Войти
Логопедический портал
  • Династия Валуа Король англии генрих 2 плантагенет
  • Что такое азот — химические свойства и соединения
  • Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г
  • Способы задания плоскости на чертеже Могут ли существовать точки вне заданной плоскости
  • Классный час "Сдадим ОГЭ успешно" (9 класс)
  • Как разгадывать ребусы с буквами и картинками: правила, советы, рекомендации
  • Темы и стиль оды «Вольность» А. Радищева. «Преемственность русской литературы. (Оды "Вольность" А. Н. Радищева и А. С. Пушкина)

    Темы и стиль оды «Вольность» А. Радищева. «Преемственность русской литературы. (Оды

    Все произведения А.С. Пушкина великолепным образом передают палитру чувств, которые гениальный поэт испытывал на протяжении своей жизни. Вольнолюбивая поэзия всегда стояла у него на первом месте, особенно в раннем творчестве. Еще во времена лицеистской юности Пушкин отмечал для себя, что каждый человек имеет право на свободу. Однако правящие политические круги создают такие условия для народа, которые непременно будут тяготить и делать невыносимым его существование.

    Вольнодумие

    Ода «Вольность» Пушкина вошла именно в ранний период творчества этого великого поэта. В то время он был слишком наивен и даже не мог догадываться о том, что существует цензура. Пушкин слишком отрыто высказывал свои мысли и думал, что имеет на это полное право.

    Произведение «Вольность» Пушкина было написано им сразу после окончания Царскосельского лицея в 1817 году. К тому времени он уже не сомневался в своем предназначении в художественной литературе и больше всего мечтал о всеобщей свободе, которую часто воспевал в своих стихотворениях.

    Уже в первых строчках оды «Вольность» Пушкина слышится призыв и готовность ради свободы пожертвовать всем, что у него есть, даже своим талантом. Стихотворные строчки звучат как заклинание: «Приди, сорви с меня венец…» В этом произведении есть предопределение его судьбы как гражданина и как поэта. Он убежден: раз Господь одарил его необыкновенным литературным талантом, тогда и не стоит растрачивать его на всякие пустяки. Пушкин считает свою цель необходимой, благородной и призывает: «Тираны мира! Трепещите!.. восстаньте, падшие рабы!»

    Ода «Вольность» Пушкин: анализ

    Но как бы то ни было, совсем еще молодой Пушкин понимает, что очень непросто будет добиться изменений к лучшему в мире. Он сожалеет, что кругом царит «законов гибельный позор» и с ними приходится мириться всем сословиям общества. И если высокопоставленная власть воспринимает все это как должное, то бедному крепостному люду барщина и крепостничество все одно, что кандалы.

    Пушкин определяет две основных силы общества XIX века - это слава и рабство. Российский доблестный народ смог прославить свою родину великими победами и подвигами. Однако обратной стороной этой медали были рабство и жуткое нищенство.

    Поэта интересует, как будет выглядеть современное общество, когда оно станет по-настоящему свободным? За этим он обращается к архивам истории Запорожской Сечи, где много говорилось о равенстве и свободе. Тогда-то и созрел до своей революционной оды Пушкин. «Вольность» - стихотворение, которое является результатом восприятия ненавистного ему существующего строя.

    Осуждение самодержавия

    В своих рассуждениях о предназначении человека Пушкин приходит к выводу, что государственная власть не должна передаваться по наследству, ее должен получить тот, кто более всего ее достоин. Поэтому Пушкин становится противником самодержавия, он видит и большую дремучесть, и безмолвную покорность народа. Поэт отмечает, что «стыдливо молчали» не только современники, но и простые люди Европы, в которой тоже творились беззакония. Он предрекает правителям воздаяние и непременную жизнь по закону.

    Произведение «Вольность» Пушкина при его жизни так и не было опубликовано, только потом Герцен напечатает его во второй книге сборника «Полярная звезда» от 1856 года.

    Вера в лучшее

    Продолжая эту тему, надо сказать, что поэт в некоторой степени понимал всю невозможность смены самодержавного строя. И потом он и сам признавался, что никогда не призывал к кровопролитию и революции. Но при этом свои мечты о светлом для народа будущем он никогда не оставлял. Пушкин верил, как ребенок, что мир все равно когда-нибудь изменится и в приоритетах у него будет справедливость, равенство и свобода.

    Без внимания и реакции правительства это произведение, конечно же, не осталось, и поэтому в 1820 году Пушкина отправили в Южную ссылку, подальше от столицы.

    Ода «Вольность», Пушкин: жанр

    На социалистическую революцию 1917 года ода тоже в какой-то степени повлияла. Тема протеста против абсолютной монархии нашла отклик в большевистских кругах. Ведь ее строки: «Самовластительный злодей, тебя, твой трон я ненавижу!» - были и через сто лет очень актуальными.

    Ода «Вольность» Пушкина написана в виде лирического монолога с высокой окраской лексики. Все это создает динамичный текст и четкий ритм. По строгой композиции прослеживаются мысли и чувства поэта. Ярче и красочнее помогают сделать текст различные художественные средства в виде эпитетов: «благородный след», «роковая страсть», «неправедная Власть» и т. д., и олицетворений: «Молчит Закон». Глаголы и деепричастия чаще других частей речи повторяются: «беги, разбей, мужайтесь, внемлите, восстаньте».

    Пушкин обладает талантом достаточно легко доносить до масс очень важные вопросы и проблемы.

    Ода «Вольность» Пушкина поделена на три части. В первой он обращается к своей музе. Потом выражает свое недовольство правящей властью. И заканчивает все обращением к царю.

    В своей оде Пушкин говорит о рабстве и о том, как самодержцы равнодушны к своим рабам. Поэт выступает против крепостного права. Рабство у него является олицетворением грозного гения, а слава - как роковая страсть. Властителям он пытается доказать, что не по их амбициям и желаниям они находятся у власти, их покровительство идет в сопровождении с законом. Поэт несколько унижает властительных царей, считая, что они ничего хорошего для народа не сделали. Про армию говорит, что армия хоть и может на первый взгляд показаться безжалостной и дерзкой, но в их глазах наблюдается страх.

    В самом конце оды поэт призывает царей уважать волю народа и действовать самим прежде всего по закону, не попирая его.

    Позволь, чтоб раб тебя воспел.

    Исполни сердце твоим жаром,

    В нем сильных мышц твоих ударом

    Во свет рабства тьму претвори,

    Да Брут и Телль еще проснутся,

    Седяй во власти да смятутся {*}

    От гласа твоего цари.

    Я в свет исшел, и ты со мною;

    На мышцах нет моих заклеп;

    Свободною могу рукою

    Прияти данный в пищу хлеб.

    Стопы несу, где мне приятно;

    Тому внемлю, что мне понятно;

    Вещаю то, что мыслю я.

    Любить могу и быть любимым;

    Творя добро, могу быть чтимым;

    Закон мой - воля есть моя.

    { *Седяй во власти... - пусть будут охвачены смятением сидящие на троне. (Здесь и далее примечания ред.)}

    Но что ж претит моей свободе?

    Желаньям зрю везде предел;

    Возникла обща власть в народе,

    Соборный всех властей удел.

    Ей общество во всем послушно,

    Повсюду с ней единодушно;

    Для пользы общей нет препон.

    Во власти всех своей зрю долю,

    Свою творю, творя всех волю:

    Вот что есть в обществе закон.

    В средине злачныя долины,

    Среди тягченных жатвой нив,

    Где нежны процветают крины,

    Средь мирных под сеньми олив,

    Паросска мрамора белее,

    Яснейша дня лучей светлее,

    Стоит прозрачный всюду храм;

    Там жертва лжива не курится,

    Там надпись пламенная зрится:

    "Конец невинности бедам".

    Оливной ветвию венчанно,

    На твердом камени седяй,

    Безжалостно и хладнонравно,

    Глухое божество, судяй,

    Белее снега во хламиде

    И в неизменном всегда виде;

    Зерцало, меч, весы пред ним.

    Тут истина стрежет десную,

    Тут правосудие - ошую:

    Се храм Закона ясно зрим.

    Возводит строгие зеницы,

    Льет радость, трепет вкруг себя,

    Равно на все взирает лицы,

    Ни ненавидя, ни любя;

    Он лести чужд, лицеприятства,

    Породы, знатности, богатства,

    Гнушаясь жертвенныя тли;

    Родства не знает, ни приязни,

    Равно делит и мзду и казни;

    Он образ божий на земли.

    И се чудовище ужасно,

    Как гидра, сто имея глав,

    Умильно и в слезах всечасно,

    Но полны челюсти отрав,

    Земные власти попирает,

    Главою неба досязает,

    "Его отчизна там",- гласит.

    Призраки, тьму повсюду сеет,

    Обманывать и льстить умеет

    И слепо верить всем велит.

    Покрывши разум темнотою

    И всюду вея ползкий яд,

    Троякою обнес стеною

    Чувствительность природы чад;

    Повлек в ярем порабощевья,

    Облек их в броню заблужденья,

    Бояться истины велел.

    "Закон се божий",- царь вещает;

    "Обман святый, - мудрец взывает,

    Народ давить что изобрел".

    Воззрим мы в области обширны,

    Где тусклый трон стоит рабства,

    Градские власти там все мирны,

    В царе зря образ божества.

    Власть царска веру сохраняет,

    Власть царску вера утверждает,

    Союзно общество гнетут:

    Одно сковать рассудок тщится,

    Другое волю стерть стремится;

    "На пользу общую", - рекут.

    Покоя рабского под сенью

    Плодов златых не возрастет;

    Где все ума претит стремленью,

    Великость там не прозябет.

    Там нивы запустеют тучны,

    Коса и серп там несподручны,

    В сохе уснет ленивый вол,

    Блестящий меч померкнет славы,

    Минервин храм стал обветшалый,

    Коварства сеть простерлась в дол.

    Чело надменное вознесши,

    Схватив железный скипетр, царь,

    На тройном троне властно севши,

    В народе зрит лишь подлу тварь.

    Живот и смерть в руке имея:

    "По воле, - рек, щажу злодея,

    Я властию могу дарить;

    Где я смеюсь, там все смеется;

    Нахмурюсь грозно, все смятется;

    Живешь тогда, велю коль жить".

    И мы внимаем хладнокровно,

    Как крови нашей алчный гад,

    Ругался всегда бесспорно,

    В веселы дни нам сеет ад.

    Вокруг престола все надменно

    Стоят коленопреклоненно.

    Но мститель, трепещи, грядет.

    Он молвит, вольность прорицая,

    И се, молва от край до края,

    Глася свободу, протечет.

    Возникнет рать повсюду бранна,

    Надежда всех вооружит;

    В крови мучителя венчанна

    Омыть свой стыд уж всяк спешит.

    Меч остр, я зрю, везде сверкает,

    В различных видах смерть летает,

    Над гордою главой паря.

    Ликуйте, склепанны народы!

    Се право мщенное природы

    На плаху возвело царя.

    И нощи се завесу лживой

    Со треском мощно разодрав,

    Кичливой власти и строптивой

    Огромный истукан поправ,

    Сковав сторучна исполина,

    Влечет его, как гражданина,

    К престолу, где народ воссел:

    "Преступник власти, мною данной!

    Вещай, злодей, мною венчанный,

    Против меня восстать как смел?

    Тебя облек я во порфиру

    Равенство в обществе блюсти,

    Вдовицу призирать и сиру,

    От бед невинность чтоб спасти,

    Отцом ей быть чадолюбивым;

    Но мстителем непримиримым

    Пороку, лже и клевете;

    Заслуги честью награждати,

    Устройством зло предупреждати,

    Хранити нравы в чистоте.

    Покрыл я море кораблями,

    Устроил пристани в брегах,

    Дабы сокровища торгами

    Текли с избытком в городах;

    Златая жатва чтоб бесслезна

    Была оратаю полезна;

    Он мог вещать бы за сохой:

    "Бразды своей я не наемник,

    На пажитях своих не пленник,

    Я благоденствую тобой".

    Своих кровей я без пощады

    Гремящую воздвигнул рать;

    Я медны изваял громады,

    Злодеев внешних чтоб карать;

    Тебе велел повиноваться,

    С тобою к славе устремляться;

    Для пользы всех мне можно все.

    Земные недра раздираю,

    Металл блестящий извлекаю

    На украшение твое.

    Но ты, забыв мне клятву данну,

    Забыв, что я избрал тебя

    Себе в утеху быть венчанну,

    Возмнил, что ты господь {*} - не я;

    Мечом мои расторг уставы,

    Безгласными поверг все правы {**},

    Стыдиться истине велел;

    Расчистил мерзостям дорогу.

    Взывать стал не ко мне, но к богу,

    А мной гнушаться восхотел.

    {* Господь - здесь: господин.}

    {** Безгласны ми поверг все правы... - самовластно нарушил законы.}

    Кровавым потом доставая

    Плод, кой я в пищу насадил,

    С тобою крохи разделяя,

    Своей натуги не щадил;

    Тебе сокровищей всех мало!

    На что ж, скажи, их недостало,

    Что рубище с меня сорвал?

    Дарить любимца, полна лести!

    Жену, чуждающуся чести!

    Иль злато богом ты признал?

    В отличность знак изобретенный

    Ты начал наглости дарить;

    В злодея меч мой изощренный

    Ты стал невинности сулить;

    Сгружденные полки в защиту

    На брань ведешь ли знамениту

    За человечество карать?

    В кровавых борешься долинах,

    Дабы, упившися в Афинах,

    "Ирой!" - зевав, могли сказать.

    Злодей, злодеев всех лютейший!

    Превзыде зло твою главу.

    Преступник, изо всех первейший!

    Предстань, на суд тебя зову!

    Злодейства все скопил в едино,

    Да ни едина прейдет мимо

    Тебя из казней, супостат!

    В меня дерзнул острить ты жало!

    Единой смерти за то мало

    Умри! умри же ты стократ!"

    Великий муж, коварства полный,

    Ханжа, и льстец, и святотать!

    Един ты в свет столь благотворный

    С самодержавием в России неразрывно связано крепостное право – 2ой лик «чудища». Бесчеловечную сущность, невосполнимый, общенародный вред крепостничества Радищев разоблачает в нерасторжимом единстве и как художник-публицист, и как политик-социолог.

    Вопрос о крестьянской революции включает у Радищева две проблемы: справедливость народного возмущения и его неизбежность. К мысли о справедливости революции Радищев подводит читателя также постепенно. Он опирается на просветительскую теорию «естественного» права человека на самозащиту, без которой не может обойтись ни одно живое существо. В нормально устроенном обществе всех его членов должен охранять закон, но если закон бездействует, тогда неизбежно вступает в силу право самообороны. Об этом праве, но пока еще бегло, говорится в одной из первых глав («Любани»).

    Ода «Вольность» написана в период с 1781 по 1783 г., но работа над ней продолжалась до 1790 г., когда она была напечатана с сокращениями в «Путешествии из Петербурга в Москву», в главе «Тверь». Полный ее текст появился лишь в 1906 г. Ода создавалась в то время, когда только что завершилась Американская и начиналась Французская революция. Ее гражданский пафос отражает непреклонное стремление народов сбросить с себя феодально-абсолютистский гнет.

    Начинает свою оду Радищев с прославления вольности, которую он считает бесценным даром природы, «источником» «всех великих дел». В стране, где подавляющая масса населения находилась в крепостной зависимости, уже сама эта мысль была вызовом существовавшим порядкам. Вольность дается каждому человеку самой природой, считает автор, и поэтому в «естественном состоянии» люди не знали никакого стеснения и были абсолютно свободны: «Я в свет исшел, и ты со мною; // На мышцах нет моих заклеп...» (Т. 1. С. 1). Но во имя общего блага люди объединились в общество, ограничили свою «волю» законами, выгодными для всех, и избрали власть, которая должна следить за строгим их исполнением. Радищев рисует благие последствия такого устройства: равенство, изобилие, правосудие, Религия окружила власть правителя божественным ореолом и тем самым освободила его от ответственности перед народом. Монарх превращается в деспота:

    Утрата свободы пагубно отражается во всех областях жизни общества: пустеют нивы, меркнет воинская доблесть, нарушается правосудие, Но история не стоит на месте, и деспотизм не вечен. В народе растет недовольство. Появляется глашатай свободы. Вспыхивает возмущение. Здесь Радищев резко отличается от европейских просветителей. Руссо в книге «Общественный договор» ограничивается лишь кратким замечанием, что, если монарх, избранный обществом, нарушит законы, народ вправе расторгнуть ранее заключенный с ним общественный договор. В какой форме это произойдет, Руссо не раскрывает. Радищев все договаривает до конца. В его оде народ свергает монарха, судит его и казнит:



    Не довольствуясь умозрительными доказательствами неизбежности революции, Радищев стремится опереться на опыт истории. Он напоминает об Английской революции 1649 г., о казни английского короля. Отношение к Кромвелю противоречиво. Радищев прославляет его за то, что он «Карла на суде казнил» и вместе с тем сурово порицает за узурпацию власти. Идеалом поэта служит Американская революция и ее вождь Вашингтон.

    Человечество, по словам Радищева, проходит в своем развитии циклический путь. Свобода переходит в тиранию, тирания - в свободу. Сам Радищев, пересказывая в главе «Тверь» содержание 38-й и 39-й строф, следующим образом поясняет свою мысль: «Таков есть закон природы; из мучительства рождается вольность, из вольности рабство...» (Т. 1. С. 361). Обращаясь к народам, сбросившим с себя иго деспота, Радищев призывает их как зеницу ока беречь завоеванную свободу:



    В России пока еще торжествует деспотизм. Поэт и его современники «влачат» «оков несносно бремя». Сам Радищев не надеется дожить до дня, но твердо верит в ее грядущую победу, и ему хотелось бы, чтобы соотечественник, придя на его могилу, сказал.

    По своему стилю ода «Вольность» - прямая наследница похвальных од Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, десятистишными строфами с той же рифмовкой. Но ее содержание разительно отличается от од Ломоносова. Радищев не верит просвещенным монархам и поэтому объектами его восхваления становятся свобода и возмущение народа против царя.

    Перед нами разновидность одического жанра XVIII в. - революционно-просветительская ода как одно из явлений просветительского классицизма.

    Задача оды - осмысление уроков истории. Ода «Вольность» создавалась в период подъема революционного движения в Америке и во Франции. Она исполнена твердой веры в торжество освободительных идей.

    БИЛЕТ 13
    1.Торжественная ода М.В.Ломоносова: проблематика и поэтика.

    По своей природе и способу своего бытования в культурном контексте современности торжественная ода Ломоносова является. ораторским жанром в той же мере, что и литературным. Торжественные оды создавались с установкой на чтение вслух перед адресатом; поэтический текст торжественной оды рассчитан на то, чтобы быть звучащей речью, воспринимаемой на слух. Типологические признаки ораторских жанров в торжественной оде - те же самые, что и в проповеди, и светском ораторском Слове. Прежде всего, это прикрепленность тематического материала торжественной оды к определенному «случаю» - историческому происшествию или событию государственного масштаба.

    Композиция торжественной оды также обусловлена законами риторики: каждый одический текст неизменно открывается и завершается обращениями к адресату. Текст торжественной оды строится как система риторических вопросов и ответов, чередование которых обусловлено двумя параллельно действующими установками: каждый отдельный фрагмент оды призван оказывать максимальное эстетическое воздействие на слушателя - и отсюда язык оды перенасыщен тропами и риторическими фигурами. Что же касается последовательности развертывания одического сюжета (порядок следования отдельных фрагментов и принципы их соотношения и последовательности), то она обусловлена законами формальной логики, облегчающей восприятие одического текста на слух: формулировка тезиса, доказательство в системе последовательно сменяющихся аргументов, вывод, повторяющий начальную формулировку. Таким образом, композиция оды подчиняется тому же зеркально-кумулятивному принципу, что и композиция сатиры, и их общего протожанра - проповеди. Ломоносову удалось определить отношения адресата и адресанта. *В классицистич. оде лирич. герой выражен слабо по законам жанра. Адресант выражен только национально (т.е. я - Ломоносов – русский поэт), один из подданных монарха. Такая статичность лир. героя не устраивает автора, т.к. здесь нет движения. Ломоносову для того, чтобы оценить всё деяние монарха, адресант должен быть воплощением разума, т.е. вместо статичности лирич. «я», Ломоносов предлагает двойственность; подданный разум, который может воспарить над всеми и оценить деяния монарха. Ломоносов структурирует композицию по смене позиции точки зрения адресанта. Смена же точки зрения лирич. героя позволяет при этом сочетать конкретность и восторг. Описание деяний связано со сферой парящего разума, отсюда наличие сильных метафор, гипербол, др. образов, переплетение тропов, сопряжение прошлого, настоящего и будущего. Монарх почти прибывает на небесах, но разум лирич. героя может быть и вые монарха вертикально-структурированное пространство. Ломоносовская торжеств ода, с точки зрения содержания, имеет классицистические черты, а сточки рения формы – барочное наследие. Движение «парящего разума» предполагает сложное отношение строф, в котором наблюдается движение мысли. Одическая строфа имеет след. вид: AbAbCCdede- (1 часть – катрен, 2 часть – двустишие, 3 часть – катрен). Размеры каждой из этих частей не всегда совпадают, но часто предопределяют разделение на 2 главных мысли и одной добавочной. Связи же между строфами не всегда сразу видны, иногда это образы или параллели, но зачастую можно уловить авторское движение мысли от строфы к строфе.

    В качестве одических персонажей Россию, Петра I и божественны науки уравнивает одно-единственное их общее свойство: они являются персонажами оды постольку, поскольку являются идеями, выражающими общее понятие. Не конкретно-исторический человек и монарх Петр I, но идея Идеального монарха; не государство Россия, но идея Отечества; не конкретная отрасль научного знания, но идея Просвещения - вот подлинные герои торжественной оды.

    Проблематика оды «Вольность»

    Но А.Н. Радищев был не только прозаиком, но и поэтом. Обобщением исторических и политических концепций Радищева стала ода «Вольность», которая была первым классическим памятником русской революционной поэзии. «Вольность» включена в «Путешествии из Петербурга в Москву», в главе «Тверь».

    В основе оды лежат обще просветительские теории естественного равенства людей, естественного права и общественного договора, переосмысленные Радищевым в революционном духе. В оде «Вольность» Радищев еще более углубил критику самодержавия и высказал мысль о том, что церковь является надежной поддержкой самодержавия.

    По своему стилю «Вольность» - прямая наследница похвальных од Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, десятистишными строфами с той же рифмовкой. Но ее содержание разительно отличается от од Ломоносова. Радищев не верит просвещенным монархам и поэтому объектами его восхваления становятся свобода и возмущение народа против царя.

    Начинает свою оду А.Н. Радищев с прославления вольности, которую он считает бесценным даром природы, «источником» «всех великих дел». В стране, где подавляющая масса населения находилась в крепостной зависимости, уже сама эта мысль была вызовом существовавшим порядкам.

    Вольность дается каждому человеку самой природой, считает автор, и поэтому в «естественном состоянии» люди не знали никакого стеснения и были абсолютно свободны: «Я в свет исшел, и ты со мною; На мышцах нет моих заклеп...». Но во имя общего блага люди объединились в общество, ограничили свою «волю» законами, выгодными для всех, и избрали власть, которая должна следить за строгим их исполнением. А.Н. Радищев рисует благие последствия такого устройства: равенство, изобилие, правосудие. Религия окружила власть правителя божественным ореолом и тем самым освободила его от ответственности перед народом: «Власть царска веру охраняет, Власть царску вера утверждает, Союзно общество гнетут». Монарх превращается в деспота:

    «Чело надменное вознесши, схватив железный скипетр, царь,

    На грозном троне властно севши, в народе зрит лишь подлу тварь».

    Утрата свободы пагубно отражается во всех областях жизни общества: пустеют нивы, меркнет воинская доблесть, нарушается правосудие. Но история не стоит на месте, и деспотизм не вечен. В народе растет недовольство. Появляется глашатай свободы. Вспыхивает возмущение. Здесь Радищев резко отличается от европейских просветителей. Так, если Руссо в книге «Общественный договор» ограничивается лишь кратким замечанием, что, если монарх, избранный обществом, нарушит законы, народ вправе расторгнуть ранее заключенный с ним общественный договор (в какой форме это произойдет, Руссо не раскрывает), то Радищев все договаривает до конца. В его оде народ свергает монарха, судит его и казнит:

    «Возникнет рать повсюду бранна, надежда всех вооружит;

    В крови мучителя венчанна омыть свой стыд уж всяк спешит.

    Ликуйте, склепанны народы;

    Се право мщенное природы на плаху возвело царя».

    Не довольствуясь умозрительными доказательствами неизбежности революции, Радищев стремится опереться на опыт истории. Он напоминает об Английской революции 1649 г., о казни английского короля. Радищев прославляет его за то, что он «Карла на суде казнил» и вместе с тем сурово порицает за узурпацию власти.

    Человечество, по словам А.Н. Радищева, проходит в своем развитии циклический путь. Свобода переходит в тиранию, тирания - в свободу. Сам Радищев, пересказывая в главе «Тверь» содержание 38-й и 39-й строф, следующим образом поясняет свою мысль: «Таков есть закон природы; из мучительства рождается вольность, из вольности рабство...». Обращаясь к народам, сбросившим с себя иго деспота, Радищев призывает их как зеницу ока беречь завоеванную свободу:

    «О, вы! счастливые народы, где случай вольность даровал!

    Блюдите дар благой природы, в сердцах что вечный начертал».

    В России пока еще торжествует деспотизм. Поэт и его современники «влачат» «оков несносно бремя». Сам А.Н. Радищев не надеется дожить до дня свободы: «Не приспе еще година, Не совершилися судьбы», но твердо верит в ее грядущую победу, и ему хотелось бы, чтобы соотечественник, придя на его могилу, сказал:

    «Под игом власти, сей рожденный,

    Кося оковы позлащенны,

    Нам вольность первый прорицал».

    Ода «Вольность» русского писателя и философа Александра Николаевича Радищева (1749 – 1802) является ярким гимном свободе и призывом защищать ее и бороться с тиранией, в том числе с помощью революции. История изображается Радищевым как процесс борьбы свободы с несвободой, который, впрочем, может закончиться как торжеством вольности, так и ее подавлением

    Свобода, в терминологии 18 века – вольность, лежит в основе исторического прогресса. Однако это естественное право человека, данное ему от рождения, зачастую уничтожается властью, стремящейся поработить общество и подчинить своей воле. Задача общества («народа» в оде Радищева) состоит в том, чтобы отстоять свои естественные права. Свобода – это высшая, но очень хрупкая ценность. За нее всегда надо бороться. Иначе тирания уничтожит свободу – свет превратится «во тьму».

    Свобода дана человеку от рождения. Это его автономная воля, его право свободно мыслить и выражать свои мысли, реализовать себя так, как он этого желает. Вот что пишет Радищев, обращаясь к вольности:

    Я в свет изшел, и ты со мною;
    На мышцах нет твоих заклеп;
    Свободною могу рукою
    Прияти данный в пищу хлеб.
    Стопы несу, где мне приятно;
    Тому внимаю, что понятно;
    Вещаю то, что мыслю я;
    Любить могу и быть любимым;
    Творю добро, могу быть чтимым;
    Закон мой - воля есть моя.

    Радищев изображает свободу как источник прогресса, вектор истории, дающий людям просвещение и разрушающий существующее в обществе угнетение.

    Так дух свободы, разоряя
    Вознесшейся неволи гнет,
    В градах и селах пролетая,
    К величию он всех зовет,
    Живит, родит и созидает,
    Препоны на пути не знает,
    Вождаем мужеством в стезях;
    Нетрепетно с ним разум мыслит
    И слово собственностью числит,
    Невежства что развеет прах.

    Но здесь же Радищев указывает на угрозу свободе, которая воплощена в верховной власти. Правители через свои законы подавляют свободу и порабощают общество. Царь

    …Повлек в ярмо порабощенья,
    Облек их в броню заблужденья,
    Бояться истины велел.
    "Закон се Божий", - царь вещает;
    "Обман святый, - мудрец взывает, -
    Народ давить, что ты обрел".

    Власть в лице царей и правителей узурпирует свободу. Опираясь на священников, они диктуют обществу собственную волю.

    Воззрим мы в области обширны,
    Где тусклый трон стоит рабства.
    Градские власти там все мирны,
    В царе зря образ Божества.
    Власть царска веру охраняет,
    Власть царску вера утверждает;
    Союзно общество гнетут:
    Одна сковать рассудок тщится,
    Другая волю стерть стремится;
    На пользу общую, - рекут.

    Однако логика истории неизбежно ведет к свержению тирании. Закон природы и общества состоит в стремлении к свободе. Тирания разрушает самое себя. По мысли Радищева, чем больше угнетения, тем больше вероятности восстания и революции, яркое описание которой он дает в своей оде.

    Сей был и есть закон природы,
    Неизменимый никогда,
    Ему подвластны все народы,
    Незримо правит он всегда;
    Мучительство, стряся пределы,
    Отравы полны свои стрелы
    В себя, не ведая, вонзит;
    Равенство казнию восставит;
    Едину власть, валясь, раздавит;
    Обидой право обновит.

    Свобода – это логика истории. Она нацелена на бесконечность. Но при этом Радищев предупреждает об опасностях, которые могут угрожать свободе и которые исходят со стороны власти.

    Дойдешь до меты совершенства,
    В стезях препоны прескочив,
    В сожитии найдешь блаженство,
    Несчастных жребий облегчив,
    И паче солнца возблистаешь,
    О вольность, вольность, да скончаешь
    Со вечностью ты свой полет;
    Но корень благ твой истощится,
    Свобода в наглость превратится
    И власти под ярмом падет.

    Свобода нуждается в защите, иначе она обратима в тиранию. Гениальность Радищева в том, что он указал не только на прогрессивное развитие истории, но и на опасность обратного процесса – социального регресса, который связан с тиранией. Поэтому Радищев призывает беречь свободу и бороться за нее.

    О! вы, счастливые народы,
    Где случай вольность даровал!
    Блюдите дар благой природы,
    В сердцах что Вечный начертал.
    Се хлябь разверстая, цветами
    Усыпанная, под ногами
    У вас, готова вас сглотить.
    Не забывай ни на минуту,
    Что крепость сил в немощность люту,
    Что свет во тьму льзя претворить.

    В своей оде Радищев также приводит примеры политического и духовного прогресса в истории, который привел к завоеваниям большей свободы. Это Английская революция во главе с Кромвелем. Это религиозная реформация Лютера, географические открытия Колумба, научные достижения Галилея и Ньютона. Наконец, Радищев пишет о современной ему Американской революции и ее герое Вашингтоне.

    Николай Баев, либертарное движение «Свободные радикалы»