных нами алфавитов типа A-Z, эти значения зачастую достигают куда более значительных величин - вплоть до трехзначных - так что когда слово записывается подобным образом, сумма может быть внушительной. Другие отличия: в гематрии суммы не упрощаются до однозначных чисел; у каждой буквы есть также глубокий эзотерический смысл; кроме того, гематрия основывается на иврите, а многие из нас работают на родном языке, поскольку заклинание должно быть фонетическим.

    «Каббала называет древнееврейский алфавит „буквами ангелов* 1 ». Так написала мадам Блаватская в своей книге «Тайная доктрина» , потому использование ивритских букв в гематрии является одним из способов исследования их божественных ассоциаций. Гематрия глубокое, древнее, сложное и тонкое учение - это самое общее определение того, чем оно занимается.

    Согласно гематрии, лев, которого мы упоминали ранее, имеет следующее численное значение: 30 + 10 + 70 + 50 = 160. Тогда как гепард (cheetah ) выглядит гораздо солиднее: 60 (ch) + 8 (долгое е) + 300 (t) + 1 (а) = 369.

    Для более глубокой интерпретации обратимся к символике гематрии (рис. 40). С ее точки зрения, имя нашего старого знакомца льва (Поп) слагается из букв, имеющих следующие метафорические значения: «стимул вола», то есть «прут», «рука», «глаз» и «рыба» . Название буквы ламед, часто переводимое как «стимул вола», в более широком смысле может означать нечто вроде «мотиватора». Йод или «рука», возможно, олицетворяет собой стремление к воплощению своих идей в физическую реальность, то есть, буквально, борьбу с судьбой. Айн или «глаз» подразумевает видение и Неприятие, взгляд и понимание. Наконец, Нун или «рыба», должно быть, говорит о негостеприимной для людей окружающей среде и необходимости адаптации для выживания во враждебном мире. Как видим, посредством этого глубокого толкования понятие «лев» обретает куда более сложное символическое значение.

    Рис. 40. Древнееврейский гематрический код

    Жестокий «король джунглей»? Безусловно, но рассмотренные выше характеристики дают много пищи для размышлений и могут служить руководством для человеческих поступков в условиях «джунглей» современной жизни.

    Настоящие практики от гематрии будут использовать не только комплекс метафорических значений букв, слагающих имя объекта исследования, но также изучать и числовую составляющую, в данном случае слова «лев». Какие еще слова дают сумму 160? Можно ли с их помощью расширить наше понимание исследуемого слова?

    Вавилоняне также использовали гематрическую систему. У царя Саргона II (ок. 722–705 до н. э.) была стена длиной 16 283 кубита (1 кубит = 0,48 м), построенная на основе числового значения его имени . Этот грандиозный пример может вдохновить нас на самостоятельное использование гематрии, быть может, не для постройки массивных стен, но для куда более скромных измерений и подсчетов, основанных на гематрическом значении собственного имени или качеств, которые мы желали бы заполучить.

    Рис. 41. Греческий гематрический код

    Так, если бы я делала талисман, способствующий проявлению ранее упомянутых львиных качеств, я бы украсила его числом 160.

    Греческие буквы также имеют числовые значения, и существует собственная традиция их изучения (рис. 41). Например, гностическое божество Абраксас имеет числовое значение 365 (1 + 2 + 100 + 1 + 60 + 1 + 200), равное числу дней в году .

    В традиционной практике ученые применяют гематрию к священным текстам, выискивая слова с равными числовыми значениями.

    Перед первооткрывателем, обнаружившим однажды этот числовой резонанс, может открыться бессчетное количество направлений для исследования. Результат? Тайная гармония, скрытая в паутине взаимосвязей смыслов и совершенно невидимая для случайного читателя того же текста.

    Запаситесь терпением: это запросто может оказаться работой на десятилетия.

    Неважно, используете вы код с рисунка 36 или с рисунка 38, в любом случае, давайте начинать. Мы собираемся «вписать» фразу «Езди хорошо, останься невредимой» в квадрат Марса (рис. 31), используя числа, которые мы только что подобрали. С этого момента у вас под рукой должны быть калька, линейка и ластик. Для начала проведите «тест-драйв» своей Фразы на кальке, наложенной поверх магического квадрата. Таким образом вы сможете определить, где расположены ваши числа, и избежать ошибок в нарисованном от руки квадрате, над созданием которого вы Долго трудились. Для начала обратитесь к рисунку 42. Как можете убедиться, ваша фраза графически имеет, скорее, приятный дизайн, а не выглядит хаотичным клубком. Редактируйте и вновь воспроизводите свой чертеж - вот для чего вам нужны калька и ластик. Рисуйте линии от руки или при помощи линейки, если хотите, чтобы они были совершенно прямыми. Когда потренируетесь на черновике, уберите кальку и, сфокусировавшись на своих стремлениях, проведите линии на самом квадрате.

    Рис. 42. Начало фразы по Марсу

    Рис. 43. Конец фразы по Марсу

    Рисунок 42. Начало фразы по Марсу: это первые четыре «буквы» (R-u-n w), обозначающиеся числами 18 (со звездочкой), 21, 14 и 23. Ничего обязательного, но запомните, короткие фразы работают лучше, чем словесные нагромождения. На рисунке 43 показывается, как должен выглядеть результат.

    Рисунок 43. Конец фразы по Марсу: графическая форма искомой фразы, начало и окончание которой помечены звездочками.

    Как правило, создаются и используются квадраты, соответствующие планете, находящейся на тот момент в астрологически благоприятном положении относительно других небесных тел. Можно просто работать в день, связанный с конкретной планетой. Если хотите, очертите круг и определите стороны света перед началом работы.

    Экспериментируйте с различными цветами и типами фломастеров, цветных карандашей, экзотической бумаги или чем угодно, что может подстегнуть вашу фантазию. Когда ваш узор будет готов, его можно вырезать или вышить, начертить на водной поверхности или над церемониальным возлиянием. Возможности безграничны. Фиксируйте случаи использования квадратов. Эти записи станут вашим справочником или книгой рецептов для будущего применения. Если что-то работает особенно хорошо, есть смысл вновь и вновь воспроизводить данную процедуру, а в случае неэффективности чего-либо вы можете внести необходимые коррективы.

    Что еще можно делать с магическими квадратами

    Определите в каждом квадрате его «магическую линию». Делается это следующим образом: найдя число 1, проведите от него линию к числу 2, затем к числу 3 и так далее, по возрастающей, к конечному числу. В результате, перед вашими глазами предстанут великолепные геометрические узоры, которые могут послужить и вполне практическим целям. Планировка сада? Деловой логотип? Татуировка? Наложенный на выбранную карту маршрут для отпуска?

    Прочертите линию, соединяющую дату и время вашего рождения. Это действие должно способствовать активизации позитивных талантов и потенциала, имеющихся у вас в наличии. Используйте квадрат планеты, которая управляет вашим знаком, или планеты, положение которой вы находите наиболее благоприятным для вашего колдовства, или же проделывайте это с каждым квадратом, а потом сравнивайте результаты. Таким вот образом можно обнаружить порядок линий, который в дальнейшем станет основой личного магического символа.

    Лунный лабиринт

    В поисках каких-либо еще магических чудес квадратов я обратилась к замечательной книге Клиффорда А. Пиковера «Дзен магических квадратов, кругов и звезд». Используя магический квадрат 9-го порядка (не квадрат Луны), Пиковер обнаружил интересный геометрический рисунок, получившийся при вымарывании всех нечетных чисел . Я скопировала эту идею, наложив кальку поверх другого квадрата 9-го порядка, настоящего квадрата Луны (рис. 35). Поскольку я использовала другой квадрат, то и получила совершенно иной узор. Потрясенная неожиданным узнаванием, я поняла, что вижу перед собой «семенную диаграмму» - основу для семиоборотного лабиринта (см. рис. 44, 45).

    Варианты этого лабиринта обнаружены по всему миру, на пространстве от Крита до юго-запада Америки. Я впервые узнала о «семенной диаграмме» на семинаре по лабиринтам, где мы создавали большой лабиринт на песчаном берегу горного озера . Она состоит из вертикального + (знак плюса) в центре, четырех уголковых L-образных форм и четырех угловых точек. Эти компоненты скрытно присутствуют в обычном квадрате Луны и становятся видимыми только при вымарывании всех нечетных чисел.

    Оставив достаточно места по сторонам, вычертите большую семенную диаграмму на песчаном пляже или нарисуйте маленькую на листе бумаги, а затем приступайте к созданию лабиринта. Соединив верхушку главной вертикальной линии с вершиной правого верхнего L (как показано на рис. 45), продолжайте создавать арки, прочерчивая линии слева направо, как показано на рисунке 46 и 47. В общем, если вы начали с линии, то закончите точкой и наоборот. Заметьте, что U-образные «углы» разворота, образующие петли лабиринта, являются также внешними углами квадрата Луны.

    Рис. 44. Квадрат Луны, показывающий узор «семенного» лабиринта в виде линий нечетных чисел

    Рис. 45. Лабиринт с нарисованной первой аркой

    Рис. 46. Лабиринт со второй и третьей арками

    Рис. 47. Лабиринт, к которому добавлены четвертая и пятая арки

    Рис. 48. Лабиринт, к которому добавлены арки 6, 7 и 8. Теперь у нас есть полный 7-круговой лабиринт

    Как и сама Луна, растущая и убывающая справа налево, двигается п о небосводу слева направо, так и вы, будучи в лабиринте, должны перемещаться как посолонь, так и противосолонь. Попробуйте раскрасить созданный на бумаге лабиринт карандашами всех цветов радуги, сменяя один цвет на другой в месте скругления углов.

    Несколько необычных дополнительных замечаний:

    Первое: в квадрате Луны 81 ячейка и, соответственно, 81 число, а масса самой Луны составляет 1/81 от массы Земли .

    Следующее: Земля движется в пространстве со скоростью 28 миль в час; Луна - со скоростью 2268 миль в час. Это означает, что Луна движется в 81 раз быстрее Земли .

    Последнее: как вырезано на статуях майя в Паленке «81 луна составляет 2392 дня» . Разделите 2392 на 81 и вы получите 29,53 - число, равное количеству дней в лунном цикле, по подсчетам современных ученых.

    На основе теоретического анализа пандиагональных квадратов 4×4 показаны их особенности «структуры»: инвариантами строения пандиагональных квадратов 4×4 являются пары чисел равные в сумме одному из двух чисел Фибоначчи – 13 или 21. Выявлено, что любой вариант множества шести цифр этого и ему подобных пандиагональных квадратов 4×4, образующих непрерывную симметричную конфигурацию, равен в сумме целому числу – 51. Построена геометрическая фигура «куб в кубе», обладающая свойствами «золотой симметрии» пандиагональных квадратов 4×4. Свойствами «золотой симметрии» обладают все числа диагоналей куба (два числа образуют в одном случае – в сумме число 13, в другом – 21), а все плоскости, имеющие 4 угла (числа) как внутреннего, так и внешнего квадратов геометрической фигуры образуют в сумме число Фибоначчи – 34.

    Введение

    На основе теоретического анализа квадратов Кхаджурахо, Дюрера и подобных им квадратов 4×4 выявлены особенности их «структуры»: инвариантами строения пандиагональных квадратов 4×4 являются пары чисел равные в сумме одному из двух чисел Фибоначчи – 13 или 21.

    Магический квадрат – квадратная таблица n×n, заполненная n 2 различными числами таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова. Самый ранний уникальный магический квадрат 4×4 обнаружен в надписи XI века в индийском городе Кхаджурахо. Квадрат 4×4, изображённый на гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия», считается самым ранним в европейском искусстве (1514г.). Сумма чисел квадрата Дюрера на любой горизонтали, вертикали и диагонали равна 34. Эта сумма также встречается во всех угловых квадратах 2×2, в центральном квадрате, в квадрате из угловых клеток, в квадратах, построенных «ходом коня» (2+12+15+5 и 3+8+14+9), в вершинах прямоугольников, параллельных диагоналям (2+8+15+9 и 3+12+14+5), в прямоугольниках, образованных парами средних клеток на противоположных сторонах (3+2+15+14 и 5+8+9+12). Большинство дополнительных симметрий связано с тем, что сумма любых двух центрально симметрично расположенных чисел равна 17.

    Существует 48 пандиагональных квадратов 4×4 с точностью до поворотов и отражений. Если принять во внимание ещё и симметрию относительно торических параллельных переносов, то остаётся только 3 существенно различных квадрата (рисунок 2).


    Основная часть

    Мною проанализирована «структура» пандиагональных квадратов 4×4 и выявлены инвариантные части их строения (рисунок 3). Инвариантами строения пандиагональных квадратов 4×4 являются пары чисел равные в сумме одному из двух чисел Фибоначчи – 13 или 21. Различные варианты симметричного комбинирования этих числовых пар образуют множество пандиагональных квадратов 4×4.


    Квадрат Дюрера (и ему подобные пандиагональные квадраты 4×4) обладают симметрией золотой пропорции. Например, на рисунке 4 показано красными и синими квадратами варианты симметрий, при которых среднее арифметическое значение от суммы красных составляющих квадратов в возможных позициях (4 или 2, при вращении в разные стороны) равно 51. Таким образом, сумма всех чисел квадрата – 136, из которых 85 – синие, 51 – красные. 136/85=1,6; 85/51=1,667.


    На основе квадрата Дюрера нами построена геометрическая фигура «куб в кубе», обладающая свойствами симметрии пандиагональных квадратов 4×4 (рисунок 5). Подобное «преобразование» стало возможным при расположении вертикальных столбцов чисел квадрата Дюрера под определенным углом, образуя, таким образом, куб в кубе. При этом свойствами «золотой симметрии» обладают все числа диагоналей куба (два числа образуют в одном случае – в сумме число 13, в другом – 21), а все плоскости, имеющие 4 угла (числа) как внутреннего, так и внешнего квадратов построенной фигуры образуют в сумме число Фибоначчи – 34.

    Заключение

    1. На основе теоретического анализа пандиагональных квадратов 4×4 показаны их особенности «структуры»: инвариантами строения пандиагональных квадратов 4×4 являются пары чисел равные в сумме одному из двух чисел Фибоначчи – 13 или 21.
    2. Выявлено, что любой вариант множества шести цифр квадрата Дюрера и ему подобных пандиагональных квадратов 4×4, образующих непрерывную симметричную конфигурацию, равен в сумме целому числу – 51.
    3. Построена геометрическая фигура «куб в кубе», обладающая свойствами «золотой симметрии» пандиагональных квадратов 4×4. Свойствами «золотой симметрии» обладают все числа диагоналей куба (два числа образуют в одном случае – в сумме число 13, в другом – 21), а все плоскости, имеющие 4 угла (числа) как внутреннего, так и внешнего квадратов геометрической фигуры образуют в сумме число Фибоначчи – 34.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Магический квадрат Альбрехта Дюрера. Магический квадрат 4?4, изображённый на гравюре Альбрехта Дюрера«Меланхолия I», считается самым ранним в европейском искусстве. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514). Сумма чисел на любой горизонтали, вертикали и диагонали равна 34. Эта сумма также встречается во всех угловых квадратах 2?2, в центральном квадрате (10+11+6+7), в квадрате из угловых клеток (16+13+4+1), в квадратах, построенных «ходом коня» (2+8+9+15 и 3+5+12+14), в прямоугольниках, образованных парами средних клеток на противоположных сторонах (3+2+15+14 и 5+8+9+12).

    Слайд 13 из презентации «Квадрат в жизни» . Размер архива с презентацией 388 КБ.

    Геометрия 8 класс

    краткое содержание других презентаций

    «Определение правильных многоугольников» - Решение задач. Любой правильный многоугольник является выпуклым. Устная работа. Построенная фигура. Паркеты из правильных многоугольников. Формула для вычисления угла правильного n-угольника. Чему равна сумма внешних углов правильного n- угольника. Чему равен каждый из углов правильного многоугольника. Творческое задание. Многоугольники разных видов. Выпуклый многоугольник. Задачи урока. Плоскость без просветов можно покрыть правильными треугольниками.

    «Виды прямоугольников» - Диагональ. Перпендикуляры. Прямоугольник. Квадрат является параллелограммом. Найдите все неизвестные угла квадрата. Упражнения. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах. Упражнения по планиметрии. Обратное утверждение. Признак. Параллелограмм. Сторона ромба. Признак ромба. Особое свойство прямоугольника. Параллелограмм АВСD. Меньшая сторона прямоугольника. Высота. Свойство ромба. Докажите. Найдите периметр квадрата.

    «Построение касательной к окружности» - Окружность и прямая имеют одну общую точку. Общие точки. Хорда. Касательная к окружности. Повторение. Окружность и прямая. Диаметр. Теорема об отрезках касательных. Взаимное расположение прямой и окружности. Решение. Окружность.

    «Вычисление площади многоугольника» - Многоугольник составлен из нескольких многоугольников. Тест. Площадь многоугольника. Работа в тетрадях. АВСD-параллелограмм. Свойства площадей. Устное решение задач. Как вы понимаете. Какие основные свойства площадей вы знаете. Площадь квадрата равна квадрату его стороны. Середины сторон ромба. В прямоугольнике диагонали равны. Цели урока. Единицы измерения площадей. Работа по готовым чертежам.

    «Задачи на признаки подобия треугольников» - Определение высоты предмета по луже. Индивидуальная карта. Решение задач по готовым чертежам. Измерение высоты больших объектов. Подобие треугольников. Тень от палки. Определение высоты предмета по зеркалу. Решение практических задач. Способ Фалеса. Назвать подобные треугольники. Определение высоты пирамиды. Самостоятельная работа. Определение высоты предмета. Гимнастика для глаз. Девиз урока.

    «Понятие вектора» - Длина вектора. Векторы. Направление векторов. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Отметьте на чертеже. Равнобедренная трапеция. Историческая справка. Два ненулевых вектора. Задача. Два ненулевых вектора коллинеарны. Нулевой вектор. Геометрическое понятие вектора. Что такое вектор. Откладывание вектора от данной точки. Параллелограмм.

    Дюрер (Durer) Альбрехт (1471-1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства.

    учился у своего отца.
    Отец,ювелирных дел мастер, хотел привлечь сына к работе в ювелирной мастерской, но Альбрехт не высказывал никакого желания. Он любил и тянулся к живописи.

    У нюрнбергского художника Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву.
    Влохновленный работами художника Мартина Шонгауэра, с которым он так и не встретился, Альбрехт много ездил и везде учился, учился, учился...

    Но настало время, когда Альбрехту нужно было жениться. И тогда он выбрал себе из старинной и уважаемой нюрнбергской семьи Агнесу Фрей, дочь отцовского друга. Брак с Агнесссой был бездетным, да и супруги были разными по характеру, что делало семью не очень-то и счастливой.

    Но тем не менее он открыл свое дело и в своей мастерской создал значительную часть своих гравюр.
    В Венеции курсировали слухи о его любви к обеим полам...Возможно, Дюрер практиковал однополую любовь с сердечным другом, знатоком античной литературы Пиркгеймером.

    Длинные, завитые горячим способом, волосы, уроки танцев, страх заболеть сифилисом в Венеции и покупка лекарства против этой болезни в Нидерландах, элегантная одежда, мелкое тщеславие во всем, что касается его красоты и внешнего вида, меланхолия, нарциссизм и эксгибиционизм, комплекс Христа, бездетный брак, подчинение жене, нежная дружба с распутником Пиркгеймером, которого он сам в октябрьском письме 1506-го года шутливо предлагал кастрировать -

    все это сочетается в Дюрере с нежной заботой о матери и братьях, с многолетним упорным трудом, частыми жалобами на бедность, болезни, несчастья, якобы его преследовавшие.

    Будьте Богу верны!
    Обретете здоровье
    И вечную жизнь на небесах
    Как пречистая дева Мария.
    Говорит вам Альбрехт Дюрер -
    Покайтесь в грехах
    До последнего дня поста,
    И заткнете дьяволу пасть,
    Одолеете нечистого.
    Да поможет вам Господь Иисус Христос
    Утвердиться в добре!
    Чаще думайте о смерти,
    О погребении ваших тел.
    Это устрашает душу,
    Отвлекает от зла
    И греховного мира,
    От гнета плоти
    И наущений дьявола...

    Когда 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис» ,

    Дюрер создал 15 ксилографий, которые принесли ему европейскую известность.Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника.
    В Венеции художник выполнил по заказу немецких купцов "Праздник венков из роз" и затем поступали и другие предложения, картины которые оставили неизгладимое впечатление многогранностью цветов и сюжетов.

    Сам император Максимилиан I

    благоговел перед искусством Альбрехта Дюрера.
    Дюрер придерживался взглядов «иконоборцев, однако в поздних работах А.Дюрера некоторые исследователи находят сочувствие протестантизму.

    В конце жизни Дюрер много работал как живописец, в этот период им созданы самые глубокие произведения, в которых проявляется знакомство с нидерландским искусством.

    Одна из важнейших картин последних летдиптих «Четыре апостола» , который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году.

    В Нидерландах Дюрер стал жертвой неизвестной болезни (возможно, малярии), от приступов которой страдал до конца жизни.

    Альбрех составил так называемый магический квадрат, изображённый на одной из самых совершенных его гравюр — «Меланхолии». Заслуга Дюрера заключается в том, что он сумел так вписать в расчерченный квадрат чи́сла от 1 до 16, что сумма 34 получалась не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении четырёх угловых клеток. Также Дюрер сумел заключить в таблицу год создания гравюры « » (1514).


    Есть в работах Альбрехта Дюрера три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли, которая стала первой в истории отпечатанной типографским способом.

    В 1494 году публикуется книга Себастиана Бранта под символическим названием "Корабль Дураков" (Das Narrenschiff oder das Schiff von Narragonia).
    Во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики, иллюстрации к “Кораблю дураков” С.Бранта,

    на котором флот пересекает море. Кругом полно дураков. Здесь смеются над дураками- моряками и кораблями Империи.

    Считается, что кроме А.Дюрера, над проектом работали одновременно несколько рисовальщиков-резчиков... Картину "Корабль Дураков" - написал и известный художник Иероним Босх.

    Рисунок Дюрера "Корабль Дураков"

    Наверху справа дураки на телеге, внизу по морю плывет корабль окруженный лодками, и на корабле и в лодках все дураки.
    Многие иллюстрации к "Кораблю Дураков", как отмечают комментаторы, МАЛО СВЯЗАНЫ С СОДЕРЖАНИЕМ САМОЙ КНИГИ.
    Как выясняется, саму книгу Бранта избрали лишь как повод, предлог, для обнародования большого числа гравюр (ста шестнадцати) на тему "Корабля Дураков".

    Есть у Альбрехта Дюрера и такая картина как "Праздник всех святых " (Алтарь Ландауэр) 1511 .Музей истории искусств, Вена. Эта картина также принесла огромную славу художнику.




    Мы лучше помним гениев капризы,
    Что тайну их создания хранят:
    Бессмертную улыбку Мона Лизы,
    И обнажённой махи ждущий взгляд...
    Был Дюрер ювелиром и поэтом,
    Секреты слов и чисел познавал.
    Он много путешествовал, при этом
    Великие гравюры создавал.
    Учёным был. Ведь это он впервые,
    Подхваченный волной своих идей,
    Создал науку - антропометрию,
    Что изучает черепа людей.

    Разносторонний, как и всякий гений!
    Во всём искал гармонии закон.
    Проекты крепостей и укреплений,
    И первый звёздный атлас- тоже он!
    Великого художника работа,-
    Каких-то странных символов полна,-
    Как будто рассказать нам хочет что-то,
    Открыть желает тайну нам она.
    Весь мир искусства 5 веков гадает,
    Стремясь услышать истинный мотив:
    Какое там крылатое созданье
    Сидит от дум печальных загрустив?

    История искусства умолчала,
    Кто он.
    И каждый видит там своё.
    А в нем и человеческого мало,
    И ангельское мы не узнаём.
    Его считали «музою» когда-то,
    Но где такую «музу» ты найдёшь.
    Ведь наш крылатый - явно бородатый.
    К тому ж ещё на Дюрера похож.
    А волосы и длинные одежды
    Носили раньше часто мужики.
    Что можем мы сказать о модах прежних?
    Мы с вами этих мод не знатоки.

    В гаданиях и спорах мало толку,-
    Веков меж нами пропасть пролегла...
    Я Мастером зову его, поскольку
    При нём рубанок, клещи и пила.
    Их не увидит разве в корень зрящий?
    О чём тогда, не понимаю, спор?
    Для «девы» и для «музы» настоящей
    Нужнее косметический набор!
    Пила с рубанком - Дюреру сподручней!
    О чём мы спорим многие века?
    Он мастер по гравюрам самый лучший,
    А для гравюр нужна была доска.

    На голове - подобие короны,-
    Из трав чудесных, колдовских венок...
    Понять не сможет зритель посторонний:
    Причём здесь шар? Пёс, спящий возле ног?
    Крылатый «человек» сидит в печали.
    О чём грустит? Что вспоминает он?
    Ничто вокруг себя не замечает,-
    Взор Мастера в пространство устремлён!
    Вокруг комплект вещей довольно странный,
    Притягивает наш пытливый взгляд:
    Стремянка, рядом камень многогранный,
    Песочные часы, весы, квадрат...

    Я о квадрате расскажу попозже,-
    Он связан с плотью, духом и огнём.
    Смысл тайный цифр открою Вам я тоже,
    Запечатлённых на квадрате том.
    Взгляд над квадратом колокол отыщет.
    В День Судный мы его услышим звон...
    Сердитый ангелочек что-то пишет.
    Мы видим: Очень недоволен он.

    Освещены сияньем солнца дали...
    Но мне за сложным мнится простота:
    Ведь люди с нетерпеньем ожидали
    В тот «страшный» год пришествие Христа.
    На небе незнакомая комета.
    Всё ярче становилась, всё видней!
    Казалось людям: «Страшный признак это,-
    Осталось жить земле не много дней!»

    Пророчество все помнят Иоанна,
    Что будет яркий Свет перед концом.
    И паника охватывает страны,
    И к БОГУ обращались все лицом.
    Печалился художник: «Сделал мало,
    И перед БОГОМ в том его вина!»
    Душа его грустила и страдала,
    Что до сих пор греховных чувств полна!

    В те годы мысль впервые прозвучала,
    Что люди - Мироздания венец,
    И, в Божьем Царстве, взяв своё начало,
    Здесь, на земле, сам человек -творец!...
    Быть может мастер пожалел впервые
    О тех твореньях, дал которым свет,
    Где в Лицах Иисуса и Марии
    Почти совсем божественного нет.

    Вдруг осознал, что не увидит Вечность,
    Тот, кто живёт, земное лишь любя.
    Что не воскреснет в душах человечность,
    Божественность отринув от себя.
    Ему казалось, что не то всё делал,
    Мирские волны не туда несли...
    Средь «хлама» бытия душа сидела,
    Всё реже отрываясь от земли.

    Душа искала благодать не в БОГЕ,
    А в сытости, в достатке и в тепле...
    Сердитый Ангел подводил итоги.
    Того, что Мастер сделал на земле.
    А в звёздном небе плавала комета.
    Магический квадрат беду вещал...
    Теперь поймёте, почему всё это.
    В душе рождало Дюрера печаль.

    На иллюстрации знаменитая таинственная гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия-1»

    Из интернета:
    « В 1514 году Дюрер следил за яркой кометой, появившейся на небосводе. Очень многое в изображении гравюры связано с этой кометой и символикой планеты Сатурн, являющейся покровительницей меланхоликов. Считалось, что бог Сатурна – старше других богов, и только ему присущ высший интеллект, и только меланхоликам доступна радость открытий...

    В центре композиции видим женщину с крыльями и в венке, олицетворяющую собой Логику – это Муза Дюрера. Неподвижно сидящая на крыльце, она погружена в меланхолическую задумчивость и печаль: женщина хоть имеет крылья, но не может проникнуть за завесу тайны Вселенной. Все, что вокруг происходит - проходит без ее участия. Это ее угнетает и навевает меланхолическое настроение. Угрюмый мальчик с крыльями, рядышком сидящий на мельничном жернове, что-то задумчиво пишет на восковой дощечке. Это Путто, символизирующий предвестника ангельского духа.
    Вокруг героев гравюры разбросаны измерительные и строительные инструменты. А у ног, свернувшись в клубок, спит борзая собака, символизирующая меланхолический темперамент. »

    /Конец цитаты/

    Те, кто ищут в крылатом существе, на гравюре Дюрера, женское начало упорно не хотят замечать бородку и усы на лице «музы» и столярный инструмент, разбросанный около его ног. Видят лишь длинные волосы и платье, которое выглядит, с нашей точки зрения, женским.
    Но взгляните на автопортрет Дюрера 1498 года. Вот вам и длинные, завитые волосы Мастера, вот вам и его платье, напоминающее нам «женское».
    Так что, на гравюре « Меланхолия» Дюрер изобразил самого себя. И это вовсе не моё открытие. Впервые это заявила в прошлом веке советский и российский искусствовед, историк культуры. Заслуженный деятель искусств РСФСР, Паола Волкова.
    А крылья - это Божий дар всем творческим людям. Это известно всем.
    Теперь и инструмент, которым работал мастер, изготовляя свои изумительные гравюры на дереве и тощий бездомный пёс, которого Альбрехт приютил, вполне уместны- это его повседневная рабочая обстановка.
    Не забывайте, что Дюрер был прекрасным математиком:
    Линейка около его ног, циркуль в руке, шар для расчёта параметров кривых линий так же частенько были ему необходимы.
    Думаю, что с крылатым существом всё ясно.
    Но, если это всё-таки Албрехт Дюрер, о чём он так грустит на собственной гравюре?
    В отличие от Паолы Волковой, я считаю, что Мастер изобразил не совсем себя, а свою душу. И именно она находится в состоянии меланхолии.
    В это состояние души Мастер впал не случайного, а в результате стечения ряда обстоятельств:
    11 апреля 1490 года Альбрехт Дюрер на несколько лет покинул свой родной Нюрнберг и отправился в путешествие по Европе. В начале 1492 года он прибыл в Кольмар / Теперь Франция/, где надеялся встретиться со знаменитым гравером Мартином Шонгауэром. К моменту приезда Альбрехта Шонгауэр уже умер, но молодой человек был радушно принят братьями Мартина. Они даже разрешили Альбрехту поработать в его мастерской.
    Когда наступило время прощаться, один из братьев протянул Альбрехту небольшую квадратную медную табличку с нанесённой на неё цифрами:
    -Возьми на память!
    -Что это?- удивился Дюрер.
    - Формула ГАРМОНИИ,-последовал ответ.-Мартин велел отдать тому, кто захочет
    превзойти всех известных миру живописцев.
    Дюрер, как и многие великие, страстно мечтал об этом.
    Если бы Альбрехта спросили, какое у него самое большое увлечение после живописи, он, наверняка, бы назвал математику.
    У Дюрера было неодолимое желание измерять и запечатлять в виде математических формул всё, что он видел. Он изобретал собственные приборы для измерения кривых линий и решал сложнейшие измерительные задачи при помощи обыкновенной линейки и циркуля. Он даже написал несколько методических пособий по работе с измерительными приборами.
    Из интернета:
    «Дюрер заслужил широкую известность как математик, прежде всего, геометр (в то время немецкие учёные почти не занимались решением геометрических задач), изучавший теорию перспективы, построения геометрических фигур и разработку шрифтов. Полученные им результаты высоко оценивались в трудах последующих веков, а во второй половине XIX века был сделан их научный анализ. По словам Иоганна Ламберта, более поздние труды по теории перспективы не достигли дюреровских высот. В истории математики Дюрер ставится в один ряд с известными учёными своего времени и считается одним из основателей теории кривых и начертательной геометрии»
    /Конец цитаты/

    Табличка его заинтересовала. В хаосе разбросанных на ней цифр, он сразу же увидел ГАРМОНИЮ.

    16- 3- 2- 13
    5- 10- 11- 8
    9- 6- 7- 12
    4 - 15- 14- 1

    ГАРМОНИЯ - в философии согласование разнородных элементов, в эстетике- слаженность целого, рождающееся от единения разных по качеству сущностей.
    Мастер даже вспомнил строки какого-то древнего поэта, посвящённые гармонии:

    «И летний зной, и зимняя прохлада,
    И возвращенье птиц в свой край родной…
    Всё вовремя и столько, сколько надо,-
    Жизнь на Земле не может быть иной!
    В ГАРМОНИИ родится всё святое,
    Величия духовного полна,
    Взор, привлекая дивной красотою,
    Нас обращает к Господу она!...»

    Мастер начал с простейшего арифметического действия - сложения чисел и был поражён достигнутым результатом:
    Сложение 4-х цифр в каждой строке по горизонтали, по вертикали, по диагонали, в углах и даже в секторах давали одну и ту же сумму - 34 !

    Теперь у Дюрера не оставалось больше сомнений, что он имеет дело с Нумерологией.

    Из интернета:

    Основные положения нынешнего варианта западной нумерологии были разработаны в VI веке до н. э. древнегреческим философом и математиком Пифагором, который объединил математические системы арабов, друидов, финикийцев и египтян с науками о природе человека [Особую важность нумерология получила в Каббале, где её разновидность известна под названием гематрия. Каббалисты расширили пифагорову концепцию, используя числа в магических квадратах для различных целей. С открытием в XIX веке учёными природы света, электричества и магнетизма, старинные оккультные значения, приписываемые числам, стали приписывать и вибрациям энергии. Современная нумерология[ отдает предпочтение упрощенному числовому и алфавитному коду, основанному на теориях Пифагора.
    С одним из таких магических квадратов имел теперь дело Альбрехт Дюрер.
    Но как этот квадрат может помочь ему в его трудах.?
    И тут его словно осенило:
    34 это 3+4 = 7, то есть формула преобразования тверди земной/4/ через сознание/3/ в твердь небесную/7/.
    Это было и остаётся главной задачей любого творчества, главным направлением деятельности любого человека, наделённого БОГОМ талантом.
    Ибо задача любого Мастера - ОДУХОТВОРЯТЬ СИЛОЮ СВОЕГО ТАЛАНТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. НЕ ДАТЬ ЕМУ СТАТЬ БЕЗДУШНЫМ!
    Но была Эпоха Возрождения, с её гуманизмом и реформацией Церкви. Гуманизм смотрел на задачу живописца иначе: Сделать человека в искусстве главным действующим лицом. Придать всему божественному черты человеческого. Не человек должен возвращать себе утраченное подобие БОГА, но БОГ должен снизойти до человеческого бытия, стать понятным человеку. Практически, Всё должно быть направлено на обретение человеком на земле счастья.
    Как ни печально, но именно гуманизм Эпохи Возрожденья стал благодатной почвой для либерализма, призвавшего людей отказаться от всех ограничений, в том числе и моральных. За время своего существования либерализм духовного Возрождения Европы, превратился сначала в либерализм революционной перестройки мира, а после в современный либерализм вседозволенности.
    Дюреру идеи гуманизма и реформации были гораздо понятнее и ближе, чем туманные послания из Вечности.
    Альбрехта не могли не заинтересовать и цифры в основание квадрата:

    1514
    Что-то должно было произойти через 22 года? Может быть конец Света, о котором в Средневековье, как и в наше время, не прекращались разговоры? Дюрер и верил и не верил в скорое пришествие Господа.
    Наступил 1514 год. Ожидание беды не оставляло Мастера все это время.
    В 1514 году на небе Европы появилась яркая комета. В мае умерла горячо любимая мать Альбрехта. Дюрер долгое время находился в состоянии меланхолии. Часами сидел среди своего рабочего инструмента, разбросанного на полу, смотрел в одну точку и ждал Конца Света.
    Крылья грустящего существа - это яркое указание на то, что перед нами грустящая душа Мастера, но душа не устремлённая к БОГУ, но привязанная к повседневным земным заботам. Одним словом -ГУМАНИЗМ.
    Конец Света не настал.
    Живописец, наконец, сумел собраться с духом и изобразил состояние своей тоскующей души на гравюре «Меланхолия 1»
    Почему «1»?
    Надо снова обратиться к нумерологии:

    Из интернета:
    С единицы начинаются великие дела. Для цифры один нет преград, потому что ей сопутствует успех. Исследования заставляют открывать новые горизонты в любых областях, которые потом становятся эталоном для всех.
    Конец цитаты/

    Так что стоит предположить, что Дюрер решил начать какой-то новый этап своего творчества, сделать прыжок к тем самым заоблачным вершинам, о которых мечтал.
    Ничего существенного в 1514 году не произошло:
    Альбрехт отправился в творческую командировку в Португалию. Там он создал для своего императора Максимилиана Первого гравюру привезённого туда из Индии диковинного зверя - носорога! Максимилиан при виде носорога пришёл в неописуемый восторг и назначил художнику пожизненную ренту из кармана нюренбергских обывателей.
    Яркая комета с европейского небосвода вскоре исчезла, а Дюрер продолжил изображать Богородицу и Господа похожими на обыкновенных бюргеров Германии, идущих по пути реформации и либерализма.
    Впрочем, в пантеон великих он всё равно вошёл, хотя и не сумел превзойти тех, в чьих трудах больше божественного, чем земного.
    Разве сопоставима хоть одна Мадонна Дюрера, в которых так мало небесного и так много земного, с Мадонной Рафаэля?
    И молиться надо перед Ликом Господа, но не перед магическим квадратом.
    …...........................................................