Войти
Логопедический портал
  • Картотека логопеда: задания по лексическим темам воспитателям подготовительной к школе группы
  • Архимандрит Келопа (Илие)
  • Научно-исследовательская деятельность как условие саморазвития педагога
  • Происхождение Земли (От Большого Взрыва до возникновения Земли) Из чего появилась планета земля
  • Квест More Than Meets the Eye (Новый дух, новый облик) Общая информация о трансформациях
  • В. Франкл и логотерапия. Логотерапия виктора франкла Основатель логотерапии
  • Фёдор Конюхов в одиночку переплыл Тихий Океан. Переплыть океан: Истории путешественников, которым удалось покорить морскую стихию

    Фёдор Конюхов в одиночку переплыл Тихий Океан. Переплыть океан: Истории путешественников, которым удалось покорить морскую стихию


    Путешественника, отважившегося преодолеть океан под парусом или на веслах, ждет много опасностей. Хищные акулы и огромные волны, способные захлестнуть суденышко в один миг; палящее солнце и соленая вода, разъедающая кожу, - все это делает океан местом, непригодным для безмятежного отдыха. Так что же понуждает людей вновь и вновь покорять эту стихию?

    На плоту по следам бледнокожих индейцев

    Молодой норвежский ученый Тур Хейердал, отчаявшись доказывать научному сообществу свою теорию происхождения народов Полинезии, повторил путь переселенцев из Южной Америки до Таити на аутентичном судне – плоту из бальсового дерева. Плот был назван в честь вождя переселенцев, «Кон-тики», и управлялся с помощью паруса и кормового весла. Экипаж Хейердал набрал из своих армейских друзей и их знакомых, причем ни один из них не был профессиональным моряком. Снабжение удалось получить из лаборатории Пентагона.


    Плот, свободно влекомый течением и ветром, слился с природой, оброс водорослями и обзавелся «группой сопровождения» - рыбками-лоцманами и мелкими крабами. Летучие рыбки запрыгивали на палубу, золотистая макрель стаями ходила вокруг необычного судна. Обитатели Тихого океана – акулы, киты и дельфины частенько приплывали к «Кон-Тики». Однажды огромная 15-метровая китовая акула ходила вокруг, сужая круги, пока ее не спугнули гарпуном.


    На 97-й день плавания, не встретив по пути ни одного судна, «Кон-Тики» пересек Тихий океан и прибыл в Полинезию. Плот налетел на риф, но экипаж успешно высадился на необитаемый остров. Вождь с соседнего острова, увидев отблески костра, вначале решил, что там пируют духи – тем более что к берегу прибило ящик с надписью «Тики», именем божественного предка. Убедившись, что Тур Хейердал и его товарищи - живые люди, в их честь был устроен грандиозный праздник, продолжавшийся несколько недель, пока с Таити за экипажем не пришел пароход.

    Доктор Алан Бомбар: когда отчаянье убивает

    Анализируя историю кораблекрушений, французский врач Алан Бомбар пришел к выводу, что, оказавшись на спасательных шлюпках, пассажиры гибнут от страха гораздо раньше, чем кончается еда и питье. Ему была невыносима мысль, что моряки с грузовых судов, потерпевших катастрофу, заранее считаются погибшими и на поиски отводится всего 10 дней. Доктор Бомбар вознамерился доказать, что в океане можно выжить, если не поддаваться панике.

    Заручившись финансовой поддержкой, он полгода изучал флору и фауну океана и пришел к выводу, что практически все питательные вещества, кроме сахара, можно добыть из рыбы, а витамин С из планктона. Планировалось, что пойдет группа из 3-х человек, однако после предварительных испытаний его товарищи струсили, и через Атлантический океан Ален отправился один.


    В отличие от экипажа «Кон-тики» Бомбар принципиально взял только те вещи, которые доступны жертвам катастроф: нож, компас, карту и запечатанный пакет с неприкосновенным запасом еды. Резиновая надувная лодка «Еретик» длиной 4,5 метра была сделана по специальному заказу, но мало чем отличалась от аналогичных спасательных средств.

    В первые же дни буря разорвала пополам основной парус, а запасной унесло ветром. «Еретика» трижды затапливало водой по самые борта. Алан научился отгонять акул ударом весла по носу. Его верные дорады приманивали к лодке вкусную рыбу, которую доктор поедал сырой.

    Дважды на пути Бомбара встречались корабли, но он не стал прерывать экспедицию, хотя сильно мучился от истощения и болезней, вызванных малопригодной пищей и неподвижностью.


    Только на 65-й день, пережив шторма и штиль, Ален Бомбар приплыл на Барбадос. Он был истощен, покрыт прыщами, от соленой воды отслоились и слезли ногти, но его сил хватило на то, чтобы отогнать нахальных туземцев от запечатанного пакета с НЗ и дойти до полицейского участка.

    Подвиг доктора Бомбара, будущего члена Европарламента, позволил пересмотреть нормативы спасения на водах.

    На веслах через два океана

    Из путешественников, замахнувшись на океан на гребной лодке, первым «одиночкой» считается Джон Фэйрфакс, осуществившим детскую мечту в 1969 году; последним – Федор Конюхов, в 2016 году.

    Джон Фэфаркс, сын англичанина и болгарки, был настоящим авантюристом из приключенческого романа. В 9 лет он устроил стрельбу в бойскаутском лагере, украв пистолет вожатого. В 13 сбежал в джунгли из Буэнос-Айреса и жил подобно Тарзану, торгуя шкурами диких оцелотов. Закончив университет, Джон устроился помощником пирата и три года занимался контрабандой спиртного, оружия и табака в качестве капитана одного из кораблей своего босса.


    Только в возрасте 32-х лет Фэйрфакс смог заняться подготовкой к плаванию через океан, о котором мечтал в детстве. Переехав в Лондон, он каждый день тренировался в гребле на озере в Гайд-парке. 20 января 1969 года на 6-метровой роскошной лодке «Британия» из красного дерева Джон отплыл с Канарских островов. На борт он взял радиоприемник, овсянку, бренди и чистую воду, запасы которых он пополнял на встречных кораблях. 180 суток провел Фэйрфакс в океане, чуть не сойдя с ума от одиночества. Особенно ему не хватало женщин, в отсутствие которых он разговаривал с Венерой. «Это было чертовски глупо» - заявил Джон, причалив в Голливуде, но спустя два года он уже плыл через Тихий океан со спутницей – Сильвией Кук.

    Федор Конюхов, переплывая через океан в одиночку, не отрывался от близких. Если позволяла погода, он беседовал с женой по спутниковому телефону, наставлял младшего сына и получал сведения о погоде и ситуации от группы поддержки. Его 9-метровая лодка «Тургояк», построенная по спецзаказу на верфях г. Ипсвич (Англия), оснащена бортовым компьютером на солнечных батареях, а местоположение отслеживалось командой поддержки через спутниковый буй Yellow Brick. В поход Конюхов брал два опреснителя воды – электрический и механический и три набора весел «Xcell» из углеволокна с ясеневыми рукоятками. Питался он сублимированными продуктами из расчета 6000 килокалорий в день.


    Старт экспедиции был намечен на 12 декабря 2013, в день 62-летия знаменитого путешественника из чилийского порта Вальпараисо, однако через 4 дня ему пришлось вернуться и заменить негодный генератор. Стартовав с задержкой и гребя по 16-18 часов в день, Конюхов преодолел расстояние в 8000 морских миль за 160 дней «без помощи людей, но с помощью Бога и тех святых, которым молился».

    Через Атлантический океан кролем или брасом

    Совершенно невероятными кажутся истории о преодолении океана вплавь. Первым на это решился Бенуа Лекомт, француз, выросший в Америке. Свой заплыв через Атлантику он посвятил отцу, умершему от рака. Профессиональный пловец на дальние дистанции, он преодолел расстояние от Массачусетса до французской бухты Киберон за 73 дня, плывя по 8 часов в день вслед за яхтой, на которой была установлена аппаратура для отпугивания акул. Пловцу пришлось преодолевать волны размером с 3-х этажный дом, стоически относиться к любопытным акулам, дельфинам и черепахам. На Азорских островах пришлось сделать остановку для ремонта аппаратуры, и 28 сентября Лекомт добрался до французской Бретани. Все собранные средства пошли на исследования в области онкологии.


    Спустя 10 лет на заплыв через Атлантику осмелилась женщина. Дженифер Фигге отправилась в путь от островов Золотого мыса в возрасте 56 лет. Как ее предшественник, она плыла по 8 часов в день за яхтой в садке, который спасал ее от акул. Пловчихе не удалось доплыть до Багамских островов. Ветер и девятиметровые волны сбили ее с курса, поэтому пришлось финишировать на Тринидаде.


    Океанограф Станислав Курилов вошел не только в историю науки, но и в мировую историю, переплыв в одиночку океан. И Курилов таким образом не устанавливал какой-то там рекорд - он воплощал в жизнь план побега с Родины, из СССР. За двое суток, без сна, пищи и питья, он преодолел расстояние в 100 километров и добрался до филиппинского острова Сиаргао.

    В доперестроечную эпоху многих манил миф о западном "рае", мире свободы и изобилия… Увы, выехать из СССР за границу, а тем более эмигрировать, по тем временам было делом очень и очень сложным. Поэтому некоторые решались нелегально бежать из страны. Одним из них был Станислав Курилов. Он прославился тем, что в одиночку переплыл океан .

    Биография Курилова выдалась довольно бурной. Он родился в городе Орджоникидзе в 1936 году, детство провел в Семипалатинске, где увлекся плаванием. В 10-летнем возрасте переплыл реку Иртыш. Но мальчик мечтал о море. Подростком Слава попытался устроиться юнгой на Балтийский флот, но безуспешно. Потом была служба в армии, в саперном батальоне, учеба в пединституте, штурманском училище и Ленинградском метеорологическом институте, наконец, работа в Институте океанологии в Ленинграде и Институте биологии моря во Владивостоке…

    Курилов занимался йогой, был инструктором по глубоководному погружению - словом, получил прекрасную физическую подготовку, которая впоследствии ему очень пригодилась.

    Морские исследования стали смыслом его жизни. Однако статус "невыездного" очень мешал. Курилова упорно не выпускали за границу, так как его сестра вышла замуж за индийца и жила в Канаде…

    Мысль о побеге зрела давно, но окончательно оформилась, когда Станиславу попалось на глаза объявление о туристическом круизе. Лайнер со знаковым названием "Советский Союз" следовал рейсом от Владивостока до экватора, не заходя в порты. Станислав понял, что это его шанс изменить жизнь и осуществить свою давнюю мечту…

    Перейти нелегально границу и проникнуть за "железный занавес" пытались многие жители соцстран. Люди прыгали из окон, пролезали через канализацию, бросались на колючую проволоку… Одна семья из Чехословакии пересекла границу с помощью надувного шара. Другая, из ГДР, перебралась через Берлинскую стену в ФРГ, используя трос с люлькой… Но большинство побегов заканчивались неудачей.

    Путь по морю показался Курилову наиболее реальным вариантом. Тем более он обладал соответствующими знаниями и подготовкой.

    Курилову удалось приобрести путевку на круиз. Он сумел рассчитать по карте оптимальный маршрут и в ночь на 13 декабря 1974 года спрыгнул с борта судна в воду… За двое суток, без сна, пищи и питья, он в ластах и маске с трубкой преодолел расстояние в 100 километров и добрался до филиппинского острова Сиаргао, где был подобран местными рыбаками. После долгих мытарств Курилова депортировали в Канаду, где он получил гражданство… Между тем, в СССР его заочно приговорили "за измену родине" к десяти годам лагерей, а его родственников подвергли репрессиям… По тем временам такие последствия были делом обычным.

    В Канаде Станислав Курилов сначала работал в пиццерии, но потом получил возможность заниматься любимыми морскими исследованиями… В 1986 году он женился и переехал в Израиль, где поступил на работу в Хайфский океанографический институт. Судьба его, казалось, складывалась вполне благополучно… В 1996 году израильский журнал "22" опубликовал биографическую повесть Курилова "Побег". В ней автор рассказывал удивительную историю своего бегства из СССР…

    Поражают своей поэтичностью описания самого морского путешествия:

    "Будто я только что родился в океане , а земля вообще отсутствует. Я видел первозданный океан , точно такой же, каким он был миллион лет назад… Происходит самовозбуждение - одна волна страха вызывает другую… Океанские волны, особенно во время зыби, бывают так совершенны, что кажутся живыми и одухотворенными. При виде огромных волн охватывает одновременно восхищение и ужас. Волны словно проглатывали его, извивали винтом, засасывая пещерные полости".

    Надо сказать, многие страницы повести у специалиста могут вызвать большие сомнения. Так, трудно поверить, что человек столько времени мог продержаться в воде без плавсредства… Тем не менее, побег Курилова - свершившийся факт. Но подробности его известны больше со слов самого героя, а сегодня восстановить истину уже практически невозможно. К тому же, советские власти комментировали эту историю очень сдержанно - не дай бог, кому-нибудь пришло бы в голову повторить "подвиг"!

    Все прекрасно представляют, как выглядит океан. В своём спокойствии, обширная голубая гладь завораживает и успокаивает. Пересечь её не составляет труда на современных транспортных средствах, будь то корабли, или самолёты. Но уже не один раз учёными на практике доказывалось, что преодолеть океан можно и на столь примитивном устройстве, как плот. По мотивам таких историй отснято немалое количество художественных фильмов.

    Интересным фактом остаётся факт, как образовались океаны. Ведь на ранних периодах развития нашей планеты цельных водяных покровов не было. Наиболее вероятной теорией, которая выдвигается учёными, является образование океанов из пара, который оседал по мере охлаждения Земли. Процесс протекал сотни миллионов лет назад, и покрыл океаном фактически всю поверхность планеты. Естественно, доступная поверхность уже тогда не обладала гладким покрытием и были места с неглубокими морями.

    Так как выжить в океане без пресной воды является невозможным, о длительном существовании на его поверхности, без специальных фильтров, не может быть и речи. Наибольший в мире океан - Тихий океан, обладает средней глубиной в почти четыре километра, а в наиболее глубоких точках – почти одиннадцать километров. Интересным факто является то, что по сто восьмидесятому меридиану, который проходит именно через Тихий океан, происходит смена даты.

    Так, как расположен океан относительно экватора между Евразией и Америкой, и обладая протяжностью в двадцать тысяч километров, сложно поверить, что такой гигант возможно преодолеть на плоту. Естественно, это наибольший из океанов нашей планеты, но и меньшие океаны – Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый, удивляют своей величиной.

    Для путешествия по океану на плоту намечают куда как более скромные цели, чем достижения диаметрально противоположного континента, или материка. Перед тем, как переплыть океан на плоту, нужно стать экспертом в области течений океана. Ведь именно оно будет иметь наибольшее влияние на предстоящий маршрут. Но при этом стоит также учитывать и направление основных воздушных потоков, так как при установленном парусе на плоту они будут вносить корректуры в направлении движения.

    Для большей устойчивости плота, необходимо установить правило, с помощью которого также влиять на курс плавания. Для плавания в океане на плоту следует ставить за цель остров, так как сама конструкция плота может не выдержать длительного влияния солёной воды. Также немаловажное значение имеет определение наличия рифов в районе прибытия, так как именно от их присутствия чаще всего и зависит успешная швартовка.

    Бенуа Лекомт (Benoit Lecomte) стал первым человеком, отважившимся на такое приключение. Его заплыв длиной в шесть месяцев и 5500 миль познакомит людей с мировым океаном изнутри.

    Идея пересечь вплавь Тихий океан от Токио до Сан-Франциско пришла Лекомту несколько лет назад. С 5 июня этого года он по восемь часов в день проводит в воде, преодолевая самый большой океан планеты. Бенуа преследует не только спортивные цели. Частью экспедиции под названием «Заплыв» стали научно-исследовательские проекты в области биологии, океанографии и медицины, которые Лекомт и шесть человек из его группы поддержки ведут совместно с командами исследователей из НАСА и Океанографического института в Вудс-Хоуле.

    Пловец

    Его имя вам, возможно, знакомо. В 1998 году Бенуа стал первым человеком, пересекшим Атлантический океан вплавь, стартовав из Массачусетса в США и финишировав во Франции, с недельной остановкой на Азорских островах. Тот заплыв был посвящен памяти отца Лекомта и исследованиям раковых заболеваний. Подготовке к нынешней экспедиции пловец посвятил четыре года.

    «Океан сейчас в опасности», - говорит Лекомт. - Мы мало что на самом деле знаем об этом. Еще никто не собирал данные от одного берега до другого».

    Предпринимая столь невероятное путешествие, он надеется повысить уровень осведомленности общества о воздействии человека на мировой океан.

    Поддержка

    Из Токио Лекомта сопровождает Seeker - яхта с шестью членами экипажа, полностью оснащенная для полугодового плавания. На ней спортсмен отдыхает после ежедневных плавательных сессий, там же в случае необходимости сможет получить помощь. В день Лекомт проплывает около 30 морских миль. Каждое утро Seeker с помощью данных GPS возвращает Бенуа в ту точку, откуда накануне вечером его подняли на борт. Кроме обычного плавательного снаряжения - костюма, маски с трубкой и ластов - в арсенале пловца есть электромагнитное устройство, отпугивающее акул, и биометрический датчик. Данные с медицинского датчика передают информацию о здоровье Лекомта экипажу и команде докторов на суше.

    Исследования

    Спортсмен снабжен научно-исследовательским оборудованием, в том числе небольшим радиационным датчиком для поиска и измерения загрязнений после аварии на фукусимской АЭС, произошедшей в 2011 году. Команда также собирает данные о загрязнении Тихого океана пластиком. Лекомту доведется своими глазами увидеть Большое тихоокеанское мусорное пятно.

    «Это пятно состоит не из крупных элементов пластика, а из совсем небольших фрагментов, - говорит Лекомт, - поэтому со спутника его реальной величины не видно. Единственный способ, с помощью которого вы можете его обнаружить, это забросить сеть и оценить его плотность. Так вы поймете, что оказались в Тихоокеанском мусорном пятне».

    С помощью современных технологий Бенуа принимает участие в нескольких медицинских исследованиях. Состояние его здоровья отслеживают доктора в Техасе.

    «Мы очень заинтересованы в изучении предельных способностей человеческого тела, - говорит Бенджамин Левин (Benjamin Levin), доктор Института спортивной и экологической медицины. - Бенуа и его эксперимент - идеальный для нас пример».

    Следить за приключением Бенуа Лекомта вы можете на ресурсах benlecomte.com , Seeker.com , а также на Discovery Go и в Instagram .
    Мы приводим описание нескольких запомнившихся нам дней из дневника Лекомта.

    1 день. 5 июня 2018
    Отплытие

    Этот день был очень эмоционально насыщен: после стольких лет подготовки я, наконец-то, воплощу свою мечту в реальность. Однако нелегко осознавать, что я так надолго оставляю семью и друзей. Первые 50 метров мы проплыли вместе с моими детьми, Анной и Максом, потом обнялись в воде и надолго попрощались. Я остался наедине со своими мыслями, проживая заново моменты перед отплытием. Через час плавания температура воды начала падать и плыть стало менее комфортно. На пятом часу первого дня заплыва коллеги с Seeker сообщили о пятифутовой акуле, которую они видели неподалеку. Пока ко мне на каяке плыл наш медик Макс с оборудованием для отпугивания хищницы, прямо позади себя я увидел трехфутовую акулу, плывущую в противоположном направлении. Осмотревшись и больше не увидев поблизости опасности, я продолжил плыть дальше. Подплывший на каяке Макс измерил мне пульс и предложил на сегодня закончить. Что ж, шесть часов для первого дня - не так уж и плохо. А завтра будет новый день.

    15 день. 20 июня
    Непредвиденные трудности

    Сегодня с утра снова подул сильный северо-восточный ветер, поднимающий большие волны. Волны также шли с юга. Это было довольно странное сочетание, и оно явно работало против меня. Мне пришлось надеть дополнительный слой плавательного костюма. Теперь я прилагал больше усилий, чтобы плыть, зато стало намного теплее. После второго часа на воде мне стало интересно, какая у меня скорость. Оказалось, что она была всего-то чуть больше одного узла. Я расстроился - какой смысл плыть целый день, а в результате преодолеть лишь несколько миль, как вчера. Мы попробовали взять чуть южнее, однако большой разницы не было. Прошел еще час - скорость увеличилась лишь на несколько узлов. Это никуда не годилось; я расстроился еще больше. Пришлось на сегодня прервать плавание… Надеюсь, такая погода продлится недолго.

    20 день. 25 июня
    Хорошая компания

    Сегодня я слегка не выспался. Когда пришла пора опускаться в воду, пошел дождь. Первые два часа плавания, как обычно, пролетели для меня незаметно, однако я переживал за Ти и Макса, которые сопровождали меня на каяке, потому что дождь не прекращался. На наше счастье вдруг появилась группа дельфинов, мигом подняв наш дух. Они позволили к себе приблизиться, и полминуты я плыл в их стае - это было потрясающе! Иногда они выпрыгивали из воды, и я слышал восхищенные крики Ти и Макса. Чуть позже мы встретили еще одну стаю дельфинов, но эти не задержались надолго. Должно быть, их интересовала рыба, прибившаяся ко дну каяка. Такие уникальные моменты, прожитые вместе с близкими людьми, делают их еще более глубокими. Это был действительно незабываемый день, спасибо вам, друзья.

    21 день. 26 июня
    Пластик

    Мария, команда Seeker: «Пока Бен продолжает плыть, мы присматриваем за ним и за командой шлюпки, в то же время наблюдая за бескрайним океаном вокруг. Но картина не только величественна, но и, увы, печальна: океан полон мусора. Почти каждую минуту мы видим то, чего в океане быть не должно - бутылки, пенопласт, разного рода пластик… Честно говоря, я прихожу в ужас от осознания, насколько сильно человек воздействует на окружающую среду, а особенно от того, что мы этого не замечаем. И з-за того, что мы напрямую не взаимодействуем с последствиями нашей деятельности, очень легко игнорировать их, делая вид, что все в порядке. Я чувствую огромную необходимость показать людям, насколько велика проблема и насколько остро сейчас стоит вопрос об ответственности человека перед природой.

    Когда есть возможность, мы вылавливаем какой-то мусор и наблюдаем, как морская жизнь приспосабливается к нему, как новые экосистемы вырастают прямо на глазах. С одной стороны, эта чудесная способность природы адаптироваться ко всему не может не впечатлять, но есть и обратная сторона - негативное влияние, степень которого мы пока не можем даже измерить.

    С помощью GPS мы стараемся фиксировать местоположение особенно крупных скоплений мусора.

    Интересно понять, какими путями мусор попадает в океан и что с ним происходит дальше. Это может помочь изучить проблему, но чтобы ее решить, нам нужно кардинально изменить подход к потреблению. И это личное дело каждого - то, сколько пластика он использует, как его утилизирует, есть ли вообще необходимость в одноразовой упаковке, учитывая столь плачевные последствия ее использования.

    Я уверена, что Бен с его сумасшедшим "Заплывом" - это прекрасный способ привлечь внимание общества к данной проблеме и вместе попробовать ее решить».

    27 день. 2 июля
    Любопытная черепаха

    Сегодня снова замечательная погода. Рано утром Марк заметил справа от меня черепаху. Она подплыла совсем близко, разглядывая меня. За ней следовала колония примерно из 20 рыб. Сделав вокруг меня почти полный круг, черепаха и ее свита нырнули в глубину и растворились без следа. Пару часов спустя мы снова увидели их, но уже не так близко. Вечером мы заметили дельфинов, но подплыть к себе они не позволили.


    45 день. 20 июля
    Тошнота

    В то утро была плохая погода, и, судя по прогнозам, улучшения не ожидалось. Резкие порывы ветра и дождь - не лучшие условия для плавания, поэтому Макс предложил мне воспользоваться моментом, чтобы отдохнуть и вдоволь наесться, что я и сделал. Но я не привык находиться на яхте, которую подбрасывает на волнах, и меня стало тошнить. Есть большая разница - находиться в волнующемся море в воде или на яхте. Во втором случае тело вынуждено приспосабливаться к ритму лодки, которую может достаточно неприятно швырять на волнах, тогда как в воде те же волны довольно мягко поднимают и опускают тебя. Поэтому в суровых морях мне приходится некоторое время привыкать находиться на борту, а иногда, как сейчас, это сопровождается тошнотой.

    48 день. 23 июля
    Появление китов

    «Киты!» - закричал Макс, показывая за борт. Этим утром Пол был у штурвала, я стоял с ним на палубе. Вся команда вмиг собралась наверху, а Пол развернул яхту туда, откуда поднимались брызги. Мы все наблюдали великолепную картину: над водой кружили птицы, а под водой плескались киты, пуская вверх струи воды. Пол остановил яхту неподалеку, не прошло и минуты, как в нескольких метрах от нас из-под воды поднялась струя. Макс схватил GoPro и прыгнул в воду.
    Эти кадры - одни из лучших в нашем путешествии.

    64 день. 7 августа
    Связь с океаном

    Когда я плыву в сердце океана, мне не нужен вай-фай, ибо здесь есть более тонкая связь. В наш век интернета и социальных сетей мы зачастую забываем, насколько это важно - побыть некоторое время наедине с самим собой. В этом плане мне повезло большую часть дня находиться в компании океана. Это важно для меня, потому что я могу задать себе много важных вопросов. Как мне лучше выразить то, что я переживаю? Как сделать так, чтобы люди услышали настоящий голос океана? Никогда не чувствовал себя настолько близким с этой непознанной водной вселенной, и, надеюсь, мне удастся передать это чувство людям. Возможно, вместе у нас получится найти способ защитить его.

    65 день. 8 августа
    К чему я стремлюсь?

    Я не против пластика, я - за ответственное отношение к его использованию. Мне бы не хотелось класть лишний груз на плечи следующего поколения. Как многие сегодня, я стараюсь сократить количество покупаемой упаковки. И пока, наверное, не готов полностью отказаться от пластика в повседневной жизни. Но то, что я сегодня вижу в океане, заставляет меня как следует задуматься о способе решения этой задачи. Надеюсь, что те, кто читает этот блог, услышат меня.


    Потерпевших кораблекрушение убивает не суровая морская стихия, а их собственные страхи и слабости. Чтобы доказать это, французский врач Ален Бомбар пересек Атлантику на надувной лодке, не имея запасов пищи и воды.

    В мае 1951 года французский траулер «Нотр-Дам де Пейраг» вышел в море из порта Экием. Ночью судно сбилось с курса и волнами было отброшено на выступ мола Карно. Корабль затонул, но почти вся команда успела надеть жилеты и покинуть судно. Морякам оставалось вплавь преодолеть небольшое расстояние, чтобы добраться до лестниц на стене мола. Каково же было удивление портового врача Алена Бомбара, когда утром спасатели вытащили на берег 43 трупа! Люди, оказавшиеся в воде, просто не видели смысла бороться со стихией и захлебнулись, оставаясь на плаву.

    Запас знаний

    Врач, ставший свидетелем трагедии, не мог похвастаться большим опытом. Ему было всего двадцать шесть лет. Еще обучаясь в университете, Ален интересовался возможностями человеческого организма в экстремальных условиях. Он собрал массу задокументированных фактов, когда смельчаки оставались в живых на плотах и шлюпках, в холоде и в жаре, с фляжкой воды и банкой консервов на пятый, десятый и даже тридцатый день после крушения. А потом выдвинул версию, что убивает людей не море, а собственный страх и отчаяние.

    Морские волки над доводами вчерашнего студента только посмеивались. «Парень, ты море только с пирса видел, а лезешь в серьезные вопросы», - высокомерно заявляли судовые медики. И тогда Бомбар решил экспериментально доказать свою правоту. Он задумал плавание, максимально приближенное к условиям морского бедствия.

    Прежде чем опробовать свои силы, Ален решил запастись знаниями. Полгода, с октября 1951 года по март 1952-го, француз провел в лабораториях Океанографического музея Монако.


    Ален Бомбар с ручным прессом, которым он выжимал из рыбы "сок

    Он изучал химсостав морской воды, виды планктона, строение морских рыб. Француз узнал, что морская рыба более чем наполовину состоит из пресной воды. А мясо рыб содержит меньше соли, чем говядина. Значит, решил Бомбар, утолять жажду можно соком, выдавленным из рыбы. Также он выяснил, что для питья пригодна и морская вода. Правда, в небольших дозах. А планктон, которым питаются киты, вполне съедобен.

    Один на один с океаном

    Своей авантюрной идеей Бомбар увлек еще двух человек. Но из-за габаритов резиновой посудины (4,65 на 1,9 м) с собой взял лишь одного из них.

    Резиновая лодка «Еретик» - на ней Ален Бомбар отправился покорять стихию

    Сама лодка представляла собой туго накачанную резиновую подкову, концы которой соединялись деревянной кормой. Дно, на котором лежал легкий деревянный настил (елани), также было из резины. По бокам размещались четыре надувных поплавка. Ускорение лодке должен был придавать четырехугольный парус площадью в три квадратных метра. Название судна было под стать самому мореплавателю - «Еретик».
    Позднее Бомбар писал, что причиной выбора названия являлось то, что большинство людей считали его задумку «ересью», не веря в возможность выжить, питаясь лишь дарами моря и соленой водой.

    Впрочем, кое-что в лодку Бомбар все-таки прихватил: компас, секстант, навигационные книги и фотопринадлежности. На борту были также аптечка, ящик с водой и продуктами, которые были опломбированы, дабы исключить соблазн. Они предназначались на самый крайний случай.

    Напарником Алена должен был стать английский яхтсмен Джек Пальмер. Вместе с ним Бомбар совершил пробное плавание на «Еретике» из Монако на остров Минорка продолжительностью семнадцать дней. Экспериментаторы вспоминали, что уже в том плавании испытывали глубокое чувство страха и беспомощности перед стихией. Но результат похода каждый расценил по-своему. Бомбар был окрылен победой своей воли над морем, а Пальмер решил, что не будет испытывать судьбу дважды. В назначенное время отплытия Пальмер просто не явился в порт, и Бом-бару пришлось отправиться в Атлантику в одиночку.

    19 октября 1952 года моторная яхта отбуксировала «Еретика» из порта Пуэрто-де-ла-Лус на Канарских островах на океанский простор и отцепила трос. Северо-восточный пассат дунул в маленький парус, и «Еретик» отправился навстречу неизвестности.


    Стоит отметить, что Бомбар утяжелил эксперимент, выбрав плавания из Европы в Америку. В середине XX века океанские трассы пролегали в сотнях милях от пути Бомбара, и шанса подкормиться за счет добрых моряков у него просто не было.

    Наперекор природе

    В одну из первых ночей плавания Бомбар попал в страшный шторм. Лодка наполнилась водой, и только поплавки удерживали ее на поверхности. Француз пытался вычерпывать воду, но черпака у него не было, а ладонями это было делать бессмысленно. Пришлось приспособить шляпу. К утру море стихло, и путешественник воспрянул духом.

    Через неделю ветер порвал парус, двигавший лодку. Бомбар поставил новый, но спустя полчаса ветер унес его в волны. Алену пришлось ремонтировать старый, причем под ним он проплавал два месяца.

    Пропитание путешественник добывал так, как и планировал. Он привязал к палке нож и этим «гарпуном» убил первую добычу - рыбу дораду. Из ее костей он соорудил рыболовные крючки. В открытом океане рыба была непуганой и хватала все, что опускалось в воду. Летучая рыба и вовсе сама залетала в лодку, убиваясь при ударе о парус. К утру француз находил в лодке до пятнадцати дохлых рыбин.

    Другим «лакомством» Бомбара был планктон, который на вкус напоминал крилевую пасту, но имел неприглядный вид. Изредка на крючок попадались и птицы. Их путешественник ел сырыми, выбрасывая за борт только перья и кости.

    За время плавания Ален семь дней пил морскую воду, а в остальное время - выжимал «сок» из рыб. Также удавалось собирать росу, оседавшую поутру на парусе. Спустя почти месяц плавания его ждал подарок небес - ливень, подаривший пятнадцать литров пресной воды.

    Экстремальный поход давался ему тяжело. Солнце, соль и грубая пища привели к тому, что все тело (даже под ногтями) покрылось мелкими гнойниками. Бомбар вскрывал нарывы, но те не спешили заживать. Кожа на ногах тоже слезала клочьями, а на четырех пальцах выпали ногти. Будучи врачом, Ален отслеживал состояние своего здоровья и фиксировал все в судовом журнале.

    Когда пять дней подряд шел дождь, Бомбар стал сильно страдать от избыточной влажности. Затем, когда установились безветрие и жара, француз решил, что это его последние часы, и написал завещание. И когда он уже собирался отдать Богу душу, на горизонте показался берег.

    Потеряв за шестьдесят пять дней плавания двадцать пять килограммов веса, 22 декабря 1952 года Ален Бомбар достиг острова Барбадос. Помимо доказательства своей теории выживаемости в море, француз стал первым человеком, пересекшим Атлантический океан на резиновой лодке.


    После героического плавания имя Алена Бомбара узнал весь мир. Но сам он главным итогом этого путешествия считал не обрушившуюся славу. А тот факт, что на протяжении всей жизни он получил более десяти тысяч писем, авторы которых благодарили его словами: «Если бы не ваш пример, мы бы так и погибли в суровых волнах морской пучины».