Войти
Логопедический портал
  • Герои пьесы "Три сестры" Чехова: характеристика героев Смотреть что такое "сестры прозоровы" в других словарях
  • Классификация органических соединений по функциональным группам
  • Различные виды уравнений прямой
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю. Кошкарова Любовь Антоновна Пособие для развивающего обучения (для чтения взрослыми детям) "На что похожи буквы алфавита?" Знакомство с новой буквой

    Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю. Кошкарова Любовь Антоновна Пособие для развивающего обучения (для чтения взрослыми детям)

    В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.

    Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.

    Азбука
    Пусть начинается с аиста
    Он,
    Как и азбука,
    С А начинается

    Буква А, буква А
    Алфавита голова
    Знает Вова, Знает Света,
    А похожа на ракету.

    Буква Б с большим брюшком
    В кепке с длинным козырьком

    Буква Б проснется рано.
    Буква Б - бочонок с краном.
    Умывайся! Будь здоров,
    Богатырь Борис Бобров!

    Палочка,
    Рядом две дужки
    Вот и готовы
    Очки для лягушки

    Перед нами буква Г
    Стоит подобно кочерге

    Вот стоит, дымок пуская,
    Буква Д труба печная

    Е на грядке пригодилась
    Вместо грабель потрудилась

    Эта буква широка
    И похожа на жука
    И при этом точно жук
    Издает жужжащий звук
    Ж-ж-ж-ж-ж-ж

    Это - Ж,
    А это - К
    Целый жук
    И полжука

    По белому полю
    В туман и снега
    Бредут потихоньку
    Бараньи рога (Буква З)

    На калитку посмотри:
    Чем она не буква И?
    Между двух прямых досок
    Одна легла наискосок

    Сигнальщик держит два флажка
    С флажками он как буква К

    Алфавит продолжит наш
    Буква Л - лесной шалаш

    Вот качели-
    Буква М!
    Здесь качаться
    Можно всем

    На букве Н
    Я, как на лесенке
    Сижу и распеваю
    Песенки

    Там я букву Н найду,
    Где гамак висит в саду.

    Посмотри на колесо
    А увидишь букву О

    На хоккее, на футболе
    Буква П - ворота в поле

    Буква Р - на мачте парус,
    Вдаль плывет, небес касаясь

    Полумесяц в небе темном
    Буквой С повис над домом

    Молоток стучит: "Тук-тук!
    Букве Т я старый друг"

    У - сучок. В любом лесу
    Ты увидишь букву У

    Федя ходит руки в боки
    Значит, выучил уроки

    Не рогаты мы,
    Не злы
    Ко′злы мы
    А не козлы′

    Буква Ц -
    Внизу крючок
    Точно с краником бачок

    Да, вы правильно решили:
    Ч мы пишем как четыре.
    Только с цифрами, друзья,
    Буквы путать нам нельзя

    Шура сено ворошил
    Вилы в сене позабыл

    На расческу
    Щ похожа
    Три зубца всего
    Ну что же!

    А бедняжка буква Ы
    Бродит с палочкой, увы

    Буква Р перевернулась
    Мягким знаком обернулась

    Над лугами в синеве
    Пролетает буква Э

    Чтобы О не укатилось,
    Крепко к столбику прибью.
    Ой, смотри-ка,
    Что случилось:
    Получилась... буква Ю

    Поглядите-ка, друзья,
    Смастерил скворечник я.
    А в скворечник залетела
    Вместо птички - буква я

    Стихи про букву Э

    Буква Э на С дивится,

    Словно в зеркало глядится.

    Сходство есть наверняка,

    Только нету языка!

    (А. Шибаев)

    Эге-гей! - крикун кричит,

    Изо рта язык торчит.

    (Г. Виеру)

    Над лугами в синеве

    Пролетает буква Э.

    Это ласточка весной

    Возвращается домой.

    (В. Степанов)

    Это - Э с открытым ртом

    И большущим языком.

    Взял я лук и крикнул: -

    Эх! Удивлю сейчас я всех!

    Натянул потуже лук,

    Да стрела застряла вдруг!

    И вокруг сказали все:

    (Е. Тарлапан)

    Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Э" в следующих стихотворениях:

    Рот разинув до ушей,

    Буква Э сказала: "Эй!"

    Эта будет буква Э

    Энергичная вполне:

    Экскаватор, эшелон,

    Элеватор, электрон.

    Эхо слышно тут и там -

    Эхо ходит по горам.

    Эхо, спустишься сюда?

    Эхо тихо: "Да-да-да-а-а!"

    Мама! - слышится с холма.

    Эхо тоже крикнет: "Ма-а-а!"

    Это маму звал малыш.

    Эхо, ты кому кричишь?

    (Г. Виеру)

    Задание 2. Слепите букву "Э" из пластилина и сделайте её из сушек и соломки.

    Буква Ю

    Говорят дети про букву Ю

    "Буква Ю - это колобка привязали к палочке, чтобы он не укатился" (Вера, 5 лет).

    "Буква Ю похожа на ключик Буратино" (Настя, 6 лет).

    "Буква Ю - это шарик зацепился за палочку, улететь не может, или кто-то катит снежный ком, снеговика строит" (Олег, 6 лет).

    Вся согнулась буква Ю,

    Держит палочку свою.

    Вот и выглядит такою -

    Старой бабкою с клюкою.

    (Б.Заходер)

    На арене укротитель -

    Грозных тигров повелитель.

    Он, как буква Ю, с кольцом

    К тиграм смело встал лицом.

    (В. Степанов)

    Чтобы О не укатилось,

    Крепко к столбику прибью.

    Ой, смотри-ка,

    Что случилось:

    Получилась... буква Ю.

    (А. Шибаев)

    Ходит пешком

    Калач с посошком.

    (К. Тарлапан)

    Палка, палка и кружок

    Нарисуй меня, дружок!-

    Улыбнулась буква Ю,-

    Я тебя благодарю!

    (Е.Котова)

    Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Ю" встречается в следующих стихах:

    В пути, в неведомом краю,

    Нам компас - лучший друг.

    Одной заглавной буквой Ю

    На нем отмечен юг.

    Над облаками мы летим

    По компасу на юг.

    На берег моря,

    в Южный Крым,

    Где нет зимою вьюг.

    (С. Маршак)

    Вьюн, жюри, сюита, люлька,

    Лютик, нюня, юг, люблю.

    Тюль, тюлень - слова мне Юлька

    Назвала, где буква Ю.

    (А. Мохорев)

    Задание 2. Слепите из пластилина букву "Ю" и сделайте её из сушек и соломки.

    Буква Я

    Говорят дети, на что похожа буква Я

    "Буква Я похожа на завязанный поясок" (Вера, 5 лет).

    "Буква Я - это колобок на лапках убегает от бабушки и дедушки" (Настя, 6 лет).

    "Буква Я похожа на хвастливую особу, грудь колесом, ножкой топает, а ещё буква Я похожа на яблочко на ножках" (Олег, 6 лет).

    Стихи про букву Я

    Я - бродяга с рюкзаком,

    Путешествует пешком.

    (Г. Виеру)

    Куча яблок на прилавке...

    И заметил, я друзья:

    Если б яблоку две лапки,

    Сразу б вышла буква Я.

    (Б.Заходер)

    Отвернула Я головку,

    Влево ножку ставит ловко.

    Буква Я пустилась в пляс -

    Удивить хотела нас!

    (Е.Котова)

    Я выходит на дорожку

    Я стоит отставив ножку,

    Полюбуйтесь, вот и я,

    Рада видеть вас, друзья!

    Я похожа на артиста,

    космонавта, хоккеиста!

    (Н.и С.Гордиенко)

    Всем известно буква Я,

    Самая хвастливая.

    Всем на свете буква Я

    Доложить готова:

    А вы знаете, кто я?

    Вы не знаете, кто я

    Я не только буква

    Я - буква, слог и слово!

    (А. Шибаев)

    Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Я" в этих стихотворениях:

    В алфавите буква "Я"

    Самая последняя,

    Но бывают ребятишки,

    Что её балуют слишком,

    "Я" у них на первом месте,

    Целый день их видишь вместе,

    Слышно только "Я хочу",

    "Я умею", "Я могу",

    "Я главнее", "Я умней"...

    Нет у якалок друзей!

    Не забудьте, буква "Я"

    Нам нужна не для себя!

    (В. Аношина)

    Яблоко вон на дорожке,

    Мы ему прикрепи ножки.

    Получилась буква Я

    Самая красивая.

    А эта буква оттого

    Считается последней,

    Что ты себя же самого

    Не ставишь в ряд передний.

    Не могут ждать у нас в стране

    Почета, славы, чести

    Те, у которых "я" да "мне"

    Стоят на первом месте!

    Народ толково и не зря

    Расставил буквы букваря.

    (С. Маршак)

    Задание 2. Слепите букву "Я" из пластилина и сделайте её из соломки и сушки.

    Заключение

    Я уверена, что прочитав эту книгу и выполнив все задания, ребенок без труда будет узнавать буквы, и вы сможете перейти к следующему этапу обучения чтению.

    Из букв ребёнок быстро научится составлять слоги. Только тогда, когда ребёнок научится управлять слогом, можно плавно перейти к чтению. Эта система взаимосвязана, нежелательно пропускать какой-либо из этапов. Также этот процесс не может быть проведён поспешно. Развитие должно продвигаться естественным путём.

    Желаю успехов на данном этапе знакомства со звуками и буквами русского алфавита.

    Подготовка ребенка к школе. Образовательный комплекс включает в себя следующие задания и упражнения: обучение чтению, изучение букв и звуков, знаки препинания в предложении и простые числа, задания на сообразительность и творческое мышление.


    Обучение чтению. Звуки "йу" и буква "Ю"

    Цель : формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие устойчивости внимания.

    Материал : рабочий лист, карандаши. Карточка с буквой Ю.

    "Ю" похожа на юлу,

    Что кружилась на полу,

    Повертелась как волчок

    И упала на бочок.

    "Юбка", "люстра" и "люблю", -

    Вот словечки с буквой "Ю".

    - О какой букве идет речь? Правильно о букве Ю.
    - Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЮБКА, ЮЛЯ, ЮГ, ЮЛА .
    - Правильно, это звуки ЙУ. И записываются они буквой Ю.

    Педагог показывает детям карточку с буквой Ю. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.

    - Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЮБКА.
    - Сколько слогов в слове ЮБКА? (Два).
    - А какой первый звук в слове ЮБКА? (Звук й).
    - Второй звук в этом слове? (у).
    - Третий звук? (б).
    - Четвертый звук? (к).
    - Пятый звук? (а)
    - А когда мы пишем слово ЮБКА, то первая буква в этом слове Ю. Буква Ю состоит из двух звуков йу.
    - Если буква Ю стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙУ.
    - Послушайте следующее слово - ЛЮК.

    Проводим звуковой анализ слова ЛЮК .

    - Давайте сделаем вывод. Если буква Ю стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук У.
    - Буква Ю – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
    - Раскрасьте букву Ю в красный цвет.
    - Раскрасьте схему звуков "йу" зеленым и красным карандашами. Й - зеленый, т.к. звук согласный мягкий. У – красный, т.к. звук гласный.
    - Как вы считаете, на что похожа буква Ю?
    - Обведите и допишите буквы Ю.

    Обучение чтению. Слова с буквой Ю

    Цель : формирование навыка чтения.

    Материал : рабочий лист.

    Прочитайте слова построчно, а затем столбиками.

    Подчеркните одной чертой мягкие согласные.

    Соедините чертой слова, которые начинаются на одинаковый слог.

    Обучение чтению. Звуки "ЙА" и буква "Я"

    Цель

    Материал : рабочий лист, карандаши, карточка с буквой Я.

    Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Послушайте стихотворение, которое написала поэтесса Светлана Игнатова об этой букве:

    Буква "Я" собой гордится:

    Всех важнее быть стремится.

    Яхта, яблоко, земля, -

    Вот словечки с буквой "Я".

    - О какой букве идет речь? Правильно о букве Я.
    - Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЯБЛОКО, ЯКОРЬ, ЯЙЦО, ЯМА.
    - Правильно, это звуки ЙА. И записываются они буквой Я.

    Педагог показывает детям карточку с буквой Я. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.

    - Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЯМА.
    - Сколько слогов в слове ЯМА? (Два).
    - Какой первый слог? Второй?
    - А какой первый звук в слове ЯМА? (Звук й).
    - Второй звук в этом слове? (А).
    - Третий звук? (М).
    - Четвертый звук? (А).
    - А когда мы пишем слово ЯМА, то первая буква в этом слове Я. Буква Я состоит из двух звуков йа.
    - Если буква Я стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙА.
    - Послушайте следующее слово - МЯСО.

    Проводим звуковой анализ слова МЯСО.

    - Давайте сделаем вывод. Если буква Я стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук А.
    - Буква Я – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
    - Раскрасьте букву Я в красный цвет.
    - Раскрасьте схему звуков йа зеленым и красным карандашами. Й- зеленый, т.к. звук согласный мягкий. А – красный, т.к. звук гласный.
    - Как вы считаете, на что похожа буква Я?
    - Обведите и допишите буквы Я.

    Обучение чтению. Чтение слов с буквой "Я"

    Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия анализа-синтеза.

    Материал : рабочий лист, карандаши.

    Прочитайте слоги построчно, а затем столбиками.

    Поделите слова на слоги.

    Поставьте в этих словах ударение.

    Подчеркните слово, в котором больше всего слогов.

    Обведите слова, где буква Я пишется в начале слова. Какие звуки обозначает буква Я, если стоит в начале слова?

    Обучение чтению. Схемы предложений. Знаки препинания

    Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия, анализа-синтеза.

    Материалы : рабочий лист, карандаши.

    - Сейчас мы с вами будем читать предложения, но сегодня они будут необычными. Посмотрите на первое предложение. Что в нем интересного? Правильно, в конце предложения стоит не точка, а новый знак. Такой знак называется вопросительным. И предложение тоже называется вопросительным. Когда вопросительный знак стоит в конце предложения, то само предложение надо читать так, как будто ты спрашиваешь. Посмотрите, как я прочитаю это предложение (педагог дает образец прочтения).

    Аналогично педагог знакомит детей с восклицательным знаком и побудительным предложением.

    - Составьте схемы к предложениям.
    - Найдите в предложениях слова с буквой Я. Сколько слов нашли? (Одно).

    Математика. Состав чисел: 2, 3, 4, 5

    Цель : учить детей запоминать состав чисел 2, 3, 4, 5.

    Материал : рабочий лист, карандаши.

    Давайте правильно заполним домики цифрами.

    В первом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 2.

    Во втором домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 3.

    В третьем домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 4.

    В четвертом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 5.

    Развитие мышления. Скажи наоборот

    Цель : развитие речи, формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.

    Подберите противоположные слова.

  • Веселый – ... (грустный).
  • Глубокий – ... (мелкий).
  • Острый – ... (тупой).
  • Гладкий – ... (шершавый).
  • Горячий – ... (холодный).
  • Мокрый – ... (сухой).
  • Яркий – ... (тусклый).
  • Сытый – ... (голодный).
  • Тонкий –... (толстый).
  • Широкий – ... (узкий).
  • Ясный – ... (пасмурный, ненастный).
  • Новый – ... (старый).
  • Математика. Примеры. Решение задач

    Цель : обучение детей сложению и вычитанию, закрепление знаков +, - и =, закрепление образа цифры, учить составлять примеры.

    Материалы : рабочий лист, карандаши.

    - Посмотрите на картинку, кто нарисован на картинке?
    - Давайте составим задачу про птиц.
    - Сколько птиц сидит на ветке?
    - Сколько птичек прилетело?
    - Зная, эти данные мы можем составить задачу?
    - Составьте задачу.

    На ветке дерева сидело 3 птицы. К дереву подлетела еще одна птица. Сколько всего птиц на рисунке?

    - Назовите условие задачи.
    - Какой вопрос в задаче?
    - Решите составленную задачу.
    - Составьте и запишите пример к задаче на рабочем листе.
    - Задача на сложение или вычитание? Какой знак будет в примере?
    - Прочитайте получившийся пример.
    - Составьте задачу по той же картинке на вычитание.
    - Какая задача у вас получилась?
    - Назовите условие и вопрос задачи?
    - Составьте и запишите решение задачи на рабочем листе.

    Развитие умственных действий. Анализ-синтез

    Цель : развитие анализа-синтеза.

    Материал : мяч.

    Педагог организовывает игру на ковре. Дети встают вкруг, педагог стоит внутри круга.

    Педагог бросает детям мяч и просит продолжить фразу.

  • Человек - сердце, машина - ...
  • Ужин – вечером, завтрак - ...
  • Птица – летает, змея - ...
  • Лето – жаркое, зима - ...
  • Ручка – пишем, ... - рисуем.
  • Хлеб – коричневый, молоко - ...
  • Самолет – ангар, машина - ...
  • Платье – портной, туфли - ...
  • Подготовка руки к письму. Палочки

    Цель : формирование графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист

    Обведите и допишите палочки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Прощание

    До свидания, до свидания приходите к нам еще,

    До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

    До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

    До свидания, до свидания – будем весело играть!

    На этом уроке вы узнаете о букве Ю и звуках, которые она обозначает, узнаете функции буквы Ю в словах, научитесь писать заглавную и маленькую буквы Юю, выполните интересные задания.

    Характеристика звука [йу

    Сегодня мы продолжим изучать йотированные гласные и познакомимся с соседкой буквы Я - с буквой Ю (рис. 1).

    Рис. 1. Буква Ю ()

    Этот урок начинается с разговора о букве, а не о звуке, как обычно, потому что в русском языке всего шесть гласных звуков , которые вы уже хорошо знаете. А вот «гласных» букв - десять .

    Если произнеси вслух букву Ю , то можно услышать, что она состоит из двух звуков - [йу ]. Первый звук очень короткий - [й] - это согласный, звонкий, всегда мягкий звук. [у] - второй звук, он гласный. Итак, звуки [йу] на письме записываются буквой Ю .

    Сегодня на уроке нам будут помогать Юра и Юля (рис. 2).

    Рис. 2. Юля и Юра ()

    Прежде чем показать первые буквы в своих именах, они хотят узнать, сможете ли вы назвать первые звуки их имен в словах.

    Выполните задание. Произносите слова по картинкам и выбирайте ту, где встретятся нужные нам звуки [йу] .

    Это - вьюнок (рис. 3).

    Рис. 4. Настурция ()

    А это - настурция (рис. 4).

    Звук [йу] слышен в слове «вьюнок» .

    Это - куртка (рис. 5).

    А это - юбка (рис. 6).

    Звук [йу] слышен в слове «юбка» .

    Это - чум (рис. 7).

    А это - юрта (рис. 8).

    Звук [йу] слышен в слове «юрта» .

    Итак, вы услышали, что звуки [йу] могут произноситься в начале слов и в их середине.

    Узнаем, как эти звуки слышатся после гласных. Послушайте колыбельную (рис. 9) и сосчитайте, сколько звуков [йу] вы услышите.

    Баю-баюшки-баю,
    Не ложися на краю:
    Придёт серенький волчок
    И утащит за бочок.

    Рис. 9. Колыбельная ()

    В этой колыбельной песне хорошо слышно четыре звука [йу] .

    Юра и Юля решили поиграть в игру, которая называется «Поговорим с буквой Ю» .

    Юра будет задавать вопросы, а Юля - отвечать. И вы помогайте, глядя на картинки.
    Какая твоя любимая игрушка?

    Ю ла (рис. 10)

    Какую планету ты знаешь?

    Ю питер (рис. 11)

    Кем ты хочешь стать?

    Ю нгой (рис. 12)

    Какую птицу ты знаешь?

    Ю рок (рис. 13)

    Какое тебе нравится растение?

    Ю кка (рис. 14)

    Знакомство с буквой Ю

    Рассмотрите печатные буквы Юю (рис. 15).

    Рис. 15. Буквы Юю ()

    Они различаются только размером.

    Чтобы О не укатилась,

    Крепко к столбику прибью.

    Ой, смотри-ка, что случилось:

    Получилась…буква Ю (рис. 16).

    Рис. 16. Буква Ю ()

    Прочитайте стишки и узнайте, на что похожа буква Ю .

    На арене укротитель -

    Грозных тигров повелитель.

    Он, как буква Ю , с кольцом

    К тиграм смело встал лицом (рис. 17).

    Рис. 17.Укротитель тигров

    Вся согнулась буква Ю ,

    Держит палочку свою.

    Вот и выглядит такою -

    Старой бабкою с клюкою.

    Если бублик вы не съели,

    Если он ещё при вас,

    То в одном хорошем деле

    Пригодится он сейчас.

    Поиграем с ним немножко.

    Сбоку - вилка,

    Рядом - ложка.

    Запиши в тетрадь свою -

    Эта буква - буква Ю .

    А ещё у буквы Ю есть сходство с числом 10 (рис. 18).

    Буква Ю каждому поможет в походе:

    В пути, в неведомом краю,

    Нам компас - лучший дуг.

    Одной заглавной буквой Ю

    На нём отмечен юг (рис. 19).

    Чтобы букву лучше запомнить, вылепите её из пластилина или выложите её из любых материалов. Нарисуйте забавную картинку из буквы Ю и сделайте выставку рисунков.

    Писатель Виктор Хмельницкий советует внимательнее посмотреть на букву Ю :

    Присмотритесь к букве Ю и наверняка заметите, что она состоит как бы из двух букв: Н и О.

    Правда, на маму - букву О - Ю больше похожа, но и папа - буква Н - может легко найти свои черты и чёрточку (рис. 20)!

    Рис. 20. Буквы Н и О ()

    Прочитайте:

    Ю -рий

    Ю -ли-я

    Прочитайте слоги с Я :

    «Кто? - спросила буква Я , -

    Заменить готов меня?»

    Отвечала буква Ю :

    «Если надо - заменю!»

    Прочитайте слоги с ю :

    Вы заметили, что согласные перед гласными буквами Я и Ю читаются мягко. Значит, вторая работа у буквы Ю такая же, как и у буквы Я , - показывать мягкость согласных , за которыми они написаны. В таких случаях гласные Я и Ю обозначают не два звука, а один. Прочитайте:

    Н ора

    Л уна

    Л ампа

    Гр уз

    Н юра

    Л юбовь

    Л ямка

    Тр юк

    В этих словах выделены твёрдые согласные зелёным цветом, а мягкие - синим.

    Учимся писать заглавную букву Ю

    Рассмотрите письменные буквы Ю и сравните их с печатными (рис. 21).

    Рис. 21. Письменные и печатные буквы Юю ()

    Будем учиться писать заглавную букву Ю . В ней два элемента. Она напоминает письменные буквы Н и О (рис. 22).

    Рис. 22. Написание заглавной буквы Ю ()

    Начинаем писать букву Ю , как букву Н , от середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем верхнюю линию рабочей строки. Останавливаемся. Начинаем без отрыва писать овал. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закругляем линию влево на уровне первого элемента. Опускаем вниз и закрываем овал.

    Ю :

    • буква очень широкая, овал получился похожим на круг.

    Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном наклонном положении тетради. Держите правильно ручку тремя пальчиками. Держите спину и не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.

    Учимся писать маленькую букву ю

    Напишем маленькую букву ю . В ней три элемента. Она похожа на маленькие буквы н и о (рис. 23).

    Рис. 23. Написание маленькой буквы ю ()

    Начинаем писать букву на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки пишем наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла). Начинаем писать овал. Ведём полуовальную линию вправо до нижней линии рабочей строки, коснувшись её, поднимаем линию вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и закрываем овал.

    Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

    Рассмотрите возможные ошибки написания буквы ю :

    • буква очень широкая.

    Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.

    Соединять заглавную и маленькую буквы будем с помощью дополнительной палочки, которую надо писать нужного размера, в зависимости от соединения (нижнего или верхнего). У маленькой буквы ю верхнее соединение может быть написано в виде выгнутой линии сверху. Попробуйте сами написать соединение буквы Ю и ю с другими буквами.

    Сегодня на уроке вы познакомились с гласной буквой Ю , которая в алфавите стоит на предпоследнем месте, 32. Слов в нашем языке, которые начинаются с этой буквы, очень мало. Основная работа этой буквы - обозначать мягкость согласных, которые пишутся перед ней. Вы уже знаете три гласные буквы, которые показывают мягкость согласных. Это - И , Я и Ю . Запомните их работу.

    Домашнее задание

    1. Потренируйтесь в написании буквы Ю . Напишите самостоятельно печатные и письменные буквы Юю (большие и маленькие).

    2. Найдите слова, в которых буква Ю обозначает мягкость согласного.

    Дю на, ю ла, ю мор, рю ши, ю ноша, тю ль, ю рта, тю льпан.

    3. Помогите юнге отыскать флажки с правильно написанными буквами Ю .

    Список литературы

    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

    2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

    3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

    3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()

    Оставьте отзыв о качестве урока Буква Ю и звуки, которые она обозначает в комментариях!!