Войти
Логопедический портал
  • Эссе учителя-логопеда
  • Дефектолог-логопед: что за специальность, где учиться
  • Логопедический массаж для детей в домашних условиях
  • Создание развивающей среды в логопедическом кабинете
  • Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Звуковой анализ слова: что это и как правильно его делать
  • Оформление логопедического кабинета для дошкольников

    Оформление логопедического кабинета для дошкольников

    Учитель-логопед МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

    Коррекционная предметно-развивающая среда для дошкольников

    Речевое развитие - важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

    Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы стремились к тому, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считалось, что логопедическая работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, игровые приёмы, игры-соревнования, сюрпризные моменты, коллективное составление рассказа, наглядные средства, схемы, модели и другое, что будет способствовать более успешному развитию монологической речи.

    Логопедический кабинет функционирует по четырём направлениям и является лучшим кабинетом в Забайкальском Крае в конкурсе «Кабинет логопеда»- III место, лучшим кабинетом во всероссийском конкурсе «Логопедический кабинет», кабинет для преподавания гуманитарных наук-III место.

    Основные направления кабинета:

    Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

    Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;

    Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;

    Оказание консультативной помощи педагогам, родителям;

    Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета мы разделили на несколько зон, приведём краткое описание.

    Кабинет учителя-логопеда состоит из нескольких зон:

    Зона консультативной работы ;

    Зона организационно-планирующей деятельности ; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.

    Зона диагностики и коррекционной работы . Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.

    Зона коррекции звукопроизношения ; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

    Зона игровой терапии . Арт-терапевтическая мастерская. Основная техника - арт-терапия, объединяющая группу направлений, основанных на художественной деятельности участников, включая рисунок, музыку. Цель организации и работы арт-терапевтической мастерской - создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, сохранения психического здоровья воспитанников, что отвечает ФГТ.

    В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей:

    «Речеград» (игры с буквами, словами, дидактический материал для развития связной речи);

    «В царстве смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи);

    «Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики);

    «Книгочей» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения);

    «Познаём мир» (учебно - наглядные пособия для развития познавательной деятельности);

    «Королевство зеркал» (комплексы игровых упражнений для развития мимической мускулатуры).

    Коррекционно - развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета - создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

    Широко используем игры и тренажёры, изготовленные своими руками в работе с детьми, это:

    Дизайн интерьера кабинета;

    Логопедический уголок «Домик звуков»;

    - «Речеград» (игровое упражнение «Тигрёнок с буквой «Р»;

    Атрибуты дыхательной гимнастики: «Солнышко», «Облачко», «Бабочки»;

    Цель: развитие ощущений движения органов дыхания;

    Материал: цветная самоклеющая плёнка.

    - «Ловкие пальчики» Тренажёры «Солнышко» ;

    Цель : развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, умение наблюдать;

    Материал : обычные пластинки, самоклеющая плёнка, клей, прищепки.

    Игровое упражнение «На что похоже?». Предлагается рассмотреть модель, отсоединить лучики и ответить на вопрос «На что похоже?» (на круг, мяч, часы, луну, колобок).

    Пальчиковый тренажёр «Ёжик»;

    Цель : развивать мелкую моторику рук, умение присоединять прищепки, отсоединять, развивать речь.

    Материал : прищепки, обои, клей.

    - «Ловкие пальчики». Тренажёр «Календарь природы»;

    Он представляет собой большой круг (обычная пластинка), разделённый на четыре сектора.

    Каждый сектор имеет свой цвет, который соответствует определённому сезону календарного года: синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (осень).

    Для каждого времени года подобраны красочные иллюстрации и цветные прищепки - символы месяцев года.

    Календарь многофункционален: используется (по ознакомлению с природой, развитию речи, логике), в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми. Детям очень нравится манипулировать цветными прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук. Введение такого календаря развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

    - «В царстве смекалки». Дидактическое пособие «Ребусы»;

    Описание : В цирке работает клоун, он надувает шарики с ребусами, следует разгадать ребусы: стул, гроза, тигры, крот, дым, почка, юля, лак.

    Дидактическое панно «Путешествие слова»;

    Цель : активизировать и обогащать активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совершенствовать умение связно, последовательно излагать свои мысли.

    Материал: бумага, самоклеющая плёнка, цветная бумага, клей, трафареты фигурок.

    Дидактическое панно «Координация движения» - «Ладошки»;

    Цель: Отрабатывать умение различать вверх, вниз, между, слева - справа, работать над зрительно - моторной координацией рук и аккуратностью, точностью выполнения. Научитесь понемножку играть в быстрые ладошки. Важно строго по порядку всё быстрее, без оглядки, все упражнения показать.

    Логопедический уголок «Словесный сад» для родителей и детей;

    Дидактическое панно « Цветы». Игра «Весёлый счёт»;

    Дети упражняются в согласовании числительного и прилагательного с существительным.

    Дидактическое панно «Семья грибов»,