Войти
Логопедический портал
  • Эссе учителя-логопеда
  • Дефектолог-логопед: что за специальность, где учиться
  • Логопедический массаж для детей в домашних условиях
  • Создание развивающей среды в логопедическом кабинете
  • Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Звуковой анализ слова: что это и как правильно его делать
  • Автоматизация звуков по методике М.Ф.Фомичёвой

    Автоматизация звуков по методике М.Ф.Фомичёвой

    Анотация: Статья адресована учителям-логопедам дошкольных учреждений. В ней представлен многолетний опыт работы по автоматизация звуков на начальных этапах обучения с помощью звуковых символов по методике М.Ф.Фомичёвой. Коллегам предлагается взять на вооружение один из способов работы с детьми у которых нарушено звукопроизношение. Данная методика подойдёт для автоматизации любого поставленного звука.

    Вот звук поставлен. И очень часто дальнейшая работа по автоматизации сводится лишь к повторению слогов и слов за логопедом,что приводит к скучному занятию.Поэтому предложенный вариант автоматизации звука с рисованием и одновременным проговариванием слова заинтересует ребёнка и разнообразит процесс обучения.

    Лучше, если эта работа будет проводиться в рабочей тетради дошкольника, так как отработанный материал с логопедом, в дальнейшем, родители смогут повторить и закрепить домашних условиях.

    Рассмотрим данную методику на примере звука Л.

    Итак, звук поставлен. Как же его ввести в речь?

    I этап. Автоматизация звука в прямых и обратных слогах

    Ребёнка знакомят со звуковыми символами М.Ф.Фомичёвой.

    Самолёт гудит Л-Л-Л
    Аня плачет А-А-А
    Оля охает О-О-О
    Поезд гудит У-У-У
    Медведь рычит Ы-Ы-Ы

    Двигая картинки по линиям-дорожкам,ребёнок одновременно произносит слоги прямые.

    Например:

    «Самолёт летит к Ане Л-Л-Л- ЛА»
    «Самолёт летит к Оле Л-Л-Л- ЛО»
    «Самолёт летит к поезду Л-Л-Л- ЛУ»
    «Самолёт летит к медвежонку Л-Л-Л- ЛЫ»
    Затем отрабатывают обратные слоги:
    «Аня едет к самолёту А-А-А-АЛ»
    «Оля едет к самолёту О-О-О-ОЛ»
    «Поезд едет к самолёту У-У-У-УЛ»
    «Медведь едет к самолёту Ы-Ы-Ы-ЫЛ»

    II этап: Автоматизация звука в словах

    Рассмотрим данный этап работы на примере звука Л. Логопед рисует картинку и задаёт вопросы ребёнку. Возможен вариант, когда ребёнок сам рисует или раскрашивает картинку.

    Примерные вопросы: «Что я рисую?», «Что закрашиваю?», «Что получилось?», «Какое слово напишу под картинкой?» и т.д.

    Таким образом, ребёнок проговаривает одно слово несколько раз, происходит автоматизация звука в слове.

    На странице в тетради ребёнка располагается 6 картинок вот таким способом:

    Если логопед или родитель не имеют художественных навыков, (а они здесь не главные), то можно заменить рисунки готовыми картинками.

    Таким способом набираются слова-картинки до тех пор,пока специалист не убедиться,что звук введён в речь на уровне слова. Как правило, подбираются сначала слова со звуком в начале слова (лампа, лупа, лодка, лыжи…,затем в середине слова c прямыми слогами (голуби, малыш, пила…) и в середине слова cо стечением согласных (платок, клубок, флаг…), лишь потом c отрабатываемым звуком в конце слова (стол, дятел, футбол…).

    III этап: Автоматизация звука в предложении

    Необходимо вернуться к первой картинке. Логопед предлагает ребёнку вместе составить предложение к данной картинке. Например: «Придумай имя мальчика или девочки,кто сел на лавку?» Если ребёнок затрудняется,то взрослый предлагает варианты имён: Лада или Лена?

    Так параллельно развивается фонематический слух. Логопед предлагает ребёнку подиктовать фразу,а сам записывает её под уже нарисованной ранее картинкой. Здесь помимо автоматизации звука, отрабатываются грамматические категории.

    Например: «Лада села на лавку».

    Выглядит это вот так:

    • У Аллы алый лак.
    • Лада села на лавку.
    • Михаил нашёл ландыши.
    • Володя долго копал лопатой.
    • Павел ходил по луже.
    • Волк выл на луну.

    Дальнейшие этапы автоматизации звуков могут проходить в классическом варианте. Это автоматизация звука в чистоговорках, стихах, текстах и самостоятельной речи.

    Надеюсь, что данный опыт работы будет полезен коллегам. Желаю успехов!

    Вольская Л.М.,
    учитель-логопед