Войти
Логопедический портал
  • Династия Валуа Король англии генрих 2 плантагенет
  • Что такое азот — химические свойства и соединения
  • Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г
  • Способы задания плоскости на чертеже Могут ли существовать точки вне заданной плоскости
  • Классный час "Сдадим ОГЭ успешно" (9 класс)
  • Как разгадывать ребусы с буквами и картинками: правила, советы, рекомендации
  • Военно морской флот история кратко. Создание военно-морского флота. Выход к океану

    Военно морской флот история кратко. Создание военно-морского флота. Выход к океану

    30 октября (20 октября по старому стилю) 1696 года боярская дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть…», что стало первым законом о флоте и официальным признанием его основания.

    Во время Северной войны 1700-1721 годов был создан Балтийский флот, выдвинувший Россию в число крупных морских держав. Первые боевые корабли для него строились в 1702-1703 годах в устье реки Сясь на Ладожском озере и на реке Свирь. В 1703 году была заложена база русского флота на Балтике - Кроншлот (позднее - Кронштадт).

    В ходе Северной войны определились основные задачи флота, перечень которых остается практически неизменным до настоящего времени, а именно: борьба против военно-морских сил противника, борьба на морских коммуникациях, оборона своего побережья с морского направления, содействие армии на приморских направлениях, нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с морского направления. Удельный вес этих задач менялся по мере изменения материальных средств и характера вооруженной борьбы на море. Соответственно этому изменялись роль и место отдельных родов сил, входивших в состав флота.

    До Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период Второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки.

    До Первой мировой войны флот был однородным. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия), существовавшие с начала XVIII века, в организационном отношении в состав флота не входили. В 1906 году зародились и стали развиваться как новый род сил ВМФ подводные силы. В 1914 году были сформированы первые части морской авиации, которая в 1916 году также приобрела признаки самостоятельного рода сил. Окончательно ВМФ как разнородное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в состав ВМФ организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части противовоздушной обороны (ПВО).

    В период становления регулярного флота России его организационно-штатная структура и функции были нечеткими. В 1717 году по указу Петра I для повседневного управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. В 1802 году образовано Министерство морских сил, впоследствии переименованное в Морское министерство и просуществовавшее до 1917 года. Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско-японской войны с созданием в 1906 году Морского генерального штаба. 15 января 1938 года постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб.

    Постоянные группировки сил на морских театрах складывались по мере решения российским государством исторических задач, связанных с приобретением выходов в Мировой океан, включением страны в мировую экономику и политику. На Балтике флот постоянно существовал с 18 мая (7 мая по старому стилю) 1703 года, Каспийская флотилия - с 15 ноября (4 ноября по старому стилю) 1722 года, а флот на Черном море - с 13 мая (2 мая по старому стилю) 1783 года. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись. Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 апреля 1932 года и 1 июня 1933 года.

    Наибольшее развитие флот получил к середине 1980-х годов. В это время в него входили четыре флота и Каспийская флотилия, в составе которых было более 100 дивизий и бригад надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны.

    ВМФ Российской Федерации - преемник военного флота России и ВМФ СССР, состоит из морских стратегических ядерных сил и морских сил общего назначения. Он включает надводные силы, подводные силы, морскую авиацию и береговые войска, в которые входят береговые ракетно-артиллерийские войска и морская пехота.

    Организационно ВМФ состоит из четырех оперативно-стратегических объединений: Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов, а также Каспийской флотилии.

    ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

    По словам главнокомандующего ВМФ Владимира Королева, в настоящее время от 70 до 100 кораблей Военно-морского флота России постоянно находятся в различных районах Мирового океана, выполняя свои функции.

    На протяжении всей своей истории флот играет важную роль в судьбе России. В мировой истории навсегда запечатлены легендарные сражения русского флота при Гангуте (ныне полуостров Ханко в Финляндии), Тендре, Синопе, в Чесме, важнейшие операции в ходе Первой мировой и Великой Отечественной войн.

    История торжеств в честь флота берет свое начало со времен Петра I. Поводом для первого настоящего военно-морского парада стала одержанная русским флотом 27 июля (7 августа по новому стилю) 1714 года победа в сражении при Гангуте в ходе Северной войны. Она стала первой в российской истории морской победой русского флота. Гангутскую победу торжественно отметили в Санкт-Петербурге. Празднование продолжалось несколько дней. В своем указе Петр I повелел ежегодно 27 июля отмечать день Гангутской победы торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками. Этот день стал своего рода праздником Военно-морского флота. Позже празднование победы ограничивалось только торжественным молебном. В середине XIX века традиция времен Петра I возродилась: 27 июля стали проводиться парады расцвеченных флагами кораблей и звучать орудийные салюты.

    В 1917 году праздник отменили. С 1920 года по предложению Штаба морских сил Балтийского моря, в ближайший к 18 мая выходной день в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) стали отмечать День Красного флота. 18 мая (7 мая по старому стилю) в 1703 году русский регулярный флот одержал первую победу на Балтике. В абордажном бою были захвачены шведские бот «Гедан» и шнява (небольшое двухмачтовое судно с прямыми парусами) «Астрильд». Впоследствии дату этого боя приняли как день возникновения Балтийского флота.

    Праздник День военно-морского флота в СССР впервые отмечался 24 июля 1939 года на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июня 1939 года, которым он был установлен. Проводить День ВМФ нужно было ежегодно 24 июля. Дата празднования Дня ВМФ была перенесена на последнее воскресенье июля указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях» и последующих законодательных актов.

    Традиционно празднование Дня ВМФ начинается с торжественного построения личного состава флотских частей и ритуала подъема на кораблях Андреевского флага и флагов расцвечивания. В местах базирования Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов, а также Каспийской флотилии в этот день проходят морские парады и военно-спортивные праздники. Парады военных кораблей в этот день проходят ежегодно, начиная с 1939 года, и не проводились лишь во время Великой Отечественной войны (1941-1945).

    В 2017 года по поручению президента впервые в новейшей истории в Санкт-Петербурге был проведен главный военно-морской парад. По масштабу проведения, количеству задействованных кораблей и самолетов это событие можно было сравнить с парадом Победы 9 мая на Красной площади в Москве.

    Андрей Еременко
    кандидат культурологии, доцент,
    заведующий отделом истории, этнографии и природы КГИАМЗ

    Российский императорский флот — одно из самых первых и официальных названий военно-морского флота России. Просуществовало название до 1917 года — думаю не стоит уточнять, почему именно в этом году слово «императорский» было «вырезано» из официального названия. Тем не менее обратимся к более важным вещам — к истории создания военно-морской мощи России.

    Сегодня самым естественным и привычным образом осуждается эпоха правления Петра Первого. Многие из его реформ даже спустя столетия вызывают множество противоречивых мнений, и все они базируются на европеизированной версии России. Ведь именно он, император русский Петр взял за основу европейскую модель развития России.

    Было бы нелепо и глупо с моей стороны рассуждать на тему: «прав был или нет» великий император в своем решении. По мне, совсем неплохо учиться у тех, кто в некоторых делах преуспел больше и лучше. И в данном контексте было бы правильным задаваться самыми важными вопросами — при Петре Россия строилась и развивалась или же деградировала по всем политическим и экономическим соображениям?

    Однозначно, что Петр I развивал страну, укреплял и делал ее мощнее, даже с учетом того, что совсем уж откровенно вырисовывались европейские штрихи и заимствованный опыт соседних стран. Повторюсь, главное — это развитие государства, и упрекнуть Петра в обратном было бы нелепо. Самым главным аргументом в подтверждение вышесказанного — создание Императорского флота — гордость Петра Первого!

    Официальной датой считается 30 октября 1696 года, когда Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть».

    Азовский флот Петра I


    Азовский флот. Гравюра из книги Иоганна Георга Корба «Дневник путешествия в Московию» (русский перевод, 1867)

    Предпосылками создания служили военные неудачи императора, в частности, первый азовский поход* наглядно показал царю Петру, что без сколько-нибудь сильного флота приморскую крепость взять нельзя.

    Сама мысль Петра I построить флот на сухопутье, в Воронеже, за 1.200 верст от моря, считалась по всем меркам амбициозной, но не для Петра. Задача была выполнена за одну зиму.

    Азовские походы 1695 и 1696 годов - военные кампании России против Османской империи; были продолжением начатой правительством царевны Софьи войны с Османской империей и Крымом; предприняты Петром I в начале его царствования и закончились взятием турецкой крепости Азов. Они могут считаться первым значительным свершением молодого царя.

    Это гигантское предприятие одно могло бы составить славу человеку, и только позднейшие, еще более славные дела как-то заслонили в наших воспоминаниях это знаменитое возникновение морского флота на суше.

    Когда Петру I указывали на почти невыполнимые трудности держать флот на чуждом совершенно море, где не было ни одной своей гавани, он отвечал, что «сильный флот сам найдет себе гавань». Можно думать, что Петр, овладев Азовом и решив строить большие корабли в Таганроге, рассчитывал разговаривать с турками о мире не на Пруте (стесненный их полчищами), а на Босфоре, где его корабли грозили бы своими пушками султанскому дворцу.

    Правда, иностранные посланники доносили своим правительствам, что большая часть кораблей азовского флота годна лишь на дрова. Корабли первой постройки, срубленные среди зимы, из мерзлого леса, в большинстве случаев неопытными и плохими кораблестроителями, действительно были не важны, но Петр I делал все, чтобы азовский флот явился настоящей морской силой, и, надо признать, этого он достиг.

    Царь сам работал не покладая рук. «Его величество, – писал Крюйс, – присутствовал в сей работе неусыпно, так с топором, теслом, конопаткою, молотом и мазаньем кораблей гораздо прилежнее и больше работая, нежели старый и весьма обученный плотник».

    Почти сразу же в это время в России развернулось военное кораблестроение, суда строились в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Во втором Азовском походе против Турции в 1696 г. участвовали 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных в Воронеже на р. Воронеж.

    Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. За период с 1695 по 1710 г. Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он недолго. В 1711 г. после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам берега Азовского моря и обязалась уничтожить Азовский флот.

    Создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за освобождение приморских земель. Во-вторых, был приобретен так необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот. В-третьих, Европе были продемонстрированы огромные потенциальные возможности России стать мощной морской державой.

    Балтийский флот Петра I

    Балтийский флот - один из старейших военно-морских флотов России.

    Балтийское море омывало берега Дании, Германии, Швеции и России. Останавливаться на стратегическом значении в контролировании именно Балтийского моря не имеет смысла — оно велико и это надо знать. Знал это и Петр Первый. Ему ли не знать о Ливонской войне, начатой в 1558 году Иваном Грозным, который уже в то время всячески стремился обеспечить России надежный выход к Балтийскому морю. Какое это имело значение для России? Приведу лишь один пример — в 1558 году захватив Нарву, русский царь сделал её главными торговыми воротами в Россию. Товарооборот Нарвы рос быстрыми темпами, количество заходящих в порт судов достигало 170 в год. Нужно понимать, что такое стечение обстоятельств урезало значительную часть других государств — Швеции, Польши…

    Закрепиться на Балтийском море всегда была одной из принципиально важных задач России. Попытки принимал Иван Грозный, и весьма успешные, но окончательный успех закрепил Петр Первый.

    После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра I были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр I приступил к строительству Балтийского флота. На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и медно-литейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.

    За довольно короткий срок была создана флотилия, которую составляли линейные корабли водоизмещением до 700 т, длиной до 50 м. На их двух-трех палубах размещались до 80 пушек и 600-800 человек экипажа.

    Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих к Ладоге и Неве. После 10-дневной осады и ожесточенного штурма, при содействии гребной флотилии из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек), переименованная вскоре в Шлиссельбург (Ключ-город). По выражению Петра I, сей крепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепость Ниеншанц, расположенная при впадении в Неву р. Охты.

    Чтобы окончательно запереть для шведов вход в Неву, 16 (27) мая 1703 г. в ее устье, на Заячьем острове, Петр I заложил крепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург. На о-ве Котлин, в 30 верстах от устья Невы, Петр I приказал строить форт Кронштадт для защиты будущей российской столицы.

    В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу — кораблестроительным центром России.

    В августе 1704 г. русские войска, продолжая освобождать побережье Балтики, штурмом овладели Нарвой. В дальнейшем основные события Северной войны происходили на суше.

    Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы потерпели в Полтавском сражении. Однако для окончательной победы над Швецией нужно было сокрушить ее морские силы и утвердиться на Балтике. На это потребовалось еще 12 лет упорной борьбы, прежде всего на море.

    В период 1710-1714 гг. постройкой кораблей на отечественных верфях и покупкой их за границей был создан достаточно сильный галерный и парусный Балтийский флот. Первый из заложенных осенью 1709 г. линейных кораблей назван «Полтавой» в честь выдающейся победы над шведами.

    Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. Так, один из современников английский адмирал Поррис писал:

    «Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены» .

    Успехи отечественных корабельных дел мастеров были весьма значительны: уже к 1714 г. в состав Балтийского флота вошло 27 линейных 42-74-пушечных кораблей, 9 фрегатов с 18-32 пушками, 177 скампавей и бригантин, 22 вспомогательных судна. Общее число пушек на кораблях достигло 1060.

    Возросшая мощь Балтийского флота позволила его силам 27 июля (7 августа) 1714 г. одержать блистательную победу на шведским флотом у мыса Гангут. В морском сражении был пленен отряд из 10 единиц вместе с командовавшим им контр-адмиралом Н. Эреншельдом. В Гангутском сражении Петр I полностью использовал преимущество галерного и парусно-гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе моря. Государь лично возглавлял в бою передовой отряд из 23 скампавей.

    Гангутская победа обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Она, как и Полтавская победа, стала переломным моментом в ходе всей Северной войны, позволившим Петру I начать подготовку к вторжению непосредственно на территорию Швеции. В этом заключалась единственная возможность принудить Швецию к заключению мира.

    Авторитет русского флота, Петра I как флотоводца стали признаваемыми флотами прибалтийских государств. В 1716 г. в Зунде при встрече русской, английской, голландской и датской эскадр для совместного крейсерства в районе Борнхольма против шведского флота и каперов Петр I был единодушно избран командующим объединенной эскадрой союзников.

    Это событие было позже отмечено выпуском медали с надписью «Владычествует четырьмя, при Борнхольме». В 1717 г. войска из Северной Финляндии вторглись на шведскую территорию. Их действия были поддержаны крупными морскими десантами, высаженными в район Стокгольма.

    30 августа 1721 г. Швеция согласилась, наконец, подписать Ништадский мирный договор. К России отходила восточная часть Финского залива, его южный берег с Рижским заливом и прилегающими к завоеванным берегам островами. В состав России вошли города Выборг, Нарва, Ревель, Рига. Подчеркивая значения флота в Северной войне, Петр I приказал выбить на медали, утвержденной в честь победы над Швецией, слова: «Конец сей войны таким миром получен ничем иным только флотом, ибо землею никаким образом достигнуть было того невозможно». Сам царь, имевший звание вице-адмирала, «в знак понесенных трудов в сию войну», был произведен в адмиралы.

    Победа в Северной войне укрепила международный авторитет России, выдвинула ее в число крупнейших европейских держав и послужила основанием с 1721 г. именоваться Российской империей.

    Добившись утверждения России на Балтийском море, Петр I вновь обращает свой взор на юг государства. В результате Персидского похода русские войска при поддержке кораблей флотилии заняли города Дербент и Баку с прилегающими к ним землями, которые и отошли к России по трактату, заключенному с шахом Ирана 12 (23) сентября 1723 г. Для постоянного базирования русской флотилии на Каспийском море Петр основал в Астрахани военный порт и Адмиралтейство.

    Чтобы представить грандиозность свершений Петра Великого, достаточно отметить, что за время его правления на российских верфях было построено более 1000 кораблей, не считая мелких судов. Численность команд на всех кораблях доходила до 26 тыс. человек.

    Интересно отметить, что имеются архивные свидетельства, относящиеся ко времени правления Петра I, о постройке крестьянином Ефимом Никоновым «потаенного судна» — прообраза подводной лодки. В общем на кораблестроение и содержание флота Петром I было израсходовано около 1 млн. 200 тыс. рублей. Так, волею Петра I в первые два десятилетия ХVШ в. Россия вошла в число великих морских держав мира.

    Петру I принадлежит идея создания «двух флотов»: галерного — для действия совместно с армией в прибрежных районах и корабельного — для преимущественно самостоятельных действий на море.

    В этом отношении военная наука считает Петра I непревзойденным для своего времени знатоком взаимодействия армии и флота.

    На заре отечественного государственного кораблестроения для действий в Балтийском и Азовском морях Петру пришлось решать проблему создания судов смешанного плавания, т.е. таких, которые могли бы действовать как на реках, так и на море. Другим морским державам такие суда военного назначения не требовались.

    Сложность задачи заключалась в том, что плавание по мелководным рекам требовало малой осадки судна при сравнительно большой его ширине. Такие размерения кораблей при плавании в море приводили к резкой качке, снижающей эффективность использования оружия, ухудшали физическое состояние команды и десанта. К тому же для деревянных судов сложной являлась проблема обеспечения продольной прочности корпуса. В целом нужно было находить «добрую пропорцию» между желанием получить хорошие ходовые качества, увеличивая длину судна, и иметь достаточную продольную прочность. Петр избрал отношение длины к ширине равным 3:1, что гарантировало прочность и остойчивость кораблей при некотором уменьшении скорости.

    Во 2-й половине XVIII — начале XIX вв. Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире, постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море. Это позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед. В историю военно-морского флота России вошли яркими страницами жизнь и подвиги адмиралов Г.А. Спиридова, Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова.

    В годы Великой Отечественной войны советский флот выдержал суровые испытания и надежно прикрывал фланги фронтов, громя фашистов на море, в небе и на суше.

    Современный Российский военно-морской флот имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации. Эта техника эффективно работает в умелых руках наших военно-морских специалистов. Российские моряки продолжают и развивают славные традиции военно-морского флота России, имеющего уже более чем 300-летнюю историю.


    ВМФ РФ СЕГОДНЯ

    Военно-морской флот России (ВМФ РФ) включает пять оперативно-стратегических объединений:

    1. Балтийский флот ВМФ России, штаб Калининград, входит в состав Западного военного округа
    2. Северный флот ВМФ России, штаб Североморск, входит в состав Западного военного округа
    3. Черноморский флот ВМФ России, штаб Севастополь, входит в состав Южного военного округа
    4. Каспийская флотилия ВМФ России, штаб Астрахань, входит в состав Южного военного округа
    5. Тихоокеанский флот ВМФ России, штаб Владивосток, входит в состав Восточного военного округа

    Цели и задачи

    Сдерживание от применения военной силы или угрозы её применения в отношении России;

    Защита военными методами суверенитета страны, распространяющегося за пределы её сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;

    Создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности в Мировом океане;

    Обеспечение военно-морского присутствия России в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;

    Обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам государства.

    В состав Военно-Морского флота России входят следующие силы:

    • Надводные силы
    • Подводные силы
    • Морская авиация
    • Береговая
    • Палубная
    • Стратегическая
    • Тактическая
    • Береговые войска флота
    • Морская пехота
    • Войска береговой обороны
    Военно-Морской Флот сегодня является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

    Помнить и знать о таком важнейшем для истории России событии, как создание ВМФ России 30 октября 1696 года — очень важно, равно как и испытывать чувство гордости за достижения и успехи ВМФ России в свете сегодняшних событий в мире.


    Каспийский флот в Сирии

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

    Уральский технологический колледж -

    филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

    (УрТК НИЯУ МИФИ)

    Практическая работа

    Тема: Военно-морской флот: история создания, предназначения, структура

    Выполнил:

    Марамзин Д.А.

    Проверил:

    Киселёв О.А.

    Заречный 2016

    В ведение

    Военно-Морской Флот (ВМФ) является видом Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ). Он предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

    Военно-Морской Флот, сокращённо -- ВМФ, название военно-морского флота России. Является преемником ВМФ СССР и ВМФ Российской империи

    1. И стория создания

    Военно-морской флот как самостоятельный вид Вооруженных Сил Российской Федерации складывался с конца XVII в. до начала XX в.

    Создание регулярного военного флота в России - историческая закономерность. Оно было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII-XVIII вв. главным препятствием для экономического и социального развития Русского государства.

    Первая постоянная группировка сил - Азовский флот - была сформирована из кораблей и судов, построенных зимой 1695-1696 гг. и предназначалась для содействия армии в кампании по овладению турецкой крепостью Азов. 30 октября 1696 г. боярская дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть...», что стало первым законом о флоте и признание официальной датой его основания.

    В ходе Северной войны 1700-1721 гг. определились основные задачи флота, перечень которых остается практически неизменным до настоящего времени, а именно: борьба против военно-морских сил противника, борьба на морских коммуникациях, оборона своего побережья с морского направления, содействие армии на приморских направлениях, нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с морского направления. Удельный вес этих задач менялся по мере изменения материальных средств и характера вооруженной борьбы на море. Соответственно этому изменялись роль и место отдельных родов сил, входивших в состав флота.

    Так, до Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период Второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки.

    До Первой мировой войны флот был однородным. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия) существовали с начала XVIII в., однако, в организационном отношении в состав флота не входили. 19 марта 1906 г. зародились и стали развиваться как новый род сил ВМФ подводные силы.

    В 1914 г. были сформированы первые части морской авиации, которая в 1916 г. также приобрела признаки самостоятельного рода сил. День авиации ВМФ отмечается 17 июля в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем в 1916 г. Окончательно ВМФ как разрядное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х гг., когда в состав ВМФ организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.

    Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 г. Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб. В период становления регулярного флота России его организационно-штатная структура и функции были нечеткими. 22 декабря 1717 г. по указу Петра I для повседневного управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. 20 сентября 1802 г. образовано Министерство морских сил, впоследствии переименованное в Морское министерство и просуществовавшее до 1917 г. Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско-японской войны с созданием 7 апреля 1906 г. Морского генерального штаба. Во главе Российского флота стояли такие известные флотоводцы, как Петр I, П.В. Чичагов, И.К. Григорович, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Горшков.

    Постоянные группировки сил на морских театрах складывались по мере решения российским государством исторических задач, связанных с приобретением выходов в Мировой океан, включением страны в мировую экономику и политику. На Балтике флот постоянно существовал с 18 мая 1703 г., Каспийская флотилия - с 15 ноября 1722 г., а флот на Черном море - с 13 мая 1783 г. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись. Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 апреля 1932 г. и 1 июня 1933 г.

    Наибольшее развитие флот получил к середине 1980-х гг. В это время в его составе имелось 4 флота и Каспийская флотилия, в составе которых было более 100 дивизий и бригад надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны.

    В настоящее время Военно-морской флот является главной составляющей и основой морского потенциала Российской Федерации, одним из инструментов внешней политики государства и предназначен для обеспечения защиты интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.

    Основным мероприятием боевой подготовки сил ВМФ в 2010 г. стало участие Тихоокеанского флота во взаимодействии с тяжелым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий» Северного флота и гвардейским ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота в оперативно-стратегическом учении «Восток-2010». С борта тяжелого атомного крейсера «Пётр Великий» за ходом учений в Японском море наблюдал Верховный Главнокомандующий ВС РФ - Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.

    Продолжается активизация сотрудничества с флотами зарубежных стран в сфере обеспечения безопасности мореплавания, борьбе с пиратством, наркобизнесом, контрабандой, по оказанию помощи судам, терпящим бедствие, и спасанию жизни на море.

    В 2010 г. Балтийский флот принял участие в международных учениях «БАЛТОПС-2010», Северный флот - в российско-норвежских учениях «Помор-2010». Большой противолодочный корабль «Североморск» Северного флота совместно с боевыми кораблями ВМС США, Великобритании и Франции участвовал в международных военно-морских учениях «ФРУКУС-2010», которые проходят в Атлантике.

    Впервые силы Северного, Тихоокеанского флотов отрабатывали взаимодействие в составе группировок в дальних океанских походах.

    В военно-дипломатической сфере значимую роль играла и продолжает играть демонстрация Андреевского флага во время посещений морских портов иностранных государств. ВМФ России продолжил свое регулярное присутствие в районах Африканского Рога и Аденского залива. Боевые корабли Северного, Тихоокеанского и Балтийского флотов осуществляли и продолжают осуществлять проводку конвоев гражданских судов через районы повышенной пиратской активности.

    2. Предназначения

    В настоящее время на ВМФ возложены следующие задачи :

    · сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении РФ;

    · защита военными методами суверенитета РФ, распространяющегося за пределы ее сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;

    · создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности РФ в Мировом океане;

    · обеспечение военно-морского присутствия РФ в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;

    · обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам РФ.

    В зависимости от состояния военно-политической ситуации в мире и его регионах задачи ВМФ дифференцируются следующим образом:

    В мирное время:

    · боевое патрулирование и боевое дежурство ракетных подводных лодок стратегического назначения (РПЛСН) в установленной готовности к нанесению ударов по назначенным объектам вероятного противника;

    · боевое обеспечение РПЛСН (обеспечение боевой устойчивости РПЛСН) на маршрутах и в районах боевого патрулирования;

    · поиск атомных ракетных и многоцелевых подводных лодок вероятного противника и слежение за ними на маршрутах и в районах решения задач в готовности к уничтожению с началом военных действий;

    · наблюдение за авианосными и другими корабельными ударными группировками вероятного противника, слежение за ними в районах их боевого маневрирования в готовности к нанесению ударов по ним с началом военных действий;

    · вскрытие и затруднение деятельности сил и средств разведки противника в морях и районах океана, прилегающих к нашему побережью, наблюдение и слежение за ними в готовности к уничтожению с началом военных действий;

    · обеспечение развертывания сил флотов в угрожаемый период;

    · выявление коммуникаций и оборудования океанских и морских театров в стратегически важных районах Мирового океана;

    · изучение вероятных районов боевых действий и условий использования различных родов сил ВМФ, применения оружия и технических средств;

    · разведка за деятельностью иностранных кораблей и авиации;

    · защита судоходства;

    · выполнение внешнеполитических акций правительства;

    · участие в составе стратегических ядерных сил в стратегическом ядерном сдерживании;

    · обеспечение неядерного сдерживания от угрозы или применения военной силы против РФ с океанских и морских направлений;

    · защита и охрана Государственной границы РФ в подводной среде;

    · защита и охрана Государственной границы РФ в воздушном пространстве и контроль его использования;

    · защита Государственной границы РФ на суше и море военными методами;

    · содействие Пограничным войскам ФСБ РФ в защите Государственной границы, территориального моря и исключительной экономической зоны РФ;

    · содействие внутренним войскам и органам внутренних дел МВД РФ в пресечении внутренних конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории РФ, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения в порядке, установленном законодательством РФ;

    · оборона морского побережья;

    · содействие войскам гражданской обороны и органам МЧС РФ в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий.

    В угрожаемый период:

    · перевод сил (войск) с мирного на военное время и их оперативное развертывание;

    · участие в локализации возможных приграничных вооруженных конфликтов;

    · защита судоходства и производственной деятельности в территориальном море и исключительной экономической зоне РФ, а при необходимости - в кризисных зонах мирового океана.

    В военное время:

    · поражение наземных объектов противника на удаленных территориях;

    · обеспечение боевой устойчивости ракетных подводных лодок стратегического назначения;

    · нанесение поражения ударным противолодочным и другим группировкам противника, а также береговым объектам;

    · поддержание благоприятного оперативного режима;

    · поддержка с моря войск фронта при ведении ими обороны или наступления на приморских направлениях;

    · оборона морского побережья.

    3. С труктура

    Военно-Морской Флот (ВМФ) является мощным фактором обороноспособности страны. Он подразделяется на стратегические ядерные силы и силы общего назначения.

    Стратегические ядерные силы обладают большой ракетно-ядерной мощью, высокой подвижностью и способностью длительное время действовать в различных районах Мирового океана.

    ВМФ состоит из следующих родов сил: подводных, надводных, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны. В его состав входят также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла.

    Подводные силы - ударная сила флота, способная контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по виду энергетической установки на атомные и дизель-электрические.

    Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.

    Подводные атомоходы, вооруженные крылатыми ракетами класса “корабль-корабль”, нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника. Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей.

    Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря. Оснащение подводных лодок атомной энергетикой и ракетно-ядерным оружием, мощными гидроакустическими комплексами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий жизнедеятельности экипажа существенно расширило их тактические свойства и формы боевого применения.

    Надводные силы в современных условиях остаются важнейшей частью ВМФ. Создание кораблей - носителей самолетов и вертолетов, а также переход ряда классов кораблей, как и подводных лодок, на атомную энергетику намного повысили их боевые возможности. Оснащение кораблей вертолетами и самолетами значительно расширяет их возможности по обнаружению и поражению подводных лодок противника. Вертолеты создают возможность успешного решения задач ретрансляции и связи, целеуказания, передачи грузов в море, высадки десанта на побережье и спасения личного состава. Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.

    Традиционной задачей надводных кораблей является нанесение ударов по объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника.

    Таким образом, на надводные корабли возлагается комплекс ответственных боевых задач. Эти задачи они решают группами, соединениями, объединениями как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота (подводными лодками, авиацией, морской пехотой).

    Морская авиация - род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.

    Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.

    Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на море являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.

    Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса “воздух-поверхность” и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

    Морская пехота - род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов).

    Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования.

    Войска береговой обороны , как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.

    Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ. Они обеспечивают удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей соединений и объединений ВМФ в целях поддержания их в боевой готовности к выполнению поставленных задач.

    военный морской флот авиация

    С писок используемых источников

    http://structure.mil.ru/structure/forces/navy.htm

    http://flot.com/nowadays/structure/features.htm

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Понятие и значение военно-морского флота как вида вооруженных сил Российской Федерации, его структура и элементы, принципы формирования и развития. Оценка необходимости реформирования данной отрасли. Сфера деятельности флота в военное и мирное время.

      презентация , добавлен 12.07.2015

      Описания надводных и подводных сил военно-морского флота Российской Федерации. Палубная, стратегическая и тактическая морская авиация. Береговые войска флота. Флаги кораблей и судов военно-морского флота. Черноморский, Тихоокеанский и Балтийский флот.

      презентация , добавлен 17.11.2014

      Исторические этапы развития китайского флота в период с середины XIX и до начала XXI века. Современная военно-морская доктрина Народно-Освободительной Армии Китая. Военное кораблестроение: подводные и авианосные силы, фрегатные и ракетные катера.

      курсовая работа , добавлен 10.10.2013

      Создание флота Петром I. Военно-Морской Флот Российской империи во второй половине XVIII века. Крымская война и её последствия. Русско-японская война. Первая мировая война на море. Военно-Морской Флот во время ВОВ. Военно-Морской Флот в наше время.

      реферат , добавлен 19.04.2012

      Задачи Военно-Морского флота России. Вооруженная защита интересов России, ведение боевых действий на морских и океанских театрах войны. Подводные и надоводные силы. Силы морской авиации. Боевые действия морской пехоты. Войска береговой обороны.

      презентация , добавлен 01.10.2013

      Задачи и структура военно-морского флота, предназначенного для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. Организация флота: Балтийская, Черноморская, Северная, Тихоокеанская, Каспийская флотилии.

      реферат , добавлен 03.05.2015

      Роль советских Вооруженных Сил в защите Родины. Основные виды Вооруженных Сил. Организация мотострелкового полка. Структура сухопутных войск. Задачи организации боевой подготовки Военно-морского флота России. Основное содержание военных реформ Петра I.

      презентация , добавлен 13.03.2010

      Интересные факты об армиях мира. Виды Вооруженных Сил РФ: сухопутные воска, военно-воздушные силы и военно-морской флот. Их история, назначение, символы и структура. Курьезные армейские законы. Другие рода войск: пограничные, железнодорожные, внутренние.

      презентация , добавлен 19.02.2015

      История создания и состав войск Вооружённых Сил России. Президент России как Верховный Главнокомандующий. Задачи Министерства Обороны и Генерального Штаба. Характеристика родов войск: сухопутных, специальных, военно-воздушных, военно-морского флота.

      презентация , добавлен 26.11.2013

      Предназначение сухопутных, мотострелковых, танковых войск Российской Федерации. Состав военно-воздушных сил. Назначение военно-морского флота и стратегической, тактической и береговой авиации. Защита военно-морских баз и важных участков побережья.

    Создание регулярного Военно-Морского Флота в России относится к концу XYII - началу XYIII в.в. К этому времени в России, благодаря развитию мануфактурного производства, была создана необходимая материально-техническая база, способная обеспечить строительство крупных парусных кораблей и их вооружения. Начало созданию флота было положено в 1696 году , когда по указу Петра 1 «Морским судам быть» приступили к строительству Азовского флота, предназначавшегося для борьбы против Турции за выход к Черному морю. Однако ядром Русского регулярного Военно-Морского флота стал Балтийский , который создавался в ходе Северной войны.

    Создание Военного флота на Балтийском море, способного вести успешную борьбу со шведским флотом - одним из сильнейших в Западной Европе, потребовало строительства верфей, кораблей, баз, подготовки кадров командного и рядового состава, создания органов управления флотом. Вначале корабли строились на верфях, созданных в районе Ладожского озера, а с 1705 года - в Петербурге, который стал главным центром кораблестроения в России . До 1715 года крупные парусные корабли строились также в Архангельске, откуда они переводились вокруг Скандинавии на Балтийское море. Всего в период с 1701 по 1725 год Балтийский флот получил 646 кораблей различных классов. Из них лишь 35 (5,4%) было куплено в странах Западной Европы .

    Для флота строились парусные и гребные суда. Основными классами парусных кораблей были:

    - линейные корабли , представлявшие собой суда водоизмещением 1200-3000 тонн, вооруженные 50-100 пушками, которые располагались на 2-3 артиллерийских палубах (деках). Экипаж корабля насчитывал до 900 человек;

    - фрегаты - корабли, имевшие водоизмещение до 1000 тонн, оснащенные мощным парусным вооружением и имевшие 28-44 пушки, расположенные на 1 деке. Численность экипажа составляла 250-300 человек;

    - бомбардирские суда , которые имели водоизмещение до 200-300 тонн и были вооружены 2 мортирами и несколькими крупнокалиберными (24-фунтовыми и 12-фунтовыми) пушками.

    Наряду с парусными кораблями для действий в шхерных районах Финского залива строились гребные суда. Основным типом их была скампавея (русская галера). Она представляла собой парусно-гребной корабль. Основным движителем его являлись 18 пар весел, вспомогательным - косые паруса, поднимаемые на двух мачтах. Вооружение скампавеи было представлено 3-5 пушками калибра от 3 до 12 фунтов (диаметр канала огнестрельного оружия, а также диаметр снаряда). Экипаж состоял из 150 человек. Это был корабль многоцелевого назначения, используемый главным образом для совместных действий с войсками в прибрежных шхерных районах. Всего за время Северной войны для Балтийского флота было построено 438 гребных судов .

    В 1720 году в России была предпринята первая попытка создания подводной лодки. Автором проекта «потаенного судна» был плотник-строитель Ефим Никонов. Было создано несколько моделей этого судна, однако добиться полной герметизации их в подводном положении строителю не удалось, и после смерти Петра 1 эти работы были прекращены.

    Одновременно со строительством кораблей было развернуто строительство портов и баз для флота . Петербург становится первой базой флота. 18(29) мая 1704 года для прикрытия подступов к Петербургу к югу от острова Котлин на искусственном островке была построена передовая база для флота, названная Кроншлотом. В это же время было начато строительство крепости, порта и базы на острове Котлин - Кронштадта, которое было завершено в основном к 1723 году. Кронштадт становится главной базой флота.

    Подготовка всех категорий рядового состава, кроме пушкарей, производилась на кораблях. Пушкари готовились при специальных артиллерийских мастерских, находившихся в портах. Комплектование кораблей рядовым составом осуществлялось на основе рекрутской системы набора, введенной Петром 1 в 1705 году. Согласно этой системе, от определенного количества крестьянских и посадских (городских ремесленно-торговых) дворов пожизненно на службу ежегодно выделялся один рекрут-мужчина в возрасте 17-32 лет.

    Офицерский состав флота комплектовался из дворян, которые проходили подготовку в Навигацкой школе, основанной Петром 1 в Москве в 1701 году. На базе старших классов этой школы, переведенных в Петербург в 1715 году, была открыта Морская Академия. Слабая учебная база и большие потребности Русского флота в командных кадрах вынудили петровское правительство часть молодых дворян посылать за границу, а также принимать на службу во флот иностранцев, имевших военно-морскую подготовку.

    Строительство флота потребовало учреждения постоянных органов по управлению флотом, а также разработки и введения единой организации на кораблях . Вначале таким органов являлся Адмиралтейский приказ , а позже, в 1718 году на его базе была образована Адмиралтейств-коллегия . Во главе ее стоял президент, подчинявшийся непосредственно царю. Первым президентом Адмиралтейств-коллегии был назначен Федор Матвеевич Апраксин , которому впервые в России в 1708 году было присвоено только что введенное высшее воинское звание на флоте генерал-адмирал . Адмиралтейств-коллегия ведала: вооружением, комплектованием флота, строительством кораблей, сооружением портов и каналов, подготовкой офицеров и разработкой уставов .

    Организационно парусные корабли объединялись в дивизии , три дивизии составляли эскадру . Всего было три эскадры, которые составляли так называемый Корабельный флот . Название дивизий и эскадр присваивалось по месту, которое они занимали во время следования в общем боевом порядке (авангард, центр, арьергард ).

    Гребные суда составляли самостоятельный флот - гребной или, как его тогда называли, галерный . В основу его организации был положен принцип сухопутного войска. Основной тактической единицей Галерного флота являлся полк , в который входило 1000 человек морских пехотинцев и 10 скампавей . Несколько полков объединялись в отряд; 2-4 отряда составляли дивизию . Всего на флоте было три дивизии, которые носили названия: авангардия, кордебаталия и арьергардия .

    Авангардия - головная часть боевого порядка кораблей гребного флота, предназначенная для боя против авангарда противника.

    Кордебаталия - средняя часть боевого порядка кораблей гребного флота, предназначенная для боя против центра противника.

    Арьергардия - концевая часть сил боевого порядка кораблей, предназначенная для прикрытия своих главных сил с кормовых секторов боевого порядка, поддержки их в бою огнем, обеспечения отхода после боя от противника.

    На кораблях поднимался кормовой флаг, представлявший собой прямоугольное полотнище синего - для авангарда, белого - для центра и кордебаталии, красного цветов - для арьергарда, с андреевским флагом (голубой крест на белом фоне) в верхнем левом углу полотнища. С 1712 года для авангарда и кораблей в одиночном плавании введен андреевский флаг .

    Единая организация на русском флоте была официально закреплена изданным в 1720 году первым Морским уставом , который был написан при личном участии Петра 1. Этот устав явился одним из замечательных документов русского законодательства. В нем нашли отражение опыт боевой деятельности иностранных флотов в прошлых войнах и богатый опыт русского флота в Северной войне. В уставе был дан текст военной присяги, определена организация повседневной и боевой службы на кораблях, установлены права и обязанности всех должностных лиц от рядового до командующего флотом. Уставом также были определены походные и боевые порядки кораблей, способы ведения морского боя и свод сигналов для управления кораблем. Главной целью устава, как указал Петр 1 в его предисловии, было то «чтобы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался». Морской устав сыграл огромную роль в развитии русского флота. Им руководствовались вплоть до Крымской войны 1853-1856 года Отдельные положения устава не утратили своего значения и до настоящего времени.

    Благодаря огромным усилиям русского народа на Балтийском море в сравнительно короткий срок был создан сильный военный флот. Создание регулярного Военно-Морского флота и его первые победы на Балтийском море над сильным шведским флотом в Северной войне неразрывно связано с именем Петра 1 - выдающегося политического и военного деятеля России.

    Следующим этапом развития регулярного Военно-Морского Флота во второй половине XYIII века стало создание Военно-Морского флота на Черном море . Строительство военного флота на юге началось с создания на Азовском море флотилии, предназначенной для поддержки русских войск в Крыму. Постройка кораблей для флотилии велась с 1769 года на верфях Дона и его притоках, а затем в Таганроге, который стал первой базой русского флота на данном театре. После занятия русскими войсками Крыма Азовская флотилия в 1772 году перебазировалась в Керчь.

    После победоносного завершения Русско-турецкой войны 1768-1774 года Россия вернула себе выход к Черному морю и приступила к развертыванию морских сил на юге. Для Черноморского флота был установлен штатный корабельный состав: 12 линейных кораблей, 20 фрегатов и несколько десятков вспомогательных судов . Крупные парусные корабли строились на верфях Херсона, мелкие парусные и парусно-гребные суда - в Таганроге. С созданием военного флота на Черном море Азовская флотилия была расформирована, ее корабли вошли в состав Черноморского флота.

    Во второй половине XYIII века на вооружение русского флота были приняты единороги (изобретены русскими мастерами пушечного дела Мартыновым и Даниловым), которые представляли собой универсальные пушки, стрелявшие бомбами , гранатами и брандскугелями (зажигательный снаряд корабельной гладкоствольной артиллерии, состоявший из пустотелого чугунного ядра с отверстиями и был начинен зажигательным составом). За счет устройства конической камеры на орудиях увеличивается дальность стрельбы примерно в 2 раза (с 300 до 600 метров), а также повышается точность стрельбы. Развертываются работы по сооружению судостроительных предприятий, начинается строительство новых маяков на побережье и островах Балтийского моря, в частности на островах Соммерс и Большой Рооге. Организуются штурманско-гидрографические экспедиции для уточнения используемых на флоте навигационных морских карт. На новых кораблях улучшаются отдельные конструкции, обводы корпуса, повышаются мореходные и маневренные качества (скорость хода возрастает при благоприятных условиях с 8 до 11 узлов).

    Одновременно с постройкой кораблей на Черном море создавались базы флота . Вначале корабли базировались на Херсон, основанный в 1778 году, а с 1783 года - на Севастополь , который стал главной базой Черноморского флота. В 1786 году в Херсоне был основан морской кадетский корпус, который готовил офицеров преимущественно для Черноморского флота. Впоследствии это учебное заведение было переведено в Николаев и преобразовано в Штурманское училище.

    К началу второй русско-турецкой войны 1787-1790 год русский флот на Черном море представлял значительную и хорошо организованную силу. Он состоял из 5 линейных кораблей, 19 фрегатов и нескольких десятков вспомогательных судов. Кроме того, в постройке находилось 8 линейных кораблей и 4 фрегата.

    В создании флота на Черном море важную роль сыграл выдающийся русский флотоводец адмирал Ф.Ф.Ушаков . С его именем связаны первые блистательные победы Черноморского флота.

    В России День военно-морского флота отмечают ежегодно в последнее воскресенье июля. Потребность во флоте появилась в России еще в 17 веке. Чтобы избежать тотальной культурной и политической изоляции, империи требовалось развитие морских путей. Отсутствие флота тормозило развитие страны.

    «Морским судам быть» - эти слова Петра I предопределили появление дня рождения Российского военно-морского флота. По настоянию императора Боярская Дума 20 октября 1696 года приняла решение о создании в государстве регулярного флота.

    Настойчивость Петра можно было понять – всего годом ранее закончилась провалом осада русской армии турецкой крепости Азов. И все из-за отсутствия флота у русских, ведь турецкий флот беспрепятственно снабжал осажденных с моря боеприпасами и продуктами.

    Военное кораблестроение развернулось в Воронеже, затем в Петербурге, в Архангельске и на Ладоге. Быстро были созданы Балтийский и Азовский флоты, а за ними Тихоокеанский и Северный.

    На верфях Воронежского адмиралтейства в 1696-1711 годах для первого российского регулярного военно-морского флота было построено около 215 кораблей. В результате крепость Азов была завоевана, а в последствии с Турцией был подписан необходимый России мирный договор.

    Краткая история Российского военно-морского флота

    Благодаря наличию флота, русские моряки тоже внесли значительный вклад в географические открытия. Так, в 1740 году был основан Петропавловск-Камчатский, к чему приложили усилия В. Беринг и А. Чириков. Спустя год ими же был открыт пролив, через который они достигли западного побережья континента Северной Америки.

    У мореплавателей Беринга и Чирикова эстафету географических открытий, имеющих огромное значение для страны, науки и экономики, подхватили такие русские мореплаватели как Путятин Е.В., Беллинсгаузен Ф.Ф., Лазарев М.П., Головнин В.М.

    Уже во второй половине 18 века Российский военно-морской флот настолько окреп и возрос, что занимал 3-е в мире место по количеству боевых кораблей. Мастерство и тактика боевого поведения на море постоянно совершенствовалась, и благодаря этому русские моряки одерживали победы в морских сражениях. Подвиги адмиралов Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, Г.А. Спиридова, Д.Н. Сенявина, В.И. Истомина, Г.И. Бутакова, С.О. Маркова и В.А. Корнилова вошли в историю военно-морского флота, как яркие, блестящие действия талантливых флотоводцев.

    Внешняя политика России стала более активной. В 1770 году Российский военно-морской флот добился господства в Эгейском море, усилиями эскадры адмирала Спиридова, разбившего турецкую флотилию.

    В следующем году были завоеваны побережье Керченского пролива и крепости Керчь и Ени-Кале.

    Вскоре была сформирована и Дунайская военная флотилия. А в 1773 году в Черное море гордо вышла Азовская флотилия.

    В 1774 году закончилась, длившаяся шесть лет русско-турецкая война. Победа осталась за Российской империей, и по её условиям к России отошла часть береговой линии Черного моря между реками Днестр и Южный Буг, а главное – все побережье Азовского моря. Независимым государством под российским протекторатом был объявлен Крым. А в 1783 году он стал частью России.

    В 1783 году из специально основанного пятью годами ранее порта Херсон, на воду был спущен первый корабль Черноморского флота.

    К началу 19 века Российский военно-морской флот являлся третьим в мире по величине. Состоял он из Балтийского, Черноморского флотов, Беломорской, Каспийской и Охотской флотилий. Впереди по величине были Великобритания и Франция.

    В 1802 году для управления было создано Министерство морских сил, которое немного позже переименовали в Морское министерство.

    Первый военный пароход был построен в 1826 году. Назывался он Ижора, и имел на вооружении восемь пушек, обладая мощностью в 100 лошадиных сил.

    Первый параход-фрегат был построен в 1836 году. На его вооружении было уже 28 пушек. Мощность его была 240 лошадиных сил, водоизмещение – 1320 тонн, и назывался этот параход-фрегат Богатырь.

    В промежутке между 1803 и 1855 годами более сорока дальних путешествий, в том числе и кругосветных, были совершены русскими мореплавателями. Благодаря их стойкости происходило освоение океанов, тихоокеанского региона, а также освоение Дальнего Востока.

    Показал свои геройские корни флот и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Советские военные суда били фашистов на море, а также на суше и в небе, надежно прикрывая фронтовые фланги.

    Отличились и воины морских пехотных частей, и морские летчики, и моряки-подводники.


    В годы Великой Отечественной войны боевыми действиями на морях руководили адмиралы А.Г. Головко, С.Г. Горшков, И.С. Исаков, Ф.С. Октябрьский, И.С. Исаков, И.С. Юмашев, Л.А. Владимирский и Н.Г. Кузнецов.

    Российский военно-морской флот сегодня

    Уже трехсотлетнюю с небольшим историю насчитывает Военно-морской флот России, и в настоящий момент он состоит из следующих оперативно-стратегических объединений:

    Тихоокеанский флот ВМФ России со штабом во Владивостоке; Северный флот ВМФ России со штабом в Североморске; Каспийская флотилия ВМФ России со штабом в Астрахани; Балтийский флот ВМФ России со штабом в Калининграде; Черноморский флот ВМФ России со штабом в Севастополе.

    Структура Российского ВМФ состоит из надводных и подводных сил, морской авиации (тактической, стратегической, палубной и береговой), войск береговой охраны, морской пехоты и частей центрального подчинения, а также частей и подразделений тыла.

    Современные Военно-морской флот России обладает надежной боевой техникой – атомными подводными лодками, мощными ракетными крейсерами, противолодочными кораблями, самолетами морской авиации и десантными судами.

    Моряки – профессия не из легких, но всегда пользуется уважением.

    Военно-морские войска РФ являются сегодня очень мощной силой. Они прошли длительный путь становления. Современные морские надводные подразделения могут служить великолепным примером для того, чтобы последующие поколения моряков могли совершенствовать свои навыки. Причем, это можно сказать не только про военное, но и про мирное время.

    История военно-морского флота

    История военно-морского флота нашей страны начинается с 30 октября 1696 года. По повелению Петра I, в этот день думой было принято решение о создании в России военно-морского флота на постоянной основе. Однако на самом деле, первые военные корабли появились у нас значительно раньше.

    Это позволило нашей стране добиться большого количества новых возможностей. Речь при этом идет не только о более эффективной обороне государства и наступательных сражениях. Наши моряки-надводники сумели сделать большое количество важных географических открытий. Среди этих открытий можно выделить основание Петропавловска-Камчатского, кругосветные путешествия к берегам Северной Америки, а также и многие другие, которые получили имена в честь их первооткрывателей. Среди самых выдающихся русских мореплавателей того времени можно назвать Ф.Ф.Беллинсгаузена, В.М.Головнина, Е.В.Путятина и М.П.Лазарева.


    В годы Второй Мировой войны флот стал одной из главных сил, отразившей атаку врага. А в настоящее время российский флот основан на использовании самых современных техник и военного оборудования. Буквально каждый день в нашей стране проводится тестирование новых боевых орудий.

    Во времена Петра Первого в России началось активное военное кораблестроение. Суда начали строить в Петербурге, Воронеже, в Архангельске и на Ладоге. Сначала Петр Первый работал над созданием Азовского и Балтийского флотов, несколько позже были созданы Тихоокеанский и Северный.

    Российский военно-морской флот во второй 18 - начале 19 вв. уже занимал третье место в мире по количеству боевых кораблей. При этом осуществлялось постоянное совершенствование тактики проведения на море боевых действий и различных маневров.

    В годы Великой Отечественной войны нашему флоту пришлось выдержать самые тяжелые испытания. Моряки внесли огромный вклад в общее дело победы над фашистами.

    Современный военно-морской флот нашей страны оснащен мощной и надежной боевой техникой. Она включает в себя современные ракетные крейсеры, противолодочные корабли, атомные подводные лодки, десантные суда и самолеты морской авиации.

    История возникновения и развития ВМФ

    Чтобы узнать об истории возникновения и развития ВМФ, необходимо заглянуть в глубокую древность.

    Зарождение мореплавание и флота произошло в Древнем Китае, Египте, Финикии, а также и в ряде других рабовладельческих государств. Изначально суда начли строить исключительно с торговыми целями. Они позволяли преодолевать огромные расстояния по рекам и морям. Со временем начали появляться и военные суда, которые сперва представляли собой гребные корабли. Наибольшее развитие они получили в Древней Греции и Риме.

    Но в те времена единственным назначением военного флота являлось уничтожение вражеских кораблей. Тогда основу морской тактики составляло применение таких приемов ведения боя, как использование метательного оружия, абордаж и таран.

    В 7 веке венецианцы существенно усовершенствовали гребные корабли. Новый тип судов получил название «галера». Этот вид судов со временем вытеснил все остальные типы гребных кораблей. К концу раннего средневековья он являлся уже основным боевым кораблём. В ряде стран Средиземноморья с 10-11 вв. начали появляться парусные суда, которые назывались нефами. Именно от них и взяли свое начало военные флоты таких европейских государств, как Англии, Голландии, Франции, Швеция и Дания.

    В 17 веке в Великобритании, Испании Франции и Голландии были созданы регулярные военные флоты. С целью постройки судов были созданы верфи, для и управления флотом появились адмиралтейства. Тогда же была впервые установлена классификация кораблей, были определены их задачи.

    Что касается нашей страны, то зарождение ВМФ у нас произошло еще в 6-7 вв. Но флот не получил особого развития до 18 века. На начало 19 века приходится появление первых паровых боевых судов. В первой половине 19 века на вооружении русского флота уже появилось минное оружие.

    Первый железный броненосный корабль, построенный в нашей стране, получил название «Опыт». Он был построен в 1861 году. Этот вид кораблей отличался большой живучестью и непотопляемостью.

    С целью ведения разведки строились крейсера. Они отличались от эскадренных броненосцев меньшим количеством вооружения и броневой защиты. Зато, они имели и преимущество, которое заключалось в более высокой скорости хода. В это же время появилась необходимость создания новых классов кораблей - минных заградителей и миноносцев. Они были созданы во второй половине 19 века.

    В 1914-15 гг. был построен первый в мире военный гидросамолёт. Нужно отметить, что автором этого проекта стал русский конструктор Д. П. Григорович. Первые авиатранспорты были созданы в составе Черноморского флота. Каждый из них обладал возможностью принимать до семи гидросамолётов.

    В Первой мировой войне уже принимало участие большое количество надводных кораблей, подводных лодок и самолётов. Ко времени Второй мировой войны количество судов, подводных лодок и самолетов значительно выросло. Ареной вооружённой борьбы флотов стал тогда практически весь Мировой океан.

    В послевоенное время Советский Союз продолжал достаточно активно развивать свой ВМФ, при этом обязательно учитывался боевой опыт. Преимущество тогда начали отдавать созданию крупных надводных кораблей. Велись работы по усовершенствованию ракет, предназначенных для поражения наземных и воздушных целей. С 1953 года в нашей стране началось строительство атомных подводных лодок.