Войти
Логопедический портал
  • Линейная зависимость системы векторов
  • Свен Нурдквист — Рождественская каша: Сказка Другие книги схожей тематики
  • Реферат: Химическая кинетика и равновесие
  • Исследовательская работа по истории "династия романовых" Начало правления романовых презентация
  • Дополнительная образовательная программа "школа будущего ученика" Занятия проводятся блоками в школе будущего ученика
  • Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе Нод по обучению грамоте в подготовительной группе фгос
  • Графики тригонометрических функций, преобразование графиков. Преобразование графиков тригонометрических функций Примеры преобразования графиков тригонометрических функций

    Графики тригонометрических функций, преобразование графиков. Преобразование графиков тригонометрических функций Примеры преобразования графиков тригонометрических функций

    АЛГЕБРА
    Уроки для 10 классов

    Тема. Построение графиков тригонометрических функций

    Цель урока: построение графиков функций у = sin х, у = cos x , у = tg х, у = ctg x.

    Формирование умений строить графики функций: у = Asin (kx + b ), у = Acos (kx + b ), у = Atg (kx + b ), у = Actg (kx + b ).

    И. Проверка домашнего задания

    1. Один ученик воспроизводит решение упражнения № 24 (1-3).

    2. Фронтальная беседа:

    1) Назовите явления в природе, которые периодически повторяются.

    2) Дайте определение периодической функции.

    3) Если функция у = f (x ) имеет периодом число Т, то будет периодом этой функции число 2Т, 3T ...? Ответ обоснуйте.

    4) Найдите наименьший положительный период функций:

    a ) y = cos ; б) y = sin ; в) у = tg ; г) у = .

    5) периодическая функция у = С? Если да, то укажите период этой функции.

    II. Построение графика функции у = sin х

    Для построения графика функции у = sin x воспользуемся единичным кругом. Построим единичный круг радиусом 1 см (2 клетки). Справа построим систему координат, как на рис. 57.

    На ось ОХ нанесем точки ; π ; ; 2 π (соответственно 3 ячейки, 6 ячеек 9 ячеек, 12 ячеек). Разделим первую четверть единичного круга на три равные части и на столько же частей отрезок оси абсцисс. Перенесем значение синуса до соответствующих точек оси ОХ. Получим точки, которые надо соединить плавной линией. Затем разделим вторую, третью и четвертую четверть единичного круга также на три равные части и перенесем значение синуса до соответствующей точки оси ОХ. Последовательно соединив все полученные точки, получим график функции у = sin х на промежутке .

    За то что функция у = sin x периодическая с периодом 2 π , то для построения графика функции у = sin x на всей прямой ОХ достаточно параллельно перенести построен график вдоль оси ОХ на 2 π , 4 π , 6 π ... единиц влево и вправо (рис. 58).

    Кривая, которая является графиком функции у = sin x , называют синусоидой.

    Выполнение упражнений______________________________

    1. Постройте графики функций.

    а) у = sin ; б) у = sin 2х; в) у = 2 sin х; г) у = sin (-x).

    Ответы: а) рис. 59; б) рис. 60; в) рис. 61; г) рис. 62.




    III . Построение графика функции у = cos x

    Как известно, cos х = sin , поэтому у = cos x и у = sin - одинаковые функции. Для построения графика функции у = sin воспользуемся геометрич-ими преобразованиями графиков: сначала построим (рис. 63) график функции у = sin х, затем у = sin (-х) и в конце у = sin .

    Выполнение упражнений________________________________

    1. Постройте графики функций:

    a ) y = cos ; б) y = cos ; в) y =cos х; г) у = | cos x |.

    Ответ: а) рис. 64; б) рис. 65; в) рис. 66; г) рис. 67.

    IV. Построение графика функции у = tg x

    График функции у = tg x построим с помощью линии тангенсов на промежутке , длина которого равна периоду π этой функции. Построим единичный круг радиусом 2 см (4 ячейки) и проведем линию тангенсов. Справа построим систему координат, как на рис. 68.

    На ось ОХ нанесем точки ; (6 ячеек). Разделим первую и четвертую четверть окружности на 3 равные части и на столько же частей каждый из отрезков и . Найдем значения тангенсов чисел ; ; 0; ; с помощью линии тангенсов (ординаты точек ; ; ; ; линии тангенсов). Перенесем значения тангенсов до соответствующих точек оси ОХ. Последовательно соединив все полученные точки, получим график функции у = tg x на промежутке .

    За то что функция у = tg x периодическая с периодом π, для построения графика функции у = tg x на всей прямой ОХ достаточно параллельно перенести построен график вдоль оси ОХ на π , 2 π , 3 π , 4 π ... единиц влево и вправо (рис. 69).

    График функции у = tg x называется тангенсоїдою.

    Выполнение упражнений

    1. Постройте график функций

    а) у = tg 2х; б) у = t gx ; в) у = tg x + 2; г) у = tg (-x).

    Ответы: а) рис. 70; б) рис. 71; в) рис. 72; г) рис. 73.

    V. Построение графика функции у = ctg x

    График функции у = ctg x легко получить, воспользовавшись формулой ctg x = tg и двумя геометрическими преобразованиями (рис. 74) симметрия относительно оси ΟΥ параллельный перенос вдоль оси ОХ на .

    IV. Домашнее задание

    Раздел И § 6. Вопросы и задания для повторения раздела И № 50-51. Упражнения № 28 (а-г).

    V. Итог урока


    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Графики тригонометрических функций Функция у = sin x, ее свойства Преобразование графиков тригонометрических функций путем параллельного переноса Преобразование графиков тригонометрических функций путем сжатия и расширения Для любознательных…

    тригонометрические функции Графиком функции у = sin x является синусоида Свойства функции: D(y) =R Периодическая (Т=2 ) Нечетная (sin(-x)=-sin x) Нули функции: у=0, sin x=0 при х =  n, n  Z y=sin x

    тригонометрические функции Свойства функции у = sin x 5. Промежутки знакопостоянства: У >0 при х   (0+2  n ;  +2  n) , n  Z У

    тригонометрические функции Свойства функции у= sin x 6. Промежутки монотонности: функция возрастает на промежутках вида:  -  /2 +2  n ;  / 2+2  n   n  Z y = sin x

    тригонометрические функции Свойства функции у= sin x Промежутки монотонности: функция убывает на промежутках вида:  /2 +2  n ; 3  / 2+2  n   n  Z y=sin x

    тригонометрические функции Свойства функции у = sin x 7. Точки экстремума: Х мах =  / 2 +2  n , n  Z Х м in = -  / 2 +2  n , n  Z y=sin x

    тригонометрические функции Свойства функции у = sin x 8 . Область значений: Е(у) =  -1;1  y = sin x

    тригонометрические функции Преобразование графиков тригонометрических функций График функции у = f (x +в) получается из графика функции у = f(x) параллельным переносом на (-в) единиц вдоль оси абсцисс График функции у = f (x)+а получается из графика функции у = f(x) параллельным переносом на (а) единиц вдоль оси ординат

    тригонометрические функции Преобразование графиков тригонометрических функций Постройте график Функции у = sin(x+  /4) вспомнить правила

    тригонометрические функции Преобразование графиков тригонометрических функций y =sin (x+  /4) Постройте график функции: y=sin (x -  /6)

    тригонометрические функции Преобразование графиков тригонометрических функций y = sin x +  Постройте график функции: y =sin (x -  /6)

    тригонометрические функции Преобразование графиков тригонометрических функций y= sin x +  Постройте график функции: y=sin (x +  /2) вспомнить правила

    тригонометрические функции Графиком функции у = cos x является косинусоида Перечислите свойства функции у = cos x sin(x+  /2)=cos x

    тригонометрические функции Преобразование графиков тригонометрических функций путем сжатия и растяжения График функции у = k f (x) получается из графика функции у = f(x) путем его растяжения в k раз (при k>1) вдоль оси ординат График функции у = k f (x) получается из графика функции у = f(x) путем его сжатия в k раз (при 0

    тригонометрические функции Преобразование графиков тригонометрических функций путем сжатия и растяжения y=sin2x y=sin4x Y=sin0.5x вспомнить правила

    тригонометрические функции Преобразование графиков тригонометрических функций путем сжатия и растяжения График функции у = f (kx) получается из графика функции у = f(x) путем его сжатия в k раз (при k>1) вдоль оси абсцисс График функции у = f (kx) получается из графика функции у = f(x) путем его растяжения в k раз (при 0

    тригонометрические функции Преобразование графиков тригонометрических функций путем сжатия и растяжения y = cos2x y = cos 0.5x вспомнить правила

    тригонометрические функции Преобразование графиков тригонометрических функций путем сжатия и растяжения Графики функций у = -f (kx) и у=- k f(x) получаются из графиков функций у = f(kx) и y= k f(x) соответственно путем их зеркального отображения относительно оси абсцисс синус – функция нечетная, поэтому sin(-kx) = - sin (kx) косинус –функция четная, значит cos(-kx) = cos(kx)

    тригонометрические функции Преобразование графиков тригонометрических функций путем сжатия и растяжения y = - sin3x y = sin3x вспомнить правила

    тригонометрические функции Преобразование графиков тригонометрических функций путем сжатия и растяжения y=2cosx y=-2cosx вспомнить правила

    тригонометрические функции Преобразование графиков тригонометрических функций путем сжатия и растяжения График функции у = f (kx+b) получается из графика функции у = f(x) путем его параллельного переноса на (-в /k) единиц вдоль оси абсцисс и путем сжатия в k раз (при k>1) или растяжения в k раз (при 0

    тригонометрические функции Преобразование графиков тригонометрических функций путем сжатия и растяжения Y= cos(2x+  /3) y=cos(x+  /6) y= cos(2x+  /3) y= cos(2(x+  /6)) y= cos(2x+  /3) y= cos(2(x+  /6)) Y= cos(2x+  /3) y=cos2x вспомнить правила

    тригонометрические функции Для любознательных… Посмотрите как выглядят графики некоторых других триг. функций: y = 1 / cos x или y=sec x (читается секонс) y = cosec x или y= 1/ sin x читается косеконс


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЦОР «Преобразование графиков тригонометрических функций» 10-11 классы

    Раздел учебной программы:«Тригонометрические функции».Тип урока:цифровой образовательный ресурс комбинированного урока алгебры. По форме изложения материала:Комбинированный (универсальный) ЦОР со...

    Методическая разработка урока по математике:«Преобразование графиков тригонометрических функций»

    Методическая разработка урока по математике: «Преобразование графиков тригонометрических функций» для учащихся десятого класса. Урок сопровождается презентацией....

    Конспект урока по алгебре в 10 классе

    Васильева Екатерина Сергеевна ,

    учитель математики

    ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная)

    общеобразовательная школа I и II видов»

    Смоленск

    Тема урока: «Преобразование графиков тригонометрических функций».

    Название модуля : преобразование графиков тригонометрических функций.Интегрирующая дидактическая цель : отработать навыки построения графиков тригонометрических функций.Целевой план действий для учащихся:

      повторить основные свойства тригонометрических функций; отработать навык преобразования графиков тригонометрических функций; способствовать развитию логического мышления; воспитывать интерес к изучению предмета.

    Банк информации.

    Входной контроль. Назовите свойства функций y = sin x (рис. 1).


    Рис . 1

    Свойства:

      D(y)=R E(y)=[-1;1], функция ограничена sin(-x)=-sinx, функция нечётная Наименьший положительный период: 2π
      sin (x+2πn)= sin x, n Є Z, x Є R. sin x=0 при x=πk, kЄ Z sin x>0, x Є (2πk;2π+2πk), k Є Z sin x Наибольшее значение, равное 1, y=sin x принимает в точках x=π/2+ 2πk, k Є Z. Наименьшее значение, равное -1, y=sin x принимает в точках x=3π/2+ 2πk, k Є Z.
    Рассмотрим график фукции y= cos x (рис. 2).



    Рис . 2

    Свойства:

      D (y)=R E (y)=[-1;1], функция ограничена cos(-x)= cos x, функция чётная Наименьший положительный период: 2π
      cos (x+2πn)=cos x, n Є Z, x Є R cos x=0 при x=π/2+πk, kЄZ cos x>0, x Є (-π/2+2πk; π/2+2πk), k Є Z cos x Наибольшее значение, равное 1, y=cos x принимает в точках x= 2πk, k Є Z. Наименьшее значение, равное -1, y=cos x принимает в точках x=π+ 2πk, k Є Z.
    Cледующий график функции y=tg x (рис. 3)



    Риc . 3

    Свойства:

      D(y)-множество всех действительных чисел, кроме чисел вида x=π/2 +πk, k Є Z E(y)=(-∞;+ ∞), функция неограниченная tg(-x)=-tg x, функция нечётная наименьший положительный период: π
      tg(x+π)= tg x tgx= 0 при x=πk, k Є Z tg x> 0, x Є (πk; π/2+πk), k Є Z tg x
    Следующий график функции y=ctg x (рис. 4)



    Рис . 4

    Свойства:

      D(y)-множество всех действительных чисел, кроме чисел вида x=πk, k Є Z E(y)= (-∞;+ ∞), функция неограниченная ctg(-x)=-ctg x, функция нечётная Наименьший положительный период: π
      ctg(x+π)=tg x ctg x = 0 при x=π/2+πk, k Є Z ctg x>0, x Є(πk; π/2+πk), k Є Z ctg x

    Объяснение материала.

      y = f (x )+ a , где a - постоянное число, надо перенести график y = f (x ) вдоль оси ординат. Если a>0, то график переносим параллельно самому себе вверх, если a Для построения графика функции y = kf (x ) надо растянуть график функции y = f (x ) в k раз вдоль оси ординат. Если | k |>1 , то происходит растяжение графика вдоль оси OY , если 0k | , то – сжатие. График функции y = f (x + b ) получается из графика y = f (x ) путем параллельного переноса вдоль оси абсцисс. Если b>0 , то график перемещается влево, если b

      Для построения графика функции y = f (kx ) надо растянуть график y = f (x ) вдоль оси абсцисс. Если | k |>1 , то происходит сжатие графика вдоль оси , если 0

      Закрепление материала.

      Уровень А

      Частная дидактическая цель : отработать навык построения тригонометрических функций путем преобразований.

      Методический комментарий для учащихся :

      Ox в 3 раза.



      График функции получается из графика путем растяжения вдоль оси Oy в 2 раза.



      График функции получается из графика путем параллельного переноса на 2 единицы вверх вдоль оси Oy .



      График функции получается из графика путем параллельного переноса вдоль оси абсцисс на единиц влево .



      Г

      рафик функции получается из графика путем сжатия вдоль оси Oy в 4 раза.

      Уровень В.

      Частная дидактическая цель : тригонометрических функций путем последовательного применения преобразований .

      Методический комментарий для учащихся : постройте графики функций, выполнив преобразования.

      График функции получается из графика путем параллельного переноса вдоль оси абсцисс на единиц вправо .

      График функции получается из графика функции путем последовательного выполнения следующих преобразований:

      1) параллельный перенос на единицы влево вдоль оси абсцисс

      2) сжатие вдоль оси Оy в 4 раза.



      График функции получается из графика функции , каждая ордината которого изменяется в -2 раза. Для этого выполняем следующие преобразования:

      1) отображаем симметрично относительно оси Ox ,

      2) растягиваем в 2 раза вдоль оси Oy .


      последовательного выполнения следующих преобразований :

      1) сжатиевдоль оси абсцисс в 2 раза ;

      2) растяжение в 3 раза вдоль оси Oy ;

      3) параллельный перенос на 1 единицу вверх вдоль оси ординат .



      Уровень С .

      Частная дидактическая цель : отработать навык построения графиков тригонометрических функций путем последовательного применения преобразований .

      Методический комментарий для учащихся : укажите , какие преобразования нужно выполнить для построения графиков . Постройте графики .

      1.

      График функции получается из графика функциипутем последовательного выполнения следующих преобразований:

      1) отображение симметрично относительно оси Ox ,

      2) сжатие в 2 раза вдоль оси Oy;

      3) параллельный перенос на 2 единицы вниз вдоль оси Оy.



      2.

      График функции получается из графика функции последовательного выполнения следующих преобразований : получается www . aiportal . ru / services / graph . html

    Т Е М А : Преобразования графиков тригонометрических функций с модулем.

    Ц Е Л Ь : Рассмотрение получения графиков тригонометрических функций вида

    y = f(|x|) ; y = | f (x )| .

    Развивать математическую логику и внимание.

    Х О Д У Р О К А:

    Орг. момент: Объявление темы, целей и задач урока.

    Учитель : Сегодня мы должны научиться строить графики функций y = sin |x|; y = cos|x|

    Y = |A sin x +b| ; Y = |A cos x +b| используя наши знания о преобразованиях трансцендентных функций вида y = f(|x|) и y = |f(x)| . Вы спросите «Для чего это нужно?» Дело в том что свойства функций в этом случае изменяются, а вот как, это лучше всего прослеживается, как вы знаете, на графике.

    Давайте вспомним как запишутся данные функции с использованием определения

    Дети: f(|x|) =

    |f(x)| =

    Учитель : Итак, чтобы построить график функции у = f (|x|), если известен график функции

    у = f { x ), нужно оставить на месте ту часть графика функции у = f (x ), которая

    соответствует неотрица­тельной части области определения функции у = f (x ). Отра­зив эту

    часть симметрично относительно оси у, получим дру­гую часть графика, соответствующую

    отрицательной части области определения.

    Т. е. на графике это выглядит следующим образом: y = f (x)

    (Данные графики строятся на доске. Дети в тетрадях)

    Теперь исходя из этого построим график функций y = sin |x|; Y = |sin x | ; Y = |2 sin x + 2|

    Рис 1. Y = sin x

    Рис 2. Y = sin |x|

    Теперь построим графики функций Y = |sin x | и Y = |2 sin x + 2|

    Чтобы построить график функции у = \ f (x )\, если из­вестен график функции у = f (x ), нужно оставить на месте ту его часть, где f (x ) > О, и симметрично отобразить относи­тельно оси х другую его часть, где f (x ) < 0.