Войти
Логопедический портал
  • Амурская флотилия в предвоенные годы
  • Династия Валуа Король англии генрих 2 плантагенет
  • Что такое азот — химические свойства и соединения
  • Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г
  • Способы задания плоскости на чертеже Могут ли существовать точки вне заданной плоскости
  • Классный час "Сдадим ОГЭ успешно" (9 класс)
  • Способы проверки домашнего задания (из опыта работы). Домашнее задание. Способы проверки домашнего задания (из опыта работы) Приемы проверки домашнего задания

     Способы проверки домашнего задания (из опыта работы). Домашнее задание. Способы проверки домашнего задания (из опыта работы) Приемы проверки домашнего задания

    Овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности - всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию - это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.

    В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

    • · индивидуальная;
    • · групповая;
    • · творческая;
    • · дифференцированная;
    • · одна на весь класс;
    • · составление домашней работы для соседа по парте.

    Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

    При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Имена собственные» школьникам предлагается собрать материал о различных наименованиях: одна группа узнаёт название улиц, встречающихся по дороге в школу, другая - находит названия поселков, входящих в состав города, третья - названия городов в области. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

    Дифференцированная домашняя работа - такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий .

    Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения;

    · Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.

    Одна на весь класс - самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

    Составление домашней работы для соседа по парте - новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

    Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.

    Таблица 1 Классификация творческих домашних заданий (далее - ТДЗ) .

    Основные цели ТДЗ:

    • 1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
    • 2. Научить выделять главное из общей информации.
    • 3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
    • 4. Сформировать ораторские навыки.
    • 5. Воспитание эстетической культуры.
    • 6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

    Норма ТДЗ: одно задание в месяц на учащегося.

    Временные рамки выполнения ТДЗ: не менее недели.

    Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока .

    В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки .

    Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отметках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет «накапливать» отметки в классном журнале путём установления очерёдности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически.

    Проверить выполнение домашнего задания - значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика.

    Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая).

    У части учителей существуют опасения. Как же можно научить чему-либо детей без домашнего задания, если у нас (по нормам СаНПиН) на уроке письма первоклассникам разрешается писать 8 минут? На уроке обучения грамоте или чтения за 35 минут сколько времени мы сможем уделить каждому ребенку? Ответственные и заинтересованные родители стараются нагрузить ребенка: диктуют диктанты, решают примеры - то есть начинают изобретать нагрузку для ребенка вместо учителя. Важная задача учителя - внушить родителям мысль, что делать этого ни в коем случае не стоит.

    Итак, учителю нужно, с одной стороны, поверить в своих учеников и не нагружать их, с другой стороны, убедить родителей, чтобы те не стремились придумывать "специальные" домашние задания для детей.

    Главное для учеников - не натренировать навыки детей, а развить психологические функции, необходимые для продуктивной учебной деятельности. Вот какие советы можно дать для родителей первоклассников.

    • 1. Читайте вместе с ребенком книги по очереди (причем взрослый должен читать гораздо больше). Главная задача родителя - не "натаскать" малыша на быстрое чтение, а привить ему интерес к чтению. Опасайтесь, чтобы ребенок не сделал для себя вывод: это "трудно и неинтересно". Подумайте, получит ли удовольствие от прочитанного первоклассник, если он еле-еле читает по слогам?
    • 2. Развивайте запоминание зрительных образов букв (это очень пригодится первокласснику на уроках письма). Предлагайте ему найти разные буквы в компьютере, в книгах, сделать из пластилина, проволоки... На улице вместе с ребенком рассматривайте и читайте вывески, объявления. Не надо нагружать его писанием бесконечных строчек букв. Ведь если ребенок еще не умеет правильно писать букву, а мама просит многократно написать ее, то результат, увы, предсказуем: рука ребенка "запоминает" неправильное движение, формируется навык неправильного написания. Дорогие родители, вы хотели добиться такого эффекта?
    • 3. Пробудите его творческую фантазию: все операции, которым первоклассник должен научиться на уроках труда и рисования, он освоит в школе. А вы лучше спросите своего первоклассника: "Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй его". Предложите: "Давай вместе будем раскрашивать" или "Давай склеим эту поделку" (сейчас продается огромное количество книг-раскрасок или книг с моделями, чертежами, выкройками).

    Можно также предложить выполнить задания закрепляющего характера. Например, следующее: подумать, какие еще слова с новым звуком они знают; выучить понравившуюся загадку или найти другие загадки об этом предмете; понаблюдать погоду в течение дня, чтобы на уроке завтра к этому можно было вернуться; принести то, что они рисуют или раскрашивают дома и т.п. Арсенал таких заданий безграничен. Конечно, он зависит от опыта и фантазии учителя, но каждый педагог может найти то, что его ученики будут делать легко, с интересом и пользой для себя, выполняя домашнее задание "как большие" .

    При проверке домашних заданий важно помнить, что изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменения системы оценивания. Появилось понятие как “безотметочное обучение”.

    Безотметочное обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы оценивания. Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы). Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

    Таким образом, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.

    Изучив теоретические основы формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников, мы сделали некоторые выводы.

    Важность проблемы развития положительного отношения к школе ни у кого не вызывает сомнений. От того, как будет проведена работа, будет зависеть ее успешность и результативность.

    Воспитание положительного отношения к школе детей младшего школьного возраста - одна из актуальных проблем современной педагогики.

    Для развития положительного отношения и интереса к знаниям и возбуждения познавательной активности учащихся важное значение имеет создание противоречия между знанием и незнанием. Для этого необходимо так поставить вопросы, чтобы вывести учащихся за пределы имеющихся у них знаний.

    Формирование положительного отношения в учебно-познавательной деятельности - одна из ведущих функций домашней работы.

    Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функции. Любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений.

    Учителю нужно, с одной стороны, поверить в своих учеников и не нагружать их, с другой стороны, убедить родителей, чтобы те не стремились придумывать "специальные" домашние задания для детей.

    От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.

    На сегодняшний день достаточно актуальна проблема организации домашнего задания. Часто она носит непродуманный и случайный характер, подготовка к его выполнению ведется плохо, проверка строится формально. Как следствие неудовлетворительного планирования, подготовки и организации домашней работы возникает перегрузка заданиями на дом учащихся, отрицательно влияющая на работоспособность, активность и интерес к обучению.

    Педагогические законы и многовековая практика доказывают, что домашние задания необходимы, поскольку полученные на уроке знания без закрепления быстро забываются. Если не проводится самостоятельная домашняя работа, снижается уровень учебной мотивации, качество обучения.

    Этапы проверки выполнения домашнего задания

    Среди новых подходов к современному уроку существует несколько этапов всесторонней проверки выполнения домашнего задания:

    1. Дидактическая задача этапа предполагает установление правильности и осознанности выполнения всеми учениками домашнего задания; устранение пробелов в знаниях, которые обнаружились в ходе проверки, что приводит к совершенствованию знаний, умений и навыков учеников.
    2. Содержание этапа предполагает, что перед учителем стоит цель выяснить, насколько ученики усвоили заданный на дом материал; определить, каковы типичные недостатки в полученных знаниях, что является причинами их возникновения; ликвидировать обнаруженные недостатки.
    3. Условием для достижения положительных результатов является использование системы приемов, которые позволят учителю определить выполнение задания, заданного на дом у всех учащихся в классе.
    4. Показателем того, что дидактическая задача урока выполнена, является возможность установить уровень знаний большей части учеников за короткий промежуток (около 5-7 минут), при этом определить типичные недостатки; возможность при проверке домашнего задания скорректировать и актуализировать основные понятия и устранить причины выявленных недостатков.
    5. Когда предъявляемые требования оптимальны, при их составлении учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, предпочтение отдается заданиям проблемного и поискового характера.
    6. При использовании различных методов и форм контроля активизируется мыслительная деятельность учеников, предпочтение отдается индивидуальным, творческим, поисковым заданиям.
    7. Допускаемые при реализации ошибки (однообразность уроков, методов опроса, отсутствие сопоставления специфики изучаемого материала и индивидуальных особенностей учащихся) приводит к тому, что применяются новые подходы к решению этого вопроса.

    Методы организации контроля

    Различные формы и виды домашней работы предполагают и различность способов и методов ее проверки. В методике преподавания новые подходы ставят вопрос об организации ее проверки на одно из главенствующих мест.

    Этап всесторонней проверки домашнего задания требует от учителя контроль не только за систематичностью его выполнения каждым учеником, но и за степенью самостоятельности ученика при выполнении задания, уровнем усвоения материала при выполнении домашней работы.

    Обязательным элементом каждого школьного урока является то, что учитель должен проводить проверку домашних заданий постоянно, связывать ее с изучаемым материалом. При этом нужно учитывать, что просто выйти к доске и рассказать правило или написать сделанный пример для ученика довольно скучное занятие. Поэтому в наши дни учителя пришли к инновационным методам проверки , среди которых:

    1. Постановка неожиданных вопросов, которые представляют собой сформулированные иначе, чем задание после параграфа вопросы. Если ученики внимательно выполняли домашние упражнения, они без труда ответят на них.
    2. Рецензирование устного ответа – ученики слушают ответ своего одноклассника и представляют устную рецензию на него, в которой отмечают недостатки и достоинства ответа, дополняют его.
    3. Диктант по домашнему заданию. Учитель может подготовить на уроке языка выборочный, графический или диктант по орфограммам. Материал для него берется из домашнего упражнения.
    4. Краткий письменный ответ. Вопрос, заданный учителем, звучит предельно конкретно, так, чтобы ответ на него можно было выразить в двух словах. Такие задания закрепляют знания и обращают внимание учеников на основные моменты в заданном параграфе. Письменный ответ способствует тому, что выученная теория отложится в памяти на длительное время.
    5. Проверка при помощи компьютерных технологий. Упражнение, пример или задача проецируется на экране, при этом цветным шрифтом выделены самые сложные моменты. Ученики сверяют свои записи с изображением на экране и исправляют ошибки, если они имеются.


    Формы контроля выполнения задания

    Перечисленные способы проверки домашнего задания будут эффективными только при условии комплексного и систематического применения. Отсюда вытекает, что формы контроля выполнения домашнего задания также различны:

    1. Контроль письменных домашних заданий при проведении самостоятельной работы на уроке: у всех учеников – формально, у отдельных учеников – контроль содержания.
    2. Косвенный контроль при помощи тестов, самостоятельных работ, диктантов, которые составлены на основе идентичного заданному на дом материалу.
    3. Контроль устных заданий у отдельных учеников, обсуждение и дополнение ответов остальными учениками.
    4. Внеурочная проверка тетрадей. Сделать вывод о способности правильно оформлять задания, определить наиболее распространенные ошибки учитель может, только проверив тетради.
    5. Непрямой контроль основан на наблюдении за учеником на уроке, если его активности на уроке способствовало выполнение домашнего задания.
    6. Взаимный контроль учеников осуществляется при парном обмене тетрадями с использованием справочником или образцов.
    7. Самоконтроль учащихся, когда они сами сверяют выполненное домашнее задание с изображенным на интерактивной доске или написанным на доске правильным выполнением.

    Какой форме отдать предпочтение зависит от цели, вида и содержания домашнего задания, от отношения к нему учеников.

    Согласно педагогическому опыту, учителю, перед тем как давать домашнее задание, следует быть уверенным в том, что он сможет его проверить и оценить. Кроме самого выполнения задания нужно уделить внимание полноте, форме и правильности его выполнения. Контроль и оценка, а затем и выставление отметки за домашнее задание мотивируют учеников и мобилизируют их силы. Если относиться к проверке домашнего задания несерьезно или вовсе его не проверять, ученик будет разочарован от того, что учитель игнорирует проделанную им работу и его достижения. Особенно это касается тех учеников, которые выполняют домашнее задание добросовестно и с полной отдачей, а учитель систематически игнорирует этот факт.

    Учитель должен обеспечивать выполнение домашнего задания учениками.

    Намного легче это сделать, если ученики знают о том, что вы не забываете, какое задание задали на дом, и затем не забываете его проверить. У учеников не должно возникать сомнений на счет того, можно выполнить ваше задание или его невыполнение может остаться незамеченным. Каждое невыполненное задание ведет к увеличению безответственности учеников.

    Для учителя результат выполнения заданного на дом задания выполняет двойную функцию. С одной стороны он становится объектом контроля деятельности учеников, а с другой – своей деятельности на предыдущем уроке. Домашние задания, которые правильно поставлены и оценены, позволяют обнаружить учителю резервы своего урока; обнаружить ошибки и успехи в выборе методики; продемонстрировать быстрое продвижение учеников. Также домашние задания это основа для проведения следующего урока с использованием достигнутых результатов.

    • При помощи постоянного контроля добиться того, чтобы у учеников не было сомнений обязательно ли выполнять заданное вами домашнее задание;
    • Использовать разные формы контроля, которые будут зависеть от цели, вида и содержания домашнего задания и отношения учащихся к его выполнению;
    • Определить, что вы будете оценивать, как будете оценивать, предполагается ли за это отметка, исходя из условий и ее воспитательного воздействия;
    • Если учениками домашнее задание не выполняется, ищите причины этого и способы их устранить;
    • Если работа не выполнена в срок, она должна быть выполнена позже;
    • Проверка домашнего задания это неизбежная часть и необходимое дополнение хорошего урока.

    Гармоничное сочетание разных методов и форм подачи и проверки домашнего задания влияют на формирование самостоятельности учеников, повышения уровня их мотивации к обучению. Важнейшая задача учителя – сформировать у учащихся положительное отношение к учению при выполнении домашнего задания.

    Кроме того, домашние задания имеют и необычайно большой воспитательный потенциал. Учитель дает школьникам знания, чтобы воспитать человека, неравнодушную и творческую личность, а незаменимым помощником в этом деле являются домашние задания. Если школьники видят, что учителю интересно как выполнено домашнее задание, как его преподносят, они будут любить и учителя, и его предмет.

    Вид домашней учебной работы, выполняемой учеником, в значительной степени зависит от характера задачи. Исходя из определенных признаков, можно выделить много видов домашних заданий. Рассмотрим некоторые из них.

    По способу выполнения, которые используются, различают устные, письменные и предметно-практические задачи . Так, многие действия можно выполнить и устно, и письменно, и показать на практике. Однако есть задачи, которые выполняются преимущественно устно (например, выучить стихотворение, прочитать статью, упражнение, подобрать примеры на правила), письменно (решить задачу, написать сочинение, перевод) и практически (провести какой-нибудь опыт, изучить рельеф местности, явлений природы).

    Согласно этапам процесса усвоения могут быть составлены задачи на восприятие нового материала (знакомство с текстом, рисунками, таблицами и т.д.), на осмысление усвоенного материала (систематизация, обобщение, объяснение и т.п.), на его укрепление (заучивание, упражнения на запоминание материала) и применение полученных знаний (решение задач, выполнение опытов и др.). Вид задания выбирается в зависимости от методической цели, поставленной учителем.

    Исходя из характера учебных действий, которые может выполнять ученик, задачи подразделяются на исполнительные (повторение, воспроизведение материала, упражнения) и творческие (написание сочинений, проведение экспериментов и др.). Оба вида задач играют чрезвычайно важную роль в успешном усвоении знаний учащимися.

    Задачи могут быть обязательными для всех школьников или выбираться ими по желанию (с использованием дополнительной литературы или других источников информации).

    По степени индивидуализации задания могут разделяться на общие, дифференцированные (индивидуализированные), индивидуальные . Основное назначение дифференцированных задач-обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задача подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания.

    Способы дифференцирования домашней работы.

    По содержанию и основной функции, которую выполняют задачи в процессе обучения, выделим следующие их виды:

    Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке.

    Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения: подобрать пословицы и поговорки, крылатые слова, рисунки на определенную тему; посмотреть передачу по телевидению или прослушать радиопередачу и подготовиться к ответам на вопросы по написанию произведения; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал, который может быть использован для составления и решения задач на уроке прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.

    Такие задачи обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес, а главное - готовят их не только к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке, но и к его обсуждению, формируют умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно.

    Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.

    Такие задания даются после изучения материала урока или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д. Это помогает наглядно представить изученный материал в системе, состоящей из компонентов, определенным образом связанных друг с другом. Изученное выступает перед учащимися под другим углом зрения, выявляются новые связи.

    Этот вид заданий предусматривает составление планов, подготовку ответов на поставленные учителем вопросы, самостоятельную постановку вопросов, придумывание задач.

    Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.

    Это предложение выучить наизусть стихи, части текстов, которые обогащают язык ученика, формулы, необходимые при решении задач и т.д. Однако основной их вид - упражнения, выполняя которые ученик одновременно и закрепляет знания, и овладевает методами учебной работы.

    Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение каких-либо признаков и т.д.

    Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.

    Задания даются после изучения учебного материала на уроках. Это несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в домашнем хозяйстве, в учебно-производственных мастерских, во время работы ученика в хозяйстве. Такие задачи связывают обучение с жизнью, повышают познавательные интересы учащихся, формируют практическую направленность их мышления.

    Выделяют также репродуктивные, конструктивные и творческие домашние задания.

    Некоторые учащиеся после объяснения учителя могут выполнить только аналогичное задание, которое решалось на уроке. Таким школьникам предлагается на время репродуктивные задачи, например, прочитать и перевести статью из учебника; вставить пропущенные буквы; решить задачу с помощью формулы, провести исследование согласно инструкции.

    Более сложными являются конструктивные (или реконструктивные) задачи, например, выделить главное, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в классе, когда они овладевают основными приемами умственной деятельности. Не рекомендуется давать задания на копирование схем, рисунков, карт: каждая работа должна требовать новых усилий, быть хоть небольшим, но шагом вперед в умственном развитии.

    Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и всем классом, они способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников. Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала, так и после его изучения. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задачи требуют, как правило, ответы на следующие вопросы: «Как сделать, чтобы...?» И «Почему?» Даются творческие задания ученикам, которые обладают достаточными знаниями и мыслительными операциями, имеют необходимый опыт творческой деятельности, время на их выполнение. К творческой работе относят написание сочинений, проведение самостоятельных экспериментов, составление задач, нахождение новых методов их решения и т.д.

    Домашние задания, как правило, выполняются индивидуально. Иногда практикуются групповые задания, которые выполняются несколькими учениками по частям.

    Проверка домашней работы может осуществляться учителем разными путями: устным опросом или попутным ознакомлением с письменными работами на уроке или просмотром тетрадей после урока. Проверка заданий в основном проводится в начале урока, однако может осуществляться и в конце, и в течение его в сочетании с работой над новым материалом. Некоторые учителя вместо проверки домашнего задания дают учащимся упражнения, аналогичные задачам, и на основе их выполнения делают вывод о качестве домашней работы.

    Наиболее распространена фронтальная проверка выполнения задания на уроке . Учитель проверяет, выполнение домашнего задания, ставит всему классу вопрос относительно его содержания, ученики дают краткие ответы, отмечают трудности, с которыми встретились. Педагог выявляет и устраняет ошибки, делает обобщение. Более глубокая индивидуальная проверка предполагает опрос одного-трех учеников, в течение которого другие ученики следят за ответами, дополняют, исправляют ошибки.

    Если школьник не выполнил задания, то учитель должен выяснить причины этого. Они бывают самыми разными - от неблагоприятных условий для занятий дома, к нежеланию систематически работать. В случаях, когда окажется, что задача сложная для ученика, следует выяснить, в чем затруднение и помочь его преодолеть. Если школьник ленивый, то нужно усилить контроль за его работой, требуя выполнения ученических обязанностей, приучать доводить начатое дело до конца. Если ученик не успевает выполнять домашние задания - помочь ему овладеть приемами рациональной организации труда.

    Важной формой контроля является взаимная проверка выполненных работ учащимися с обнаружением ошибок, их устранением и выставлением оценки, а затем, в отдельных случаях, обоснованием оценки перед всем классом. Вовлечение всех учащихся класса к проверке домашних заданий, для обсуждения ошибок, путей их преодоления очень целесообразно, поскольку дает каждому школьнику дополнительные представления о процессе усвоения и возможных трудностях. Привлечь учащихся к участию в проверке можно еще таким образом: учитель вызывает одного из учеников, который демонстрирует выполненное задание (записывая на доске, читая и т.д.), а остальные сверяют его со своей работой. Если учитель обнаруживает у вызванного ученика ошибку, то спрашивает, у кого сделано иначе, с помощью класса выясняет, как должно быть правильно.

    Таким образом, в данной статье мы рассмотрели различные виды домашних заданий и способы их проверки . Наиболее распространенным является их деление на репродуктивные, конструктивные и творческие, а также устные и письменные. Относительно способов проверки домашней работы, установили, что основными способами являются фронтальная, индивидуальная проверка и взаимопроверка.

    Поможем сделать уроки!
    Подготовим к контрольной работе!
    Проверим домашнее задание!

    Если в вашей семье есть дети школьного возраста, то вам хорошо знакомы ситуации, связанные с проверкой домашних заданий, поиском репетитора и другими проблемами, с которыми сталкивается большинство родителей школьников.

    Tutoronline дает возможность школьнику и родителям разобраться с трудной темой или задачей по любому школьному предмету не выходя из дома.

    Tutoronline - сервис онлайн репетиторства. Вам не придется ждать решения задачи и терять время даром. Высококвалифицированные педагоги в режиме онлайн мгновенно помогут вам решить вашу проблему, разъяснить материал, разобраться в сложной теме.

    К нам обращаются с самыми разными вопросами. Например, пропущена важная тема по тому или иному предмету, необходимо решить задачу повышенной сложности, ребенок сомневается, как лучше раскрыть тему в сочинении. Мы работаем на постоянной основе (аналог репетиторства), а также всегда готовы оказать помощь в решении конкретной задачи.

    Кто в нашей команде?

    Учителя, которые работают в школах, имеют большой опыт репетиторства и подтвердили свою квалификацию, пройдя отборочные испытания в проект (лишь 5 из 100 кандидатов становятся нашими репетиторами).

    Есть 5 важных принципов, которым мы следуем:

    1. Мы разъясняем непонятный материал с учетом возраста и уровня подготовки ученика или студента. Наш учитель не дает готовых ответов, даже если этого требует ученик.
    2. В нашей команде – только проверенные репетиторы, прошедшие строгий отбор и доказавшие свой профессионализм.
    3. Мы несем ответственность за качество получаемых учениками знаний и комфортную среду обучения. Если у вас возник вопрос или нужна консультация – вам необходимо просто обратиться в нашу службу качества. Ежедневно (7 дней в неделю) мы готовы ответить на любые ваши вопросы.
    4. Мы ценим ваше время. Мы готовы самостоятельно (с учетом ваших пожеланий) подобрать репетитора вашему ребенку. Время и продолжительность занятия вы сможете определить сами.
    5. Ребенок – это индивидуальность, и мы стремимся помочь ему раскрыть свой потенциал. Наши педагоги не ретрансляторы знаний, а мудрые наставники, которые ценят и уважают личность каждого ученика.

    Как проверить домашнее задание: 20 интересных способов Проверка выполнения учениками домашнего задания - важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается. Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома. Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаем вниманию педагогов несколько интересных идей. Оригинальные способы проверки домашнего задания Дискуссия Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления. Вопрос автору (в форме интервью) Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому. Тематический кроссворд Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом. Неожиданные вопросы Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено. Рецензия на устный ответ Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений). Взаимная проверка При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы. Краткие письменные ответы Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний. Сверка с проектором Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников. Рекомендации по организации устного опроса Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике. Опрос-светофор В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!». Солидарный опрос Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку. Взаимный опрос Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы. Программируемый опрос В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить. Тихий опрос Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание. Опросная цепочка Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику. Лист «защиты» Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем. Интересная проверка домашнего задания в начальной школе Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся. Игра «Рисуем ответ» Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге. Игра «Похлопаем-потопаем» Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе. Командная игра «Что и почему?» В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды. Игра «Семицветик» Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью. Игра «Лови мяч» Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ. Подведем итоги Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные в данной статье способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.