Войти
Логопедический портал
  • Сочинение герасим и татьяна в рассказе тургенева муму
  • Письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни из «Муму» И
  • Про россию на китайском языке Как нельзя называть женщин в Китае
  • Что значит моя мечта. Значение слова мечтать. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова
  • Многозначное слово «mean Как переводится слово mean
  • Лётчик-ас кожедуб иван никитович — трижды герой ссср
  • Эмоциональное состояние: виды и особенности переживаний человека. Эмоции Эмоциональное состояние живых существ примеры категория состояния

    Эмоциональное состояние: виды и особенности переживаний человека. Эмоции Эмоциональное состояние живых существ примеры категория состояния

    Категория состояния (другое название - безлично-предикативные слова) - знаменательные неизменяемые наречные и именные слова, обозначающие состояние. Они употребляются в безличном предложении в функции сказуемого. Тем самым подчеркивается их роль предиката.

    Можно ли считать категорию состояния частью речи?

    Развитие русского языка идет к тому, что в скором времени они займут законное место среди знаменательных (самостоятельных) частей речи. В школьных учебниках еще в середине 20 века о категории состояния и вовсе не упоминалось. Сейчас в комплексе книг С. И. Львова и М. М. Разумовской они выделяются из наречия как особая группа слов, которая отличается от них по ряду признаков. А в учебниках Т. А. Ладыженской и М. Т. Баранова категория состояния и вовсе представлена как самостоятельная часть речи, предложен ее морфологический разбор.

    Пример для понимания категории состояния

    В качестве примера можно привести следующее предложение: Приедет Владимир, всем нам будет весело. Здесь слово весело используется для обозначения психического состояния и является сказуемым в соответствующем безличном предложении. Оно сочетается в нем со связкой будет , которая является аналитической формой будущего времени. Слово "весело " безлично-предикативное, является омонимом краткой форме наречия и прилагательного. Сравните его использование в следующем предложении: Выражение лица ребенка весело . Здесь это слово является кратким прилагательным. А вот еще один пример: Он весело улыбнулся . Здесь уже оно выступает в качестве наречия. Однако являясь категорией состояния, весело отличается от прилагательного отсутствием форм рода, таких как весела, весело, весел . Кроме того, по нему нельзя определить имя. От наречия же слово весело отличается своей неспособностью определять имя прилагательное и глагол. Более того, ему чуждо значение признака.

    Общее значение всех безлично-предикативных слов

    Все слова категории состояния имеют общее значение - это выражение определенного состояния или же его оценки. Например, речь может идти о нем в отношении живых существ как с физической точки зрения, так и с психической; окружающей среды и природы; модальной окраски. Кроме того, оценка состояния может происходить с точки зрения протяженности в пространстве и времени, а также с морально-этической. Слова, относящиеся к этой категории, всегда мыслятся безлично. Например: ребенку больно . Сравните это предложение со случаями, когда состояние выражается глаголом и прилагательным: ребенок болеет и ребенок болен .

    Основные морфологические признаки

    Можно выделить следующие морфологические признаки, которые имеют слова категории состояния. Во-первых, у них отсутствует спряжение и склонение, то есть они являются неизменяемыми. Во-вторых, категория состояния как часть речи характеризуется наличием суффикса в случае, если эти слова образованы от наречий и имен прилагательных (нужно, обидно, видно, холодно ). Кроме того, для них характерна способность выражать передаваемое связкой значение времени. С этой связкой сочетаются различные слова категории состояния. Предложения с ними можно составить следущие: Мне будет весело; Мне было весело; Мне станет весело; Мне стало весело. Если же связка отсутствует, речь идет о настоящем времени. Категория состояния как часть речи характеризуется наличием еще одного морфологического признака. Он заключается в том, что слова на , образованные от наречий и кратких прилагательных, сохраняют формы сравнения. Примеры: Было легко - стало легче; Было тепло - стало теплее.

    Соотносительность с частями речи

    Соотносительность этих слов с такими частями речи, от которых они произошли, - последний морфологический признак, по которому определяется категория состояния. Примеры приведем следующие: грустно соотносится с грустный , тяжело - с тяжелый , тепло - с теплый, морозно - с морозный . Этот признак также следует запомнить.

    Слова, обозначающие категорию состояния, могут соотноситься не только с наречиями, но и с существительными, такими как пора, стыд, позор, грех . Пример: Пора туда, куда мы давно стремились . Совпадая внешне с группами существительных и наречий, они отличаются от них тем, что имеют категориальное значение, а также особые грамматические свойства. К примеру, в отличие от наречий, весело, трудно, жарко, как категории состояния, не определяют глагол. Эти слова составляют грамматическое и семантическое ядро предложения.

    Тем не менее признак соотносительности с частями речи несвойствен ряду слов категории состояния. В современном русском языке, к примеру, совестно нельзя соотнести с совестный , а можно - с можный . Существуют и другие примеры.

    Однако не соотносится ни с какой из частей речи только немногочисленная группа слов, которая входит в категорию состояния. Это надо, можно, нельзя , а также жаль . В настоящее время последнее слово имеет соотносительное существительное лишь тогда, когда оно используется в просторечных словосочетаниях.

    Важнейший синтаксический признак

    Перейдем теперь к рассказу о синтаксических признаках категории состояния. Прежде всего эти слова имеют функцию сказуемого и выступают в безличном предложении как вместе с инфинитивом, так и без него. Пример: Грустно и тяжело было видеть ее в столь нелегком положении.

    Отсутствие управления и согласования

    Следующий признак заключается в том, что категория состояния не управляется и не согласуется. Данные слова могут сочетаться с полуотвлеченной или отвлеченной связкой (делаться, становиться, стать, быть ), выражающей наклонение и время. Это важный признак, по которому мы можем узнать, что перед нами категория состояния. Примеры: Когда я ее слушал, мне становилось грустно; Мне сделалось неловко и неприятно.

    Другие синтаксические признаки

    Мы описали еще не все синтаксические признаки. Категория состояния может распространяться различными формами существительных, а также местоимений без предлога в Д.п. и с предлогами в П.п. и Р.п. Другими словами, эти слова могут управлять данными формами. Примеры: Мне стало грустно и досадно на нее; Тебе может быть у меня скучно, но я всегда тебе рад .

    Следует отметить и то, что зависимый инфинитив часто употребляется при этих словах. Это также один из синтаксических признаков, по которым определяется категория состояния как часть речи. Пример: Снег лежал такой белоснежный, что было больно глядеть.

    Еще один синтаксический признак заключается в том, что безлично-предикативные слова, в отличие от прилагательных и наречий, не определяют никаких слов. Пример: Она глядела грустно (здесь наречие определяет глагол) - Лицо девушки было грустно (в данном случае краткое прилагательное определяет существительное) - Девушке было грустно

    В заключение

    Итак, безлично-предикативные слова, иначе называемые категорией состояния, выделяют в отдельную лексико-грамматическую группу. Они имеют общие семантические, синтаксические и морфологические признаки. Главные из них следующие: роль безличного сказуемого, значение так называемого недейственного состояния, неизменяемость, а также соотносительность с существительными, наречиями и прилагательными. Слова категории состояния, предложения с которыми были представлены выше, следует отличать от наречий, кратких прилагательных и существительных.

    ОЦЕНКА ДУШЕВНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

    Страшно, весело, приятно,
    Радостно, смешно, досадно,
    Горько, сладко и отрадно,
    Беспокойно, беспощадно,
    Жалко, жаль, противно, грустно,
    Жутко, боязно, печально
    Совестно, тревожно, "вкусно" -
    Мне душевно…
    _
    "Вкусно" - не является словом, оценивающим эмоциональное, душевное состояние человека. Блюдо вкусно. "Вкусно" - имя прилагательное. "Вкусно" сделан эстрадный номер. Как сделан? "Вкусно" - наречие. Ой, как мне вкусно! "Вкусно" - оценивает физическое восприятие, отвечает на вопросы как? каково? кому? - значит, в данном примере, это слово категории состояния...

    ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

    Больно, плохо, жёстко, душно,
    Тесно, тяжело, "не скучно",
    Мягко, хорошо, просторно…
    Вам физически…
    __________________________________________________
    "Не скучно" - не является словом, оценивающим физическое состояние. Мне не скучно с вами. "Не скучно" - оценивает интеллектуальное состояние человека.

    Дымно, облачно, туманно,
    Ветрено, темно, обманно,
    Чисто, ясно, и морозно,
    Холодно, свежо, и грозно,
    Пыльно, жарко, сухо, тихо…
    В лесу, на улице…

    ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ + ИНФИНИТИВ

    Надо, нужно, невозможно,
    Возможно, можно, и нельзя,
    Да необходимо…


    Слова категории состояния отвечают на вопросы как?, каково? и обозначают оценку физического и эмоционального состояния человека и животных, оценку интеллектуального состояния человека, оценку состояния природы и окружающей среды, оценку действий по возможности их выполнения, желательности выполнения этих действий, а также эмоционально оценивают действие происходящее в предложении. Слова категории состояния в предложении всегда сказуемые!

    __________________________________________________
    Далее, для любителей русского языка и тем, кто желает лучше разобраться с этой, новой для языка, частью речи.

    СЛОВА СОСТОЯНИЯ

    Развитие русского языка предопределяет, что в скором времени слова состояния займут своё законное место среди частей речи, как вполне самостоятельная (знаменательная) часть речи. Ещё в середине прошлого века в школьных учебниках о таковых и не упоминалось. Сейчас в комплексе учебников М. М. Разумовской, С. И. Львова слова состояния выделяются из наречия как группа слов, отличающаяся от наречий по ряду признаков. В комплексе учебников В. В. Бабайцевой слова состояния так же изучаются в главе «Наречие» и даются отличия от наречий. А вот в учебниках М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской категория состояния выделена в самостоятельную часть речи и дан её морфологический разбор. Попытаюсь обобщить известные факты.
    У каждой части речи мы можем выделить ОГЗ, МП, СП. ОГЗ – общее грамматическое значение, МП – морфологические признаки, СП – синтаксические признаки. Самостоятельные части речи отвечают на вопросы.

    Что называется Категорией состояния? Как можно это сформулировать?
    Категорией состояния называются слова, отвечающие на вопросы:
    как? каково? (кому-либо),
    как? каково? (где-либо, когда-либо),
    как? каково? (что-то делать),
    и обозначающие:
    1) оценку состояния живых существ (физического, эмоционального, интеллектуального…);
    2) оценку состояния природы и окружающей среды;
    3) оценку действия по возможности-желательности или эмоционально.
    1), 2), 3) – это и есть ОГЗ – общее грамматическое значение слов состояния.
    В учебниках пишут: Слова состояния обозначают состояние… Получается некая тавтология. Более грамотно и правильно, что слова категории состояния оценивают состояние.

    ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

    Оценивать можно физическое состояние, эмоциональное состояние, интеллектуальное состояние и т. д. человека, животных, мифологических, сказочных существ и т.п. Общая "формула" выглядит так:

    КАК? КАКОВО? – КОМУ-ТО физически; эмоционально, интеллектуально.
    Кому-то – это мне, тебе, ему, ей, нам, вам, им (личные местоимения в форме дательного падежа). Или кому-то – это имя, кличка, прозвище в форме дательного падежа: Васе, Ире, Мяврику, Муське плохо, хорошо, жарко, холодно…
    Мне сейчас плохо (физически или эмоционально).
    Вам не жарко? (физически)
    Им смешно… (эмоционально).
    Да, мне понятно (интеллектуально).
    На душе радостно (эмоционально).
    Выучите рифмовку и у Вас, как говорится, под рукой всегда будут слова эмоционального состояния человека, животных:

    Страшно, весело, приятно,
    Радостно, смешно, отвратно,
    Горько, сладко и досадно,
    Беспокойно, безотрадно…

    Жалко, жаль, противно, грустно,
    Жутко, боязно, печально,
    Совестно, тревожно, вкусно –
    МНЕ ДУШЕВНО.

    Одно из слов – лишнее. Найдите его и добавьте свои слова Категории эмоционального состояния.
    В следующей рифмовке примеры слов категории состояния, обозначающих оценку физического состояния человека и животных:

    Больно, плохо, жёстко, душно,
    Тесно, тяжело, не скучно,
    Мягко, хорошо, просторно –
    ВАМ ФИЗИЧЕКИ.

    Здесь также одно из слов лишнее. Найдите его и добавьте свои слова Категории физического состояния.
    Примерами интеллектуальной оценки состояния человека могут быть слова:
    ясно, понятно, интересно, скучно, невдомёк, неохота, лень …

    ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРИРОДЫ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    Слова, оценивающие окружающую среду и природу отвечают на вопрос:

    КАК? КАКОВО? ГДЕ-ТО (дома, на улице, в населённом пункте – географическое или родовое название);
    КАК? КАКОВО? ГДЕ-ТО (место природы - в лесу, на речке, на озере, на море, у водопада, в горах, в атмосфере, являющееся в предложении обстоятельством места…).
    КАК? КАКОВО? КОГДА-ТО, слово, отвечающее на вопрос когда-то, является в предложении обстоятельством времени.

    У нас ночью очень светло от звёзд (К. Паустовский).
    Как? Каково? Когда-то – ночью светло;

    В Крыму жарко.
    Как? Каково? Где-то – в Крыму жарко;

    Завтра будет холодно.
    Как? Каково? Когда-то – завтра холодно.

    Выучите рифмовку:

    Дымно, облачно, туманно,
    Ветрено, темно, обманно,
    Чисто, ясно и морозно,
    Холодно, свежо и грозно,
    Пыльно, жарко, сухо, тихо…
    В ЛЕСУ, НА УЛИЦЕ…

    ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ ПО ВОЗМОЖНОСТИ-ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ
    ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО
    ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ ПО ВРЕМЕНИ

    По возможности-желательности действия оценивают следующие слова состояния (их легко запомнить): надо, нужно, невозможно, возможно, можно и нельзя. В предложениях от этих слов зависит глагол в форме инфинитива:
    Надо обязательно выучить к уроку эту тему. (Надо - что сделать? – выучить).
    Невозможно поверить своим глазам… (Невозможно - что сделать? – поверить).
    Нельзя допустить их встречи. (Нельзя – что сделать – допустить).
    Есть и другие слова Категории оценки действия по возможности-желательности:
    Хорошо бы поспать. (Оценка действия по желательности).
    Не прочь полакомиться. (Оценка действия по желательности).
    Не мудрено ошибиться. (Оценка действия по возможности).

    Эмоционально оценивают действие (глагол в форме инфинитива) те же слова оценки эмоционального состояния живых существ:
    жаль расставаться;
    страшно подумать;
    приятно познакомиться;
    смешно так говорить;
    горько вспоминать;
    грустно возвращаться.

    Пора вернуться. (Оценка действия по времени).
    Время разбрасывать камни и время их собирать. (Оценка действия по времени).

    МП – МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

    МП - морфологические признаки бывают постоянные и непостоянные.
    ПП – постоянные признаки принадлежат слову, так сказать «от рождения» и всегда с ним, то есть не меняются, как бы слово не изменялось. Слова состояния, «выросшие» из наречия, как и наречие – неизменяемая часть речи.
    Таким образом, слова состояния – это производная часть речи, в основном из наречия:
    страшно, весело, приятно, надо, нужно;
    Но бывают СС – слова состояния, пришедшие из существительного:
    лень (мне как? каково? – лень); время, пора.

    И из постоянных признаков отметим, что, в соответствии с ОГЗ – общим грамматическим значением, СС – слова состояния можно поделить на три разряда:
    1) СС, оценивающие состояние живых существ: мне грустно, человеку больно, одинокой собаке тоскливо и голодно;
    2) СС, оценивающие состояние природы и окружающей среды: на улице темно, в лесу сыро, на озере прохладно, вчера было ветрено;
    3) СС, оценивающие действие: грустно вспоминать, нельзя останавливаться, нужно собраться, поздно возвращаться.

    НП – непостоянных признаков у СС – слов состояния нет, так как слова состояния – неизменяемая часть речи. Но СС – слова состояния с суффиксом «о» - имеют формы степеней сравнения, как наречия и прилагательные. Слова категории состояния, прилагательные и наречия в форме простой сравнительной степени (с суффиксами е-ее-ей-ше-же) нужно различать:
    Вода в речке холоднее, чем в озере. (Вода холоднее – признак предмета, краткое прилагательное).
    Сегодня холоднее, чем вчера. (Сегодня – как? каково? – холоднее – слово состояния, оценивающее состояние окружающей среды).
    Так мне больнее – (Мне - как? каково? – больнее – слово состояния).
    Так делаешь больнее – (делаешь как? каким образом? – признак действия – наречие).

    СП – СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЛОВ СОСТОЯНИЯ

    Слова Категории состояния употребляются в основном в односоставных безличных предложениях без подлежащего. В предложении слова состояния не зависят ни от каких слов и являются всегда сказуемыми в односоставном безличном предложении:
    Что же мне так больно и так трудно? (М.Ю. Лермонтов). (СИС - составное именное сказуемое)
    Слова Категории состояния могут сочетаться с глаголами: быть, становиться, делаться:
    Мне было так больно. Ему сделалось грустно. (СИС)
    От слов Категории состояния могут зависеть глаголы в форме инфинитива в СГС – составном глагольном сказуемом:
    Жаль с вами расставаться. Нельзя шуметь! (СГС)

    Таким образом, мы рассмотрели, что слова категории состояния имеют все признаки (ОГЗ, МП, СП), присущие самостоятельным частям речи и вправе занять своё место в морфологической таблице.

    Состояние интереса характеризуется взаимодействием интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов. В основе интереса лежит ориентировочный рефлекс, но эти состояния не тождественны. Сориентировавшись в ситуации, человек может перестать интересоваться ею или, наоборот, рефлекс уходит, а заинтересованность остаётся.

    Интерес к профессии, скорее, относится к личностным качествам, но осознание значимости своего труда, стремление повысить квалификацию и сосредоточенность на профессиональных проблемах предполагают активное участие интеллекта.

    Во избежание профессиональной деформации и сужения кругозора профессиональная заинтересованность должна сочетаться с проявлениями любознательности в других сферах, интеллектуальной отзывчивости на получаемые знания. Так формируется интеллектуальное состояние человека. Примеры: воспитатель дошкольного учреждения активно интересуется театром, токарь приобретает навыки водителя, программист осваивает основы веб-дизайна и т.д.

    Любопытство

    Это состояние примыкает к интересу. Факты, в отношении которых проявляется любопытство, захватывают, содержат интригу, побуждают к активным действиям по выяснению ситуации. Характеризуют такое интеллектуальное состояние человека слова "интересно", "захватывающе", "любопытно" и т.д.

    Выделяют две разновидности любопытства: своекорыстие и любознательность. В первом случае индивид стремится всё знать с целью самолюбования, интересуется делами и вещами, к которым не имеет никакого отношения. Любознательным свойственно желание получать систематические знания для благих целей.

    Творческое вдохновение

    Это состояние представляет собой синтез эмоциональных и интеллектуальных компонентов. Чаще всего вдохновение испытывают представители творческих профессий (художники, композиторы, писатели), но что-то подобное знакомо каждому из нас. Это моменты поиска решения математической задачи, способа исправления неработающего станка, написание курсовой и т.д.

    Состояние внезапного озарения, когда вдруг становится понятно, как нужно действовать, в психологии называется инсайтом. Это удивительное интеллектуальное состояние человека. Примеры слов, приходящих на ум в такие моменты: "Эврика!", "Ура! Нашёл!", "Как же я раньше не догадалась!".

    Во время инсайта чувствуется необыкновенный прилив сил, обостряется восприятие, фантазия подбрасывает оригинальные сочетания образов, работоспособность зашкаливает, всё кажется прекрасным.

    На самом деле состояние инсайта вовсе не внезапно. Просто вся мыслительная работа, ведущая к достижению цели, проходила на подсознательном уровне, и в нужный момент сознание получило правильные ответы.

    Монотония (скука)

    Это интеллектуальное состояние свойственно человеку, лишённому общения с другими людьми или вынужденному длительное время заниматься однообразной рутинной работой. Проявления монотонии в большей степени характерны для жителей тайги, обитателей земель за полярным кругом, но люди, испытывающие скуку, встречаются где угодно.

    Человек, страдающий монотонией, не способен устанавливать отношения с другими людьми и организовывать свою деятельность так, чтобы испытывать моральное удовлетворение. Иногда монотония возникает из-за большого количества свободного времени, которое не хочется ничем занимать. Скуку также вызывают серьёзные неприятности, пережитое горе, хроническая усталость.

    Хроническая скука - одна из проблем современного общества. Люди всё чаще обращаются к специалистам по поводу того, что не видят стимулов к жизни, не знают, как развеселить себя. В ход идут кратковременные способы получения удовольствия (сигареты, алкоголь, беспорядочный секс и т.д.), но и они не избавляют от хандры. Исправить ситуацию помогает выявление личностно и социально значимых мотивов, способов придания выполняемой работе привлекательность, поиск партнёров по общению.

    Интеллектуальное состояние человека: категория состояния (примеры)

    Всё, что происходит с индивидом, обозначается языковыми единицами, которые используются в речи. В русском языке выделяют слова, обозначающие интеллектуальное состояние человека: "интересно", "ясно", "понятно" и т.д. По-другому они называются предикативами. Некоторые исследователи относят указанные лексические единицы к наречиям.

    Лексика, характеризующая интеллектуальное состояние человека (категория состояния) включает слова, входящие в грамматическую основу или просто в состав безличных предложений. Специфических морфемных признаков у этих слов нет. По падежам, лицам и числам не изменяются. Подобно наречиям, большинство лексических единиц, обозначающих интеллектуальное состояние человека, имеет суффикс -о-: "скучно", "удивительно" и т.д.

    В предложении лексика категории состояния согласуется с в дательном падеже (Ивану стало понятно условие задачи ) или употребляются в обобщённом смысле (Ясно, что на самолёт мы не успеем ).

    Особенности психических состояний

    Любое интеллектуальное состояние человека целостно, подвижно и относительно устойчиво. Проявления того или иного состояния характеризуют психику в целом. Так, если индивид уверен в своих убеждениях, то он располагает системой знаний, не сомневается в правоте и проявляет силу воли для успешной практической деятельности.

    Подвижность психических состояний заключается в том, что они хоть и более продолжительны, чем процессы, всё-таки протекают во времени, имеют начало, динамику развития и завершение. Устойчивые состояния со временем становятся личностными качествами (сосредоточенность, вдумчивость и т.д.).

    Психические процессы, состояния и свойства тесно связаны между собой. В определённых сочетаниях они формируют индивидуальный облик человека.


    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Психология изучает психические процессы, свойства и состояния личности. К первым относятся элементарные единицы психики, обеспечивающие её функционирование. Выделяют (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение) и внимание. Последнее не является самостоятельным процессом, но регулирует другие, а также перестраивает психику в ответ на меняющиеся условия среды.

    Интерес

    Состояние интереса характеризуется взаимодействием интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов. В основе интереса лежит ориентировочный рефлекс, но эти состояния не тождественны. Сориентировавшись в ситуации, человек может перестать интересоваться ею или, наоборот, рефлекс уходит, а заинтересованность остаётся.

    Интерес к профессии, скорее, относится к личностным качествам, но осознание значимости своего труда, стремление повысить квалификацию и сосредоточенность на профессиональных проблемах предполагают активное участие интеллекта.

    Во избежание профессиональной деформации и сужения кругозора профессиональная заинтересованность должна сочетаться с проявлениями любознательности в других сферах, интеллектуальной отзывчивости на получаемые знания. Так формируется интеллектуальное состояние человека. Примеры: воспитатель дошкольного учреждения активно интересуется театром, токарь приобретает навыки водителя, программист осваивает основы веб-дизайна и т.д.

    Любопытство

    Это состояние примыкает к интересу. Факты, в отношении которых проявляется любопытство, захватывают, содержат интригу, побуждают к активным действиям по выяснению ситуации. Характеризуют такое интеллектуальное состояние человека слова «интересно», «захватывающе», «любопытно» и т.д.

    Выделяют две разновидности любопытства: своекорыстие и любознательность. В первом случае индивид стремится всё знать с целью самолюбования, интересуется делами и вещами, к которым не имеет никакого отношения. Любознательным свойственно желание получать систематические знания для благих целей.

    Творческое вдохновение

    Это состояние представляет собой синтез эмоциональных и интеллектуальных компонентов. Чаще всего вдохновение испытывают представители творческих профессий (художники, композиторы, писатели), но что-то подобное знакомо каждому из нас. Это моменты поиска решения математической задачи, способа исправления неработающего станка, написание курсовой и т.д.

    Состояние внезапного озарения, когда вдруг становится понятно, как нужно действовать, в психологии называется инсайтом. Это удивительное интеллектуальное состояние человека. Примеры слов, приходящих на ум в такие моменты: «Эврика!», «Ура! Нашёл!», «Как же я раньше не догадалась!».

    Во время инсайта чувствуется необыкновенный прилив сил, обостряется восприятие, фантазия подбрасывает оригинальные сочетания образов, работоспособность зашкаливает, всё кажется прекрасным.

    На самом деле состояние инсайта вовсе не внезапно. Просто вся мыслительная работа, ведущая к достижению цели, проходила на подсознательном уровне, и в нужный момент сознание получило правильные ответы.

    Монотония (скука)

    Это интеллектуальное состояние свойственно человеку, лишённому общения с другими людьми или вынужденному длительное время заниматься однообразной рутинной работой. Проявления монотонии в большей степени характерны для жителей тайги, обитателей земель за полярным кругом, но люди, испытывающие скуку, встречаются где угодно.

    Человек, страдающий монотонией, не способен устанавливать отношения с другими людьми и организовывать свою деятельность так, чтобы испытывать моральное удовлетворение. Иногда монотония возникает из-за большого количества свободного времени, которое не хочется ничем занимать. Скуку также вызывают серьёзные неприятности, пережитое горе, хроническая усталость.

    Хроническая скука - одна из проблем современного общества. Люди всё чаще обращаются к специалистам по поводу того, что не видят стимулов к жизни, не знают, как развеселить себя. В ход идут кратковременные способы получения удовольствия (сигареты, алкоголь, беспорядочный секс и т.д.), но и они не избавляют от хандры. Исправить ситуацию помогает выявление личностно и социально значимых мотивов, способов придания выполняемой работе привлекательность, поиск партнёров по общению.

    Интеллектуальное состояние человека: категория состояния (примеры)

    Всё, что происходит с индивидом, обозначается языковыми единицами, которые используются в речи. В русском языке выделяют слова, обозначающие интеллектуальное состояние человека: "интересно", и т.д. По-другому они называются предикативами. Некоторые исследователи относят указанные лексические единицы к наречиям.

    Лексика, характеризующая интеллектуальное состояние человека (категория состояния) включает слова, входящие в грамматическую основу или просто в состав безличных предложений. Специфических морфемных признаков у этих слов нет. По падежам, лицам и числам не изменяются. Подобно наречиям, большинство лексических единиц, обозначающих интеллектуальное состояние человека, имеет суффикс -о-: "скучно", "удивительно" и т.д.

    В предложении лексика категории состояния согласуется с в дательном падеже (Ивану стало понятно условие задачи ) или употребляются в обобщённом смысле (Ясно, что на самолёт мы не успеем ).

    Особенности психических состояний

    Любое интеллектуальное состояние человека целостно, подвижно и относительно устойчиво. Проявления того или иного состояния характеризуют психику в целом. Так, если индивид уверен в своих убеждениях, то он располагает системой знаний, не сомневается в правоте и проявляет для успешной практической деятельности.

    Подвижность психических состояний заключается в том, что они хоть и более продолжительны, чем процессы, всё-таки протекают во времени, имеют начало, динамику развития и завершение. Устойчивые состояния со временем становятся личностными качествами (сосредоточенность, вдумчивость и т.д.).

    Психические процессы, состояния и свойства тесно связаны между собой. В определённых сочетаниях они формируют индивидуальный облик человека.

    «Ситуация с интеллектуальным состоянием человечества особенно трудна потому, что всем кажется, будто тут вообще нет никаких особых проблем, будто проблемы успешно решаются по мере возникновения, а число решенных уже не счесть. Ими занимаются миллионы квалифицированных специалистов. Траться огромные средства. Течет непрерывный поток информации, открытий, изобретений. Так что же ещё нужно?

    Дело в том, что именно изобилие такого интеллекта, рост его практического могущества, чрезмерное захламление им жизненного пространства человека, его безудержное извращение и распространение стало мощной социальной основой колоссального занижения суммарного уровня человеческого интеллекта, тотального оглупления огромных масс людей, формирования масс людей отнюдь не по законам формирования лучших умов, талантов, гениев и вообще лучших представителей рода человеческого.

    Этот статус эти люди уже утратили.

    С социальной точки зрения один человек, несколько человек, группа, сравнительно небольшое объединение людей могут быть умными (обладать высоко развитыми интеллектами) в высшем смысле слова. Но многие тысячи и миллионы всесильных владельцев (хозяев) интеллекта, обладающих огромными средствами, властью и влиянием на людей таковыми быть не могут.

    У них основная жизненная функция заключается не в познании реальности, а в том, чтобы жить за счёт использования этой функции в своих эгоистических интересах. Они суть подлинные хозяева и распорядители функции интеллекта и тем самым - самого интеллекта. Интеллект так или иначе является владением этой огромной армии производителей и распорядителей им. В эту среду допускаются далеко не все, а лишь те, кто лучше других служит хозяевам среды, придаёт ей более приличный вид и более умело эксплуатирует её для себя. Но всему есть пределы. Ситуация в мире уже сложилась такая, что хозяева интеллекта оказались просто не способными подняться на более высокий (на высший) его уровень, удержаться на его высотах и сохранить такое состояние по своему произволу достаточно долго и устойчиво. Они уже не умеют это делать, если вообще когда-то были на это способны. Сейчас можно констатировать как факт сильную тенденцию человечества к тотальной деградации именно самых утончённых проявлений интеллекта.

    Интеллект - что это такое? Слов об этом наговорено - невозможно измерить. Я за свою жизнь просматривал буквально тысячи разного рода разъяснений, истолкований, описаний, определений. Я стремился понять авторов, извинить им преходящие недоделки. Но за всю долгую жизнь я так и не встретил ни разу (ни разу!!) ни одного достаточно вразумительного, ясного, логически точного определения самого понятия «интеллект». Оно просто не существует в том состоянии, в каком я хотел его видеть в сочинениях других авторов. Тут похоже на то, что специальное запутывание мозгов людей стало принципом их поведения. Конечно, и обычная неспособность решения проблемы внесла сюда свою лепту. […]

    На вопрос о том, что такое интеллект, интересующемуся, естественно, указывают на бесчисленные учебники, на монографии, на кафедры, на факультеты, на институты, на докторов наук, на профессоров, на академиков, на лауреатов премий и прочих представителей учёного мира. Всё это производит впечатление очевидности и бесспорности. Однако, реальная учёная среда не сводится к этому. В ней вырастает и гигантское число явлений, которые тоже вливаются в океан явлений, относящихся к интеллекту. Они вносят в него свою долю. И какую! По моим предположениям, эта доля уже давно перевалила за половину хлама, загрязнившего мировую интеллектуальную атмосферу. И весь этот хлам активно участвует в обработке интеллектуального состояния человечества совместно с упомянутыми достижениями. И разделить их уже практически невозможно. Это есть также реальность интеллекта человечества, как и физика, химия, биология, история, психология, математика, космонавтика и все прочее, чему обучаются миллионы и миллионы людей. Мне неизвестны попытки хотя бы первичных измерений коэффициента полезного действия интеллектуальной сферы человечества. По всей вероятности, практически это вообще вряд ли возможно.

    Человечество вообще не заинтересовано в истине насчёт своих способностей, выходящих за рамки своих частных примеров и приложений.

    А между тем, бытие человечества в самых его основах имеет вполне определенные закономерности. Они могут быть познаны и в значительной мере познавались и познаются. Но в большей степени их уже игнорируют, фальсифицируют, мистифицируют, делают непонятными и даже запретными для научного понимания. Линия западноевропейской цивилизации, начатая мыслителями прошлых веков оказалась просто оборванной как один из определяющих факторов социальной эволюции. Из эволюционного процесса человечества выпадает его значительная часть. Нелепость эволюции состоит в том, что сейчас легче подготовить тысячи специалистов в самых различных сферах науки, чем одного единственного, действительного свободного от предрассудков в понимании основ познания мироздания и способного развить достаточно высоко результаты своих исследований. Думаю, что наступит просто фактически запрет на сам фактор понимания.

    Интеллектуальная среда загрязнена, отравлена, изуродована ещё больше, чем среда природная. И это не вызывает никакой тревоги ни у кого, вообще не замечается и не воспринимается как явление катастрофическое. Интеллектуальный материал, который мог бы хотя бы осознать и поставить самое проблему, вообще не допускается к жизни в качестве её значащего компонента. А тот, который поддерживается, распространяется и заполняет интеллектуальное пространство, производит впечатление величайших достижений прогресса. Интеллектуальный материал, о котором я говорю как о недопускаемом к жизни, не имеет шансов успешно конкурировать с господствующими силами в соответствующих сферах бытия.

    Говорят о некоем интеллекте вообще, вроде бы одинаковом для всех мыслящих существ. Но реальный интеллект различных людей неодинаков. Он может быть сильным или примитивным, как в подавляющем большинстве случаев. Такой универсальный, одинаковый для всех и пригодный для большинства интеллект существует в жизни масс людей лишь как примитивизированный и стандартизированный компонент американизированной технологии, доминирующей сейчас на планете в системе управления человечеством как её главный компонент».

    Зиновьев А.А., Фактор понимания, М., «Алгоритм»; «Эксмо; 2006 г., с. 508-511.