Войти
Логопедический портал
  • Линейная зависимость системы векторов
  • Свен Нурдквист — Рождественская каша: Сказка Другие книги схожей тематики
  • Реферат: Химическая кинетика и равновесие
  • Исследовательская работа по истории "династия романовых" Начало правления романовых презентация
  • Дополнительная образовательная программа "школа будущего ученика" Занятия проводятся блоками в школе будущего ученика
  • Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе Нод по обучению грамоте в подготовительной группе фгос
  • Философская лирика пастернака. Философская проблематика поэзии бориса пастернака. Сочинение по произведению на тему: Философская насыщенность лирики Б. Пастернака

    Философская лирика пастернака. Философская проблематика поэзии бориса пастернака. Сочинение по произведению на тему: Философская насыщенность лирики Б. Пастернака

    Особенность метода выражения философской лирики Пастернака состоит в том, что она нигде открыто не представлена. В общем-то это нетипично для поэзии, однако у автора глубоко зашифрован стихотворный подтекст, скрыт очень тонко, практически на линии риска. Читателю следует самому проделать путь, начиная с поэтического образа, заканчивая философским обобщением, основным направлением философской лирики Пастернака. Поэтом предложен первичный материал для усиленного мыслительного поиска, им же предоставлены указатели путей с использованием разных намеков. А «как бы» за кадром находится главная авторская философская позиция. В философской поэзии Пастернака трактуются основы бытия, но первое место занято любовью, которая является не просто чувством, а жизненным принципом, первоосновой жизни. Только благодаря любви человек может познать мир. Любовь обладает аналогом в природном мире, представленным всеобщей взаимосвязью всех вещей и явлений. В философских стихах Пастернака большая роль отведена проблеме мировоззрения, единственным решением которой является признание в полной мере всех разновидностей жизни. Цель поэтического творчества Пастернака заключается в самовыражении, самоотдаче. Он не увлечен непосредственно человеческой славой: поэту следует поступать таким образом, чтобы он смог завоевать мировую любовь.

    Как раз это и является глубинным смыслом философской поэзии Пастернака, которая состоит из самоотдачи создателя и поэта. Мир ожидает труда мастера слова так же, как труда землепашца. Поэтом должно реализовываться его предназначение, которое он имеет на бренной земле, и он не вправе свернуть со своего пути, отказавшись от исполнения своей роли. Это является неким роковым фатализмом философской поэзии Пастернака. однако фатализмом счастливым, так как он предоставлен свыше. Именно философской лирикой автор пытался рассказать читателям о внешней стороне событий, об их глубинном смысле; он очень переживал по поводу точной передачи сути изображенных им жизненных явлений, он сильно тревожился за сохранение в настоящей реальности вечных моральных человеческих ценностей.

    В философских лирических произведениях Пастернак позаимствовал представление о призвании поэзии в некоторой степени у классики, но делая обобщения, лирик именует свою поэзию по-новому. Она называется поэзией-губкой, впитывающей целый мир, чтобы позже после того, как ее отожмут, люди получат свой мир. Она попытается открыть его им. Во всем этом и состоит высокое предназначение поэзии, так как лишь поэт обладает особым, полным, стопроцентным и одновременно первичным знанием о мире. Борис Пастернак является одним из великих поэтов-философов своей эпохи.



      Философская поэзия Гавриила Державина полностью искренняя и правдивая, что может быть подтверждено отказом писателя от должности "придворного...



      Один из главных мотивов философских лирических произведений Тютчева представлен мотивом иллюзорности, эфемерности, ирреальности существования. ...


      Женская поэзия отличается тонкостью ощущений, гибкой музыкальностью, раскрытием глубины душевного переживания. По-видимому, эмоциональная суть...



      Языки прозы и поэзии являются двумя сторонами медали: как будто они относятся к литературе, будучи ее видами, но едва ли существует возможность, ...


      Поэтические жанры являются своеобразными подвидами творчества, объединенными в общую категорию, имеющую наименование "Поэзия". Так как возникновение...

      Сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького,
      доктора филологических наук - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

      Юрий Минералов 2018. Все права защищены.

      Копирование текстов без письменного разрешения автора является грубым нарушением
      федерального закона об охране авторских и смежных прав.

    Сочинения по литературе: Философская насыщенность лирики Б. Пастернака Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях. Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака.

    Он - поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности мира. Центральная категория поэтической философии Б. Пастернака - «живая жизнь». Она - мощная всеобъемлющая стихия, объединяющая человеческую личность и ее окружение: Казалось альфой и омегой, - Мы с жизнью на один покрой: И круглый год, в снегу, без снега, Она жила, как аНет е§о, И я назвал ее сестрой. Поэтому природа в изображении Б. Пастернака - не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июльская гроза», «Никого не будет в доме...

    », «Зимняя ночь». Философичность лирики Б. Пастернака определяется его постоянным мыслительным усилием, направленным на поиски основ, конечных целей и первопричин: Во всем мне хочется дойти До самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Во многих произведениях Б.

    Пастернака, относящихся к самым разным периодам его творчества, ощутимо настойчивое желание «докопаться до сути». Поэтому, говоря о каких-либо вещах он не только стремится показать, каковы они, но и проникнуть в их природу. Мой друг, ты спросишь, кто велит, Чтоб жглась юродивого речь? В природе лип, в природе плит, В природе лета было жечь. Это типичный ход мысли Б.

    Пастернака: не «лето было жарким», а «в природе лета было жечь», то есть такова сущность лета. И поэт постоянно вглядывается в каждый предмет, пытается проникнуть вглубь. Часто Б. Пастернак строит стихотворение как определение, передавая не только впечатление от предмета, но и его понятие, идею.

    Отдельные его стихи так и называются: «Определение души», «Определение поэзии» и т. д. И во многих его стихах возникают такие определяющие конструкции, воспроизводящие чуть ли не стиль учебника или толкового словаря: Поэзия, я буду клясться Тобой, и кончу, прохрипев: Ты не осанка сладкогласца, Ты- лето с местом в третьем классе, Ты - пригород, а не припев. Поэт не боится сухости умозаключений. Он охотно выводит формулы изображаемого, исследует его свойства и состав, вычисляет: Мы были в Грузии.

    Помножим Нужду на нежность, ад на рай, Теплицу льдам возьмем подножьем, И мы получим этот край. В позднем творчестве Б. Пастернака предметом философского осмысления становится судьба, а также взаимоотношения человека и истории. Личность, являющаяся носительницей подлинных нравственных ценностей, внешне неприметна, живет не напоказ, но совершает подвиг добровольной жертвы, самоотдачи во имя торжества жизни, бытия, истории. Отдельная личность обладает абсолютной значимостью, но лишь в гармонии и единстве с жизнью: Твой поход изменит местность. Под чугун твоих подков, Размывая бессловесность, Хлынут волны языков. Крыши городов дорогой, Каждой хижины крыльцо, Каждый тополь у порога Будут знать тебя в лицо. Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет.

    Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить». Но стихи Б. Пастернака с их устремленностью к сути, с их утверждением жизни и гармонии противостояли времени и самим фактом своего существования служили возрождению культуры.

    Среди русских поэтов XX века Б. Пастернак занимает особое место. Его стихи всегда отличались глубиной чувства, психологизмом, философской насыщенностью независимо от того, писал ли он о природе, о человеческих отношениях или о состоянии собственной души.

    Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет. Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить».

    Философские раздумья Б. Пастернака всегда имеют трагическое звучание - это раздумья одинокого человека. Причина одиночества лирического героя Б. Пастернака не в его гордыне или пренебрежительном отношении к людям. Это - одиночество обостренного чувства ответственности за жизнь и за все окружающее:

    Я понял жизни цель и чту

    Ту цель, как цель, и эта цель -

    Признать, что мне невмоготу

    Мириться с тем, что есть апрель.

    Природа осмысляется Б. Пастернаком глубоко философски. Это не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли в его душу и живут внутри нее. Природа и состояние души поэта слиты воедино.

    Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июльская гроза», «Никого не будет в доме...», «Зимняя ночь».

    В стихотворении «Зимняя ночь» проявляется еще одна из центральных тем в творчестве Б. Пастернака - любовь. Это чувство охватывает героев «Зимней ночи» с такой силой, что в него втягиваются комната, дом, весь мир. Любовь метет метелью «во все пределы». Время как будто остановилось:

    Мело весь месяц в феврале,

    И то и дело

    Свеча горела на столе,

    Свеча горела.

    Когда герой лирики Б. Пастернака охвачен этим прекрасным чувством, для него «дольше века длится день».

    Герой лирических произведений ищет истину, стремится к духовному и нравственному совершенству во всем:

    Во всем мне хочется дойти

    До самой сути:

    В работе, в поисках пути,

    В сердечной смуте.

    Этот мотив прослеживается в цикле стихотворений, включенных в роман «Доктор Живаго». В них поэт задумывается над трагизмом положения Иисуса Христа, взявшего на себя ответственность за людские грехи. Б. Пастернака волнует трагедия человека, чувствующего личную ответственность за всемирное зло. Сходен с образом Христа у Б. Пастернака и образ Гамлета:

    Я один, все тонет в фарисействе.

    Жизнь прожить - не поле перейти.

    Как поэт-философ Б. Пастернак тяготеет к «вечным темам». Природа и творчество, любовь и ответственность - все это осмысливается поэтом как вечные проявления человеческого бытия. Стихи Б. Пастернака поражают глубиной философского понимания жизни.

    Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях.

    Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он - поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности мира. Центральная категория поэтической философии Б. Пастернака - «живая жизнь». Она - мощная всеобъемлющая стихия, объединяющая человеческую личность и ее окружение:

    Казалось альфой и омегой, -

    Мы с жизнью на один покрой:

    И круглый год, в снегу, без снега,

    Она жила, как аНет е§о,

    И я назвал ее сестрой.

    Поэтому природа в изображении Б. Пастернака - не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июльская гроза», «Никого не будет в доме...», «Зимняя ночь».

    Философичность лирики Б. Пастернака определяется его постоянным мыслительным усилием, направленным на поиски основ, конечных целей и первопричин:

    Во всем мне хочется дойти

    До самой сути:

    В работе, в поисках пути,

    В сердечной смуте.

    До сущности протекших дней,

    До их причины,

    До оснований, до корней,

    До сердцевины.

    Во многих произведениях Б. Пастернака, относящихся к самым разным периодам его творчества, ощутимо настойчивое желание «докопаться до сути». Поэтому, говоря о каких-либо вещах он не только стремится показать, каковы они, но и проникнуть в их природу.

    Мой друг, ты спросишь, кто велит,

    Чтоб жглась юродивого речь?

    В природе лип, в природе плит,

    В природе лета было жечь.

    Это типичный ход мысли Б. Пастернака: не «лето было жарким», а «в природе лета было жечь», то есть такова сущность лета. И поэт постоянно вглядывается в каждый предмет, пытается проникнуть вглубь. Часто Б. Пастернак строит стихотворение как определение, передавая не только впечатление от предмета, но и его понятие, идею. Отдельные его стихи так и называются: «Определение души», «Определение поэзии» и т. д. И во многих его стихах возникают такие определяющие конструкции, воспроизводящие чуть ли не стиль учебника или толкового словаря:

    Поэзия, я буду клясться

    Тобой, и кончу, прохрипев:

    Ты не осанка сладкогласца,

    Ты- лето с местом в третьем классе,

    Ты - пригород, а не припев.

    Поэт не боится сухости умозаключений. Он охотно выводит формулы изображаемого, исследует его свойства и состав, вычисляет:

    Мы были в Грузии. Помножим

    Нужду на нежность, ад на рай,

    Теплицу льдам возьмем подножьем,

    И мы получим этот край.

    В позднем творчестве Б. Пастернака предметом философского осмысления становится судьба, а также взаимоотношения человека и истории. Личность, являющаяся носительницей подлинных нравственных ценностей, внешне неприметна, живет не напоказ, но совершает подвиг добровольной жертвы, самоотдачи во имя торжества жизни, бытия, истории. Отдельная личность обладает абсолютной значимостью, но лишь в гармонии и единстве с жизнью:

    Твой поход изменит местность.

    Под чугун твоих подков,

    Размывая бессловесность,

    Хлынут волны языков.

    Крыши городов дорогой,

    Каждой хижины крыльцо,

    Каждый тополь у порога

    Будут знать тебя в лицо.

    Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет. Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить». Но стихи Б. Пастернака с их устремленностью к сути, с их утверждением жизни и гармонии противостояли времени и самим фактом своего существования служили возрождению культуры.

    Борис Леонидович Пастернак – поэт для думающего читателя. Я бы сказал – для читателя с думающим сердцем. Он, как понятно, во всем стремился “дойти до самой сути” и, конечно, с самого начала был не просто поэтом, но и философом. Да если бы Пастернак не был философом, мы бы не узнали столько глубоких поэтических откровений. А его проза – это тоже плод философских раздумий о смысле бытия.
    Один из циклов стихов Пастернака так и называется – “Занятия философией”. Даже в названии чувствуется особенность поэта. Он не назвал свой цикл просто “Философские стихи”, а аккурат “занятия”, то есть, понять мир во всем многообразии, конечно, невозможно. Человеку дано лишь учиться открывать его для себя. Одному это удается в большей степени, другому в меньшей. Пастернаку, как пишется, с Божьей помощью удалось за свою жизнь сделать очень много прекрасных, грустных и порой ошеломляющих открытий.
    Итак, поэт был склонен к определениям, а не к доказательствам:
    Нашу родину буря сожгла. Узнаешь ли гнездышко свое, птенчик?.. О, не бойся, приросшая песнь! И куда прорываться еще нам? Ах, наречье смертельное “здесь” – Невдомек содроганью сращенному.
    Это из стихотворения “Определение души”. Мне близка и понятна опаленная бурями времени суть человеческая человека, которая не утратила способность тонко реагировать на природу. Душа знает, что природа зависит от ее состояния так же, как она зависит от состояния природы. Поэтому у Пастернака природа роднится с человеческой душой, и нет ни страха, ни сомненья, что гармония выльется в стихи.
    А вот философское определение поэзии:
    Это – сладкий заглохший горох, Это – слезы вселенной в лопатках, Это – с пультов и флейт – Фигаро Низвергается градом на грядку.
    Сочетание низкого и высокого рождает поэзию – вот основная философская мысль поэта. Но свести в единое целое так вдали отстающие приятель от друга смысловые понятия – дело гения. И, как мы видим, “Фигаро” и “сладкий заглохший горох” оказываются в центре поэтической вселенной и прекрасно соседствуют.
    У многих поэтов есть пристрастие к определению своего творчества. Это в основном рождает массу неинтересных читателю стихов о стихах. У Пастернака и эта тема “играет”, способна заворожить, как любовная лирика. Вот пастернаковское “Определение творчества”:
    Разметав отвороты рубашки, Волосато, как торс у Бетховена, Накрывает ладонью, как шашки. Сок и совесть, и ночь, и любовь оно.
    И последняя строфа:
    И сады, и пруды, и ограды, И кипящее белыми воплями Мирозданье – лишь страсти разряды, Человеческим сердцем накопленной.
    Великолепна мысль Пастернака о материализации человеческого сознания. Возможно, мироздание реально в какой-то степени есть отражение нашей духовной жизни. Недаром же у Пастернака природа часто поступает, как человек:
    Гроза, как жрец, сожгла сирень И дымом жертвенным застлала Глаза и тучи. Расправляй Губами вывих муравья.
    Так очеловеченная природа даст вероятность ослепительно проявиться душе – доброй и лютый, нежной и безразличной. Душа лирического героя Пастернака феноменальна в своем сострадании ко всему живому и вообще – в жизнелюбии. Его суть человеческая осязает хрупкость жизни на земле и катастрофическую нехватку чувства сострадания.
    Эти качества души лирического героя Пастернака и определяют, по-моему, его философскую лирику.

    Сочинение по литературе на тему: Философские мотивы лирики Б. Пастернака

    Другие сочинения:

    1. Имя Б. Пастернака стоит в ряду величайших художников слова 20 столетия. Его перу принадлежат как многие стихотворные шедевры, так и великолепные произведения в прозе. За свой роман “Доктор Живаго” Пастернак получил Нобелевскую премию. Но судьба этого писателя была трагична, как Read More ......
    2. Огромное влияние на творчество Заболоцкого, на его философские взгляды, оказывали такие поэты, как Пушкин, к чьему поэтическому языку он всегда стремился, и Хлебников, а так же украинский философ, гуманист и просветитель восемнадцатого века Григорий Сковорода. В своем творчестве Заболоцкий обращается Read More ......
    3. В жизни каждого человека наступает момент, когда он вдруг начинает задумываться о цели и смысле жизни, о проблемах соотношения личности и бытия, о своем месте в мире людей. И каждый, наверное, испытал мучительную боль, не находя ясных ответов на поставленные Read More ......
    4. Произведения Сергея Есенина на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радует-ся, тоскует, мечется, “ходит по мукам” сама русская душа. Исповедальность, “обескура-живающая” откровенность есенинской лирики позволяют назвать творчество этого поэта единым романом – лирическим автобиографическим романом в стихах, романом-исповедью. Начиная с Read More ......
    5. Трудным и сложным был путь Анны Андреевны Ахматовой. Самосознание Серебряного века, отраженное в ее творчестве, несло в себе ощущение катастрофизма, острое предчув-ствие утраты прежней целостности. Каждое десятилетие ощущалось как откат от прежней гармонии, от золотого века русской поэзии. Но, вместе Read More ......
    6. Где найти слова, которые не приземлили бы поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного “прозаического” содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения, с чем и связаны философские мотивы лирики Анны Ахматовой. Какова же философия Ахматовой? Посмотрим на это, опираясь на Read More ......
    7. Каждый поэт отличается “лица необщим выраженьем”. Б. Пастернак – один из самых самобытных поэтов серебряного века. В чем же своеобразие его лирики? Центральное место в лирике Б. Пастернака принадлежит природе, однако увидена она поэтом настолько своеобычно, что в ряде произведений Read More ......
    8. Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы. Поэзии Read More ......
    Философские мотивы лирики Б. Пастернака