Войти
Логопедический портал
  • Неправильный книжный блог
  • Как построить месть королевы анны
  • Какие царства живых организмов выделяют в природе Как называется царство
  • Методика профильного обучения биологии Состояние проблемы реализации профильного обучения биологии в практике современного школьного биологического обр
  • Вторичная структура белка
  • Империя цивилизации хеттов Чем выделялись хетты от прочих племен междуречья
  • Слитное написание наречий примеры. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Правила правописания наречий

    Слитное написание наречий примеры. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Правила правописания наречий
    14.12.2011 44072 2751

    Уроки 86-87. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

    Цели: показать некоторые закономерности слитного и раздель­ного правописания наречий; учить применять знания по морфоло­ гии к правописанию наречий; учить отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами.

    Методические приемы: лингвистический разбор, объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные уп­ ражнения, конструирование словосочетаний и предложений.

    Ход урока 1

    I . Анализ практических работ по теме «Дефис в наречиях»

    II . Проверка домашнего задания

    Ученики по очереди зачитывают выписанные из художествен­ ных произведений предложения с наречиями, которые пишутся через дефис.

    III . Изучение темы «Слитное и раздельное написание
    приставок в наречиях, образованных от существительных
    и количественных числительных»

    1 . Слово учителя.

    Мы уже наблюдали, что приставки в наречиях могут писаться через дефис (во-первых, по-лисьи, по-твоему, кое-кто, кое-что),

    подробно разбирали рассматривали влияние приставок из- до-, с-, которые пишутся с наречиями слитно, на выбор суффикса -а.

    Разберем другие возможные случаи слитного и раздельного написания приставок с наречиями. Предупреждаю, что это наибо­лее трудные случаи в правописании наречий, многое не поддается правилам, правописание некоторых наречий придется заучивать, запоминать.

    2. Работа с таблицей.

    Представим основные закономерности в виде таблицы, выпол­ ним ее на доске и в специальных тетрадях.

    Раздельно

    1. Наречия, образованные соеди­нением предлогов в и на с собира­тельными числительными {вдвое, натрое)

    1. Наречия, образованные соеди­ нением других предлогов с соби­ рательными числительными (по одному, по двое, на троих)

    2. Наречия, образованные приста­вочным способом от других наре­чий (доныне, напротив, насквозь, позавчера)

    2. Предлоги с наречиями, обра­ зованными от существитель­ных, начинающихся с гласной (в охапку, в упор, до упаду)

    3. Наречия, образованные при ставочно-суффиксальным спосо­ бом от прилагательных (вплотную, вкрутую, зачастую)

    3. Предлоги с наречиями, образо­ ванными от прилагательных, начи­ нающихся с гласной (е открытую, в общем)

    4. Наречия, образованные приста­ вочным способом от существи­тельных, если при них нет пояс­нительных слов (вначале, вверх, налицо)

    4. Наречия, образованные от соче­таний существительных с предло­ гами (с ходу, с лету, за границей, заграницу, под мышками, из-под мышки)

    5. Наречия в сравнительной сте­ пени (получше, покрасивее)

    5. Наречия, образованные от соче­ таний двух существительных с предлогами (в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз)

    IV . Словарная работа

    Запишите слова, помещенные в рамках на с. 118-119, приду­ майте с ними словосочетания.

    До смерти (испугаться), (хватать) на лету, (подать) с нале­ту, (есть) на ходу, (прыгнуть) с разбегу, (остановиться) на миг, (понять) вмиг, (схватить) на скаку, (сделать) на глазок, (поднять) под силу, (сидеть) по двое, (разместиться) по трое.

    V. Выполнение упражнений

    1. Упражнение 257: комментированное письмо.

    2.Упражнение 258: словообразовательная работа; работа со словарем.

    3.Домашнее задание

    1. §43.

    2. Упражнение 259.

    Ход урока 2

    I. Лингвистическая разминка

    Игра «Четвертый лишний»

    Втрое, докрасна, под мышки, смолоду.

    (Под мышки - пишется раздельно, остальные наречия слитно.)

    Похуже, во-первых, неподалеку, вничью.

    (Во-первых - пишется через дефис, остальные наречия слитно.)

    II . Проверка домашнего задания

    Упражнение 259: выразительное чтение текста; объяснение ор­фограмм (кроме наречий); в это время на доске один ученик выпи­ сывает наречия, подчеркивает их как члены предложения, объясняет орфограммы в наречиях, второй ученик делает словообразователь­ ный разбор и разбор слова облетевшей по составу.

    III . Слово учителя (продолжение изучения темы)

    Некоторые наречия сходны по звучанию с сочетаниями сущест­ вительных, прилагательных, числительных, местоимений, т. е. имен­ ных частей речи, с предлогами. Запишем несколько пар предложений и попытаемся понять, как отличить наречия от других частей речи. 1)5 начале четверти обычно не очень хочется заниматься.

    Вначале подумай, потом делай. 2) Корни дерева уходят в глубь земли.

    На завтрак ели яйца вкрутую. - Что общего в этих парах предложений и чем они отличаются? (Они содержат одинаковые или сходные по звучанию слова. В первых предложениях каждой пары - именные части речи с предлогами (в начале, в глубь - существительные, в кру­ тую - прилагательное: предлог относится к существитель­ ному гору.) Вывод: Судить о слитном или раздельном написаний слов мож но лишь в контексте, в предложении. Именная часть речи обязатель но имеет зависимое слово (в начале чего? четверти; в глубь чего? земли) или сама зависит от другого слова (в гору какую? крутую). Наречие же не имеет зависимых слов.

    IV . Выполнение упражнений

    1. Упражнение 260: конструирование словосочетаний и пред­ ложений:

    По зимнему лесу, по-зимнему морозно; в верх дома, подниматься вверх; в дали моря, виднеться вдали; на встречу с другом, навстречу ветру,

    2.,Упражнение 261: самостоятельная работа.

    Домашнее задание 1- §43.

    2. Упражнение 262.

    Скачать материал

    Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен только фрагмент материала.

    73. Правописание наречий.

    1. Если наречие образовано от краткого прилагательное и имеет приставку в-, на-, или за-, то на конце пишется гласная о (направо, влево, заново),

    если же наречие также образовано от краткого прилагательного, но имеет приставку до-, из-, с-, то на конце пишется гласная а (справа, изредка, добела);

    2. На конце наречий после шипящей 50 всегда пишется ь (мягкий знак), Исключение: уж, замуж, невтерпеж.

    3. Наречия пишутся слитно:

    • если они образованы путём соединения предлога с наречием (навсегда) или с кратким прилагательным (наглухо, влево),
    • если они образованы путем прибавления предлогов в и на к собирательному числительному (втрое, надвое),
    • если они образованы путем прибавления предлога к полному прилагательному или местоимению (вручную, напропалую, вовсю)

    Исключение: если прилагательное начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно (в открытую),

    • если существительные, от которых образованы наречия, в современном русском языке самостоятельно не употребляются (взаперти, вдребезги),
    • наречия с пространственным значением, образованные от таких существительных, как даль, высь, начало и т.д. (вдаль, сначала),

    примечание: если в предложении есть пояснение к существительному, то тогда такие слова уже не наречия, а сочетания существительного с предлогом и пишутся раздельно (с начала книги),

    • если между приставкой-предлогом и существительным, от которых образовано наречие, нельзя поставить определение, если же это можно сделать, то данные слова представляют собой сочетайте существительного с предлогом и пишутся раздельно (ср.: измучить вконец - прийти в коней коридора):

    4. Наречия пишутся через дефис:

    • если они образованы при помощи приставки по- от полных прилагательных или наречий, оканчи- веющихся на -оме, -ему, -ни, ьи (по-моему, no-старому, по-русски, по-кошачьи),
    • если они образованы при помощи приставки в-(во-) от порядковых числительных (во-первых, во-вторых, в-третьих),
    • если они образованы путем повторения одного или того же наречия или путем сложения синонимичных слов (еле-еле, тихо-смирно);

    5. Наречные сочетания пишутся раздельно:

    • если они состоят из существительных с предлогом между ними (с газу на глаз, плечом к плену),
    • если они представляют собой сочетания с предлогами без, до, на, с и т.д. (без удержу, на бегу, сходу),
    • если существительное в составе этого сочетания сохранило некоторое значение падежной формы (за границу, на совесть),
    • если прилагательное, от которого образовано наречие, начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно (в открытую).

    Задачи и тесты по теме "Правописание наречий."

    • Правописание наречий - Наречие 7 класс

      Уроков: 1 Заданий: 13 Тестов: 1

    • Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Правописание словарных слов–наречий - Грамматические признаки частей речи 4 класс

      Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1


    СЛИТНОРАЗДЕЛЬНО Наречия, образованные соединением предлогов В и НА с собирательными числительными: вдвое, натрое Наречия, образованные соединением других предлогов с собирательными числительными: по одному, по двое, на троих Наречия, образованные приставочным способом от других наречий: доныне, напротив, насквозь, позавчера Предлоги с наречиями, образованными от существительных, начинающихся с гласной: в охапку, в упор, до упаду Наречия, образованные приставочно- суффиксальным способом от прилагательных: вплотную, вкрутую, зачастую Предлоги с наречиями, образованными от прилагательных, начинающихся с гласной: в открытую, в общем Наречия, образованные приставочным способом от существительных, если при них нет пояснительных слов: вначале, вверх, налицо Наречия, образованные от сочетаний существительных с предлогами: с ходу, с лету, за границей, под мышками, из-под мышки Наречия в сравнительной степени: получше, покрасивее Наречия, образованные от сочетаний с предлогами двух существительных: в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз



    «Мягкий знак после шипящих в различных частях речи» Есть Ь Существительные 3 склонения: Мышь, ветошь Глаголы 2 л. ед.ч. в изъяв. и повел.накл. ед. и мн.ч. Ешь – ешьте Пытаешься Намажь - намажьте НЕТ Ь В существительных 2 скл.: Кумач, плащ В существительных 1 скл. во мн.ч Р.п: Дача - дач, туча-туч В кратких прилагательных: Горючий – горюч, могучий - могуч


    Гласные на конце наречий

    В наречиях с приставками на-, за-, в- , образованных от кратких прилагательных, на конце пишется буква о (начисто, запросто, вправо ), наречия такого же происхождения с приставками до-, с-, из- имеют на конце букву а (досыта, издавна, снова ). У некоторых наречий с приставкой с- на конце пишется —у (смолоду, сослепу ).

    Правописание О и Е в суффиксах наречий после шипящих

    Под ударением пишется о (свежо, горячо ), без ударения — е (неуклюже, жгуче )

    Мягкий знак Ь на конце наречий

    После шипящих на конце пишется ь : вскачь, навзничь, наотмашь . Исключения: уж, замуж, невтерпёж .

    Правописание отрицательных наречий с частицами НЕ и НИ

    с НЕ пишутся слитно с НЕ пишутся раздельно с НИ пишутся слитно с НИ пишутся раздельно
    негде не к чему нигде ни к чему, ни при чём, ни за что
    некуда никуда ни за что, ни про что,
    некогда никогда ни в какую, ни в коем случае
    незачем нипочём
    несколько нисколько

    Слитное написание наречий

    Пишутся слитно:

    • Наречия, образованные соединением наречий с предлогами (покуда, навсегда, послезавтра ), но пишутся раздельно сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляе­мыми в этих случаях в значении существительных (свести на нет, сдать на хорошо, пойти на ура ), сравните: назавтра отправи­лись в путь (наречие в значении «на следующий день») - от­ложили отъезд на завтра (предложное сочетание в значении «на завтрашний день»).
    • Наречия, образованные соединением в- и на- с собирательными числительными (вдвое, надвое, вдвоём и т.д.), но: по двое и т.п.
    • Наречия, образованные соединением предлогов с краткими прилагательными (докрасна, сгоряча, вкратце ).
    • Наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными (подойти вплотную , искать вслепую ) и местоимениями (вовсе, вничью ), но пишутся раздельно соче­тания предлога в с полными прилагательными, начинающи­мися с гласной (играть в открытую ), а также некоторые об­разования с предлогом на (на боковую, на мировую, на попятную ).
    • Наречия, имеющие в своём составе такие существитель­ные или такие именные формы, которые в современном лите­ратурном языке не употребляются (вдоволь, взаперти, наяву, спозаранку и др.), за немногими исключениями: во всеоружии, во всеуслышание.
    • Наречия, если между предлогом-приставкой и суще­ствительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определение (прила­гательное, местоимение, числительное) или если к сущест­вительному не может быть поставлен падежный вопрос, например: бежать вприпрыжку , говорить наперебой , от­казаться наотрез . Сравните: слитное написание наречий и раз­дельное написание предложно-падежных сочетаний: произ­носить врастяжку - отдать обувь в растяжку (ср.: в повторную растяжку), надеть фуражку набок - повер­нуться на бок (ср.: на правый бок); испугаться насмерть - бороться не на жизнь, а на смерть и т.п.
    • Наречия с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе существительные: верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, век . Хотя перед некоторыми из них возможна постановка определяющего слова (вперед, назад, книзу, сверху, вдаль, сначала и т.д.). Раздельно эти слова пишутся обычно только при наличии в самом предложении пояснительных слов к указанным существи­тельным (в глубь веков, в даль туманную, в начале года, на веки вечные и т.п.).