Войти
Логопедический портал
  • Карта Нижегородской губернии А
  • История второй мировой войны
  • Тело по английскому произношение
  • Как подготовиться к независимому тестированию Как подготовится к зно по украинскому языку
  • Школа студия мхат логотип
  • Армия Андерса (2-й Польский корпус) Роспуск польских вооруженных формирований
  • Главные герои рассказа айболит. Энциклопедия сказочных героев: "Айболит". Энциклопедия сказочных героев: "Айболит" Главные герои рассказа доктор айболит

    Главные герои рассказа айболит. Энциклопедия сказочных героев:

    «Доктор Айболит» – это чудесная добрая история о том, как важно быть милосердным, чутким по отношению ко всем, кто попал в беду. Сказка учит взаимовыручке, сопереживанию, настойчивости в достижении цели.

    Краткое содержание “Доктора Айболита” для читательского дневника

    Название : «Доктор Айболит»

    Число страниц : 9. К. Чуковский «Доктор Айболит». Издательство «Энас-книга». 2016 год.

    Жанр : Сказка в стихах

    Год написания : 1929 год

    Главные герои

    Доктор Айболит – добрый, заботливый доктор, который ради выздоровления больных зверей готов пройти любые испытания.

    Гиппопотам – житель Африки, пославший доктору телеграмму с просьбой спасти зверят.

    Волки, кит, орлы – животные и птицы, которые помогли добраться доктору до Лимпопо.

    Каракула – акула, у которой заболели ее акулята.

    Бегемотики, страусята, акулята, кузнечик – больные зверята, нуждающиеся в помощи Айболита.

    Сюжет

    Доктор Айболит славился своей добротой и любовью к зверям. К нему приходили больные животные, и он всегда помогал им поправить здоровье. Он даже пришил новые ножки маленькому зайчику, попавшему под трамвай.

    Однажды доктор получил срочную телеграмму от Гиппопотама, в которой тот умолял Айболита поскорее приехать в Африку и вылечить больных зверят. Не медля ни минуты, доктор поспешил в дорогу. На его пути подстерегала плохая погода, бескрайнее синее море, неприступные горы. Но при помощи отзывчивых животных Айболит благополучно добрался до Лимпопо. Он сразу же принялся лечить больных малышей, и десять дней подряд не отходил от своих маленьких пациентов.

    Когда зверята выздоровели, все жители Африки стали петь и плясать, восхваляя доброго и отзывчивого доктора.

    План пересказа

    1. Прием больных зверей.
    2. Новые ножки у зайчика.
    3. Срочная телеграмма из Африки.
    4. Айболит спешит на помощь.
    5. Уставшего доктора везут волки.
    6. Кит помогает доктору переплыть море.
    7. Орлы помогают преодолеть высокие горы.
    8. Айболит попадает в Лимпопо.
    9. Лечение больных зверят.
    10. Долгожданное выздоровление малышей.
    11. Восхваление Айболита.

    Главная мысль

    Доктор всегда должен оказывать помощь больным, где бы те не находились.

    Чему учит

    Доброта – одно из самых ценных качеств, которое помогает сделать мир лучше. Важно помогать друг другу, не оставлять в беде тех, кто нуждается в помощи.

    Отзыв

    Сказка очень добрая, поучительная. Чуткий и отзывчивый доктор показал пример, как нужно относиться к окружающим. Он не думал о себе, а стремился поскорее помочь больным. Именно так и нужно поступать – как можно чаще совершать добрые поступки.

    Пословицы

    • Тот здоровье не ценит, кто больным не бывал.
    • Больной врача ищет.
    • Кто скоро помог, тот дважды помог.
    • Дорога помощь вовремя.
    • Сколько б не было детей, а всех жалко.

    Что понравилось

    В сказке понравилось то, что все закончилось очень хорошо. Доктор вовремя успел к больным зверятам, и вылечил их.

    Рейтинг читательского дневника

    Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 8.

    В основе поэмы - сказки К. И. Чуковского Айболит лежит тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной, но в то же время очень интересной профессии - доктор (врач лечащий людей и животных) .

    Доктор Айболит - в центре сюжета. Он является воплощением доброты, ума, чуткости, сострадания к ближним, сильным героем идущим к поставленной цели, побеждающим все зло - и это главные качества характеризующие большинство героев сказок Чуковского.

    Идеей сказки является факт исцеления бедных, больных животных живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом.

    Создавая сказки для малышей К. И. Чуковский непосредственно следовал своим заповедям. Сказка написана простым детским языком, эмоциональна, доступна для детей, легко воспринимается, но в то же время она оказывает большое воспитательное значение.

    Сегодня есть очень хорошие издания Айболита, рекомендуем:

    "Доктор Айболит"

    Все знают, что Доктор Айболит с утра до ночи лечит птиц и зверей, которые прилетают и приходят к нему со всех концов света. Он живёт в сказочном городе Пиндемонте на берегу тёплого моря. И помогают доктору утка Кики, собака Авва, свинка Хрю-Хрю, попугай Карудо, сова Бумба и соседские дети Таня и Ваня.

    У доктора Айболита никогда не получалось жить спокойно и мирно в своём маленьком домике. С ним постоянно случаются невероятные истории. Он сражается с пиратами и попадает к ним в плен, он спасает от гибели корабль, путешествует по светуно главное - везде находит верных друзей.

    Эта книга - наиболее полная версия о жизни доктора Айболита, рассказанная К. И. Чуковским: четыре истории о его захватывающих (и опасных!) приключениях.

    В этой книге - все радости сразу:

    И чудный текст Корнея Ивановича:)
    И замечательные тонированные и цветные рисунки Геннадия Калиновского.
    И... уютный формат.
    И обложка с тканевым корешком (ностальжи).
    И качество печати.
    И мелованная бумага.

    В книгу вошли ВСЕ части ПРОЗАИЧЕСКОГО "Айболита".

    "Доктор Айболит" (читаем сами)

    6 ПРИЧИН ПОДАРИТЬ РЕБЁНКУ КНИГУ ИЗ СЕРИИ "ЧИТАЕМ САМИ". Крупный шрифт правильного академического начертания оптимален для прочтения самим ребёнком. Слова с ударениями - выделение ударного слога помогает ребёнку избежать трудностей при определении места ударения.

    ОЧЕНЬ плотная белая бумага - страницы легко переворачивать, они не мнутся и не рвутся даже после многочисленных "листаний" текст и картинки не просвечивают. Увлекательный текст - ребёнок обязательно захочет узнать, "чем все закончится".

    Гармоничное соотношение текста и иллюстраций - не будет спешить перелистнуть страницу, чтобы посмотреть на следующую картинку.

    Подарочный формат - идеальные размеры для ребёнка, начинающего читать; книга хорошо входит на любую книжную полку. В доме, где много книг, дети вырастают более успешными и разносторонними, чем их сверстники. Окружите ребёнка книгами, подарите ему счастливое будущее!

    "Всё про Айболита"

    Доброго доктора Айболита, который лечит животных и детей и побеждает злобного разбойника Бармалея, сегодня знают все. Но не каждому известно, что своему любимому герою Корней Чуковский посвятил не одно, а несколько произведений.

    Крупный текст, ударение на каждом слове указано.

    Отличные бумага и печать. Прекрасная книга для тех, кто только начал читать.

    Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского:

    1 . Соблюдена графичность и образность.

    « Но вот перед ним море -

    Бушует, шумит на просторе.

    А в море высокая ходит волна,

    Сейчас Айболита проглотит она …

    Но тут выплывает кит:

    « Садись на меня, Айболит,

    И, как большой пароход,

    Тебя повезу я вперед! » »

    2. Наивысшая смена образов

    « Мы живем на Занзибаре,

    В Калахари и Сахаре,

    На горе Фернандо - По,

    Где гуляет Гиппо - попо

    По широкой Лимпопо » .

    3 . Живопись лирична, множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения.

    « И пришла к Айболиту лиса …

    И пришел к Айболиту барбос …

    И прибежала зайчиха

    И закричала: « Ай, ай!

    Мой зайчик попал под трамвай!

    Он бежал по дорожке,

    И ему перерезало ножки,

    И теперь он больной и хромой,

    Маленький заинька мой! »

    Вместе с его героями тоже хочется, что то делать, как то действовать, чем то помочь.

    4 . Подвижность и переменчивость ритма.

    « Но вот, поглядите, какая - то птица

    Все ближе и ближе по воздуху мчится.

    На птице, глядите, сидит Айболит

    И шляпою машет и громко кричит:

    « Да здравствует милая Африка! » »

    5 . Музыкальность поэтической речи.

    « Вот и Гиппо, вот и Попо,

    Гиппо - попо, Гиппо - попо!

    Вот идет Гиппопотам.

    Он идет от Занзибара,

    Он идет к Килиманджаро -

    И кричит он, и поет он:

    « Слава, слава Айболиту!

    Слава добрым докторам! » »

    Песня гиппопотама звучит, как гимн для докторов.

    6 . Рифмы находятся в ближайшем соседстве.

    « И акула Каракула

    Правым глазом подмигнула

    И хохочет, и хохочет,

    Будто кто ее щекочет.

    А малютки бегемотики

    Ухватились за животики

    И смеются, заливаются -

    Так, что дубы сотрясаются. »

    7 . Каждая строка живет собственной жизнью.

    « Добрый доктор Айболит!

    Он под деревом сидит.

    Приходи к нему лечиться

    И корова, и волчица,

    И жучок, и червячок,

    И медведица!

    Всех излечит, исцелит

    Добрый доктор Айболит! »

    « « Что такое? Неужели

    Ваши дети заболели? » -

    « Да - да - да! У них ангина,

    Скарлатина, холерина,

    Дифтерит, аппендицит,

    Малярия и бронхит!

    Приходите же скорее,

    Добрый доктор Айболит! » »

    Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы.

    9 . Стихи не загромождены прилагательными.

    « Ладно, ладно, побегу,

    Вашим детям помогу.

    Только где же вы живете?

    На горе или в болоте? »

    10 . Преобладает движение, основной ритм - хорей.

    « И встал Айболит, побежал Айболит,

    По полям, по лесам, по лугам он бежит.

    И одно только слово твердит Айболит:

    « Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо! » »

    11 . Присутствует игра.

    « И бежит Айболит к бегемотикам,

    И хлопает их по животикам,

    И всем по порядку

    Дает шоколадку,

    И ставит и ставит им градусники!

    И к полосатым

    Бежит он тигрятам,

    И к бедным горбатым

    Больным верблюжатам,

    И каждого гоголем,

    Каждого моголем,

    Гоголем - моголем,

    Гоголем - моголем,

    Гоголем - моголем потчует. »

    12 . Поэзия для детей - поэзия для взрослых.

    « Десять ночей Айболит

    Не ест, не пьет и не спит,

    Десять ночей подряд

    Он лечит несчастных зверят

    И ставит и ставит им градусники. »

    13 . Частые повторы придают большую эмоциональность сказке.

    « И тут же страусята

    Визжат, как поросята,

    Ах, жалко, жалко, жалко

    Бедных страусят!

    И корь и дифтерит у них,

    И оспа и бронхит у них,

    И голова болит у них,

    И горлышко болит. »

    Мы видим, что К. И. Чуковский прекрасно использовал свои заповеди в сказке « Айболит » . Эту сказку и сейчас очень любят дети, и после будут любить и читать ее вновь и вновь. Это все благодаря высокому мастерству и таланту великого поэта.

    Добрый доктор Айболит!
    Он под деревом сидит.
    Приходи к нему лечиться
    И корова, и волчица,
    И жучок, и червячок,
    И медведица!

    Всех излечит, исцелит
    Добрый доктор Айболит!

    И пришла к Айболиту лиса:
    «Ой, меня укусила оса!»
    И пришёл к Айболиту барбос:
    «Меня курица клюнула в нос!»
    И прибежала зайчиха
    И закричала: «Ай, ай!
    Мой зайчик попал под трамвай!
    Мой зайчик, мой мальчик
    Попал под трамвай!
    Он бежал по дорожке,
    И ему перерезало ножки,
    И теперь он больной и хромой,
    Маленький заинька мой!»

    И сказал Айболит:
    «Не беда! Подавай-ка его сюда!
    Я пришью ему новые ножки,
    Он опять побежит по дорожке».

    И принесли к нему зайку,
    Такого больного, хромого,
    И доктор пришил ему ножки,
    И заинька прыгает снова.
    А с ним и зайчиха-мать
    Тоже пошла танцевать.
    И смеётся она и кричит:
    «Ну, спасибо тебе, Айболит!»

    Вдруг откуда-то шакал
    На кобыле прискакал:
    «Вот вам телеграмма
    От Гиппопотама!»

    «Приезжайте, доктор,
    В Африку скорей
    И спасите, доктор,
    Наших малышей!»

    «Что такое? Неужели
    Ваши дети заболели?»

    «Да-да-да! У них ангина,
    Скарлатина, холерина,
    Дифтерит, аппендицит,
    Малярия и бронхит!

    Приходите же скорее,
    Добрый доктор Айболит!»

    «Ладно, ладно, побегу,
    Вашим детям помогу.
    Только где же вы живёте?
    На горе или в болоте?»

    «Мы живём на Занзибаре,
    В Калахари и Сахаре,
    На горе Фернандо-По,
    Где гуляет Гиппо-по
    По широкой Лимпопо».

    И встал Айболит, побежал Айболит,
    По полям, по лесам, по лугам он бежит.
    И одно только слово твердит Айболит:
    «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

    А в лицо ему ветер, и снег, и град:
    «Эй, Айболит, воротися назад!»
    И упал Айболит и лежит на снегу:
    «Я дальше идти не могу».

    И сейчас же к нему из-за ёлки
    Выбегают мохнатые волки:
    «Садись, Айболит, верхом,
    Мы живо тебя довезём!»

    И вперёд поскакал Айболит
    И одно только слово твердит:
    «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

    Но вот перед ними море -
    Бушует, шумит на просторе.
    А в море высокая ходит волна,
    Сейчас Айболита проглотит она.

    «О, если я утону,
    Если пойду я ко дну,

    С моими зверями лесными?»

    Но тут выплывает кит:
    «Садись на меня, Айболит,
    И, как большой пароход,
    Тебя повезу я вперёд!»

    И сел на кита Айболит
    И одно только слово твердит:
    «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

    И горы встают перед ним на пути,
    И он по горам начинает ползти,
    А горы всё выше, а горы всё круче,
    А горы уходят под самые тучи!

    «О, если я не дойду,
    Если в пути пропаду,
    Что станется с ними, с больными,
    С моими зверями лесными?»

    И сейчас же с высокой скалы
    К Айболиту спустились орлы:
    «Садись, Айболит, верхом,
    Мы живо тебя довезём!»

    И сел на орла Айболит
    И одно только слово твердит:
    «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

    А в Африке,
    А в Африке,
    На чёрной Лимпопо,
    Сидит и плачет
    В Африке
    Печальный Гиппопо.

    Он в Африке, он в Африке
    Под пальмою сидит
    И на море из Африки
    Без отдыха глядит:
    Не едет ли в кораблике
    Доктор Айболит?

    И рыщут по дороге
    Слоны и носороги
    И говорят сердито:
    «Что ж нету Айболита?»

    А рядом бегемотики
    Схватились за животики:
    У них, у бегемотиков,
    Животики болят.

    И тут же страусята
    Визжат, как поросята,
    Ах, жалко, жалко, жалко
    Бедных страусят!

    И корь, и дифтерит у них,
    И оспа, и бронхит у них,
    И голова болит у них,
    И горлышко болит.

    Они лежат и бредят:
    «Ну что же он не едет,
    Ну что же он не едет,
    Доктор Айболит?»

    А рядом прикорнула
    Зубастая акула,
    Зубастая акула
    На солнышке лежит.

    Ах, у её малюток,
    У бедных акулят,
    Уже двенадцать суток
    Зубки болят!

    И вывихнуто плечико
    У бедного кузнечика;
    Не прыгает, не скачет он,
    А горько-горько плачет он
    И доктора зовёт:
    «О, где же добрый доктор?
    Когда же он придёт?»

    Но вот, поглядите, какая-то птица
    Всё ближе и ближе по воздуху мчится,
    На птице, глядите, сидит Айболит
    И шляпою машет и громко кричит:
    «Да здравствует милая Африка!»

    И рада и счастлива вся детвора:
    «Приехал, приехал! Ура, ура!»

    А птица над ними кружится,
    А птица на землю садится,
    И бежит Айболит к бегемотикам,
    И хлопает их по животикам,
    И всем по порядку
    Даёт шоколадку,
    И ставит и ставит им градусники!

    И к полосатым
    Бежит он тигрятам,
    И к бедным горбатым
    Больным верблюжатам,
    И каждого гоголем,
    Каждого моголем,
    Гоголем-моголем,
    Гоголем-моголем,
    Гоголем-моголем потчует.

    Десять ночей Айболит
    Не ест, не пьёт и не спит,
    Десять ночей подряд
    Он лечит несчастных зверят
    И ставит и ставит им градусники.

    Вот и вылечил он их,
    Лимпопо!
    Вот и вылечил больных,
    Лимпопо!
    И пошли они смеяться,
    Лимпопо!
    И плясать и баловаться,
    Лимпопо!

    И акула Каракула
    Правым глазом подмигнула
    И хохочет, и хохочет,
    Будто кто её щекочет.

    А малютки бегемотики
    Ухватились за животики
    И смеются, заливаются -
    Так, что дубы сотрясаются.

    Вот и Гиппо, вот и Попо,
    Гиппо-попо, Гиппо-попо!
    Вот идёт Гиппопотам.
    Он идёт от Занзибара,
    Он идёт к Килиманджаро -
    И кричит он, и поёт он:
    «Слава, слава Айболиту!
    Слава добрым докторам!»

    Корней Чуковский

    К.И. Чуковский "Айболит" краткое содержание

    Сказка в стихах (1929)

    Добрый доктор Айболит сидит под деревом и лечит зверей. Все приходят со своими болезнями к Айболиту, и никому не отказывает добрый доктор. Он помогает и лисе, которую укусила злая оса, и барбосу, которого курица клюнула в нос. Зайчику, которому трамваем перерезало ножки, Айболит пришивает новые, и он, здоровый и веселый, пляшет со своей мамой-зайчихой. Вдруг откуда ни возьмись появляется шакал верхом на кобыле - он привез Айболиту телеграмму от Гиппопотама, в которой тот просит доктора поскорее приехать в Африку и спасти малышей, у которых ангина, дифтерит, скарлатина, бронхит, малярия и аппендицит! Добрый доктор тут же соглашается помочь детишкам и, узнав у шакала, что они живут на горе Фернандо-По у широкой Лимпопо, отправляется в путь. Ветер, снег и град мешают благородному доктору. Он бежит по полям, по лугам и лесам, но так устает, что падает на снег и не может дальше идти. И тут же к нему выбегают волки, которые вызываются его подвезти. Но вот перед ними бушующее море. Айболит в растерянности. Но тут выплывает кит, который, как большой пароход, везет доброго доктора. Но вот перед ними горы. Айболит пытается ползти по горам и думает не о себе, а о том, что станется с бедными больными зверями. Но тут с высокой горы слетают орлы, и Айболит, сев верхом на орла, быстро мчится в Африку, к своим больным.

    А в Африке все звери ждут своего спасителя - доктора Айболита. Они смотрят на море в беспокойстве - не плывет ли он? Ведь у 6е-гемотиков болят животики, страусята визжат от боли. А у акулиных деток, у маленьких акулят, болят зубки уже двенадцать суток! У кузнечика вывихнуто плечико, он не прыгает, не скачет, а только плачет и зовет доктора. Но вот на землю спускается орел, везущий Айболита, и Айболит машет всем шляпой. И рады все дети, и счастливы родители. А Айболит щупает животы бегемотикам и всем им дает по шоколадке и ставит им градусники. А тигрят и верблюжат он потчует гоголем-моголем. Десять ночей подряд добрый доктор не ест, не пьет и не спит. Он лечит больных зверят и ставит им градусники. И вот он всех вылечил. Все здоровы, все счастливы, все смеются и танцуют. А бегемотики ухватились за животики и так смеются, что деревья сотрясаются, А Гиппопотам поет: «Слава, слава Айболиту! / Слава добрым докторам!»

    Что может быть лучше, чем добрые сказки, которые учат наших детей добру? Одним из явных представителей таких сказок является-Айболит. Автор показывает и призывает быть добрым. Важно помогать всем и тогда будешь получать взамен только хорошее.

    Основа сказки положена на раскрытие любви человека к животным, искренней помощи, а так же показывает профессию доктора и то,как она важна.

    Главным героем является добрый доктор Айболит, он вежлив и добр, готов всегда помочь. Он сидит под деревом и ждет на прием животных. Сказка написана простым языком, который понятен и самым маленьким, по сути это было присуще всем произведениям Чуковского, он всегда хотел передать эмоции и воспитательным смысл.Сюжет основан на помощи доктора животным с разными заболеваниями.

    Автор в начале как бы призывает всех идти к Айболиту, ведь он поможет всем: и коровке, и волчице, и жуку, и даже червячку. Начинается все с прихода лисы,которую укусила оса, затем приходит барбос, его курица клюнула в нос. Затем Айболит обещает помочь бедной зайчихе, ведь ее сынок повредил лапки под трамваем.

    После, счастливые мама-зайчиха и зайчик танцуют и благодарят доктора. Далее видим, что неожиданно на прием прискакал шакал верхом на кобыле и дал телеграмму, в которой говорится, что нужно срочно ехать спасать малышей гиппопотама. Доктор спешит в Лимпопо, по дороге его поджидает ветер, снег и град, обессиленный Айболит падает в снег и не может дальше идти, но на помощь ему приходят волки.

    Следующим испытанием является море, доктор в отчаянии, не знает что делать, переживает за своих зверей, но тут к Айболиту выплывает кит, который намерен ему помочь. И вот счастливый доктор верхом на ките мчит дальше до самой горы, твердя постоянно слово «Лимпопо». Пройти через высокие горы помогают ему орлы, обещая живо его довезти.Все это время идя через испытания, Айболит думает о ждущих его зверушек, не жалея себя и своих сил. И наконец он прибыл в Африку, где все звери уже ждут и выглядывают его.

    Десять ночей Айболит не спал и не ел, а лечил бедных зверей. И конечно же счастливый конец, где все здоровы и веселые прыгают и хвалят нашего доктора Айболита.

    Картинка или рисунок Айболит

    Другие пересказы для читательского дневника

    • Краткое содержание Айтматов Пегий пёс, бегущий краем моря

      История рассказа происходит на берегу Охотского моря, когда правила Великая Рыба-женщина, основательница человечества.

    • Краткое содержание Когда Спящий проснётся Уэллс

      Книга «Когда Спящий проснется» представляет собой научно – фантастический роман и считается самым первым фантастическим произведением футуристической эпохи. Книга была написана в 1899 году.

    Глава 4. КРОКОДИЛ

    В том городе, где жил доктор, был цирк, а в цирке жил большой Крокодил. Там его показывали людям за деньги.

    У Крокодила заболели зубы, и он пришёл к доктору Айболиту лечиться. Доктор дал ему чудесного лекарства, и зубы перестали болеть.

    Как у вас хорошо! - сказал Крокодил, озираясь по сторонам и облизываясь. - Сколько у вас зайчиков, птичек, мышек! И все они такие жирные, вкусные. Позвольте мне остаться у вас навсегда. Я не хочу возвращаться к хозяину цирка. Он плохо кормит меня, бьёт, обижает. - Оставайся, - сказал доктор. - Пожалуйста! Только, чур: если ты съешь хоть одного зайчишку, хоть одного воробья, я прогоню тебя вон.

    Ладно, - сказал Крокодил и вздохнул. - Обещаю вам, доктор, что не буду есть ни зайцев, ни белок, ни птиц.

    И стал Крокодил жить у доктора. Был он тихий. Никого не трогал, лежал себе под кроватью и всё думал о своих братьях и сёстрах, которые жили далеко-далеко, в жаркой Африке. Доктор полюбил Крокодила и часто разговаривал с ним. Но злая Варвара терпеть не могла Крокодила и грозно требовала, чтобы доктор прогнал его.

    Видеть его не желаю - кричала она. - Он такой противный, зубастый. И всё портит, к чему ни притронется. Вчера съел мою зелёную юбку, которая валялась у меня на окошке.

    И хорошо сделал, - сказал доктор. - Платье надо прятать в шкаф, а не бросать на окошко.

    Из-за этого противного Крокодила, - продолжала Варвара, - люди боятся приходить к тебе в дом. Приходят одни бедняки, и ты не берёшь у них платы, и мы теперь так обеднели, что нам не на что купить себе хлеба.

    Не нужно мне денег, - отвечал Айболит. - Мне и без денег отлично. Звери накормят и меня и тебя.

    Глава 5. ДРУЗЬЯ ПОМОГАЮТ ДОКТОРУ

    Варвара сказала правду: доктор остался без хлеба. Три дня он сидел голодный. У него не было денег. Звери, которые жили у доктора, увидели, что ему нечего сеть, и стали его кормить. Сова Бумба и свинка Хрю-Хрю устроили во дворе огород: свинка рылом копала грядки, а Бумба сажала картошку. Корова каждый день утром и вечером стала угощать доктора своим молоком. Курица несла ему яйца. И все стали заботиться о докторе. Собака Авва подметала полы. Таня и Ваня вместе с обезьяной Чичи носили ему воду из колодца.

    Доктор был очень доволен.

    Никогда у меня в моём домике не было такой чистоты. Спасибо вам, дети и звери, за вашу работу!

    Дети весело улыбались ему, а звери в один голос отвечали:

    Карабуки, марабуки, бу!

    «Как же нам не служить тебе? Ведь ты лучший наш друг».

    А собака Авва лизнула его в щёку и сказала:

    Абузо, мабузо, бах!

    На зверином языке это значит:

    «Мы никогда не покинем тебя и будем тебе верными товарищами».

    Глава 6. ЛАСТОЧКА

    Как-то вечером сова Бумба сказала:- Тише, тише! Кто это там скребётся за дверью? Похоже, как будто мышь.

    Все прислушались, но ничего не услышали. - За дверью никого нет, - сказал доктор. - Это тебе так показалось.

    Нет, не показалось, - возразила сова. - Я слышу, что кто-то скребётся. Это мышь или птица. Уж вы можете мне поверить. Мы, совы, слышим лучше, чем люди.

    Бумба не ошиблась. Обезьяна открыла дверь и увидела на пороге ласточку.

    Ласточка - зимой! Какое чудо! Ведь ласточки не выносят мороза и, чуть наступает осень, улетают в жаркую Африку. Бедная, как ей холодно! Она сидит на снегу и дрожит.

    Ласточка! - крикнул доктор. - Войди в комнату и обогрейся у печки.

    Вначале ласточка боялась войти. Она увидела, что в комнате лежит Крокодил, и думала, что он её съест. Но обезьяна Чичи сказала ей, что этот Крокодил очень добрый. Тогда ласточка влетела в комнату, огляделась по сторонам и спросила: - Чируто, кисафа, мак?

    На зверином языке это значит: «Скажите, пожалуйста, не здесь ли живёт знаменитый доктор Айболит?»

    Айболит - это я, - сказал доктор.

    У меня к вам большая просьба, - сказала ласточка. - Вы должны сейчас же ехать в Африку. Я нарочно прилетела из Африки, чтобы позвать вас туда. Там, в Африке, живут обезьяны, и теперь эти обезьяны больны.

    Что у них болит? - спросил доктор.

    У них болит живот, - сказала ласточка. - Они лежат на земле и плачут. Есть только один человек, который может их спасти, - это вы. Берите с собой лекарства, и едем скорее в Африку! Если вы не поедете в Африку, все обезьяны умрут.

    Ах, - сказал доктор, - я с радостью поехал бы в Африку! Я люблю обезьян, и мне жаль, что они больны. Но у меня нет корабля. Ведь чтобы поехать в Африку, нужно иметь корабль.

    Бедные обезьяны! - сказал Крокодил. - Если доктор не поедет в Африку, все они должны умереть. Только он один может вылечить их.

    И Крокодил заплакал такими большими слезами, что по полу потекли два ручья. Вдруг доктор Айболит закричал: - Всё же я в Африку поеду! Всё же я вылечу больных обезьян! Я вспомнил, что у моего знакомого, старого моряка Робинзона, которого я спас когда-то от злой лихорадки, есть превосходный корабль.

    Он взял шляпу и пошёл к моряку Робинзону.

    Здравствуй, моряк Робинзон! - сказал он. - Будь добр, дай мне твой корабль. Я хочу поехать в Африку. Там, неподалёку от пустыни Сахары, есть чудесная Страна Обезьян.

    Хорошо, - сказал моряк Робинзон. - Я дам тебе корабль с удовольствием. Ведь ты спас мне жизнь, и я рад оказать тебе любую услугу. Но смотри привези мой корабль назад, потому что другого корабля у меня нет.

    Непременно привезу, - сказал доктор. - Не беспокойся. Мне бы только в Африку съездить.

    Бери, бери! - повторил Робинзон. - Но смотри не разбей его о подводные камни!

    Не бойся, не разобью, - сказал доктор, поблагодарил моряка Робинзона и побежал домой.

    Звери, собирайтесь! - крикнул он. - Завтра мы едем в Африку!

    Звери очень обрадовались, стали прыгать и хлопать в ладоши. Больше всех радовалась обезьяна Чичи:

    Еду, еду в Африку, В милые края! Африка, Африка, Родина моя!

    Я не всех зверей возьму в Африку, - сказал доктор Айболит. - ёжики, летучие мыши и кролики должны остаться тут, в моём доме. Вместе с ними останется и лошадь. А возьму я с собой Крокодила, обезьяну Чичи и попугая Карудо, потому что они родом из Африки: там живут их родители, братья и сёстры. Кроме того, я возьму с собой Авву, Кику, Бумбу и свинку Хрю-Хрю.

    А нас? - закричали Таня и Ваня. - Неужели мы останемся здесь без тебя?

    Да! - сказал доктор и крепко пожал им руки. - До свиданья, дорогие друзья! Вы останетесь здесь и будете ухаживать за моим огородом и садом. Мы очень скоро вернёмся! И я привезу вам из Африки чудесный подарок.

    Таня и Ваня понурили головы. Но подумали немного и сказали:- Ничего не поделаешь: мы ещё маленькие. Счастливого пути! А когда мы подрастём, мы непременно поедем с тобой путешествовать.

    Ещё бы! - сказал Айболит. - Вам только нужно чуть-чуть подрасти.

    Глава 7. В АФРИКУ!

    Звери наскоро уложили вещи и тронулись в путь. Дома остались только зайцы, да кролики, да ежи, да летучие мыши. Придя на берег моря, звери увидели чудесный корабль. Тут же на пригорке стоял моряк Робинзон. Ваня и Таня вместе со свинкой Хрю-Хрю и обезьяной Чичи помогли доктору внести чемоданы с лекарствами. Все звери взошли на корабль и уже хотели тронуться в путь, как вдруг доктор закричал громким голосом: - Подождите, подождите, пожалуйста!

    Что случилось? - спросил Крокодил.

    Подождите! Подождите! - кричал доктор. - Ведь я не знаю, где Африка! Нужно пойти и спросить.

    Крокодил засмеялся: - Не ходи! Успокойся! Ласточка покажет тебе, куда плыть. Она часто бывала в Африке. Ласточки летают в Африку каждую осень.

    Конечно! - сказала ласточка. - Я с радостью покажу тебе дорогу туда.

    И она полетела впереди корабля, показывая доктору Айболиту дорогу. Она летела в Африку, а доктор Айболит направлял корабль вслед за нею. Куда ласточка, туда и корабль. Ночью становилось темно, и ласточки не было видно. Тогда она зажигала фонарик, брала его в клюв и летела с фонариком, так что доктор и ночью мог видеть, куда ему вести своё судно. Ехали они, ехали, вдруг видят - летит им навстречу журавль. - Скажите, пожалуйста, не на вашем ли корабле знаменитый доктор Айболит?

    Да, - отвечал Крокодил. - Знаменитый доктор Айболит находится на нашем корабле.

    Попросите доктора, чтобы он плыл поскорее, - сказал журавль, - потому что обезьянам становится всё хуже и хуже. Они ждут не дождутся его.

    Не беспокойтесь! - сказал Крокодил. - Мы мчимся на всех парусах. Обезьянам не придётся долго ждать.

    Услышав это, журавль обрадовался и полетел назад, чтобы сказать обезьянам, что доктор Айболит уже близко. Корабль быстро бежал по волнам. Крокодил сидел на палубе и вдруг увидел, что навстречу кораблю плывут дельфины. - Скажите, пожалуйста, - спросили дельфины, - не плывёт ли на этом корабле знаменитый доктор Айболит?

    Да, - отвечал Крокодил. - Знаменитый доктор Айболит плывёт на этом корабле.

    Будьте добры, попросите доктора плыть скорее, потому что обезьянам становится всё хуже и хуже.

    Не беспокойтесь! - отвечал Крокодил. - Мы мчимся на всех парусах. Обезьянам не придётся долго ждать. Утром доктор сказал Крокодилу:

    Что это там впереди? Какая-то большая земля. Я думаю, это Африка.

    Да, это Африка! - закричал Крокодил. - Африка! Африка! Скоро мы будем в Африке! Я вижу страусов! Я вижу носорогов! Я вижу верблюдов! Я вижу слонов!

    Африка, Африка! Милые края! Африка, Африка! Родина моя!

    Глава 8. БУРЯ

    Но тут поднялась буря. Дождь! Ветер! Молния! Гром! Волны сделались такие большие, что на них было страшно смотреть.

    И вдруг-трах-тар-ра-рах! Раздался ужасный треск, и корабль наклонился набок.

    Что такое? Что такое? - спросил доктор.

    Ко-ра-бле-кру-ше-ние! - закричал попугай. - Наш корабль налетел на скалу и разбился! Мы тонем. Спасайся кто может!

    Но я не умею плавать! - закричала Чичи.

    Я тоже не умею! - закричала Хрю-Хрю.

    И они горько заплакали. К счастью. Крокодил посадил их на свою широкую спину и поплыл по волнам прямо к берегу.

    Ура! Все спасены! Все благополучно добрались до Африки. Но их корабль погиб. Огромная волна налетела на него и разбила в мелкие щепки.

    Как они воротятся домой? Ведь другого корабля у них нет. И что они скажут моряку Робинзону?

    Становилось темно. Доктор и все его звери очень хотели спать. Они промокли до костей и устали.

    Но доктор не думал об отдыхе:

    Скорее, скорее вперёд! Нужно торопиться! Нужно спасти обезьян! Бедные обезьяны больны, и они ждут не дождутся, чтобы я вылечил их!

    Тут к доктору подлетела Бумба и сказала испуганным голосом: - Тише, тише! Кто-то идёт! Я слышу чьи-то шаги!

    Все остановились и прислушались. Из лесу вышел какой-то лохматый старик с длинной седой бородой и закричал:

    Что вы тут делаете? И кто вы такие? И зачем вы сюда пришли?

    Я доктор Айболит, - Сказал доктор. - Я приехал в Африку, чтобы вылечить больных обезьян.

    Ха-ха-ха! - засмеялся лохматый старик. - «Вылечить больных обезьян»! А знаете ли вы, куда вы попали?

    Не знаю, - сказал доктор. - Куда?

    К разбойнику Бармалею!

    К Бармалею! - воскликнул доктор. - Бармалей - самый злой человек на всём свете! Но мы лучше умрём, а не сдадимся разбойнику! Бежим скорее туда - к нашим больным обезьянам... Они плачут, они ждут, и мы должны вылечить их.

    Нет! - сказал лохматый старик и захохотал ещё громче. - Вы отсюда никуда не уйдёте! Бармалей убивает каждого, кто попадёт к нему в плен.

    Бежим! - кричал доктор. - Бежим! Мы можем спастись! Мы спасёмся!

    Но тут появился перед ними сам Бармалей и, размахивая саблей, закричал: - Эй вы, мои верные слуги! Возьмите этого глупого доктора со всеми его глупыми зверями и посадите в тюрьму, за решётку! Завтра я - разделаюсь с ними!

    Подбежали злые слуги Бармалея, схватили доктора, схватили Крокодила, схватили всех зверей и новели их в тюрьму. Доктор храбро отбивался от них. Звери кусались, царапались, вырывались из рук, но врагов было много, враги были сильные. Они бросили своих пленников в тюрьму, и лохматый старик запер их там на ключ. А ключ отдал Бармалею. Бармалей унёс его и спрятал у себя под подушкой.

    Бедные мы, бедные! - сказала Чичи. - Из этой тюрьмы нам не уйти никогда. Стены здесь крепкие, двери железные. Больше мы не увидим ни солнца, ни цветов, ни деревьев. Бедные мы, бедные!

    Спинка захрюкала, собака завыла. А Крокодил заплакал такими большими слезами, что на полу сделалась широкая лужа.

    Глава 10. ПОДВИГ ПОПУГАЯ КАРУДО

    Но доктор сказал зверям: - Друзья мои, нам нельзя унывать! Мы должны вырваться из этой проклятой тюрьмы - ведь нас ждут больные обезьяны! Перестаньте плакать! Давайте подумаем, как нам спастись.

    Нет, милый доктор, - сказал Крокодил и заплакал ещё сильнее. - Спастись нам нельзя. Мы погибли! Двери нашей тюрьмы сделаны из крепкого железа. Разве мы можем разбить" эти двери? Завтра утром, чуть свет, к нам придёт Бармалей, и убьёт нас всех до одного!

    Утка Кика захныкала. Чичи глубоко вздохнула. Но доктор вскочил на ноги и воскликнул с весёлой улыбкой: - Всё же мы спасёмся из тюрьмы!

    И он подозвал к себе попугая Карудо и что-то шепнул ему. Шепнул так тихо, что никто, кроме попугая, не слышал. Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: - Хорошо!

    А потом подбежал к решётке, протиснулся между железными прутьями, вылетел на улицу и полетел к Бармалею. Бармалей крепко спал у себя на кровати, а под подушкой у него был спрятан огромнейший ключ - тот самый, которым он запер железные двери тюрьмы. Тихо-тихо подкрался попугай к Бармалею и вытащил из-под подушки ключ. Если бы разбойник проснулся, он непременно убил бы бесстрашную птицу. Но, к счастью, разбойник спал крепким сном. Храбрый Карудо схватил ключ и полетел что есть силы обратно в тюрьму. У, какой тяжёлый этот ключ! Карудо чуть не выронил его по дороге. Но всё же долетел до тюрьмы - и прямо в окно, к доктору Айболиту. Вот обрадовался доктор, когда увидел, что попугай принёс ему ключ от тюрьмы!

    Ура! Мы спасены - крикнул он. - Бежим скорее, пока Бармалей не проснулся!

    Доктор схватил ключ, открыл дверь и выбежал на улицу. А за ним - все его звери. Свобода! Свобода! Ура!

    Спасибо тебе, храбрый Карудо! - сказал доктор. - Ты спас нас от смерти. Если бы не ты, мы пропали бы. А вместе с нами погибли бы и бедные больные обезьяны.

    Название произведения: "Айболит".

    Число страниц: 5.

    Жанр произведения: сказка в стихах.

    Главные герои: доктор Айболит, Гиппопотам, акула Каракула, Зайчиха-мать и др.

    Характеристика главных героев:

    Айболит - добрый и отзывчивый.

    Несмотря на все преграды, помчался спасать и лечить бедных зверей.

    Внимательный и заботливый

    Краткое содержание сказки "Айболит" для читательского дневника

    Жил на свете добрый доктор Айболит, который помогал всем зверятам и лесным жителям.

    Ему даже удалось пришить ноги зайчику, который попал под трамвай.

    Однажды Айболиту приходит телеграмма.

    В ней Гиппопотам просит доктора как можно скорее приехать в Лимпопо и вылечить его детей.

    Айболит начинает свое путешествие пешком, но пройдя через лес падает обессиленный.

    Волки помогают ему добраться до моря.

    Через море доктор плывет на спине кита, а когда оказывается у крутых и высоких гор, то орлы помогают ему перебраться через вершину.

    А в это время в Африке все только и ждут приезда доктора.

    Все звери болеют, и даже акула стонет от зубной боли.

    Наконец доктор добирается до больных зверей и десять дней подряд лечит всех.

    А в конце звери благодарят и восхваляют славного доктора Айболита.

    План пересказа повести "Айболит" К. Чуковского

    2. Ножки зайчика, попавшего под трамвай.

    3. Срочная телеграмма.

    4. Просьба Гиппопотама.

    5. Айболит отправляется в путь через лес.

    6. Волки привозят доктора к морю.

    7. Кит перевозит Айболита через море.

    8. Орлы помогают доктору пройти через горы.

    9. В Африке ждут доктора.

    10. Айболит прибывает к зверям.

    11. Гоголь-моголь и градусники.

    12. Звери поправляются.

    13. Хвала Айболиту.

    Детский рисунок - иллюстрация сказки "Айболит" Корнея Чуковского

    Главная мысль сказки "Айболит" К. Чуковского

    Главная идея сказочки заключается в том, что призвание доктора - помогать больным, и не важно, где живет и находится больной пациент.

    Доктор должен прийти к нему на помощь.

    Чему учит произведение "Айболит" К. Чуковского

    Повесть учит нас заботиться о своем здоровье и вовремя обращаться к врачу за помощью.

    Повесть учит нас заботиться о животных, помогать им и спасать от всяких болезней.

    Доктор Айболит учит нас любить свою профессию и отдаваться ей сполна.

    Краткий отзыв о сказке "Айболит" для читательского дневника

    Повесть "Айболит" мне очень понравилась.

    В ней рассказывается про доктора Айболита, который любил свою работу и всегда помогал животным.

    Доктор самоотверженно лечит всех больных и даже преодолевает ряд препятствий, только чтобы успеть помочь больным зверям из Африки.

    Для меня доктор Айболит - это пример профессионализма, отзывчивости и доброты.

    Произведение получилось забавным и увлекательным, читается на одном дыхании.

    Произведение "Айболит" Корнея Чуковского рекомендую прочитать всем.

    Отрывок или эпизод из сказки "Айболит", поразивший тебя больше всего:

    А рядом бегемотики

    Схватились за животики:

    У них, у бегемотиков,

    Животики болят.

    И тут же страусята

    Визжат, как поросята.

    Ах, жалко, жалко, жалко

    Бедных страусят!

    И корь, и дифтерит у них,

    И оспа, и бронхит у них,

    И голова болит у них,

    И горлышко болит.

    Они лежат и бредят:

    «Ну что же он не едет,

    ну что же он не едет,

    Доктор Айболит?»

    Какие пословицы подходят к произведению "Айболит" К. Чуковского

    "Дорога помощь вовремя".

    "Кто скоро помог, тот дважды помог".

    "В здоровом теле, здоровый дух".

    "Здоровье всего дороже".

    "Мир не без добрых людей".

    Неизвестные слова и их значения

    Шакал - волк.

    Телеграмма - срочное сообщение.

    Потчует - угощает.

    Комсомольская правда, № 253
    01. 12. 1936

    К. Чуковский, "Доктор Айболит". Детиздат ЦК ВЛКСМ. 1936. 100 стр. Ц. 7 р

    Корней Чуковский подарил нашим детям новую книгу в прозе "Доктор Айболит". Имя героя и даже его подвиги знакомы маленьким читателям по другим произведениям Чуковского. Тем не менее последнее произведение - "Доктор Айболит" представляет собой интересное и весьма значительное литературное явление.

    Наконец-то создана толстая книга (100 страниц), которую, затая дыхание, будут слушать с большим удовольствием все дошкольники и читать маленькие школьники.

    В книге "Доктор Айболит" главные герои, помимо доктора, - это сова Бумба, крокодил, обезьяна Чичи, попугай Карудо, собака Авва и другие животные и птицы. Это не ново. Наша литература для дошкольников как раз за последние годы много внимания уделяла изображению животного мира. Правда, перед ребенком понапрасну сужали этот мир; он только и слышал о медведях, зайчиках да кошках. Появление переводных сказок "Как братец кролик победил льва" и "Сказки дядюшки Римуса" содействовало ознакомлению нашей детворы и с другими животными. Но все же познавательная ценность этой литературы была невысока. В сказках не раскрывались перед детьми истинные привычки, повадки и способности зверей.

    Мы знаем, что в сказках огромное значение имеют приемы одухотворения, оживления сил природы, антропоморфизм (наделение природы человеческими качествами), гиперболизм (преувеличение). Заслуга Чуковского в том, что, сохранив весь сказочный аромат рассказа, фантастику, так захватывающую детей, он сумел сказать много правды о каждом животном и птице. Он воспитывает любовь к животным, учит относиться к ним бережно. С первой же страницы дети возненавидят злую сестру доктора Варвару и шарманщика, мучившего обезьяну. "Звери не гадкие", - говорит доктор Айболит. И эти слова проходят основным мотивом через всю книгу.

    Прослушав сказку о докторе Айболите, маленькие ребята ясно поймут, что доктора делают хорошее дело. А кто из нас не знает, какой страх и неприязнь охватывает детишек, как только перед ними показывается некто в белом халате или приходится идти с мамой в амбулаторию.

    Козы, лисицы, кошки, собаки, крокодил, журавли, летучие мыши - всех лечил хороший доктор. Приходит однажды лошадь: "У меня болят глаза". Доктор надел ей очки, и глаза у нее перестали болеть... И скоро все звери, у которых были плохие глаза, получили от доктора Айболита очки. Теперь малышу понятно, для чего носят очки.

    Нас могут обвинить в слишком однобоком подходе, в упрощении, в излишней попытке отыскать практическую пользу в сказке. Это неверное утверждение. Что ж плохого, когда книга, ярко выделяющаяся своим простым, но красочным языком, книга, хорошо способствующая развитию фантазии ребят, вместе с тем расширяет их кругозор. Разве плохо, что дети согласятся с Айболитом, похвалившим крокодила за то, что он съел платье Варвары: "И хорошо сделал... Юбку надо прятать в шкаф, а не бросать на окошко". Незаметно и тонко говорит здесь автор о необходимости соблюдать порядок и быть аккуратным.

    Вы прочтете сказку дошкольнику, и он услышит интересную быль про ласточку. Обезьяна Чичи открыла дверь и увидела: "Ласточка зимой! Какое чудо! Ведь ласточки не выносят мороза и, чуть наступает зима, улетают в жаркую Африку! Бедная, как ей холодно!". Все это так просто, понятно и убедительно, что ребенок запоминает, почему ласточки улетают зимой.

    "Мы, совы, слышим лучше, чем люди", - говорит сова Бумба. На розыски пропавшего отца мальчика Пента Айболит зовет орлов. "У орлов зоркие глаза, - говорит доктор. - Орлы видят далеко. Когда они летают под тучами, они видят каждую букашку, которая ползет по земле". Собака Авва, рассказывая о своем удивительном носе, заявляет, что "любой щенок чует такие запахи, каких человеку никогда не учуять". Дальше происходят удивительные описания, как собака ищет человека, тонко различая сотни запахов, носящихся вокруг нас. Повторяем, таких строчек немного написано для дошколят. Эпизод, рассказывающий, как крысы бегут с тонущего корабля и предупреждают об опасности Айболита, так же, как и все другие, конечно, надолго запечалятся в сознании ребенка. Среди героев книги - моряк. Чуковский дал ему имя Робинзон. Именно Робинзон, а не какое-либо другое. Робинзон говорит мало. Он охотно предоставляет Айболиту свой корабль для поездки в Африку. Глубоко врежется в память ребенка это имя. Как обрадуется он, когда, повзрослев, возьмет книгу Даниэля Дэфо и встретит там имя, услышанное еще в раннем детстве! Смелая, удачная попытка исподволь знакомить детей с типами мировой литературы. Самые сложные явления природы и жизненные факты Чуковский осмеливается преподносить своим крошечным читателям. Никто до него не писал так для малышей о буре на море, о кораблекрушении или о пиратах. Мы не удивимся, что во многих комнатах будут устраиваться "бури", "кораблекрушения" и, развалившись на полу, дети будут спасаться вплавь. Автор, описывая львов, носорогов и тигров, тонко поучает о необходимости товарищеской взаимопомощи и внимания к больному. Но для детей - мир один. - То, что говорит тигр, может говорить и папа. Вот почему совсем незаметно для себя впитывают дети хорошие советы и указания, встречающиеся в сказке. Ведь скучно иногда слушать наставления папы и мамы. Куда интереснее, когда те же советы преподносят львы, тигры, ласточки, орлы. Чарующие силы сказки сильно действуют на психику ребенка. К сожалению, многие родители этого недоучитывают.

    Чуковский, хорошо зная потребность ребят, посмеяться, охотно идет навстречу их желаниям. Где только можно, он подчеркивает комическое, веселое и радостное. И он прав. Воспитание в ребенке чувства юмора - благородная задача. Это чувство поможет ему в будущем сохранять присутствие духа, легче переживать невзгоды и дружнее жить в коллективе. Мы не сомневаемся, что книга будет снова и снова переиздаваться. (Конечно, Детиздат должен значительно удешевить ее стоимость). Рисунки Е. Сафоновой выполнены художественно, значительно углубляют все образы и облегчают восприятие самых сложных вещей, о которых идет речь в сказке.

    На этом можно бы закончить отзыв о книге Чуковского. Но вот перед нами письмо одной матеря - Сервер Адгамовой (из Казани) в котором она пишет:

    "У меня есть сын Тансык... Он особенно любит читать сказки. По поводу каждой прочитанной книги или сказки он задает мне массу вопросов. И я не знаю, имею ли я право сказать ему прямо, что все это выдумка. Если я одну за другой начну выдергивать те нити, из которых соткана сказка, то ведь в конце концов рассыплется вся ее ткань, от нее ничего не останется. А, с другой стороны, не могу же я утверждать ему, что существуют ведьмы или что лебедь может превратиться в человека. Лишать ребенка сказки тоже нельзя".

    В своем письме Адгамова выразила сомнение, которое по всей вероятности разделяют до сих пор многие родители. Нередко родители боятся, что от сказок останется след на всю жизнь, что дети не сумеют отличать нереальное от реального, станут фантазерами и будут мало приспособлены к практической жизни.

    Все эти опасения несерьезны. Они являются результатом гонения на сказка, имевшее место еще сравнительно недавно. Горе-педагоги и черствые тети из наркомпросов пытались в течение ряда лет лишать нашу детвору живительных соков, разносимых сказками. Изгоняя фантастику из детских книг, они думали, что творят архиреволюционное дело. Скудоумные воспитатели считали необходимым начинять детей голыми "политическими" лозунгами, по существу загораживая от детей "весь богато разносторонний мир действительности. Если одни "леваки" проповедовали глупую антиленинскую теорию отмирания школы, то другие в это время вытравливали из детских книжек все яркое и фантастическое. Недомыслие этих людей явствует из того, что они серьезно считали, что знакомство детей с историей прошлого или с животным миром уводит их от "современности". Они способствовали оказениванию детской литературы, сужению ее тематики. Из-за этого многие учителя и вожатые до сих пор разговаривают с ребятами о волнующих событиях сегодняшнего дня языком сухим, лишенным запоминающихся образов.

    Читая ребенку сказки, мы вырываем его из круга ограниченных ощущений и представлений, создающихся у него во время игры в комнате или на улице. Сказки учат понимать связь между явлениями, обогащают запас слов и изменяют нередко поступки ребенка. Обязательно следует указать на огромное значение сказок для воспитания фантазии у ребят. К сожалению, мы мало обращаем на это внимания. А ведь нет такой профессии, которой богатая фантазия не помогала бы в работе. Ленин однажды сказал о фантазии: "Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности..." (т. XXVII, стр. 266).

    Уместно напомнить факты из жизни Карла Маркса. Поль Лафарг в своих воспоминаниях о Марксе * рассказывает, что по воскресениям, когда Маркс отдыхал со своей семьей, во время прогулок за город, постоянно рассказывал "чудесные, волшебные сказки, тянувшиеся без конца, сам по дороге сочиняя их, растягивая их или, наоборот, ускоряя события, смотря по длине оставшегося пути - У Маркса была бесподобная поэтическая фантазия...".

    Дочь Маркса Элеонора вспоминает, что Маркс был "непревзойденный рассказчик сказок" и что рассказ одной из сказок, придуманной Марксом, длился месяц за месяцем. "Это была, - пишет она, - целая серия сказок. Жаль, что некому было записать эти сказки, столь насыщенные поэзией, остроумием и юмором".

    Тов. Адгамова! Не разрушайте сказку в глазах вашего ребенка. Когда он из стульев сооружает поезд, корабль или магазин, он знает, что это не настоящее. Вернее, перед ним и не встает такой вопрос. В игре - его жизнь. Подрастая, он все глубже познает взаимоотношения между явлениями, причиной и следствием и по-другому начинает оценивать все. "... Да, мы увидим международную мировую революцию, - говорил в 1918 г. Ленин, - но пока это очень хорошая сказка, очень красивая сказка, - я вполне понимаю, что детям свойственно любить красивые сказки. Но я спрашиваю: серьезному революционеру свойственно ли верить сказкам? Во всякой сказке есть элементы действительности: если бы вы детям преподнесли сказку, где петух и кошка не разговаривают на человеческом языке, они не стали бы ею интересоваться" (т. XXII, стр. 324).

    Тов. Адгамова права в одном: не всякую сказку мы будем рекомендовать детям. Сказку мистическую или проповедывающую буржуазную, христианскую мораль мы давать нашим детям не будем. Но сколько интереснейших сказок народов всего мира можно еще переиздать!

    Еще об одном животрепещущем вопросе: нам не хватает сказок с современной тематикой и о близком будущем. Известно несколько попыток создать советские сказки, но пока что малоуспешные. Наиболее удачная, по нашему мнению, является сказка о гражданской войне, написанная Гайдаром (странно, почему Детиздат не переиздает ее). Мы не согласны с Чуковским, заявляющим, что эта сказка Гайдара, "несмотря на то, что, у ней такой ценный сюжет, вся насквозь фальшива и безвкусна". (Чуковский "От двух до пяти", стр. 143).

    В наших журналах "Мурзилке", "Чиже" да и в других тоже отсутствуют современные сказки. Авторы не пишут, а редакторы не беспокоятся. С этим мириться нельзя. Наши герои, славное настоящее, будущее коммунистическое общество, век техники, борьба социализма с капитализмом дают исключительно богатые возможности для создания ярких советских сказок. Сказок, богатых выдумкой, предвидением и впечатляющими образами героев, - вот что не хватает нашим детям. Такую сказку вправе требовать от советских писателей миллионы ребят и родителей.

    А. БОЙМ

    * Избранные произведения К. Маркса, т. I, стр. 68. Изд. института Маркса - Энгельса - Ленина. 1933 г.

    В основе поэмы - сказки К. И. Чуковского Айболит лежит тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной, но в то же время очень интересной профессии - доктор (врач лечащий людей и животных) .

    Доктор Айболит - в центре сюжета. Он является воплощением доброты, ума, чуткости, сострадания к ближним, сильным героем идущим к поставленной цели, побеждающим все зло - и это главные качества характеризующие большинство героев сказок Чуковского.

    Идеей сказки является факт исцеления бедных, больных животных живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом.

    Создавая сказки для малышей К. И. Чуковский непосредственно следовал своим заповедям. Сказка написана простым детским языком, эмоциональна, доступна для детей, легко воспринимается, но в то же время она оказывает большое воспитательное значение.

    Сегодня есть очень хорошие издания Айболита, рекомендуем:

    "Доктор Айболит"

    Все знают, что Доктор Айболит с утра до ночи лечит птиц и зверей, которые прилетают и приходят к нему со всех концов света. Он живёт в сказочном городе Пиндемонте на берегу тёплого моря. И помогают доктору утка Кики, собака Авва, свинка Хрю-Хрю, попугай Карудо, сова Бумба и соседские дети Таня и Ваня.

    У доктора Айболита никогда не получалось жить спокойно и мирно в своём маленьком домике. С ним постоянно случаются невероятные истории. Он сражается с пиратами и попадает к ним в плен, он спасает от гибели корабль, путешествует по светуно главное - везде находит верных друзей.

    Эта книга - наиболее полная версия о жизни доктора Айболита, рассказанная К. И. Чуковским: четыре истории о его захватывающих (и опасных!) приключениях.

    В этой книге - все радости сразу:

    И чудный текст Корнея Ивановича:)
    И замечательные тонированные и цветные рисунки Геннадия Калиновского.
    И... уютный формат.
    И обложка с тканевым корешком (ностальжи).
    И качество печати.
    И мелованная бумага.

    В книгу вошли ВСЕ части ПРОЗАИЧЕСКОГО "Айболита".

    "Доктор Айболит" (читаем сами)

    6 ПРИЧИН ПОДАРИТЬ РЕБЁНКУ КНИГУ ИЗ СЕРИИ "ЧИТАЕМ САМИ". Крупный шрифт правильного академического начертания оптимален для прочтения самим ребёнком. Слова с ударениями - выделение ударного слога помогает ребёнку избежать трудностей при определении места ударения.

    ОЧЕНЬ плотная белая бумага - страницы легко переворачивать, они не мнутся и не рвутся даже после многочисленных "листаний" текст и картинки не просвечивают. Увлекательный текст - ребёнок обязательно захочет узнать, "чем все закончится".

    Гармоничное соотношение текста и иллюстраций - не будет спешить перелистнуть страницу, чтобы посмотреть на следующую картинку.

    Подарочный формат - идеальные размеры для ребёнка, начинающего читать; книга хорошо входит на любую книжную полку. В доме, где много книг, дети вырастают более успешными и разносторонними, чем их сверстники. Окружите ребёнка книгами, подарите ему счастливое будущее!

    "Всё про Айболита"

    Доброго доктора Айболита, который лечит животных и детей и побеждает злобного разбойника Бармалея, сегодня знают все. Но не каждому известно, что своему любимому герою Корней Чуковский посвятил не одно, а несколько произведений.

    Крупный текст, ударение на каждом слове указано.

    Отличные бумага и печать. Прекрасная книга для тех, кто только начал читать.

    Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского:

    1 . Соблюдена графичность и образность.

    « Но вот перед ним море -

    Бушует, шумит на просторе.

    А в море высокая ходит волна,

    Сейчас Айболита проглотит она …

    Но тут выплывает кит:

    « Садись на меня, Айболит,

    И, как большой пароход,

    Тебя повезу я вперед! » »

    2. Наивысшая смена образов

    « Мы живем на Занзибаре,

    В Калахари и Сахаре,

    На горе Фернандо - По,

    Где гуляет Гиппо - попо

    По широкой Лимпопо » .

    3 . Живопись лирична, множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения.

    « И пришла к Айболиту лиса …

    И пришел к Айболиту барбос …

    И прибежала зайчиха

    И закричала: « Ай, ай!

    Мой зайчик попал под трамвай!

    Он бежал по дорожке,

    И ему перерезало ножки,

    И теперь он больной и хромой,

    Маленький заинька мой! »

    Вместе с его героями тоже хочется, что то делать, как то действовать, чем то помочь.

    4 . Подвижность и переменчивость ритма.

    « Но вот, поглядите, какая - то птица

    Все ближе и ближе по воздуху мчится.

    На птице, глядите, сидит Айболит

    И шляпою машет и громко кричит:

    « Да здравствует милая Африка! » »

    5 . Музыкальность поэтической речи.

    « Вот и Гиппо, вот и Попо,

    Гиппо - попо, Гиппо - попо!

    Вот идет Гиппопотам.

    Он идет от Занзибара,

    Он идет к Килиманджаро -

    И кричит он, и поет он:

    « Слава, слава Айболиту!

    Слава добрым докторам! » »

    Песня гиппопотама звучит, как гимн для докторов.

    6 . Рифмы находятся в ближайшем соседстве.

    « И акула Каракула

    Правым глазом подмигнула

    И хохочет, и хохочет,

    Будто кто ее щекочет.

    А малютки бегемотики

    Ухватились за животики

    И смеются, заливаются -

    Так, что дубы сотрясаются. »

    7 . Каждая строка живет собственной жизнью.

    « Добрый доктор Айболит!

    Он под деревом сидит.

    Приходи к нему лечиться

    И корова, и волчица,

    И жучок, и червячок,

    И медведица!

    Всех излечит, исцелит

    Добрый доктор Айболит! »

    « « Что такое? Неужели

    Ваши дети заболели? » -

    « Да - да - да! У них ангина,

    Скарлатина, холерина,

    Дифтерит, аппендицит,

    Малярия и бронхит!

    Приходите же скорее,

    Добрый доктор Айболит! » »

    Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы.

    9 . Стихи не загромождены прилагательными.

    « Ладно, ладно, побегу,

    Вашим детям помогу.

    Только где же вы живете?

    На горе или в болоте? »

    10 . Преобладает движение, основной ритм - хорей.

    « И встал Айболит, побежал Айболит,

    По полям, по лесам, по лугам он бежит.

    И одно только слово твердит Айболит:

    « Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо! » »

    11 . Присутствует игра.

    « И бежит Айболит к бегемотикам,

    И хлопает их по животикам,

    И всем по порядку

    Дает шоколадку,

    И ставит и ставит им градусники!

    И к полосатым

    Бежит он тигрятам,

    И к бедным горбатым

    Больным верблюжатам,

    И каждого гоголем,

    Каждого моголем,

    Гоголем - моголем,

    Гоголем - моголем,

    Гоголем - моголем потчует. »

    12 . Поэзия для детей - поэзия для взрослых.

    « Десять ночей Айболит

    Не ест, не пьет и не спит,

    Десять ночей подряд

    Он лечит несчастных зверят

    И ставит и ставит им градусники. »

    13 . Частые повторы придают большую эмоциональность сказке.

    « И тут же страусята

    Визжат, как поросята,

    Ах, жалко, жалко, жалко

    Бедных страусят!

    И корь и дифтерит у них,

    И оспа и бронхит у них,

    И голова болит у них,

    И горлышко болит. »

    Мы видим, что К. И. Чуковский прекрасно использовал свои заповеди в сказке « Айболит » . Эту сказку и сейчас очень любят дети, и после будут любить и читать ее вновь и вновь. Это все благодаря высокому мастерству и таланту великого поэта.