Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука .
Тема: «Постановка звука [л]».
Цель:
Продолжать учить правильно выполнять артикуляционную гимнастику;
Закрепить знания о механизме образования звука [л];
Показать и объяснить артикуляцию звука [л];
Учить соотносить звук с буквой;
Развивать фонематическое восприятие, память;
Воспитывать стремление совершенствовать свою речь.
Оборудование:
Материал для создания артикуляторной готовности к вызыванию звука [л]; автор – Т.А. Ткаченко;
Дидактический материал по постановке звука [л] авторы – В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко;
Предметные картинки из «Логопедического лото» автор - А.С.Галанов;
Картинки из пособия Л.Н.Зуевой «Занимательные упражнения по развитию речи»;
Бинт, напальчники, спирт, ватные шарики.
Ход занятия:
I . Артикуляционная гимнастика
1. Статическое упражнение «окошечко».
Цель : научить удерживать рот широко открытым; активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы; научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.
Ход выполнения упражнения : улыбнуться, широко открыть рот; расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам, удерживать позиции на счет до 5.
2. Статическое упражнение «заборчик».
Цель : Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.
Ход выполнения упражнения: верхние и нижние зубы сомкнуты губы в улыбке, удерживать губы в таком положении под счет до 5.
3. Статическое упражнение «иголочка».
Цель : вырабатывать умение удерживать язык узким.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами, удерживать на счет до 5.
4. Статическое упражнение «парус».
Цель : учить удерживать кончик языка за верхними зубами,
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот; кончиком языка с силой упереться в верхние зубы, удерживать в заданном положении на счет до 5.
5. Динамическое упражнение «маятник».
Цель: развивать подвижность языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив зубы; узкий язык просунуть между резцами; поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.
6. Динамическое упражнение «качели».
Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх; развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз», на счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу).
7. Динамическое упражнение «маленькие качели».
Цель: увеличить подвижность, развивать точность и активность кончика языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, слегка приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу; выполнять мелкие движения передним краем языка вверх-вниз.
8. Динамическое упражнение «вкусное варенье».
Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх.
Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз(не из стороны в сторону) .
9. Динамическое упражнение «почистим зубы».
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из сторо ны в сторону, потом снизу вверх.
II . Беседа об образе звука [л]; положение органов артикуляции;
При произношении звука [Л]. Широко открытый рот. Сделай язык узким, напряженным. Кончик языка поднять к альвеолам (за верхние резцы). Отчетливо, длительно произнести звук [ л ] . Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.
Характеристика данного звука. СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ
1. Повтори за мной следующие звуки.
Произношение звуков речи, близких по звучанию и артикуляции звука [л]
Н, Ы, В, ВЬ, Г, ГЬ, Ж, У, А, Э, Й
2. Подними сигнальную карточку если услышишь звук [л].
Упражнение для выделения на слух вызывае мого звука [ Л ] в потоке прочих звуков.
Примерный звуковой ряд: М-Н -Л --А-У -О-Л-В -3-ЛЬ- В-МЬ-Л-X-Н- М -Н -Л-А-У-О-Л-В-3-ЛЬ- В -М-Л - X -НЬ -Б -З
3. Картинка с изображением Л ожки и Л ампы . Если картинка будет названа верно, хлопни в ладоши, неверно - нет.
ложка
ряд произносимых слов: ожка, вожка, ложка, дожка, сожка, ложка, божка, ложка, кожка, можка, гожка, ложка, ложка, ложка
лампа
ряд произносимых слов: вампа, ампа, лампа, кампа, сампа, бампа, лампа, тампа, лампа , дампа, шампа, лампа, бампа, рампа, чампа, нампа
4 . Перед тобой шесть карточек, выбери картинки в названии которых есть звук [л].
Используя цифровой ряд, определить место звука [л] в слове. Поставить вопросы к словам предметам и определить (живые и неживые).
III . Домашнее задание:
Ежедневно выполнять перед зеркалом артикуляционную гимнастику.
Упражнения «окошечко», «заборчик».Удерживать позиции на счет до 5.Чередовать эти два
упражнения.
«иголочка». Удерживать позиции на счет до 5 .
«вкусное варенье». Выполнять по часовой стрелке 10 раз, против часовой 10 раз.
«парус» . Удерживать позиции на счет до 5.
«змейка» .Выполнять 10 раз.
Дидактический материал к уроку
1
2
3
4
5
6
- Эссе учителя-логопеда
- Дефектолог-логопед: что за специальность, где учиться
- Логопедический массаж для детей в домашних условиях
- Создание развивающей среды в логопедическом кабинете
- Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
- Звуковой анализ слова: что это и как правильно его делать
- Кемерово Савельева Елена Николаевна