Войти
Логопедический портал
  • Атомные бомбардировки хиросимы и нагасаки краткое описание
  • Журнал "Филологические науки
  • Что означает термин «коэволюция
  • Расписание TI8 — Группы и основной турнир
  • Ударение в именах существительных
  • Наталья Евгеньевна Николайкина
  • Формы работы по преемственности доу и школы. Формы осуществления преемственности. Основные пути взаимодействия с семьей

    Формы работы по преемственности доу и школы. Формы осуществления преемственности. Основные пути взаимодействия с семьей

    Принимая ФГОС, государство устанавливает норму образованности, соответствующую идеалам общества. В документе отражены ожидания социума к уровню образования дошкольников. На эти ориентиры опираются учредители, специалисты, семьи воспитанников ДОУ, общественность. Система дошкольного и школьного образования находит общие точки соприкосновения, становится единым целым.

    ДОУ и начальная школа взаимодействуют по трем направлениям:

    • Согласование направлений работы по преемственности, целей и задач.
    • Тщательный отбор содержания образования, как в ДОУ, так и в начальной школе.
    • Расширение диапазона методов обучения , постоянный поиск новых форм работы.

    Сейчас приоритетом для российской системы образования стало качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования нет плавного перехода, такого качества добиться будет очень непросто.

    Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте. С уходом детей из школы это желание получать знания не должно заканчиваться, оно в идеале сохраняется на протяжении всей жизни. В соответствии со ФГОС начальной школы, одна из главных задач этого звена — освоение УУД (универсальных учебных действий):

    • личностных;
    • коммуникативных;
    • регулятивных;
    • познавательных.

    Не всегда педагоги и родители правильно понимают, как плавно и наименее травматично для психики ребенка провести переход между школой и детским садом. Они убеждены, что раннее освоение программы первого класса облегчит их ребенку адаптацию , поможет хорошо учиться. Хотя на самом деле не так уж важно, насколько хорошо ребенок умеет читать или считать. Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе.

    Как сохранить образовательную систему целостной

    В основе ФГОС лежит обучение ребенка умению самостоятельно добывать знания. Обоснованность деятельностного подхода подтверждается научными исследованиями, утверждающих, что любые знания могут лежать мертвым грузом, если ребенок не может их применить.

    «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я пойму, дай попробовать — и я запомню». Информация, преподносимая педагогом, не должна восприниматься пассивно. Знания передаются дошкольникам не в готовом виде, а осваиваются ими в процессе совместной с воспитателем деятельности. Так развивается сотрудничество взрослого и ребенка, коммуникативные способности детей. У дошкольников формируют психологические качества, облегчающие овладение учебной деятельностью :

    • инициативность,
    • самостоятельность,
    • креативность,
    • любознательность,
    • произвольность.

    Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.

    Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.

    Понимание особенностей личности воспитателя и учителя важно не менее, чем формирование интереса к школе. Для многих первоклассников сильным стрессом становится то, что между учеником и учителем должна присутствовать определенная дистанция. В детском саду воспитатель эмоционально ближе к детям, он как бы заменяет родителей во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.

    Задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:

    • выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
    • максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
    • просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка ;
    • создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
    • распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.

    И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.

    Методы и формы создания преемственности на пороге школы

    При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку психологов и педагогов.

    Возможные формы работы с дошкольниками:

    • экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т.д.;
    • знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
    • проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
    • участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
    • подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.

    Работа с педагогами:

    • посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОУ;
    • совместные тренинги для педагогов, проведенные психологом;
    • анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ ;
    • анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
    • проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов».

    Взаимодействие с родителями будущих первоклассников:

    • дни открытых дверей в школе и в детском саду;
    • встречи с учителями;
    • консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
    • совместные родительские собрания, дискуссионные клубы;
    • курс обучения на тему психологической готовности к школе.

    Если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это поможет детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность в себе, креативность и положительное отношение к себе и свои товарищам при переходе в первый класс.

    Преемственность при переходе младших школьников в среднее звено

    Задача сохранения непрерывности образования не менее остро встает перед педагогами при переходе учеников из четвертого в пятый класс. Преемственность начальной школы и среднего звена в рамках ФГОС решает следующие задачи:

    • сохранение основного посыла, созданного в начальной школе, — умения учиться;
    • учет особенностей физического и психического развития каждого возрастного периода;
    • развитие индивидуальности всех учеников;
    • сохранение физического здоровья и эмоционального комфорта школьников на переходном этапе.

    В пятом классе школьников ждет много нового: образ жизни, условия, в которых проходит учебная деятельность, изменение взаимоотношений со значимыми взрослыми и сверстниками, изменение статуса в классном коллективе. Если ребенок не сразу адаптировался к условиям средней школы, он может значительно снизить показатели успеваемости. Выпускников 4 класса на этом переходном этапе ожидают следующие трудности:

    • вместо одного учителя они вынуждены взаимодействовать с 8-10 преподавателями с разным стилем объяснения материала, различной системой оценивания, разным отношением к ученикам;
    • изменился режим дня и количество учебной нагрузки, объем домашних заданий;
    • не всегда программа начальной школы и среднего звена состыковывается друг с другом;
    • методика преподавания не адаптирована к возрастным особенностям психики детей.

    При реализации преемственности начальной школы и среднего звена нужно сохранить познавательную мотивацию. Без такого стимула невозможно успешно учиться в средней школе. Не все учителя-предметники в состоянии перейти на систему преподавания, основанную на обучении умению добывать знания, тогда как ранее они были ориентированы на большой объем предлагаемой информации.

    Формы работы по преемственности между начальной школой и средним звеном:

    • изучение педагогами 1-4 классов учебных программ 5 класса, а учителями, преподающими предметы в средней школе — изучение программы начального звена;
    • посещение уроков в 4 классе потенциальным классным руководителем и учителями-предметниками;
    • создание общих критериев оценивания учебной деятельности в четвертом и в пятом классе;
    • совместный анализ срезовых работ четвероклассников;
    • проведение родительского собрания по окончании начальной школы совместно с будущим классным руководителем и остальными преподавателями, информирование о методах мотивации младших школьников.

    Чтобы облегчить адаптацию дошкольников к началу обучения в школе и переход из начального в среднее звено нужно ориентироваться на требования государственного стандарта, сохранять ключевые новообразования каждого возраста.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 49 городского округа-город Камышин (МБДОУ Дс № 49)

    «О роли педагогических коллективов МБДОУ Дс № 49 и МБОУ СОШ № 19 в организации преемственности работы по подготовке детей к школе»

    Актуальность.

    Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов ребенка.

    Задачи:

    Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

    Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

    Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

    Увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

    Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

    В ФГОС ДО результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.

    Предметные результаты

    (знания, умения, навыки).

    Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др

    Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др.

    Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).

    Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

    Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

    Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:

    Замену учебного блока на образовательные области

    Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей

    Изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей

    Изменение объема и содержания образовательной деятельности.

    Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

    Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

    Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

    В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности) , который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

    Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

    Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию разработанную рабочей группой ДОУ на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

    В образовательной программе ДОУ имеется раздел «Преемственность ДОУ и школы», в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии «портрета выпускника» детского сада, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    Комплексная подготовка детей к школе определяется не только разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами, она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.

    НОД – это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой, педагог по своей инициативе, исходя из комплексно-тематического и перспективного планирования, предлагает определенное образовательное содержание, которое интегрируется по нескольким образовательным областям. Для более полного усвоения программного материала педагоги на занятиях используют различные формы и методы обучения и воспитания детей, задания на развитие логики, умение обобщать, сравнивать, делать выводы, задания поискового характера, проблемные ситуации, схемы, занимательные задания и задачи – шутки, развивающие дидактические игры, головоломки, задания-эксперименты, опыты, игровые задания .

    Все это способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.

    Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе.

    Наше учреждение тесно сотрудничает с МБОУ СОШ № 19. Преемственность представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления. Отношения преемственности между ДОУ и школой закреплены в договоре, где обозначены основные аспекты деятельности, ежегодно разрабатывается план работы, который включает в себя актуальные задачи и мероприятия по их реализации.

    Были определены:

    - Цель преемственности - реализация единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, на основе целостного, последовательного, перспективного педагогического процесса.

    - Задачи непрерывного образования на дошкольной ступени :

      приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

      обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

      развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

      формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

      развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

    Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой:

    1 этап - поступление ребенка в ДОУ:

      учет детей

      медицинское обследование

      адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад

      психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

    2 этап: подготовка ребенка к обучению.

    Методическая работа:

      Проведение совместных педагогических советов, круглых столов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.

      Проведение открытых уроков и занятий в ДОУ и школе.

      Проведение совместных мероприятий с детьми подготовительной группы и учащимися первых классов.

      Экскурсии детей подготовительных групп в школу.

      Разработка совместных программ.

      Выявление наиболее острых проблемных вопросов при воспитании детей в ДОУ и начальной школе (школьная незрелость, дезадаптация первоклассников в школе и т.д.)

    3 этап – плавный переход из ДОУ в школу.

      Педагогическая и психологическая диагностика детей подготовительной группы.

      Заседание психолого-медико-педагогического консилиума по выпуску и приему детей в первый класс.

      Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.

      Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.

    Основные направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

      методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

      работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

      работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

    Работа с педагогами:

      совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

      семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы по актуальным темам «Обмен мнениями», «Преемственность», «Портфолио дошкольника»; и др.

      проведение диагностики уровня усвоения программного материала и определение психологической готовности детей к школе.

    Планируются консультации, педагогические часы, беседы по вопросам организации диагностики. На педагогических советах обсуждаются результаты диагностики и развития каждого ребенка, выявляются причины недостаточного усвоения программного материала, затем намечается индивидуальная работа с каждым ребенком по проблемным вопросам.

      взаимодействие узких специалистов

      открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе, в ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада.

      консультации с педагогами ДОУ и школы «Кризис семи лет», «Ребенок и книга» и др.

    Работа с детьми:

    Периодически дети совершают экскурсию в школу «День знаний», «Последний звонок», где имеют возможность присутствовать на линейке, посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом, учебным классом, и др. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у дошколят.

    Посещение школьного музея «Всемирной истории человечества» тематика экскурсий планируется с учетом возрастных особенностей детей;

    Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы

    Участие в совместной образовательной деятельности, игровых моментах, «Что возьму с собой в портфель», «Я иду в школу», «Веселая переменка»;

    Выставки творческих рисунков и поделок «Осенний марафон, «Новогодняя игрушка», «Мама-главное слово»

    Выпускники детского сада часто заходят в гости, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание и интерес пойти в школу.

    Проведение совместных спортивных праздников «Олимпийские игры», «Мама, папа, я – спортивная семья, «Спартакиада», «А ну-ка – мальчики», музыкальных и театрализованных развлечений «Мисс осень», «Аз и буки», «Масленица». Традицией нашего детского сада, стали выступления бывших воспитанников ДОУ, уже учеников общеобразовательной школы, музыкальной школы, перед детьми старшего дошкольного возраста.

    Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий школы будущих первоклассников «Почемучки»

    Мы поддерживаем тесную связь с родителями и выпускниками ДС, что позволяет прослеживать их дальнейшее развитие и достижения – с этой целью оформили стенд «Выпускники – наша гордость»,

    Для всестороннего развития детей организуются платные дополнительные образовательные услуги: коррекционная работа по развитию речи, изобразительная деятельность, развитие интеллектуальных способностей детей (занятия с психологом), хореография.

    Работа с родителями:

    Мы стремимся создать единое пространство развития ребенка в семье, детском саду, школе, сделать родителей участниками воспитательного процесса, в этом нам помогают такие формы работы как:

    Круглые столы, дискуссионные встречи, творческие «гостиные» «Как подготовить ребенка к школе»;

    Дни открытых дверей;

    Анкетирование, тестирование родителей; «Готовность родителя к обучению ребенка в школе»,

    Образовательно - игровые тренинги и практикумы, всеобуч для родителей «Учимся играя», «Всесторонне развитие ребенка».

    За год до поступления детей, администрация школы определяет учителей, которые будут осуществлять набор первоклашек. Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительной группы в начале учебного года и в конце. Где они рассказывают о программах реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т.д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, также проводятся индивидуальные беседы, консультации, оформлены папки-передвижки, информационные блоки по темам «Психологическая готовность ребенка к школе», «Гиперактивность» и др.

    Очень нравятся родителям уже ставшие традиционными смотры – конкурсы проводимые в детском саду, где они совместно с детьми изготавливают поделки из природного материала «Осенний марафон», поделки из бросового материала «Кормушки для птиц», совместные тематические и творческие выставки «Очумелые ручки», «День матери», «День пожилого человека» после выставки работ дети, родители, сотрудники детского сада с нетерпением ждут подведения итогов и конечно, поощрений.

    С учетом постоянно развивающихся информационных технологий стало необходимым - повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий; публичность и открытость системы управления дошкольного учреждения. С этой целью был создан и функционирует сайт детского сада, который оказывает системное информационное воздействие, направленное на общественность и позволяет быть в курсе реализуемых программ, достижений и проблем в развитии ребенка. Специально для родителей будущих первоклашек в разделе заботливым родителям размещена консультация «Маршрут первоклашки», в разделе Образование размещены: договор и план работы со школой, портрет выпускника детского сада, презентация «Преемственность ДОУ и школы». Используя наиболее эффективные формы работы с родителями, мы укрепляем взаимоотношения, создается атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

    Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими решать познавательные задачи, детский сад сотрудничает с эколого-биолгоческой станцией, историко-краеведческим музеем, музыкальной школой № 1, художественной галереей, имеются договора и планы совместной работы.

    Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна. Однако, тревожит проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. Отдают ребенка во все кружки, которые только возможно, тем самым перегружают его как физически, так и психологически. И в этом направлении ведется активная работа.

    Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы по результатам диагностики основных разделов программы «Воспитания и обучения в детском саду» при поступлении в школу имеют хорошие показатели.

    По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов учителей, выпускники хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.

    Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что представленная нами система работы дает положительные результаты.

    Сейчас, в начале 21 века, не утратили своей актуальности слова Василия Александровича Сухомлинского о пути к ребенку: « Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, сказке, игре, в собственном творчестве, красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». В то же время не секрет, что современные дети отличаются от своих сверстников: - они более информированные и осведомленные, так как живут в информационном обществе;

    Раскованные и общительные, так как среда, в котором они живут, на примере технических устройств, постоянно меняется, и дети готовы к новшества;

    С ними интересно разговаривать и можно только договариваться, если мы хотим попросить их что-то сделать или чего-то от них добиться;

    Дошкольный возраст – это желание творить, изобретать, выражать себя в разных видах деятельности.

    В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

    Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

    Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

    В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

    Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

    Большое значение в преемственности мы придаём изобразительной деятельности, так как она для ребёнка не только интересна, но и полезна. Изобразительная деятельность позволяет ребёнку передать свои впечатления, интересы от окружающего мира, эмоциональное отношение ко всему окружавшему его миру. Ребёнок занимается рисованием, лепкой, аппликацией не только в детском саду, дома, но и посещает кружки, художественные студии, а впоследствии и в школе. Но для того что бы эти занятия приносили радость и были успешными, необходимо прививать интерес к изобразительной деятельности уже с раннего возраста.

    Изобразительная деятельность имеет неоценимый вклад во всестороннем развитии ребёнка. Она является прямым проводником к его миру и окружающей его положительного и отрицательного отношения ко всему. В его работах можно увидеть всё от радости до страха, прорисовывая страхи, он их как бы изживает из подсознания. Как писала Н. К. Крупская: «Рисование и лепка, особенно на первых стадиях обучения, должна быть одновременно, так сказать, гимнастикой глаза и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений и двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром веществ». Она подчёркивает, что эти предметы должны занять в школе достойное место.

    Итак, обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких операций как: анализ, синтез, сравнение, обогащение. Характеризует детское творчество и те психические процессы, которые включаются в художественную деятельность. И как правильно заметил один из видных педагогов А. А. Волкова: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. Мы видим, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребёнка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям более ярко воспроизводить в своём творчестве виденное ими»

    В процессе изобразительной деятельности в детском саду и начальной школе оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно – творческой деятельности, на фоне которого будет в дальнейшем формироваться художественная культура человека.

    Изодеятельность является обобщающим весь жизненный опыт ребёнка то есть чем больше у него опыт, тем интереснее и содержательнее его работы в лепке, рисовании, аппликации.

    Художественно – творческая деятельность тесно связанна с различными видами искусства и различными художественными деятельностями.

    Делая вывод, можно сказать так, что изобразительная деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе.

    Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Поэтому объединенными усилиями педагогов и воспитателей формируем у детей устойчивый интерес к школе, учебе, делаем для них поступление в школу радостным и приятным событием.
    Коллектив нашего детского сада старается создать такие условия воспитания и обучения, при которых привычнее знания, приобретенные ребенком в детском саду становились бы нормой. А совместная работа детского сада и школы помогает нашим воспитанникам легко и безболезненно адаптироваться к школьной жизни.

    Основной целью всей нашей работы является обеспечение эмоциональной комфортности, понимая обеспечение возможности реализации потребности в общении и интересах между детским садом и школой.

    В ДОУ осуществляется взаимосвязь и преемственность в работе специалистов и воспитателей. Воспитатели ведут групповые и индивидуальные занятия для развития каждого воспитанника, благодаря которым создается целостное представление об уровне развития ребенка. С целью создания оптимальных психолого-педагогических условий, охраны и укрепления психического и физического здоровья детей в ДОУ функционирует психологическая служба, которая помогает решать проблемы отдельных детей в усвоении программы и развития эмоционально-волевой сферы, принимать совместные решения с педагогами и родителями по организации необходимых мер, направленных на их преодоление.

    Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Беседы и встречи бывших воспитанников детского сада, вызывают у наших ребят желание пойти в школу, интерес, убирает страх, вселяет уверенность в своих силах. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного выпускного года. В детском саду работает школа для родителей, будущих первоклассников, где родители получают квалифицированную помощь на родительских собраниях о том, как подготовить ребенка к школе, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.

    В детском саду царит атмосфера доверия, игры, соревнования и успеха. Включение детей в сферу организации совместной деятельности воспитателя с детьми строим на принципах добровольности и осознанности в условиях широкого выбора занятий по интересам.

    В ДОУ обеспечивается преемственность и непрерывность в содержании учебно-образовательного процесса с учетом возраста детей, используются разнообразные варианты взаимодействия детского сада и школы.

    Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуры, учитель-логопед в своей работе руководствуются разработанными рекомендациями и критериями готовности детей к обучению детей в школе, что способствует успешной адаптации детей от дошкольного к школьному детству. Таким образом, процесс преемственности и непрерывности в содержании образовательного процесса эффективно влияет на развитие и воспитание детей.

    В нашем детском саду особое внимание уделяется развитию творческих способностей в различных видах художественной деятельности: в хореографии, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности.

    Большое значение для развития дошкольника имеет организация дополнительного образования в детском саду, которое способно обеспечить переход от интересов детей, к развитию их способностей. На протяжении ряда лет, в нашем ДОУ функционировали кружки: хореографический «Антрэ»,вокальный кружок «Домисолька», изобразительной деятельности «Волшебный мир кисточки», «Тестопластика».

    Безусловно, к работе по реализации дополнительных образовательных услуг привлекались наиболее подготовленные профессиональные педагоги, обладающие коммуникативными качествами, стремлением к партнёрским отношениям с детьми, владеющие знаниями, достаточными для разработки авторской программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа.

    Воспитатели нашего ДОУ участвуют в конкурсах педагогического мастерства «Учитель года», в конкурсе психолого-педагогических программ «Инновация –Творчество –Успех», в конференциях «Проектная деятельность в дошкольном учреждении», в международном научно-практическом конференции «Искусство взаимопонимания: формирование культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения», издают публикации. Воспитанники тоже активно участвуют в разных конкурсах и занимают призовые места.

    Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения, поэтому мы накапливаем положительный опыт, повышаем качество услуг. Основная наша задача не только научить, развить, но и может быть к концу дошкольного, начального и школьного обучения достичь высоких результатов.

    А это возможно лишь в том случае, когда все структуры будут работать вместе, согласовано, на достижение поставленной задачи.

    Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

    Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов детского сада, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

    Формы преемственных связей

    • - Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
    • - Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми - дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);
    • - Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
    • - Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
    • - Проведение «дней выпускников» в ДОУ;
    • - Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
    • - Встречи родителей с будущими учителями;
    • - Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
    • - Игровые тренинги и практикумы для родителей детей дошкольного возраста.

    Успешная работа по преемственности может осуществляться только при совместной работе учителя и воспитателя.

    Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

    • - создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
    • - улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
    • - углубление интереса к жизни в школе;
    • - оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
    • - взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем,
    • - участие в педагогических советах,
    • - взаимное консультирование, семинары, мастер- классы;
    • - совместное проведение родительского собрания воспитателем и учителем, организация конференций,
    • - изучение программ воспитания в дошкольном учреждении и программы первого класса школы и др.
    • - психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
    • - проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
    • - взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
    • - открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
    • - педагогические и психологические наблюдения.

    В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и учебная информация. Поэтому лучше подготовить малыша к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

    Формы знакомства дошкольников со школой.

    Большую помощь могут оказать сюжетно-ролевые игры, в частности, игра «В школу».

    Любая сюжетно-ролевая игра включает в себя пять компонентов. Сюда входят:

    • 1. Вещи - физическое, естественное или созданное человеком окружение.
    • 2. Место - арена, на которой происходит действие.
    • 3. Актерский состав - участвующие люди.
    • 4. Организация - нормы и правила, которые регламентируют действия людей, информация.
    • 5. Смысл идей, которые требуется усвоить.

    Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику.

    Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого используют:

    • 1. Экскурсии (к зданию школы, затем в библиотеку, в спортивный зал, в класс, в столовую).
    • 2. Рассматривание картины «Школа»
    • 3. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.
    • 4. Рисование на темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс».
    • 5. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.
    • 6. Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда.
    • 7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
    • 8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.
    • 9. Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
    • 10. Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
    • 11. Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
    • 12. Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
    • 13. Участие в театрализованной деятельности;
    • 14. Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

    Целесообразно не обрушивать на ребенка все школьные новшества сразу, а обратить внимание на некоторые или одну из сторон школьной жизни, а остальные компоненты ситуации пока не затрагивать. Пусть вначале это будут вещи, учебные принадлежности, школьная форма, которую можно рассматривать на картинках, а затем зайти в школу, посидеть за партой.

    Ребенок в щадящем режиме, без временного ограничения, ознакомится с видом и назначением вещей, которые вскоре станут его постоянным окружением. В другой раз стоит остановиться на нормах и правилах, попробовав в игре от лица «учителя» предъявить определенные требования к «ученику». Далее объектом внимания могут стать учебники, которые полезно не только посмотреть и пролистать, но и попробовать «понарошку» выполнить какое - либо простенькое задание.

    Важность проблемы воспитания положительного отношения к школе ни у кого не вызывает сомнений. От того, как будет проведена наша работа, будет зависеть ее успешность и результативность. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - так писал В.А. Сухомлинский о знакомстве детей со школой в дошкольном обучении.

    Воспитание положительного отношения к школе детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современной педагогики.

    Но мы не можем полноценно подготовить ребенка к школе, если не будем действовать с родителями в одном ключе.

    Педагогическое просвещение родителей.

    Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу. В работе с родителями можно использовать следующие формы работы:

    • - совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
    • - круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
    • - родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
    • - консультации с педагогами ДОУ и школы (Консультации на тему: «Как выбрать школу», «Что делать, если вашего ребенка не принимают в школу», «Немного об игре» и т.д.).
    • - встречи родителей с будущими учителями;
    • - дни открытых дверей;
    • - творческие мастерские;
    • - анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе (Анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться»);
    • - образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
    • - семейные вечера, тематические досуги;
    • - визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.): Устный журнал
    • - «Ваш ребенок - будущий первоклассник»
    • - «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику».
    • - «8 советов родителям будущих первоклассников».
    • - Выставка на тему: «Это нужно для школы».

    Издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении.

    Заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

    Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

    Известно, что «гладкой» преемственности в развитии человека не бывает и любой переход в новое состояние, даже самый приятный - это всегда стресс.

    Поскольку обойтись без стрессов практически невозможно, надо попытаться «сделать» их менее вредными и более полезными для развития.

    Преемственность - это плавный переход из дошкольного учреждения в школу.

    Ребенок не должен бояться нового здания, но и не должен настолько привыкнуть к нему, чтобы пропал эффект новизны, неожиданности, привлекательности.

    Преемственность детского сада и школы.

    Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

    Преемственность на дошкольной ступени обеспечивает сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности - игровой - как фундаментального образования дошкольного периода. На начальной ступени - опору на имеющий уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности - учебной - как фундаментального образования младшего школьного возраста и форм взаимодействия с окружающим миром.

    Переход начальной школы на четырехлетнее обучение создает реальные возможности для решения проблемы преемственности образования детей от 3 до 10 лет и создания условий для плавного перехода из дошкольного детства к систематическому школьному обучению.

    Общие основы преемственности ДОУ и начальной школы составляют развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника; способности к творчеству и самостоятельности; творческого воображения.

    Цель взаимодействия

    1. Создание на территории «Детский сад - начальная школа» единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка.

    2. Реализация в ДОУ и начальной школе комплекса педагогических условий, направленных на организацию пространства духовного общения: организация предметной среды; смысловое общение с природой, искусством, другим человеком (ребенком, взрослым); эстетизация личного и окружающего пространства.

    3. Обеспечение преемственности закономерностей, принципов, методов педагогической поддержки становления духовного мира ребенка в ДОУ и начальной школы.

    4. Создание единой стратегии в работе с родителями.

    5. Обеспечение профессионального роста педагогов.

    Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 3 до 7 лет.

    1. Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково - символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).

    2. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.

    3. Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.

    4. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: языковое развитие как предпосылка изучения предмета «Русский язык», математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика», художественно - эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов в области «Искусство» и так далее.

    Основные направления программы

    Программой предусмотрены следующие основные направления педагогической поддержки становления духовного мира ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

    1. Организация ценностно - игровой деятельности как формы закрепления полученных представлений об общечеловеческих ценностях.

    2. Организация полноценного общения ребенка немыслима без активного участия семьи. Наиболее активная и эффективная форма общения родителей с детьми - совместный труд и отдых.

    3. Формирование: разумных материальных потребностей; гуманных отношений в коллективе; начальных детских убеждений; первичных представлений о ценности морали, единстве нравственных норм поведения.

    4. Создание ситуации успеха в любом виде деятельности.

    Основные линии взаимодействия детского сада и школы

    1. Построение системы экологических отношений.

    2. Выработка этичного отношения ко всему окружающему.

    3. Осознание своего единства с миром через эстетические формы деятельности в этом мире - в формировании эстетического отношения к людям, событиям, явлениям и др.

    Содержательные компоненты преемственности.

    Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности, как дошкольника, так и школьника в процессе обучения.

    Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на оптимистической гипотезе.

    Деятельностный - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

    Содержательный - правильное соотношение между занятиями об окружающим мире, самом себе, процессе познания, установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.

    Коммуникативный - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения.

    Педагогический - постановка в центр воспитательно - образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

    Принципы педагогической поддержки, обеспечивающие становление духовного мира ребенка

    Ведущим принципов в данной программе является «принцип тре Э» - этико- , эколого-, эстетической субъективности ребенка в отношении к собственному духовному миру.

    Помимо ведущего принципа «трех Э» в основе программы заложен еще ряд принципов: свобода; воспитание в коллективе; целостность и преемственность воспитания. Все основывается насущной необходимости создания единого воспитательного пространства на территории «Детский сад - начальная школа», объединяющего воспитателей, учителей, родителей и самих воспитанников и обеспечивающего пространство духовного общения.

    Формы организаций педагогической поддержки:

    Творческие мастерские;

    Праздники, развлечения, занятия по интересам;

    Ассоциации педагогов, детей и родителей по совместной творческой деятельности;

    Этические беседы;

    Игра - труд;

    Экскурсия на природу;

    Прогулки;

    Конкурсы;

    Посещения музеев;

    Занятия в кружках;

    Средства:

    Активная самостоятельность детей: игровая; художественно - творческая; трудовая;

    Игрушки: дидактические, сюжетные, народные

    Литература: сказки, былины, мифы, истории, легенды, притчи

    Устное народное творчество;

    Природа родного края

    Искусство: изобразительное, поэзия, театральная деятельностью

    Религия: библейские сюжеты;

    Методы:

    Создание проблемных ситуаций;

    Коллективная, творческая, исследовательская, поисковая работа;

    Стимулирование: реакции - отклики, оценки, создание атмосферы открытости, снижение уровня тревожности и стресса;

    Игра;

    Духовно - нравственные и морально - эстетические беседы;

    Театрализованная деятельностью;

    Обсуждение;

    Практическая работа детей;

    Труд на природе;

    Наблюдения;

    Любование (молчаливое созерцание) ;

    Рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, диафильмов;

    Рассказ, чтение художественной литературы.

    Ожидаемый результат:

    1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне детского сада и начальной школы, подчиненность всего учебно - воспитательного процесса в детском саду и школе общей идее становления личности ребенка, развитию его обще интеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.

    2. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.

    3. Определение структуры и содержания учебно - воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.

    4. Разработка единых для детского сада и начальной школы принципов создания предметно - развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов.

    5. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.

    6. Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.

    Учитель начальных классов

    первой квалификационной категории

    Жукова Елена Сергеевна