Войти
Логопедический портал
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики
  • История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны
  • Критерии линейной зависимости и независимости систем векторов
  • 3 предложения с однородным подчинением. СПП с несколькими придаточными: примеры. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

    3 предложения с однородным подчинением. СПП с несколькими придаточными: примеры. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Цели и задачи урока:

      дать понятие о видах СПП

      познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;

      научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;

      познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными

    Оборудование: тетрадь, учебник, тесты

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Раздаточный материал: тест

    Ход урока

      Организационный момент, мотивация

    Цель. Эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, на его результат, мотивация на итоговую аттестацию.

    Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.
    И везде у нас порядок: в головах и на столе.
    Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.
    И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями.

    II. Актуализация прежних знаний

    Слово учителя. Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова и познакомимся с новыми сложными синтаксическими конструкциями. Но тему нашего урока мы вместе с вами сформулируем чуть позже, а начнем занятие с лексической разминки.

      Лексическая разминка

    Что такое паронимы?

    Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.

    Дайте определение паронимам: адресат – адресант, невежа – невежда, описка – отписка

    Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д.

    Адресант – тот, кто написал письмо, телеграмму, посылку и т.д.

    Невежа – грубый, невоспитанный человек.

    Невежда – малообразованный человек.

    Описка – ошибка по рассеянности в письменном тексте.

    Отписка – бессодержательный, формальный ответ на что-нибудь, не затрагивающий существа дела.

      Тестовая работа

    В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

      сув_ренный, зап_ереться, р_туал

      п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску

      вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор

      безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный

    В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?

      они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо

      колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты

      слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию

      снежинки та_т; засе_вший поле

    В каком ряду все слова пишутся через дефис?

      (долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар

      (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный

      (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь

      (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный

    КЛЮЧ: 2,3,2

      Фронтальная беседа

      На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?

      Как отличить союз от союзного слова?

    III.Объяснение нового материала.

    Слово учителя. До сегодняшнего урока мы с вами говорили о СПП, состоящих из одной главной и одной придаточной части. Такая форма является наиболее типичной для СПП, наиболее распространенной в устной и письменной речи.

    Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока

    Тема: Виды подчинительной связи в СПП: однородное подчинение, последовательное подчинение, параллельное подчинение.

      Расставьте знаки препинания,

    Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

    СПП с придаточными причины и изъяснительным

    Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
    первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени ), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени ) и т.д.

    Главное предложение

    Придаточное предложение1-ой степени

    Придаточное предложении 2-ой степени

      Работа с учебником: чтение правила

      Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?

    Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др .

      В каком случае запятая между ними ставится?

    Запятая ставится , если после придаточного нет ТО или ТАК

      Знаки препинания при стечении союзов

    Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

    Она сказала ему, чт о е сли он болен, то надо лечиться

      Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения

    Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

    (Когда…), , (которых…).

    СПП с придаточными определительным и времени

    Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
    придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.

      Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения

    Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

    СПП с придаточными времени

    Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
    придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными

      При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться:

    Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

    , (когда…), (…), (…).

    Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

    , (когда…), (когда…), (когда…).

      Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах:

    Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

    Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.

    Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.

      Расставьте знаки препинания, составьте схемы

    Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.

    Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.

    IV. Закрепление.

      Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения

    1. , (как…), (как…), (как…).

    Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение)

    2. , (когда…), (чтобы…).

    Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение)

    3. (Когда…), , (…которого…).

    Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение)

    V. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа.

    Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

    В чём различие между однородным и параллельным подчинением?

    Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.

    - Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?

    VI. Рефлексия.

    Напишите синквейн, посвященный теме нашего сегодняшнего урока.

    Структура синквейна

    1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово или понятие, выраженное именем существительным;

    2 строка – два имени прилагательных;

    3 строка – три глагола;

    4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку;

    5 строка – вывод, выраженный одним именем существительным.

    СИНКВЕЙНЫ

    Предложение

    Сложное, необычное

    Интересуюсь, запоминаю, вспоминаю

    Мне нравится узнавать что-то новое

    Русский, интересный

    Читаем, пишем, учимся

    Мне понравилось

    Экзамены

    Информация

    Новая, интересная

    Узнаём, знакомимся, работаем

    Сегодня я узнала много нового

    Сложные, обширные

    Разбираюсь, запоминаю, применяю

    Сегодня на уроке было много новых правил

    Пунктуация

    Своеобразная, сложная

    Думаю, запоминаю, рассуждаю

    Чтобы верно ставить запятые, нужно выучить правила

    Подчинение

    Последовательное, параллельное, однородное

    Рассуждаю, ищу, выделяю

    Мне нравится работать со схемами

    Примеры синквейнов, написанных учениками

    VII. Домашнее задание.

      Написать сочинение-рассуждение “Что я знаю о СПП?”

    Литература

      Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс – М.: ВАКО, 2008

      Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ-2006 т- М.: Федеральный центр тестирования, 2006

      Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 26-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004

      Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 “Рус.яз. и лит.” В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация/В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1978

    Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

    Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

    1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению;

    2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

    I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

    1. Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных.

    При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.

    Например:

    [Я пришёл к тебе с приветом, рассказать ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)

    [Тот , (кто жизнью живёт настоящей ), (кто к поэзии с детства привык ), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык ]. (Н. Заболоцкий.)

    [В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места ], (где она родилась ) и (где так памятны были месяцы детства ).

    В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.

    Например: (Если будет вода ) и (в ней не будет ни одной рыбки ), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем ], (если вдруг взметнётся птица ) или (лось протрубит вдалеке ). (Ю. Друнина.)

    2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

    а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов;

    б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

    Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)

    (Если мы обратимся к лучшим образцам прозы ), [то убедимся ], (что они полны подлинной поэзии ). (К. Паустовский.)

    [Из мира, (который называется детской ), дверь ведет в пространство ], (где обедают и пьют чай ) (Чехов).

    II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.

    К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

    Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)

    Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

    Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

    При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

    Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

    Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

    Например: (Когда бричка выехала со двора ), [он (Чичиков ) оглянулся назад и увидел ], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать ), (куда гость поедет ). (Гоголь)

    Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

    Знаки препинания в сложносочиненном предложении с несколькими придаточными

    Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, не соединенными сочинительными союзами.

    Например: Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только бредил. (Купр.)

    Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею. (Ес.)

    Мы вспоминаем час великий тот, когда впервые замолчали пушки, когда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке. (Исак.)

    Запятая не ставится между однородными придаточными предложениями, соединенными одиночным соединительным союзом (независимо от того, есть ли подчинительный союз или союзное слово при обеих придаточных частях или только при первой).

    Например: Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. (Ч.)

    Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. (Л. Т.)

    Когда дождик пошел и все вокруг засверкало, мы по тропе... вышли из леса. (М. П.).

    При повторении сочинительных союзов запятая между соподчиненными придаточными предложениями ставится.

    Например: Все узнали, что приехала барыня, и что Капитоныч пустил ее, и что она теперь в детской... (Л. Т.).

    Союзы ли... или при соединении предикативных частей сложного предложения рассматриваются как повторяющиеся, а однородные придаточные предложения разделяются запятой, которая ставится перед или .

    Например: Затевались ли в городе свадьбы, или кто весело справлял именины, Петр Михайлович всегда с удовольствием рассказывал об этом. (Пис.).

    При неоднородном соподчинении придаточные предложения отделяются или выделяются запятыми.

    Например: Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось. (Т.)

    Кто не испытал волнения от едва слышного дыхания спящей молодой женщины, тот не поймет, что такое нежность. (Пауст.).

    При последовательном и смешанном подчинении запятая ставится между придаточными частями по тем же правилам, что и между главной и придаточной частью.

    Например: Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею. (Некр.)

    Элен улыбнулась с таким видом, который говорил, что она не допускала возможности, чтобы кто-либо мог видеть ее и не быть восхищенным. (Л. Т.)

    Всякий, кто в жизни боролся за счастье быть самим собой, знает, что сила и успех этой борьбы зависят от уверенности, с которой идет искатель к цели (М. П.)

    Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между союзным словом и подчинительным союзом, а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов, если за внутренней придаточной частью не следует вторая часть двойного союза то или так.

    Например: Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Г.)

    Нас предупредили, что, если будет плохая погода, экскурсия не состоится.

    Ночь кончилась, и, когда взошло солнце, вся природа ожила.

    Изъятие второй (внутренней) части здесь не требует перестройки первой придаточной части.

    Если же за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза то, так , то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится .

    Например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса. (Кор.)

    Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.).

    Изъятие или перестановка придаточной части (если он протянет руку в окно и если в сию решительную минуту не переспорю старика) невозможны, так как рядом окажутся части двойного союза что то.

    Тире в сложноподчиненном предложении

    Между придаточной частью (группой придаточных) и последующей главной частью предложения может ставиться тире , если придаточная часть или группа придаточных частей, предшествующих главному предложению, произносятся с логическим выделением информативно важного слова и с глубокой паузой перед главной частью (обычно так выделяются придаточные изъяснительные части, реже – условные, уступительные и др.).

    Например: Куда уехала Нелидова – Наташа не знала (Пауст.); И если долго на них смотреть – скалы начинали двигаться, рассыпаться (Аст.); Созвал ли он их, пришли ли они сами собой – Нежданов так и не узнал... (Т.).

    Тире ставится также между придаточной и главной частями в однотипно построенных параллельных сложноподчиненных предложениях.

    Например: Кто весел – тот смеется, кто хочет – тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет! (Л.-К.).

    Тире ставится после придаточной части, стоящей перед главной, при наличии в ней слов это, вот, а также если придаточная часть является неполным предложением.

    Например: Что она натура честная – это мне ясно. (Т.)

    Что он в ней нашел – это его дело.

    Где он сейчас, чем занимается – вот вопросы, на которые я не мог ответить.

    Я что-то ответил, что – я и сам не знаю (сравните полное – что я ответил ).

    Тире ставится между соподчиненными придаточными частями при отсутствии между ними противительного союза или второй части сопоставительного союза.

    Например: Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места – чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов (Черн.).

    Тире ставится при уточняющем характере придаточной части.

    Например: Только раз она оживилась – когда Мика рассказала ей , что на вчерашней свадьбе пели частушки. (Р. Зернова)

    Тире ставится для усиления вопросительного характера предложения при подчеркивании необычности расположения придаточной части перед главной или интонационного отделения главной части от последующей придаточной.

    Например: А что такое влияние – ты знаешь?; А вы уверены – нужно ли это?

    Тире ставится также при обилии запятых, на фоне которых тире выступает как более выразительный знак.

    Например: Зато мы приобрели опыт, а за опыт, как говорится, сколько ни заплати – не переплатишь.

    Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

    Запятая и тире как единый знак препинания ставятся в сложноподчиненном предложении перед главной частью, которой предшествует ряд однородных придаточных частей, если подчеркивается распадение сложного предложения на две части с длительной паузой перед главной частью.

    Например: Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, – все мои мысли были заняты образом Олеси. (Купр.)

    Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам. (Кр.)

    Этот же знак ставится также перед словом, повторяющимся в той же части предложения для того, чтобы связать с ним новое предложение или следующую часть того же предложения.

    Например: Я знала очень хорошо, что это был муж мой , не какой-нибудь новый, неизвестный мне человек, а хороший человек, – муж мой , которого я знала, как самое себя. (Л. Т.)

    И мысль , что он может руководствоваться этим интересом, что он для продажи этого леса будет искать примирение с женой, – эта мысль оскорбляла его. (Л. Т.)

    Тире ставится после запятой, закрывающей придаточную часть, в том числе и перед словом это.

    Например: Самое лучшее, что он мог сделать, – вовремя уйти; Единственное, что мне здесь нравится, – это старый тенистый парк.

    Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

    Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

    1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

    2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

    3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

    4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

    5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, парал-лельное, последовательное).

    Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

    1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна ), и поймешь ], (почему летний тёплый воздух недвижим ), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

    […сущ., (на котором… ), и глаг.], (почему …), (почему …).

    (Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное - придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо , отвечает на вопрос какое на котором ); 2-е и 3-е придаточные - придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь , отвечают на вопрос что ?, присоединяются союзным словом почему)).

    2) [Всякий человек знает ], (что ему нужно делать не то , (что разъединяет его с людьми ), а то ), (что соединяет его с ними ) (Л. Толстой).

    […глаг.], (что …., (что …), а то ), (что …).

    (Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает , отвечает на вопрос что ?, присоединяется союзом что ), 2-е и 3-е придаточные - придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то , отвечает на вопрос какое (то) ?, присоединяется союзным словом что ).

    Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных - это сложные предложения, в которых два или несколько придаточных частей относятся к одному и тому же слову или ко всей главной части.

    Примеры сложных предложений с однородным подчинением придаточных: Взглянешь на безоблачное небо и поймешь, почему летний воздух недвижим, почему природа спокойна. По всем признакам было понятно, что скоро будет рассвет, что скоро выйдет солнце.

    Важно! Если в сложноподчиненном предложении с однородным подчинением между однородными придаточными стоят союзы и, или, то запятая между ними не ставится. Например: Он знал, зачем ему уезжать и зачем возвращаться.

    Соподчинение в сложных предложениях

    Соподчинением называется подчинение в сложном предложении к одному и тому же главному предложению двух и более придаточных предложений. Выделяют однородное и неоднородное соподчинение.

    Тип придаточных

    Правило

    Примеры

    Однородные придаточные предложения

    Придаточные относятся к одному слову (главному предложению)

    Ей нравилось, когда на город опускались вечерние сумерки, когда на улицах зажигались фонари (ей нравилось (что?) когда опускались, когда зажигались).

    Человек не сможет хорошо играть на пианино, если у него нет слуха, если он не различает тональностей (не сможет играть (почему?) если нет слуха, если не различает).

    Неоднородные придаточные предложения

    Придаточные относятся к разным словам главной части (разным предложениям в составе сложного) или отвечают на разные вопросы.

    Если ты прочтешь эту книгу, то убедишься, что главный герой напоминает персонажей Достоевского (убедишься (при каком условии?) если прочтешь; убедишься (в чем?) что герой напоминает).

    Мужчина уточнил в справочном бюро, когда приезжает поезд, и присел на лавочку там, где хорошо просматривался перрон (уточнил (что?) когда приезжает; присел (где?) где хорошо просматривался).

    Важно! В рамках одного предложения может употребляться и однородное, и неоднородное соподчинение. Например: На полянке, где мы сделали привал и где решили остаться на ночь, росло много земляники, которая только начинала розоветь (где мы сделали привал и где решили остаться на ночь – однородные придаточные; где мы сделали привал и которая только начинала розоветь – неоднородные придаточные).

    Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.

    1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:

      все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово);

      придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;

      между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.

      Мальчишки , притихшие, глядели вслед грузовику, / 1 пока тот не отъехал за перекресток, / 2 пока не рассеялась поднятая им пыль, / 3 пока сам он не стал клубом пыли / 4 (Жуховицкий).

      1 , (пока - союз) 2 , (пока - союз) 3 , (пока - союз 4 .

      Сложноподчинённое предложение; состоит из четырёх простых предложений; первое - главное, остальные - придаточные времени. Придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос - до каких пор? Каждое придаточное связано с главным союзом пока . Это однородные придаточные предложения.

      Вертикальная схема (схема, отражающая не расположение простых предложений в составе сложного, а их зависимость) будет следующей:

      1

      (пока - союз) 2 , (пока - союз) 3 , (пока - союз) 4

      Отец мой говорил мне, / 1 что он не видывал таких хлебов / 2 и / что нынешний год урожай отличный / 3 (Аксаков).

      [ гл.] 1 , (что - союз) 2 и (что - союз) 3 .

      Сложноподчинённое предложение; состоит из трёх простых предложений; первое - главное, остальные - придаточные дополнительные. Придаточные предложения относятся к одному слову (сказуемому говорил , выраженному глаголом) в главном предложении, отвечают на один и тот же вопрос - что? Каждое придаточное связано с главным союзом что . Между собой придаточные предложения связаны соединительным союзом и . Это однородные придаточные предложения.

      Вертикальная схема сложноподчинённого предложения будет следующей:

      1

      (что - союз) 2 и (что - союз) 3

    Обратите внимание!

    1) Если однородные придаточные предложения прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то этот союз может опускаться в одном или нескольких придаточных (но союз легко восстановить).

    Ср.: Шацкий видел , / 1 / 2 и / матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 (Паустовский). - Шацкий видел , / 1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу / 2 и / как матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 .

    2) Если однородные придаточные связаны одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да в значении «и», или, либо ), то запятая между придаточными предложениями не ставится.

    Отец мой говорил мне, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный (Аксаков); Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или он вызовет милицию (Григорьев) - союз что перед вторым придаточным опущен, но может быть восстановлен (Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или что он вызовет милицию ).

    3) При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными предложениями ставится.

    Находясь в госпитале, он вспоминал , как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении , и как отряду удалось пробиться к своим.

    4) Союзы ли... или рассматриваются как повторяющиеся (в этом случае или можно заменить ли ), и однородные придаточные, связанные этими союзами, разделяются запятой.

    Ср.: Трудно было понять , был ли то где-нибудь пожар , или же собиралась всходить луна (Чехов). - Трудно было понять , был ли то где-нибудь пожар , собиралась ли всходить луна .

    2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:

      все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;

      придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.

    Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

      / 1 Егорушка напряг своё зрение, / 2 / 3 (Чехов).

      (когда - союз) 1 , 2 , (чтобы - союз) 3 .

      Сложноподчинённое предложение, состоит из трёх простых; второе предложение главное, первое и третье - придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср.: [Когда?] Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 / 2 ; Егорушка напряг своё зрение [зачем?], / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3). Это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору - придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его - придаточное цели.

      2
      ↓ ↓
      (когда - союз) 1 (чтобы - союз) 3

      Надо точно учитывать среду , / 1 в которой развивается поэтическое произведение , / 2 / 3 (Маяковский).

      [ сущ.] 1 , (в которой - союз. сл.) 2 , (чтобы - союз) 3 .

      Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье - придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но первое придаточное (второе простое предложение) относится к одному слову - среду, выраженному существительным; второе придаточное (третье простое предложение) относится ко всему главному предложению. Придаточные предложения отвечают на разные вопросы (ср.: Надо точно учитывать среду [какую?], / 1 в которой развивается поэтическое произведение , / 2 ; Надо точно учитывать среду [зачем?], / 1 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно / 3). Это разные типы придаточных: в которой развивается поэтическое произведение - придаточное определительное; чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно - придаточное цели.

      Вертикальная схема предложения будет следующей:

      [сущ. ] 1
      ↓ ↓
      (в которой - союз. сл.) 2 (чтобы - союз) 3

      Я спросил его, / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы, / 2 и сказал , / 1 что беспокоился о нём / 3 (Арсеньев).

      [ гл., (почему - союз. сл.) 2 , гл.] 1 , (что - союз) 3 .

      Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье - придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению и отвечают на вопросы косвенных падежей (ср.: Я спросил его [о чём?], / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы / 2 ; Я спросил его и сказал [что?], / 1 что беспокоился о нём / 3). Это одинаковые типы придаточных - придаточные дополнительные. Но данные придаточные относятся к разным словам внутри главного предложения: первое придаточное (второе простое предложение) относится к сказуемому спросил , выраженному глаголом; второе придаточное (третье простое предложение) относится к сказуемому сказал , выраженному также глаголом. Поэтому эти придаточные неоднородные (параллельные).

      Вертикальная схема предложения будет следующей:

      [гл. гл.] 1
      ↓ ↓
      (почему - союз. сл.) 2 (что - союз) 3

    3. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.

      Я слышал , / 1 как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то , / 2 что у того отвалилась ручка / 3 (Паустовский).

      [ гл.] 1 , (как - союз гл. + ук. сл.) 2 , (что - союз) 3 .

      Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье - придаточные. Придаточное I степени (второе простое предложение) относится к первому (главному) предложению, а именно - к сказуемому слышал , выраженному глаголом; придаточное II степени (третье простое предложение) относится к придаточному I степени (второе простое предложение), а именно - к сказуемому ругал , выраженному глаголом.

      Вертикальная схема предложения будет следующей:

      [ гл.] 1

      (как - союз гл. + ук. сл.) 2

      (что - союз) 3

    Обратите внимание!

    При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово.

    Горничная была сирота , / 1 которая , / 2 чтобы кормиться , / 3 должна была поступить в услужение / 2 (Л. Толстой).

    [ сущ. ] 1 , (которая - союз. сл., 2 (чтобы - союз...), 3 ...) 2 .

    [ сущ. ] 1

    (которая - союз. сл.) 2

    (чтобы - союз) 3

    Рядом стоят союзное слово которая и союз чтобы . Относятся они к разным придаточным предложениям: придаточное I степени - которая должна была поступить в услужение ; придаточное II степени - чтобы кормиться . Придаточное II степени находится внутри придаточного I степени, причём придаточное II степени можно без ущерба изъять из сложного предложения или поставить после придаточного I степени, ср.: Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение; Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение, чтобы кормиться . Между союзным словом которая и союзом чтобы , принадлежащим к разным придаточным, стоит запятая.

    Таким образом, при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится , если изъятие второго придаточного не требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует вторая часть двойного союза - то, так, но ).

    Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза - то, так, но ).

    Держу пари , / 1 что / 2 / 3 то / 2 (Лесков).

    [ сущ. ] 1 , (что - союз 2 (если - союз...), 3 то...) 2 .

    [ сущ. ] 1

    (что - союз) 2

    (если... то - союз) 3

    В данном предложении можно выделить главное предложение: держу пари / 1 , а также два последовательно связанных придаточных предложения: придаточное I степени: что... то он останется здесь ещё на три дня / 2 , внутри которого стоит придаточное II степени: если вы передадите это герцогу / 3 (ср.: держу пари , что... то он останется здесь ещё на три дня; он останется здесь ещё на три дня, если вы передадите это герцогу ). На стыке придаточных I степени и II степени находятся два подчинительных союза что и если . Однако запятая между ними не ставится, поскольку нельзя изъять придаточное II степени без изменения придаточного I степени, ср.: Держу пари , / 1 что то он останется здесь ещё на три дня / 2 . Этому препятствует вторая часть двойного условного союза если... то , которая находится в главном для условного придаточного предложении - придаточном I степени: он останется здесь ещё на три дня . Если же эту вторую часть (то ) изъять, то на стыке союзов что и если необходимо будет поставить запятую, ср.: Держу пари , / 1 что , / 2 если вы передадите это герцогу, / 3 он останется здесь ещё на три дня / 2 .

    В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей : может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д. Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания.

    Наиболее оптимальным представляется следующий алгоритм анализа:

    1. Установите общее количество простых предложений в составе сложного, выделив все грамматические основы.
    2. Выделите все подчинительные средства связи (подчинительные союзы и союзные слова); на основе этого установите главное предложение и придаточные предложения.
    3. Для каждого придаточного предложения установите главное предложение, то есть разбейте сложное предложение на пары: главное - придаточное.
    4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, и на этой основе определите характер подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное подчинение).
    5. Постройте горизонтальную схему, и на этой основе расставьте знаки препинания.

    Пари заключается в том что если ваш повелитель останется здесь на три дня то вы без всяких отговорок должны исполнить то что я вам скажу а если он не останется то я исполню любое приказание какое вы мне дадите (Лесков).

      В данном сложноподчинённом предложении 7 простых предложений:

      Пари заключается в том / 1 что / 2 если ваш повелитель останется здесь на три дня / 3 то вы без всяких отговорок должны исполнить то / 2 что я вам скажу / 4 а / если он не останется / 5 то я исполню любое приказание / 6 какое вы мне дадите / 7 (Лесков).

      1) пари заключается в том ;
      2) что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то ;
      3) если ваш повелитель останется здесь на три дня;
      4) что я вам скажу ;
      5) если он не останется ;
      6) то я исполню любое приказание ;
      7) какое вы мне дадите .

      Первое предложение (пари заключается в том ) - главное, остальные - придаточные. Вопрос вызывает лишь шестое простое предложение (то я исполню любое приказание ).

      Данное сложноподчинённое предложение можно разбить на следующие пары сложноподчинённых предложений:

      1→2: пари заключается в том , что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то ;
      2→3: вы без всяких отговорок должны исполнить то , если ваш повелитель останется здесь на три дня ;
      2→4: вы без всяких отговорок должны исполнить то , что я вам скажу ;
      6→5: я исполню любое приказание , если он не останется ;
      6→7: я исполню любое приказание , какое вы мне дадите .

      По-прежнему пока трудно определить, к какому типу предложений относится шестое предложение. В данном случае следует обратить внимание на сочинительный союз а . Сочинительный союз, в отличие от подчинительного союза, в сложном предложении, состоящем из трёх и более простых предложений, может стоять не перед тем предложением, к которому относится. Поэтому необходимо выяснить, какие простые предложения связаны этим противительным союзом. Для этого надо изъять все простые предложения, оставив только те, которые содержат противопоставление. Это предложения 2 и 6, ср.: вы без всяких отговорок должны исполнить то , а я исполню любое приказание . Но предложение 2 - придаточное. Следовательно, и предложение 6, связанное с предложением 2 сочинительным союзом, тоже должно быть придаточным. Это можно проверить, вставив тот же союз, что имеет предложение 2, и связав предложение 6 с тем же главным, от которого зависит предложение 2, ср.: пари заключается в том , что я исполню любое приказание . Значит, предложения 2 и 6 являются однородными придаточными, только союз что в предложении 6 опущен (1→6).

      На основании полученных данных можно построить вертикальную схему этого сложноподчинённого предложения:

      [гл. + ук. сл.] 1

      (что - союз гл. + ук. сл.) 2 , а (- сущ. + ук. сл.) 6
      ↓ ↓ ↓ ↓
      (если... то - союз) 3 (что - союз. сл.) 4 (если... то - союз) 5 (какое - союз. сл.) 7

      Таким образом, данное предложение сложноподчинённое, в котором придаточные связаны однородно (предложения 2 и 6), параллельно (предложения 3 и 4, предложения 5 и 7), также последовательно (предложения 2 и 3; 2 и 4, 6 и 5, 6 и 7).

      Для расстановки знаков препинания необходимо обозначить границы простых предложений, обратив особое внимание на возможное сочетание нескольких союзов на границе предложений, а также построить горизонтальную схему предложения.

      [гл. + ук. сл.] 1 , (что - союз (если - союз) 3 , то гл. + ук. сл.) 2 , (что - союз сл.) 4 , а (если - союз) 5 , (то сущ. + ук. сл.) 6 , (какое - союз. сл.) 7 .

      В данном предложении есть сочетание подчинительных союзов на стыке предложений 2 и 3 (что если ). Кроме того, сочинительный союз а , который относится к предложению 6, стоит перед предложением 5, образуя сочетание союзов с подчинительным союзом если (а если ). По общим правилам они должны разделяться запятыми, но далее следует вторая часть двойного союза если... то . Именно эта вторая часть союза не даёт возможности изъять условные придаточные без изменения структуры предложений в целом, ср.: Пари заключается в том, что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то; а... то я исполню любое приказание . Именно поэтому запятая на стыке этих союзов не ставится.

      Итак, знаки препинания в предложении следует расставить следующим образом:

      Пари заключается в том, что если ваш повелитель останется здесь на три дня, то вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу, а если он не останется, то я исполню любое приказание, какое вы мне дадите (Лесков).

    План разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

    1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
    2. Назвать главное предложение и придаточные предложения (выделить грамматические основы).
    3. Указать, каким образом придаточные предложения связаны с главным предложением (последовательное, параллельное, однородное подчинение).
    4. Разобрать каждое придаточное предложение по плану.
    5. Построить вертикальную и горизонтальную схемы предложений.

    Образец разбора

    В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун , / 1 который , / 2 чтобы не бегать очень быстро, / 3 привязывает к ногам пудовые гири / 2 (Солоухин).

    Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 - главное; предложения 2 и 3 - придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.

    Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун , выраженному существительным, средство связи - союзное слово который ; придаточное стоит после главного.

    Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи - союз чтобы ; придаточное стоит в середине главного.

    [сущ.] 1
    опред. ↓
    (который - союз. сл.) 2
    цели ↓
    (чтобы - союз) 3

    [сущ.] 1 , (который - союз. сл., (чтобы - союз) 3 ,) 2 .
    опред. цели

    Сложное предложение - это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.

    Основные виды сложных предложений.

    Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

    Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

    Таким образом, существует три основных вида сложных предложений:

    сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.

    Сложносочиненное предложение (ССП)

    простые предложения связаны между собой сочинительными союзами и интонацией.

    В ССП простые предложения равноправны.

    Наступила ночь, и в домах зажглись огни.

    Сложноподчиненное предложение (СПП)

    простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

    В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).

    Когда наступила ночь, в домах зажглись огни.

    Бессоюзное предложение (БСП)

    простые предложения связываются без союзов, интонацией.

    Наступила ночь, в домах зажглись огни.

    Сложносочиненные предложения бывают:

    Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

    Примечание : Иногда между частями сложносочиненного предложения перед союзом И ставится тире, если в предложении есть резкое противопоставление или быстрая смена событий.

    Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идет волшебница зима (А.С.Пушкин).

    Сложноподчиненное предложение.

    Особенности СПП:

    Строение СПП:

    Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:

    Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

    По характеру подчинения нескольких придаточных предложений они разделяются на три типа:
    - придаточные предложения с однородным подчинением;
    - придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
    - придаточные предложения с последовательным подчинением.

    Придаточные предложения с однородным подчинением.

    Особенности :
    2) отвечают на один и тот же вопрос;
    3) между собой связаны сочинительными союзами либо бессоюзно.

    Пример :
    Он радовался, что праздник удался, что гости довольны, что они веселятся вовсю.

    Пояснения :
    1) все три придаточных предложения относятся к главному предложению Он радовался :
    Он радовался (чему?), что праздник удался.
    Он радовался (чему?), что гости довольны.
    Он радовался (чему?), что они веселятся вовсю.

    2) все придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос чему ?
    3) они связаны с главным предложением одним и тем же союзом что .
    Это однотипные придаточные предложения.

    Придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением

    Особенности :
    1) относятся к одному и тому же главному предложению;
    НО!
    2) отвечают на разные вопросы - то есть являются придаточными разного типа.

    Пример :
    Если посмотреть на луну в телескоп, то можно увидеть, что у нее весьма своеобразная поверхность.

    Пояснения :
    1) оба придаточных предложения относятся к одному и тому же главному предложению можно увидеть ;
    НО!
    2) первое придаточное отвечает на вопрос при каком условии ? Второе - на вопрос что ?
    То есть отвечают на разные вопросы.
    Это разнотипные придаточные предложения, хотя и относятся к одному и тому же главному предложению.

    Придаточные предложения с последовательным подчинением

    Особенности :
    1) главному предложению подчинено одно придаточное;
    2) этому придаточному предложению, в свою очередь, подчинено следующее придаточное предложение - таким образом, первое придаточное предложение является главным для следующего.

    Пример :
    Мальчик стоял под навесом и смотрел, как бегут ручейки к луже, которая росла на глазах.

    Пояснение :
    К главному предложению Мальчик стоял под навесом и смотрел относится только одно придаточное: как бегут ручейки к луже . А следующее придаточное предложение (которая росла на глазах ) уже никак не связано с главным, относится к предыдущему придаточному, которое и является для него главным предложением:
    Бегут ручейки к луже (какой?), которая росла на глазах .


    ПРИМЕЧАНИЕ
    : нередко встречаются сложноподчиненные предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное, однородное + последовательное, последовательное + параллельное и т.д. Поэтому при разборе предложения будьте внимательны.

    Знаки препинания в СПП.

    Между главным и придаточным предложениями ставится запятая.

    Если придаточное предложение находится в середине, то оно с обеих сторон выделяется запятыми.

    Придаточные предложения также отделяются друг от друга запятыми.

    Дед сказал, что весна будет теплая.

    Дед сказал, что весна будет теплая, и улыбнулся.

    Дед сказал, что весна будет такая же теплая, как и в прошлом году, когда посевы взошли раньше, чем ожидали сельчане.

    Исключение .

    Если однородные придаточные предложения соединены неповторяющимися союзами И, ИЛИ, то запятая между ними не ставится:

    Дед сказал, что весна будет теплая и что урожай уродится богатый.

    Задание. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.

    (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

    Выделяем основы: (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похожна Ксюшкиного папу!»

    Простым является предложение №3. Исключаем его. Определяем границы предложений и смотрим, чем связаны основы: (1) [В детстве я ненавидела утренники], (потому что к нам в садик приходил отец). (2) [Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию],а [наша воспитательница строго говорила ему]: «Валерий Петрович, повыше!» (4)[Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть], и, (хотя никогда не пил), [нос у него почему-то всегдабыл свекольно-красного цвета, как у клоуна]. (5) [Дети, (когда хотели сказать про кого-то), (что он смешной и некрасивый), говорили так]: «Он похож на Ксюшкиного папу!» Первое предложение - сложноподчиненное с придаточным причины (я ненавидела утренники почему? потому что приходил отец). Второе предложение - сложносочиненное с прямой речью. Четвертое предложение - сложное с сочинительной связью (союз и) и подчинительной связью (придаточное хотя…). Пятое предложение - сложноподчиненное с двумя придаточными и прямой речь. Первое придаточное - времени (дети говорили когда? когда хотели сказать про кого-то); второе придаточное - изъяснительное (хотели сказать про кого-то что? что он смешной и некрасивый). Таким образом, правильный ответ - предложение №5.

    Среди предложений 1 - 9 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное условия. Напишите номер этого предложения.

    (1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (2) …Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (5) Пришлось адьютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (6) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится в одиночку. (8) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.

    Среди предложений 1 - 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит (-ят) придаточное (-ые) сравнения. Напишите номер (-а) этого предложения.

    (1) Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили белье…(2) Никакого знака былой жизни! (3) Ничего! (4) Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…(5) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (6) Не может быть! (7) Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (8) Вечером я варил уху. (9) Мишка подбрасывал дрова в костер и лез своей циклопической ложкой в котелок - снимать пробу. (10) Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.

    Среди предложений 1 - 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

    (1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чем думал он? (6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.