Войти
Логопедический портал
  • Принцип наименьшего действия Как появился принцип наименьшего действия
  • Кенигсберг 1945. Штурм кенигсберга. восточно-прусская операция. (88 фото). Трофеи в Кёнигсберге
  • Энциклопедия сказочных героев: "Три толстяка"
  • Реакции нуклеофильного присоединения (АN) к карбонильным соединениям
  • Условные и безусловные рефлексы Рефлекс определение биология психология
  • Неправильный книжный блог
  • Материал по автоматизации звука л. Методические рекомендации по постановке и автоматизации твердого звука. Игры на закрепление произношения

    Материал по автоматизации звука л. Методические рекомендации по постановке и автоматизации твердого звука. Игры на закрепление произношения

    Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Л]!

    Статья разделена на части с учетом этапов автоматизации звука [Л].

    Слова, предложения и чистоговорки для автоматизации звука [Л] в обратных слогах и конце слова очень важны на этапе автоматизации звука, так как в положении обратного слога звук [Л] часто требует длительной работы по введению в речь.

    Такая подборка будет полезна практикующим логопедам, а также родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Л].

    логопед-дефектолог
    Наталья Игоревна Кулакова
    ведущая проекта

    Звук [Л] в обратных слогах:

    АЛ-АЛ-АЛ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ ЭЛ-ЭЛ-ЭЛ ОЛ-ОЛ-ОЛ УЛ-УЛ-УЛ

    ЯЛ-ЯЛ-ЯЛ ИЛ-ИЛ-ИЛ ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ ЁЛ-ЁЛ-ЁЛ ЮЛ-ЮЛ-ЮЛ

    Звук [Л] в словах с обратным слогом:

    Мал, бал, вал, пал, жал, зал, дал, читал, спал, упал, бокал, вокзал, пенал, стал, устал, канал, копал, обвал, стучал, металл, гнал, искал, мазал, выпал, падал, сыпал, гнал, поехал, ехал, уехал, искал, овал, самосвал.

    Мял, снял, взял, нырял, стоял, гонял, завял, менял, поднял, занял.

    Был, выл, мыл, пыл, ныл, забыл, завыл, тыл, остыл, смыл.

    Бил, вил, мил, пил, носил, возил, забил, гостил, учил, поил, водил, косил, купил, садил, тащил, выпил, Михаил, напоил, выскочил.

    Мул, дул, аул, гул, стул, подул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, кинул, выгнул, дунул, стукнул.

    Ел, мел, пел, сел, съел, спел, смел, успел, умел, одел, гудел, висел, сидел, шипел, шумел, свистел, Павел, дятел, обидел, пепел.

    Вол, пол, зол, гол, кол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, баскетбол, буйвол, сокол, ствол, угол.

    Вёл, мёл, осёл, козёл, шёл, котёл, новосёл.

    Повторить словосочетания и предложения:

    Выпускной бал, чугунный котёл, высокий бокал, весёлый новосёл, узкий канал, тяжёлый металл, горный аул, поломанный стул, маленький Павел, чистый пол, последний укол, мебельный чехол, упрямый осёл, рогатый козёл.

    У Вовы пенал. Вол был зол. Коля мыл пол. Павел сел за стол. Петя выпил сок. Павел разбил бокал. Отец поехал на вокзал. Брат уехал на футбол. Из – за куста выскочил заяц. Стул упал на пол. Дятел долбил берёзу и искал жуков. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

    Повторить чистоговорки. Чётко произносить звук [Л]:

    Ал – ал – ал - пенал на пол упал.

    Ол – ол – ол - пенал упал на пол.

    Ул – ул – ул - пенал упал на стул.

    Ыл – ыл – ыл - Павел пенал забыл.

    Ал – ал – ал - наш малыш упал.

    Ал – ал – ал - кто мал да удал?

    Ол – ол – ол - посмотрите, кто пришёл?

    Ол – ол – ол - мы пойдём на футбол.

    Ул – ул – ул - наш малыш уже уснул.

    СБОРНИК ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

    ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Л У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ НА ЛОГОПУНКТЕ

    лОГОПЕД бУРОВЦЕВА е.а.


    Спой «песенку парохода»: произноси звук л длительно на одном выдохе: л-л-л...

    ____________________________________________________________________________

    «Подружи звуки». Покажи путь к лодке. Проведи пальчиком слева-направо.

    Какие слоги получились?


    Назови и раскрась картинки, названия которых начинается на Л:





    _____________________________________________________________________________

    Назови и раскрась картинки, в названии которых Л находится в середине слова:






    Повтори слова, в которых звук Л находится в начале слова.

    Игра Эхо (мама говорит «песня», …..добавляет «ласковая песня» и т. д.)

    Мама - ласковая мама

    Котёнок -

    Игра Что есть у Лады?

    Игра «Один-несколько»


    Проговариваем, заучиваем

    Лайка смело лает,

    малышей пугает.

    Лада искала булавку,

    А булавка упала под лавку.


    Повтори слова, в которых звук Л находится в середине слова.

    Игра «Добавлялки»

    Добавь –ла в конце слова и повтори все слово целиком

    Добавь -лок в конце слова и повтори все слово

    Повтори слова, в которых звук Л находится в середине слова

    Игра «Посчитай-ка»


    Одна ласточка, две ласточки, три……….., шесть ласточек. И т.д.

    Придумай слово в рифму и правильно произнеси чистоговорки:

    Ла-ла-ла, там высокая (скала)

    Ло-ло-ло, в лодке сломано (весло)

    Лу-лу-лу, я бегом бегу к (столу)

    Лы-лы-лы, в доме новые (полы)

    Добавь -л в конце слов. Повтори слово целиком.

    Проговариваем, заучиваем

    Повтори слова, где звук Л находится в конце слова.

    Игра «Превращай-ка»

    Замени первый звук в слове на звук Л. Какое новое слово получилось?

    Проговариваем, заучиваем

    Игра «Продолжи предложение» («Скажи наоборот»)

    Заяц летом серый, а зимой …

    Силач сильный, а малыш…

    Таблетка горькая, а шоколадка…

    Персик сладкий, а лимон…

    Лужа мелкая, а река…

    Асфальт шершавый, а камень…

    Кипяток горячий, а лед…

    Волк летом сытый, а зимой…

    Шарик легкий, а камень…

    Волшебница добрая, а колдунья…

    Пьеро грустный, а Буратино…

    Зимой холодно, а летом…

    Заяц трусливый, а лев…

    Говорить правду хорошо, а обманывать…

    Правильно произнеси чистоговорки:

    Повтори слова с прямым стечением согласных

    Игра «Какой? Какая? Какие?» (образование прилагательных от существительных)

    Шляпа из соломы (какая?) – соломенная

    Ветка ели (какая?)

    Цветы на лугу(какие?)

    Солдатик из олова (какой?)

    Свет от луны (какой?)

    Юбка в полоску (какая?)

    Ежик из пластилина (какой?)

    Палки для лыж (какие?)

    Проговариваем, заучиваем двустишия

    Игра «Измени предложения»

    Проговариваем, заучиваем

    Белый снег, белый мел,

    Белый заяц тоже бел,

    А вот белка не бела,

    Белой белка не была.

    Повтори слова с обратным стечением согласных

    Игра « Сложные слова»

    Щенок с белой головой (какой?) - (белоголовый)

    Девушка со светлыми волосами - (светловолосая)

    Юноша с голубыми глазами - (голубоглазый)

    Кот с толстыми лапами - (толстолапый)

    Ночь с полной луной - (полнолунная)

    Раскрась картинку, отыщи как можно больше предметов, в названии которых есть звук Л.


    Повтори слова с двумя звуками Л

    Игра «Мамины ошибки» (исправь ошибки, которые допустила мама)

    Катя ела (лапша)

    Мила села на (лавка)

    Лодка качалась на (вода)

    Володя принес (белый голубь)

    Мила увидела (белая луна)

    Проговариваем, заучиваем двустишия:

    Повтори словосочетания.

    голубое облако белые флоксы тонкий чулок

    теплый тулуп голодный волк тёплый чулан

    белый мел спелое яблоко алый флаг

    шёлковый платок весёлый бал молочная лапша

    сладкая булка глубокий колодец толстая палка

    тяжёлый молоток смелый солдат холодный подвал

    светлый локон толстый блокнот шёлковая блузка

    Игра «Исправь предложение»

      Лошадь скакала на всаднике.

      Оладьи съели Милу.

      Хозяин лаял на Полкана.

      Подсолнух полил Клаву.

      Слон нарисовал художника.

      Ёлка выросла под ландышем.

    Повтори короткие скороговорки

      У ёлки иголки колки.

      Около кола - колокола.

      Ходят волки возле ёлки.

      Вкусна халва, халве хвала.

      Наш Полкан попал в капкан.

    Повтори пословицы и поговорки.

    Где холодно, там и голодно.

    Ловит волк, да ловят и волка.

    От лампы светло, от печки – тепло.

    Дал меду – дай ложку.

    Всякое дело делай умело.

    Не зная дела не суди смело.

    Делано наспех – сделано на смех.

    Неумелой швее иголка с ниткой шить мешают.

    Придумай предложения по картинкам. Раскрась картинки.



    Проговариваем рифмовки

      Главное дело я сделать сумела.

      Мел был бел, нам служить умел.

      Полы мыла Алла, Луша помогала.

    Повтори трудноговорки.

    Ловкие уловки у лентяя Вовки.

    Стоит Слава на копне, и копна на голове.

    Сел сокол на ствол, да ствол был гол.

    Невесело лайке – нету балалайки.

    С сосны смола сама стекла.

    Составь рассказ из слов.

    Мила, гулять, в, лес.

    Она, увидеть, ландыши.

    Ландыши, расти, под, елка.

    Мила, наклониться, чтобы, нюхать, ландыши.

    Мила, оставить, ландыши, около, елка.

    Проговариваем, заучиваем.

    Алла долго булку ела,

    Аппетита не имела.

    Жучка тихо подошла:

    Булку цап – и все дела!

    Игра «Рифмушки». (Придумай слово в рифму и повтори получившееся стихотворение)

    В уголок Алеша сел, у Алеши много… (дел).

    Мал для Милы стал халат и полно на нем… (заплат).

    Мотылек в углу сидел, снова к лампе … (полетел).

    Юля бойкая была и крутилась как … (юла).

    Поднимала Мила лавку, а под ней нашла … (булавку).

    Стало в доме тихо, спит в угла… (слониха).

    Ответь на вопросы полными предложениями.

    Что Лада сорвала с яблони?

    Что Мила приготовила из клубники?

    Что освещал лунный свет?

    Что Слава испачкал смолой?

    Что клоун делал под куполом?

    Что Володя увидел за селом?

    Где Слава слушал пение соловья?

    Проговариваем, заучиваем.

    Колосок стоял, стоял,

    Опустил головку.

    Мышка тихо подхватила,

    Унесла в кладовку.

    Составь рассказ по картинке, используя как можно больше слов со звуком Л.

    – звук позднего онтогенеза. Его появление в норме возможно к 6-6,5 годам.

    Но по данным наших наблюдений своевременное появление звука Л значительно отсрочено, и не всегда полноценно формируется без специальной помощи.

    Нарушение звука Л бывают разнообразные:

    • Как полное отсутствие звука «Л»,
    • Так и его искажение (межзубный, носовой, двугубный) — ламбдацизм,
    • Встречаются и замены звука Л на другие звуки – Р «рак» — «лак», Л (мягкий) «лак»-«ляк», В «лодка» — «водка» такие замены характеризуют нарушение параламбдацизм .

    Основными причинами нарушения звука Л называют:

    • короткая подъязычная связка;
    • слабость мышц языка;
    • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи.

    Методика постановки звука Л

    В методике постановке звука Л необходимо придерживаться следующей схемы работы:

    Логопату объясняют характерные особенности артикуляции звука Л , и подкрепляют зрительно:

    «Когда мы правильно говорим звук Л: кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубы».

    Закрепляем в упражнение «Силач»: кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [Л-Л-Л].

    Закрепляем в упражнении «Звук Л путешествует по дорожкам»: логопед пишет 3 буквы Л и от них дорожки.

    С ребенком придумываем, куда придет звук Л по каждой дорожке. Ребенок ставит пальчик на дорожку, а язык на место правильной артикуляции звука Л. Даем инструкцию: «Сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поем «Л-Л-Л».

    Наклеиваем ребенку в тетрадь 3 картинки со звуком Л:

    Примечание: если звук дается легко, ребенок сразу правильно принял положение (это характерно для дислалии), то автоматизировать можно в прямых слогах и словах сразу.

    ла ал ала
    ло ол оло
    лу ул улу
    лы ыл ылы

    Объясняем, сначала рот широко открывается на «А», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

    ал – ал – ал

    Объясняем, сначала рот открываем на «О», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

    Объясняем, сначала губы вытягиваем в трубочку на «У», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

    Объясняем, сначала губы растягиваем на «Ы», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

    Бал, вал, дал, жал, зал, мал, стал, спал, упал, устал, бокал, стучал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, металл, вол, гол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, гул, дул, стул, аул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, ныл. Был, выл, мыл, забыл, завыл, мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, вел, шел, ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил и т.д.

    Примечание: не мене 80 слов, которые отрабатываться на занятии и записываются для повторения дома. Родителям показывают, что в конце каждого слова ребенок поднимает кончик языка за верхние зубы.

    Этап автоматизации Л в словах с обратным слогом в середине слова:

    Галка, палка, скалка, фиалка, холм, булка гулко, обулся, тянулся, мылся т.д.

    Следующий этап автоматизации – словосочетания в которых есть слова со звуком «Л» в конце слов:

    Музейный зал
    Канатный узел
    Вымыть пол
    Стоит осел
    Галка птица
    Новая полка
    Рыжая белка и т.д.

    Требования к словосочетаниям: звук Л встречается только в одном слове, стоит только в обратном слоге, порядок слов значения не имеет.

    Когда материал с словосочетаниями в обратном слоге усвоен, следующим этапом становиться автоматизация прямого слога с звуком «Л» :

    Ла-ла-ла
    Ло-ло-ло
    Лу-лу-лу
    Лы-лы-лы

    А также по слоговой таблице в определенной последовательности:

    Ла ал ала
    Ло ол оло
    Лу ул улу
    Лы ыл ылы

    Слова со звуком Л в начале слова:

    Лапа, лама, лаз, лопат, лак, ласточка, ландыш, лоб, лом, лось, лодка, локоть, лошадь и т.д.

    Эффективность автоматизации звука Л напрямую зависит не только от качественно подобранных слов, но также от количества базового материала. Рекомендуем использовать не менее 80 слов каждой автоматизируемой группы.

    Слова в интервокальной позиции:

    Юла, зола, вела, дела, жила, пила, кулак, калач, салат и т.д.

    Повторяем так же, количественно соблюдая нормы.

    Автоматизации в словах со стечениями согласных:

    кла кло клу клы
    пла пло плу плы
    тла тло тлу тлы
    шла шло шлу шлы
    склад
    склон
    клубок
    сплав
    стлать
    сплутовать

    Автоматизация в словосочетаниях (40-45 словосочетаний):

    Лоб лошади
    Лоцман в лодке
    Локоны у Лоры
    Ломтик в ложке
    Ловкий лодочник

    Автоматизация в предложениях: 20-25 предложения.

    Мила долго мыла полы.
    На лошадь надели седло
    Стул упал.

    Автоматизация в рифмовках, пословицах и поговорках (не мене 10-15 для повторения и заучивания):

    Павел мал — с лавки упал.
    Полная луна на небе одна.
    Данила боиться мыла.
    Где много слов, там мало дела.
    Кто не глуп, тот на слова скуп.

    Автоматизация в стихотворениях (3-4 для заучивания и проговаривания):

    Все бело, бело, бело,
    Много снега намело.
    Вот веселые деньки,
    Все на лыжи и коньки.

    Автоматизация в коротких рассказах и сказках (3-4 произведения):

    Например:

    «Лев и мышь» Л. Толстой
    «Лиса и козел» сказка
    «Косточка» Л. Толстой

    Автоматизация как работа считается оконченной, и мы рекомендуем родителям поправлять ребенка в словах с полученным звуком в обиходной речи еще от 3-6 мес., так как это период, в который звук «приживается» окончательно. А также разучивать рифмовки, чистоговорки.

    В среднем курс коррекции звука с неотягощенным диагнозом составляет – 5 занятий, в осложненных случаях 10-12 занятий – по 30 минут.

    Маленькие хитрости:

    • Если у ребенка «в» вместо «л» на этапе «слоги-слова», иногда и первые словосочетания — марлевой стерильной салфеткой захватить нижнюю губу и весь материал проговаривать, акцентируя внимание на подъеме кончика языка за верхние зубы. Пальцами оттягивая нижнюю губу вниз. Тем самым «разрывая» рефлекс «губной», заменяя на верхний подъем языка. Ребенок быстро переключается и привыкает.
    • Если у ребенка слабая мотивация на подъем кончика языка за верхние зубы: укладываем ребенка на кушетку, захватываем марлевой салфеткой и верхнюю и нижнюю губу — «оголяем зубы», повторяем с ребенком речевой материал, следим за четким подъемом кончика языка за верхние зубы.
    • Если «Л» всегда мягкий:

    А) Просим ребенка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В тоже время ведется фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы.

    Б) Второй способ: прикусывать острый кончик языка на звук «Л» в автоматизируемом материале.

    Примерная структура логопедического занятия:

    1. Артикуляционная гимнастика – 5-7 минут.
    2. Поэтапная постановочная и автоматизированная работа – 15 минут от занятия. На этапе автоматизации включает 5 минут повторения заданий прошлого урока, 10 минут новый материал.
    3. Фонематическая работа – 10 минут.

    Екатерина Евгеньевна Рыжкова
    Речевой материал для автоматизации звука [Л]

    Автоматизация звука [Л]

    2. Автоматизация звука [л] в прямых слогах

    3. ЛА – ЛА – ЛА – ЛА – ЛА

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ

    ЛО – ЛО – ЛО – ЛО – ЛО

    ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ

    3. Автоматизация звука [л] в обратных слогах

    4. АЛ – АЛ – АЛ – АЛ – АЛ

    ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ

    ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ

    ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ

    УЛ – УЛ – УЛ – УЛ – УЛ

    4. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах

    5. АЛА – АЛО УЛА – УЛО ОЛА – ОЛО ЫЛА – ЫЛО

    АЛО – АЛУ УЛО – УЛЫ ОЛО – ОЛЫ ЫЛО – ЫЛУ

    АЛУ – АЛЫ УЛЫ – УЛУ ОЛЫ – ОЛУ ЫЛУ – ЫЛЫ

    АЛЫ – АЛА УЛУ – УЛА ОЛУ – ОЛА ЫЛЫ – ЫЛА

    5. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах

    АЛА – АЛО – АЛЫ – АЛУ

    УЛА – УЛО – УЛЫ – УЛУ

    ОЛА – ОЛО – ОЛЫ – ОЛУ

    ЫЛА – ЫЛО – ЫЛЫ – ЫЛУ

    6. Автоматизация звука [л] в прямых слогах со стечением согласных

    ГЛА – ГЛО – ГЛУ – ГЛЫ

    КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ

    СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ

    ХЛА – ХЛО – ХЛУ – ХЛЫ

    ПЛА – ПЛО – ПЛУ – ПЛЫ

    БЛА – БЛО – БЛУ – БЛЫ

    ФЛА – ФЛО – ФЛУ – ФЛЫ

    ВЛА – ВЛО – ВЛУ – ВЛЫ

    ШЛА – ШЛО – ШЛУ – ШЛЫ

    ЗЛА – ЗЛО – ЗЛУ – ЗЛЫ

    7. , звук в начале слова

    ЛА : лак, лань, ла-ма, Ла-да, ла-па, ло-то, ло-пух, ла-донь, лам-па, лап-ша, лав-ка, лан-дыш, ла-ком-ка;

    ЛО : лоб, лов, ло-жа, ло-кон, ло-коть, ло-шадь, лод-ка, лож-ка;

    ЛЫ : лы-жи, лыж-ня, лыж-ник;

    ЛУ : лук, луч, лу-па, лу-жа, Лу-ша, лу-жок, лун-ка, лу-но-ход, лу-кош-ко.

    8. Автоматизация звука [л] в словах , звук в середине слова

    ЛА : ю-ла, де-ла, пи-ла, ку-лак, ха-лат, пе-ла, Ми-ла, е-ла, бе-га-ла, хо-ди-ла, о-де-ла, о-бе-да-ла, а-ку-ла, зо-ла, ка-лач, са-лат, во-зи-ла, но-си-ла, пи-са-ла, чи-та-ла, пас-ти-ла, па-лат-ка, об-ла-ко;

    АЛ : ал-маз, ал-фа-вит, фи-ал-ка, мо-чал-ка, гал-ка, пал-ка, бал-кон, хал-ва, шал-фей, скал-ка, галс-тук.

    ЛО : мы-ло, де-ло, стек-ло, ку-лон, чу-лок, пи-лот, у-лов, га-ло-ши, ко-ло-дец, ка-ло-ши, мо-ло-ко, зо-ло-то, бо-ло-то, мо-ло-ток, о-де-я-ло, по-то-лок, ко-лон-ка, бо-лон-ка, хо-лод-но;

    ОЛ : волк, Вол-га, вол-ны, пол-ный, дол-го, мол-ни-я, пол-день, и-гол-ка.

    ЛУ : ту-луп, го-лубь, каб-лук, го-лу-бой, клуб, клу-бок, клум-ба, клуб-ни-ка, плуг, глу-бо-кий, Зо-луш-ка, жё-лудь, ша-лун, слу-ги, слу-чай, плу-тов-ка, блу-за, слу-жить, слу-чай-но, за-слу-га.

    УЛ : бул-ка, чул-ки.

    ЛЫ : по-лы, во-лы, го-лы, кук-лы, уг-лы, кот-лы, сто-лы, ос-лы, пос-лы, пчё-лы, ма-лыш, бе-лый, а-лый, сме-лый, спе-лый, свет-лый, по-лынь, за-плыв, у-ме-лый, ма-лы-ши, а-лы-ча, у-лыб-ка, бу-лыж-ник, бо-ка-лы, пе-на-лы, ка-на-лы, ка-ни-ку-лы;

    ЫЛ : мыл-ся, бу-тыл-ка, по-сыл-ка.

    ИЛ : ко-пил-ка, пил-ка, по-ил-ка, ко-сил-ка;

    ЕЛ : бел-ка, мел-ко, у-зел;

    ЁЛ : ёл-ка, тёл-ка, ме-тёл-ка, шёлк, чёл-ка, пчёл-ка, щёл-кать;

    ЯЛ : бо-ял-ся, сме-ял-ся.

    9. Автоматизация звука [л] в словах , звук в конце слова

    АЛ : бал, мал, дал, у-пал, ка-нал, бо-кал, пе-нал, ме-талл, вы-пал, па-дал, зал, жал, пи-сал, сту-чал, спал, сы-пал, са-мос-вал.

    ОЛ : гол, пол, у-кол, фут-бол, ствол, че-хол, ще-гол.

    УЛ : мул, по-дул, а-ул, тя-нул, ки-нул, стул, ус-нул, зев-нул, шеп-нул, кач-нул.

    ИЛ : мил, пил, ку-пил, Ми-ха-ил, ко-сил, но-сил, у-чил, та-щил, гос-тил, са-дил, пус-тил.

    ЕЛ : мел, пел, у-мел, хо-тел, дя-тел, Па-вел, си-дел, ши-пел.

    ЁЛ : ко-тёл, шёл, по-шёл, ко-зёл.

    ЯЛ : мял, го-нял, ме-нял, под-нял, та-ял, си-ял, снял, сто-ял, се-ял.

    10. Автоматизация звука [л] в словах , звук со стечением согласных

    КЛА : клад, класс.

    КЛО : клон, кло-ун.

    КЛУ : клуб, клу-бок, клуб-ни, клум-ба, клуб-ни-ка.

    КЛЫ : клык, клы-кач.

    ГЛА : гла-за, гла-зок, гла-дить, глаз-ки, гладь, глад-кий, глас-ный, со-глас-ный,

    ГЛО : гло-ток, гло-бус, глот-ка.

    ГЛУ : глубь, глушь, глу-харь, глу-пыш, глу-би-на, глу-бо-ко, глу-бо-кий;

    ГЛЫ : глы-ба, у-глы.

    ПЛА : план, плащ, пла-ток, пла-фон, пла-кат, пла-тить, пла-тье, пла-не-та, план-ка, плас-тин-ки, плас-ти-лин;

    ПЛО : плот, плод, плом-ба, пло-ти-на, плот-ник, плош-ка;

    ПЛУ : плуг, плут, плу-ги, плу-тов-ка;

    ПЛЫ : плыть.

    БЛА : бланк, бла-го-да-рю, бла-го-да-рить;

    БЛО : блок, блок-нот, блон-дин, блон-дин-ка;

    БЛУ : блу-за, блу-зон, блу-зоч-ка, каб-лук.

    ФЛА : флаг, фла-ги, фла-кон, фла-нель, фла-мин-го;

    ФЛО : флот, фло-ра, флок-сы, фло-мас-тер;

    ВЛА : вла-га, власть, влаж-ный, вла-де-ни-е, Влад, Вла-дик, Вла-дис-лав, Вла-ди-мир.

    ХЛО : хло-пья, хло-пок, хло-пать, хло-пуш-ка;

    ЗЛА : зла-ки, Зла-то-влас-ка, Зла-то-гла-ва-я;

    ЗЛО : зло-ба, зло-дей, зло-дей-ка, злой, злость, злоб-ный;

    ЗЛЫ : злы-е.

    СЛА : Сла-ва, сла-бый, не-сла, па-сла, слад-кий, слав-ный,скла-ды-вать;

    СЛО : сло-во, слог, слон;

    СЛУ : слу-ги, слу-га, слу-жить;

    ШЛА : шла, шланг, шлаг-ба-ум.

    11. Автоматизация звука [л] в словах с двумя этими звуками

    Ло-ла, ло-мал, дол-бил, гла-дил, пла-вал, мол-чал, де-лал, по-лол, ко-лол, ко-ло-ко-ла, гла-ди-о-лус, у-лыб-нул-ся, Вла-дис-лав.

    12. Автоматизация звука [л] в словосочетаниях

    Голубое небо, тёплый тулуп, белый мел, шёлковый платок, сладкая булка, тяжёлый молоток, светлый локон, белые флоксы, голодный волк, спелое яблоко, весёлый бал, глубокий колодец, смелый солдат, толстый блокнот, толстые чулки, тёплый чулан, алый флаг, молочная каша, толстая палка, холодный подвал, шёлковая блуза.

    13. Автоматизация звука [л] в предложениях из 3 слов

    Алла ела яблоко. Луша мыла пол. Слава пил молоко.

    Луша чистила лук. Володя стал пилотом.

    14. Автоматизация звука [л] в предложениях из 4 слов

    У лайки – белые лапки. У белки – тёплое дупло. У Милы – голубое

    платье. Владик уехал в колхоз. По волнам плывёт плот.

    Клава захлопала в ладоши. Стул упал на пол. Павел ушёл на футбол.

    Лось убежал от волка. Влад купил духи «Фиалка» .

    На яблоне – спелые яблоки. Алла писала мелом слова.

    Луша мыла куклу мылом.

    Клава каталась на лыжах. У Луши – белые голуби.

    Дятел долбил ствол сосны. У слона – белые бивни.

    У Золушки – шёлковое платье. Ложка из олова – оловянная.

    Платье из шёлка – шёлковое. Аллея из ёлок – еловая.

    15. Автоматизация звука [л] в предложениях из 5 слов

    Мила поставила лампу на стол. Клава покупала молоко и свёклу.

    Лола поливала флоксы на клумбе. Слава плавал на плоту по Волге.

    У Володи – иволга из пластилина.

    Мила мыла пол в классе. Михаил сделал больному Павлу укол.

    Золушка подметала и мыла полы. Флоксы, ландыши и фиалки – цветы.

    На полу Клава нашла булавку.

    16. Автоматизация звука [л] в предложениях из 6 слов

    В голубом небе плывут белые облака. Алла дала Володе пилу и молоток. Клубок упал со стула на пол. Влад плыл на лодке по волнам. Луша надела на голову белый платок. Мила и Володя плывут в лодке.

    Волшебница помогла Золушке поехать на бал. На балу Золушка смеялась и танцевала. В чулане на полке стоял бокал. Алла купила алычу, а Володя – клубнику. Ласточка, иволга, соловей и галка – птицы.

    17. Автоматизация звука [л] в предложениях из 7 слов

    Платье, колготки, блуза и плащ – это одежда.

    Белла полоскала белый халат в холодной воде.

    18. Автоматизация звука [л] в предложениях из 8 – 9 слов

    Луша ела спелую клубнику, а Павел ел пастилу.

    На балконе у Славы – голубые и белые фиалки.

    Алла покупала фиалки, Луша – цикламены, а Лола – флоксы.

    Белка, лось, волк, слон и лань – это дикие животные.

    19. Автоматизация звука [л] в чистоговорках

    ЛА – ЛА – ЛА лопата и пила

    ЛА – ЛА – ЛА новая юла

    ЛА – ЛА – ЛА высокая скала

    ЛА – ЛА – ЛА новая метла

    ЛА – ЛА – ЛА в окошке нет стекла

    ЛА – ЛА – ЛА Мила пол мела

    ЛА – ЛА – ЛА кошка на окне спала

    ЛА – ЛА – ЛА лодочка плыла

    ЛА – ЛА – ЛА у Володи есть пила

    АЛА – АЛА – АЛА я маме помогала

    УЛА – УЛА – УЛА я шары надула

    ОЛА – ОЛА – ОЛА это наша школа

    УЛА – УЛА – УЛА в море плавала акула

    ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ в салатнице салат

    ЛОК – ЛОК – ЛОК мы купили котелок

    ЛОМ – ЛОМ – ЛОМ мы сидели за столом

    ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ голубой халат

    ЛАС – ЛАС – ЛАС постели палас

    ЛО – ЛО – ЛО на улице тепло

    ЛО – ЛО – ЛО мы приехали в село

    ЛО – ЛО – ЛО мама вымыла окно

    ЛО – ЛО – ЛО в лодке новое весло

    ЛО – ЛО – ЛО на дереве дупло

    ЛУ – ЛУ – ЛУ мы сидели на полу

    ЛУ – ЛУ – ЛУ диван стоит в углу

    ЛУ – ЛУ – ЛУ я взяла иглу

    ЛУ – ЛУ – ЛУ я ищу пилу

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – дети вымыли полы

    ЛУ – ЛУ – ЛУ – заведу юлу

    ЛУ – ЛУ – ЛУ – всех прошу к столу

    ЛО – ЛО – ЛО – на улице мело

    ЛО – ЛО – ЛО – платье мне мало

    СЛА – СЛА – СЛА – я гусей пасла

    СЛА – СЛА – СЛА – Мила яблоки несла

    ШЛА – ШЛА – ШЛА – мама в комнату вошла

    КЛА – КЛА – КЛА – мама пироги пекла

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ подмели полы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ новые столы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ вот идут ослы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ у папы нет пилы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ в комнате углы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ у мамы нет метлы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ мы стояли у скалы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ у Милы две иглы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ мы забьём голы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ завяжи узлы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ в печке нет золы

    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ вот идут козлы

    АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ новые пеналы

    АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ на дороге шпалы

    ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ у папы много силы

    ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ делаю уколы

    ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ я стою у школы

    ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ мы купили пилы

    АЛ – АЛ – АЛ папа гвозди забивал

    АЛ – АЛ – АЛ со стола упал пенал

    УЛ – УЛ – УЛ я поставил стул

    УЛ – УЛ – УЛ наш малыш уснул

    УЛ – УЛ – УЛ Павел сел на стул

    ОЛ – ОЛ – ОЛ мы забили гол

    ОЛ – ОЛ – ОЛ Алла мыла пол

    ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ суп уже остыл

    ИЛ – ИЛ – ИЛ папа потолок белил

    ИЛ – ИЛ – ИЛ машину я катил

    ИЛ – ИЛ – ИЛ дятел дерево долбил

    ИЛ – ИЛ – ИЛ рисунок папе подарил

    ОЛ – ОЛ – ОЛ я поставил стул на стол

    ОЛ – ОЛ – ОЛ папа сделал стол

    ОЛ – ОЛ – ОЛ Михаил дрова колол

    ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ я машину мыл

    АЛ – АЛ – АЛ я купил пенал

    АЛ – АЛ – АЛ наш малыш упал

    20. Автоматизация звука [л] в пословицах и поговорках

    Где холодно, там и голодно.

    Ловит волк, да ловят и волка!

    От лампы – светло, а от печки – тепло.

    Дал мёду – дай ложку!

    Всякое дело делай умело.

    Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

    Обещал – сделай, дал слово – выполни!

    Делано наспех – сделано насмех.

    Неумелой швее иголка с ниткой шить мешают!

    Автоматизация звука [л] в текстах

    Мяукающий клубок

    Лола купила голубые и белые нитки. Смотала нитки в клубки и положила на стол. Голубой клубок упал на пол.

    Котёнок подбежал к клубку и стал его катать лапками. Катал клубок, катал, запутался и жалобно замяукал.

    В комнату вошла Лола. Она воскликнула : «Голубой клубок замяукал!»

    На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла – алая, клюв – длинный.

    Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу : «Дятел – лесная птица. Он должен жить в лесу»

    У Аллы была кукла. Алла звала куклу Ладой. У куклы – голубые глаза и длинные волосы. Алла катала куклу на велосипеде. Кукла упала в лужу и испачкалась. Алла долго мыла Ладу мылом, одела на неё голубое платье и завязала ей белые банты.

    Хотела галка пить

    Хотела галка пить. Увидела – стоит кувшин с водой. А вода в нём была на самом дне. Галка скакала, скакала – всё без толку. Никак не смогла галка достать воду. И стала галка кидать в кувшин камешки.

    Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась, и галка смогла напиться. Какая умная была галка!

    Кому пол мести?

    Влад и Лада молчали. Потому что кто до обеда скажет хоть слово, тому пол мести.

    Вот сидят они в углу и молчат. Влад молчит, и Лада молчит. Влада папа зовёт : «Владислав, ты где? Иди на велосипеде покатаю!» А Владик сидит в углу и молчит. Тут мама позвала Ладу : «Лада, возьми яблоко, сладкое – сладкое!» А Лада сидит в углу и молчит. Молчали они, пока Владику чихнуть не захотелось. Повёл он носом, да как на всю комнату : «Апчхи!»

    Ага, Владик, ты «апчхи» сказал, тебе пол мести!

    Ну да, - сказал Влад, - «апчхи» - это не слово!

    Подумала Лада полминуты и взяла веник.

    «Ладно, - сказала она Владику, - Хоть «апчхи» - это не слово, но ведь мама устала. Надо ей помочь».

    И стала Лада пол мести. А Владиславу стало стыдно, и он побежал за совком.

    Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

    Звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, получается гласный звук.

    Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук .

    Ла - ло - лу - лы
    Ло - лу - ла - лы
    Лу - лы - лы - ло

    лы - лу - ло - ла
    ла - лы - лу - ло
    лы - ла - ло - лу

    ал - ол - ул - ыл
    ял - ёл - юл - ил - ел
    ал - ял - ол - ёл

    Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

    Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

    Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

    Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупл, выгнал.

    Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.

    Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.

    Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.

    Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.

    Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка.

    Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.

    Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

    "Трудные" слова с двумя звуками л :
    лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

    Слова со стечением согласных:
    благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

    Мила ела салат.
    Луша взяла лопатку.
    Ласточка свила гнездо.
    Мама сделала молочную лапшу.
    Мила вымыла ладони.
    Около палаток лопухи и полынь.
    Наступила зима.
    Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свеклу.
    Мила видела слона.
    Слава идет в кладовую за веслами.
    В глубоком колодце вода холодная.
    В лавке спелые и сладкие яблоки.
    Володя - смелый пловец и не боится глубины.
    Клава надела на голову белый платок.

    Подберите картинки: лопата, лодка, мыло, кукла. Начните предложение, а ребенок будет заканчивать по картинке, затем повторит предложение целиком.

    Дядя Лука копает клумбу (лопатой).
    Володя и Слава плывут на (лодке).
    Клава мыла ладони (мылом).
    Собака унесла в чулан (куклу).
    Володя поехал на (велосипеде).
    Михаил смотрел на (глобус).
    Павел ловил (голубя).
    Павел сел за (стол).

    Дядя Михаил коня напоил.
    Дедушка Нил поймал рой пчел.
    Павел поймал галку.
    Брат уехал на футбол.
    Вова поставил бутылку на полку.
    Папа купил елку.
    Стул упал на пол, и я испугался.
    На елке Павел увидел белку.
    Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
    Дядя Нил повязал галстук и вышел.
    Отец поехал на вокзал.

    Во дворе лаял пес.
    По реке плыл плот.
    Котенок лакал молоко.
    Павел пригладил волосы.
    Нил получил письмо от Михаила.
    Нил сам выгладил полотенце и платки.
    Я нашел и положил в банку много червей.
    Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.
    Солдат доложил, что выполнил задание.
    Петя сломал, а потом наладил велосипед.
    Володя забыл, куда положил пенал.
    Во дворе полаял и замолк пес.
    Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала.
    Кол около стола, стол около кола.
    Вот веселый колобок покатился, как клубок.

    Белое одеяло землю одевало.
    Солнце напекло, одеяло потекло.
    (Снег)

    Отстегал по ушам, отхлестал по щекам,
    шапку с головы сорвал и… удрал.
    (Ветер)

    Кукла Мила.

    Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, Светлые волосы, белое платье, белые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

    Наш кот любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.

    Захотел Володя половить рыбу. Он знал места, где ловится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку. Толкнул лодку и поплыл домой.

    Выучи наизусть стихотворения.

    Зима.
    Все бело, бело, бело. Много снегу намело.
    Вот веселые деньки! Все - на лыжи и коньки!

    Солдатик.
    Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил.
    Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.
    И помнил он всегда в бою свою солдатскую семью.
    Где был за всех, и за него стояли все до одного! (В. Аушев)

    Елка.
    Елка плакала сначала от домашнего тепла.
    Утром плакать перестала, задышала, ожила. (С. Маршак)

    Белый цвет.
    Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
    А вот белка не бела, белой даже не была. (И. Токмакова)

    Заяц белый.
    Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал?
    Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал.