Войти
Логопедический портал
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Деникин Антон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация
  • Поступить в мгимо вполне реально
  • История корабля Бизань мачта парусника сан джованни баттиста
  • Буква М, м. Согласный звук и. Буква М, м Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  • Самые известные бытовые сказки
  • Бродский И.А. Основные даты жизни и творчества. Иосиф Бродский. Биография поэта на Родине и в изгнании Иосиф бродский хронологическая таблица жизни и творчества

    Бродский И.А. Основные даты жизни и творчества. Иосиф Бродский. Биография поэта на Родине и в изгнании Иосиф бродский хронологическая таблица жизни и творчества

    Современная русская литература

    Иосиф Александрович Бродский

    Биография

    БРОДСКИЙ, ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1940−1996), поэт, переводчик, прозаик, драматург.

    Бродский родился 24 мая 1940 в Ленинграде. Его, едва ли не самого «несоветского» подданного СССР назвали Иосифом в честь Сталина. Уже с ранних лет в жизни Бродского многое символично. Детство прошло в маленькой квартире в том самом «питерском» доме, где до революции жили Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус и откуда они отправились в эмиграцию. В школе, которую посещал Бродский, некогда учился Альфред Нобель: в 1986 Бродский станет Нобелевским лауреатом. О детстве он вспоминал неохотно: «Обычное детство. Я не думаю, что детские впечатления играют важную роль в дальнейшем развитии».

    В отрочестве проявились его самостоятельность и строптивость. В 1955, не доучившись, Бродский поступает работать на военный завод фрезеровщиком, выбрав для себя самообразование, главным образом, чтение. Пожелав стать хирургом, идет работать помощником прозектора в морге госпиталя при ленинградской тюрьме «Кресты», где помогает анатомировать трупы. За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа и т. д. Ищет работу, которую можно совмещать с творчеством. Писать стихи впервые попробовал в 16 лет. Подтолкнуло писать впечатление от чтения сборника Бориса Слуцкого. Первое стихотворение было опубликовано, когда Бродскому было семнадцать лет, в 1957: Прощай, / позабудь / и не обессудь. / А письма сожги, / как мост. / Да будет мужественным / твой путь, / да будет он прям / и прост…

    На рубеже 1950−1960-х изучает иностранные языки (английский и польский), посещает лекции на филологическом факультете ЛГУ. В 1959 знакомится со сборником стихотворений Е. А. Баратынского, после чего окончательно укрепляется в желании стать поэтом: «Читать мне было нечего, и когда я нашел эту книжку и прочел ее, тут-то я все понял, чем надо заниматься…».

    Читательские впечатления Бродского этой поры бессистемны, но плодотворны для развития поэтического голоса. Первые стихи Бродского, по его собственному призванию, возникли «из небытия»: «Мы пришли в литературу Бог знает откуда, практически лишь из факта своего существования, из недр» (Беседа Бродского с Дж. Глэдом). Восстановление культурной преемственности для поколения Бродского подразумевало прежде всего обращение к русской поэзии Серебряного века. Однако и здесь Бродский стоит особняком. По собственному признанию, Пастернака он не «понимал» до 24 лет, до той же поры не читал Мандельштама, почти не знал (до личного знакомства) лирики Ахматовой. Безусловной ценностью обладало для Бродского - с первых самостоятельных шагов в литературе и до конца жизненного пути - творчество М.Цветаевой. Бродский больше отождествляет себя с поэтами начала 19 в. В Стансах городу (1962) соотносит свою судьбу с судьбой Лермонтова. Но и здесь сказывается характерная черта поэта: боязнь быть на какого-то похожим, растворить свою индивидуальность в чужих смыслах. Бродский демонстративно предпочитает лирику Е. Баратынского, К. Батюшкова и П. Вяземского пушкинским традициям. В поэме 1961 Шествие пушкинские мотивы поданы сознательно отчужденно, отстраненно, и помещенные автором в чужеродный контекст, они начинают звучать откровенно иронично. Творческие предпочтения Бродского были обусловлены не только желанием избегать банальности. Аристократичная уравновешенность «просветленной» пушкинской музы была менее близка Бродскому, чем традиция русской философской поэзии. Бродский воспринял медитативную интонацию, склонность к поэтике размышления, драматизм мысли. Постепенно он уходит далее в прошлое поэзии, активно впитывая наследие 18 в., - Ломоносова, Державина, Дмитриева. Освоение допушкинских пластов русской словесности позволяет ему увидеть огромные области поэтического языка. Бродский осознал необходимость синтеза преемственности и выявления новых выразительных возможностей русского классического стиха. С начала 1960-х начинает работать как профессиональный переводчик по договору с рядом издательств. Тогда же знакомится с поэзией английского поэта-метафизика Джона Донна, которому посвятил Большую элегию Джону Донну (1963). Переводы Бродского из Донна часто неточны и не очень удачны. Но оригинальное творчество Бродского стало уникальным опытом приобщения русского слова к доселе чуждому ему опыту барочной европейской поэзии «метафизической школы». Лирика Бродского впитает основные принципы «метафизического» мышления: отказ от культа переживаний лирического «я» в поэзии, «суховатая» мужественная интеллектуальность, драматичная и личная ситуация лирического монолога, часто - с напряженным ощущением собеседника, разговорность тона, использования «непоэтической» лексики (просторечья, вульгаризмов, научных, технических понятий), построение текста как череды доказательств в пользу какого-то утверждения. Наследует Бродский у Донна и других поэтов-метафизиков и «визитную карточку» школы - т.н. «кончетти» (от итал. - «понятие») - особый вид метафоры, сближающий далекие друг от друга понятия и образы, у которых между собой, на первый взгляд, нет ничего общего. И поэты английского барокко в 17 в., и Бродский в 20 в. использовали такие метафоры, чтобы восстановить разрушенные связи в мире, который кажется им трагически распавшимся. Такие метафоры - в основе большинства произведений Бродского. Метафизические полеты и метафорические изыски у Бродского соседствовали с боязнью высоких слов, ощущением нередкого в них безвкусия. Отсюда его стремление уравновешивать поэтическое прозаическим, «занижать» высокие образы, или, как выражался сам поэт - «нацеленность на „нисходящую метафору“». Показательно, как описывает Бродский свои первые религиозные переживания, связанные с чтением Библии: «в возрасте лет 24-х или 23-х, уже не помню точно, я впервые прочитал Ветхий и Новый Завет. И это на меня произвело, может быть, самое сильное впечатление в жизни. Т. е. метафизические горизонты иудаизма и христианства произвели довольно сильное впечатление. Библию трудно было достать в те годы - я сначала прочитал Бхагавад-гиту, Махабхарату, и уже после мне попалась в руки Библия. Разумеется, я понял, что метафизические горизонты, предлагаемые христианством, менее значительны, чем те, которые предлагаются индуизмом. Но я совершил свой выбор в сторону идеалов христианства, если угодно… Я бы, надо сказать, почаще употреблял выражение иудео-христианство, потому что одно немыслимо без другого. И, в общем-то, это примерно та сфера или те параметры, которыми определяется моя, если не обязательно интеллектуальная, то, по крайней мере, какая-то душевная деятельность». Отныне почти каждый год поэт создавал в канун либо в самый день праздника стихи о Рождестве. Его «Рождественские стихи» сложились в некий цикл, работа над которым шла более четверти века. В начале 1960-х круг общения Бродского очень широк, но ближе всего он сходится с такими же юными поэтами, студентами Технологического института Е. Рейном, А. Найманом и Д.Бобышевым. Рейн познакомил Бродского с Анной Ахматовой, которого она одарила дружбой и предсказала ему блестящее поэтическое будущее. Она навсегда осталась для Бродского нравственным эталоном (ей посвящены стихотворения 1960-х Утренняя почта для А. А. Ахматовой из г. Сестрорецка, Закричат и захлопочут петухи…, Сретенье, 1972, На столетие Анны Ахматовой, 1989 и эссе Муза плача, 1982). Уже к 1963 его творчество становится более известным, стихи Бродского начинают активно ходить в рукописях. Несмотря на отсутствие весомых публикаций, у Бродского была скандальная для того времени и известность поэта «самиздата». 29 ноября 1963 в газете «Вечерний Ленинград» за подписью А. Ионина, Я. Лернера, М. Медведева был опубликовано письмо против Бродского Окололитературный трутень. В 1964 он был арестован. После первого закрытого судебного разбирательства поэт был помещен в судебную психбольницу, где пробыл три недели, но был признан психически здоровым и трудоспособным. Второй, открытый, суд по делу Бродского, обвиненному в тунеядстве состоялся 13 марта 1964. Решение суда - высылка на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду. Ссылку он отбывал в деревне Норинской Архангельской области. Свободного времени здесь было достаточно, и оно целиком заполняется творчеством. Здесь он создал наиболее значительные произведения доэмигрантского периода: Одной поэтессе, Два часа в резервуаре, Новые стансы к Августе, Северная почта, Письмо в бутылке и др. Бродский был досрочно освобожден. Вместо пяти, он провел в ссылке полтора года и затем получил разрешение вернуться в Ленинград. «Какую биографию делают нашему рыжему!» - воскликнула А. Ахматова в разгар кампании против Бродского, предчувствуя, какую услугу окажут ему его гонители, наделив его мученическим ореолом. В 1965, на волне возмущений гонениями на поэта, в Нью-Йорке вышла первая книга Бродского - Стихотворения и поэмы. В его творчестве этих лет экспериментаторство на основе классической традиции дает все более интересные результаты. Так, в 1966 опыты с силлабическим стихом 18 в. облеклись в плотные по манере письма Подражание сатирам, сочиненным Кантемиром. Классическую для русской поэзии силлабо-тоническую систему стихосложения Бродский трансформирует с двух сторон: не только через обращение к былому опыту двухсотлетней давности, но и посредством ультрасовременных по технике упражнений на стыке белого стиха и ритмической прозы - к примеру, Остановка в пустыне (1966), давшая позднее название поэтическому сборнику, вышедшему в 1972 в США. Основным жанром в творчестве Бродского становится легко узнаваемая длинная элегия, своего рода полупоэма - афористичная, меланхоличная, иронически рефлексивная, с ломким синтаксисом, устремленным к обновлению устойчивого языка. Обновлять язык, подобно поэтам-футуристам, Бродский может и через эксперименты со строфикой и «наборной графикой» (т.е. обыгрывать «внешний вид» напечатанного текста и вызванные им ассоциации). Так, в стихотворении 1967 Фонтан благодаря особой строфике и распределению слов по пространству страницы напечатанный текст напоминает очертаниями многоярусный парковый фонтан. В доэмигрантский период творчества Бродского трагическая ирония неизменно оттеняется щедрым восприятием мира и эмоциональной открытостью. В дальнейшем пропорции между этими началами будут существенно меняться. Эмоциональная открытость уйдет, ее место займет готовность стоически принять трагичность бытия. В 1972 Бродский покидает СССР. Он уезжает по израильской визе, но оседает в США, где до конца своих дней преподает русскую литературу в различных университетах. Отныне Бродский, по собственному выражению, обречен на «фиктивную ситуацию» - поэтическое существование в иноязычной среде, где узкий круг русскоязычных читателей уравновешен международным признанием. Покидая Родину, Бродский пишет письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу: «Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое существование, мое присутствие в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика - в том качестве, в котором я до сих пор и выступал». Однако его просьба осталась без ответа. Даже родителям Бродского не разрешили выехать к сыну по просьбе медиков (Бродский, как сердечник, нуждался в особом уходе). Не разрешили ему самому приехать в Ленинград на похороны матери (1983) и отца (1985). Это в значительной степени сказалось на его позднем нежелании посещать родной город в 1990-х. В США Бродский начал писать на английском. Англоязычное творчество его выразилось, в первую очередь, в жанре эссе (сборники Less than one (Меньше единицы), 1986, On grief and reason (О печали и разуме), 1995). В основном, эссеистика Бродского складывалась из статей, написанных по заказу в качестве предисловий к изданиям сочинений русских и западных классиков (А.Ахматова, М. Цветаева, У. Оден, К. Кавафис и т. д.). По своей инициативе, как он признавался, он написал только 2 или 3 статьи. В 1980 Бродский получил гражданство США. В 1977 в издательстве «Ardis» были опубликованы два сборника стихотворений Бродского Конец прекрасной эпохи. Стихотворения 1964−71 и Часть речи. Стихотворения 1972−76. В этих книгах запечатлелся новый этап творческой зрелости поэта. «Биография поэта - в покрое его языка». Этот постулат Бродского определяет эволюцию его лирики. К середине 1970-х лирика Бродского обогащается сложными синтаксическими конструкциями, постоянными т.н. «анжамбеманами» (т.е. переносом мысли, продолжением фразы в следующую строку или строфу, несовпадением границ предложения и строки). Современники свидетельствовали о неизменном желании поэта читать свои стихи вслух, даже когда обстановка к тому не располагала. Простых предложений у поэта почти нет. Бесконечные сложные предложения подразумевают бесконечное развитие мысли, ее испытание на истинность. Бродский-поэт ничего не принимает на веру. Каждое высказывание уточняет и «судит» себя. Отсюда неисчислимые «но», «хотя», «поэтому», «не столько… сколько» в его поэтическом языке. Опыт «зрелого» Бродского - это опыт глубинного переживания трагедии существования. Бродский часто нарушает грамматику, прибегает к сдвинутой, неправильной речи, передавая трагизм не только в предмете изображения, но прежде всего в языке. Покинутое Отечество постепенно возводится в поэтическом сознании Бродского в грандиозный сюрреалистический образ империи. Этот образ шире реального Советского Союза. Он становится глобальным символом заката мировой культуры. Отдавая ясный отчет в бессмысленности жизни (Мексиканский романсеро, 1976), лирический герой Бродского, подобно древним стоикам, пытается найти опору в равнодушных к человеку высших началах мироздания. Таким высшим началом, в общем-то замещающим собой Бога, выступает в поэзии Бродского Время. «Все мои стихи, более-менее, об одной и той же вещи: о Времени», - сказано поэтом в одном из интервью. Но в то же время в его поэтическом мироздании есть еще одна универсальная категория, которая в состоянии обуздать Время, победить его. Это Язык, Слово (Пятая годовщина, 1978). Процесс поэтического творчества становится единственной возможностью преодоления Времени, а значит - смерти, формой победы над смертью. Строки продлевают жизнь: …не знаю я, в какую землю лягу. / Скрипи, скрипи перо! Переводи бумагу (Пятая годовщина, 1977). Для Бродского «поэт - инструмент языка». Не поэт пользуется языком, а язык выражает себя через поэта, которому остается лишь верно настроить свой слух. Но в то же время этот инструмент спасителен, и до конца свободен. Оставаясь один на один с Языком и Временем, лирический герой Бродского теряет всякие эмоциональные связи с миром вещей, как бы покидает тело и поднимается на почти безвоздушную высоту (Осенний крик ястреба, 1975). Отсюда, впрочем, он продолжает с четкостью и равнодушием различать детали оставленного внизу мира. Многословие Бродского, его немыслимые длинноты обусловлены стремлением обуздать Языком Время. В 1978 Бродский становится почетным членом Американской Академии искусств, из которой он, однако, вышел в знак протеста против избрания почетным членом в Академию Евгения Евтушенко. В 1983 в «Ардисе» опубликован еще один сборник лирики Новые стансы к Августе. Стихи к М.Б., 1962−82; в 1984 выходит пьеса Бродского Мрамор. В 1986 сборник Less than one признан лучшей литературно-критической книгой года в США. В декабре 1987 он становится писателем-лауреатом Нобелевской премии по литературе - «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины», как было сказано в официальном постановлении Нобелевского комитета. Нобелевская премия принесла материальную независимость и новые хлопоты. Бродский много времени посвящает устройству в Америке многочисленных иммигрантов из России. С мая 1991 по май 1992 Бродский получает звание Поэта-Лауреата Библиотеки Конгресса США. С конца 1980-х творчество Бродского постепенно возвращается на Родину, однако сам он неизменно отклоняет предложения даже на время приехать в Россию. В то же время в эмиграции он активно поддерживает и пропагандирует русскую культуру. В 1995 Бродскому присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга. Иосиф Бродский умер в Нью-Йорке от инфаркта в 1996, во сне, в ночь на 28 января. Ему было 55 лет. Похоронен в протестантской части кладбища на острове Сан-Микеле в Венеции.

    Иосиф Александрович Бродский – русский поэт, родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Имя Бродскому родители дали в честь Иосифа Сталина. Его детство было обычным без особых впечатлений. С возрастом у молодого Бродского проявляются самостоятельность и строптивость.

    В 1955 году, не получив образование, Бродский приступил к работе фрезеровщиком на военном заводе. В качестве самообразования он усиленно занимался чтением. Желая стать хирургом, Бродский устраивается на работу в морге госпиталя при ленинградской тюрьме «Кресты», где участвует в анатомировании трупов. На протяжении нескольких лет в поиске работы, связанной с творчеством, он опробовал более десятка профессий, таких как кочегар, физик, санитар, фотограф и многие другие.

    Первые стихи Иосиф Бродский стал писать, когда ему исполнилось 16 лет. В 1950−1960-е годы он усиленно изучает иностранные языки, посещая лекции филологического факультета ЛГУ. Бродский много путешествует, ведя свободный «внезаконный» образ жизни. В 1964 году в Ленинграде поэта арестовали с обвинением в тунеядстве. Суд над ним становится достоянием мировой общественности, делая Иосифа Бродского знаменитым. Благодаря поддержке известных мировых личностей, поэт был освобожден досрочно.

    В 1972 году Иосиф Бродский переехал на ПМЖ в США. В его стихах происходит осмысление мира как единого культурного целого. Отличительными чертами стиля поэта стали жесткость, ирония и надлом. В 1987 году Иосиф Александрович Бродский завоевал Нобелевскую премию, а также становится кавалером ордена Почетного легиона и обладателем Оксфордской премии Honori Causa.

    В 1980-х годах творчество Бродского постепенно возвращается в Россию, однако, не смотря на это, сам он отклоняет предложения даже на время приехать на Родину. В то же время, находясь в эмиграции, он продолжает активно поддерживать и пропагандировать русскую культуру. Умер Иосиф Александрович Бродский от инфаркта в Нью-Йорке в 1996 году. Смерть пришла к нему во сне, в ночь на 28 января в возрасте 55 лет. Похоронен Иосиф Александрович Бродский на кладбище острова Сан-Микеле в Венеции.

    Поэзия Иосифа Бродского (1940-1996) стала одним из крупнейших достижений мировой литературы второй половины XX столетия, о чем свидетельствует признание поэта во всем мире, присуждение ему Нобелевской премии по литературе за 1987-й год и множества других престижных международных премий.

    Бродский родился в Ленинграде, здесь же начал писать стихи, получив в конце 50-х годов определённую известность среди молодых поэтов города на Неве. В начале 60-х он сближается с кругом молодых поэтов, близких к Анне Ахматовой, которая сыграла большую роль в поэтической судьбе Бродского. Одно из самых сильных стихотворений этого периода - "Рождественский романс" (1961), в котором мотив вселенской тоски определят мироощущение лирического героя, именно оно наиболее полно выражает и мироощущение автора. Конечно, такие стихотворения не могли быть опубликованы в "советской печати", поэтому Бродскому приходится зарабатывать на жизнь переводами, но это были нищенские заработки, кроме того, отсутствие постоянной работы дало возможность привлечь его к суду за тунеядство, и в мае 1964-го года поэт был осужден на пять лет "административной высылки" с обязательным привлечением к принудительному труду.

    В деревне Норенская Архангельской области он провел полтора года, после чего - в результате настойчивых действий в его защиту в СССР (К. Чуковский, А Ахматова и другие литераторы) и за рубежом был освобождён. Его активная поэтическая деятельность продолжалась до самой высылки поэта из СССР (1972), однако на родине были опубликованы лишь несколько стихотворений, тогда как в США вышли две книги: "Стихотворения и поэмы" (1965) и "Остановка в пустыне" (1970).

    Поселившись в США, Бродский много пишет и много издаётся, наиболее известные из его книг, получившие международное признание, это: "Часть речи" (1977), "Конец прекрасной эпохи" (1977), "Римские элегии" (1982), "Новые стансы к Августе" (1983), "Мрамор: Пьеса" (1984), "Урания" (1987) - все они вышли в США, "Примечания папоротника" (1990, Швеция). В них воплотились основные черты поэзии зрелого Бродского: необыкновенная широта ее тематики и проблематики (для Бродского не было "запретных тем"); обращение к широчайшему пласту литературных, общекультурных, философских, жизненно-бытовых и автобиографических явлений, которое для его поэзии стало органичным и естественным, поскольку служило для наиболее полного самовыражения автора, создание собственной, внешне "размытой", но на самом деле доходящей до виртуозного владения стихом поэтической формы, основой которой стала разговорная интонация, что выделяет поэтическую повествовательную манеру Бродского, сообщая ей одновременно и черты исповеди, и черты скрытого диалога с гипотетическим читателем, который, на первый взгляд, автору и не нужен: создается ощущение "разговора с самим собой", который странным образом оказывается созвучен и душе читателя.

    Исследователи относят творчество Бродского к постмодернизму, и это действительно так, но нужно отметить, что эстетика постмодернизма в интерпретации поэта "очеловечена": его лирический герой, бесконечно одинокий в мире, пытается отыскать свою с ним связь в иных культурах, в иных эпохах, в творчестве своих поэтических предшественников и тем самым разорвать "круг одиночества", в котором он ощущает себя одновременно и комфортно, и бесприютно. Поэтому для Бродского естественно обращение к Евангелию, к творчеству многих и многих поэтов и прозаиков, философов, что делает поэзию Бродского "поэзией мысли", в которой интеллектуальное начало чаще всего доминирует над чувством, но неповторимый ритм которой заставляет читателя "проживать" внешне рассудочные поэтические строки.

    Эстетическая программа Бродского, его взгляд на поэта и поэзию XX века наиболее полно выразились в его Нобелевской лекции (1987), в которой он как бы подводит итог и своей поэтической практике на то время, и своим размышлениям о литературе вообще и поэзии в частности. Он полагает, что с помощью искусства достигается ощущение "частности человеческого существования", что оно дает ему "ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности", которое, как он полагает, единственно и способно превратить человека "из общественного животного в личность". При этом само искусство ценно как раз тем, что приводит в каждом творческом акте "всякий раз к созданию новой эстетической реальности", которая для личности необыкновенно важна, потому что, как считает Бродский, "Эстетика - мать этики...", то есть нравственное состояние человека определяется уровнем его культуры.

    Начиная со второй половины 80-х годов стихотворения Бродского стали появляться в периодических изданиях у него на родине, кроме того, стали выходить и книги поэта "Назидание" (1990), "Осенний крик ястреба" (1990), "Часть речи" (1990), "Письма римскому другу" (1991), "Стихотворения" (1991), "Холмы" (1991), "Форма времени: Стихотворения, эссе, пьесы в 2-х томах" (1992), "Сочинения" в 4-х томах (1992-95), "Пересеченная местность. Путешествия с комментариями" (1995) и ряд более поздних изданий.

    Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец, капитан ВМФ СССР Александр Иванович Бродский (1903-1984), был военным фотокорреспондентом, после войны поступил на работу в фотолабораторию Военно-Морского музея. В 1950 году демобилизован, после этого работал фотографом и журналистом в нескольких ленинградских газетах. Мать, Мария Моисеевна Вольперт (1905-1983), работала бухгалтером. Родная сестра матери - актриса БДТ и Театра им. В.Ф. Комиссаржевской Дора Моисеевна Вольперт.

    Раннее детство Иосифа пришлось на годы войны, блокады, послевоенной бедности и прошло без отца. В 1942 после блокадной зимы Мария Моисеевна с Иосифом уехала в эвакуацию в Череповец, вернулись в Ленинград в 1944 . В 1947 Иосиф пошёл в школу № 203 на Кирочной улице, 8. В 1950 перешёл в школу № 196 на Моховой улице, в 1953 пошёл в 7-й класс в школу № 181 в Соляном переулке и остался в последующем году на второй год. В 1954 подал заявление во Второе Балтийское училище (морское училище), но не был принят. Перешёл в школу № 276 на Обводном канале дом № 154, где продолжил учёбу в 7-м классе.

    В 1955 семья получает «полторы комнаты» в Доме Мурузи.

    В 1955 , в неполные шестнадцать лет, закончив семь классов и начав восьмой, Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». Это решение было связано как с проблемами в школе, так и с желанием Бродского финансово поддержать семью. Безуспешно пытался поступить в школу подводников. В 16 лет загорелся идеей стать врачом, месяц работал помощником прозектора в морге при областной больнице, анатомировал трупы, но в конце концов отказался от медицинской карьеры. Кроме того, в течение пяти лет после ухода из школы Бродский работал истопником в котельной, матросом на маяке.

    С 1957 был рабочим в геологических экспедициях НИИГА: в 1957 и 1958 - на Белом море, в 1959 и 1961 - в Восточной Сибири и в Северной Якутии, на Анабарском щите. Летом 1961 в якутском посёлке Нелькан в период вынужденного безделья (не было оленей для дальнейшего похода) у него произошёл нервный срыв, и ему разрешили вернуться в Ленинград.

    В то же время он очень много, но хаотично читал - в первую очередь поэзию, философскую и религиозную литературу, начал изучать английский и польский языки.

    В 1959 знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым.

    14 февраля 1960 состоялось первое крупное публичное выступление на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры имени Горького с участием А.С. Кушнера, Г.Я. Горбовского, В.А. Сосноры. Чтение стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал.

    Во время поездки в Самарканд в декабре 1960 года Бродский и его друг, бывший лётчик Олег Шахматов, рассматривали план захвата самолёта, чтобы улететь за границу. Но на это они не решились. Позднее Шахматов был арестован за незаконное хранение оружия и сообщил в КГБ об этом плане, а также о другом своём друге, Александре Уманском, и его «антисоветской» рукописи, которую Шахматов и Бродский пытались передать случайно встреченному американцу. 29 января 1961 Бродский был задержан КГБ, но через двое суток был освобождён.

    В августе 1961 в Комарове Евгений Рейн знакомит Бродского с Анной Ахматовой. В 1962 во время поездки в Псков он знакомится с Н.Я. Мандельштам, а в 1963 у Ахматовой - с Лидией Чуковской. После смерти Ахматовой в 1966 с лёгкой руки Д. Бобышева четверо молодых поэтов, в их числе и Бродский, в мемуарной литературе нередко упоминались как «ахматовские сироты».

    В 1962 году двадцатидвухлетний Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну) Басманову, дочь художника П.И. Басманова. С этого времени Марианне Басмановой, скрытой под инициалами «М. Б.», посвящались многие произведения поэта. Последнее стихотворение с посвящением «М. Б.» датировано 1989 .

    8 октября 1967 у Марианны Басмановой и Иосифа Бродского родился сын, Андрей Осипович Басманов. В 1972-1995 М.П. Басманова и И.А. Бродский состояли в переписке.

    По собственным словам, Бродский начал писать стихи в восемнадцать лет, однако существует несколько стихотворений, датированных 1956-1957 годами . Одним из решающих толчков стало знакомство с поэзией Бориса Слуцкого. «Пилигримы», «Памятник Пушкину», «Рождественский романс» - наиболее известные из ранних стихов Бродского. Для многих из них характерна ярко выраженная музыкальность. Цветаева и Баратынский, а несколькими годами позже - Мандельштам, оказали, по словам самого Бродского, определяющее влияние на него. Из современников на него повлияли Евгений Рейн, Владимир Уфлянд, Станислав Красовицкий.

    8 января 1964 года «Вечерний Ленинград» опубликовал подборку писем читателей с требованиями наказать «тунеядца Бродского». 13 января 1964 Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве. 14 февраля у него случился в камере первый сердечный приступ. С этого времени Бродский постоянно страдал стенокардией, которая всегда напоминала ему о возможной близкой смерти (что вместе с тем не мешало ему оставаться заядлым курильщиком.

    18 февраля 1964 суд постановил направить Бродского на принудительную судебно-психиатрическую экспертизу. На «Пряжке» (психиатрическая больница № 2 в Ленинграде) Бродский провёл три недели. Заключение экспертизы гласило: «В наличии психопатические черты характера, но трудоспособен. Поэтому могут быть применены меры административного порядка». После этого состоялось второе заседание суда.

    Два заседания суда над Бродским (судья Дзержинского суда Савельева Е. А.) были законспектированы Фридой Вигдоровой и получили широкое распространение в самиздате.

    13 марта 1964 на втором заседании суда Бродский был приговорён к максимально возможному по Указу о «тунеядстве» наказанию - пяти годам принудительного труда в отдалённой местности. Он был сослан (этапирован под конвоем вместе с уголовными заключёнными) в Коношский район Архангельской области и поселился в деревне Норинская. В интервью Волкову Бродский назвал это время самым счастливым в своей жизни. В ссылке Бродский изучал английскую поэзию, в том числе творчество Уистена Одена.

    При активном участии Ахматовой велась общественная кампания в защиту Бродского. Центральными фигурами в ней были Фрида Вигдорова и Лидия Чуковская. По прошествии полутора лет, в сентябре 1965 года под давлением советской и мировой общественности (в частности, после обращения к советскому правительству Жан-Поля Сартра и ряда других зарубежных писателей) срок ссылки был сокращён до фактически отбытого, и Бродский вернулся в Ленинград.

    В конце 1965 Бродский сдал в Ленинградское отделение издательства «Советский писатель» рукопись своей книги «Зимняя почта (стихи 1962-1965)». Год спустя, после многомесячных мытарств и несмотря на многочисленные положительные внутренние рецензии, рукопись была возвращена издательством. «Судьба книги решалась не в издательстве. В какой-то момент обком и КГБ решили в принципе перечеркнуть эту идею».

    В 1966-1967 в советской печати появилось 4 стихотворения поэта (не считая публикаций в детских журналах), после этого наступил период публичной немоты.

    Это были годы, наполненные интенсивным поэтическим трудом, результатом которого стали стихи, включённые в дальнейшем в вышедшие в США книги: «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи» и «Новые стансы к Августе». В 1965-1968 шла работа над поэмой «Горбунов и Горчаков».

    Внешне жизнь Бродского в эти годы складывалась относительно спокойно, но КГБ не оставлял вниманием своего «старого клиента».

    За рубежами СССР стихотворения Бродского продолжают появляться как на русском, так и в переводах, прежде всего на английском, польском и итальянском языках. В 1967 в Англии вышел неавторизированный сборник переводов «Joseph Brodsky. Elegy to John Donne and Other Poems / Tr. by Nicholas Bethell». В 1970 в Нью-Йорке выходит «Остановка в пустыне» - первая книга Бродского, составленная под его контролем. Стихотворения и подготовительные материалы к книге тайно вывозились из России или, как в случае с поэмой «Горбунов и Горчаков», пересылались на Запад дипломатической почтой.

    В 1971 Бродский был избран членом Баварской академии изящных искусств.

    10 мая 1972 Бродского вызвали в ОВИР и поставили перед выбором: немедленная эмиграция или «горячие денёчки», каковая метафора в устах КГБ могла означать допросы, тюрьмы и психбольницы. К тому времени ему уже дважды - зимой 1964 - приходилось лежать на «обследовании» в психиатрических больницах, что было, по его словам, страшнее тюрьмы и ссылки. Бродский принимает решение об отъезде. 4 июня 1972 лишённый советского гражданства Бродский вылетел из Ленинграда по предписанному еврейской эмиграции маршруту: в Вену.

    Через два дня по приезде в Вену Бродский отправляется знакомиться к живущему в Австрии У. Одену. Вместе с Оденом Бродский в конце июня принимает участие в Международном фестивале поэзии (Poetry International) в Лондоне.

    В июле 1972 Бродский переезжает в США и принимает пост «приглашённого поэта» (poet-in-residence) в Мичиганском университете в Энн-Арборе, где преподаёт, с перерывами, до 1980 . С этого момента закончивший в СССР неполные 8 классов средней школы Бродский ведёт жизнь университетского преподавателя, занимая на протяжении последующих 24 лет профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском. Он преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха, выступал с лекциями и чтением стихов на международных литературных фестивалях и форумах, в библиотеках и университетах США, в Канаде, Англии, Ирландии, Франции, Швеции, Италии.

    С годами состояние его здоровья неуклонно ухудшалось, и Бродский, чей первый сердечный приступ пришёлся на тюремные дни 1964 года, перенёс 4 инфаркта в 1976, 1985 и 1994 годах .

    Родителям И. Бродский посвятил книга «Часть Речи» (1977 ), стихотворения «Мысль о тебе удаляется, как разжалованная прислуга…» (1985 ), «Памяти отца: Австралия» (1989 ), эссе «Полторы комнаты» (1985 ).

    В 1977 Бродский принимает американское гражданство, в 1980 окончательно перебирается из Энн-Арбора в Нью-Йорк, в дальнейшем делит своё время между Нью-Йорком и Саут-Хэдли - университетским городком в штате Массачусетс, где с 1982 года и до конца жизни он преподавал по весенним семестрам в консорциуме «пяти колледжей». В 1990 Бродский женился на Марии Соццани, итальянской аристократке, русской по материнской линии. В 1993 у них родилась дочь Анна.

    С 1972 Бродский активно обращается к эссеистике, которую не оставляет до конца жизни. В США выходит три книги его эссе: «Less Than One» (Меньше единицы) в 1986 , «Watermark» (Набережная неисцелимых) в 1992 и «On Grief and Reason» (О скорби и разуме) в 1995 . Большая часть эссе, вошедших в эти сборники, была написана на английском. Американским Национальным советом литературных критиков сборник «Less Than One» был признан лучшей литературно-критической книгой США за 1986 год. К этому времени Бродский был обладателем полудюжины званий члена литературных академий и почётного доктора различных университетов, являлся лауреатом стипендии Мак-Артура 1981 года.

    Следующая большая книга стихов - «Урания» - вышла в свет в 1987 . В этом же году Бродский стал Лауреатом Нобелевской премии по литературе, которая была присуждена ему «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью» («for an all-embracing authorship, imbued with clarity of thought and poetic intensity»).

    В 1990-е годы выходят четыре книги новых стихов Бродского: «Примечания папоротника», «Каппадокия», «В окрестностях Атлантиды» и изданный в Ардисе уже после смерти поэта и ставший итоговым сборник «Пейзаж с наводнением».

    Библиотека Конгресса избирает Бродского Поэтом-лауреатом США на 1991-1992 годы . В этом почётном, но традиционно номинальном качестве он развил активную деятельность по пропаганде поэзии. Его идеи привели к созданию American Poetry and Literacy Project (Американский проект: «Поэзия и Грамотность»), в ходе которого с 1993 более миллиона бесплатных поэтических сборников были розданы в школах, отелях, супермаркетах, на вокзалах и проч.

    Перестройка в СССР и совпавшее с ней присуждение Бродскому Нобелевской премии прорвали плотину молчания на родине, и в скором времени публикации стихов и эссе Бродского хлынули потоком. Первая (помимо нескольких стихотворений, просочившихся в печать в 1960-х) подборка стихотворений Бродского появилась в декабрьской книжке «Нового мира» за 1987 . До этого момента творчество поэта было известно на его родине весьма ограниченному кругу читателей благодаря спискам стихов, распространявшихся в самиздате. В 1989 году Бродский был реабилитирован по процессу 1964 года.

    В 1992 в России начинает выходить 4-томное собрание сочинений.

    В 1995 Бродскому присвоено звание почётного гражданина Санкт-Петербурга.

    Последовали приглашения вернуться на родину. Бродский откладывал приезд: его смущала публичность такого события, чествования, внимание прессы, которыми бы неизбежно сопровождался его визит. Не позволяло и здоровье. Одним из последних аргументов было: «Лучшая часть меня уже там - мои стихи».

    Субботним вечером 27 января 1996 года в Нью-Йорке Бродский готовился ехать в Саут-Хэдли и собрал в портфель рукописи и книги, чтобы на следующий день взять с собой. В понедельник начинался весенний семестр. Пожелав жене спокойной ночи, Бродский сказал, что ему нужно ещё поработать, и поднялся к себе в кабинет. Утром, на полу в кабинете его и обнаружила жена. Бродский был полностью одет. На письменном столе рядом с очками лежала раскрытая книга - двуязычное издание греческих эпиграмм. Сердце, по мнению медиков, остановилось внезапно - инфаркт, поэт умер в ночь на 28 января 1996 года

    Ключевые слова: Иосиф Бродский,биография Иосифа Бродского,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Иосифа Бродского,писатели-эмигранты

    Иосиф Александрович Бродский (24 мая 1940 – 28 января 1996) – русский поэт, писатель, эссеист и переводчик, эмигрировавший в Соединенные Штаты Америки уже будучи известным и знаменитым. В 1987 году был удостоен Нобелевской премии по литературе, а в 1991-1992 годах дважды становился поэтом-лауреатом на территории США.

    Детство

    Иосиф Александрович родился 24 мая в Ленинграде, по происхождению чистокровный еврей. Его отец был достаточно известной и уважаемой персоной в молодости, так как служил в Военно-морских Силах Советского Союза, но в 1950 году был демобилизован, после чего решил заняться карьерой фотокорреспондента.

    Первоначально он работал там же, на флоте, в одном из филиалов военной газеты, публикуя различные призывные листовки и воодушевляющие статьи. Позже его повысили в должности журналиста, благодаря чему он смог свободно путешествовать по городам России, снимая репортажи в самых горячих точках. Мать Иосифа работала обычным бухгалтером, а её родная сестра, будучи человеком талантливым и одаренным, являлась известной актрисой театра имени Комиссаржевской.

    Детство Бродского было очень тяжелым. Из-за частых командировок мальчик рос без отца и находился на полном попечении матери и её родной сестры. В момент появления Иосифа на свет ситуация в стране была напряженной: голод, безработица, страшные блокадные месяцы – всё это отражалось на жителях, которые старались уехать как можно дальше. Мать, опасаясь за жизнь и судьбу ребенка, решает переехать в Череповец, где маленький Иосиф идет в первый класс. Однако в дальнейшем он сменяет еще 5 школ, так как семью эвакуируют из города в город.

    Будучи в седьмом классе, Бродский решает подать запрос в Балтийское морское училище, чтобы пойти по стопам отца. Но по неизвестным причинам мальчику практически сразу же приходит отказ в поступлении. Поняв, что, видимо, еще недостаточно подходит для службы, Иосиф решает продолжить обучение в старшей школе.

    Юность

    В 1955 году, в возрасте шестнадцати лет, Иосиф Бродский решает пойти работать. Это было связано не только с тем, что он нуждался в карманных деньгах, но и в желании хоть как-нибудь помочь своей семье, которая в те годы сильно бедствовала. Первоначально юноша идет помощником фрезеровщика на заводе «Арсенал». Но жалование, которое там платят, абсолютно не покрывает самых мизерных расходов и труда, затрачиваемого на производстве.

    Бродский безуспешно пытается поступить на курсы проводников, а затем проникается идеей стать врачом и даже идёт на помощника прозектора в местном морге. Однако и здесь он не получает желаемого, поэтому спустя два месяца идёт работать в котельную.

    С 1957 года Бродский, наконец, становится чуть ближе к своей мечте стать моряком. Он путешествует и промышляет в составе экспедиции НИИГА, плавает в Белом море, посещает Восточную Сибирь и Северную Якутию. Но в 1961 году экспедиция сталкивается с самой серьезной проблемой – отсутствием животных для дальнейшей переправы. Участники команды вынуждены в течение полугода проживать в одном из якутских поселений, где у Иосифа происходит сильнейший нервный срыв. После этого его отсылают обратно в Ленинград.

    Карьера поэта

    По утверждению самого Иосифа Александровича, он начал сочинять стихотворения только в возрасте восемнадцати лет. Познакомившись с такими видными поэтами, как Цветаева, Баратынский и Мандельштам, он настолько проникся творчеством и писательством, что захотел непременно попробовать создать произведение самостоятельно. Первыми творениями начинающего поэта стали такие стихотворения, как «Памятник Пушкину», «Рождественский романс» и «Пилигримы», которые были написаны в очень музыкальном и лиричном настроении.

    14 февраля 1960 года Иосиф Бродский участвует в своём первом публичном мероприятии с участием самых видных писателей и поэтов. «Турнир поэтов» – именно так называется мероприятие – проходит в ленинградском Дворце культуры имени Горького, куда съезжаются талантливые люди со всей страны. Именно там начинающий поэт Бродский выступает на одной сцене с такими личностями, как Кушнер, Соснор, Горбовский и многие другие. Для «турнира поэтов» он выбирает стихотворение «Еврейское кладбище», после прочтения которого мнения широкой публики кардинально расходятся. Одни видят в Бродском талантливого человека, которому есть дело до судьбы родины, другие же обвиняют его в богохульстве и расточительстве, а также в отсутствие всякого мастерства и поэтического таланта.

    В 1960 году Иосиф совершает туристическую поездку в один из древних городов Узбекистана – Самарканд. Здесь он планирует не только увидеть восточные достопримечательности, но и, быть может, найти в них вдохновение к созданию новых стихотворений. Во время поездки Бродский знакомится с Олегом Шахматовым – революционно настроенным мужчиной, который после прочтения стихов Иосифа не скрывает своего благоговения и почитания поэта. Молодые люди даже пытаются разработать план побега за границу, поскольку на родине Бродский своего будущего не видит, но всё остается на словах, а Шахматов в скором времени исчезает из жизни Иосифа.

    Явный поэтический талант и способности Бродского воспринимались положительно далеко не всеми. К 1963 году на страницах газеты «Вечерний Ленинград» выходит негативная рецензия не только на стихотворения Бродского, но и на саму личность поэта. В статье приводится несколько строк его последних творений, из которых складывается фраза, взбудоражившая общественность – «люблю я родину чужую». После этого литераторам и критикам становится ясно, что в скором времени на Бродского начнутся гонения, хотя сам автор подобных взглядов не разделяет и продолжает сочинять стихотворения.

    Спустя год опасения оправдываются – в той же газете печатают жалобу с просьбой наказать «тунеядца Бродского», после чего поэта арестовывают и сажают в тюрьму, где у него происходит сердечный приступ. Именно он становится первой серьезной проблемой со здоровьем Иосифа, о которой он упоминает в таких стихотворениях, как «Что мне сказать о жизни? Что оказалась длинной» и «Здравствуй, моё старение!». К слову, оба произведения были написаны Бродским в 30 лет.

    Переезд в Америку

    Благодаря постоянным письмам и просьбам таких известных поэтов и писателей, как Ахматова, Твардовский, Паустовский, Маршак, Мандельштам и другие, Иосиф Александрович вышел из тюрьмы на год раньше назначенного срока. Оставаться на родине больше не было ни смысла, ни желания, поэтому к 1972 году он эмигрирует в Соединенные Штаты Америки, где впоследствии публикует такие книги, как «Новые стансы в Августе», «Горбунов и Горчаков», «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи» и другие.

    С июля 1972 года Бродский, практически закончив с писательской карьерой, становится обычным университетским преподавателем. За последние годы своей жизни он обучает молодежь более чем в 25 университетах Соединенных Штатов Америки. Он выступает с лекциями и мастер-классами в Нью-Йоркском университете, преподает мировую литературу и теорию стиха в Колумбийском вузе. Он получает хорошее жалование и, главное, свободу от многочисленных гонений, негативных отзывов и критики, которые постоянно преследовали его на родине.

    Личная жизнь

    В 1962 году Иосиф Александрович встречает свою первую любовь – начинающую художницу Марианну Басманову, которая становится музой на протяжении практически всей поэтической карьеры Бродского. Он посвящает ей стихотворения, ухаживает, а 8 октября того же года у пары рождается сын Андрей. Но семейному счастью нет места в жизни Иосифа, на которого начинаются гонения, поэтому, чтобы уберечь жену и ребенка, он разводится с Марианной и съезжает, оставаясь на связи лишь по переписке.

    Уже будучи в эмиграции в США, Бродский встречает Марию Саццани – итальянскую девушку-аристократку, мать которой была русской. Спустя год пара узаконивает отношения, а в 1993 году у них рождается дочь Анна.

    >Биографии писателей и поэтов

    Краткая биография Иосифа Бродского

    Иосиф Александрович Бродский – выдающийся поэт, переводчик, прозаик и драматург XX века. Родился 24 мая 1940 года в Ленинграде и был назван Иосифом в честь Сталина. Отец будущего писателя был довольно известным фотожурналистом, а мать – бухгалтером. Детство прошло в маленькой квартирке в доме, где когда-то проживали Мережковский и Гиппиус. В школе, которую посещал Бродский, когда-то учился Альфред Нобель. Многое в жизни этого неординарного писателя было символичным. Так, в зрелом возрасте он станет лауреатом Нобелевской премии.

    С самого детства Иосиф Бродский мечтал стать поэтом и его мечты осуществились. Однако перед этим он прошел немалый путь в поисках своего призвания. Окончив восьмилетнюю школу, он пошел работать на завод, где выполнял тяжелую работу. Сам о себе он говорил, что был и фрезеровщиком, и кочегаром, и санитаром. Позже участвовал в геологических проектах в Якутии, на Тянь-Шане, одновременно изучая английский и польские языки. Переводческая деятельность увлекла Бродского с начала 1960-х годов. Его в особенности интересовала славянская и англоязычная поэзия. К концу 1960-х его имя уже было широко известно в молодежных и неофициальных литературных кругах.

    В 1964 году он был арестован и на пять лет сослан в Архангельскую область. Там он сначала работал в колхозе, выполняя различную посильную работу, но по состоянию здоровья был освобожден от­ нее и назначен фотографом. Первая книга Бродского, «Стихотворения и поэмы», вышла в 1965 году за рубежом. Тогда же, благодаря ходатайству от таких известных личностей как Ахматова, Маршак, Шостакович, срок ссылки поэта был сокращен. К тому же его дело уже получило мировую огласку. Вернувшись в Ленинград, он много писал, но печатать его пока не брались. До самой эмиграции он смог напечатать только некоторые переводы и 4 стихотворения. В июне 1972 года писатель был вынужден покинуть родину.

    Он эмигрировал в США, где преподавал историю русской и английской литературы. С 1973 он начал выпускать эссе и рецензии на английском языке. В 1987 году Бродский стал пятым россиянином, удостоившимся Нобелевской премии в области литературы. В 1989 году «дело» поэта, наконец, закрыли, и он смог посетить родину. Журнал «Новый мир» взялся опубликовать подборку стихотворений уже всемирно известного поэта. Затем последовали массовые публикации Бродского. В 1990-е годы Пушкинский фонд выпустил собрание его сочинений в 4 томах. Умер И. А. Бродский в январе 1996 года в Нью-Йорке.